Олимпиады

Чубук Ольга Николаевна

Предварительный просмотр:

Задания школьного тура олимпиады по географии

6 класс

Отвечая на вопросы, выполняя задания.- не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют не только знаний программного материала, но и общей географической эрудиции.

Успеха Вам в работе!

Задание №1.  (верное утверждение 1 балл)                                     

1.Какие утверждения верны:

1. На Земле 5 материков.

2. Самый маленький материк – Антарктида.

3. Евразия – самый большой материк.

4. Нил-  самая длинная река Евразии.

5. Миссисипи – самая длинная река планеты.

6. Африка – самый жаркий материк.

7. Самая высокая вершина планеты – Килиманджаро.

8. Самое глубокое озеро на Земле – Байкал.

9. Самый  большой остров в мире – Гренландия

10. Гора Джомолунгма ( Эверест)-находится в Евразии.

Задание №2 (правильный ответ 1 балл)

Тесты:

1.Первым предположил, что Земля имеет форму шара:

                 а. Аристотель      б. Пифагор     в. Птолемей

2. Первое кругосветное путешествие совершила экспедиция:

а. Христофора Колумба    б. Фернана Магеллана   в. Васко да Гамма

3. Распределите материки по мере уменьшения их размеров:

1. Южная Америка       2. Евразия                             3. Африка  

 4. Австралия               5. Северная Америка           6. Антарктида

4. Расположите объекты по их географическому положению с запада на восток:

А. пустыня Сахара    Б.Атлантический океан  В. г. Анды    Г. о. Новая Зеландия    

5.  Нулевой меридиан проходит через город :

   А. Лондон        Б.Париж             В. Берлин          Г. Москва

6. Восточную окраину материка Евразия омывает :

А. Индийский океан     Б. Тихий океан   В. Атлантический океан   Г. Северный Ледовитый океан

7. Какое кругосветное путешествие короче :

 А. по  экватору   Б. 10 с.ш.   В. 50 с.ш.       Г. 70 с.ш.

  Задание № 3.( по 1 баллу за правильный перевод в именованный масштаб, по 1баллу за правильное распределение)

Расположите карты по степени укрупнения их масштаба :

А. 1: 200 000   Б. 1:100 000    В. 1:500 0000      Г. 1:1000 0000                

Задание № 4.   (максимум 8баллов)    

Пункты А и В находятся в восточном полушарии. Пункт  А на 20-м, а пункт В на 40- м  меридиане. Какой из них расположен западнее.

Задание №5  Географическая задача.

Поспорили бурильщик- нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?

Аквалангист говорит: « Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, ее глубина 11022 м и окажусь ближе к центру Земли»

Полярник говорит: « Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли».

Бурильщик: « Я пробурю скважину на глубину14 км. и буду ближе всех к центру Земли».

Пингвин, ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде.

Известно, что высота материка Антарктида 3км+ высота ледового щита 3-4 км.

Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния до центра Земли.  

                                                       



Предварительный просмотр:

Задания школьного тура олимпиады по географии

      7 класс                                                  фамилия, имя_________________________________

Отвечая на вопросы, выполняя задания.- не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют не только знаний программного материала, но и общей географической эрудиции.

Успеха Вам в работе!

 1. Определите географически е координаты города Кейптаун (юг Африки)_________________

 2. Преобразуйте численный масштаб в именованный 1:30000000__________________________

     3. «Самый, самый» (мировые рекорды)

     1) самая длинная река______________________________________________________________

     2) самая высокая вершина__________________________________________________________

     3) самая большая низменность_______________________________________________________

     4) самый высокий водопад__________________________________________________________

     5) самое глубокое озеро_____________________________________________________________

     6) самый холодный материк__________________________________________________________

     7) самый широкий пролив____________________________________________________________

     8) самое большое озеро______________________________________________________________

     9) самый маленький материк__________________________________________________________

    10) самое соленое место в Мировом океане_______________________________________________

                                                                      (за каждый правильный ответ 2 балла)

4. Объясните, что означают термины?

        1) Лавразия ___________________________________________________________

        2) Пассат _____________________________________________________________

        3) Меридиан __________________________________________________________

        4) Азимут _____________________________________________________________

(за каждый правильный ответ 2 балла)

5. Существуют ли на Земле точки, для определения местонахождения которых достаточно определить только широту? Если да, то назовите их. ________________________________

(5 баллов)

6. С тибетского языка это название переводится как «богиня – мать Земли» Что это

_____________________________________________________________________________

(2 балла)

7. Какому понятию принадлежат следующие ассоциации:

        1) волна, землетрясение, опасность, скорость, бедствие ________________________

        2) скалы, пороги, зрелище, грохот, вода _____________________________________

        3) океан, лед, гора, опасность ______________________________________________

(за каждый правильный ответ 2 балла)

8. Чем можно объяснить тот факт, что самые многоводные реки мира протекают  в экваториальном поясе? _________________________________________________________

(5 баллов)

9. Ученик Ваня Степочкин не подготовил домашнее задание ни по одному предмету. Всем учителям он объяснил, что вчера после уроков, прогуливаясь по пляжу, он увидел, как ветер уносит в открытое море маленькую девочку на надувном матраце. Естественно, он бросился ее спасать, ну, а после случившегося, ему уже было не до уроков. Все учителя его похвалили, кроме учителя географии. Что заставило учителя географии усомниться в искренности слов мальчика?_____________________________________________________

(15 баллов)

10.  Выберите правильные утверждения

  1. На южном полюсе холоднее, чем на северном
  2. Берингов пролив открыл Витус Беринг
  3. Карта имеет более крупный масштаб, чем топографический план
  4. Азимут на восток означает 180 градусов
  5. Самый большой остров в мире – это Сахалин
  6. Самая высокая вершина мира называется Джомолунгма
  7. На юге Евразия омывается Индийским океаном

  (за каждый верный ответ 2 балла)

11. Решите географическую задачу.

Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин- кто ближе к центру Земли? Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и опущусь на дно Марианской впадины, её глубина 11022м, и окажусь ближе всех к центру Земли». Полярник говорит: «Я поеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли». Бурильщик говорит: « Я пробурю скважину в Персидском заливе  глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли». Только пингвин ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде (высота Антарктиды 3000м, высота ледяного щита – 4 км).  Кто из героев находится ближе всего к центру Земли?     ______________________________________   (10 баллов)

12. Воздух нагревается от подстилающей поверхности, в горах эта поверхность располагается ближе к Солнцу, и, следовательно, приток солнечной радиации с подъёмом вверх должен возрастать и температура увеличиваться. Однако, нам известно, что этого не происходит. Почему?

______________________________( 15 баллов)

13. Определите, о ком из путешественников (географов) идёт речь?

  1. Мореплаватель, который задумал, но не смог до конца совершить первое кругосветное путешествие. Это путешествие доказало наличие единого Мирового океана и шарообразности Земли. ___________________
  2. Российский мореплаватель, адмирал, почетный член Петербургской АН, член-учредитель Русского географического общества, начальник первой русской кругосветной экспедиции на кораблях «Надежда» и «Нева», автор «Атласа Южного моря» _______________________________________________
  3. Итальянский путешественник, исследователь Китая, Индии. Первым наиболее подробно описал Азию ______________________________
  4. Российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды. Командовал шлюпом «Восток» ______________________________
  5. Английский мореплаватель. Возглавлял три кругосветных экспедиции, открыл множество островов в Тихом океане, выяснил островное положение Новой Зеландии, открыл Большой Барьерный Риф, восточное побережье Австралии, Гавайские острова ___________________________

(за каждый верный ответ 2 балла)



Предварительный просмотр:

Задания школьного тура олимпиады по географии

      8 класс                                                  фамилия, имя_________________________________

Отвечая на вопросы, выполняя задания.- не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют не только знаний программного материала, но и общей географической эрудиции.

