Страничка кружка Лего конструирования и робототехники

Корчагина Любовь Евгеньевна

 

Как уже отмечалось, LEGO играет немаловажную роль в развитии ребёнка. Этот факт доказан многими учеными.

По результатам исследований и наблюдений учёные сделали вывод, что собирание конструктора положительно влияет на ребёнка больше, чем рисование и лепка из пластилина. Это связано с тем, что при рисовании и играх с пластилином результат трудов ребёнка не всегда получается успешным. А вот при игре с этим конструктором у детей всегда получается что-то цельное и красивое. Благодаря формам и окраске конструктора, как бы ребенок дошкольного возраста ни собрал детали, у него всегда будет получаться что-то похожее на настоящие предметы. Достижение хорошего результата при сборке формирует у маленьких детей уверенность в себе и даже лидерские качества.

Конструкторы LEGO ― самая популярная игрушка в мире, причём не только у детей, но и у взрослых. Среди развивающих игрушек для детей именно конструктор ЛЕГО занимает особое место. Использовать его можно практически с самого рождения, когда малыш только начинает осваивать формы, цвета, размеры. Возрастные границы для игры безграничны.

 В век развития цифровых и компьютерных технологий, идет тенденция «дефицита» общения. С помощью LEGO можно компенсировать этот недостаток, увеличив время общения с вашим малышом.

Согласитесь, порой родители, подарившие конструктор своему ребёнку, с интересом и азартом всей семьей изучают инструкцию, не жалея времени на собирание того или иного сооружения. В этот период и налаживается контакт взрослого и дошкольника.

Постараемся ответить на вопрос «Какая польза конструкторов LEGO для детей?»

1. Учёные пришли к выводу, что LEGO способствует развитию двигательных навыков и мелкой моторики. При соединении, разъединении деталей, ребенок прикладывает немалые усилия для создания конструкции.

Любое конструирование предполагает манипуляции руками. трехлетний малыш учится строить пирамиду из кирпичиков, тренируя координацию и ловкость маленьких пальчиков. Шестилетний ребёнок возводит достаточно сложные конструкции из разных по форме и размеру деталей, и затем переходит на моделирование роботов. Всё это требует активной работы рук.

 

2. Развитие мелкой моторики напрямую развивает мышление и речь.

Рассмотрим на примере одного занятия.

 Конструируем цветок с детьми младшей группы для работы используем набор деталей LEGO DUPLO.  В начале занятия с детьми проводим беседу «Какие цветочки растут на клумбе». В течении беседы расширяем словарный запас словами: яркие, ароматные, пышные, разноцветные. При выполнении работы по сборке идет закрепление пространственных отношений: сверху, с боку, снизу.

 Детей старшего дошкольного возраста знакомим с формами, названиями строительных материалов, деталей, знакомим с их характеристиками. Полученные знания применяют составлении предложений или рассказов.

3. LEGO прекрасно развивает структурно-логическое мышление, необходимое для построения объёмных конструкций и понимания приложенной к конструктору схемы сборки и модули программирования.

Собирание из частей целого требует сложной мыслительной деятельности. В старших группах дети, работая по схемам, определяют этапы сборки модели, анализируют механическую работу. К концу учебного года дошкольники умеют самостоятельно выполнять сборку по схеме, а так же конструировать собственную модель механической конструкции. В то время, как дети в подготовительных группах не только моделируют роботов, но и устанавливают взаимосвязи вращающих элементов созданием программы.

4. Собирая конструктор, ребёнок учится быть внимательным и терпеливым, спокойно переживать неудачи (неправильная сборка модели, робот не двигается) и быть настойчивым на пути к цели. Порой даже незначительное отклонение от задачи может испортить весь замысел. Иногда на занятиях ребёнку приходится переделывать, исправлять, корректировать уже собранное сооружение. Дети младшего возраста, воспринимают эту неудачу как игру, и с большим интересом принимаются за работу, в то время как дети старшего дошкольного возраста огорчаются. Требуется иногда время, чтобы ребенок приступил к сборке.

