Страница для моих учеников
Страница содержит материал для моих учеников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushchestvitelnoe.docx | 25.89 КБ |
slovarik_nravstvennyh_ponyatiy_dlya_napisaniya_sochineniya_9.docx | 22.87 КБ |
teoriya_k_oge_po_russkomu_yazyku.docx | 105.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Имя существительное
І. Заполните пропуски в предложении:
Имя существительное – это _________________, которая обозначает ____________________ и отвечает на вопросы______________________
ІІ.Перечислите морфологические признаки имени существительного
А) постоянные__________
Б)непостоянные___________
ІІІ. Какие утверждения являются верными:
1. Все имена существительные изменяются по числам.
2. Собственные имена существительные могут превращаться в нарицательные существительные с новым лексическим значением.
3. В предложении имена существительные не могут быть определениями.
4. Большинство имен существительных изменяется по числам, падежам и родам.
5. Существительное путь относится ко 2склонению.
6. Несклоняемые неодушевленные существительные иноязычного происхождения относятся преимущественно к среднему роду.
lV Укажите ошибочные утверждения:
- Имена существительные КУКЛА, РОБОТ,СНЕГОВИК – одушевленные.
- У существительных 2 склонения в предложном падеже пишется лишь окончание -е
- Имена существительные БРАТЬЯ, МУЖЬЯ имеют в своем составе суффикс –Й-
- Русские и украинские фамилии на –о и –их(-ых-) относятся к несклоняемым существительным.
- Сложное существительное НЕФТЕГАЗОПРОВО имеет 3 корня.
- Несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения , обозначающие животных, относятся к женскому роду.
V. Укажите словосочетание, в состав которых входит существительное
1. с жарким летом,
2. отдыхать летом,
3. потрудиться на славу,
4. не рассчитывай на славу.
Vl. Укажите словосочетания, в состав которых не входит существительное:
- Солнечное тепло,
- Стало тепло,
- С громким плачем,
- Тихо плачем.
Vll. В каком словосочетании слово ПОЦЕЛУЙ является
А) именем существительным,
Б)глаголом.
1. поцелуй маму----------------,
2. поцелуй мамы__________
Vlll. Какие синтаксические функции в предложении выполняет имя существительное, употребленное в форме именительного падежа. (Найдите полный ответ)
А)любого члена предложения и обращения,
Б0подлежащего,
В)сказуемого,
Г)обращения, подлежащего, сказуемого.
lX. Какую синтаксическую роль :
а) подлежащего
б)сказуемого
в)дополнения
г)обстоятельства
д)определения – играет слово БРАТ в предложениях:
1. Это пальто брата?____________________
2. Учитель мой – брат?__________________
X Допишите предложения:
- К разносклоняемым существительным относятся_________________
- К существительным общего рода относятся____________________
Xl. Допишите предложение:
- Имена существительные , имеющие во всех падежах одну и ту же форму слова, называются______________________________
Xll. Укажите разносклоняемые существительные:
- Конь 6. Заря,
- День, 7. Дыня,
- Натиск, 8. Пламя,
- Путь 9, пуля,
- спиннинг, 10. Воля.
Xlll. Укажите «лишнее» слово в каждой колонке:
- темя, 4. Стремя,
- племя, 5. Семя,
- баня, 6. Вишня.
XlV. Допишите предложения:
- У РАЗНОСКЛОНЯЕМЫХ существительных в дательном и предложном падежах пишется буква____________________
- У существительных 1 склонения в дательном и предложном падежах пишется буква___________________________
XV. Укажите несклоняемые существительные:
- Горе, 4. Табло,
- Тире, 5. Повидло,
- Море, 6. Весло.
XVl. Укажите «лишнее» слово в каждой колонке
- Домино, 4. Пальто,
- Кино, 5. Ситро,
- Окно, 6. Олово.
XVll. Установите соответствие между несклоняемым существительным (колонка 1) и падежом (колонка 2)
- В ателье, а)именительный
- Без кашне, б)родительный
- По радио, в)дательный
- К шоссе, г)винительный
- На табло, д)творительный
- До метро. Е)предложный
XVlll. Укажите ряд несклоняемых имен существительных:
А)женского рода,
Б)мужского рода:
1. интервью, меню, жюри____________________________________
2. кофе, пенальти, сирокко____________________________________
3. салями, кольраби, авеню____________________________________
XlX. К какому роду –
А)женскому,
Б)среднему,
В)мужскому – относятся несклоняемые существительные:
1. кенгуру, шимпанзе, какаду
2. эскимо, кимоно, пианино.
XX. К какому роду –
А)мужскому,
Б) женскому,
В)среднему – относится несклоняемое существительное КОНГО в сочетаниях:
1. государство Конго,
2. река Конго
Xl. Укажите словосочетания с грамматической ошибкой:
- Тетрадь Елены Гинзбург
- Тетрадь Льва Гинзбург
- Книга Марии Левченко
- Книга Юрия Левченко
Xll. Укажите в каждой колонке «лишнее» существительное (учитывая его род)
1.КБ, 4. АТС,
2. ОТК, 5. ГАИ,
3. НИИ, 6. ПТУ.
XXlll Укажите существительные общего рода:
- Квартира, 5. Замарашка,
- Портьера, 6. Промокашка,
- Задира, 7. Вышка,
- Карикатура, 8. Вспышка.
XXlV. Укажите в каждой колонке «лишнее» существительное:
- Соня, 5. Забияка,
- Громила, 6. Неженка,
- Замарашка, 7. Лакомка,
- Злюка, 8. Заправила.
XXV. Укажите существительные, с которыми не пишется слитно:
- (Не)трусость, а храбрость, 5. (не)альбом
- Вовсе (не) храбрость 6. Отнюдь(не) красавица
- (не)аккуратность 7. (не)друг, а враг
- (не) книга 8. (не)правда
XXVl. Укажите существительные, с которыми НЕ пишется раздельно
- (не)внимательность 5. (не)зависимость
- (не)примиримость 6. (не)точность
- (не)вежа 7. (не)дерево
- (не)сила 8. (не)воля
XXVll. Укажите в каждой колонке «лишнее» существительное:
- (Не)лепость 5. (не)нависть
- (не)друг 6. (не)годование
- (не)взгоды 7. решительность
- (не)брежность 8. (не)вежа
XXVlll. Укажите в каждой колонке существительное с орфографической ошибкой
- Неудача 5.не ложь
- Недоумение 6. Не горе
- Немедведь 7. Не былицы
- Неполадки 8. Не роза
XXlX. Приведите для каждого существительного синоним с НЕ-:
- Глупость_____________ 5. Бессилие________________
- Горе_________________ 6. Подозрительность________
- Рассеянность___________ 7. Свобода___________________
- Смелость______________ 8. Узник___________________
XXX. Приведите для каждого существительного антоним с НЕ:
- Осмотрительность__________ 4. Избыток_________________
- Чистюля__________________ 5. Вёдро___________________
- Симпатия_________________ 6. Успех____________________
XXXl. Установите соответствие между условием выбора орфограммы (колонка1) и именем существительным с орфограммой (колонка2)
- НЕ_ приставка, используется а)(не)лепица
Для образования нового б)(не)масло
Слова. Пишу слитно. В)(не)урожай
Г)(не)плотник
- Имеется слово, подчеркивающее д)(не)работа
Отрицание. Пишу раздельно. Е)(не)правда, а ложь
- НЕ – часть корня или приставка, ж) далеко (не)сила
Без которой слово не употребляется,
Пишу слитно.
