Педагогу в помощь

Фатфулина Олеся Владимировна

Предварительный просмотр:

Рекомендации воспитателю по формированию чувства юмора у дошкольников

  • Расширять кругозор, обращая при этом внимание не только на главное, но и на второстепенные юмористические детали. Учить рассказывать все это в единстве.
  • Ребенку надо внушить уверенность в том, что он может развивать у себя любое качество, в том числе и юмор. Привести детям примеры неловких положений из художественных произведений, в которые попадает человек, не понимающий юмора.
  • Научить находить веселое и смешное в книжках. Анализировать с детьми шутки, объясняя, чем она хороша или плоха.
  • Развивать чувство коллективизма, больше предлагать коллективное творчество (обыграть произведения, придумывания забавных диалогов), интеллектуальные игры, например, бурим (стихи на заданные рифмы).
  • Работать над снятием телесных  и словесных зажимов.
  • Научить смеяться над собой - это высший пилотаж.
  • Научить, не обижаться на шутку, а отвечать на шутку шуткой.
  • Расширять словарный запас, учить сочинять шутливые рассказы или стихотворение, а еще лучше короткую эпиграмму. Придумывать тему и неожиданную концовку, или наоборот.
  • Повышать уровень любознательности, учить устанавливать причинно-следственные связи.
  • Способствовать разговорчивости, открытости, развитию чувства юмора.
  • Дать возможность после прочитанного комического рассказа, нарисовать юмористические рисунки.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЮМОРА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

На сегодняшний день юмор – одно из главных качеств практически каждого человека, а обладать чувством юмора – значить быть человеком особым, современным, который может легко найти общий язык с окружающими его людьми. В настоящий момент чувство юмора является одной из наиболее желательных характеристик при выборе друзей, партнёров, спутника жизни. Юмор – это игра, форма коммуникации, один из видов психологического воздействия.

Юмор с давних пор привлекал внимание многих психологов, однако в качестве предмета научного исследования он выступал крайне редко, что связано с различными подходами к значению и пониманию юмора.

Сегодня существует достаточно большое количество трактовок и подходов к определению юмора. Юмор изучается в  психологии, социологии, биологии, антропологии, медицине, информатике, лингвистике, неврологии, философии, искусстве. Так, например, «юмор в старинной медицине (лат. humor – «жидкость») обозначал четыре главных жидкости организма, из сочетания и свойств которых выводились преобладающие настроения человека и его темпераменты» [5, с. 1125]. В каждой научной дисциплине имеется своё особое видение и понимание этого уникального социального явления.           

Рассмотрим несколько подходов к определению такого понятия как «юмор». Итак, юмор – это:  

1) «выражение доброжелательного и шутливого отношения к событиям, ситуациям, поведению других людей и к себе. Основывается на способности воспринимать, выделять и понимать смешное» [4];

2) «1. Такое качество действия, речи или литературного произведения, которое вызывает веселье; причуда, шутка, курьёз, комизм, забава.

2. Способность воспринимать смешное или забавное или выражать это в речи, а также в письменной иди другой форме; шутливый образ или трактовка объекта» [3, с. 357];  

3) «положительная эмоция, называемая радостью, которую в социальных контекстах обычно вызывает когнитивный процесс оценки, включающий восприятие шутливого, несерьёзного несоответствия, которая на поведенческом уровне выражается соответствующей мимикой и смехом» [2, с. 9].

Чувство юмора в психологии до сих пор не получило обоснованного научного толкования. Однако отсутствие точной и сформированной научной психологии юмора всё же не мешает существованию юмора в психологии.            

Юмор – это, прежде всего, эмоциональная реакция радости, которая выражается через улыбку и смех. Наиболее распространённым средством выражения юмора являются шутки, которые представляют собой короткие забавные истории. Кроме того, помимо вербальных форм юмора люди также часто используют невербальные средства, такие как смешное выражение лица, необычная походка, манеры или жесты.