Успеха Вам в работе!

1. Какое растение типично для Австралии?

а) эвкалипт

б) баобаб

в) секвойя

г) гевея

2. Какие моря относятся к бассейну Атлантического океана?

а) Карибское и Черное                                   в) Баренцево и Аравийское

б) Белое и Баренцево                                     г) Тасманово и Берингово

3. Самые высокие горы на материке Евразия – это                                

а) Гималаи      б) Тянь - Шань   в) Кавказ            г) Альпы            

4. Ближайший к земной поверхности слой атмосферы называется?

а) тропосфера                                 в) ионосфера

б) стратосфера                                г) термосфера

5. Определите, о какой природной зоне Африки идет речь: Здесь два сезона года – сухой зимний и влажный летний. Эта зона занимает около 40 % площади материка

а)зона влажных экваториальных лесов

б)зона саванн

в)зона тропических пустынь

6. Фундамент Сибирской платформы выходит на поверхность в виде щитов?

а) Анабарский и Балтийский

б) Анабарский и Алданский

в) Алданский и Украинский

г) Украинский и Балтийский

 7. Россия занимает ведущее место в мире по запасам:

а) калийной соли, алмазов, угля

б) медных руд, угля, золота

в) золота, алмаз

8. Какие из перечисленных периодов относятся к палеозойской эре.

а)кембрий     б)ордовик     в)девон     г)палеоген    д)юрский     е)четвертичный

9. Какую площадь имеют Восточно – Европейская равнина, Западно – Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.

10. В каких часовых поясах расположена наша страна? Сколько часовых поясов разделяет Чукотку и Калининградскую область?

11. С каким государством Россия имеет самую протяженную границу?

12. Установите соответствие:

       Материк                             Высшая точка 

      а) Африка                               1) гора Косцюшко

      б) Южная Америка               2) гора Джомолунгма

      в) Северная Америка            3) гора Аконкагуа

      г) Австралия                             4) гора Мак – Кинли

      д) Евразия                              5) вулкан Килиманджаро  

13. Дополните:

1) Наибольшие площади зона саванн и редколесий занимает в ………...

2) Наиболее безжизненна зона ………. пустынь.

3) Леса полностью отсутствуют на материке ………..

4)  Кампос – это природная зона, которая находиться на ………плоскогорье

14. Назовите крайние точки - мысы России? Укажите острова, полуострова, горы, на которых они находятся?  

15. Назовите страны, которые соседствуют с Россией через морские границы?

16. С Атлантического океана на территорию России, как правило, приходят:

а) циклоны    б) антициклоны    в) холодный фронт      г) стационарный фронт

17. Умеренно – резко континентальный тип климата в России характерен для:

а)Восточно – Европейская равнина

б)Западно – Сибирская равнина

в)Северо – Восточная Сибирь

г) Дальний Восток

18. Какой стороне соответствует азимут 225 градусов?

а) Югу – западу

б) Югу – востоку

в) Северо – востоку

г) Северо – западу

19. Какой масштаб крупнее?

а) 1: 50 000

б) 1: 50 000 000

20. Топонимика – это область знаний, изучающая:

а) климатические особенности местности

б) рельеф

в)  географические названия

г) животных

21. В каких районах России и других стран СНГ для покрытия крыши традиционного сельского жилища, используют следующие строительные материалы:

                        А) солома

                        Б) дранка (тонкие деревянные планки)

                        В) глина

                        Г) тростник

Какими природными условиями это вызвано?

по 2 балла за каждый обоснованный ответ



Предварительный просмотр:

Задания школьного тура олимпиады по географии

        9 класс                                                  фамилия, имя_________________________________

Отвечая на вопросы, выполняя задания.- не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют не только знаний программного материала, но и общей географической эрудиции.

Успеха Вам в работе!

1. С помощью координат устий определите реки. Вспомните, когда на них наблюдаются половодье.

9°с.ш  и 64°з.д ________________________________________________

43° с.ш. и 59° в.д. ______________________________________________

5° с.ш. и 6°в.д. _________________________________________________ ( за каждый  верный ответ 2балла)

2. Распределите перечисленные реки по бассейнам стока: Ангара, Волга, Урал, Амазонка,  Амур, Хуанхэ, Тигр, Меконг, Сырдарья, Миссисипи, Юкон, Нил, Оранжевая.

 Бассейн Атлантического океана ___________________________________________________

Бассейн Тихого океана ______________________________________________________________

Бассейн Индийского океана _________________________________________________________

Бассейн северного Ледовитого океана _________________________________________________

Бассейн внутреннего стока ____________________________________________________(максимум 13 баллов)

3. Выберите верные утверждения.

  1. Самые большие низменности России расположены к востоку от Енисея.
  2. Сели, обвалы и осыпи чаще всего происходят в районах с большим уклоном местности.
  3. Преобразование рельефа Восточно-Европейской равнины  в значительной степени связано с четвертичным оледенением.
  4. Западная Сибирь- главный район выращивания подсолнечника в России.
  5. Кукуруза- важнейшая зерновая культура России.
  6. Крупнейшие ГЭС  России располагаются  в Восточной Сибири.
  7. Рис выращивают в России в пойме реки Кубань.
  8. Старейший угольный бассейн в России- Подмосковный.
  9. Для населения России характерно снижение численности.
  10. Естественный прирост это разница между числом приехавших  и уехавших людей.

(за каждый верный ответ 2 балла)

4. Найдите и исправьте ошибки  в следующем описании:

«В степной зоне России  в сельскохозяйственном производстве  преобладает растениеводство. Выращиваются  преимущественно  зерновые культуры: пшеница, кукуруза на силос, рожь, ячмень, подсолнечник, а также лен и сахарная свёкла. В европейской части преобладает выращивание  яровой пшеницы, в азиатской- озимой. Основная форма ведения  земледелия- фермерское хозяйство. Интенсивное ведение использование  ведёт к водной и ветровой эрозии почв.»                        (за каждый верный ответ 1 балл)

5. Определите соответствие:

Субъект РФ

Центр

  1. Респ. Бурятия
  1. Салехард
  1. Ненецкий авт.округ
  1. Нальчик
  1. Респ. Хакасия
  1. Петропавловск- Камчатский
  1. Респ. Тыва
  1. Улан-Уде
  1. Респ. Дагестан
  1. Абакан
  1. Респ. Чувашия
  1. Уфа
  1. Кабардино-Балкарская  респ.
  1. Чебоксары
  1. Ямало-Ненецкий авт. округ
  1. Нарьян-Мар
  1. Камчатский край
  1. Махачкала
  1. Респ. Башкортостан
  1. Кызыл
  1.        ; 2-          ; 3-            ; 4-          ; 5-         ;   6-       ;7-        ;8-        ; 9-        ; 10-         .

(за каждый верный ответ 2 балла)

6. Один английский футбольный  клуб выразил желание  провести семь товарищеских матчей  с российскими  профессиональными командами. В ответ на заявку о проведении  матчей в семи разных городах  России  пришёл список клубов, с которыми можно  провести игры.  Помогите англичанам спланировать поездки  по России, разобравшись, какая  команда  представляет какой город.

Определите соответствие:

Команда

Город

  1. Шинник
  1. Магнитогорск
  1. Арсенал
  1. Нижневартовск
  1. Нефтехимик
  1. Ярославль
  1. Уралмаш
  1. Екатеринбург
  1. Океан
  1. Тула
  1. Металлург- Метизник
  1. Находка
  1. Самотлор ХХI
  1. Нижнекамск

1-       ; 2-          ; 3-            ; 4-          ; 5-         ;   6-       ;7-        .