5. Кроме того, эта игра приносит неоценимую пользу творческому мышлению ребенка. Оно необходимо, чтобы постоянно думать над следующим шагом, просчитывать все возможные комбинации и выбирать наиболее удачные, анализировать, какой шаг будет наилучшим.

 

6. Конструктор развивает воображение. Из деталей конструктора LEGO можно собрать своё неповторимое творение не опираясь на определенные шаблоны: сказочный герой, паровозик для Дедушки Мороза, необыкновенный мост. Придумывать что-то новое из однотипных кубиков, кирпичиков, брёвнышек ― это так интересно.

Часть занятий по конструированию, проходят в творческой форме. На которых детям дается только основная идея занятия, например, тема занятия «Домашние животные». С детьми рассматриваем иллюстрации, вспоминаем из каких частей состоит будущая модель (ноги, туловище, шея, голова и хвост), какие цвета конструктора будут больше подходить для работы. После чего, детям раздаем карточки с изображением домашних животных,

На свете существует много игрушек, способных принести столько пользы сразу. И дети играют не потому, что это полезно, а потому, что интересно. И можно без сомнения сказать, что LEGO ― одна из самых увлекательных игр, которые только созданы человеком.

Руководитель кружка: Корчагина Любовь Евгеньевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego_dlya_zhurnala.docx30.96 КБ
Файл otchet_po_prazdniku.pptx1.57 МБ
Файл noyabr.docx1.04 МБ
Файл lego_statya_1.docx410.11 КБ

Предварительный просмотр:

Корчагина Любовь Евгеньевна

Руководитель кружка

МБДОУ ЦРР Д/с №11 «Подснежник», республика Саха (Якутия), г. Якутск

Lego-конструирование для детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Роль зрения в жизни человека неоспорима. Зрение это самая ценная и самая хрупкая из систем человеческого организма. С рождения в течение всей жизни человека зрение не только развивается, но и изменяется под воздействием колоссальных нагрузок. Ведь именно при помощи глаз человек получает почти 90% информации об окружающем мире. Хрупкость и ранимость зрения особенно заметны в детском возрасте – юный организм еще не достаточно укреплен, а значит, подвержен различным вредным влияниям. Факторов ведущих к значительному снижению или даже потере зрения великое множество. Это и инфекции, и травмы, и чрезмерные нагрузки.
        В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Поэтому особое значение специалисты придают ранней диагностике нарушений зрения.

 При нарушениях зрения у ребенка страдает чувственное (визуальное)
восприятие окружающего мира - основа познания окружающей действительности. Снижается двигательная и познавательная активность, что может привести к задержке психофизического развития.

Развитие ребенка дошкольного возраста независимо от состояния его здоровья происходит в различных видах деятельности, прежде всего в игровой деятельностью..

Игра - основной вид  деятельности ребенка дошкольного возраста. В  игре закрепляются полученные знания и представления об окружающем мире, формируются психические функции ребенка, осуществляется его всестороннее развитие. В условиях специализированного детского сада игра приобретает важное  значение с точки зрения задач коррекционно-восстановительной работы.

Уровень развития познавательной деятельности ребенка зависит не столько от состояния зрительных функций, сколько от его личностных качеств: целеустремленности, познавательной самостоятельности, активности и т.д. Для формирования этих качеств незаменимым средством является игра в Lego, которая таит в себе огромные возможности.  

Лего-конструирование – «продуктивный вид деятельности дошкольника, предполагающий создание конструкций по образцу, по условиям и по собственному замыслу».

Лего-конструирование для детей с нарушением зрения – это в первую очередь, воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. В процессе игры создаются условия, позволяющие ребенку самостоятельно строить систему взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми. Познавать окружающий мир, играя.

Все мы знаем, что дети познают мир посредством различных органов чувств. Мир открывается им в разнообразии формы, цвета, запахов, звуков и других признаков и свойств окружающего. У ребенка с нарушением функции зрения возможности чувственного познания сужаются, так как из акта восприятия полностью или частично выключается зрительная информация. Только с помощью взрослых ребенок сможет понять смысл и содержание вещей. Очень важно воспитывать в ребенке с нарушением зрения уверенность в том, что ему доступны в основном все действия. Вызывая у детей положительное эмоциональное отношение и переживание к окружающему миру, людям, природе, мы как бы готовим ребенка к непосредственному контакту, с реальным миром, обучаем его жить соответственно его возможностям.

