Мои методические разработки
Статья содержит рекомендации о том, как осуществлять нравственное воспитание на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozhushko_i.n._nravstvennoe_vospitanie_na_urokakh_russkoggo_yazyka_.docx | 22.78 КБ |
proekt.docx | 14.15 КБ |
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx | 31.98 КБ |
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_na_urokah_literatury.docx | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание на уроках русского языка
Кожушко И.Н.
«Есть много родов образования и развития,
и каждое из них важно само по себе,
но всех выше должно стоять
образование нравственное »,
В.Г.Белинский.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить ребенка от мира жестокости и грубости, познакомить школьника с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.
Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Урок – важнейшая организационная форма процесса познания мира учащихся. От того, как дети познают мир, какие убеждения формируются у них, зависит весь строй их духовной жизни.
Какие же уроки в большей степени развивают умение общаться, способствуют нравственной стабилизации личности, выработке нравственных идеалов, нравственной основы поведения? Конечно, уроки русского языка и литературы. Трудная, почти непосильная задача стоит перед учителем, призванным будить души людей и наполнять красотой и добром. Как помочь ребенку найти свое место и быть услышанным? Как научить различать добро и зло? Как научить быть внимательным к окружающим и любить свою родину? Изо дня в день учитель ставит перед собой эти вопросы и маленькими, аккуратными шажками продвигается к своей цели.
Если проблеме нравственного воспитания придавать серьезное значение и проводить регулярную работу, нацеленную на ее решение, то труд не будет напрасным.
Годы работы в школе меня привели к убежденности, что в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и в том, что они подчас не реализуются или реализуются не полностью, виноваты только мы – взрослые, - педагоги, родители, все, кто окружает ребенка. По моему мнению, именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному психологическому и социальному искажению личности. Поэтому в своей педагогической деятельности вопросы воспитания нравственных чувств и убеждений учащихся я всегда ставлю во главу угла.
Предмет «русский язык» школьник часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил, поэтому задача воспитания интереса к урокам русского языка очень важна и актуальна. В основе работы по воспитанию интереса к предмету уделяю постоянное внимание изобразительным возможностям русского языка, тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Красота и богатство русского языка в полной мере могут раскрыться лишь в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке, цель которой – пробудить интерес к слову. Так, раскрывая выразительные возможности фонетического строя русской речи, используются поэтические тексты, ибо поэзия – искусство звучащего слова. Дети с интересом наблюдают за глухими и свистящими звуками, которые ассоциируются с таинственными ночными шорохами, шуршанием в стихотворении К. Бальмонта:
Порою ночною в глубокой тиши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
Урок должен быть наполнен таким языковым материалом, который бы не оставил ученика равнодушным.
С целью формирования и развития нравственных основ поведения использую высказывания выдающихся людей, которые влияют на понимание нравственных ценностей в жизни:
Тот, кто делает добро другим, сам от этого вкушает радость. (Наваррская М.)
Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически. (А.П.Чехов)
Источником нравственного опыта всегда служили пословицы, поговорки:
они отражают наиболее существенные стороны народного мышления, хозяйственного уклада и быта, морали и нравственности.
Лексика народных изречений отличается общедоступностью, неприхотливостью, ясностью, меткостью и - безобидностью. К тому же пословицы - превосходный тренировочный материал для разных видов лингвистического разбора. Главное достоинство - глубокое содержание, афористичность и чёткость:
Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.
Будь милостив к младшим и слушайся старших.
Друга ищи, а найдешь – береги.
Большой запас нравственных оценок заключён во фразеологических оборотах.
Важно не только показать различия между свободным словосочетанием и фразеологическим, но и помочь учащимся вникнуть в те нравственные нормы, к которым имеют отношение многие фразеологизмы ( держаться до последнего, душа нараспашку, жить бирюком, ждать у моря погоды и др.) Фразеологические обороты, передавая то или иное понятие, создавая образ, в то же время выражают отношение говорящего к предмету высказывания. Верно употребляя фразеологизмы, ученик, соответственно, учится и нравственным оценкам, и нормам этических отношений.
Огромную возможность для развития нравственных качеств учащихся дают уроки развития речи. На таких уроках представляется большая возможность побеседовать с учащимися, вовлечь их в спор, обсуждая нравственные проблемы. Опыт небольших творческих работ нужен детям. В них проявляется личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия. Темы могут быть разные : «О доброте», «Что значит быть милосердным?» и т.д.
При подборе текстов для проведения диктантов по русскому языку , стараюсь, чтобы они отражали не только проверку орфографии и пунктуации по какой-либо теме, но и были воспитывающими.