(за каждый верный ответ 2 балла)

7. Воздух нагревается от подстилающей поверхности, в горах эта поверхность располагается ближе к Солнцу, и, следовательно, приток солнечной радиации с подъёмом вверх должен возрастать и температура увеличиваться. Однако, нам известно, что этого не происходит. Почему?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________( 15 баллов)

8. Определите, о ком из путешественников (географов) идёт речь?

  1. Мореплаватель, который задумал, но не смог до конца совершить первое кругосветное путешествие. Это путешествие доказало наличие единого Мирового океана и шарообразности Земли. ___________________
  2. Российский мореплаватель, адмирал, почетный член Петербургской АН, член-учредитель Русского географического общества, начальник первой русской кругосветной экспедиции на кораблях «Надежда» и «Нева», автор «Атласа Южного моря» _______________________________________________
  3. Итальянский путешественник, исследователь Китая, Индии. Первым наиболее подробно описал Азию ______________________________
  4. Российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды. Командовал шлюпом «Восток» ______________________________
  5. Английский мореплаватель. Возглавлял три кругосветных экспедиции, открыл множество островов в Тихом океане, выяснил островное положение Новой Зеландии, открыл Большой Барьерный Риф, восточное побережье Австралии, Гавайские острова ___________________________

(за каждый верный ответ 2 балла)

9.Наш класс во время осенних каникул ездил на экскурсию по памятникам истории и архитектуры. Мы видели:

Архитектурный ансамбль  Троице- Сергиевой Лавры __________________________________

Ипатьевский монастырь _________________________________

Золотые Ворота ________________________________________

Эрмитаж _____________________________________________

Дом Пашкова _________________________________________

Памятник Салавату Юлаеву ____________________________________

 Впишите в  пропущенные строки названия городов, посещённых школьниками.

(каждый правильный ответ – 3 балла)

10. Ниже приведены некоторые факты про материки нашей планеты, по два для каждого материка. Напишите, к какому материку какие факты относятся. ( за каждый верный ответ 1 балл)

  1. Самый пустынный материк (без учёта снежных пустынь Антарктиды).___________________________
  2. Материк с самым большим населением.____________________________________
  3. Самый низкий материк.____________________________________________
  4. Материк, не имеющий  коренного населения.___________________________________
  5. Материк, который омывается  водами 4-х океанов.______________________
  6. Материк- колыбель человечества._____________________________________
  7. Материк, который открыли последним (назовите имена 2-х мореплавателей, которые первыми попали к берегам этого материка).________________________________________________________________
  8. Материк, где находится самый высокий водопад в мире (назовите этот водопад)._____________________________________________________________________________
  9. Материк, где находятся страны мира, занимающие второе место в мире по площади._____________
  10. Материк с самой полноводной рекой мира (назовите эту реку).________________________________
  11. Материк с самой большой по площади пустыней  в мире (назовите пустыню).___________________________________________________________________
  12. Материк, где расположен самый большой в мире каньон (назовите каньон).___________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Задания школьного тура олимпиады по географии

       10 класс                                                  фамилия, имя_________________________________

Отвечая на вопросы, выполняя задания.- не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют не только знаний программного материала, но и общей географической эрудиции.

Успеха Вам в работе!

1. Какая вершина: Джомолунгма, Аконкагуа, Килиманджаро - дальше отстоит от центра Земли?
___________________________________________________________________________________ (10 баллов)

2. Вы знаете, что у жителей влажных тропических лесов никогда не бывает аллергии? Почему? Назовите не менее трёх причин.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(3 балла за каждую причину)

3. Центр  острова Новая Гвинея получил прозвище «Страна разбитых…»

А) сердец,    Б) голов    В) иллюзий    Г) бутылок                                                                                           (5 баллов)

4. «Островом погибших кораблей» чаще всего называют остров:

А) «Путешествующий» песчаный Сейбл в Канаде;

Б) греческий Лемнос у входа в пролив Дарданеллы;

В) колумбийский Провиденс в карибском море;

Г) туманный чилийский Осте в проливе Дрейка                                                                               (5 баллов)

5. Зона Атлантики у берегов Америки между 20° и 40° с.ш. когда-то получила прозвище:

А) ревущие сороковые,   Б) конские широты,     В) каперское счастье,    Г) широты голубки                                 (5 баллов)

6. «Гамаками Земного шара» географы прозвали:

А) Чили и Японию,     Б) Камчатку и Аляску,   В) Индостан и Юкатан,  Г) Яву и Кубу                                         (5 баллов)

7. Официальное название «Зачарованные» когда-то носили острова:

А) Азорские,   Б) Багамские,   В) Валаам,   Г) Галапагосские                                                             (5 баллов)

8. Остров Тристан-да Кунья можно назвать сухопутным  «полюсом»:

А) штормов,  Б) недоступности,   В) вулканов,    Г) гроз                                                                (5 баллов)

9. Из предлагаемого списка известных вам водопадов выберите располагающиеся на границах государств. Приведите названия этих государств.

а) Рейнский ___________________________________;

б) Кивач___________________________________;

в) Ниагарский___________________________________;

г) Виктория___________________________________;

д) Игуасу___________________________________;

е) Стэнли___________________________________;

 ж) Ливингстона___________________________________;

з) Анхель. ___________________________________                        ( 3 балла за каждый верный ответ)

10. В Москве состоялась конференция, посвященная проблемам экологии и социально-экономического развития городов России и зарубежных стран. Определите, представители каких городов участвовали в конференции, если известно, что делегаты добирались до пункта назначения на следующих фирменных поездах: «Арктика», «Байкал», «Енисей», «Карелия», «Крым», «Лотос», «Сура», «Югра», «Юрмала», «Янтарь».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 (1 балл за город)

11. Установите соответствие «Субъект РФ – его особенность».

1. Белгородская область

А. Хопёрский заповедник

2. Брянская область

Б. Центр производства оружия – Вятские Поляны

3. Владимирская область

В. Музей истории КМА

4. Воронежская область

Г. Дятьковский хрустальный завод

5. Ивановская область

Д. Большая льняная мануфактура

6. Кировская область

Е. 40% хмеля РФ

7. Костромская область

Ж. Муромские тепловозы

8.Смоленская область

З. Авиафирма «Яковлев»

9.Тверская область

И. Палехская миниатюра

10.Чувашская Республика

К. Льноуборочные комбайны

1-        , 2-        , 3-         , 4-        ,5-         , 6-       , 7-         ,  8-        , 9-         , 10-         .            (за каждый верный ответ 3 балла)

12. Прочитайте фрагмент литературного произведения и ответьте на вопросы.

«…Клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение – все это удивляло, удивляет и удивит ученых всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями, как какое-то гигантское кольцо; материк, где, быть может, в середине имеется наполовину испарившееся внутреннее море; где реки с каждым днем все больше и больше высыхают; где не существует влаги ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не своей поверхностью, а ребром и не дают тени; где леса низкорослы, а травы гигантской высоты; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы. Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда-либо существовавших…»

  1. Как называется материк, о котором идет речь? _____________________________________________________
  2. Какая природная зона занимает наибольшую территорию в пределах этого материка? ___________________
  3. Какие необычные млекопитающие встречаются на этом материке?____________________________________
  4. Как называется «внутреннее море», упомянутое в тексте?____________________________________________
  5. В какой части материка расположена его самая высокая горная система?_______________________________

(за каждый верный ответ 2 балла)

13.Какое из перечисленных государств не является  анклавом?

