Участие в работе методических объединений
Участие в работе методических объединений:
- являюсь экспертом муниципального этапа научно-практической конференции «Шаг в будущее»;
- являлся членом муниципальной предметной комиссии по проверке экзаменационных работ ГИА по биологии и географии с 2012 года по 2015 год;
- открытые уроки по биологии и географии на школьном и муниципальном уровнях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Информационно-методическая деятельность
Информационно-методическая работа школы способствует совершенствованию профессионального мастерства учительского коллектива, росту его творческого потенциала.
Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Приоритетные направления научно-методической работы МОУ «Улюнханская СОШ»:
- обеспечение управления образовательным процессом в школе;
- обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя ;
- информационное обеспечение образовательного процесса;
- обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта;
- обеспечение внеклассной работы по учебным предметам;
- обеспечение контрольно-аналитической экспертизы.
Ведущую роль в управлении методической работой как целостной системы принадлежит научно-методическому совету, членом которого я являюсь. Научно-методический совет является главным консультативным органом школы по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса, анализируют и утверждают план работы методического совета, дают рекомендации по планированию работы методических объединений и творческих групп учителей.
Каждая из МО и ТГ работает над своей темой, работа учителей направлена на повышение профессионального мастерства педагогов. Заседания проводятся в форме «круглых столов», деловых игр, дискуссий, научно-практических конференций, семинаров, практикумов, мастер-классов, на которых учителя обмениваются опытом работы, посещают открытые уроки, оказывают помощь молодым учителям.
Творческая группа учителей естественно-научного цикла объединяет преподавателей химии, биологии, географии, физики. Тема, над которой работает ТГ в 2009-2010 учебном году – «Совершенствование научно-методического труда учителя в новых условиях». В рамках данной направленности проводятся открытые уроки, взаимопосещения уроков, разрабатываются рекомендации по использованию эффективных форм обучения и внедрения в учебный процесс новых технологий, анализируют результаты тестирования, анкетирования, рубежной и итоговой аттестации учащихся, намечают пути восполнения пробелов в знаниях учащихся, проводят индивидуальные и групповые консультации.
На заседаниях ТГ утверждается тематику научно-практических конференций, предметных недель, учителя принимают активное участие в их подготовке и проведении, практикуется проведение на базе школы семинаров, круглых столов, заслушиваются вопросы, обеспечивающие повышение уровня обученности, воспитанности и развития учащихся, выполнение стандарта образования, учебно-тематических планов членами творческой группы, а также программы повышения квалификации.
Как руководитель творческой группы учителей совместно с администрацией участвую в проведении, анализе административного, рубежного и итогового контроля знаний учащихся, тестирование учащихся.
На методическом совете рассматривают и обсуждают методические разработки, статьи, рефераты, доклады членов и рекомендуют для публикации, рассматривают кандидатуры на присвоение квалификационных разрядов, присуждение премий, наград района, РБ.
Как руководитель ШРГ (школьной рабочей группы) участвую в рассмотрении портфолио учителей, оценке показателей результативности учебно-воспитательной работы. На основании анализа деятельности учителей распределяются стимулирующие выплаты и выплаты по неаудиторной занятости.
На базе школы проводятся семинары, практикумы, круглые столы для учителей района. Такая форма работы служит стимулом для повышения педагогического мастерства учителя, способствует пропаганде и внедрению передового опыта педагогического коллектива школы. Так, на семинаре учителей биологии Курумканского района, апрель 2008г., мною был проведен открытый урок по теме «Генеалогический метод изучения наследственности» с применением технологии ИКТ, метода проектов и технологии «Сделай урок сам», выступление на круглом столе «Современные методики преподавания биологии».
Необходимым элементом рефлексии учителя, его самооценки и оценки используемых на практике приемов, методов работы является участие в конкурсах, особенно в профессиональном конкурсе «Учитель года». Первое место на муниципальном конкурсе «Учитель года-2015» подтвердило правильность выбора направления учебно-воспитательной работы.
Таким образом, продолжается работа над основной учебно-методической целью: обеспечить устойчивое развитие учащихся, повысить качество образования, социально-психологическую и культурную адекватность выпускников окружающему миру.
Предварительный просмотр:
Доклад
«Пути достижения метапредметных результатов на современном уроке биологии»
Автор: Раднаева С.Р., учитель биологии, химии и географии
Особенности метапредметного урока
В настоящее время общество запрашивает от школывыпускника обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократнопереучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового ксамостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научитьжить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из
доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).И как результат - «Планируемые результаты» Стандартовобразования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные,но метапредметные и личностные результаты.
Вначале я хочу ознакомить вас с мнением учителей относительно метапредметного подхода к обучению, взятых с форумов в Интернете.
Мнения учителей:
– Из этих высказываний на форумах в Интернете видно, какая сумятица царит в головах учителей. В педагогическом сообществе можно выделить три основных подхода к метапредметности:
Коротко из истории
Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Молодое государство стремилось обновить все институты систему общества, в том числе и образование. Обучение разделялось на ступени. На первой ступени ставилась цель дать учащимся целостное представление об окружающем мире, уйти от предметного обучения. Предлагалось гулять, наблюдая природу, беседовать и трудиться, одновременно обучаясь.
В «Основных принципах единой трудовой школы» от 16 октября 1918 г. говорилось: «В первый период преподавание ведётся на основании серий, заранее подобранных предметов. Ученикам предлагается на изучение тот или иной продукт производства или элемент культуры, который подвергается всестороннему рассмотрению и как материал, данный природой, и как итог обработки. Попутно приобретаются краткие сведения о его физических и химических свойствах, его происхождении и развитии. Затем описываются все относящиеся сюда данные по истории труда (способы обработки в прошлом) и, наконец, приёмы современной промышленности для производства данного предмета. Само собою разумеется, простой рассказ должен занимать самое последнее место, на первом же должно стоять усвоение деятельное, почему и предметы должны быть выбраны с таким расчётом, чтобы изучение их могло вестись путём экскурсий, живого наблюдения и самостоятельного воспроизведения большинства относящихся сюда трудовых действий…».
Что из этого получилось в условиях полной неподготовленности педагогических кадров к такому переходу, можно прочитать в романе «Два капитана» В. Каверина:
На старших ступенях обучения с детьми предлагали проводить экскурсии, диспуты, споры. «Вся школа … (В. Каверин «Два капитана»)
Однако в условиях модернизации 1930-х годов резко повысилась потребность в специалистах конкретного профиля, и советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежали урочная система и предметное обучение. Многое из заложенного в «Основных принципах единой трудовой школы» (в частности, деятельностный, метапредметный подход в обучении) было забыто.
К этому решили вернуться сейчас, поскольку современная система образования стоит перед очень сложной проблемой, в основе которой лежит противоречие между постоянно расширяющимся объемом знаний и возможностями их усвоения человеком. А это значит- встает проблема дозированного отбора содержания учебного материала.