Обладая знаниями различных методик, можно научить детей грамотно писать, выразительно читать, но для того, чтобы стать Человеком, одного этого мало. Нужно вырастить в первую очередь ЧЕЛОВЕКА, а потом уже математика, юриста, строителя, потому что живёт он не просто среди людей, но и для людей, а это обязывает ко многому.
Литература
- Васильева З.И. Изучение личности школьника . - М.: Педагогика, 1991. – 254 с.
- Граник Г.Г. Когда книга учит. - М.: Педагогика, 1991.-23 с.
- Караковский В.А. Воспитай гражданина. - М.: Московский рабочий, 1987. – 78 с.
Предварительный просмотр:
Проект
«Выразительное чтение
как способ повышения
культурного уровня учащихся».
Цель проекта: изучение форм и методов повышения эффективности работы над выразительным чтением как способ повышения культурного уровня учащихся.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
-привлечь к проекту учащихся;
-определить формы и методы, условия повышения качества выразительного, осознанного чтения;
-повысить качество обучения выразительному чтению как урочной , так и внеурочной деятельности;
-частично апробировать проект на сценической площадке, на конкурсах чтецов.
Гипотеза: если целенаправленно и систематически использовать методы и упражнения по развитию выразительности речи, то это позволит значительно повысить умение самостоятельно работать с текстом, развивать интеллектуальные, творческие навыки, развивать память, мышление и речь, развивать навыки беглого и осознанного чтения.
Участники проекта: учитель русского языка и литературы Кожушко И.Н., учащиеся среднего и старшего звена.
Теоретическая значимость проекта: выводы могут быть использованы в дальнейшей разработке проблемы.
Практическая значимость: проект позволит учащимся изучить инновационные приемы в работе по формированию выразительной речи как способе повышения культурного уровня учащихся, использовать практические рекомендации учителями-предметниками готовых модулей по изучаемым темам уроков, будет способствовать формированию у учащихся правильного понимания о выразительных средствах звучащей речи и развитие навыков пользования ими на практике, активизирует творческую деятельность, желание участвовать в различных творческих конкурсах.
Методы исследования: показ (образцовое чтение учителя, слушание записи в исполнении артиста, показательное чтение лучших учеников), прием сопоставления, устное (словесное) рисование, наводящие вопросы, хоровое чтение, чтение в лицах, по ролям, художественное рассказывание, упражнения по тренировке дыхания, дикции, голоса.
Продолжительность проекта: срок не ограничен. Этап «старт-финиш» ежегодно в течение учебного года.
Ожидаемые результаты: повышение квалификации, профессиональной компетентности учителя, создание базы методических разработок уроков, внеклассных мероприятий, реализующих приемы обучения выразительному чтению художественных, публицистических, произведений, достойное выступление детей в различных видах театрального и художественного мастерства, расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.
Способы реализации: работа с готовым текстом, с загадками, упражнения по развитию речи, на постановку дыхания, упражнения на совершенствование речевого аппарата.
Участники проекта:
- Минайлов Влад
- Старченко Роман
- Бель Надежда
- Кравченко Александр
- Тоцкая Виктория
- Брязгунова Алина
- Никулин Юрий
- Битюкова Дарья
- Расулова Эсмира
- Кожушко Виктория
- Бель Андрей
- Дымовских Настя
- Краченко Алина
- Расулова Зинфира
- Кравченко Даниил
- Битюкова Инна
- Шафоростова Лилия
- Никулина Настя
Предварительный просмотр:
Кожушко Ирина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Ольховлогская ООШ»
Каменского муниципального района
Воронежской области.
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык
Класс : 6
Количество детей: 4
Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол»
Тип урока: Урок повторения и обобщения изученного
Планируемые результаты обучения: Предметные: закрепление и обобщение знаний о значении, грамматических признаках, правописании, образовании и произношении глаголов.
Метапредметные: применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применение полученных ЗУН для анализа языковых явлений на метапредметном уровне.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Технологии: информационно-коммуникативные, технология дифференцированного обучения, здоровьесберегающая технология, технология обучения Е.Ф.Шаталова – проверка цепочкой (у ученика, который первый справился с заданием, проверяет учитель, а у каждого следующего – предыдущий ученик), технология индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся.