А) Андорра     Б) Сан-Марино     В) Лесото                                                                   (5 баллов)

14.  Отметьте федеративные государства с монархической формой правления

А) Саудовская Аравия    Г) Россия                 Ж) Бельгия

Б) США                            Д) Индия                  З) Бразилия

В) Малайзия                     Е) Швейцария         И) Франция                                    ( за каждый правильный ответ 2 балла)

15. Укажите, каково назначение перечисленных в таблице приборов и инструментов. Заполните ячейки в таблице.

Название прибора

Назначение прибора

Нивелир

Гигрометр

Люксметр

Батометр

Сейсмограф

( за каждый правильный ответ 2 балла)

16. Какие из перечисленных государств являются унитарными?

1) Австрия          2) Малайзия      3) Португалия     4) Бельгия

5)Ирландия        6) Нидерланды      7) Венесуэла     8) Франция         ( за каждый правильный ответ 2 балла)

17.Найди соответствие между правой и левой колонками:

1. Абердин (Шотландия)

А) «Город мира»

2.Багдад (Ирак)

Б) «Город зелёного рога»

3. Париж (Франция)

В) «Гранитный город»

4. Стамбул (Турция)

Г) «Жемчужина пустыни»

5. Дамаск (Сирия)

Д) «Город лилии»

  1.       2-         3-       4-     5-  

                                                                                         ( за каждый правильный ответ 3 балла)

18. В какой стране на португальском языке говорят в 18 раз больше людей, чем в Португалии

1) Аргентина       2) Мексика        3) Бразилия      4) Перу                                      ( 5 баллов)

19. Выберите пару стран, суммарная численность населения которых максимальна

1) США, Индия     2) США, Россия            3) Индия, Индонезия                4) США, Индонезия                    (3 балла)

20. Эти горы неоднократно являлись театром военных действий: в 218 г. до н.э. там был Ганнибал, в 58 г. до н.э.- Юлий Цезарь, в 1799- А. Суворов. Что это за горы?_____________________________      ( 5 баллов)

21. Противостояние  этому природному явлению лежит в основе выражения: «Бог создал море,     голландцы- берега»

1) активной абразии                    2) опусканию суши              3) высоким приливам      4) выветриванию                (3 балла)

22. Какая современная столица расположена в месте, которое раньше было центром империи ацтеков?_______________________________________________________________________   (10 баллов)

23. Исправьте географические ошибки

Остров Юкатан ______________;    Залив Ютландия  ________________; Карибское озеро __________________;

Река Гекла __________________;  Гора Меконг ___________________; Город Лабрадор ____________________;

Страна Тегеран _________________                                                          ( за каждый правильный ответ 2 балла)

24.  Что расположено  не  в  России (обведите)

  Атлас, Вогезы , Сунтар-Хаята, Ангара, Сихотэ-Алинь, Ньяса, Мак-Кинли             ( за каждый правильный ответ 2 балла)

25.  Что лишнее и почему?

Великобритания, Швеция, Франция ______________________________________

Аргентина, Португалия, Перу______________________________________

ФРГ, Литва, США______________________________________

Грузия, Лихтенштейн, Армения______________________________________

Мадагаскар, Италия, Филиппины______________________________________

Теократическая, парламентская, абсолютная_____________________________________

Анкара, Ливерпуль, Глазго______________________________________

                  ( за каждый правильный ответ 2 балла)

26.  Выберите правильные утверждения

  1. Вторая по численности населения страна мира – США
  2. Самая высокая рождаемость в мире во Франции
  3. Независимые государства называются суверенными
  4. Индия, Бразилия, Мексика – ключевые развивающиеся страны
  5. Рудные полезные ископаемые сопутствуют осадочному чехлу платформ
  6. 88% необходимых человечеству продуктов дают обрабатываемые земли
  7. Пакистан имеет унитарную форму административного устройства

                  ( за каждый правильный ответ 2 балла)

27 . Назовите  путешественников (географов) по описанию

  1. Первым проложил путь из Европы в Южную Азию, обогнув Африку  ____________________________
  2. Первым достиг Южного полюса _____________________________
  3. Рассчитал размеры Земли. Автор трактата «Об измерении Земли», «отец географии», автор идеи единства Мирового океана ____________________________________________________________________________
  4. Исследователь Северного Тибета, бассейна озера Лоб-Нор, Куку-Нор, истоков реки Желтая. Член Русского географического общества, почетный член Академии Наук. Открыл новые формы дикого верблюда, лошади, тибетского медведя___________________________________________________
  5. Первым дал естественно-историческое обоснование границы Европы и Азии по Уральскому хребту. Управлял Уральским краем, возглавлял Оренбургскую экспедицию. Основатель Перми и Екатеринбурга________________
  6. Мореплаватель, офицер русского флота, руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями, прошел по проливу между Чукоткой и Аляской, открыл ряд островов Алеутской гряды.__________________________
  7. Российский мореплаватель, руководитель первого российского кругосветного плавания. _____________________

 ( за каждый правильный ответ 3 балла)



Предварительный просмотр:

Задания школьного тура олимпиады по географии 6 класс                                                

 Отвечая на вопросы, выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют не только знаний программного материала, но и общей географической эрудиции. Успеха Вам в работе!

1.  Исправьте географические ошибки (за каждый верный ответ 2 балла)

Город Мадагаскар  __________________________;

Аравийский залив ____________________________;

Ладожское море______________________;

Остров Гималаи_________________________________;

Озеро Амазонка____________________________;

Красное озеро ________________________________;

Вулкан Гренландия_________________________________.  

 2.  Что расположено  не  в  России (за каждый верный ответ 2 балла)

Урал; Тасмания;   Саяны;  Альпы;  Янцзы;  Енисей; Амур      

3.  Что лишнее и почему? (за каждый верный ответ 2 балла)

Мичиган, Миссисипи, Гурон ____________________________________________

Килиманджаро, Этна, Лимпопо  _________________________________________

Кук, Коперник, Магеллан ______________________________________________

Страус, бегемот, куропатка _____________________________________________

Москва, Красноярск, Сан-Франциско ____________________________________

Тундра, тайга, перекати поле ___________________________________________

Марс, Луна, Венера  ____________________________________________

  4.  Выберите правильные утверждения (за каждый верный ответ 2 балла)

  1. На южном полюсе холоднее, чем на северном
  2. Берингов пролив открыл Витус Беринг
  3. Карта имеет более крупный масштаб, чем топографический план
  4. Азимут на восток означает 180 градусов
  5. Самый большой остров в мире – это Сахалин
  6. Самая высокая вершина мира называется Джомолунгма
  7. На юге Евразия омывается Индийским океаном

5.  Расположите с  запада на восток страны (5 баллов):

США, Япония, Индия, Испания, Германия, Китай, Украина

__________________________________________________________________________________

6. Какая вершина: Джомолунгма, Акконкагуа, Килиманджаро - дальше отстоит от центра Земли и почему?

_________________________________________________________________________     (10 баллов)

7. Определите, о ком из путешественников (географов) идёт речь? (за каждый верный ответ 2 балла)

  1. Мореплаватель, который задумал, но не смог до конца совершить первое кругосветное путешествие. Это путешествие доказало наличие единого Мирового океана и шарообразности Земли. ___________________
  2. Российский мореплаватель, адмирал, почетный член Петербургской АН, член-учредитель Русского географического общества, начальник первой русской кругосветной экспедиции на кораблях «Надежда» и «Нева», автор «Атласа Южного моря» _______________________________________________
  3. Итальянский путешественник, исследователь Китая, Индии. Первым наиболее подробно описал Азию ______________________________
  4. Российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды. Командовал шлюпом «Восток» ______________________________
  5. Английский мореплаватель. Возглавлял три кругосветных экспедиции, открыл множество островов в Тихом океане, выяснил островное положение Новой Зеландии, открыл Большой Барьерный Риф, восточное побережье Австралии, Гавайские острова ___________________________
  6. Первым проложил путь из Европы в Южную Азию, обогнув Африку _______________________

8. Ответьте на вопросы: (за каждый верный ответ 2 балла)

Какой масштаб крупнее   1:5000 или 1:1000

Какой масштаб мельче: в 1 см 200 км или в 1 см 150 км.