В рамках данного противоречия вырисовывается еще одно противоречие – между имеющимися накопленными и накопляемыми знаниями и возможностью предвидеть востребованность их в будущем в условиях резко ускоряющейся динамики общественного развития. То есть, мир развивается и меняется настолько быстрыми темпами, что на современном этапе никто не может спрогнозировать, какие конкретные знания будут необходимы в будущем. А ведь закладываем мы будущий знаниевый фундамент сегодня.
Также в условиях глобализации есть проблема подготовки универсального специалиста, способного решать нестандартные задачи в нестандартных ситуациях, формирования креативного человека, порождающего новый опыт и новые способы деятельности.И всему этому ребенка можно научить, применяя метапредметный подход к обучению, по мнениюМОиН.
К рассмотрению сущности и возможностей реализации метапредметности можно подойти с двух сторон.
С точки зрения содержания метапредметность – это особый способ содержательной интеграции предмета с другими предметами. Ученик и учитель вместе формируют представление о том, что знания интегративны.
Так, говоря о проблема устойчивого развития биосферы на уроке биологии, мы неизбежно выходим за рамки предмета, вернее проходим сквозь эти рамки и проникаем в такие предметные области, физика (проблема контроля над производством ядерного сырья, над распространением ядерного оружия и проблема обогащения урана и т.д.), выявляем глобальные проблемы современности из курса обществознания. И в итоге у учащегося нет разобщенности знаний, это придает знанию конкретный, а не абстрактно-отвлеченный характер, связывает его с социальной реальностью.
Эффективным способом реализации метапредметной содержательной интеграции могут стать интегрированные уроки. Содержательная метапредметная интеграция должна дополняться особым способом деятельностной подачи предметного учебного материала, в результате чего формируются метапредметные компетентности.
Деятельностной единицей содержания метапредметного урока может стать понятие. Понятие как философская категория занимает основное место в любой системе научных знаний. Научить работать с понятием – значит вооружить очень эффективным средством мыследеятельности.
Научный факт как понятие, закон и закономерность, понятия пространства и времени, понятие истины, соотношение понятий знание и мнение требуют отработки на метапредметном уровне. Сначала этому должны учиться сами учителя для того, чтобы пройти затем процесс мыследеятельности вместе с учениками.
Отметим здесь крайнюю важность и для учителя, и для учащихся рефлексии, постоянного контроля движения своих мыслей. Не менее важныхорошее знание своего предмета, свободное ориентирование в нем, широта кругозора и постоянное стремление к новым знаниям.Метапредмет не отменяет предмет, он идет «сквозь» и «над» предметом.
Мы много говорим о проблемном обучении на уроках.Проблемное обучение через решение проблемных задач, логических заданий– это тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая, самостоятельная поисковая деятельность учащихся.
Метапредмет «Знак. Развитию мыследеятельности способствует структурирование и схематизация учебного материала. Составление планов, таблиц по разным основаниям, разработка схем и логических конспектов – все это уже давно есть в арсенале учителя.
Приемы работы: Работа с контурной картой (нанесение объектов на контурную карту)Сочетание рассказа с показом (работа с планом сражений, картосхемой, атласом и учебной картой, ее легендой). Постановка вопросов, требующих поиска на карте (найти события, границы в соответствии с легендой, проследить движение, найти пункт, устно или письменно описать и объяснить маршрут, определить направление и соединить пункты стрелками). Поиск ошибок на карте (можно использовать интерактивные карты издательства «Дрофа», «Мнемозина» и др.).
Групповые технологии обучения способствуют формированию основных навыков работы в группе, необходимые для социализации индивида в обществе. Это могут быть такие формы как диспут, групповой проект, решение проблемно-познавательной задачи и т.д.Групповая технология лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся для возникновения коллективной познавательной деятельности. Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребенку лежит сотрудничество. Она обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм; по сути дела в группе моделируется - ярко, выпукло -система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.
Мощнейшим средством перепрограммирования общества сегодня становятся информационно-коммуникативные технологии. Особую роль приобретают ИКТ при их интегрировании с другими перспективными образовательными технологиями. В частности, с технологией проектирования.
Технологии проектирования.Метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Для учителя биологии важнейшим инструментарием должна стать практическая работа с детьми: экскурсии, экологического мониторинг, опытническая деятельность.
Применение выше указанных технологий в образовательном процессе способствует формированию метапредметных результатов деятельности учащихся, среди которых можно назвать следующие:
способность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем;
навыки структуризации и классификации поступающей информации;
приобретение важных характеристик мышления – гибкости, связности, структурности.
Но основными фактором достижения результатов обучения, как и всегда, остается учитель, хорошо знающий свой предмет, свободно ориентирующийся в нем, обладающий широким кругозором и постоянным стремлением к новому.
На самом деле метапредметный подход в его классическом виде предполагает полный пересмотр подходов в преподавании того или иного предмета. Тут не обойтись обычной эрудицией, которой славятся иные педагоги, здесь требуется основательная подготовка, попросту - создание нового учителя. Требование к современному учителю, идущему на метапредметный урок:
• Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
• Добиваться от учеников аргументированных ответов.
• Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
• Чётко и точно формулировать задание.
• Способность к импровизации.
• Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
• Учитель не актёр, а режиссёр!
Метапрограмма, по сути, дает основу для реализации идеи создания условий для «подлинной жизни на уроке», о чем говорилеще Шалва Амонашвили, когда урок не только готовит к жизни, но и является средством познания учеником важнейших проблем своей сегодняшней жизни.
Главное сегодня для каждого учителя – это критически пересмотреть свои методы работы, способы подачи материала. Свою работу надо структурировать по-новому, в соответствии с теми вызовами, которые ставит время.
Предварительный просмотр:
МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА.
Раднаева С.Р., учитель биологии, химии и географии
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ (по Коллингсу).
Еще один разработчик метода проектов, американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов.
Проекты игр - различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель - участие детей в групповой деятельности.
Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
Повествовательные проекты, цель которых - получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме - устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).
Конструктивные проекты - создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т.п.
ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ.
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме (проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду).
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, передача доклада в соответствующие службы о демографическом состоянии региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии изучаемой проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров).
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.
Грамотно сформулировать цели - особое умение. С постановки целей начинается работа над проектом. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь.
Формулировке целей стоит посвятить специальные усилия, потому что от тщательности выполнения этой части работы наполовину зависит успех всего дела. Сначала определяются самые общие цели, затем постепенно они все больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы. Если не пожалеть времени и усилий на целеполагание, работа над проектом в этом случае превратится в пошаговое достижение поставленных целей от низших к высшим.
Но не стоит и перегибать палку. Если увлечься излишней детализацией, можно потерять связь с реальностью, и в этом случае список мелких целей помешает достижению главной, за деревьями можно не увидеть леса.
Многие учредители конкурсов помогают участникам и предлагают примерный список целей, такой как «Перечень педагогических целей (задач), поставленных научным руководителем в рамках конкретного учебного проекта», из перечня документов, представляемых к защите проектных и исследовательских работ учащихся на конкурс «Ярмарка идей на Юго-Западе. Москва 2004 год».