Ресурс: УМК учебник Русский язык для 6 класса общеобразовательных учреждений автор Т.А.Ладыженская и др. –М.: Просвещение, 2016
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Используемые методы, приемы, формы |
| Добрый день, дорогие ребята. Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная ваша задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показать, что мы знаем, и как умеем работать. Откройте тетради и запишите число и классная работа. | Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности Записывают число и классная работа | коммуникативные (умение слушать). | Наглядные (появляется 1-ый слайд). |
| Послушайте стихотворение П. Чеснокова и скажите, о какой части речи говорится в нем? Посмотрите в свой учебник и скажите, есть ли еще в этом разделе темы, которые мы не изучили? | Слушают стихотворение, делают вывод, что речь пойдет о глаголе. Просматривают учебник и делают вывод, что все темы изучены. | коммуникативные (умение слушать, аргументированно отвечать на вопросы). | Беседа. Наглядные (появляется 2-ой слайд). |
| Так чем же мы будем заниматься на нашем уроке? Сформулируйте тему нашего урока. А какие цели вы поставите перед собой? | Дети формулируют тему и записывают в тетрадь. Повторить и обобщить морфологические признаки глагола, правописание и произношение | )регулятивные - умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности; 2) познавательные - умение строить логическую цепь рассуждения; 3)коммуникативные - умение точно, правильно и логично излагать свою точку зрения. | Создание проблемной ситуации. Эвристическая беседа. Наглядные (появляется 3-ий слайд). |
| А знаете ли вы, что по частоте употребления глагол занимает 2 место после имен существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Вам было дано задание узнать, откуда появилось это странное слово «глагол»?. У А.С.Пушкина есть такие строки: «И, обходя моря и страны, глаголом жги сердца людей». Найдите средство выразительности в этих строках и скажите, что оно обозначает? Да, ребята, «глаголить» – в старину означало «говорить», значит эта метафора означает, словами покорять сердца людей, высказывать свое мнение так, чтобы расположить слушателей, достучаться до их сердец. А удалось ли Пушкину достучаться до наших сердец? Да, в этом году исполнилось 180 лет со дня смерти поэта, но его произведения до сих пор восхищают нас, читателей. И я надеюсь, что творчество его будет бессмертно. Ребята, впереди у нас ответственная и кропотливая работа. Обратите внимание: на ваших столах лежат листы с заданиями и карта успеха, в которую вы будете вносить баллы, заработанные при выполнении упражнений. А в конце урока мы подсчитаем, сколько баллов набрал каждый из вас и выставим отметки. - Итак, начнем наш урок с повторения теоретических сведений о глаголе. Перед вами первый лист заданий. Вам нужно закончить предложение. Каждый правильный ответ – один балл. Максимальное количество - 12 | Дети отвечают., что слово «глагол» означало по –старославянски «слово», существовало и слово «глаголати» Дети находят метафору. Дети высказывают свое мнение Рассматривают карту успеха Выполняют задание, выставляют баллы | 1) регулятивные: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение. 2) познавательные: уметь ориентироваться в дополнительной литературе, находить нужную информацию 3) коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. | Беседа |
| Итак, переходим к практической части нашего урока. «Переходные – непереходные» - так называется второй лист заданий. Давайте вспомним, какие глаголы называются переходными и непереходными? С правой стороны листа записаны словосочетания. Прочитав их, вы должны определить переходность глагола и буквами П и Н заполнить квадрат. Количество словосочетаний соответствует количеству клеток в квадрате. Максимальное количество баллов – 12. | Дети отвечают Дети работают, затем при помощи слайда осуществляется проверка. Количество баллов заносится в карту успеха | 1) регулятивные: уметь оценивать цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение. 2) коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. | Беседа Наглядные (появляется слайд) с)правильными ответами. |
Третий лист заданий – «Наклонение глагола». Прежде чем приступить к выполнению., отгадаем лингвистические задачки. О каком наклонении идет речь?
