Рабочие программы
Методическая копилка учителя
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 91
с углубленным изучением отдельных предметов
Согласовано __________2014 Председатель ШМО _____________(Чердакова А.В.) | Утверждаю Директор _______________И.М.Богданов |
Рабочая программа
на 2014-2015 учебный год
Предмет география (основное общее образование)
Класс 6
Учитель Чубук Ольга Николаевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При изучении начального курса географии (6 класс), начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Цель курса:
- заложить основы географического образования учащихся.
Задачи, решаемые в этом курсе:
- показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
- приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
- познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
- научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории/
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе:
- федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования;
- примерной программы основного общего образования по географии (базовый уровень)
- программы курса географии 6-9 классов для общеобразовательных учреждений авторов: А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В. Николина.
Содержание курса «География. Природа и люди» нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топоргафо-картографических знаний и умений, позволяющих осознать, что план и карта — выдающиеся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.
Количество практических работ соответствует Примерной программе 15 работ оценочных (в календарно—тематическом планировании выделены зеленым шрифтом).
Формы организации образовательного процесса: фронтальные, групповые, индивидуальные. Применяются различные типы уроков: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки. Используются следующие методы обучения: беседа, дискуссия, игра, метод проектов, портфолио.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
учебник — География. Природа и люди. 6 класс: учебн. для общеобразо-ват. учреждений / [А.И. Алексеев, С.И. Болысов, В.В. Николина и др.] ; под ред. А.И. Алексеева ; Рос. акад. Наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвеще-ние». - 3-е изд. М.: Просвещение, 2010. - 192 с.: ил. - (Академический школь-ный учебник) (Полярная звезда).
В.В.Николина География.6 класс. Мой тренажер: пособие для учащихся, М:, Просвещение, 2007.
Е.Е.Гусева География.6 класс. Конструктор текущего контроля: пособие для учителя, М:, Просвещение, 2008.
Географический атлас 6 класс «Физическая география», издательство «Картография»
.
Учебно – тематический план
№ темы и ее название | Всего часов на тему | Из них практических занятий | |
обучающие | оценочные | ||
Тема 1 На какой Земле мы живем | 3 | - | 1 |
Тема 2 Земля как планета | 2 | - | 1 |
Тема 3 План и карта | 5 | - | 2 |
Тема 4 Человек на Земле | 2 | - | 1 |
Тема 5 Литосфера | 5 | - | 4 |
Тема 6 Гидросфера | 5 | - | 2 |
Тема 7 Атмосфера | 7 | - | 2 |
Тема 8 Биосфера | 3 | - | 2 |
Тема 9 Географическая оболочка Земли | 3 | - | 1 |
ИТОГО | 34 | 0 | 16 |
Содержание учебного курса «География. Природа и люди»
6 класс
(35 ч; 1 ч. в неделю; 3 ч. – резервного времени)
Введение – 1 ч.
Тема 1. На какой Земле мы живем (3 ч)
Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Развитие географической науки от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей — ученые, стоявшие у истоков географии. Великие географические открытия: открытия X. Колумба, Ф. Магеллана и их влияние на судьбы мира. Как были открыты и исследованы материки. Современные географические открытия. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.
Практикум. 1. Анализ источников географической информации. 2. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».
Тема 2. Земля как планета (2 ч)
Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце — источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета. Уникальные условия жизни на Земле. Земля — обитаемая планета. Материки и океаны. Формы и размеры Земли. Движение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца. Смена сезонов года. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Распределение тепла и света на Земле.
Практикум. 1. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной». 2. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. 3. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».
Тема 3. План и карта (5 ч)
Ориентирование человека в пространстве. Способы ориентирования по компасу, Солнцу, Полярной звезде, местным признакам. Определение азимута. План местности. Особенности изображения Земли на плане. Масштаб. Условные знаки. Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали. Абсолютная высота. Относительная высота. Чтение плана местности. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности.
Глобус — модель Земли. Географическая карта. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Глобус и географическая карта — достижения человечества.
Свойства географической карты. Масштаб. Легенда карты. Градусная сетка. Параллели и меридианы. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современные способы создания карт.