В игре со сверстниками дети получают психологический материал для осознания особенностей своего «Я». Среди воспитанников с нарушением зрения: астигматизм, косоглазие, амблиопия, миопия, мы ставим задачу - эффективно организовать и провести целенаправленно коррекционно-педагогическую работу с учетом офтальмологических требований.

Необходимо обратить внимание на освещенность кабинета. Рассаживать детей с учетом офтальмологических рекомендаций. Непрерывная работа дошкольников с нарушением зрения с Lego конструктором составляет: средняя группа – 5-6 мин., затем гимнастика для глаз (снятия напряжения), старшая группа 7-8 мин., подготовительная группа – 8-9 мин.

Важное место в обучении занимает наглядность, которая адаптируется к условиям восприятия (зрительного или осязательного), широко используются оптические средства коррекции зрительного восприятия наглядно-иллюстративного материала. Весь наглядный материал (картинки, видео ролики, схемы моделей) – крупных размеров. Так же используем в работе проектор и экран, для увеличения размера нужного нам изображения, а также для проведения гимнастики для глаз.

Дети с ослабленным зрением работают с конструктором в группе, то есть вместе с другими детьми. А это очень важно не только для обучения, но и для формирования социального и эмоционального восприятия окружающего мира. Как правило, процесс обучения происходит с помощью «маленьких сюжетов». Поэтому очень важное место в нашей работе занимает тематическое планирование.

Рассмотрим примерное тематическое планирование в старшей группе на декабрь месяц (приложение №1). Тематика данного месяца – Новый год.  Занятие проводятся два раза в неделю. Как правило, каждое занятие – новый сюжет, путешествие или приключение.

Образцы собираются мною так, чтобы слабовидящий ребенок понял суть модели. Постепенно, после того, как буквально ощупаны и рассмотрены со всех сторон собранные мною модели, дети понимают, какая деталь для чего нужна и куда прикрепляется. После этого они, в меру своих возможностей, строят уже модели. Во время занятия, учим детей ориентироваться в пространстве и закрепляем навыки крепления кирпичиков (сверху, снизу, справой или с левой стороны), что способствует развитию слухового восприятия у детей с нарушением зрения.

Использование конструктора в учебно-воспитательном процессе в коррекционных учреждениях для детей с нарушением зрения положительно влияет на:

  • развитие координации «глаз – рука»;
  • развитие воображения;
  • развитие мышления (анализ, синтез);
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • развитие пространственной ориентировки;
  • развитие мелкой моторики, чему способствуют детали мелкого размера;
  • развитие речи.

Главным  преимуществом конструктора Lego мы считаем то, что он предоставляет ребенку с нарушением зрения возможность определенной самореализации, ощущения успеха, радости, счастья. По окончании каждого занятия, мы получаем новый результат – новую модель конструкции. А это есть «маленькая победа» ребенка с нарушением зрения. Тем самым «шаг за шагом» дошкольники учатся конструировать.

Обучение «шаг за шагом» позволяет детям продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые, более сложные задачи. Любой признанный и оценённый успех приводит к тому, что ребёнок становится более уверенным в себе, и позволяет ему перейти к следующему этапу  в обучении.  Дети  – неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны.

 В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать в паре, в группе, происходит развитие творческих способностей.  Повышается мотивация к учению. Конструктор Lego помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.  

 Игра – важнейший спутник детства.

Lego позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

Лего-конструирование готовит детей к пониманию современных технологий, с помощью моделей, который ребенок создает своими руками, он сам "строит" свое знание, свой интеллект.

Многими исследователями отмечено положительное влияние конструктивной деятельности на ход психического развития ребенка, в том числе на развитие сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения. Это позволяет рассматривать конструирование с использованием конструкторов Lego как одно из эффективных средств коррекции сенсорного развития у дошкольников со зрительной депривацией.