9.На Земле есть города, где в то время, когда в Москве наступает зима, людям не требуются шубы, меховые шапки и перчатки. Выберите из перечисленных городов те, жители которых в январе не нуждаются в тёплой зимней одежде.

Канберра, Пекин, Париж, Буэнос-Айрес, Оттава.  (за каждый верный ответ 2 балла)



Предварительный просмотр:

Задания школьного тура олимпиады по географии

      7 класс                                                  фамилия, имя_________________________________

Требования к работе обучающихся на олимпиаде по географии.

1.. На выполнение заданий школьного этапа Олимпиады отводится 1 час.

2. Пользование атласами, сотовыми телефонами, планшетами и другими справочными материалами запрещено. За нарушение этих требований обучающийся может быть удален с олимпиады и его результаты не будут засчитаны.

3. Отвечая на вопросы, выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют не только знаний программного материала, но и общей географической эрудиции.

Успеха Вам в работе!

 1. Определите географически е координаты города Кейптаун (юг Африки)_____________( 5 баллов)____

 2. Преобразуйте численный масштаб в именованный 1:30000000_______________________( 2 балла)___

3. «Самый, самый» (мировые рекорды)

     1) самая длинная река______________________________________________________________

     2) самая высокая вершина__________________________________________________________

     3) самая большая низменность_______________________________________________________

     4) самый высокий водопад__________________________________________________________

     5) самое глубокое озеро_____________________________________________________________

     6) самый холодный материк__________________________________________________________

     7) самый широкий пролив____________________________________________________________

     8) самое большое озеро______________________________________________________________

     9) самый маленький материк__________________________________________________________

    10) самое соленое место в Мировом океане_______________________________________________

                                                                      (за каждый правильный ответ 2 балла)

4. Объясните, что означают термины?

        1) Лавразия ___________________________________________________________

        2) Пассат _____________________________________________________________

        3) Меридиан __________________________________________________________

        4) Азимут _____________________________________________________________

(за каждый правильный ответ 2 балла)

5. Существуют ли на Земле точки, для определения местонахождения которых достаточно определить только широту? Если да, то назовите их. ________________________________

(5 баллов)

6. Название этого объекта произошло от слова «масуну», которое на индейском языке означает «большая вода». Что это за объект? _______________________________________

(2 балла)

7. С тибетского языка это название переводится как «богиня – мать Земли» Что это?

_____________________________________________________________________________

(2 балла)

8. Какому понятию принадлежат следующие ассоциации:

        1) волна, землетрясение, опасность, скорость, бедствие ________________________

        2) скалы, пороги, зрелище, грохот, вода _____________________________________

        3) океан, лед, гора, опасность ______________________________________________

(за каждый правильный ответ 2 балла)

9. Чем можно объяснить тот факт, что самые многоводные реки мира протекают  в экваториальном поясе? _________________________________________________________

(5 баллов)

10. Ученик Ваня Степочкин не подготовил домашнее задание ни по одному предмету. Всем учителям он объяснил, что вчера после уроков, прогуливаясь по пляжу, он увидел, как ветер уносит в открытое море маленькую девочку на надувном матраце. Естественно, он бросился ее спасать, ну, а после случившегося, ему уже было не до уроков. Все учителя его похвалили, кроме учителя географии. Что заставило учителя географии усомниться в искренности слов мальчика?_____________________________________________________

(15 баллов)

11.  Выберите правильные утверждения

  1. На южном полюсе холоднее, чем на северном
  2. Берингов пролив открыл Витус Беринг
  3. Карта имеет более крупный масштаб, чем топографический план
  4. Азимут на восток означает 180 градусов
  5. Самый большой остров в мире – это Сахалин
  6. Самая высокая вершина мира называется Джомолунгма
  7. На юге Евразия омывается Индийским океаном

  (за каждый верный ответ 2 балла)

12. Решите географическую задачу.

Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин- кто ближе к центру Земли? Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и опущусь на дно Марианской впадины, её глубина 11022м, и окажусь ближе всех к центру Земли». Полярник говорит: «Я поеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли». Бурильщик говорит: « Я пробурю скважину в Персидском заливе  глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли». Только пингвин ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде (высота Антарктиды 3000м, высота ледяного щита – 4 км).  Кто из героев находится ближе всего к центру Земли?     ______________________________________   (10 баллов)

13. Укажите, каково назначение перечисленных в таблице приборов и инструментов. Заполните ячейки в таблице.

Название прибора

Назначение прибора

Нивелир

Гигрометр

Люксметр

Батометр

Сейсмограф

(за каждый верный ответ 2 балла)

14. Воздух нагревается от подстилающей поверхности, в горах эта поверхность располагается ближе к Солнцу, и, следовательно, приток солнечной радиации с подъёмом вверх должен возрастать и температура увеличиваться. Однако, нам известно, что этого не происходит. Почему?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________( 15 баллов)

15.Определите, о ком из путешественников (географов) идёт речь?

  1. Мореплаватель, который задумал, но не смог до конца совершить первое кругосветное путешествие. Это путешествие доказало наличие единого Мирового океана и шарообразности Земли. ___________________
  2. Российский мореплаватель, адмирал, почетный член Петербургской АН, член-учредитель Русского географического общества, начальник первой русской кругосветной экспедиции на кораблях «Надежда» и «Нева», автор «Атласа Южного моря» _______________________________________________
  3. Итальянский путешественник, исследователь Китая, Индии. Первым наиболее подробно описал Азию ______________________________
  4. Российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды. Командовал шлюпом «Восток»______________________________
  5. Английский мореплаватель. Возглавлял три кругосветных экспедиции, открыл множество островов в Тихом океане, выяснил островное положение Новой Зеландии, открыл Большой Барьерный Риф, восточное побережье Австралии, Гавайские острова ___________________________

(за каждый верный ответ 2 балла)



Предварительный просмотр:

Задания школьного тура олимпиады по географии

      8 класс                                                  фамилия, имя_________________________________

Требования к работе обучающихся на олимпиаде по географии.

1.. На выполнение заданий школьного этапа Олимпиады отводится 1 час.

2. Пользование атласами, сотовыми телефонами, планшетами и другими справочными материалами запрещено. За нарушение этих требований обучающийся может быть удален с олимпиады и его результаты не будут засчитаны.

3. Отвечая на вопросы, выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют не только знаний программного материала, но и общей географической эрудиции.

Успеха Вам в работе!

1. Какое растение типично для Австралии?

а) эвкалипт

б) баобаб

в) секвойя

г) гевея

2. Какие моря относятся к бассейну Атлантического океана?

а) Карибское и Черное                                   в) Баренцево и Аравийское

б) Белое и Баренцево                                     г) Тасманово и Берингово

3. Самые высокие горы на материке Евразия – это                                

а) Гималаи      б) Тянь - Шань   в) Кавказ            г) Альпы            

4. Ближайший к земной поверхности слой атмосферы называется?