Практикум. 1. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута. 2. Топографический диктант. 3. Ориентирование по плану города. 4. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений. 5. Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков.
Тема 4. Человек на Земле (2 ч)
Расселение людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Языки. Государства на земном шаре.
Практикум. 1. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. 2. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.
Тема 5. Литосфера (5 ч)
Литосфера — каменная оболочка Земли. Значение литосферы для жизни на Земле. Строение литосферы. Горные породы. Минералы: их свойства, происхождение. Полезные ископаемые. Охрана земных недр.
Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Литосферные плиты. Землетрясения и их причины. Вулканы, причины их образования. Строение вулкана. Горячие источники. Гейзеры. Сейсмические районы Земли.
Рельеф Земли. Основные формы рельефа. Горы и равнины. Особенности их образования. Различия равнин по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах.
Горы. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей.
Выветривание. Овраги, сели. Барханы. Исследование и охрана литосферы. Описание рельефа своей местности.
Практикум. 1. Изучение свойств горных пород и минералов. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. 3. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений. 4. Описание по карте равнин и гор по плану. 5. Описание рельефа своей местности.
Тема 6. Гидросфера (5 ч)
Гидросфера — водная оболочка Земли. Значение гидросферы. Состав и строение гидросферы. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы.
Мировой океан, его части, его взаимодействие с сушей и атмосферой. Единство вод Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения океанских глубин. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане. Стихийные явления в Океане. Правила обеспечения личной безопасности на воде.
Воды суши. Реки — артерии Земли. Речная система. Питание и режим рек. Равнинные и горные реки, их особенности. Изменения в жизни рек. Значение рек для человека. Крупнейшие реки мира и России. Рациональное использование ресурсов рек.
Озера. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды и водохранилища. Хозяйственное значение озер и болот.
Подземные воды. Их происхождение, возможности использования человеком. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Природные памятники гидросферы. Наблюдение за водным объектом.
Практикум. 1. Описание реки и озера по плану. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира. 3. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. 4. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации.
Тема 7. Атмосфера (7 ч)
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав воздуха. Охрана воздуха — охрана жизни. Пути повышения качества воздушной среды. Части атмосферы.
Тепло в атмосфере. Температура воздуха. Термометр. Суточный ход температуры воздуха. Средняя суточная температура. Амплитуда колебаний температуры воздуха (суточная, годовая).
Атмосферное давление. Изменения атмосферного давления. Барометр. Ветер. Причины образования ветра. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон.
Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Абсолютная и относительная влажность. Гигрометр. Облачность. Облака и их виды. Осадкомер.
Погода. Элементы погоды. Воздушные массы. Типы воздушных масс: арктические, умеренных широт, тропические, экваториальные; их свойства.
Климат и климатические факторы. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.
Практикум. 1. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды. 2. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра. 3. Построение и анализ розы ветров. 4. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. 5. Анализ погоды на ближайшие два-три дня.
Тема 8. Биосфера (3 ч)
Биосфера. Состав биосферы, связь с другими сферами Земли. Особенность биосферы. В. И. Вернадский о биосфере. Границы распространения жизни на Земле.
Человек — часть биосферы. Этапы взаимоотношения человека с биосферой. Круговорот веществ в биосфере. Единство человека и природы.
Почва как особое природное образование. В. В. Докучаев — основатель науки о почвах — почвоведения. Свойства почвы. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия образования разных типов почв. Охрана почв. Наблюдение за почвенным покровом своей местности. Описание почвы.
Разнообразие растений и животных и их распространение на Земле. Сохранение человечеством биоразнообразия на Земле.
Практикум. 1. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. 2. Описание одного растения или животного своей местности.
Тема 9. Географическая оболочка Земли (3ч)
Понятие «географическая оболочка». Состав и строение географической оболочки. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Закономерности развития географической оболочки. Природные зоны Земли — зональные природные комплексы. Карта природных зон Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Ландшафт — природный, промышленный, сельскохозяйственный. Культурные ландшафты. Природное наследие.