Что обозначают глаголы повелительного наклонения? Задание: исправить ошибки. Лишнее слово зачеркнуть и вписать в нижнюю строчку таблицы в нужный столбик. Максимальное количество баллов - 3 | Дети отгадывают загадки, отвечают на вопросы Дети выполняют задание, проверяют с помощью слайда, выставляют баллы | 3)коммуникативные - уметь точно, правильно, логично излагать свою точку зрения, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи. 1) регулятивные-планирование своих действий; 2)познавательные- построение самостоятельного процесса; | Беседа Наглядные (появляется слайд) | |
| Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку. Глубоко теперь вздохните. Сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите И писать, друзья, начните. Глаголы какого наклонения вы услышали в этой рифмовке? | Дети выполняют команды, отвечают на вопрос | ||
| Четвертый лист заданий. Повторим правописание глаголов повелительного наклонения. Ваша задача – заменить глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида, выделить орфограмму №47 о правописании мягкого знака в глаголах повелительного наклонения. ( увеличивайте – увеличьте) Максимальное количество баллов - 4 | Дети выполняют задание, затем по цепочке проверяют (технология Шаталова) Выставляют баллы в карту | Прием «Проверка цепочкой» (технология Шаталова) | |
Пятый лист заданий . Замени личные глаголы безличными Ветер гнал листву. Дождь смыл грязь. Мокрый снег залепил окна. Молния слепит глаза. Максимальное количество баллов - 4 | Дети выполняют задание, затем взаимопроверка Выставляют баллы в карту успеха | 1) регулятивные-планирование своих действий; 2)познавательные- построение самостоятельного процесса; | Прием «Взаимопроверка» | |
Шестой лист заданий Орфограмма №48 От данных имен существительных образовать глаголы при помощи суффиксов –ова, -ева, -ыва, -ива Ночь, экзамен, чувство, формула, доказательство. Максимальное количество баллов -5 | Дети образуют глаголы, затем поочередно зачитывают записанные слова и исправляют ошибки друг у друга. Ночь – ночевать и т.д. | 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. | ||
Седьмое задание – морфологический разбор глагола. 2балла – о ошибок 1балл – 1 ошибка 0 баллов – 2 и более ошибок | Дети под диктовку записывают предложение. Свежая листва приятно пахнет. Находят глагол и делают морфологический разбор. Затем самопроверка | . Оценивать работу в соответствии с определённой ситуацией. | Наглядный, самопроверка ( на слайде) | |
| Восьмой лист заданий – «Исправь ошибки в образовании форм глаголов» Он всегда ложит локти на стол. Сережа хотит помочь нам в решении задачи. Илья Петрович, ляжьте, отдохните. Маша, поедь на рейсовом автобусе. Максимальное количество баллов -4 Ребята, мы всегда должны помнить, что речь человека – это его визитная карточка. Давайте будем бережно относиться к своему языку, глубоко, вдумчиво изучать его, стремиться говорить чистым, правильным литературным языком, читать как можно больше книг, грамотно писать, следить за соей речью и речью товарищей. А теперь, ребята, подсчитайте количество баллов, которое вы набрали , и поставьте себе отметки. Что было трудным на уроке? -Что вызвало интерес? 2 задания (одно обязательно для всех – закончить пословицы, другое со звездочкой – для желающих) Наш урок подходит к концу. И я хочу , ребята, поблагодарить вас за ваше старание. Пусть у кого-то были промахи и неудачи, но благодаря сплоченности, дружбе, мы сумели их преодолеть и получить хорошие отметки. Мне хочется пожелать вам не останавливаться на достигнутом, а идти дальше и дальше, совершенствовать открытия, узнавать новое, интересное. Продолжать овладевать русским языком. Счастливого пути! | Учащиеся ищут ошибку парами, спорят, совещаются. Спикер оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Выставляют баллы в карту успеха |
1)регулятивные-оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). 2)познавательные- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 3)коммуникативные-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. 4)личностные- самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. . | Прием «Лови ошибку» Беседа |
Предварительный просмотр:
Уроки доброты
21 век. Новая эра, новый век. Каким он будет? В настоящее время общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.
Кто придет завтра на производство, в научные лаборатории, в школы и больницы, в сельское хозяйство, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России. Именно поэтому мы, взрослые, и прежде всего педагоги, должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. В воспитании этих качеств человека нам может помочь только литература, которая настроена на удивительную гармонию красоты видимой и красоты духовной. Именно на уроках литературы закладываются основы эстетического отношения к труду, к природе, к человеку. Здесь раскрывается красота человеческих отношений, величие любви к Родине, понимание красоты, подвига. И я надеюсь, что уроки доброты, вежливости, милосердия запомнятся моим ученикам, как и то, что не только слова должны быть добрыми, но и поступки.
За годы работы в школе я провела много уроков, способствующих воспитанию нравственных и патриотических качеств учеников, но в своей статье мне бы хотелось поделиться опытом работы над рассказом В.Г.Распутина «Уроки французского» (6 класс).
Творчество В.Г.Распутина неизменно привлекает читателей разных возрастов. Рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы. Вслед за Шукшиным он мог бы сказать: «Главное для меня история души».
За несколько дней до урока детям было дано задание прочитать рассказ и подумать над вопросами: какие мысли и чувства вызывает рассказ? Что главное в характере мальчика? Как автор относится к своему юному герою?