1. Когнитивные цели - познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента, проведение опытов.
2. Оргдеятельные цели - овладение навыками самоорганизации; умение ставить перед собой цели, планировать деятельность; развивать навыки работы в группе, освоение техники ведения дискуссии.
3. Креативные цели - творческие цели, конструирование, моделирование, проектирование и т.д.
Если попытаться сформулировать наиболее общие цели, которые стоят перед современной школой, то можно сказать, что главной целью является обучение проектированию как универсальному умению. «Весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, научить школьника проектированию, мы называем проектным обучением».
ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТА.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других - выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих - тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни. Так достигается вполне естественная интеграция знаний.
Например, очень острая проблема городов - загрязнение окружающей среды отходами быта. Проблема: как добиться полной переработки всех отходов? Тут и экология, и химия, и биология, и социология, и физика. Или: Золушка, Белоснежка и Царевна-лебедь в сказках народов мира. Эта проблема - для младших школьников. А сколько здесь потребуется от ребят поисков, смекалки, творчества! Тем для проектов - неисчерпаемое множество, это живое творчество, которое нельзя никак регламентировать.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть надлежащим образом оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах). В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимися приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, иностранного и родного языков.
Интересный опыт использования метода проектов накоплен в Ростовской общеобразовательной средней школе № 2 художественно-эстетического профиля. Эта школа, имеющая статус школы-лаборатории Академии педагогических и социальных наук, одновременно является базовой для Ростовской государственной академии архитектуры и искусств. Старшеклассники здесь принимают активнейшее участие в исследовательской и проектной работе, ориентированной преимущественно на реставрацию памятников архитектуры республиканского и областного значения.
Среди наиболее серьезных реальных проектов - искусствоведческие и исторические изыскания по восстановлению жилой усадьбы в археологическом музее-заповеднике Танаисе, проект реставрации Ростовской греческой церкви. Особый успех учащимся, работающим под руководством опытных педагогов (архитекторов-реставраторов) Т.В. Гренц и А.Ю. Гренц, принес в 2002 году проект реставрации Старопокровской церкви в центре Ростова. В этом конкурсе принимали участие профессора Ростовской академии архитектуры и искусств, проектные организации, но жюри присудило 1-е место учащимся. Такой уникальный случай школьного творчества нашел отражение даже на страницах «Комсомольской правды».
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА.
Личностная ориентация педагогического процесса невозможна без изменения образовательных технологий. Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика: формированию личностно значимых для него способов учебной работы; овладению умениями самообразования. Этим требованиям отвечают педагогические технологии практической направленности Джона Дьюи. Они в совокупности с изучаемыми информационными технологиями и современной информсредой школы обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачу - перевод обучающегося в режим саморазвития.
Дьюи рассматривал метод проектов как универсальный метод в школьной практике. Но наиболее рациональным предлагается рассматривать этот метод в сочетании с традиционными методами в качестве дополняющего элемента в организации самостоятельной работы ученика в развитой информационной среде.
Организованный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс самообучения: обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Работая в составе мини-бригады по созданию курсового проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, но и использует полученные знания в своей деятельности, интериозировав (присвоив) их, обозначив тем самым свое становление субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного «Я» в конкретной деятельности.
Такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта.
Карл Фрей выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее значимы следующие:
- участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;
- участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
- участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;
- участники проекта организуют себя на дело;
- участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
- участники проекта вступают в дискуссии.
Все это говорит о том, что под проектным методом имеется в виду система взаимодействий педагога и учащихся.
Н.Г. Чернилова рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся «на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний». Это определение относится ею к проектному обучению как типу развивающего обучения.
Следует отметить, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
- в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что учение в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты.
Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы обучения. Ведущей среди них является имитационная игра.
Игра - это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно.
Игра несет на себе функции:
- психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
- психотерапевтические, помогая ребенку изменить отношение к себе и другим, изменить способы общения; психическое самочувствие;
- технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.
В игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологическую свободу, необходимую для его развития.
Предварительный просмотр:
Формирование у школьников способности к самоорганизации как результат образования.
«То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... Подвести к этому ребёнка и есть главная задача современного учителя».
Л.С.Выготский
Соответствовать целям опережающего развития – вот тот государственный заказ к сегодняшнему школьному образованию. В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения школа должна формировать целостную систему ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
В связи с этим возникает необходимость в создании такого образовательного пространства, которое дает возможность каждому обучающемуся вырабатывать способность открывать знания, а не получать их в готовом виде.
Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с двумя классами без самостоятельной работы. На мой взгляд, учебный процесс должен быть пронизан поиском всевозможных путей решения проблем и задач. Урок должен предполагать активную познавательную деятельность учащихся, должен быть насыщен информацией и практическим материалом, должен учить детей мыслить и действовать, а не поглощать готовый материал, тогда можно говорить о том, что обучающиеся на выпуске будут самостоятельны и способны к самоорганизации, будут способны нести личную ответственность за свое будущее.
Целевыми установками в моей практике является следующее:
1)учить основам биологических, химических и географических знаний, учить нахождению путей решения проблемных задач, cпocoбаммыследеятельности.
2) обучить всех обучающихся без исключения на основе дифференциации,индивидуальных особенностей личности, учитывая уровенъобученности и обучаемости: высокий, средний и низкий.
3) создавать на уроке проблемные ситуации, помогающие организовать творческий поиск, применять приемы проектно — исследовательскойтехнологии, критического мышления, учить работе с понятиями, с разными видами источников, учить приемам рационалъной учебной деятелъности, имеющей обучающее, воспитывающее и развивающее значение.
Составленные приоритеты реализуются через следующие механизмы:
1. На протяжении ряда лет мы используем учебный методический комплект, который ориентирован на гуманистическую парадигму личностно-ориентированного развивающего образования. Кабинет химии, биологии и географии в нашей школе оборудован таким образом, чтобы в нем можно было осуществлять обучение школьников не только на базовом уровне образования, но обеспечивать и углубленное изучение курсов, ведение проектной и исследовательской деятельности.
2. Задачам создания адекватных условий для активных форм обучения, а именно – перехода с усвоения готовых знаний на активную самостоятельную, познавательную деятельность как нельзя лучше подходят технология проблемного обучения, метод проектов, групповая деятельность, исследовательская работа. Собственный опыт преподавания убеждает, что эффективно то обучение, в условиях которого ученик становится активным субъектом, приобретающим, применяющим и преобразовывающим полученные знания.
Метод проектной деятельности не заменяет, а дополняет другие виды технологий обучения. Учащимися подготовлено множество учебныхпроектов. Также в процессе обучения предмету и в воспитательной работе наряду с традиционной технологией использую современные образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии и информационно-коммуникационные технологии.
Сегодня одним из важных моментов в жизни любого выпускника любой школы является сдача государственных экзаменов в формате ЕГЭ и ГИА. В таблицах приведены средние тестовые баллы с 2010 г. Анализ таблиц позволяет судить о позитивной динамике качества знаний учащихся выпускных классов. Положительные результаты достигаются благодаря тому, что большое внимание уделяется работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний.