Практикум. 1. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах». 2. Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «География. Природа и люди» ученик должен:
1) знать/понимать:
значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей;
результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий;
основные источники географической информации, методы изучения Земли;
географические следствия движений Земли вокруг своей оси, Солнца;
различия между планом местности, картой, глобусом, современные способы создания карт;
как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы;
состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них
изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием человеческой деятельности;
географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом;
2) уметь:
показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте мира, карте океана, глобусу географически объекты, обозначать и надписывать географически объекты на контурной карте;
находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, статистических материалов, научно-популярной литературы, Интернета;
приводить примеры: развития представлений человека о Земле,; крупнейших по площади и населению стран; крупнейших рас и народов мира; крупнейших географических объектах на Земле, в России, своей местности; адаптации человека и его хозяйственной деятельности условиям окружающей среды; влияния природы на формирование культуры людей; источников загрязнения сфер Земли; использования и охраны природных ресурсов;
составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи; описание образа природных объектов; описание о природных объектов по типовому плану; описание природных явлений и процессов (погода, климат, течения, природные зоны, тепловые пояса, ветры, природно-культурные и социально-экономические явления) по картам, наблюдениям, статистическим показателям;
определять: на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение географических объектов, виды горных пород (в коллекции);
применять: приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентирования на местности, проведения съемок ее участков, чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения простейших наблюдений за отдельными географическими объектами; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы, горных пород в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности, с помощью приборов и субъективных ощущений; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;
3)оценивать:
роль географической науки в жизни общества, каждого человека и для себя лично;
универсальное значение природы.
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Исходя из поставленных целей, учитывается:
• Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
• Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
• Самостоятельность ответа.
• Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Устный ответ
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает не систематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Литература
Программы общеобразовательных учреждений. География 6-9 классы/
А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В. Николина - М.: Просвещение, 2008. - 48 с.
Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия
учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ В.В. Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. - М.: Просвещение, 2011. - 144 с.
Николина В.В. География. Поурочные разработки. 5 – 6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.В. Николина. –М.: Просвещение, 2012. – 160 с.(Академический школьный учебник) (Полярная звезда)
Мультимедийное обеспечение: СД- диск «География» 6-10 класс, 6 класс
Календарно-тематическое планирование
6 класс
Часов | Название темы/урока | |
План | Дата | |
3 | На какой земле мы живем. | |
03.09 |
| Что такое география и как мы будем ее изучать. |
10.09 |
| Как люди открывали землю.Анализ источников географической информации |
17.09 |
| География сегодня |
2 | Земля как планета | |
24.09 |
| Мы во Вселенной |
01.10 |
| Солнечный свет на Земле |
6 | План и карта. | |
08.10 |
| Ориентирование на местности. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута. |
15.10 |
| Земная поверхность на плане и карте |
22.10 |
| Топографический диктант. Ориентирование по плану города |
29.10 |
| Географическая карта |
12.11 |
| Градусная сеть |
19.11 |
| Географические координаты.Определение по карте и глобусу географических координат, расстояний и направлений. |
2 | Человек на Земле. | |
26.11 |
| Как люди заселяли Землю. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира и их столиц. |
03.12 |
| Расы и народы |
7 | Литосфера. | |
10.12 |
| Земная кора – основная часть литосферы |
17.12 |
| Горные породы, минералы и полезные ископаемые. |
24.12 |
| Практическая работа. Изучение свойств горных пород и минералов. |
14.01 |
| Движение земной коры |
21.01 |
| Рельеф Земли. Равнины.Описание равнин по плану |
28.01 |
| Рельеф Земли Горы суши. Описание и гор по плану. |
04.02 |
| Практическая работа. Обозначение на к/к крупнейших гор и равнин. |
6 | Гидросфера. | |
11.02 |
| Состав и строение гидросферы |
18.02 |
| Мировой океан |
25.02 |
| Воды в Океане |
04.03 |
| Реки – артерии Земли. Описание реки по плану |
11.03 |
| Озера, подземные воды и ледники. Описание озера по плану |
18.03 |
| Практическая работа. Обозначение на к/к крупнейших рек и озер мира |
5 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли. | |
01.04 |
| Состав и строение атмосферы. |
08.04 |
| Тепло в атмосфере. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра |
15.04 |
| Давление и ветер. Построение и анализ розы ветров |
22.04 |
| Влага в атмосфере |
29.04 |
| Погода и климат |
2 | Биосфера – живая оболочка Земли | |
06.05 |
| Биосфера – земная оболочка. |
13.05 |
| Биосфера – сфера жизни.Описание одного животного или растения своей местности |
1 | Географическая оболочка Земли | |
20.05 |
| Географическая оболочка Земли Природные зоны Земли. Культурные ландшафты |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 91
с углубленным изучением отдельных предметов
Согласовано __________2014 Председатель ШМО _____________(Чердакова А.В.) | Утверждаю Директор _______________И.М.Богданов |
Рабочая программа
на 2014-2015 учебный год
Предмет география (среднее общее образование)
Класс 10-11
Учитель Чубук Ольга Николаевна
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по географии, на основе Программы. География. 10-11 классы / авт.-сост. А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина – М.: Просвещение, 2011г.
Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда
труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих цел
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов. Резервное время, при этом, составляет 9 часов и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов (География мирового хозяйства, Регионы и страны мира) или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.
Оценочные практические работы
- Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
- Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.
- Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира.
- Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
- Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.
- Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира.
- Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой восьмерки».
- Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.
- Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.
- Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.
- Составление характеристики Канады.
Учебник: Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География. Современный мир. 10 – 11 кл. Учебник. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2008.
Используемый УМК:
Географический атлас. 10 класс. – М.:Дрофа,2011
Распределение материала по содержательным линиям.
Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человека с природной средой на протяжении его истории. Сельскохозяйственная и промышленная революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду. Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология. Различные виды природных ресурсов их характеристика. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. | Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. | Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира. |
Тема 2. География населения мира (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв. Теория и фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Демографическая политика. Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Языковой состав. Возрастной и половой состав населения мира. Половозрастная пирамида. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда. Средняя плотность населения Земли. Города – главная форма расселения людей. Урбанизация, агломерация, Мегалополис. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. География международных миграций. | Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации. | Определять и сравнивать по разнымисточникаминформации географические тенденции развития природных, социально - экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения. |
Тема 3. География культуры и цивилизаций (4 часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Содержание понятия «география культуры». Модификация мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура – путь решения многих проблем человечества. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. География религий. Взаимосвязь культуры и религий. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные и традиционные верования. Цивилизации Запада и Востока. Равноценность национальных культур и цивилизаций. | Культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности. | Составлять реферат, презентацию; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию; работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию. |
Тема 4. Политическая карта мира (4 часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира. Государство – главный объект политической карты. Территория и границы государства. Форма правления. Государственный строй. Типы государств. Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН – массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики. | Этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира. | Составлять развернутый план доклада, сообщения, строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; составлять презентации; участвовать в обсуждении проблемных вопросов. |
Тема 5. География мировой экономики (7 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Основное содержание научно-технической революции на современном этапе. Международное разделение труда - высшая форма географического разделения труда. Факторы, определяющие размещение экономики. Промышленность мира. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности. Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Сфера услуг. Структура сферы услуг. Мировые экономические связи. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия. | Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей. | Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. |
Тема 6. Регионы и страны (25 часов)
_________________________________
Англоязычная Америка (4 часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Оценивать и объяснять | составлять | |
США. Территория. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения. Экономика США – витрина рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса. Главные отрасли сельского хозяйства. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи. Внутренние различия. Канада. Особенности территории. Особенности развития экономики. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории. | Ресурсообеспеченность отдельных стран Англоязычной Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. | Комплексную географическую характеристику стран Англоязычной Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. |
Латинская Америка (4часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Оценивать и объяснять | составлять | |
Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли ее специализации. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития | Ресурсообеспеченность отдельных стран Латинской Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. | Комплексную географическую характеристику стран Латинской Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. |
Западная Европа (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Оценивать и объяснять | составлять | |
Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры. Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма. | Ресурсообеспеченность отдельных стран Западной Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. | Комплексную географическую характеристику стран Западной Европы: таблицы, картосхемы, |
