Мои методические разработки

Кожушко Ирина Николаевна

Статья содержит рекомендации о том, как осуществлять нравственное воспитание на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание на уроках русского языка

Кожушко И.Н.

 

«Есть много родов образования и развития,

 и каждое из них важно само по себе,

 но всех выше должно стоять

образование нравственное »,

В.Г.Белинский.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить ребенка от мира жестокости и грубости, познакомить школьника с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Урок – важнейшая организационная форма процесса познания мира учащихся. От того, как дети познают мир, какие убеждения формируются у них, зависит весь строй их духовной жизни.

Какие же уроки в большей степени развивают умение общаться, способствуют нравственной стабилизации личности, выработке нравственных идеалов, нравственной основы поведения? Конечно, уроки русского языка и литературы. Трудная, почти непосильная задача стоит перед учителем, призванным будить души людей и наполнять красотой и добром. Как помочь ребенку найти свое место и быть услышанным? Как научить различать добро и зло? Как научить быть внимательным к окружающим и любить свою родину? Изо дня в день учитель ставит перед собой эти вопросы и маленькими, аккуратными шажками продвигается к своей цели.

Если проблеме нравственного воспитания придавать серьезное значение и проводить регулярную работу, нацеленную на ее решение, то труд не будет напрасным.

Годы работы в школе меня привели к убежденности, что в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и в том, что они подчас не реализуются или реализуются не полностью, виноваты только мы – взрослые, - педагоги, родители, все, кто окружает ребенка. По моему мнению, именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному психологическому и социальному искажению личности. Поэтому в своей педагогической деятельности вопросы воспитания нравственных чувств и убеждений    учащихся я всегда ставлю во главу угла.

Предмет «русский язык» школьник часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил, поэтому задача воспитания интереса к урокам русского языка очень важна и актуальна. В основе работы по воспитанию интереса к предмету уделяю постоянное внимание  изобразительным возможностям русского языка, тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Красота и богатство русского языка в полной мере могут раскрыться лишь в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке, цель которой – пробудить интерес к слову. Так, раскрывая выразительные возможности фонетического строя русской речи, используются поэтические тексты, ибо поэзия – искусство звучащего слова. Дети с интересом наблюдают за глухими и свистящими звуками, которые ассоциируются с таинственными ночными шорохами, шуршанием в стихотворении К. Бальмонта:

Порою ночною в глубокой тиши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

Урок должен быть наполнен таким языковым материалом, который бы не оставил ученика равнодушным.

С целью формирования и развития нравственных основ поведения использую высказывания выдающихся людей, которые влияют на понимание нравственных ценностей в жизни:

Тот, кто делает добро другим, сам от этого вкушает радость. (Наваррская М.)

Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.    (А.П.Чехов)

Источником нравственного опыта всегда служили пословицы, поговорки:

они отражают наиболее существенные стороны народного мышления, хозяйственного уклада и быта, морали и нравственности.

Лексика народных изречений отличается общедоступностью, неприхотливостью, ясностью, меткостью и - безобидностью. К тому же пословицы - превосходный тренировочный материал для разных видов лингвистического разбора. Главное достоинство - глубокое содержание, афористичность и чёткость: 

Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.  

 Будь милостив к  младшим и слушайся старших. 

Друга ищи, а найдешь – береги.

Большой запас нравственных оценок заключён во фразеологических оборотах.

Важно не только показать различия между свободным словосочетанием и фразеологическим, но и помочь учащимся вникнуть в те нравственные нормы, к которым имеют отношение многие фразеологизмы ( держаться до последнего, душа нараспашку, жить бирюком, ждать у моря погоды  и др.) Фразеологические  обороты, передавая то или иное понятие, создавая образ, в то же время выражают отношение говорящего к предмету высказывания. Верно употребляя фразеологизмы, ученик, соответственно, учится и нравственным оценкам, и нормам этических отношений.