Урок начинается с краткого сообщения учащегося о писателе. Он сопровождается красочной презентацией. За вступительным сообщением последовала краткая беседа по теме «Дети войны», в процессе которой ученики вспоминали такие известные произведения , как «Сын артиллериста» К.Симонова, повести «Сын полка» В.Катаева , «Иван» В. Богомолова и др. Это помогло воссоздать фон времени Великой Отечественной войны, а так же послевоенного времени, описываемого в произведении.
Центральная часть урока – анализ рассказа «вслед за автором» (по ходу действия) – строится на основе домашнего задания, но включает и новые вопросы, и коллективную работу с текстом, предполагает различные формы речевой деятельности школьников: монологическую речь, участие в беседе, выразительное чтение, чтение по ролям. Прежде всего, выясняем общее впечатление. Рассказ и его герой понравился всем, хотя «читать было нелегко, так как автор повествует о тяжелом времени, об одиночестве, о жестокости и голоде». Ребята поняли главное в характере мальчика: «Герой привлекает силой характера, честностью, благородством». Они пришли к выводу, что самое существенное , определяющее в образе мальчика – это доброта и упорство в достижении цели. Вопрос о том, как жилось мальчику в родительском доме и у знакомых, не вызывает затруднений, но современные школьники несколько умозрительно представляют состояние голода. Чтобы они глубже проникли в мир чувств и переживаний героя, полнее представили авторскую позицию, учитель предлагает прочитать сцену о том, как весной, когда пришлось особенно туго, мальчик глотал сам и заставлял глотать свою сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса, ржи, чтобы развести посадки в животе…
Прочитанный отрывок вызвал сначала улыбку, а потом горькое чувство. Рассказчик, уже взрослый человек, не смеется над странной затеей детей. Критик И. Розенфельд писал: «Особую поэзию рассказов Распутина составляет умение отыскать и преподнести деталь, совершенно убедительную». Есть ли еще в тексте рассказа приметы трудного послевоенного времени? Только ли одному мальчику было трудно и голодно? Ученики легко находят эти многочисленные горестные приметы, создающие фон повествования: «голод в тот год еще не отпустил», «колхозник в те годы рад был любой копейке», «жили мы без отца, жили совсем плохо», «тетя Надя одна мыкалась с тремя ребятишками».
Что мы знаем о мальчике, читая первые страницы рассказа? Ребята быстро выделяют необходимые факты: «учился хорошо, в школу ходил с удовольствием, …другого дела у меня здесь не было», в своей деревне «признавался за грамотея: писал за старух и читал письма», проверял облигации, первый из деревни едет в район учиться. Почему мальчик, который бежал за машиной после свидания с матерью «опомнился и убежал»? Ученики отвечают, что ему «стыдно за свою слабость перед матерью и перед всей деревней, он должен был оправдать надежды». Здесь впервые проявляется гордость характера мальчика, гордость человека, умеющего преодолеть свою слабость.
Характеризуя игроков в «чику», дети отмечают, что играли Вадик и Птаха не из-за голода, как мальчик, а из жадности и чувства собственного превосходства перед младшими. Почему же Вадик и Птаха избивают мальчика? Им не нравится, что мальчик серьезен, что он отличник. Вадик чувствует превосходство мальчика и боится, что другие ребята тоже могут это понять.
Несомненно, что для шестиклассников эпизоды, связанные с Лидией Михайловной, значительно труднее. Выясняем, что в общении с учительницей вновь проявляется гордость, непреклонность, благородство мальчика: он очень голоден, но не хочет есть дома у Лидии Михайловны, вежливо, но решительно отказывается принять посылку с макаронами.
В поединке с неподдающимся вначале французским языком писатель показывает его трудолюбие, упорство, желание учиться, преодолевать трудности.
В обобщающей беседе выясняем, какие нравственные уроки преподает своему ученику Лидия Михайловна, что главное в характере мальчика, как автор относится к своему герою? Писатель рассказывает не только об уроках нравственности, уроках человечности, которые совсем не по правилам дает молодая учительница, но и о смелости Лидии Михайловны, не побоявшейся грозного директора. А еще он поведал нам о мужественности мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки.
Писатель вспоминает о себе, одиннадцатилетнем мальчике, пережившем войну, послевоенные тяготы жизни.
Взрослым людям часто бывает стыдно перед детьми за плохие поступки, свои и чужие ошибки, трудности. «Уроки французского» оказываются «Уроками доброты» - так и назвал автор свою статью, в которой пишет, что смог отыскать свою учительницу благодаря этому рассказу. Он говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно; добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться тому, от которого оно исходило.
Как хорошо, что доброта
Живет на свете вместе с нами.
Без доброты ты – сирота,
Без доброты ты – серый камень.