Одним из самых интересных и в то же время сложных вопросов является формирование чувства юмора у детей. Известно, что многие психологические аспекты юмора (например, игра, эмоции, социальные отношения) начинают проявляться вскоре после рождения и продолжают развиваться в детстве и во взрослой жизни. Рассмотрим этапы развития чувства юмора у детей подробнее.

Младенцы обычно начинают улыбаться на первом месяце жизни. Сначала эта улыбка связана с тактильными ощущениями, такими как поглаживание кожи, щекотание, но уже в следующие месяцы младенцы начинают улыбаться, когда видят знакомые зрительные образы (игрушка, родители, братья и сёстры).

Смеяться младенцы начинают значительно позже. «Смех впервые появляется в результате взаимодействия между младенцем и взрослым приблизительно в возрасте 10–20 недель и быстро становится обычной частью этого самого взаимодействия. Младенцы в возрасте между шестью и  двенадцатью месяцами  часто улыбаются и смеются, когда с ними играют в прятки «ку-ку» [2, с. 267].

Когда дети достигают детсадовского или дошкольного возраста, смех всё больше возникает у них в результате игровых взаимодействий уже не только со взрослыми, но и с другими детьми. Кроме того, именно в данный период жизни дети часто используют поддразнивание как при общении со взрослыми, так и с другими детьми.

Отношение к юмору меняется у детей также и во время учёбы в школе. Это доказывает реакция учеников разных классов на забавные детские рисунки. «Частота улыбки и смеха возрастала от второго к четвёртому классу, одновременно с развитием у ребёнка понимания, но в пятом классе отмечалось резкое снижение до уровня, отмечавшегося у детей во втором классе. Таким образом, хотя учащиеся пятого класса понимали юмор лучше, они не находили его таким же забавным, как учащиеся младших классов. В этом возрасте рисунки казались слишком простыми и поэтому уже не были забавными» [2, с. 281].

Понимание детьми таких средств выражения юмора как ирония и сарказм появляется лишь к пяти-шести годам, о чём в своей книге «Психология юмора» пишет Род Мартин: «способность к пониманию подразумеваемого значения иронической критики появляется у детей в возрасте между пятью и шестью годами. Однако лишь к возрасту 8–9 лет дети начинают воспринимать иронические оскорбления как более забавные, чем буквальные. В свою очередь, студенты колледжа давали ироническим оскорблениям ещё более высокие оценки забавности; это свидетельствует о том, что человек не может полностью понимать юмористические аспекты иронии до юности или ранней взрослости» [2, с. 284].

На сегодняшний день также можно отметить, что дети часто используют юмор для совладания со своими эмоциями, если они выражают чувство тревоги, страха и напряжения. В своих исследованиях на данный факт обратила внимание Вольфенштейн: «большая часть детского юмора касается потенциально болезненных, вызывающих тревогу или чувство вины тем: смерть, насилие, наказание, болезнь, сексуальность и глупость. Используя игровую юмористическую фантазию, ребёнок способен превратить угрожающую ситуацию в нечто смешное и приятное» [2, с. 286].

В дошкольном возрасте дети узнают о физических различиях между полами, что также становится темой для шуток и затем способствует всё более возрастающей популярности сексуальных шуток в подростковом возрасте и во взрослой жизни.

Однако в формировании и дальнейшем развитии чувства юмора у детей большую роль играют различные аспекты социальной ситуации (например, семейное окружение), которые и приводят к индивидуальным различиям в чувстве юмора в будущем.

Огромное значение в формировании чувства юмора у ребёнка имеет его взаимодействие с матерью, с её эмоциональным состоянием, что затем находит отражение во взаимодействии с семьёй, а позднее и в социальных институтах. Сложно представить себе жизнерадостного ребёнка в семье, где преобладают депрессивные взаимодействия. Следовательно, семья является главным социальным институтом воспитания чувства юмора у ребёнка.