Список литературы

  1. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М., 2000. 
  2. Комарова, Л.Г. Строим из LEGO / Л.Г. Комарова. – М., 2001. – 88 с Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. М.,1998. Суриф Е.А. Педагогическая технология коррекции сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения с использованием LEGO –конструктора: Дисс…канд. пед. наук. – Укатеринбург, 2007. – 166 с. 
    Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999
  3. Подколзина Е. Ребенок с нарушением зрения// Здоровье дошкольника. 2008. №1,3,5 
  4. Скрипец П., Кудрина Т. Как видит ребенок?// Здоровье дошкольника. 2008, № 5

http://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2015/03/19/lego-konstruirovanie-sovremennaya

http://superinf.ru/view_article.php?id=230

http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskaya-tekhnologiya-korrektsii-sensornogo-razvitiya-doshkolnikov-s-narusheniem-zre

Приложение №1

Декабрь: (7 занятий)

Тема: «Скоро, скоро Новый год»

Тема        

Задачи        

Оборудование

Схема работы

1        

Дети        

Учить   строить мальчика и девочку из лего- конструктора «Classik».

Развивать   творчество, фантазию, навыки конструирования.

наборы   деталей конструктора Lego «Classik».;

 образец

презентация «Снежинки» -гимнастика для глаз

1.Орг. момент

Сегодня мы с вами будем работать с новыми наборами лего.

2. Беседа и рассматривание схемы.   Мы с вами уже конструировали модели мальчика и девочки. Сегодня предлагая вам собрать такие же модели только из другого набора.

3.   Практическая часть. Индивидуальная работа

4..Итог.

2

Первые механизмы Хоккеист (на основе двух шестеренок разных размеров, угловая передача

Закреплять навыки анализа объекта по образцу, выделять его составные части.

наборы   деталей конструктора;

карты модели

презентация «Снежинки» -гимнастика для глаз

1.Орг.   момент.

Какие виды спорта мы знаем.

2. Практическая часть. (В ходе работы педагог оказывает практическую помощь, подсказывает).  

Итог. По окончании дети играют с моделями в хоккей.

3

Первые механизмы.

Машина для Деда Мороза (на основе шестеренок и червячной передачи)

Учить   строить по предложенным схемам, инструкциям.        

Активизировать речевое развитие, обогащать и расширять словарный запас детей.

Набор деталей конструктора «Первые механизмы»;

Карточка с образцом

презентация «Елочки» -гимнастика для глаз

1.Орг.   момент.

Показ скрепления деталей на шестеренке.

2. Проблемная ситуация.

Что необходимо сделать чтобы стрелка крутилась?

3.Конструирование

по образцу, по карточке.

Практическая помощь   (при необходимости).

4. Итог.

4

Елка

Учить   конструировать елку.

Развивать   творчество, фантазию, навыки конструирования и скрепления деталей лего.

Наборы   деталей конструктора Lego

презентация «Елочки» -гимнастика для глаз

1.Орг. момент. Скоро, скоро к нам придет,

Яркий праздник (Новый год)

2.Рассказы детей о елках.

3.  Практическая часть.

Дети самостоятельно выполняют сборку модели по образцу.

4.   Итог

По   окончании работы елку мы с вами сконструировали, а кого не хватает… (деда Мороза).

5

Дед Мороз

        

 Учить   правильно, соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки детей.

Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.

Готовая модель деда мороза из мелких деталей Lego (копия на экран).

наборы   деталей конструктора;

гимнастика для глаз

1.Орг. момент.

На прошлом занятии, мы с вами собрали елки. И узнали , что должен прийти дед Мороз. Только его все нет и нет…

2. Беседа и рассматривание презентации.

3. Практическая часть. (Индивидуальная помощь педагога советом)

4.   Итог.

Делятся   впечатлениями.

6

Дед Мороз и елка с подарками        

Развивать память детей, учить по памяти моделировать уже известные им модели.

Воспитывать   любознательность.        

наборы   конструктора Lego на каждого ребенка;

гимнастика для глаз

1.Орг. момент.

Детям предлагают вспомнить, что конструировали на прошлом занятии. И предлагают им снова смоделировать елку и деда Мороза

2. Практическая часть. Индивидуальная работа детей. Помощь при конструировании по необходимости.