Центрально – Восточная Европа (3 часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Оценивать и объяснять | составлять | |
Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения региона. Экономика. Специализация экономики. Внутренние различия. Постсоветский регион. Образование СНГ. Другие межгосударственные объединения. Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства. | Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. | Комплексную географическую характеристику стран Центрально-Восточной Европы: таблицы, картосхемы. |
Зарубежная Азия (3 часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Оценивать и объяснять | составлять | |
Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Китай. Япония. Особенности стран. | Комплексную географическую характеристику стран Зарубежной Азии. |
Южная Азия (2 часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Оценивать и объяснять | составлять | |
Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Отрасли промышленности и сельского хозяйства. | Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. | Комплексную географическую характеристику стран Южной Азии. |
Юго-Западная Азия и Северная Африка (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Оценивать и объяснять | составлять | |
Состав региона. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Регион – мировой центр туризма. Внутренние различия. | Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. | Комплексную географическую характеристику стран Юго-Западной и Северной Африки; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. |
Тропическая Африка и ЮАР (3 часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Оценивать и объяснять | составлять | |
Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: этническая пестрота, высокая рождаемость. Преобладающие религии. Отрасли сельского хозяйства и промышленности. ЮАР – единственное экономически развитое государство Африки. | Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. | Комплексную географическую характеристику стран Тропической Африки и ЮАР. |
Австралия и Океания (3 часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Оценивать и объяснять | составлять | |
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений. | Комплексную географическую характеристику стран Австралии и Океании. |
Тема 7. Глобальные проблемы человечества.
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Оценивать и объяснять | составлять | |
Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем. Проблема отсталости стран. Продовольственная проблема. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблема. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества. | Экологические ситуации в отдельных странах и регионах; тенденции и пути развития современного мира, выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества |
Критерии оценки знаний и умений выпускников школы:
Ответ выпускника оценивается по пятибалльной шкале. При оценивании ответов и выставлении отметки можно руководствоваться следующими примерными критериями, которые носят рекомендательный характер.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
- хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении географического материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
- Понимание основных географических взаимосвязей;
- Знание карты и умение ей пользоваться;
- При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
- Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
- Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
- Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
- Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полно стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. Красным цветом наносятся границы государств, синим цветом подписываются все водные объекты, все остальные объекты – черным цветом.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Календарно-тематическое планирование
Часов | Название темы/урока | |
План | Дата | |
3 | География мировой экономики | |
02.09 |
| День знаний |
09.09 |
| Мирохозяйственные связи и интеграцияПрактическая работа «Обозначение на к/к мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности» |
16.09 |
| Итоговый тест по теме: «География мировой экономики» |
26 | Регионы и страны | |
23.09 |
| Как поделить земное пространство? |
30.09 |
| Центры экономической мощи и «полюсы» бедности |
07.10 |
| США. Практическая работа на к/к |
14.10 |
| Канада |
21.10 |
| Практическая работа «Экономико-географическая характеристика страны» |
28.10 |
| Латинская Америка |
11.11 |
| Регионы Латинской Америки. Практическая работа на к/к |
18.11 |
| Западная Европа. Практическая работа на к/к |
25.11 |
| Германия |
02.12 |
| Великобритания |
09.12 |
| Франция |
16.12 |
| Италия |
23.12 |
| Центрально-Восточная Европа |
30.12 |
| Практическая работа «Сравнительная характеристика двух стран по плану» |
20.01 |
| Постсоветский регион (без России и стран Балтии). Практическая работа на к/к |
27.01 |
| Зарубежная Азия (без Центральноазиатского региона) |
03.02 |
| Китайская Народная Республика |
10.02 |
| Япония |
24.02 |
| Практическая работа на к/к «Экономико-географическая характеристика страны» |
03.03 |
| Юго-Восточная Азия |
10.03 |
| Южная Азия |
17.03 |
| Юго-Западная Азия и Северная Африка |
24.03 |
| Практическая работа «Сравнительная характеристика двух стран по плану» |
31.03 |
| Тропическая Африка и ЮАР |
07.04 |
| Австралия и Океания. Практическая работа на к/к |
14.04 |
| Итоговый тест по теме: «Регионы страны» |
5 | Глобальные проблемы человечества | |
21.04 |
| Глобальные проблемы |
28.04 |
| Отсталость, голод, болезни. |
05.05 |
| Энергетическая и сырьевая проблемы |
12.05 |
| Экологическая проблема |
19.05 |
| Итоговый урок |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 91
с углубленным изучением отдельных предметов
Согласовано __________2014 Председатель ШМО _____________(А.В.Чердакова) | Утверждаю Директор _______________И.М.Богданов |
Рабочая программа
на 2013-2014 учебный год
Предмет экология города (среднее общее образование)
Класс 10
Учитель Чубук О.Н.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с программой «Экология города» авт. Г.С. Камерилова, изд. «Просвещение» , 2010 год.