- Имеется противопоставление с
союзом А. Пишу раздельно.
XXXll. Допишите предложения:
- Выбор букв е/и в суффиксах –ек/-ик зависит от_______________
- Выбор букв ч/щ в суффиксах –чик/-щик зависит от_____________
XXXlll. Допишите предложения:
- В окончаниях существительных после шипящих и Ц пишется буква О____________________________________
- В окончаниях существительных после шипящих и Ц пишется буква
Е____________________________________
XXXlV. Укажите, в каком ряду орфограмма «гласные в суффиксах существительных –ек, -ик.
А) имеется
Б)отсутствует.
1. парик, ямщик, ящик_________________________________________
2. ключик, фонарик, мячик______________________________________
XXXV. Укажите, в каком ряду существительных пишется суффикс а)-ек, б)-ик.
- горош..к, ящич..к, платоч..к, замоч..к, крючоч..к
- Карандаш..к. плакат..к, конверт..к, столб..к, самолет..к.
XXXVl. Укажите, в каком ряду существительных пишется суффикс а)ЧИК, б)ЩИК-
- Объезд..ик, заказ..ик, ответ..ик, перевод..ик, смаз..ик.
- Фонар..ик, обой..ик, покуп..ик, прессов..ик, стеколь..ик.
XXXVll. Укажите слова с орфографической ошибкой:
- Зайчонок 5. Мячом
- Волчонок 6. Шорох
- Чолка 7. Крыжовник
- Девчонка 8. Шопот
XXXVlll. Установите соответствия между именем существительным (колонка1) и морфологическим разбором (колонка 2)
1.(хранить) в банке (деньги), а)одуш., нариц., ж.р.,1 скл., ед. ч. Р.п.
2.(у)странницы Б) нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., ед.ч.,П.п
3. (хранить) в банке (варенье) в)нариц., неодуш., ж.р., 1скл., ед.ч., Р.п.
4. (у) страницы г)нариц., неодуш., м.р., 2скл., ед.ч., П.п.
Ключи
І. Часть речи, предмет, кто?что?
ІІ. А) одушевленность – неодушевленность, нарицательность, род, склонение; б) число, падеж.
ІІІ. 2,6
ІV. 1,6
V. 1,4
VІ. 2,4
VІІ. 2а, 1б
VІІІ. Г
ІХ. 1д, 2б
Х. 1. Десять существительных ср.рода на –мя и существительное ПУТЬ; 2. Существительные с окончанием –а,-я, обозначающие качества людей.
ХІ неслоняемыми
ХІІ. 4,8
ХІІІ. 3,6
ХІV. 1. И, 2.е
ХV. 2, 4
ХVІ. 3,6
ХVІІ. 1е, 2б. 3в, 4в, 5е,6б
ХVІІІ. 3а, 2б
ХІХ. 1в, 2б
ХХ. 1в, 2б
ХХІ. 2,3
ХХІІ. 1,6
ХХІІІ. 3,5
ХХІV. 2,8
ХХV. 3,8
ХХVІ. 4,7
ХХVІІ. 2,7
ХХVІІІ. 3,7
ХХІХ. Нелепость, несчастье, невнимательность, неустрашимость, немощь, недоверчивость, независимость, невольник
ХХХ. Неосторожность, неряха, неприязнь, недостаток/нехватка, ненастье, неудача
ХХХІ. 1в, 2ж, 3а, 4е
ХХХІІ. 1.того, выпадает ли буква при склонении, 2. Предшествующей согласной корня.
ХХХІІІ. 1. Под ударением, 2. В безударном положении.
ХХХІV. 1б, 2а
ХХХV. 1а, 2б
ХХХVІ. 1б, 2а
ХХХVІІ. 3,8
ХХХVІІІ. 1г, 2а, 3б, 4в.
Предварительный просмотр:
Словарик нравственных понятий для написания сочинения 9.3.
- Нравственный выбор – это ситуация, в которой человеку приходится принимать или не принимать трудные для себя решения во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями
- Драгоценные книги - это те книги, которые становятся путеводной звездой читателя, на всю жизнь формируют его идеалы и мировоззрение. Это дорогие нашему сердцу сокровища литературы, произведения, благодаря которым мы познаём нравственные уроки жизни.
Драгоценные книги – это книги, которые мы особенно ценим, потому что они помогают нам найти ответы на многие вопросы, формируют наш характер, книги, к которым мы готовы обращаться снова и снова. Такие книги становятся другом и советчиком человека, завораживают его, делают участником событий, описанных на их страницах.
- Что такое сильный характер? На мой взгляд, сильный характер – это такое сочетание душевных свойств человека, которые позволяют человеку поступать по совести, проявлять смелость, ставить интересы окружающих выше собственных. Сила характера проявляется, прежде всего, в поступках человека в самых опасных жизненных ситуациях.
- У каждого человека есть мечта, но что же мы вкладываем в понятие «мечта»? Я считаю, что мечта - это желания и стремления человека, которые он считает самыми важными в своей жизни. Мечта - это высшая цель, к которой все стремятся, а осуществление мечты помогает людям стать счастливыми, потому мы бережет мечту сильнее всего.
- Дружба – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Я считаю, что настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать. Свою точку зрения я могу подтвердить конкретными примерами.
- Воображение – чудесная способность, которая дарит человеку возможность жить в выдуманном мире и быть тем, кем хочется. Счастлив тот, кто наделён талантом воображения!
- Люди испокон веков воздают славу смелым. Но что же такое смелость? На мой взгляд, смелость – это качество человека, которое заключается в способности подвергнуть свою жизнь опасности ради благополучия окружающих. Смелым обычно называют человека, который совершает подвиг, который без раздумий и беспокойств о себе бросается на помощь нуждающимся.
- Что такое любознательность? На мой взгляд, любознательность – это потребность узнавать новое, раскрывать тайны мира. Самая большей ценностью для любознательного человека, безусловно, является книга. Именно она способна удовлетворить все возрастающие потребности того, кто рьяно тянется к знаниям.
- Раскаяние – это чувство, которое может испытывать провинившийся в чём-либо человек, сочетающее в себе чувство вины за последствия своего поступка и сожаление по поводу его.
Это чувство наступает после совершения какого-либо нехорошего поступка и не оставляет человека в покое. И это не обязательно какое-нибудь серьёзное преступление. Это может быть обычный проступок, за который человеку не только стыдно, но и очень жаль, что так произошло.
- В сознании людей преданность – это высшее положительное качество. Давайте разберемся в это понятии. Итак, что же такое преданность и в чем заключается ее ценность? На мой взгляд, преданность – это способность оставаться верным близким даже в самые трудные времена, это проявление любви и заботы вне зависимости от обстоятельств. Преданность близких позволяет человеку чувствовать себя защищенным, дает силы справляться с разными невзгодами.