Одним из показателей эффективности работы является высокий процент поступления выпускников в ВУЗы и ССУЗы республики и других городов – из таблицы видим, что практически половина выпускников школы выбирает в качестве будущей деятельности естественно-научный профиль.
3. Считаю, что в развитии мотивации школьников к самовыражению, саморазвитию их творческих способностей большую роль играют предметные олимпиады и конкурсы. Ежегодно мои учащиеся принимают участие в олимпиадах, показывая неплохие результаты: 11 призеров, 5 призеров регионального уровня всероссийских молодежных чемпионатов по биологии и химии, 2 победителя и 4 призера олимпиад БГСХА и БГУ с правом поступления.
Типичным примером метапредметной компетенции обучающихся является исследовательская. Ведущей педагогической идеей инновационной деятельности является переход обычного исследования, выполненного учащимися в учебном процессе, в исследовательский проект, реализуемый в НОУ «Исследователь».
Членами НОУ «Исследователь» выполнены работы, которые были представлены на всероссийский, межрегиональный, республиканские НПК, где были отмечены дипломами победителей и призеров: «Биометрические особенности папиллярного узора как индикатор психологических свойств личности» Балданова Д., «Орочен Берельтуев и его путь к вершинам мудрости и успеха» Шобонов Б., «Зависимость интенсивности испарения от площади поверхности листа» Бадлуева С.
4. Обучение на курсах, прохождение профессиональной переподготовки в АОУ ДПО РБ «БРИОП» и получение права на ведение профессиональной деятельности в сфере «Теория и методика обучения естествознанию» позволяют мне модернизировать педагогическую деятельность в соответствии с новыми требованиями.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. С 2009 по сегодняшний день являюсь классным руководителем нынешнего 11 класса. Работа с учащимися направлена на повышение уровня воспитанности учащихся, тесное сотрудничество семьи и школы. Мною разработана и внедрена система воспитательной работы «Ступеньки» в среднем звене, в старших классах деятельность проектирована по направлениям: «Учеба», «Гражданство и право», «Досуг», «Здоровье», «Семья», «Профориентация». По каждому из направлений поставлены задачи и определены виды деятельности. Ожидаемый результат: повышение уровня социальной комфортности в коллективе, отсутствие конфликтов между учащимися, овладение коммуникативными навыками, правильный выбор будущей сферы деятельности.
Моё педагогическое кредо – учимся вместе, помогая друг другу, общаясь друг с другом, развиваясь, рука об руку. Дети тоже обучают своего педагога, подталкивая его к овладению новыми педагогическими технологиями, заставляя искать новые формы работы.
Считаю, что один из показателей эффективности работы учителя - разработка и реализация социально значимых проектов. Вместе с детьми реализованы проекты: проект летнего лагеря «Летняя школа здоровья» - 2 место, «Организация семейного досуга и бизнеса» - выигран грант благотворительного фонда «Эра» на сумму 100.000 руб., проект «Школьный двор моей мечты» - 10 тыс. руб. Принимала участие в организации и координировании районного I педагогического фестиваля молодых учителей «Педагогическая перспектива».
Немаловажное значение в профессиональном развитии педагога имеет участие в различных конкурсах, конференциях, фестивалях:являюсьпобедителем первого муниципального конкурса учителей «Лучший по достижениям», победитель конкурса «Самый классный классный» в номинации «Путь к успеху», диплом II степени в районном конкурсе «Учитель года-2012». Являюсь членом экзаменационной комиссии районной ГИА по биологии, муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии, экологии и географии, членом жюри НПК «Шаг в будущее».
В целях распространения педагогического опыта публикую методические материалы на сайтах и образовательных порталах. Разработан и работает сайтучителя химии, биологии и географии http://nsportal.ru/radnaeva-sesegma-rinchinovna; личная страница на Интернет – портале Про школу http://www.proshkolu.ru/. Имеются публикации на сайтах Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru, на сайте МБОУ «УСОШ»: www.ulyunchanschool.ru. Имеются публикации в сборниках материалов научно-практических конференций.
В результате самоанализа собственной педагогической деятельности были выявлены как образовательные эффекты, так и трудности, которые предстоит решать в ближайшее время.К особенностям учебно-воспитательного процесса Улюнханской школы, как малокомплектной школы, относятся малая численность коллектива учащихся, которая характеризуется низкой степенью коммуникаций, совмещение должностей и широкий профиль учителя, высокая степень маргинализации родительского коллектива.
Мне приходится сталкиваться и с другими проблемами:
- в учебном плане наметилась тенденция к сокращению часов биологии и химии, поэтому появляется необходимость актуализации деятельности, структурирования учебного материала;
- отдаленность от ВУЗов не позволяет широко использовать их ресурсы для работы с одаренными детьми при подготовке их к олимпиадам, конференциям, конкурсам;
- из-за отсутствия финансирования очень мало возможности пройти квалификацию в ведущих институтах повышения квалификации за пределами региона.
Поэтому для сельской малокомплектной школы в современных условиях нужен учитель с принципиально иным набором профессиональных компетенций и главное среди них – умение сопровождать ребенка в образовательном процессе – и дистанционно, и в профильном обучении, и в плане выбора профессионального образования.
Это предполагает принципиально иные технологии обучения и воспитания.
Таким образом, для дальнейшего совершенствования своей педагогической деятельности ключевыми целями выделяю следующие перспективы:
1. Формирование у учащихся личностных, предметных и метапредметных компетентностей, прочных и системных знаний, умения применять их в творческих условиях.
2. Формирование ответственной гражданской позиции у учащихся.
3. Развитие проектных и исследовательских умений учащихся с целью поддержания устойчивого интереса к предмету и раскрытия творческого потенциала детей.
4. Внедрение более гибких методов оценивания, т.к. одной из сложных задач является измерение уровня компетенций учащихся.
5. Внедрение инновационных технологий в профессиональную деятельность.
Раднаева С.Р., учитель биологии, химии и географии
Предварительный просмотр:
Способы повышения качественных результатов учебной деятельности
Раднаева Сэсэгма Ринчиновна, учитель биологии, химии и географии МБОУ «Улюнханская средняя общеобразовательная школа»
Главной задачей модернизации образования является построение эффективных способов и механизмов реализации поставленных задач, направленных на повышение качественных результатов учебной деятельности. Показателями качества обучения и воспитания обучающихся являются образовательные достижения и сформированные компетенции, под которыми понимают умение учащегося решать личностно и социально значимые задачи, то есть формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию.