а) тропосфера                                 в) ионосфера

б) стратосфера                                г) термосфера

5. Определите, о какой природной зоне Африки идет речь: Здесь два сезона года – сухой зимний и влажный летний. Эта зона занимает около 40 % площади материка

а)зона влажных экваториальных лесов

б)зона саванн

в)зона тропических пустынь

6. Фундамент Сибирской платформы выходит на поверхность в виде щитов?

а) Анабарский и Балтийский

б) Анабарский и Алданский

в) Алданский и Украинский

г) Украинский и Балтийский

 

7. Россия занимает ведущее место в мире по запасам:

а) калийной соли, алмазов, угля

б) медных руд, угля, золота

в) золота, алмаз

8. Какие из перечисленных периодов относятся к палеозойской эре.

а)кембрий     б)ордовик     в)девон     г)палеоген    д)юрский     е)четвертичный

9. Какую площадь имеют Восточно – Европейская равнина, Западно – Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.

10. В каких часовых поясах расположена наша страна? Сколько часовых поясов разделяет Чукотку и Калининградскую область?

11. С каким государством Россия имеет самую протяженную границу?

12. Установите соответствие:

       Материк                             Высшая точка 

      а) Африка                               1) гора Косцюшко

      б) Южная Америка               2) гора Джомолунгма

      в) Северная Америка            3) гора Аконкагуа

      г) Австралия                             4) гора Мак – Кинли

      д) Евразия                              5) вулкан Килиманджаро  

13. Дополните:

1) Наибольшие площади зона саванн и редколесий занимает в ………...

2) Наиболее безжизненна зона ………. пустынь.

3) Леса полностью отсутствуют на материке ………..

4)  Кампос – это природная зона, которая находиться на ………плоскогорье

14. Назовите крайние точки - мысы России? Укажите острова, полуострова, горы, на которых они находятся?  

15. Назовите страны, которые соседствуют с Россией через морские границы?

16. С Атлантического океана на территорию России, как правило, приходят:

а) циклоны    б) антициклоны    в) холодный фронт      г) стационарный фронт

17. Умеренно – резко континентальный тип климата в России характерен для:

а)Восточно – Европейская равнина

б)Западно – Сибирская равнина

в)Северо – Восточная Сибирь

г) Дальний Восток

18. Какой стороне соответствует азимут 225 градусов?

а) Югу – западу

б) Югу – востоку

в) Северо – востоку

г) Северо – западу

19. Какой масштаб крупнее?

а) 1: 50 000

б) 1: 50 000 000

20. Топонимика – это область знаний, изучающая:

а) климатические особенности местности

б) рельеф

в)  географические названия

г) животных

     



Предварительный просмотр:

Задания школьного тура олимпиады по географии

        9 класс                                                  фамилия, имя_________________________________

Требования к работе обучающихся на олимпиаде по географии.

1.. На выполнение заданий школьного этапа Олимпиады отводится 1 час.

2. Пользование атласами, сотовыми телефонами, планшетами и другими справочными материалами запрещено. За нарушение этих требований обучающийся может быть удален с олимпиады и его результаты не будут засчитаны.

3.Отвечая на вопросы, выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют не только знаний программного материала, но и общей географической эрудиции.

Успеха Вам в работе!

1. С помощью координат устий определите реки. Вспомните, когда на них наблюдаются половодье.

9°с.ш  и 64°з.д ________________________________________________

43° с.ш. и 59° в.д. ______________________________________________

5° с.ш. и 6°в.д. _________________________________________________( за каждый  верный ответ 2 балла)

2.Распределите перечисленные реки по бассейнам стока: Ангара, Волга, Урал, Амазонка,  Амур, Хуанхэ, Тигр, Меконг, Сырдарья, Миссисипи, Юкон, Нил, Оранжевая.

 Бассейн Атлантического океана ___________________________________________________

Бассейн Тихого океана ______________________________________________________________

Бассейн Индийского океана _________________________________________________________

Бассейн северного Ледовитого океана _________________________________________________

Бассейн внутреннего стока ____________________________________________________(максимум 13 баллов)

3.Выберите верные утверждения.

  1. Самые большие низменности России расположены к востоку от Енисея.
  2. Сели, обвалы и осыпи чаще всего происходят в районах с большим уклоном местности.
  3. Преобразование рельефа Восточно-Европейской равнины  в значительной степени связано с четвертичным оледенением.
  4. Западная Сибирь- главный район выращивания подсолнечника в России.
  5. Кукуруза- важнейшая зерновая культура России.
  6. Крупнейшие ГЭС  России располагаются  в Восточной Сибири.
  7. Рис выращивают в России в пойме реки Кубань.
  8. Старейший угольный бассейн в России- Подмосковный.
  9. Для населения России характерно снижение численности.
  10. Естественный прирост это разница между числом приехавших  и уехавших людей.

(за каждый верный ответ 2 балла)

4.Найдите и исправьте ошибки  в следующем описании:

«В степной зоне России  в сельскохозяйственном производстве  преобладает растениеводство. Выращиваются  преимущественно  зерновые культуры: пшеница, кукуруза на силос, рожь, ячмень, подсолнечник, а также лен и сахарная свёкла. В европейской части преобладает выращивание  яровой пшеницы, в азиатской- озимой. Основная форма ведения  земледелия- фермерское хозяйство. Интенсивное ведение использование  ведёт к водной и ветровой эрозии почв.»                        (за каждый верный ответ 1 балл)

5.Определите соответствие:

Субъект РФ

Центр

  1. Респ. Бурятия
  1. Салехард
  1. Ненецкий авт.округ
  1. Нальчик
  1. Респ. Хакасия
  1. Петропавловск- Камчатский
  1. Респ. Тыва
  1. Улан-Уде
  1. Респ. Дагестан
  1. Абакан
  1. Респ. Чувашия
  1. Уфа
  1. Кабардино-Балкарская респ.
  1. Чебоксары
  1. Ямало-Ненецкий авт. округ
  1. Нарьян-Мар
  1. Камчатский край
  1. Махачкала
  1. Респ. Башкортостан
  1. Кызыл
  1.        ; 2-          ; 3-            ; 4-          ; 5-         ;   6-       ;7-        ;8-        ; 9-        ; 10-         .

(за каждый верный ответ 2 балла)

6.Один английский футбольный  клуб выразил желание  провести семь товарищеских матчей  с российскими  профессиональными командами. В ответ на заявку о проведении  матчей в семи разных городах  России  пришёл список клубов, с которыми можно  провести игры.  Помогите англичанам спланировать поездки  по России, разобравшись, какая  команда  представляет какой город.

Определите соответствие:

Команда

Город

  1. Шинник
  1. Магнитогорск
  1. Арсенал
  1. Нижневартовск
  1. Нефтехимик
  1. Ярославль
  1. Уралмаш
  1. Екатеринбург
  1. Океан
  1. Тула
  1. Металлург-Метизник
  1. Находка
  1. Самотлор ХХI
  1. Нижнекамск

1-       ; 2-          ; 3-            ; 4-          ; 5-         ;   6-       ;7-        .

(за каждый верный ответ 2 балла)

7. Воздух нагревается от подстилающей поверхности, в горах эта поверхность располагается ближе к Солнцу, и, следовательно, приток солнечной радиации с подъёмом вверх должен возрастать и температура увеличиваться. Однако, нам известно, что этого не происходит. Почему?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________( 15 баллов)

8.Определите, о ком из путешественников (географов) идёт речь?