Ребёнок, обладающий чувством юмора, гораздо легче обзаводится друзьями, заслуживает симпатию у ровесников, а вырастая, легко находит контакт с коллегами по работе, «ловко» разрешает конфликты и проблемы.

 

Библиографический список

 

1. Бродский Н., Лаврецкий А., Лунин Э. и др. (ред.) Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов: в 2-х т. –  1979.

2. Мартин Р. Психология юмора. – СПб. : Питер, 2009.

3. Симпсон, Вейнер. Словарь психологических терминов, 1989.

4.Словарь терминов по психологии. URL: http://psihotesti.ru/gloss/tag/yumor/ (дата обращения: 10.12.2012).

5. Степанова М. Психология юмора – тоже наука. – М., 2010.

6. Степанова М. Смеяться, право, не грешно…или с юмором о психологии и психологах. – М. : 2009.

        http://www.sociosphera.com/publication/conference/2014/222/osobennosti_razvitiya_chuvstva_yumora_v_detskom_vozraste                         



Предварительный просмотр:

Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком

1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном)?

3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?

4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?

Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях

Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.

Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Формы жестокого обращения с детьми:

  • физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);
  • сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);
  • психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).

Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

  • Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).

Признаки жестокого обращения с детьми

Физическое насилие:

  • боязнь физического контакта с взрослыми;
  • стремление скрыть причину травм;
  • плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
  • негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
  • суицидальные попытки.

Сексуальное насилие:

  • ночные кошмары, страхи;
  • не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;
  • стремление полностью закрыть свое тело;
  • депрессия, низкая самооценка.

Психическое насилие:

  • постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;
  • различные соматические заболевания;
  • беспокойство, тревожность, нарушения сна;
  • агрессивность;
  • склонность к уединению, неумение общаться;
  • задержка физического, умственного развития;
  • плохая успеваемость;
  • нервный тик, энурез.

Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети):

  • задержка речевого и моторного развития;
  • постоянный голод;
  • кража пищи;
  • требование ласки и внимания;
  • низкая самооценка, низкая успеваемость;
  • агрессивность, импульсивность;
  • сонный вид и утомленность;
  • санитарно-гигиеническая запущенность;
  • отставание в физическом развитии;
  • часто вялотекущая заболеваемость;
  • антиобщественное поведение, вандализм.

Профилактика жестокого обращения с детьми:

  • создание доверительно-делового контакта с родителями;
  • участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);
  • изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).

Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:

Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.

Признаки:

  • ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
  • ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;
  • ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;
  • у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;
  • ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;
  • ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;
  • ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;
  • ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
  • ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;
  • ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
  • ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
  • ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;
  • у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.

Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:

  • похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
  • проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
  • объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;
  • держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Нельзя:

— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.

Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, соцпедагогу, руководителю).

Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:

  • реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);
  • оградить ребенка от реакции других детей;
  • уделить ребенку максимум внимания;
  • дать понять, что проблему можно решить.

В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия).

P.S. К семинару социальный педагог должен иметь номера необходимых телефонов и адреса, которыми в случае необходимости смогут воспользоваться воспитатели. Список можно хранить в методическом кабинете, можно вывесить на доску объявлений. Можно выдать в виде памятки на руки педагогам.

Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

ЗАЩИЩАЕМ ДЕТЕЙ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Новый взгляд на проблему

Защита детей от жестокого обращения — одна из важнейших функций всех взрослых, соприкасающихся с детьми. В том числе — важнейшая задача социального педагога дошкольного учреждения.

Маленький ребенок, как правило, сталкивается с жестоким обращением в семье. (Реже — на улице.) Поэтому своевременное выявление случаев жестокого обращения с малышами помогает не только прекратить насилие над ним, но и начать своевременную и продуманную работу с неблагополучной семьей. Очень часто эти меры предотвращают развал семьи, изъятие ребенка из семьи, лишение родителей родительских прав.

Иными словами, это возможность предотвратить появление еще одного социального сироты — малыша, оставшегося без родителей.

