Для родителей
Предварительный просмотр:
Звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ слов. Памятка для родителей.
При выполнении анализа слов важно помнить, чем различаются звуки и буквы. звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
В русском языке 43 основных звука ( 6 гласных и 36 согласных), а число букв 33. разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.
буквы русского алфавита:
аа – «а», бб – «бэ», вв – «вэ», гг – «гэ», дд – «дэ», ее – «е», ЁЁ – «Ё», жж – «жэ», зз – «зэ», ии – «и», ЙЙ – «Й», кк – «ка», лл – «эль», мм – «эм», нн – «эн», оо – «о», пп – «пэ», рр – «эр», сс – «эс», тт – «тэ», уу – «у», фф – «эф», хх – «ха», цц – «цэ», чч – «че», шш – «ша», щщ – «ща», ъ – «твердый знак», ыы – «ы», ь – «мягкиЙ знак», ээ – «э», юю – «ю», яя – «я».
Русский алфавит называют кириллицей или кириллическим.в русском языке существуют гласные и согласные буквы. их название зависит от Произношения тех звуков, которые они обозначают.
чтобы отличить При изучении фонетики звук от буквы, звуки заключаются в квадратные скобки. например, буква а обозначает звук [а], буква л обозначает звук [л] , [л] и т.д
гласные звуки — это звуки, которые образуются При участии голоса. При их Произношении воздух Проходит свободно и не встречает Преграды. в русском языке шесть гласных звуков: [а], [э], [и], [о], [у], [ы] ( букв 10).
буквы а, о ,у ,и ,ы, э – обозначают 1 звук.
буквы я, е, ё, ю – йотированные, они могут обозначать 2 звука: я – [Й`а], е – [Й`э], Ё – [Й`о], ю – [Й`у]. эти буквы выполняют две функции:
1) После согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук: мяч [м`ач`], люк [л`ук];
2) обозначают два звука, например:
1. После гласных: жуёт [жу й`от]
2. После разделительных ъ и ь: колья [кол`й`а]
3. в начале слова: ель [й`эл`].
Буква э пишется в начале слова и После гласных (эта, аэродром). в звуковой схеме мы обозначаем гласные буквы красным цветом.
Гласные звуки могут быть ударными и безударными. важно помнить правило: «сколько в слове гласных- столько и слогов». в словах, где только один гласный звук, мы не обозначаем ударение в звуко - слоговая схеме, так как ударение всегда Падает только на гласный.
Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума . При их произношении воздух встречает преграду, которая образуется нижней губой или языком При их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом. звуков -34, букв- 21. это объясняется тем, что в русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой
ср.: сэр [сэ?р] и сер [с’э?р].
Согласные звуки могут быть парными по твёрдости-мягкости и глухости -звонкости, но не все имеют Пару.
Твёрдыми и мягкие звуки: [б]- [б`], [в]- [в`], [г]- [г`], [з]- [з`], [к]- [к`], [л]- [л`], [м]- [м`], [н]- [н`], [П]- [П`], [р]- [р`], [с]- [с`], [т]- [т`], [ф]- [ф`], [х]- [х`].
Звуки [ж, ш, ц ]- всегда твёрдые. звуки [ч`, Щ`, Й` ]- всегда мягкие.
твёрдые согласные мы обозначаем синим цветом, а мягкие - зелёным.
Парные звонкие и глухие согласные звуки: [б]- [П], [в]- [ф], [г]- [к], [ж]- [ш], [д]- [т], [з]- [с].
звуки [н, м, р, л, Й]- непарные звонкие.
звуки [ч, Щ, ц, х]- непарные глухие.
такие звуки, как [н, м, р, л], мы ещё называем сонорными , а звуки [ж, ч, ш, щ]- шипящими (из-за особенностей их произношения).
Важно помнить, что если ребёнок не знает ещё всех букв русского алфавита, он должен уметь составлять звуко – слоговую схему. как это сделать? вот пример.
Звуко - слоговой разбор слова Анюта.
ребёнок Произносит слово Анюта, определяя количество слогов в слове и место ударения.
-сколько слогов в слове? (два)
- какой слог ударный? какой по счёту?
- какой первый слог ? (а)
- из скольких звуков он состоит? (1)
- Произнеси слово так, чтоб был слышен первый звук.
ребёнок Произносит слово Анюта выделяя первый звук:
Ааанюта. Первый звук [а]
- он гласный или согласный? Почему?
(этот звук не встречает никаких преград во рту. легко и свободно произносится — [ааа]).
- какой фишкой (цветом) его обозначим?(красной).
- какой второй слог? (ню). что из себя Представляет слог ню? (слияние).
- Произнеси слово так, чтоб был слышен второй звук.
- а[н’н’]юта. второй звук — [н’].
- какой это звук?( мягкий согласный)
- каким цветом мы его обозначим? (зелёным)
- какой третий звук.
- ан[ууу]та, третий звук [у], это гласный, обозначаем его красным цветом.
(ученик рисует нужную схему слога-слияния)
- какой третий слог? (та)?
- является ли он слиянием? Почему?
- какой ПервыЙ звук в слоге??
(аню[т]а. четвертый звук [т] — это твердый согласный, обозначим синим цветом).
учитель. какая у него мягкая пара?
ученик. звук [т’].
Ребенок Произносит имя Анют[аа], выделяет голосом последний звук в слове, называет его — [а], доказывает, что это гласный звук и обозначает его красным цветом.
- Прочитай все слово. если ребёнок уже знаком с некоторыми буквами, то можно проговаривать, какой буквой он обозначит произносимый звук.