- С детства нас учат, что нужно быть добрым. Но что такое доброта? На мой взгляд, доброта – душевное качество человека, которое проявляется в стремлении сделать что-то хорошее для другого без умысла, просто так, это бескорыстная помощь окружающим. Доброте люди учатся с самого детства неслучайно, ведь именно доброта делает жизнь лучше, полезнее.
- Взаимопомощь, взаимовыручка, поддержка, а главное, дружба- эти качества даже в тяжелых условиях способны придать силу, уверенность и волю к жизни. Даже самый сильный человек, если он один, может сломаться под гнетом бед и неудач, и именно товарищи и друзья помогут ему в трудную минуту.
- Великодушие – это такое качество, которое позволяет людям проявлять щедрость, доброту. Великодушный человек не думает о собственной выгоде, он в первую очередь заботится о других, даже в самых сложных ситуациях.
- Любознательность — это желание постигать мир, узнавать новую информацию самостоятельно или с помощью доступных источников, например книг. Я считаю, что без любознательности процесс самообразования невозможен, ведь именно это качество рождает желание знать больше.
- Мир вокруг нас меняется каждую секунду. Это происходит благодаря целеустремленности человека. Но что такое целеустремленность? На мой взгляд, целеустремленность – это важное качество сильной личности, которое проявляется в стремлении достичь поставленной цели несмотря на все препятствия. Целеустремленность отдельно взятой личности может стать причиной глобальных изменений в обществе и природе.
- Раскаяние – это чувство, которое может испытывать провинившийся в чём-либо человек, сочетающее в себе чувство вины за последствия своего поступка и сожаление по поводу его.
Это чувство наступает после совершения какого-либо нехорошего поступка и не оставляет человека в покое. И это не обязательно какое-нибудь серьёзное преступление. Это может быть обычный проступок, за который человеку не только стыдно, но и очень жаль, что так произошло.
- Каждый человек временами в своей жизни переживает непростые времена. Одни борются до последнего, другие же сразу сдают свои позиции. Для того, чтобы бороться с разными трудностями, необходимо иметь сильный и уверенный характер.
Сила характера заключается в способности переживать трудности и выходить из них победителем. Человек с сильным характером в состоянии добиться поставленных целей, даже если на пути будет много помех. Дело в том, что ни каждый человек способен взять на себя ответственность за происходящее. Однако, пока он этого не сделает - ничего не сдвинется с места. Для того, чтобы это сделать нужно иметь сильную волю и уметь убеждать себя в том, что это сделать необходимо.
- Душевность – редкое качество человека, которое заключается в доброте, милосердии, умении сопереживать и воспринимать невзгоды других людей как свои. Душевным человеком называют того, кто по-доброму относится ко всем людям без исключения, пытается поставить себя на место этих людей.
- Решительность – это качество характера, благодаря которому люди совершают, как великие поступки, так и великие глупости. Но, как известно, в любом случае лучше попробовать и получить бесценный опыт, чем вечно сидеть без дела или обдумывать свои поступки, но так их никогда и не совершить. Именно для того, чтобы сделать что-нибудь полезное, или необычное, или именно то, что в данный момент хочется тебя, для этого нужна незаурядная решительность.
Данная черта характера очень важна. Ведь часто может случиться, что твое мнение противоречит мнению окружающих, а, значит, и твои поступки будут противоречить их мировоззрению. И только решительность поможет тебе довести свои действия до конца, поможет осуществить все задуманное в жизнь, даже если это будет не нравиться окружающим.
- Нравственный выбор – это ситуация, в которой человеку приходится принимать или не принимать трудные для себя решения во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями
- Что такое тщеславие? Какого человека можно считать тщеславным?
Словарь дает такое объяснение этому слову: "Тщеславие - это стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, это желание ежедневно и ежечасно чувствовать своё превосходство над другими, это стремлении к почёту и похвалам, часто не заслуженным".
Я тоже считаю тщеславие отрицательной чертой характера. По моему мнению, это пустое высокомерие, кичливость. Тщеславный человек радуется каждому хорошему слову, которое он слышит о себе, но еще больше такой человек падок на лесть.
- Дружба – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Я считаю, что настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать. Свою точку зрения я могу подтвердить конкретными примерами.
- Совесть – это чувство, которое ощущает человек при совершении злого поступка. Мы можем ощутить это чувство, когда совершим плохой поступок. Совесть не только стыдит человека за содеянное, она предупреждает и несовершенные злые действия. Лишь только, человек задумает подлость, как тут же начинает сомневаться, спорить с самим собой, и в конце концов, отказывается от плохого поступка.
- Нравственный выбор
- В моем понимании, взросление — это смена моральных ценностей, принятие ответственности не только за себя, но и за других людей. Со взрослением человек начинает анализировать свои собственные и чужие действия, делать какие-либо выводы.
- Жестокость – это грубое отношение к людям и животным. Жестокость говорит о том, что человек считает себя вправе наносить ущерб кому-либо, причинять боль, душевные мучения и страдания. Жестокость – это разрушительная сила. И это утверждение можно доказать конкретными примерами.
- Нравственный выбор
- В моём понимании, смелость -это умение бороться со своими страхами и побеждать их, способность проявлять храбрость и отвагу, решительность и независимость. Смелость не всегда проявляется в больших свершениях, она видна и в малых поступках.
- Жизненный опыт – это тот багаж мудрости, знаний, навыков и умений, который человек приумножает всю свою жизнь. Из поколения в поколение опыт передается от родителей к детям, от людей зрелого возраста к молодежи. Это помогает людям учиться на чужих ошибках и избегать собственных. Но может ли чужой опыт спасти от собственных бед, и в каких ситуациях он действительно помогает?
- Драгоценные книги
- Человечностью называют качество, которое присуще людям доброжелательным и снисходительным к чужим ошибкам. Человечность – это сочувствие ближнему, готовность помочь нуждающимся. На мой взгляд, в современном обществе люди должны быть добрее друг к другу, ведь сегодня в мире, итак, много зла.
- Все мы знакомы с таким понятием, как сила. Сила может быть физической, она определяет уровень физической подготовки каждого из нас. Но кроме силы физической, существуют другие понятия, как сила характера, сила духа, сила воли и прочие.
Сила - с этим маленьким словом связанное множество добродетелей и пороков, ошибок и истин, радости и бед.
С одной стороны, сила порождает почет, власть, ощущение собственного достоинства. Но, с другой - власть, которая опирается на грубую силу, люди ненавидят, почет тех, что окружают легко переходит в лесть или зависть, ощущение собственного достоинства оборачивается себялюбием и чванливостью.
- Доброта — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.
Что такое доброта? Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Доброта - это гармония всех человеческих качеств, В человеке одновременно присутствует полноценность, любовь, красота, честь, совесть, правда, дружба, мир.
- Жизненный опыт
- Любовь – это высшая ценность в жизни человека. Именно данное качество делает жизненный путь людей светлее и радостнее. Я считаю, что любовь важна на пути каждого человека.
- Сознательность - склонность адекватно и разумно понимать и оценивать окружающее, совершать обдуманные поступки.
Предварительный просмотр:
Теория ОГЭ
по русскому языку
2020 год.
Задание 2. Теория. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
Грамматическая основа – это главные члены предложения. Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого (или только одного из главных членов предложения).