Огромную возможность для развития нравственных качеств учащихся дают уроки развития речи. На таких уроках представляется большая возможность побеседовать с учащимися, вовлечь их в спор, обсуждая нравственные проблемы. Опыт небольших творческих работ нужен детям. В них проявляется личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия. Темы могут быть разные : «О доброте», «Что значит быть милосердным?» и т.д.

При подборе текстов для проведения диктантов по русскому языку , стараюсь, чтобы они отражали не только проверку орфографии и пунктуации по какой-либо теме, но и были воспитывающими.

Обладая знаниями различных методик, можно научить детей грамотно писать, выразительно читать, но для того, чтобы стать Человеком, одного этого мало. Нужно вырастить в первую очередь ЧЕЛОВЕКА, а потом уже математика, юриста, строителя, потому что живёт он не просто среди людей, но и для людей, а это обязывает ко многому.

Литература

  1. Васильева З.И. Изучение личности школьника . - М.: Педагогика, 1991. – 254 с.
  2. Граник Г.Г. Когда книга учит. - М.: Педагогика, 1991.-23 с.
  3. Караковский В.А. Воспитай гражданина. - М.: Московский рабочий, 1987.  – 78 с.



Предварительный просмотр:

Проект

«Выразительное чтение

как способ повышения

культурного уровня учащихся».

Цель проекта: изучение форм и методов повышения эффективности работы над выразительным чтением как способ повышения культурного уровня учащихся.

        Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

-привлечь к проекту учащихся;

-определить формы и методы, условия повышения качества выразительного, осознанного чтения;

-повысить качество обучения выразительному чтению как урочной , так и внеурочной деятельности;

-частично апробировать проект на сценической площадке, на конкурсах чтецов.

Гипотеза: если целенаправленно и систематически использовать методы и упражнения по развитию выразительности речи, то это позволит значительно повысить умение самостоятельно работать с текстом, развивать интеллектуальные, творческие навыки, развивать память, мышление и речь, развивать навыки беглого и осознанного чтения.

Участники проекта: учитель русского языка и литературы Кожушко И.Н., учащиеся среднего и старшего звена.

Теоретическая значимость проекта: выводы могут быть использованы в дальнейшей разработке проблемы.

Практическая значимость: проект позволит учащимся изучить инновационные приемы в работе по формированию выразительной речи как способе повышения культурного уровня учащихся, использовать практические рекомендации учителями-предметниками готовых модулей по изучаемым темам уроков, будет способствовать формированию у учащихся правильного понимания о выразительных средствах звучащей речи и развитие навыков пользования ими на практике, активизирует творческую деятельность, желание участвовать в различных творческих конкурсах.

        Методы исследования: показ (образцовое чтение учителя, слушание записи в исполнении артиста, показательное чтение лучших учеников), прием сопоставления, устное (словесное) рисование, наводящие вопросы, хоровое чтение, чтение в лицах, по ролям, художественное рассказывание, упражнения по тренировке дыхания, дикции, голоса.

        Продолжительность проекта: срок не ограничен. Этап «старт-финиш» ежегодно в течение учебного года.

        Ожидаемые результаты: повышение квалификации, профессиональной компетентности учителя, создание базы методических разработок уроков, внеклассных мероприятий, реализующих приемы обучения выразительному чтению художественных, публицистических, произведений, достойное выступление детей в различных видах театрального и художественного мастерства, расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.

        Способы реализации: работа с готовым текстом, с загадками, упражнения по развитию речи, на постановку дыхания, упражнения на совершенствование речевого аппарата.

Участники проекта:

  1. Минайлов Влад
  2. Старченко Роман
  3. Бель Надежда
  4. Кравченко Александр
  5. Тоцкая Виктория
  6. Брязгунова Алина
  7. Никулин Юрий
  8. Битюкова Дарья
  9. Расулова Эсмира
  10. Кожушко Виктория
  11. Бель Андрей
  12. Дымовских Настя
  13. Краченко Алина
  14. Расулова Зинфира
  15. Кравченко Даниил
  16. Битюкова Инна
  17. Шафоростова Лилия
  18. Никулина Настя


Предварительный просмотр:

Кожушко Ирина Николаевна,

 учитель русского языка и литературы

МКОУ «Ольховлогская ООШ»

Каменского муниципального района

 Воронежской области.