Основными личными педагогическими ценностями считаю личность ребенка, стимулирование самообразования и самовоспитания в соответствии с программой развития МОУ «УСОШ»: «Школа самоопределения и самореализации». На мой взгляд, чрезвычайно важным является направленность педагога на обеспечение профессионального самоопределения, на формирование общечеловеческих ценностей у детей, развитие человека как личности. Мое педагогическое кредо – это привитие нравственных ценностей и идеалов: гуманность, порядочность, честность; я выбираю стиль взаимоотношений: либерально-демократический, доброжелательный, считаю, что только поддержка и сотрудничество с детьми способствуют формированию комплекса компетентностей, которые позволят ребенку стать гармоничной личностью, с помощью которых ребенок сможет самоутвердиться в окружающем мире.
Формирование предметных компетенций (функциональной грамотности ) предполагает наличие знаний, умений и способностей учащихся. Главными задачами моей педагогической деятельности при формировании данной компетенции являются: повышение мотивации к обучению, развитие творческого мышления, умения применять знания на практике, развитие способности к синтезу и анализу. Для достижения этих задач использую различные виды деятельности учащихся на уроке, применяю формы уроков: урок-исследование, урок-путешествие, конференция, уроки проверки знаний – зачеты, смотры знаний, викторины (например, урок – викторина «Семейства растений», урок-исследование «Строение клетки», 6 кл).
Применяю в своей работе технологию дифференцированного обучения. Дифференцированный подход позволяет обеспечить базовый уровень усвоения материала слабым учеником и высокий уровень усвоения - сильным. Для подобной дифференциации в своей практике использую образцы выполнения заданий, памятки-опоры, памятки-алгоритмы, разработаны многоуровневые дидактические карточки, проводится рейтинговый контроль знаний.
Возможности школьников различны, важно побудить мыслительный процесс ученика. Для этого использую в своей работе различные методы: исследовательский, поисковый, метод проблемных ситуаций, метод проектов.
Применяю разные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, фронтальную. Например, организовать изучение тем «Биосинтез белка», «Фотосинтез» с максимальной самостоятельностью школьников даёт возможность групповая форма, что способствует возможности проявить себя, быть активным, не бояться высказать свое мнение.
Зачеты в форме тестовых заданий - это подготовка к итоговой аттестации в формате ЕГЭ, формируют навыки работы с тестовым материалом в строго определенный промежуток времени. Мною разработаны контрольно –измерительные материалы по всем разделам биологии (базового (А), повышенного (В) и высокого (С)уровня сложности); различные типы тестов позволяют стимулировать различные интеллектуальные умения школьников.С целью закрепления знаний использую на уроках опорные конспекты, схемы, алгоритмы, обобщающие таблицы. Использую в своей работе изложение материала блоками, объединенными общей темой.
Формирование информационных компетенций предусматривает владение учителем современными информационными технологиями. По мере реализации идей эксперимента выявлено, что осознанное использование приемов педагогических техник необходимо не только учителю, но и учащимся, что необходима адаптация учащихся к новым методам работы с информацией. Компьютер выполняет на уроке роль источника информации, выступает в качестве средства оценки, учета и регистрации знаний учащихся. Учебный кабинет, в котором я работаю, оснащен мультимедийным оборудованием, имеются интерактивные методические комплексы. На уроках, в проектной и исследовательской деятельности применяю ИКТ (образовательные ресурсы Интернета, презентации, обучающие электронные пособия). Это позволило мне повысить интерес школьников к предмету, повысилось качество знаний.
Использование инновационных методов и приемов приводит к хорошим результатам: отсутствие неуспевающих по предмету, повышается мотивация, качество знаний по предмету стабильно. Наблюдается положительная динамика результатов моей педагогической деятельности за последние три года. Качество знаний повысилось с 46% до 73% при 100% успеваемости, средний балл итоговой аттестации выпускников в формате ЕГЭ(11кл.) и ГИА (9кл.) равен примерно «4». 3 серебряных медалиста (2006 и 2008 г.), 34 выпускника поступили и учатся по профилю биология в БГУ, БГСХА, ЧГМА, ИГМА, КГМА, медицинском и сельскохозяйственном колледжах. Ежегодно мои ученики становятся призерами районных олимпиад по биологии, экологии и химии, призерами Молодёжного чемпионата по биологии Центра одаренных детей «Талант», г.Пермь. Добиваться положительных результатов в обучении мне помогает внеурочная работа по предмету в рамках программы «Одаренные дети»: я являюсь руководителем биологического кружка «Естественник», НОУ «Исследователь», веду элективные курсы. Мои ученики занимаются исследовательской деятельностью, являются кураторами учащихся начальных классов; принимают участие в конференциях «Шаг в будущее», «Марш парков». Также проводятся дополнительные занятия, на которых оказываю коррекционную помощь слабоуспевающим ученикам, вследствие чего повышается уровень образовательной подготовки учащихся.
Считаю немаловажным формирование у учащихся социальных, поликультурных, общекультурных компетенций, что предполагает формирование навыков устного и письменного общения, воспитание толерантности, способности брать на себя ответственность, быть лидером, отражает духовно-нравственное развитие. Сформированность правового поведения отражает отсутствие правонарушений у моих учеников всех 4 выпусков – 19, 26, 29, и нынешнего,35 выпуска МОУ «УСОШ». Многие ученики посещали учреждения дополнительного образования (эвенкийский центр «Юктэкэн», МОУДОД «Давдын»), принимали участие в музыкальных, художественных и иных творческих конкурсах («Гэсэр-Дангина», «Синилгэн-Гарпаликан»,,,,,,). Спортивные секции школы посещают практически 100% учащихся, ребята моих выпусков не раз становились чемпионами Спартакиады района по волейболу и баскетболу, призерами соревнований по вольной борьбе. Большинство выпускников ориентированы на получение профессионального образования, причем 70% выбирают и успешно учатся в ВУЗах не только РБ, но других регионов России.
Большое значение как учитель-естественник уделяю здоровьесберегающей, природоохранной и краеведческой деятельности. Формированию культуры здоровьесбережения и охраны природы способствует участие детей в оздоровительных мероприятиях, конференциях, днях здоровья в школе, оформлении стенда в кабинете, организации агитбригад, турслетов, походов, разработке экологической тропы, организации экологических субботников в селе.
Таким образом, новое качество образования предполагает представление результативности образования не столько в результатах ЕГЭ, но и в показателях развития компетентностей обучающимися.
Сотрудничество обучаемых и обучающихся, их взаимопонимание является важнейшим условием образования. Положительный результат образовательного взаимодействия возможен только при наличии высокой мотивации. В своей работе успешно применяю педагогическую технологию сотрудничества, цель которой усвоение знаний, умений с учетом потребностей и возможностей развития ученика. Необходимо дать каждому ученику всестороннее и гармоническое развитие, создать условия для самореализации личности.
Постоянно занимаюсь самообразованием: изучение методической копилки элективных курсов; изучение опыта работы методического объединения; выписываю журнал «Биология в школе» и газету «Первое сентября»; провожу работу по самосовершенствованию владения ИКТ; систематически провожу курсы повышения квалификации.
Как руководитель творческого объединения учителей естественного цикла даю открытые уроки для коллег своей школы и района, оказываю помощь молодым учителя. Кабинет биологии и химии отвечает всем современным требованиям, имеется мультимедийное оборудование, мини-лаборатории, необходимый педагогический инструментарий (специальная литература, раздаточный материал, дидактический комплект).