Подлежащее – то, о чем говорится в предложении.
Сказуемое – это что говорится о подлежащем в предложении.
Подлежащее и сказуемое могут быть выражены любой частью речи.
Подлежащее
- Подлежащее должно стоять в И.п.
- Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ не могут быть подлежащим.
- В придаточной части СПП в роли подлежащего могут выступать союзные слова КОТОРЫЙ, ЧТО, КТО.
- Подлежащее может быть выражено одним словом (любой частью речи) или словосочетанием.
Подлежащее = словосочетание
1. Сущ. в И.п. + С + сущ в Т.п. (кто с кем, что с чем)
Пример: Брат с сестрой шли по дороге. (сказуемое должно быть во мн.ч)
!!! Брат с сестрой шел по дороге!!!!! (в этом предложении подлежащее – брат)
2. Числ (сущ.) + сущ. в Р.п. (количество деятелей)
Слова много, мало, несколько, большинство входят в подлежащее.
Примеры:
Пять тетрадей лежало на столе.
Двое ребят шли по дороге.
Часть группы осталась в стороне.
Много ребят пришло в аудиторию.
3. Слово в И.п. + ИЗ +слово в Р.п. (кто-то из кого-то, что-то из чего-то; часть целого)
Примеры: Двое из нас пришли. Трое из ребят остались.
4. Начало, середина, конец + сущ. (значение фазы) Пример: Наступило начало сентября.
5. Фразеологизм (устойчивое неделимое словосочетание) или метафора.
Примеры: Белые мухи летали в воздухе. (белые мухи=метафора снежинок)
На небе расстилался млечный путь.
6. Неопределенное местоимение от …кто …что +имя
Пример: Что-то неприятное было в его облике.
Сказуемое
Сказуемое бывает:
1. Простое глагольное сказуемое (ПГС)
2. Составное
-именное сказуемое (СИС)
-глагольное сказуемое (СГС)
1. ПГС может быть выражено 1 словом или несколькими словами.
1. Глаголом в любом наклонении (условном, изъявительном и повелительном) и времени (настоящем, прошедшем и будущем).
Он пришел. Он идет. Он будет идти. Он пойдет. Пусть он идет. Они пришел бы. (Все частицы, образующие наклонения и время входят в состав ПГС.)
2. Инфинитивом (начальной формой глагола). Курить – здоровью вредить.
3. Глагольным междометием (бац, хвать, толк, прыг). Она прыг да скок.
4. Фразеологизмом (неделимым словосочетанием).
Фразеологизм можно заменить на одно слово. Он бил баклуши= ленился.
5. Глаголом + модальной частицей (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)
Частицы : либо образуют форму слова (повелительное наклонение глагола, сослагательное наклонение (бы, б), либо добавляют оттенок значения.
2. СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ (в состав входит глагол связка)
- СГС (составное глагольное сказуемое) = глагол-связка + инфинитив
Способы выражения глагола-связки:
1) Глаголы со значением "начало", "продолжение", "конец действия".
Я начал читать. Я продолжил читать. Я закончил читать.
2) Модальные глаголы = отношение к действию (хочу, могу, желаю, люблю, ненавижу и др).
Я люблю петь. Я хочу есть. Мне нравится гулять.
3) Словами можно, нужно, надо и т.д Можно выйти? Нужно верить.
Примечание: Инфинитив не всегда входит в состав сказуемого. Он может являться второстепенным членом предложения.
Ситуации, при которых инфинитив не входит в состав сказуемого:
1. Инфинитив и вспомогательный глагол обозначают действия разных лиц.
Они просили ее спеть. (они просили, а действие «спеть» совершает другой деятель)
Доктора запретили курить.
2. Инфинитив относится к глаголу движения.
Он пришел посмотреть фильм. (посмотреть – обстоятельство цели)
3. К инфинитиву можно задать вопрос «КАКОЙ?» В таких случаях инфинитив относится к подлежащему, а не к сказуемому.
Желание гулять посетило его только сейчас.
- СИС (составное именное сказуемое) = глагол связка+ имя (сущ, числ, прил...)
Способ выражения глагола-связки:
1. Бытийные глаголы (быть, становиться, делаться, казаться, являться, бывать, называться и т.д.)
2. Глагол движения в бытийном значении (можно заменить на был, казался)
Примечание:
1. Обратите внимание на то, что в настоящем времени связка может отсутствовать:
Он врач. (составное именное)
2. Различайте БЫТЬ в роли связки и БЫТЬ в роли глагола в значении «находиться, существовать».
!!!!!Он был здесь вчера. (=присутствовал)
Быть = связка, Он был умным.
Быть=существовать. Он был здесь.
Второстепенные члены предложения
К второстепенным членам предложения относятся:
Определения (отвечают на вопрос «какой?», обозначают признак)
Дополнения (отвечают на вопросы косвенных падежей - всех падежей, кроме И.П. )
Обстоятельства (отвечают на вопросы: где, куда, откуда, как, почему, когда, с какой целью и т.д.)
Второстепенные члены предложения могут быть:
- обособленными*/неособленными
- распространенными**/нераспространенными
*Обособленный – значит выделенный запятыми с двух сторон (или с одной, если стоит в конце или в начале предложения)
**Распространенный - имеющий зависимые слова.
Обособленным может быть любой второстепенный член предложения.
Обособленное определение (часто так называют причастный оборот, но не только его.)
Обособленным определением может быть и одиночное прилагательное.
Обособленное обстоятельство (так часто называют деепричастный оборот, однако может выражено и другими частями речи)
Двусоставные и односоставные предложения
Двусоставное предложение – это предложение, в котором есть и подлежащее, и сказуемое.
Односоставные предложения – это такие предложения, в которых есть только подлежащее или только сказуемое.
Односоставные предложения делятся на:
1. Определенно-личные (в таких предложениях нет подлежащего, но вместо него можно подставить Я,МЫ,ТЫ,ВЫ) Хожу по городу, ничего не замечаю.
2. Неопределенно-личные (нет подлежащего, но вместо него можно подставить ОНИ)
Ходят тут, смотрят.
3. Обобщенно-личные (нет подлежащего. Как правило, это пословицы и поговорки)
Цыплят по осени считают.
4. Безличные предложения в них нет подлежащего, нельзя ничего подставить, действие совершается непонятно кем)
- явления природы. Вечереет. Смеркается.
- состояние человека. Мне грустно. Мне тошно.
- отсутствие чего-либо. НЕТ, НЕ БЫЛО, НЕ БУДЕТ, не осталось, не хватило На небе нет ни облачка. У него не было сил сражаться.
- инфинитив. Нужно много заниматься. Всем молчать. Быть грозе.
- краткое страдательное причастие . Об этом много сказано.
5. Назывные предложения (в них отсутствует сказуемое). Ночь. Улица. Фонарь.
Односоставные предложения могут входить в состав сложного предложения.
[Ночь], и [всем стало так спокойно].
Полные и неполные предложения
Неполные предложения – это такие предложения, в которых может быть пропущен любой член предложения. Его, как правило, можно восстановить из контекста.
Отличие между неполными и односоставными заключается в том, что односоставные не требуют восстановления.
Я люблю яблоки. Он - апельсины. (неполное)
Простое осложненное предложение
Простое предложение - предложение с 1 грамматической основой.