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Класс : 6

Количество детей: 4

Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол»

Тип урока: Урок повторения и обобщения изученного

Планируемые результаты обучения: Предметные: закрепление и обобщение знаний о значении, грамматических признаках, правописании, образовании и произношении глаголов.

 Метапредметные: применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применение полученных ЗУН для анализа языковых явлений на метапредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Технологии: информационно-коммуникативные, технология дифференцированного обучения, здоровьесберегающая технология, технология обучения Е.Ф.Шаталова – проверка цепочкой (у ученика, который первый справился с заданием, проверяет учитель, а у каждого следующего – предыдущий ученик), технология индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся.

Ресурс: УМК учебник Русский язык для 6 класса общеобразовательных учреждений автор Т.А.Ладыженская и др. –М.: Просвещение, 2016

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Используемые методы, приемы, формы

  1. Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята. Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная ваша задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показать, что мы знаем, и как умеем работать. Откройте тетради и запишите число и классная работа.

Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера  доброжелательности и творческой активности

Записывают число и классная работа

коммуникативные (умение слушать).

Наглядные (появляется 1-ый слайд).

  1. Мотивация к учебной деятельности

Послушайте  стихотворение П. Чеснокова и скажите, о какой части речи говорится в нем?

Посмотрите в свой учебник и скажите, есть ли еще в этом разделе темы, которые мы не изучили?

Слушают стихотворение, делают вывод, что речь пойдет о глаголе.

Просматривают учебник и делают вывод, что все темы изучены.

коммуникативные (умение слушать, аргументированно отвечать на вопросы).

Беседа.

Наглядные (появляется 2-ой слайд).

  1. Сообщение темы урока, постановка целей

Так чем же мы будем заниматься на нашем уроке? Сформулируйте тему нашего урока.

А какие цели вы поставите перед собой?

Дети формулируют тему и записывают в тетрадь.

Повторить и обобщить морфологические признаки глагола, правописание и произношение

)регулятивные - умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

2) познавательные - умение строить логическую цепь рассуждения;

3)коммуникативные - умение точно, правильно и логично излагать свою точку зрения.  

Создание проблемной ситуации. Эвристическая беседа.

Наглядные (появляется 3-ий слайд).

  1. Актуализация опорных знаний

А знаете ли вы, что по частоте употребления глагол занимает 2 место  после имен существительных. На 9 тысяч  слов приходится 2,5 тысячи глаголов.

 Вам было дано задание узнать, откуда появилось это странное слово «глагол»?.

У А.С.Пушкина есть такие строки: «И, обходя моря и страны, глаголом жги сердца людей». Найдите средство выразительности в этих строках и скажите, что оно обозначает?

Да, ребята, «глаголить» – в старину означало «говорить», значит эта метафора означает, словами покорять сердца людей, высказывать свое мнение так, чтобы расположить слушателей, достучаться до их сердец. А удалось ли Пушкину достучаться до наших сердец?

Да, в этом году исполнилось 180 лет со дня смерти поэта, но его произведения до сих пор восхищают нас, читателей. И я надеюсь, что творчество его будет бессмертно.

Ребята, впереди у нас ответственная и кропотливая работа. Обратите внимание: на ваших столах лежат листы с заданиями и карта успеха, в которую вы будете вносить баллы, заработанные при выполнении упражнений. А в конце урока мы подсчитаем, сколько баллов набрал каждый из вас и выставим отметки.

- Итак, начнем наш урок с  повторения теоретических сведений о глаголе. Перед вами первый лист заданий. Вам нужно закончить предложение. Каждый правильный ответ – один балл. Максимальное количество - 12

Дети отвечают., что слово «глагол» означало по –старославянски «слово», существовало и слово «глаголати»

Дети находят метафору.

Дети высказывают свое мнение

Рассматривают карту успеха

Выполняют задание, выставляют баллы

1) регулятивные: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение.