Предварительный просмотр:
Курумканское районное управление образования МО «Курумканский район»
Муниципальное образовательное учреждение «Улюнханская средняя общеобразовательная школа»
671632, Республика Бурятия, Курумканский район , с.Улюнхан, ул.Новая,1,тел./факс/8(30149)91524
Информация
по результатам работы учебно-опытного участка
МОУ «Улюнханская СОШ»
Паспорт УОУ МОУ «Улюнханская СОШ»
Год создания – 2007 год.
Общая площадь – 0,31 га.
Площадь плодово-ягодного отдела – 0,01 га.
Площадь овощного отдела – 0,3 0га
Общая характеристика учебно-опытного участка
Общая площадь пришкольного участка – 0,3 га.
- Участок сельскохозяйственных культур.
0, 1 га – морковь,
0, 05га – свекла,
0, 05 – капуста,
0,025 га – перец;
0,025 га – томат
0,018га - лук- батун;
0,016-лук-порей,
0,016га-укроп;
- Цветочно-декоративный отдел.
Многолетники (ирисы, георгины);
Однолетние (астра, цинния, бархатцы, васильки, петунья, львиный зев).
- Дендрологический отдел.
Перечень растений: ива плакучая, береза бородавчатая, тополь черный, смородина черная.
- Участок морфологии.
Предназначен для изучения видов корневых систем, стеблей и соцветий.
- Участок систематики.
Представлены растения семейств: пасленовые, крестоцветные, бобовые, лилейные, злаковые.
Учебно-воспитательная деятельность Улюнханской школы ориентирована на обучение, воспитание, развитие конкурентоспособного, социально успешного ученика с учетом его индивидуальных, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей.
Учебно-опытный участок является важной составной частью в воспитательской и обучающей деятельности образовательного учреждения.
Школа успешно осуществляет воспитательную работу, в том числе через функционирование учебно-опытного участка в тесном сотрудничестве педагогов и учащихся через классных руководителей, Совет старшеклассников, пришкольный интернат, взаимодействие с МОУ ДОД «Давдын, таким образом, осуществляется социализация ребенка, выработка им собственного опыта.
В 2009 году педагог-организатор школы Хорганова О.И. стала победителем 1-го грантового конкурса "Малая Родина" на 100тысяч рублей с проектом "Организация семейного отдыха" в номинации "Поддержка инвалидов, малообеспеченных, многодетных семей". Первый вклад из этого гранта был вложен в фонд пришкольного участка: были закуплены семена, огородный инвентарь, для работы привлечены родители.
Опытническая работа на пришкольном участке имеет большое значение, так как способствует формированию у учащихся хозяйственного отношения к земле, воспитанию трудолюбия, любознательности, добросовестности, дает первые агрохимические навыки (знания о приемах агротехники – способы полива, нормы и виды удобрений, механическая обработка почвы, борьба с сорняками), способствующие повышению урожайности.
Кроме того работа на пришкольном участке прививает учащимся навыки работы в коллективе, чувство ответственности за свой труд, формирует организаторские навыки.
Цель :
Реализовать комплексный подход в обучении учащихся для успешного усвоения ими знаний по биологии, основам сельскохозяйственных производств, обеспечить тесную связь основ наук с трудом учащихся.
Задачи:
- Способствовать закреплению и углублению знаний учащихся по биологии, приобретению умений и навыков выращивания растений и ухода за ними;
- Способствовать приобретению умений и навыков обработки почвы.
- Выработать у учащихся практически е умения и навыки, приобщить их к исследовательской работе, способствовать развитию интереса к сельскохозяйственному труду.
- Развивать интерес в проведении опытнической работы.
- Прививать эстетические навыки по оформлению цветников и планировке отделов на пришкольном участке.
- Через лекции, беседы и практические занятия прививать любовь к природе.
Содержание работы
- Заготовить гербарий по морфологии растений (виды корневых систем, стеблей, соцветий, листьев).
- Заготовить гербарий по систематике растений.
- Заготовить овощи и корнеплоды для школьной столовой.
Опытническая работа
- Наблюдение за ростом и развитием фасоли в зависимости от внешних условий (тепла, света, влажности).
Цель опыта: Выявить как влияют на рост и развитие фасоли внешние условия (тепло, свет, влажность).
- Влияние густоты посева на урожай корнеплодов (свеклы).
Цель опыта: Установить, как влияет густота посева на урожай корнеплодов.
- Влияние пасынкования на сроки созревания и урожай помидор (сорт «Челнок»).
Цель опыта: Выявить, как влияет пасынкование и своевременная прищипка верхушечного побега на сроки и урожай помидоров.
Организация работы
Учебно-опытный участок функционирует с апреля по октябрь.
К работе привлекаются всего 77 учащихся 4-10 классов.
Будет работать 12 бригад по 6-7 учащихся в каждой под руководством учителей.
В истекшем учебном году на учебно-опытном участке школы проведена следующая работа:
- «Классификация семейств растений» - 5-8 классы. В рамках это работы проведена посадка, уход и наблюдение за растениями семейств капустные (крестоцветные) – капуста белокочанная, сорта «Слава», «Июньская», «Московская поздняя», пасленовые – томаты, сорта «Челнок», «Дамские пальчики», перец «Гигант».
- «Организация домашнего приусадебного хозяйства» - 9-11 классы. В процессе работы над проектом старшеклассники провели сортоизучение картофеля голландских сортов, выявили значение фаз луны на рост и развитие растений, значение подкормки минеральными и органическими удобрениями.
Производственная практика на пришкольном участке длится с мая по октябрь, заняты учащиеся 5-11 классов, бригадирами являются учителя школы. Работа ведется по графику.
Важное значение имеет работа по формированию эстетического вкуса, умения воспринимать красоту окружающего мира. В этом году на участке сформирован декоративный отдел, который представлен растениями: бессмертник, мята перечная, ноготки лекарственные, сорта вьюнков и настурций.
Учебно-опытный участок является немаловажным звеном в преподавании биологии в школе – проводятся экскурсии, опыты, заготавливается демонстрационный, раздаточный материал, наглядные пособия.
Одно из основных значений пришкольного участка – обеспечение продуктами питания школьной столовой и интерната.
По итогам работы проводятся школьные мероприятия «Праздник урожая», «Золотая осень», на которых самые активные и трудолюбивые учащиеся получают благодарность от администрации школы.
Предварительный просмотр:
«Формирование УУД на уроках биологии»
Раднаева С.Р., учитель биологии, географии и химии
Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии неразрывно связано с условиями развивающего и проблемного обучения, а также с профильным обучением в старших классах, поэтому важно учитывать следующие факторы:
Формирование предметной компетентности.
Эколого-биологические знания - это основа для формирования научной картины мира, осознанию роли человека в системе естественного мира. Исходя из практики, могу сказать, что не более 10% выпускников выбирают профессию связанную с биологией, но каждому придется принимать участие в решении экологических проблем, так как от экологического состояния окружающей среды, во многом зависит собственное здоровье и здоровье окружающих.