Осложненное простое предложение - это предложение, в составе которого есть:
• однородные члены предложения.
• обособленные определения или приложения, дополнения, обстоятельства.
• вводные конструкции
• вставные конструкции
• слова-обращения
• уточнение
• сравнительный оборот
Сложное предложение
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – предложения с 2 или более грамматическими основами.
Сложне предложения делятся на:
Сложносочиненные предложения (ССП)
Сложноподчиненные предложения (СПП)
Сложные бессоюзные предложения (БСП)
ССП (сложносочиненное предложение) - это такое предложение, в котором несколько грамматических основ связаны между собой сочинительными союзами. Части ССП равноправны, между ними можно поставить точку. |
СПП (сложноподчиненное предложение) - это предложение с несколькими грамматическими основами, соединенными подчинительными союзами. От одной главной части задается вопрос к придаточной (зависимой части).
|
СПП с несколькими придаточными |
БСП (бессоюзное сложное предложение) - это такое сложное предложение, между частями которого нет союзов, предложения связаны по смыслу.
|
Способы передачи чужой речи
1. При помощи прямой речи
2. При помощи косвенной речи
Прямая речь – дословное воспроизведение чужого высказывания.
Прямая речь может стоять до, после или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон.
Косвенная речь – пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения без сохранения всех особенностей речи говорящего.
В косвенной речи все личные местоимения употребляются с точки зрения автора пересказа. (В косвенной речи не используется местоимения в 1 лице; обращения, междометия и др. опускаются.)
Прямая речь может иметь форму диалога.
Диалог оформляется двумя способами:
Каждая реплика дается с новой строки, перед каждой репликой ставится тире
— Ты придешь?
— Не знаю.
Реплики следуют в строку:
«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты им знаком?» — «Я им сосед» (А. С. Пушкин).
Цитата — это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.
Цитаты оформляются как прямая речь или как продолжение предложения.
1. Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью:
Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».
2. Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы):
Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное ... это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».
Цитата может быть приведена не с начала предложения:
Писарев писал: «...красота языка заключается в его ясности и выразительности».
«...Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев.
3. Если автор или редактор подчеркивает в цитате отдельные слова, это оговаривается в скобках с указанием инициалов автора или слова Ред. — редактор: (подчеркнуто нами. — Е. Л.) или (курсив наш. — Ред.).
4. Если автор вставляет в цитату свой пояснительный текст, то он помещается в прямых скобках:
«Он [Пушкин], — писал Гоголь, — при самом начале своем уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа».
Цитата как продолжение предложения
Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста:
Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин).
Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть. Есенин
Теория для задания 3 ОГЭ по русскому языку. Пунктуационный анализ.
1. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ: тире, запятая, двоеточие
Тире и другие знаки препинания между подлежащим и сказуемым Между подлежащим и сказуемым, как правило не ставятся знаки препинания, за исключением случаев, когда между подлежащим и сказуемым находится обособленный член предложения или вводное слово, обращение и др.
Не ставится: если есть связки, частица НЕ. |
Знаки препинания при однородных членах (запятая, двоеточие, тире) Запятая ставится:
Двоеточие ставится: |
Знаки препинания при обособленных определениях Определение обособляется,
Я взял книгу, лежавшую на полке, и отнес ее сестре.
Цветок, благоухающий и красивый, рос под окном.
Сытый, он отправился гулять. Он, сытый, отправился гулять.
Дуб рос в лесу, величественный и прекрасный. |
Знаки препинания при приложении: Запятыми выделяется
Мне, человеку одаренному, сложно жить в этом мире.
Звезды, живые цветы неба, горели над нами.
Собака, по кличке Фунтик, лежала на коврике.
Один только казак, Максим Голодуха, вырвался дорогою из татарских рук.
Мне не очень нравится эти цветы – ромашки. |
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах Обстоятельство обособляется:
Он шел, думая о жизни, по улицам Москвы. Поев, он пошел гулять.
Он читал лежа.
Работал спустя рукава |
Знаки препинания при сравнительных оборотах:
К концу охоты, словно на прощанье, утки стали подниматься большими стаями. Косте было легче, нежели остальным.
Честолюбие есть не что иное, как жажда власти.
Он пошел с нами в лес как проводник.
Она словно ожила.
Мне пришлось превратиться в рака не более как на час.
Бледный как смерть. Сидеть как на иголках. |
Другие случаи постановки тире в простом предложении:
Поезд Москва – Петербург. Мы изучаем литературу XVIII – XIX веков.
Я живу в Петербурге. Мой друг – в Казани. |
Знаки препинания при уточняющих и пояснительных членах предложения Уточняющим называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член предложения, после которого он стоит, и служащий для уточнения (обычно он сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом). Уточняющие члены могут быть распространенными и нераспространенными. Уточняющими могут быть любые члены предложения:
От его мастерства зависит многое, в том числе и решение главного вопроса. |
2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ: тире, запятая, двоеточие
Запятая в сложносочинённом предложении ССП – это сложное предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, связанных сочинительными союзами.
Уже садилось солнце, и горизонт пылал тихим огнем.
На улице ярко светит солнце и поют птицы.
Кто вы такие и что вам здесь нужно? |
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении СПП - это сложное предложение, состоящее из главного и зависимого (придаточного) предложения, связанных подчинительными союзами (что, когда, если, хотя, потому что, чтобы и т.д.).
(Когда взошло солнце), мне стало радостно. (ставится 1 запятая между двумя частями)
Я пошел домой, (когда начался дождь). (ставится 1 запятая между двумя частями)
Книга, (которую подарил мне друг), оказалась очень интересной. (придаточная выделяется с обеих сторон 2 запятыми)
Я знаю, что ты очень любишь дом, который принадлежал твоей бабушке. (запятой отделяется каждая часть СПП)
Когда наступил вечер, стало так холодно, что я не смог больше оставаться на улице.(запятой отделяется каждая часть СПП)
Я знаю, что на улице светит солнце, поют птицы. (запятая ставится между однородными придаточными, не соединенными союзами) |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении БСП – сложное предложение, части которого не соединены союзами.
Около мельничных колес раздавались слабые звуки: капли падали с лопат, сочилась вода сквозь засовы плотины.
Печален я: со мною друга нет.
Испуганная лосем, Настенька изумленно смотрела на землю: гадюка по-прежнему лежала, свернувшись колечком.
Я смотрел все напряженнее - их все не было.
Вышли на обрыв - подуло свежим ветром.
Он подал знак рукою - все притихли. |
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи В таких предложениях важно правильно определять границы предложений и связи между частями сложного предложения.
Павел прекрасно понимал, что, если бы не она, не приехала бы Таня домой.
Дима прожил на свете двадцать три года, и если большинство из нас склонно упиваться прошлым или грезить о будущем, то Дима увлечен настоящим днём... |
3. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ, ВВОДНЫХ СЛОВАХ И СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ
Знаки препинания при обращениях Обращение — это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Обращение не является членом предложения, к обращению не задается вопрос.
Дорогие друзья, милости просим за стол. Неужели ты всерьез так думаешь, Петр Иванович?
Ребята и взрослые, мы рады видеть вас на нашем празднике.