«Чаще всего от психологического и физического насилия страдают дети, живущие в неблагополучных семьях, — отметил Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, выступая на совещании по вопросам борьбы с преступлениями против детей 16 мая 2009 года. — По различным оценкам, у нас выявляется не меньше 100 тысяч таких семей в год. Дети, растущие в таких семьях, постоянно пополняют ряды беспризорных и безнадзорных, становятся жертвами преступлений, а зачастую сами совершают преступления».

Работа с неблагополучной семьей должна сегодня оказаться в центре внимания социальных служб. Значимость такой работы должны понимать и социальные педагоги детских садов.

Необходимо сформулировать новые принципы взаимодействия с такими семьями и выработать новые механизмы защиты детей, проживающих в таких семьях.

Для начала определим, какую семью мы считаем семьей группы риска по социальному сиротству. Семьи группы риска — это семьи, в которых пренебрегают нуждами ребенка. Это семьи, в которых ребенок может стать свидетелем насилия по отношению к близким или в которых с ним самим могут жестоко обращаться. Иными словами, это семьи, в которых ребенку плохо и опасно жить.

Согласно такому определению, семьи группы риска могут быть совершенно разными по социальному составу, достатку и состоянию здоровья. Но в российской системе социальной защиты, к сожалению, до сих пор главенствует категориальный подход: «Эта семья — из категории малоимущих. Эта семья — из категории безработных. Эта — из категории семей, имеющих ребенка-инвалида». Деление на категории лежит в основе составления социального паспорта образовательных учреждений и в организации социального обслуживания семьи: семья такой-то категории получает право на такие-то льготы, пособия, услуги и т.д.

Но при таком подходе из поля зрения социальных служб совершенно выпадают семьи, которые мы можем отнести к категории семей группы риска по социальному сиротству. 
В некоторых семьях с небольшим достатком, в малоимущих семьях могут пренебрегать нуждами детей. Однако это не означает, что все бедные родители плохо относятся к своим детям и все малоимущие семьи являются семьями группы риска по социальному сиротству. Мы не можем отнести к группе риска 
всю категорию таких семей. В результате мы можем потерять из виду семьи, в которых существует угроза здоровью и жизни ребенка.

Категориальный подход для защиты детей от жестокого обращения, для предотвращения социального сиротства оказывается неэффективным.

Необходимо, чтобы на смену ему пришел индивидуальный подход.

В чем принципиальное отличие индивидуального подхода от категориального?

Социальные службы должны научиться диагностировать каждый отдельный случай жестокого или плохого обращения с ребенком и выстраивать план работы с семьей, необходимый именно в данном, конкретном случае.

Крайне важным является выявление семейного неблагополучия на ранних этапах кризиса и использование новой технологии сопровождения такой семьи — технологии работы со случаем. Эта технология во многих случаях позволяет оказать семье необходимую для реабилитации социально-психологическую помощь и предотвратить изъятие ребенка из семьи.

Основанием для диагностической работы и последующих действий по работе с семьей и оказанию помощи ребенку является не его жизнь в семье той или иной категории, асигнал, поступающий от общественных организаций, учреждений образования или здравоохранения или от частных лиц, наблюдающих конкретного ребенка в его реальной жизни. Например, воспитательница детского сада или медсестра может заметить синяки у малыша. Соседи могут стать свидетелями запугивания или плохого обращения с ребенком.

Социальный педагог в ДОУ в случаях с детьми дошкольного возраста может стать той самой «начальной инстанцией», куда поступает подобный сигнал.

Он, по своему статусу и профессиональному положению, должен обладать необходимыми адресами и телефонами, позволяющими ему передать «сигнал» дальше — в те инстанции, которые способны вмешаться в судьбу ребенка и его семьи.