Задача педагога: показать воспитанникам значимость эколого- биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, посредством практических работ: экскурсий, экологического мониторинга, воплощенных проектов по озеленению школьной территории и территории подшефных детских садов, созданию творческих работ, таких как «Образы Земли», «Вода – источник жизни», фоторабот «Как прекрасен этот мир», найти такой подход, который не оставит равнодушными и «физиков» и «лириков» школьного братства , поможет осознать каждому высочайшую ценность жизни.
Развитие познавательной активности и самостоятельности.
Известно, что тот, кто добывает знания самостоятельно, запоминает до 60 % информации, объяснение учителя обеспечивает не более 20% материала , поэтому задача педагога: организовать работу на уроке так, чтобы на первых этапах обучить детей самостоятельно добывать знаниям, а затем и применять их на практике. Важно грамотно подбирать материал, который должен быть интересен ученику, вызывать у него удивление, желание познать новое. Навыки самостоятельной работы школьников совершенствуются в ходе опытнической, научно- исследовательской и проектной деятельности в урочное и внеурочное время.
Формирование информационной культуры.
Чтобы самостоятельно учиться и развиваться, необходимо предоставить ученику возможность работать на уроке не только с материалом учебника, но и интернет ресурсами, Важно предоставить ребёнку информацию, какие интернет ресурсы несут достоверную информацию, чтобы свободно ориентироваться в огромном потоке информации и уметь получать ее из разных источников.
Следовательно, задача педагога научить детей работать с информацией: анализировать и систематизировать ее, критически оценивать, обобщать, творчески перерабатывать.
Развитие мышления.
Существует мнение, что далеко не каждый ребёнок обладает хорошо развитым логическим мышлением, и это действительно так. Но! У нас всегда есть возможность научить детей основным логическим операциям: сформировать умение вычленять главное, научить анализу, то есть при сравнении сначала вычленять общее, затем – отличия. Развивать умение выстраивать логические цепочки от общего к частному и наоборот.
Задача учителя: использую методы образного и логического видения, метод фактов, метод гипотез помочь развитию логического мышления обучающихся, помочь детям найти пути решения задач творческого характера, научиться использовать ранее полученный опыт в новых нестандартных условиях.
Развитие творческих способностей.
Задача учителя: стимулировать творческую активность учеников, создать условия для разных ее проявлений: в прикладном искусстве, в создании литературных шедевров, проектов и презентаций, фотоколлажей.
Формирование коммуникативной компетентности и толерантности.
Как важно, чтобы ребёнок научился слушать и слышать окружающих, доносить литературным языком грамотно и корректно свои мысли, уважать мнение других, умело дискутировать..
Задача учителя: создать необходимые условия для формирования данной компетентности, организуя работу в парах, группах, вовлекая учеников в проектную деятельность. При этом крайне важно учитывать психологические особенности учеников, желательно создавать мобильные группы.
Создание психологически комфортной среды.
Чтобы создать здоровье сберегающую среду, деловую атмосферу сотрудничества, важно установить субъектно-субъектные отношения между педагогом и учеником.
Задача учителя: организовать совместное сотрудничество с коллективом психологов школы, учитывая уровень тревожности детей, их интересы способствовать формированию рефлексивных качеств.
Развитие регулятивных умений
Развитие личности не возможно без способности к самоанализу и самокоррекции. Рефлексия помогает ученикам лучше понять себя, оценить свои возможности, осознать трудности, выбрать наилучший путь достижения цели, эффективно действуя не только в учебных, но и в жизненных ситуациях.
Разнообразие учебной деятельности.
При анкетировании учеников мы выясняем, что детям не всегда интересна лекционная форма работы, где они много пишут, но мало говорят, поэтому педагогу очень важно владеть различными технологиями обучения. Наиболее высокие результаты при контрольном тестировании в моей практике дают технологии проблемного и личностно- ориентированного обучения, использование методики деловых игр на обобщающих уроках, технологии проектной деятельности и педагогических мастерских в деятельности внеурочной.
Задача учителя; своевременно пополнять свой «багаж» педагогических форм деятельности.
Здоровьесберегающий аспект.
Общение друг с другом, природой развивает интеллектуально- творческие способности школьников и укрепляет их здоровье. Важное значение имеют физкультминутки в переходном 5 классе на уроках природоведения, смена форм деятельности во время урока, экскурсии, полевые практики на уроках естественнонаучного цикла.
Задача педагога: методически грамотно, рационально организовать урок с учётом здоровья детей.
Для успешного формирования УУД, при поборе заданий и формулировке проблемных вопросов можно использовать конструкт задач (Л.С. Илюшина)
КОНСТРУКТОР ЗАДАЧ (Л.С. ИЛЮШИН)
Ознакомление | Понимание | Применение | Анализ | Синтез | Оценка |
1.Назовите основные части… | 8.Объясните причины того, что… | 15. Изобразите информацию о… графически | 22.Раскройте особенности… | 29.Предложите новый (иной) вариант… | 36.Ранжируйте… и обоснуйте… |
2.Сгруппируйте вместе все… | 9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… | 16.Предложите способ, позволяю-щий… | 23.Проанализируйте структуру… с точки зрения… | 30.Разработайте план, позволяющий (пре- пятствующий)… | 37.Определите, какое из решений является оптимальным для… |
3.Составьте список понятий, касающихся… | 10.Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между… | 17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… | 24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения… | 31.Найдите необычный способ, позволяющий… | 38.Оцените значимость… для... |
4.Расположите в определён- ном порядке… | 11.Постройте прогноз развития… | 18.Сравните… и…, а затем обоснуйте… | 25.Постройте классификацию… на основании… | 32.Придумайте игру, которая… | 39.Определите возможные критерии оценки… |
5.Изложите в форме текста… | 12.Прокомментируйте положение о том, что… | 19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что… | 26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что… | 33.Предложите новую (свою) классификацию… | 40.Выскажите критические суждения о… |
6.Вспомните и напишите… | 13.Изложите иначе (переформу- лируйте) идею о том, что… | 20.Проведите презентацию… | 27.Сравните точки зрения… и … на… | 34.Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития… | 41.Оцените возмо-жности… для… |
7.Прочитайте самостоятельно… | 14.Приведите пример того, что (как, где)… | 21.Рассчитайте на основании данных о… | 28.Выявите принципы, лежащие в основе… | 35.Изложите в форме… своё мнение (понимание)… | 42.Проведите экспертизу состояния… |
Данные вопросы в системе развития УУД хорошо использовать на уроках проблемного характера, так как проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний, при этом ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знания; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний, к тому же в отличие от научного творчества, ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах.
На таком уроке следует выделять 4 звена научного творчества.