Старик! О прежнем позабудь... (Лермонтов).
Эй, вы, дармоеды! Вон отсюда! Эй, ты! Заканчивай уже работу! |
Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях Вводные слова и словосочетания – это слова и словосочетания, обозначающие отношение автора высказывания к высказываемой мысли или к способу ее выражения. Они не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопрос, в произношении выделяются интонационно и пунктуационно.
Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми:
Он, я думаю, неплохой человек.
Мелодия белорусской песни (если вы ее слышали) несколько однообразна, но в ней есть своя прелесть. |
4. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ, ЦИТИРОВАНИИ
Слова автора предшествуют прямой речи |
Белинский писал: «….».
«Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский).
Береги честь смолоду. |
Теория задание 4 ОГЭ по русскому языку.
Синтаксический анализ словосочетания: заменить словосочетание синонимичным.
Формулировка задания Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: жизненная цель
Алгоритм выполнения
- В задании необходимо заменить словосочетание с какой-либо связью синонимичным словосочетанием с другой связью.
- Вид связи в словосочетании определяется а) по зависимому слову и б) по вопросу.)
- Определите главное слово в словосочетании. От него задается вопрос к зависимому. Главное слово оставляем неизменным. А зависимое слово подбираем в соответствии с тем, в какой вид связи необходимо преобразовать словосочетание.
- Если нужно преобразовать словосочетание из согласования в управление, то найдите главное слово и оставьте его неизменным, а зависимое измените на однокоренное существительное. При необходимости используйте предлог. (деревянный стол – стол из дерева)
- Если нужно преобразовать словосочетание из управление в согласование, то зависимое существительное нужно будет заменить однокоренным прилагательным, поставив его в тот же род, число и падеж, что и главное слово. (волнение без причины – беспричинное волнение)
- Если нужно преобразовать словосочетание из управления в примыкание, тогда зависимое слово (существительное с предлогом или без) нужно заменить на однокоренное наречие. (сказать с вызовом – вызывающе сказать)
- Если нужно преобразовать словосочетание из примыкания в управление, то зависимое слово (как правило, наречие) необходимо заменить на однокоренное существительное с предлогом. Существительное нужно поставить в тот падеж, которого требует главное слово. (грустно посмотрел – посмотрел с грустью)
Словосочетание – сочетание двух и более слов, связанных подчинительной связью.
В словосочетании есть главное слово и зависимое слово.
Главное слово – это то, от которого задается вопрос.
Зависимое слово – это то, к которому задается вопрос.
Виды связи в словосочетании
Согласование – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово согласуется с зависимым в роде, числе и падеже. Изменение формы главного слова ведет к изменению формы зависимого. При согласовании зависимое слово может быть выражено: прилагательным, причастием, местоимением (указательным, определительным, притяжательным, кроме ЕГО, ЕЕ, ИХ), числительным (порядковым и количественным числительным в косвенном падеже и числительным ОДИН) | Управление – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово управляет зависимым при помощи косвенного падежа с предлогом и без. Другими словами, управление бывает предложным и беспредложным. Зависимое слово может быть выражено существительным, местоимением или их эквивалентами. | Примыкание – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором к главному слову примыкает зависимое неизменяемое слово (слово, которое не имеет форм словоизменения). В качестве зависимого слова в примыкании выступает: наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная степень прилагательных и наречий, местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ, неизменяемые прилагательные, несогласованные приложения, выраженные существительными. |
Не являются словосочетаниями: грамматическая основа, однородные члены предложения, фразеологизмы, составная сравнительная и превосходная степень прилагательных и наречий, повелительной наклонение глагола, сложная форма будущего времени и существительные с предлогами. Примеры: Он читает. Яблоки и груши. Бить баклуши. Более красивый. Самый умный. Пусть поет.Буду петь. В течение недели. (не являются словосочетаниями) |
Теория задания 5. ОГЭ 2020.
Все правила правила орфографии можно условно разделить на 2 группы:
Написание зависит от части речи слова, которое необходимо написать правильно.
Написание зависит от части слова, в которой находится орфограмма.
Алгоритм выполнения задания 5 ОГЭ
- Обратите внимание на то, что в словах нет пропущенных орфограмм. Это значит, что важно предварительно разобрать слово по составу и/или определить часть речи.
- Определяем часть речи каждого слова и делим слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания)
- Внимательно читаем правило, данное после слова.
- Если написание зависит от части слова (например, гласные в корне, правописание приставок, то соотносим написанное правило с необходимой частью данного слова.
- Если написание слова зависит от части речи, то вспоминаем общее правило для необходимой части речи, соотносим с правилом, данным в задании.
- Внимательно читайте формулировку задания и объяснение написания каждого слова. Иногда ошибка кроется в том, что слово отнесено не к той части речи или же, к примеру, не к тому склонению, следовательно и само правило не может работать.
Правила, которые необходимо знать для решения задания 5 ОГЭ по русскому языку.
1. Гласные после шипящих и Ц
Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц
Исключения: например, брошюра, жюльен, парашют, жюри и т.д.
Исключения: скерцо и т.д. некоторые заимствованные имена собственные :Цюрих, Друцэ, Цявловский и др.
Исключения: цыпленок, цыкнул, цыц, на цыпочках, цыган (Ы в корне) и некоторые имена собственные; слова на -ЦИЯ, ЦИОННЫЙ: нация, революция и т.д. |
2. Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц
Написание О/Ё после шипящих зависит от морфемы (от того, где находится О/Ё) и от части речи.
Примеры: чёрный – чернеть, но слово "шорох" – нельзя проверить. |
Примеры: врачом, алычовый, но дирижёр. |
Примеры: бережёшь, включённый, тушёнка – от глагола тушить. |
3. Употребление мягкого и твердого знаков
Ь знак употребляется для обозначения мягкости, Ъ - для обозначения твердости.
Также и Ь, и Ъ бывают разделительными.
Мягкий знак пишется:
Примеры: конь, ночь, бережешь, отрежь, вскачь, воробьи, подьячий, вьюга. | Твердый знак пишется:
Примеры: подъезд, съемка, адъютант, субъект, двухъярусный. |
4. Правописание корней Правописание гласных в корнях можно разделить на три правила: проверяемые гласные в корне, непроверяемые гласные в корне, чередующиеся гласные в корне
Проверяемая гласная в корне В части слов гласная в корне проверяется путем подбора однокоренного слова, в котором эта гласная находится под ударением. | Непроверяемая гласная в корне Правописание непроверяемых гласных в корне проверяется по орфографическому словарю. |
- Чередующиеся гласные в корне
КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕ А//О:
МАК – в значении «погружать в жидкость», МОК – «пропускать жидкость». | КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ Е//И:
|
5. Правописание приставок
- Правописание неизменяемых приставок Неизменяемые приставки "под, над, об, с, от, пере, про, пра, за, о, у, до, по, на, в, вы, пред, поза и др." пишутся всегда одинаково в любых словах. | - Правописание приставок на ..З и ..С
Примеры: Бездарный, беспечный.
|
- Правописание приставок ПРЕ и ПРИ
Написание приставок ПРЕ/ПРИ зависит от значения.