Если социальный педагог участвует в отработке путей, по которым движется сигнал о плохом обращении с ребенком, если он умело и своевременно взаимодействует с различными организациями, отвечающими за работу с неблагополучными семьями, он вносит личный вклад в инновационный процесс по развитию индивидуального подхода при организации социальной защиты детей.



Предварительный просмотр:

СЛОВЕСНЫЕ СПОСОБЫ ПООЩРЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно!

2. Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Еще немного времени, и у тебя это получится. С каждым днем у тебя получается все лучше. Я знал(а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.

3. Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь!

4. Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад(а) за тебя.

5. Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил(а)! Ты сейчас на правильном пути.

6. Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав(а).

7. Большое тебе спасибо. Ты хороший(ая)! Ты — чудо!

КАК НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

1. Молчанием. Выдержать бойкот ребенку дошкольного возраста чрезвычайно трудно. Для этого ему может потребоваться напряжение всех психических сил.

2. Говорить: «Я тебя больше не люблю!» и т. п. Лишение любви — это самое сильное наказание. Его опасно применять к детям дошкольного возраста.

3. Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что вы бьете ребенка для его же блага, бесполезно. Вреда здесь больше: вы не только учите малыша бояться наказания, но и преподаете ему урок жестокости.

4. Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается дошкольником как словесное битье.

5. Чрезмерно, забывая о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний.

6. Длительно по времени и спустя продолжительное время после проступка (чем меньше ребенок, тем ближе должно быть наказание к проступку).

7. Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым, закрепляя его плохое поведение.

КАК НУЖНО ПООЩРЯТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

1. Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, вы были уверены в том, что поощрений в количественном отношении больше. Это необходимо для создания положительного фона воспитательного процесса.

2. Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они вызывают ощущение радости, которое сопровождает успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения, необходимо понимать, что это лишь символ успеха или достижения.

3. Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.

4. Особо почетными поручениями, когда ребенку доверяется, поручается больше, чем обычно.

5. Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенка достигнуть результата, за старание, желание помочь и т. п.

Релаксация для детей

(коррекция гиперактивных детей)

Для того чтобы помочь Вашим детям успокоиться, Вы можете предложить им следующие упражнения.

Попытайтесь превратить это в игру, которая отвлечет детей и позволит им расслабиться и успокоиться.  

Ноги– представьте себе, что вы идете босиком по песку. Постарайтесь закопаться пальцами ног в песок.  

Теперь высвободите ноги из песка. Ноги расслаблены, и это очень приятно.

Живот– вот идет маленький слоненок, и сейчас он наступит вам на животик. Приготовьте животик и напрягите его изо всех сил.

Слоник ушел, можно расслабить животик.

Руки и плечи– превратитесь в ленивого кота, который медленно потягивается. Поднимите руки высоко над головой и вытяните их. Поднимите плечи и подвигайте руками.

Теперь расслабьте плечи.  

Шея– превратитесь в черепашку. Вдруг черепашка увидела что-то страшное и спряталась в панцирь. Поднимите плечи до ушей и втяните голову в плечи.

Опасность миновала. Можно выйти из панциря и погреться на солнышке.

Лицо– натяните рот и улыбнитесь до ушей. Высоко поднимите брови. По вашему носу гуляет муха и щекочет вас. Попробуйте прогнать муху, напрягая все мышцы лица.

Муха улетела, и лицо может отдохнуть.

 (Красный – мышцы напрягаются)

(Синий – мышцы расслабляются)

7 правил сильного человека

Для создания и укрепления высокой нервной силы необходимо помнить о следующем:

1. Не бегите от страха

Анализируйте его и воспринимайте страх только как физическое чувство. Страх, которому мы боимся взглянуть в глаза, способен убить нас.

Понаблюдайте за своими страхами и поймите, что вы не должны поддаваться им. Думайте о них как о фильме, который вы видели и кино. Того, что вы видите на экране, в действительности не существует. Страх придет и уйдет так же, как и кадры на экране, если вы не будем его настойчиво удерживать.