2) познавательные: уметь ориентироваться в дополнительной литературе, находить нужную информацию 3) коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Беседа

  1. Повторение и обобщение изученного

Итак, переходим к практической части нашего урока. «Переходные – непереходные» - так называется второй лист заданий. Давайте вспомним, какие глаголы называются переходными и непереходными?

С правой стороны листа записаны словосочетания. Прочитав их,  вы должны определить переходность глагола и буквами П и Н заполнить квадрат. Количество словосочетаний соответствует количеству клеток в квадрате. Максимальное количество баллов – 12.

Дети отвечают

Дети работают, затем при помощи слайда осуществляется проверка. Количество баллов заносится в карту успеха

1) регулятивные: уметь оценивать цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение.

2) коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Беседа

Наглядные (появляется слайд) с)правильными ответами.

Третий лист заданий – «Наклонение глагола». Прежде чем приступить к выполнению., отгадаем лингвистические задачки. О каком наклонении идет речь?

  1. «Я реально существую, в отличие от моих братьев, существую попеременно в каждом из времен – в настоящем, прошедшем и будущем
  • Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?

  1. «Я могло бы произойти, но только при определенных условиях. Меня легко узнать, со мной, как верный паж, всегда частица БЫ».
  • Как образуются глаголы в условном наклонении
  1. «Я постоянно хожу и заставляю других. Пусть я не существую в реальности и у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем».

Что обозначают глаголы повелительного наклонения?

Задание: исправить ошибки. Лишнее слово зачеркнуть и вписать в нижнюю строчку таблицы в нужный столбик.

Максимальное количество баллов - 3

Дети отгадывают загадки,  отвечают на вопросы

Дети выполняют задание, проверяют с помощью слайда, выставляют баллы

3)коммуникативные - уметь точно, правильно, логично излагать свою точку зрения, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи.

1) регулятивные-планирование своих действий;

2)познавательные- построение самостоятельного процесса;

Беседа

Наглядные (появляется слайд)

  1. Физминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок,

 на пятку,

Поскачите-ка вприсядку.

Глубоко теперь вздохните.

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

Глаголы какого наклонения вы услышали в этой рифмовке?

Дети выполняют команды, отвечают на вопрос

  1. Самостоятельная работа с самоконтролем

Четвертый лист заданий. Повторим правописание глаголов повелительного наклонения. Ваша задача – заменить глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида, выделить орфограмму №47 о правописании мягкого знака в глаголах повелительного наклонения. ( увеличивайте – увеличьте) Максимальное количество баллов - 4

Дети выполняют задание, затем по цепочке проверяют (технология Шаталова)

Выставляют баллы в карту

Прием «Проверка цепочкой» (технология Шаталова)

Пятый лист заданий .

Замени личные глаголы безличными

Ветер гнал листву.

Дождь смыл грязь.

Мокрый снег залепил окна.

Молния слепит глаза.

Максимальное количество баллов - 4

Дети выполняют задание, затем взаимопроверка

Выставляют баллы в карту успеха

1) регулятивные-планирование своих действий;

2)познавательные- построение самостоятельного процесса;

Прием «Взаимопроверка»

Шестой лист заданий

Орфограмма №48

От данных имен существительных образовать глаголы при помощи суффиксов –ова, -ева,  -ыва, -ива

Ночь, экзамен, чувство, формула, доказательство. Максимальное количество баллов -5

Дети образуют глаголы, затем  поочередно зачитывают записанные слова и исправляют ошибки друг у друга.

Ночь – ночевать и т.д.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Седьмое задание – морфологический разбор глагола.

2балла – о ошибок

1балл – 1 ошибка

0 баллов – 2 и более ошибок

Дети под диктовку записывают предложение. Свежая листва приятно пахнет.  Находят глагол и делают морфологический разбор.

Затем самопроверка

. Оценивать работу в соответствии с определённой ситуацией.