| ПРИ пишется в значении:
|
Слова с ПРЕ/ПРИ, которые надо запомнить: приоритет, преамбула, президент, премьера, прерогатива, претендент и много других слов. |
6. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)
Правописание суффиксов зависит от части речи слова.У существительных и прилагательных есть суффиксы , которые пишутся всегда одинаково. Например, тор, ник, тель, чик, щик, изн, еств, чив, лив и др. Есть суффиксы, написание которых подчиняется правилам
- Правописание суффиксов существительных ЕК/ИК (ЕК пишется в существительных, если при изменении по падежам Е выпадает: горшочек- горшочка, ИК – если при изменении по падежам гласная сохраняется: ключик – ключика) | - Правописание суффиксов прилагательных ИВ/ЕВ: ИВ пишется под ударением, без ударения – ЕВ (красИвый, форелевый) |
- Правописание суффиксов глаголов: ОВА/ЕВА, ЫВА/ИВА: | - Правописание суффиксов наречий: Суффикс А пишется, если в наречии приставка ИЗ/ДО/С (издавна) |
- Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
-Н/НН в прилагательных (от имени существительного) | |
НН пишется:
В прилагательных, образованных от существительных с основой на Н (сон-сонный) | Н пишется:
Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный, безветренный. |
-Н/НН в причастиях и отглагольных прилагательных В причастиях и прилагательных, образованных от глаголов | |
НН пишется: | Н пишется: |
Исключения: невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, долгожданный, недреманный, окаянный, желанный, жеманный, священный, медленный. |
Н/НН в кратких прилагательных/причастиях
|
7. Правописание падежных и родовых окончаний Написание окончаний существительных зависит от склонения (1,2,3)
Написание окончаний прилагательных зависит от ударения/вопросительного слова/ а также от существительного, к которому относится прилагательное.
8. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Правописание личных окончаний глаголов Правописание личных окончаний глаголов зависит от спряжения глагола
Исключения: | Правописание суффиксов причастий
Если причастие образовано от глагола I спряжения, то в причастии пишутся суффиксы: УЩ, ЮЩ, ОМ, ЕМ.
В страдательных причастиях прошедшего времени |
Слитное и раздельно правописание НЕ с частями речи |
Правописание частицы НЕ зависит от части речи слова.
|
Правописание НЕ и НИ |
Следует различать: |
Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи Следует различать предлоги, союзы и частицы. Предлоги ставят следующее слово в нужный падеж, соединяют слова в предложении. Союзы не меняют соседние слова и соединяют однородные члены или предложения в составе сложного. Частицы добавляют оттенок смысла слову или создают форму повелительного, условного наклонения, будущего времени глаголов. |
Примеры: Я пришел, чтобы (для того чтобы) победить. (И) Я тоже хочу в парк. (И)Он также был там. Он был не очень красивым, зато (но) хорошим.
!!!Частицы можно убрать, без изменения смысла, но если это части союзов и др. частей речи, то убрать их не получится.
Как проверить: попытайтесь вставить слово.
СЛИТНО, если существительное начинается на согласную (полпомидора).
|
Правописание словарных словТакие слова следует запомнить.
Теория для задания 7 ОГЭ по русскому языку. Анализ средств выразительности.
Тропы: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота.
Алгоритм выполнения задания 7 ОГЭ
1) Внимательно прочитайте задание, выделив для себя, какое именно средство выразительности необходимо найти.
2) Для выполнения задания 3 достаточно знать следующие термины: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота.
3) Не путайте метафору, сравнение и сравнительный оборот:
Метафора – скрытое сравнение, потому не содержит ни союзов, ни лексических средств выражения сравнения.
Сравнение может быть выражено несколькими способами (не только при помощи союзов) Об этом читайте ниже.
Сравнительный оборот – разновидность сравнения, в котором словами-подсказками будут союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧЕМ и др.
4. Особую сложность представляет нахождение фразеологизмов. Чтобы найти фразеологизм, важно знать:
А) фразеологизм часто можно заменить одним словом.
Вешать лапшу на уши = обманывать.
Б) фразеологизм - это словосочетание. Если его разделить на отдельные слова, то его значение теряется.
Например, фразеологизм "бить баклуши" = лениться, но по отдельности слово «бить» - значит нанести удар , а «баклуша» = обрубок древесины.
В) некоторые фразеологизмы настолько часто употребляются в речи, что мы перестали обращать на них внимание, потому такие выражения как «играть роль», «иметь в виду», «от всего сердца», «не покладая рук», «от мала до велика», «плыть по течению» «сгорать от нетерпения» мы не воспринимаем как фразеологизмы, однако их тоже нужно научиться замечать в тексте.
Г) к фразеологизмам не относятся предложно-падежные сочетания вроде «под мышкой», «с кондачка»
5. Отличайте эпитет от обычного прилагательного, причастия.
Стальной утюг: «стальной» – обычное определение, которое обозначает материал, из которого изготовлен утюг. «Стальной» взгляд: «стальной» – (эпитет) яркое, образное определение, которое употребляется в переносном смысле.
6. В зависимости от искомого средства выразительности можно подобрать стратегию анализа предложений.
- Например, вам необходимо найти эпитет. Вы знаете, что эпитет – это образное определение. Само толкование термина подсказывает, что проверить необходимо каждое определение в предложении.
- Если нужно найти метафору или фразеологизм, то анализируйте словосочетания в предложении.
- Если ищете сравнение или сравнительный оборот, смотрите на внешние признаки: союзы, ищите слова «похож, подобен» или существительное в форме Т.п. и др.
Средства выразительности: теория
- МЕТАФОРА - скрытое сравнение, основанное на переносе признаков одного явления на другое по принципу сходства. «...Да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову» (Стародум в комедии «Недоросль», д. 3, Форнивизин ).
«Куда ланит девались розы.
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей»
(«О, как убийственно мы любим...», Тютчев).
«...За Кремлем горит заря туманная...» («Песня про... купца Калашникова», Лермонтов).
«...Душа моя высохла» (Любовь Андреевна в комедии «Вишневый сад»,д. 2, Чехов. ).
«Ведь, если звезды зажигают — значит это кому-нибудь нужно?.. Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?» («Послушайте!»).
«Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий» («Матренин двор», Солженицын).
«..Дыша духами и туманами.
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка...» («Незнакомка», Блок).
- РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА - ряд взаимосвязанных метафор, в котором предыдущая метафора вызывает следующую.
Фет. «Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную. Учуять ветр с цветущих берегов...»
Гончаров. «...Он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу» («Обломов», ч. 4, глава 9).
Чехов. «Люблю, люблю... Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу» (Любовь Андреевна в комедии «Вишневый сад», д. 3).
Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины... Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж Бог знает!» («Герой нашего времени», предисловие).
- «СУХАЯ» МЕТАФОРА – оборот, который изначально был метафорой, но утратил свою образность. Примеры: ножки стола, нос корабля, хвостик петрушки, часы идут, мысли разбегаются, спор разгорелся
- ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — перенос свойств живых существ на неодушевленные предметы и явления.
«Задекламирует чердак
С поклоном рамам и зиме,
К карнизам прянет чехарда
Чудачеств, бедствий и замет»
Б. Пастернак «Про эти стихи»
«Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном переплете»
М. Цветаева «Книги в красном переплете»
«Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье...»