2. Не живите в прошлом

Помните — никогда не поздно начать все сначала. Но для того, чтобы начать меняться, необходимо отпустить от себя прошлое. Не живите с грузом прошлых потерь и неудач. Это все уже ушло. Живите сегодняшним днем. Стройте свою жизнь на новых началах, отпустив от себя навсегда все негативное: пусть оно станет достоянием прошлого.

3. Не тратьте силы на чувство жалости к себе

Поймите, это совершенно напрасная трата энергии. Жалость к себе, обиды заставляют вас двигаться по кругу, возвращаться снова и снова к одним и тем же горьким мыслям. Годами хранимое в душе чувство обиды может даже привести к раку. Глупо наказывать самих себя сейчас, если кто-то обидел вас в прошлом.

4. Отпустите от себя прошлое через чувство прощения

Прощение — это прощание. Прощание с чувствами горечи и обиды, ощущением боли. Прощание с ситуацией в целом. И напротив, состояние непрощения фактически приводит к началу разрушительной деятельности в нас самих — годами накапливающиеся дурные мысли в конце концов обращаются против их хозяина.

5. Не зацикливайтесь на мыслях о плохом

Думайте и говорите о том, что в вашей жизни хорошо. Поверните ваши мысли в позитивном направлении.

Планируйте на каждый день как можно больше дел, которые могли бы доставить вам удовольствие. Оставляйте время на то, чтобы пойти в театр или почитать книгу. Ходите на дни рождения друзей и родственников, посещайте юбилеи, выставки и другие развлекательные мероприятия. Не заставляйте себя веселиться до упаду — просто ходите туда.

6. Помогайте другим людям, и вы почувствуете, что вам становится легче.

7. Независимо от того, как вы себя чувствуете, держите голову высоко и ведите себя так, будто вы благополучный человек.

Если вы действительно вооружены волей и стремлением преодолеть свои беды — поверьте, удача не заставит долго себя ждать.

(Опубликовано 05.07.2013 - 22:12 - Черепкова Яна Юрьевна).

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног

«Спящий котёнок»

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут   хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят   равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

«Шишки». Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза).

«Холодно – жарко». Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный осенний ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул теплый ветер…(повторить 2–3 раза).

«Солнышко и тучка»

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержите дыхание). Солнышко вышло  из-за тучки, стало жарко – все расслабились (выдохните!). Повторить 2 – 3 раза.

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица

«Солнечный зайчик»

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

РЕЛАКСАЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ

«Бабочка»

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержите дыхание). Прогоните бабочку, подвигайте носиком. Бабочка улетела. Расслабьте мышцы губ и носа (выдохните!) (повторить 2-3 раза).

«Озорные щечки»

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

«Рот на замочке»

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:  

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).

 Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав.

 Губы все же я расслаблю (выдох), а секрет себе оставлю.

«Злюка успокоилась»

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

 Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

 Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,

 Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

 Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании

«Задуй свечу»

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”. 

«Ленивая кошечка»

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”. 

Упражнения на расслабление мышц ног:

«Лошадки»

Замелькали наши ножки, Мы поскачем по дорожке.

 Но внимательнее будьте,  Что вам делать, не забудьте!

(Скачем, как лошадки – напряжение мышц ножек, остановились – ножки расслабили)

«Слон»

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.

(Идем, как слон – напряжение мышц ножек, остановились – ножки расслабили

Общие упражнения

Релаксация «Цветок»

(Звучит спокойная расслабляющая музыка)

Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны.

Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево.

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста

( рекомендуется агрессивным и гиперактивным детям)

Возьмите себя в руки. Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми к груди – это поза выдержанного человека.

 Врасти в землю. Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека.

Стойкий солдатик. Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты – стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!

Гора с плеч. Встань, широко расставив ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе сразу станет легче.

Игры на развитие внимания

( рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным настроением, патологическими страхами, ЗПР)

Что слышно? Воспитатель предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали. По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.