  1. Мореплаватель, который задумал, но не смог до конца совершить первое кругосветное путешествие. Это путешествие доказало наличие единого Мирового океана и шарообразности Земли. ___________________
  2. Российский мореплаватель, адмирал, почетный член Петербургской АН, член-учредитель Русского географического общества, начальник первой русской кругосветной экспедиции на кораблях «Надежда» и «Нева», автор «Атласа Южного моря» _______________________________________________
  3. Итальянский путешественник, исследователь Китая, Индии. Первым наиболее подробно описал Азию ______________________________
  4. Российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды. Командовал шлюпом «Восток» ______________________________
  5. Английский мореплаватель. Возглавлял три кругосветных экспедиции, открыл множество островов в Тихом океане, выяснил островное положение Новой Зеландии, открыл Большой Барьерный Риф, восточное побережье Австралии, Гавайские острова ___________________________

(за каждый верный ответ 2 балла)

9.Наш класс во время осенних каникул ездил на экскурсию по памятникам истории и архитектуры. Мы видели:

Архитектурный ансамбль  Троице- Сергиевой Лавры __________________________________

Ипатьевский монастырь _________________________________

Золотые Ворота ________________________________________

Эрмитаж _____________________________________________

Дом Пашкова _________________________________________

Памятник Салавату Юлаеву ____________________________________

 Впишите в  пропущенные строки названия городов, посещённых школьниками.

(каждый правильный ответ – 3 балла)

10.Ниже приведены некоторые факты про материки нашей планеты, по два для каждого материка. Напишите, к какому материку какие факты относятся. ( за каждый верный ответ 1 балл)

  1. Самый пустынный материк (без учёта снежных пустынь Антарктиды).___________________________
  2. Материк с самым большим населением.____________________________________
  3. Самый низкий материк.____________________________________________
  4. Материк, не имеющий  коренного населения.___________________________________
  5. Материк, который омывается  водами 4-х океанов.______________________
  6. Материк- колыбель человечества._____________________________________
  7. Материк, который открыли последним (назовите имена 2-х мореплавателей, которые первыми попали к берегам этого материка).________________________________________________________________
  8. Материк, где находится самый высокий водопад в мире (назовите этот водопад)._____________________________________________________________________________
  9. Материк, где находятся страны мира, занимающие второе место в мире по площади._____________
  10. Материк с самой полноводной рекой мира (назовите эту реку).________________________________
  11. Материк с самой большой по площади пустыней  в мире (назовите пустыню).___________________________________________________________________
  12. Материк, где расположен самый большой в мире каньон (назовите каньон).___________________________________________________________

Ответы на задания олимпиады (школьный тур).

        9 класс                                                

1. С помощью координат устий определите реки. Вспомните, когда на них наблюдаются половодье. ( за каждый  верный ответ 2 балла)

9°с.ш  и 64°з.д  Ориноко ,43° с.ш. и 59° в.д. Амударья,5° с.ш. и 6°в.д.  НИГЕР  

2. Распределите перечисленные реки по бассейнам стока

 Бассейн Атлантического океана : Амазонка Нил Миссисипи

Бассейн Тихого океана :Амур,Хуанхэ,Меконг,Юкон

Бассейн Индийского океана  Тигр Оранжевая

Бассейн северного Ледовитого океана: Ангара

Бассейн внутреннего стока :Волга,Урал,Сырдарья(за каждый верный ответ 1 балл)

3. Выберите верные утверждения. 2,3,6,7,9

 (за каждый верный ответ 2 балла)

4. Найдите и исправьте ошибки  в следующем описании:

«В степной зоне России  в сельскохозяйственном производстве  преобладает растениеводство. Выращиваются  преимущественно  зерновые культуры: пшеница, кукуруза на силос, рожь, ячмень, подсолнечник, а также лен и сахарная свёкла. В европейской части преобладает выращивание  яровой пшеницы, в азиатской- озимой. Основная форма ведения  земледелия- фермерское хозяйство. Интенсивное ведение использование  ведёт к водной и ветровой эрозии почв.»                        (за каждый верный ответ 1 балл)

5. Определите соответствие:

1-D ; 2-  H ; 3-E ; 4-J ; 5- I ;   6- G ;7- B;8- A ; 9-C ; 10-  F       .

(за каждый верный ответ 2 балла)

6. 1- c; 2-e; 3- g; 4- d; 5-  f;   6-a;7-  b      .

(за каждый верный ответ 2 балла)

7. во-первых, потому, что нагретый у земли воздух при удалении от нее быстро охлаждается, а во-вторых, потому, что в верхних слоях атмосферы воздух более разрежен, чем у земли. Чем ниже плотность воздуха, тем меньше передается тепла. Образно это можно объяснить так: чем выше плотность воздуха, тем больше молекул в единице объема, тем быстрее они двигаются и чаще сталкиваются, а такие столкновения, как и любое трение, вызывают выделение тепла.  В-третьих,  солнечные лучи на поверхность горных склонов всегда падают не отвесно, как на земную поверхность, а под углом. А кроме того, горам мешают прогреваться плотные снеговые шапки, которыми они покрыты, - белый снег попросту отражает солнечные лучи. ( 15 баллов)

8.Определите, о ком из путешественников (географов) идёт речь?

  1. Магеллан
  2. Крузенштерн
  3. Марко Поло
  4. Беллинсгаузен
  5. Кук

(за каждый верный ответ 2 балла)

9.

 Троице- Сергиевой Лавры – Сергиев Посад

Ипатьевский монастырь- Кострома

Золотые Ворота -Владимир

Эрмитаж –С-Петербург

Дом Пашкова -Москва

Памятник Салавату Юлаеву-Уфа

 (каждый правильный ответ – 3 балла)

10. Ниже приведены некоторые факты про материки нашей планеты, по два для каждого материка. Напишите, к какому материку какие факты относятся. ( за каждый верный ответ 1 балл)

  1. Австралия
  2. Евразия
  3. Австралия
  4. Антарктида
  5. Евразия
  6. Африка
  7. Антарктида-Беллинсгаузен и Лазарев
  8. Южная Америка-Анхель
  9. Северная Америка
  10. Южная Америка- Амазонка
  11. Африка- Сахара
  12. Северная Америка- Колорадо

Всего: 113 баллов



Предварительный просмотр:

Задания школьного тура олимпиады по географии 10 класс                                                  

Отвечая на вопросы, выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют не только знаний программного материала, но и общей географической эрудиции.

Успеха Вам в работе!

1. Какая вершина: Джомолунгма, Акконкагуа, Килиманджаро - дальше отстоит от центра Земли и почему?
___________________________________________________________________________ (10 баллов)

2. Вы знаете, что у жителей влажных тропических лесов никогда не бывает аллергии? Почему? Назовите не менее трёх причин. (3 балла за каждую причину)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Центр  острова Новая Гвинея получил прозвище «Страна разбитых…»

А) сердец,    Б) голов    В) иллюзий    Г) бутылок         (5 баллов)                                                                                  

4. «Островом погибших кораблей» чаще всего называют остров:

А) «Путешествующий» песчаный Сейбл в Канаде;

Б) греческий Лемнос у входа в пролив Дарданеллы;

В) колумбийский Провиденс в карибском море;

Г) туманный чилийский Осте в проливе Дрейка    (5 баллов)                                                                      

5. Зона Атлантики у берегов Америки между 20° и 40° с.ш. когда-то получила прозвище:

А) ревущие сороковые,   Б) конские широты,     В) каперское счастье,    Г) широты голубки   (5 баллов)                          

6. «Гамаками Земного шара» географы прозвали:

А) Чили и Японию,     Б) Камчатку и Аляску,   В) Индостан и Юкатан,  Г) Яву и Кубу          (5 баллов)

7. Официальное название «Зачарованные» когда-то носили острова:

А) Азорские,   Б) Багамские,   В)Валаам,   Г) Галапагосские                                                     (5 баллов)

8. Остров Тристан-да Кунья можно назвать сухопутным  «полюсом»:

А) штормов,  Б) недоступности,   В) вулканов,    Г) гроз                    (5 баллов)

9. Из предлагаемого списка известных вам водопадов выберите располагающиеся на границах государств. Приведите названия этих государств.