А. Пушкин «Во глубине сибирских руд...»
- ЭПИТЕТ – яркое, образное определение, которое несет особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет бывает выражен прилагательным.
Тютчев. «...И льется чистая лазурь На отдыхающее поле...» («Есть в осени первоначальной...»).
Есенин. Волки грозные с тощих полей» («Русь»).
«Взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно спокоен» (психологический портрет Печорина в романе «Герой нашего времени», глава «Максим Максимыч»).
«...И первый бешеный скачок
Мне страшной смертию грозил.
М. Лермонтов «Мцыри»
Лермонтов. «И снился мне сияющий огнями вечерний пир в родимой стороне.
«И долго еще определено мне чудной властью идти рука об руку с моими странными героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы!» («Мертвые души», глава 7).
По низменному берегу, На Волге, травы рослые, Веселая косьба» («Кому на Руси жить хорошо», ч. 2, «Последыш», глава 1).
- ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение.
Он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове» («Шинель»).
«Индейкам и курам не было числа....» («Мертвые души», глава 3).
Некрасов. «Пусть увеличит во сто крат мои вины людская злоба...» («О Муза! я у двери гроба...»).
Островский. «Я с ума сойду от радости...» (Борис в драме «Гроза», д. 3, сцена 2).
Гончаров. «...Барину видна была только одна необъятная бакенбарда, из которой так и ждешь, что вылетят две-три птицы» («Обломов», ч. 1, глава 2
Есенин. «Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз...» («Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»).
«Это труднее, чем взять тысячу тысяч Бастилий» («Облако в штанах»).
Грибоедов. «А в те поры все важны! В сорок пуд...» (Фамусов в комедии «Горе от ума», д. 2). Пуд — старая русская мера веса, равная 16,38 кг. Фамусов употребляет гиперболу: конечно, вельможи, даже и в Екатерининскую эпоху, не могли весить 650 кг.
- ЛИТОТА – чрезмерное преуменьшение.
Генералы даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»),
«Сократил он их так, что некуда носа высунуть...» («Дикий помещик»),
Лев Толстой. «Он оглянулся на пруд, с которого неслись крики и хохот... Все это голое, белое человеческое мясо с хохотом и гиком барахталось в этой грязной луже, как караси, набитые в лейку» (о князе Андрее Болконском в романе-эпопее «Война и мир», т. 3. ч. 2, глава 5).
«...Ни звука русского, ни русского лица Не встретил...» (Чацкий о французике из Бордо, д. 3).
- СРАВНЕНИЕ – сопоставление нескольких предметов или явлений по принципу сходства. Сравнение может быть выражено:
1) Сравнительным оборотом – сравнение, выраженное при помощи союзов как, точно, словно, будто, как будто и т. д.
«...Я сам, как зверь, был чужд людей И полз, и прятался, как змей» («Мцыри»).
Булгаков. «Белогрудый твердыми, как поручни автобуса, и столь же холодными пальцами, ничего более не говоря, сжат Аннушкино горло так, что совершенно прекратил всякий доступ воздуха в ее грудь» («Мастер и Маргарита», глава «Извлечение Мастера»).
Салтыков-Щедрин. «...Висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше словно муха ходит — это он самый я и есть! — отвечал мужик» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).
Гоголь. «Еще военный все-таки кажет из себя, а как наденет фрачишку — ну точно муха с подрезанными крыльями» (Городничий в комедии «Ревизор»)
2) Лексически: при помощи слов «похож, подобен, похожий, подобный, походит, напоминает, наподобие, вроде и др.»
Грибоедов. «Кричим — подумаешь, что сотни голосов'...» (Репетилов в комедии «Горе от ума», д. 4).
Пушкин. «Ныне злобно, Врагам наследственным подобно, Как в страшном, непонятном сне, Они друг другу в тишине Готовят гибель хладнокровно...» («Евгений Онегин», глава 6).
Горький. «Подвал, похожий на пещеру» (ремарка в начале пьесы «На дне»).
3) Существительным в творительном падеже:
«Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежалина небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев» («Мертвые души», глава 6).
Камчатским медведем без льдины Где не ужиться (и не тешусь!). Где унижаться — мне едино» («Тоска по родине! Давно...»).
Шолохов. «Въехали хищниками, так в голубую зимнюю ночь появляются около жилья волки...» («Тихий Дон», кн. I, ч. 3, глава 5).
4) Сравнительной степенью прилагательного или наречия
Солженицын. «Этот черпак для него сейчас дороже воли, дороже жизни всей прежней и всей будущей» («Один день Ивана Денисовича»).
Лермонтов. «...И мы сплелись, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом...» («Мцыри»),
Жуковский. «...Мертвец (Лик мрачнее ночи)...» («Светлана»),
Пастернак. «...Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез» («Февраль. Достать чернил и плакать!..»).
- ФРАЗЕОЛОГИЗМ – устойчивое словосочетание.
Гончаров. «Обломов был не в своей тарелке...» («Обломов», ч. 2, глава 11).
«Я чаю, небо с овчинку показалось...» (Пугачев — Гриневу в повести «Капитанская дочка», глава «Незваный гость»).
Маяковский. «Двери вдруг заляскали, будто у гостиницы не попадает зуб на зуб» («Облако в штанах»),
Это был человек старого закала, не разделявший новейших воззрений» (слуга Петр в романе «Отцы и дети», глава 2).
«Впрочем, он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку» (о значительном лице в повести «Шинель»).
Теория для задания 8 ОГЭ по русскому языку. Лексический анализ.
Определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления; подбор синонимов, антонимов.
Формулировка задания: Найдите в тексте синонимы к слову ЯЛИК (предложение 16).
Выпишите один из этих синонимов.
Лексическое значение слов
Лексическое значение слова – это закрепленное в языке содержание слова, которое отражает информацию о предмете, процессе, явлении и т.д. В русском языке слово может иметь одно или несколько значений. Языковые (зафиксированы в словарях) Контекстные – слова, близкие по значению только в данном тексте (не зафиксированы в словарях) Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению. Языковые Например: молодой — старый, умный — глупый, холодный — горячий, начало — конец, дружба — вражда, рождение — смерть, высоко — низко, хорошо — плохо, приезжать — уезжать, любить — ненавидеть, встречать Контекстные – слова, приобретающие противоположное значение в условиях данного текста. Например: И вот, громадный, горблюсь в окне, плавлю лбом стекло окошечное. Будет любовь или нет? Какая — большая или крошечная?» (В. Маяковский) |
Стилистическая окраска слова
Лексика с точки зрения стилистической окраски бывает:
|
Лексика по сфере употребления
С точки зрения употребления лексика бывает:
|
Происхождение слов
С точки зрения происхождения лексика русского языка состоит из:
Например: мать, брат, сестра, два, три, берег, болото, ветер, бобр, волк, выдра, гусь, брать, быть, вертеть и др.
Например: бордо, боржоми, ампер, ватт, абстрактный, доктрина, импорт, экспорт, аншлаг, армия, ахинея, эвакуация, эдем, экран, элемент вафли, графин, гений, герой, анкета, кеды и т.д. |
Активный и пассивный запас лексики
Лексика активного запаса |