Наглядный, самопроверка ( на слайде)

  1. Рефлексия

  1. Домашнее задание

  1. Подведение итога

Восьмой лист заданий – «Исправь ошибки в образовании форм глаголов» 

Он всегда ложит локти на стол.

Сережа хотит помочь нам в решении задачи.

Илья Петрович, ляжьте, отдохните.

Маша, поедь на рейсовом автобусе.

Максимальное количество баллов -4

Ребята, мы всегда должны помнить, что речь человека – это его визитная карточка. Давайте будем бережно относиться к своему языку, глубоко, вдумчиво изучать его, стремиться говорить чистым, правильным литературным языком, читать как можно больше книг, грамотно писать, следить за соей речью и речью товарищей.

А теперь, ребята, подсчитайте количество баллов, которое вы набрали , и поставьте себе отметки.

Что было трудным на уроке?

-Что вызвало интерес?

2 задания  (одно обязательно для всех – закончить пословицы, другое со звездочкой – для желающих)

Наш урок подходит к концу. И я хочу , ребята, поблагодарить вас за ваше старание. Пусть у кого-то были промахи и неудачи, но благодаря сплоченности, дружбе,  мы сумели их преодолеть и получить хорошие отметки. Мне хочется пожелать вам не останавливаться на достигнутом, а идти дальше и дальше, совершенствовать открытия, узнавать новое, интересное. Продолжать овладевать русским языком. Счастливого пути!

Учащиеся ищут ошибку парами, спорят, совещаются. Спикер  оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

Выставляют баллы в карту успеха

  • умение анализировать информацию;
  • умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • умение критически оценивать полученную информацию.

1)регулятивные-оценка (выделение и осознание  учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

2)познавательные- рефлексия 

способов и условий действия, контроль  и оценка процесса и результатов деятельности.

3)коммуникативные-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения.

4)личностные- самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. .

Прием «Лови ошибку»

Беседа



Предварительный просмотр:

Уроки доброты

21 век. Новая эра, новый век. Каким он будет? В настоящее время общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.

Кто придет завтра на производство, в научные лаборатории, в школы и больницы, в сельское хозяйство, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России. Именно поэтому мы, взрослые, и прежде всего педагоги, должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. В воспитании этих качеств человека нам может помочь только литература, которая настроена на удивительную гармонию красоты видимой и красоты духовной. Именно на уроках литературы закладываются основы эстетического отношения к труду, к природе, к человеку. Здесь раскрывается красота человеческих отношений, величие любви к Родине, понимание красоты, подвига. И я надеюсь, что уроки доброты, вежливости, милосердия запомнятся моим ученикам, как и то, что не только слова должны быть добрыми, но и поступки.

За годы работы в школе я провела много уроков, способствующих воспитанию нравственных и патриотических  качеств учеников, но в своей статье мне бы хотелось поделиться опытом работы над рассказом В.Г.Распутина «Уроки французского» (6 класс).

Творчество В.Г.Распутина неизменно привлекает читателей разных возрастов. Рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы. Вслед за Шукшиным он мог бы сказать: «Главное для меня история души».

За несколько дней до урока детям было дано задание прочитать рассказ и подумать над вопросами: какие мысли и чувства вызывает рассказ? Что главное в характере мальчика? Как автор относится к своему юному герою?

Урок начинается с краткого сообщения учащегося о писателе. Он сопровождается красочной презентацией. За вступительным сообщением последовала краткая беседа по теме «Дети войны», в процессе которой ученики вспоминали такие известные произведения , как «Сын артиллериста» К.Симонова, повести «Сын полка» В.Катаева , «Иван» В. Богомолова и др. Это помогло воссоздать фон времени Великой Отечественной войны, а так же послевоенного времени, описываемого в произведении.