а) Рейнский ___________________________________;

б) Кивач___________________________________;

в) Ниагарский___________________________________;

г) Виктория___________________________________;

д) Игуасу___________________________________;

е) Стэнли___________________________________;

 ж) Ливингстона___________________________________;

з) Анхель. ___________________________________( 3 балла за каждый верный ответ)

10. В Москве состоялась конференция, посвященная проблемам экологии и социально-экономического развития городов России и зарубежных стран. Определите,представители каких городов участвовали в конференции, если известно, что делегаты добирались до пункта назначения на следующих фирменных поездах:«Арктика», «Байкал», «Енисей», «Карелия», «Крым», «Лотос», «Сура», «Югра», «Юрмала», «Янтарь». (1 балл за город)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Установите соответствие «Субъект РФ – его особенность». (за каждый верный ответ 3 балла)

1. Белгородская область

А. Хопёрский заповедник

2. Брянская область

Б. Центр производства оружия – Вятские Поляны

3. Владимирская область

В. Музей истории КМА

4. Воронежская область

Г. Дятьковский хрустальный завод

5. Ивановская область

Д. Большая льняная мануфактура

6. Кировская область

Е. 40% хмеля РФ

7. Костромская область

Ж. Муромские тепловозы

8.Смоленская область

З. Авиафирма «Яковлев»

9.Тверская область

И. Палехская миниатюра

10.Чувашская Республика

К. Льноуборочные комбайны

1-     , 2-     , 3-      , 4-     ,5-      , 6-    , 7-      ,  8-     , 9-     , 10-      .

12. Прочитайте фрагмент литературного произведения и ответьте на вопросы.

«…Клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение – все это удивляло, удивляет и удивит ученых всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями, как какое-то гигантское кольцо; материк, где, быть может, в середине имеется наполовину испарившееся внутреннее море; где реки с каждым днем все больше и больше высыхают; где не существует влаги ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не своей поверхностью, а ребром и не дают тени; где леса низкорослы, а травы гигантской высоты; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы. Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда-либо существовавших…»

  1. Как называется материк, о котором идет речь? _____________________________________________________
  2. Какая природная зона занимает наибольшую территорию в пределах этого материка? _____________________________________________________
  3. Какие необычные млекопитающие встречаются на этом материке?____________________________________________
  4. Как называется «внутреннее море», упомянутое в тексте?______________________________________________
  5. В какой части материка расположена его самая высокая горная система?_______________________________ (за каждый верный ответ 2 балла)

13.Какое из перечисленных государств не является  анклавом? (5 баллов)

А) Андорра     Б) Сан-Марино     В) Лесото                                                                  

14.  Отметьте федеративные государства с монархической формой правления

А) Саудовская Аравия    Г) Россия                 Ж) Бельгия

Б) США                            Д) Индия                  З) Бразилия

В) Малайзия                     Е) Швейцария         И) Франция         (за каждый правильный ответ 2 балла)

15. Укажите, каково назначение перечисленных в таблице приборов и инструментов. Заполните ячейки в таблице (за каждый правильный ответ 2 балла)

Название прибора

Назначение прибора

Нивелир

Гигрометр

Люксметр

Батометр

Сейсмограф

16. Какие из перечисленных государств являются унитарными?

1) Австрия          2) Малайзия      3) Португалия     4) Бельгия

5)Ирландия        6) Нидерланды      7) Венесуэла     8) Франция  (за каждый правильный ответ 2 балла)

17.Найди соответствие между правой и левой колонками: (за каждый правильный ответ 3 балла)

1. Абердин (Шотландия)

А) «Город мира»

2.Багдад (Ирак)

Б) «Город зелёного рога»

3. Париж (Франция)

В) «Гранитный город»

4. Стамбул (Турция)

Г) «Жемчужина пустыни»

5. Дамаск (Сирия)

Д) «Город лилии»

  1.       2-      3-       4-     5-  

18. В какой стране на португальском языке говорят в 18 раз больше людей, чем в Португалии

1) Аргентина 2) Мексика 3) Бразилия 4) Перу ( 5 баллов)

19. Выберите пару стран, суммарная численность населения которых максимальна

1) США, Индия 2) США, Россия 3) Индия, Индонезия 4) США, Индонезия  (3 балла)

20. Эти горы неоднократно являлись театром военных действий: в 218 г. до н.э. там был Ганнибал, в 58 г. до н.э.- Юлий Цезарь, в 1799- А. Суворов. Что это за горы?_____________________________  (5 баллов)

21. Противостояние  этому природному явлению лежит в основе выражения: «Бог создал море,     голландцы - берега»

1) активной абразии   2) опусканию суши 3) высоким приливам 4) выветриванию     (3 балла)

22. Какая современная столица расположена в месте, которое раньше было центром империи ацтеков?_______________________________________________________________________   (10 баллов)

23. Исправьте географические ошибки

Остров Юкатан ____________;  Залив Ютландия  ____________; Карибское озеро __________________;

Река Гекла ________________;  Гора Меконг ________________; Город Лабрадор __________________;

Страна Тегеран ____________                                      (за каждый правильный ответ 2 балла)

24.  Что расположено  не  в  России (за каждый правильный ответ 2 балла)

1)Атлас, 2) Вогезы, 3)Сунтар-Хаята,  4)Ангара,  5)Сихотэ-Алинь, 6)Ньяса, 7)Мак-Кинли  

25.  Что лишнее и почему?  (за каждый правильный ответ 2 балла)

Великобритания, Швеция, Франция ______________________________________

Аргентина, Португалия, Перу______________________________________

ФРГ, Литва, США______________________________________

Грузия, Лихтенштейн, Армения______________________________________

Мадагаскар, Италия, Филиппины______________________________________

Теократическая, парламентская, абсолютная_____________________________________

Анкара, Ливерпуль, Глазго______________________________________                

26.  Выберите правильные утверждения (за каждый правильный ответ 2 балла)

  1. Вторая по численности населения страна мира – США
  2. Самая высокая рождаемость в мире во Франции
  3. Независимые государства называются суверенными
  4. Индия, Бразилия, Мексика – ключевые развивающиеся страны
  5. Рудные полезные ископаемые сопутствуют осадочному чехлу платформ
  6. 88% необходимых человечеству продуктов дают обрабатываемые земли
  7. Пакистан имеет унитарную форму административного устройства                  

27 . Назовите  путешественников (географов) по описанию  (за каждый правильный ответ 3 балла)

  1. Первым проложил путь из Европы в Южную Азию, обогнув Африку  ____________________________
  2. Первым достиг Южного полюса _____________________________
  3. Рассчитал размеры Земли. Автор трактата «Об измерении Земли», «отец географии», автор идеи единства Мирового океана ____________________________________________________________________________
  4. Исследователь Северного Тибета, бассейна озера Лоб-Нор, Куку-Нор, истоков реки Желтая. Член Русского географического общества, почетный член Академии Наук. Открыл новые формы дикого верблюда, лошади, тибетского медведя___________________________________________________
  5. Первым дал естественно-историческое обоснование границы Европы и Азии по Уральскому хребту. Управлял Уральским краем, возглавлял Оренбургскую экспедицию. Основатель Перми и Екатеринбурга________________
  6. Мореплаватель, офицер русского флота, руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями, прошел по проливу между Чукоткой и Аляской, открыл ряд островов Алеутской гряды.__________________________
  7. Российский мореплаватель, руководитель первого российского кругосветного плавания. _____________________