Данная программа подкреплена учебником Г.С. Камериловой «Экология города: урбоэкология», 10-11 классы школ.
Важной задачей курса является расширение представления учащихся о городской среде, как она формировалась в различные периоды истории человечества, какие факторы влияли на ее качество, с какими проблемами она сталкивалась в своем длительном развитии, каковы нынешние проблемы и пути их решения?
Количество часов -34 часов (1час в неделю) . Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться на уроках экологии в о всех предыдущих классах. Такие общие экологические понятия, как урбоэкосистема, законы оптимального развития урбоэкосистем, ресурсный цикл, качество городской среды, мониторинговая служба города и другие, объясняются на конкретных примерах.
От общих представлений о городской среде как среде жизни человека предлагается перейти к факторам формирования городской среды, к экологическим проблемам городов, к историческим типам городов.
Учебный курс завершается изучением городов будущего, от мегаполиса к экополису.
Изучение экологии города направлено на достижение следующих целей:
- Освоение знаний о городской среде и присущих ей закономерностях.
- Овладение умениями применять экологические знания, работать со справочниками, проводить наблюдения за городскими объектами, эксперименты.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
- Воспитание позитивного ценностного отношения к природе города, собственному здоровью, культуры поведения в городе.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
Задачи курса «Человек в городской среде»
Обучения:
- привить познавательный интерес к новому для учеников предмету, рубрика «Среда моего города» ориентирована на изучение и анализ вопросов о формировании и состоянии близкой им окружающей среды.
Рубрика «Города на пути в будущее: проблемы, прогнозы, оценки» включает вопросы и задания об экологии городов, проблемах их развития, проектах, прогнозах, оценках явлений в городской среде.
«Урбоэкологический практикум» составлен на основе современных научных методов урбоэкологических исследований. С помощью доступных методик ребята проводят микроисследования городской среды, получив достоверные выводы опытным путем.
-создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей.
-обеспечить усвоение учащимися знаний в соответствии со стандпртом экологического образования.
-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков.
Развития:
-создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у учащихся слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учебе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока.
Воспитания:
-способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я- концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у учащихся ответственного отношения к природе, умение жить в коллективе (Общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.
Содержание учебной программы:
Тема 1. Что изучает урбоэкология (1 ч.)
Что изучает урбоэкология. Урбанизация – глобальный исторический процесс. Многообразие городов. Методы и способы урбоэкологический исследований.
Основные понятия: урбоэкология, урбанизация.
Тема 2. Городская среда – среда жизни человека (1 ч.)
Городская среда как урбосистема. Законы оптимального развития урбосистем. Компоненты урбосистемы. Ресурсный цикл. Города в цепи ресурсных циклов. Качество городской среды. Мониторинговая служба города.
Основные понятия: городская среда. Ресурсный цикл.
Тема 3. Факторы формирования городской среды (2.)
Географическое положение. Природный ландшафт. Геологическое строение и рельеф территории. Климат. Воды. Растительный мир. Животный мир. Функциональная структура и городская среда. Коммуникационная сеть. Города с рекреационными функциями. Архитектура: музыка застывшего камня. Планировочная структура: формула градоустройства.
Основные понятия: Коммуникационная сеть. Рекреации. Градоустройство.
Тема 4. Экологические проблемы городов (2 ч.)
Общая характеристика проблем города. Экологические проблемы городов в исторической перспективе. Природно-ландшафтные проблемы. Ресурсно-хозяйственные проблемы. Антропоэкологические проблемы. Пути решения экологических проблем.