 Центральная часть урока – анализ рассказа «вслед за автором» (по ходу действия) – строится на основе домашнего задания, но включает и новые вопросы, и коллективную работу с текстом, предполагает различные формы речевой деятельности школьников: монологическую речь, участие в беседе, выразительное чтение, чтение по ролям. Прежде всего, выясняем общее впечатление. Рассказ и его герой понравился всем, хотя «читать было нелегко, так как автор повествует о тяжелом времени, об одиночестве, о жестокости и голоде». Ребята поняли главное в характере мальчика: «Герой привлекает силой характера, честностью, благородством». Они пришли к выводу, что самое существенное , определяющее в образе мальчика – это доброта и упорство в достижении цели. Вопрос о том, как жилось мальчику в родительском доме и у знакомых, не вызывает затруднений, но современные школьники несколько умозрительно представляют состояние голода. Чтобы они глубже проникли в мир чувств и переживаний героя, полнее представили авторскую позицию, учитель предлагает прочитать сцену о том, как весной, когда пришлось особенно туго, мальчик глотал сам и заставлял глотать свою сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса, ржи, чтобы развести посадки в животе…

Прочитанный отрывок вызвал сначала улыбку, а потом горькое чувство. Рассказчик, уже взрослый человек, не смеется над странной затеей детей. Критик И. Розенфельд писал: «Особую поэзию рассказов Распутина составляет умение отыскать и преподнести деталь, совершенно убедительную». Есть ли еще в тексте рассказа приметы трудного послевоенного времени? Только ли одному мальчику было трудно и голодно? Ученики легко находят эти многочисленные горестные  приметы, создающие фон повествования: «голод в тот год еще не отпустил», «колхозник в те годы рад был любой копейке», «жили мы без отца, жили совсем плохо», «тетя Надя одна мыкалась с тремя ребятишками».

Что мы знаем о мальчике, читая первые страницы рассказа? Ребята быстро выделяют необходимые факты: «учился хорошо, в школу ходил с удовольствием, …другого дела у меня здесь не было», в своей деревне «признавался за грамотея: писал за старух и читал письма», проверял облигации, первый из деревни едет в район учиться. Почему мальчик, который бежал за машиной после свидания с матерью «опомнился и убежал»? Ученики отвечают, что ему «стыдно за свою слабость перед матерью и перед всей деревней, он должен был оправдать надежды». Здесь впервые проявляется гордость характера мальчика, гордость человека, умеющего преодолеть свою слабость.

Характеризуя игроков в «чику», дети отмечают, что играли Вадик и Птаха не из-за голода, как мальчик, а из жадности и чувства собственного превосходства перед младшими. Почему же Вадик и Птаха избивают мальчика?  Им не нравится, что мальчик серьезен, что он отличник. Вадик чувствует превосходство мальчика и боится, что другие ребята тоже могут это понять.

Несомненно, что для шестиклассников эпизоды, связанные с Лидией Михайловной, значительно труднее. Выясняем, что в общении с учительницей вновь проявляется гордость, непреклонность, благородство мальчика: он очень голоден, но не хочет  есть дома у Лидии Михайловны, вежливо, но решительно отказывается принять посылку с макаронами.

В поединке с неподдающимся вначале французским языком писатель показывает его трудолюбие, упорство, желание учиться, преодолевать трудности.

В обобщающей беседе выясняем, какие нравственные уроки преподает своему ученику Лидия Михайловна, что главное в характере мальчика, как автор относится к своему герою? Писатель рассказывает не только об уроках нравственности, уроках человечности, которые совсем не по правилам дает молодая учительница, но и о смелости Лидии Михайловны, не побоявшейся грозного директора. А еще он поведал нам о мужественности мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки.

Писатель вспоминает о себе, одиннадцатилетнем мальчике, пережившем войну, послевоенные тяготы жизни.

Взрослым людям часто бывает стыдно перед детьми за плохие поступки, свои и чужие ошибки, трудности. «Уроки французского» оказываются «Уроками доброты» - так и назвал автор свою статью, в которой пишет, что смог отыскать свою учительницу благодаря этому рассказу. Он говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно; добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться  тому, от которого оно исходило.

Как хорошо, что доброта

Живет на свете вместе с нами.

Без доброты ты – сирота,

Без доброты ты – серый камень.