4.   Итог.

Организуется   выставка поделок.

7

Совместная деятельность.

Учить детей работать сообща, делится деталями Lego.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Авторская разработка музыкального руководителя: Л. Е. Корчагиной Замечательный праздник « Папы и мы »

Слайд 2

Праздник начался с красивого музыкального входа наших детей и пап

Слайд 3

Танец «Стирка» в исполнении детей

Слайд 4

Папы вызов принимают, Танец «Стирка» начинают

Слайд 5

Пока папы придумывают и рисуют эмблему и название команд, Ярослав Галкин исполнил песню «Про мамы»

Слайд 6

Посмотрите вы, на нас, Мы играем просто класс!

Слайд 7

А жюри у нас какое, Скажем просто - золотое!

Слайд 8

Для собравшихся гостей, «Цыганочки» пляши – быстрей!

Слайд 9

Скажем честно, наши папы поют лучше всех ! И доказательство тому – бурные аплодисменты всех гостей, а гостями были конечно же наши мамы и музыкальные руководители города Якутска.

Слайд 10

Никто не ожидал, что будет конкурс – импровизация, где папам пришлось исполнять роли пирата…..

Слайд 11

И Карлсона тоже. Такие артисты папы! Браво!!!

Слайд 12

Лично от себя хочу сказать… Спасибо вам дорогие наши родители, за вашу отзывчивость к проведению нашего п раздника, за ваш талант и мастерство петь и танцевать, умение импровизировать, находясь в определенном образе. Нет ничего ценней, чем время проведенное рядом с детьми, которые искренне радовались каждому вашему выступлению. Большое вам спасибо!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

LEGO – занимательная игра

Создание известных повсюду в мире «цепляющихся друг за друга кирпичиков» «лего» поистине можно назвать одним из гениальных изобретений ХХ века. Бравые датские плотники и столяры, начавшие в 30-х годах серийный выпуск необычных зацепляющихся деревянных кубиков, видимо, и представить себе не могли, до какого гигантского размаха дойдёт это производство и такое детское увлечение. 

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.

Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.

Известно, что дети лучше всего учатся в игре. В процессе игры создаются условия, позволяющие ребенку самостоятельно строить систему взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми.

 C:\Users\Лариса\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\6tag_250716-121139.jpg         C:\Users\Лариса\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\6tag_250716-121139.jpg       C:\Users\Лариса\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\6tag_250716-121139.jpg

LEGO – это уникальный конструктор, из деталей которого можно построить как обыкновенную башню, высота которой будет отмечена в книге рекордов Гиннеса, так и робота, способного производить замеры освещённости и температуры окружающего пространства или сортировать предметы по корзинам.

Возможности  дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно.  Обучение  и развитие в детском саду можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.

Кроме того, актуальность Лего-технологии и робототехники  значима в свете внедрения   ФГОС, так как:

  • являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
  • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • объединяют игру с  исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Занятия по ЛЕГО конструированию можно начинать со средней группы.  Вовлечение детей на этом этапе в системную конструкторскую деятельность можно отнести к одному из главных условий для формирования способностей воспринимать свойства предметов (цвет, форму, размер).

Более широкие возможности для конструирования открываются перед детьми старшего дошкольного возраста. Ребята достаточно хорошо строят на основе демонстрации способов крепления, а так же основываясь на самостоятельном анализе готовых построек. В данном возрасте целесообразно применять графические модели. У дошкольников хорошо развивается логическое мышление, появляется инициатива и независимость при решении созидательных задач.

Завершающий этап по вырабатыванию конструкторской деятельности – обучение в подготовительной к школе группе. Занятия конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в рабочей программе «Робототехника в детском саду» открывает возможности для реализации новых компетенций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

http://gosobr.ru/upload/iblock/cfd/cfd8715151198079bb1cf134ced187ae.jpg

Итак, LEGO- конструирование и робототехника позволяют внедрять информационные технологии в образовательный процесс дошкольного учреждения, помогаютдошкольникам овладевать элементами компьютерной грамотности, умениями и навыками работы с современными техническими средствами.

                                                                        Корчагина Л.Е.