Основные понятия: экологические проблемы.
Тема 5. Исторические типы городов: каменная летопись истории человечества ( 2 ч.)
Древнейшие города: от египетских пирамид до Великой китайской стены. Античные города Древней Греции и Древнего Рима. Средневековье: города, выросшие из замков. Города эпохи Возрождения. Города нового и новейшего времени. Древнерусский город: город-крепость. Города промышленной эпохи: города-заводы. Историческая многослойность современных городов. Города будущего: город-сад. Города будущего: взгляд футуролога. От мегаполиса к экополису.
Основные понятия: экополис. Футуролог.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 10 класса.
Учащиеся должны знать:
- Что такое городская среда.
- Как она формировалась в различные периоды истории человечества.
- Какие факторы влияли на ее качество.
- С какими экологическими проблемами она сталкивалась в своем длительном развитии.
- Каковы нынешние проблемы и пути их решения.
Учащиеся должны уметь:
- Выражать личное отношение к излагаемым фактам, альтернативным позициям ученых, выбору путей оптимизации городской среды.
- Делать анализ вопросов о формировании и состоянии городской среды своего города
- Знать проблемы своего города
- Составлять проекты, давать прогнозы, оценки явлениям в городской среде своего города
Литература для учителя.
Камерилова Г.С. Экология города. М.: Просвещение, 2010.
Литература для учащихся.
Камерилова Г.С. Экология города: урбоэкология. М.: Просвещение, 2010
Календарно-тематическое планирование
Часов | Название темы/урока | |
План | Дата | |
3 | Введение. | |
04.09 |
| Что изучает урбоэкология? Урбанизация как фактор преобразования природного ландшафта. |
11.09 |
| Многообразие городов. Методы и способы урбоэкологических исследований. |
18.09 |
| Практическая работа «Составление картосхемы микрорайона вашей школы» |
4 | Городская среда – среда жизни человека. | |
25.09 |
| Городская среда как урбосистема. Основные закономерности и особенности развития урбосистем. |
02.10 |
| Компоненты урбосистемы |
09.10 |
| Качество городской среды. Мониторинговая служба городов. |
16.10 |
| Семинар «Система экологического мониторинга в России» |
12 | Факторы формирования городской среды. | |
23.10 |
| Географическое положение |
30.10 |
| Природный ландшафт. |
13.11 |
| Геологическое строение и рельеф территории |
20.11 |
| Климат |
27.11 |
| Воды. Диалог города с морем. |
04.12 |
| Особенности формирования городской биоты. |
11.12 |
| Растительный мир. Животный мир. |
18.12 |
| Функциональная структура и городская среда |
25.12 |
| Промышленные функции городов. |
15.01 |
| Коммуникационная сеть |
22.01 |
| Города с рекреационными функциями |
29.01 |
| Архитектура: музыка, застывшая в камне. Планировочная структура: формула градоустройства. |
6 | Экологические проблемы городов. | |
05.02 |
| Общая характеристика экологических проблем города. |
12.02 |
| Экологические проблемы городов в исторической ретроспективе: допромышленный период. |
19.02 |
| Экологические проблемы городов в исторической ретроспективе: промышленный период. |
26.02 |
| Природно-ландшафтные проблемы. |
05.03 |
| Ресурсно-хозяйственные и антропологические проблемы. |
12.03 |
| Пути решения экологических проблем. |
9 | Исторические типы городов. | |
19.03 |
| Древнейшие города: от египетских пирамид до Великой Китайской стены. |
02.04 |
| Античные города Древней Греции и Древнего Рима |
09.04 |
| Средневековье: города, выросшие из замков |
16.04 |
| Города эпохи Возрождения. Города нового и новейшего времени |
23.04 |
| Древнерусский город: город-крепость |
30.04 |
| Города промышленной эпохи: города-заводы. |
07.05 |
| Историческая многослойность современных городов. |
14.05 |
| Города будущего: взгляд футуролога. |
21.05 |
| Города будущего: город-сад? От мегаполиса к экополису по пути устойчивого развития. |