Звенья научного творчества
НАЗВАНИЕ | СОДЕРЖАНИЕ | РЕЗУЛЬТАТ |
1.Постановка проблемы | Создание проблемной ситуации Освоение противоречия Формулировка проблемы | Выяснение противоречия в проблемной ситуации |
2. Поиск решения | Выдвижение гипотез Проверка гипотез | Поиск путей решения нового задания |
3.Коммуникативное представление решения | Выражение нового знания научным языком предмета | Создание продукта: схемы, кластера, таблицы, минипрезентации, устного выступления |
4.Реализация продукта | Представление продукта классу в виде схемы, кластера, таблицы, минипрезентации, устного выступления | Представление продукта: схемы, кластера, таблицы, минипрезентации, устного выступления |
ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
№ | Вид УУД | Содержание | Пример |
1 | Личностные УУД | Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Самопознание и самоопределение | Умение устанавливать самостоятельно взаимосвязь между целью учебной деятельности и её мотивом Умение осуществлять личностный моральный выбор |
2 | Познавательные | Общеучебные Логические Постановка и решение проблем | 1.Умение видеть проблему 2.Умение ставить вопросы. 3.Умение классифицировать 4. Умение структурировать тексты 5..Умение делать выводы и умозаключения. 6. Умение давать определения понятиям. 7. Умение выдвигать гипотезы |
3. | Регулятивные | Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль и волеваясаморегуляция Коррекция Оценка | Умение планировать деятельность Умение ориентироваться в проблемной ситуации Умение прогнозировать результат Умение обозначать цель Умение принимать решение Умение корректировать Умение осуществлять самоконтроль Умение оценивать свою деятельность |
4 | Коммуникативные | Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнёром | 1.Умение слушать и слышать собеседника. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией 1.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 2.Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. 3.Представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. 4.Участвовать в коллективном обсуждении проблемы 5.Владение монологической и диалогической формами речи. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией 1.Понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной. 2.Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции) 3. Умение с помощью вопросов добывать недостающую информацию. 4.Обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия: 1.Понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной. 2.Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции) Организация учебного сотрудничества 1.выявление и идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов принятия решения. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структура КИМ с 2015 года каждый вариант состоит из двух частей (часть 1 – задания с кратким ответом, часть 2 – задания с развернутым ответом). Задания в варианте КИМ представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С.
Структура КИМ по биологии Биология – существенные изменения. Уменьшено число заданий в экзаменационной работе с 50 до 40. Уменьшено число заданий с выбором одного верного ответа с 36 до 25. Увеличено число заданий с развёрнутым ответом с 6 до 7. Новые задания: 32 задание и 36 задание.
Задание № 32 Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на популяционно-видовом и экосистемном уровне.
Установите соответствие между ароморфозом хордовых и эрой, в которой он появился. АРОМОРФОЗ А) четырёхкамерное сердце у птиц Б) костные челюсти у панцирных рыб В) лёгочное дыхание у двоякодышащих рыб Г) пятипалая конечность у стегоцефалов Д) матка и плацента у млекопитающих Е) яйцо, покрытое плотной оболочкой, у пресмыкающихся ЭРА 1) палеозой 2) мезозой
№ 36. Задание на анализ биологической информации Класс Млекопитающие – процветающая группа позвоночных животных. Объясните, какие ароморфозы в строении органов позволили им достичь биологического прогресса. Укажите не менее четырёх признаков.
Требования к выпускникам умения отождествлять биологические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий биологии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ Документ, определяющий структуру и содержание КИМ ЕГЭ на основе ФГОС по биологии (базовый и профильный уровни) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
Спецификация № Проверяемые элементы содержания Коды проверяемых элементов содержания (по кодифика - тору) Коды проверяемых требований к уровню подготовки (по кодификатору) Уровень слож - ности Макс. балл за выпол - нение зада- ния Пример- ное время выпол - нения задания (мин.) 8. Селекция. Биотехнология 3.8, 3.9 1.1.2, 1.3.4, 1.4, 3.1.4 Б 1 2
Учебные пособия Единый государственный экзамен: Биология: методика подготовки/Г.И. Лернер – М., Просвещение, ЭКСМО, 2013. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10,11 классы. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2013. Варианты ЕГЭ 2016 по биологии. Типовые тестовые задания / Г.С. Калинова, Т.В. Мазяркина
Повторение материала по 7 блокам . 1 . Биология – наука о живой природе; 2. Клетка как биологическая система; 3. Организм как биологическая система; 4. Система и многообразие органического мира; 5. Человек и его здоровье; 6. Эволюция живой природы; 7. Экосистемы и присущие им закономерности.
Практическая направленность подготовки
1. Теоретический материал. 2. Применение КИМов .
Задания на соотнесение одного элемента с другим Сначала выбрать те варианты ответов, которые не вызывают сомнений . Остальные ответы, по которым имеются сомнения, сортировать по следующим критериям: внешнее или внутреннее строение, процесс, явление, понятие, термин, факт . Такой анализ позволит определить логические пары.
Задания на последовательность процессов Особенность оценивания: ошибка , допущенная в начале последовательности , приводит к оцениванию в ноль баллов , а ошибка, допущенная в конце последовательности , позволяет получить один балл.
Рекомендации Задания на составление текста из разрозненных предложений. В задании приведены слова, на которые важно было обратить внимание: «Установите последовательность расположения зон ( участков ) в корне, начиная с верхушки ». «Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с поглощения углекислого газа из атмосферы»
Затруднения … Клетка как биологическая система 1) определение хромосомного набора клеток в циклах развития растений; 2) определение числа хромосом и ДНК в клетках в разных фазах митоза и мейоза, объяснение и обоснование полученного результата; 3) сравнение гаметофита и спорофита у разных групп растений, спор и половых клеток, спор и клеток спорофита.
Затруднения … Блок 3. Организм как биологическая система Зависимость частоты кроссинговера от расстояния между генами. Вопросы по селекции и биотехнологии. В заданиях линии 40 - генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное наследование признаков.
Затруднения … Блок 4. Система и многообразие органического мира. Физиология растений. Х арактеристики тканей и органов растений. З адания с рисунком.
Затруднения … Блок 5. Человек и его здоровье строение и функции периферической нервной системы человека, ее отделов, печени, эндокринных желез, заболевания, связанные с нарушением функций желез внутренней секрециигладкой и поперечнополосатой мышечной ткани, вегетативной и соматической нервной системы
Затруднения … Блок 6. Эволюция живой природы П опуляционные волны. Г омологичные и аналогичные органы, ароморфные и идиоадаптивные признаки. Последовательность процессов видообразования и формирования приспособленности.
Настрой учащихся внимательное чтение; неукоснительное выполнение инструкций ЕГЭ; п равильное заполнение бланков; четкое и разборчивое письмо распределение времени на выполнение работы .
Условия, обеспечивающие эффективность подготовки к ЕГЭ и повышения качества образования Систематическая работа с использованием всего комплекса приёмов и методов, являющихся основой повышения мотивации обучения биологии Творческий подход к обучению, индивидуальный - к каждому ученику, регулярный мониторинг обученности .
Удачи на ЕГЭ! Спасибо за внимание!