Будь внимателен! Дети шагают под музыку. Затем на слово «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки" – как бы ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - раскинуть руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.

Слушай хлопки! Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Четыре стихии. Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками. Кто ошибается, считается проигравшим.

Игры на развитие памяти

( рекомендуются детям ЗПР с церебральным синдромом)

Повтори за мной. Дети стоят около ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети слушают и оценивают исполнение движениями: рука вверх – правильно, рука – вниз неправильно. Ритмичные фразы должны быть короткими и ясными по структуре.

Слушай и исполняй! Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

Вот так позы! Дети принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.

Запомни порядок! 4-5 играющих выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться, а в это время дети меняются местами. Ведущий повернувшись перечисляет, кто за кем стоит.

Игры на преодоление двигательного автоматизма

( рекомендуется гипер- и гипоактивным детям, а также тем, у кого снижены внимание и память)

Запретный номер. Дети стоят по кругу. Выбирают цифру, которая нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши.

Пожалуйста! Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается, выбывает из игры.

2-ой вариант: игра идет так же, как и в 1-ом варианте, но только тот, кто ошибается, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например: улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.п.

Стоп! Дети под музыку идут по кругу. Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!»

Мышечная релаксация для детей и педагогов

(зарядка на каждый день)

 Методика мышечной релаксации по Джекобсону предполагает напряжение каждой группы мышц с последующим расслаблением. Мышечное расслабление используется для снятия эмоционального напряжения.

У ребенка дошкольного возраста характерным является повышение мышечного тонуса скелетных мышц. Это приводит к быстрой утомляемости, слабости.

У педагогов могут отмечаться эмоционально-энергетические зажимы в следующих зонах: мышцы шеи, языка, груди, плеч, лопаток, рук, диафрагмы, солнечного сплетения и спины. Мышечные зажимы выполняют функцию «защитного панциря», под которым скрываются подавленные эмоции.

Педагоги, выполняя вместе с детьми упражнения, могут улавливать чувство мышечного напряжения и расслабления.

Методика мышечной релаксации будет полезна не только для детей, но и для педагогов.

Упражнение « Бабочка» Свести лопатки на вдохе ( как будто бабочка сложила крылья), на выдохе лопатки - развести ( бабочка расправила крылышки).

Упражнение « Черепаха» Плечи поднять к ушам на вдохе ( прячем голову, как черепаха в панцирь), на выдохе плечи опустить и расслабиться ( черепаха высунула голову из панциря)

Упражнения « Бабочка» и « Черепаха» особенно полезны педагогам.

Упражнение « Сосулька» Сжать кисти рук максимально на вдохе ( как будто сильно-сильно сжимаете сосульку), на выдохе разжать ( ощущение легкого тепла).

Упражнение « Пяточки» Носки ног  максимально потянуть к коленям ( покажите пяточки), на выдохе - опустить.

Упражнение « Носочки» Пятки потянуть к икроножным мышцам на вдохе ( вытянуть носки), на выдохе – расслабить ноги и опустить.

Упражнение « Буратино» На вдохе улыбнуться максимально широко ( улыбка Буратино), на выдохе – губы сделать трубочкой и выдохнуть воздух со звуками : « У – тю-тю-тю-тю».

Упражнение « Бяка – Бука» Наморщить лоб, нос на вдохе, на выдохе – вернуться в обратное положение.

Упражнение « Тяни» Вытянуть руки до противоположной стены на вдохе (как будто хотите что-то достать), опустить руки – на выдохе.

!!!Эти упражнения можно выполнять как на занятиях в качестве отдыха, так и в игровые моменты деятельности дошкольника.

Необходимо соблюдать следующий принцип:

Все упражнения с напряжением выполняются на вдохе, а все упражнения на расслабление выполняются на выдохе.

Для выполнения упражнения необходимо принять удобную позу: сидя или лежа.

Каждое упражнение выполняется дважды.

Детская агрессия. Способы коррекции

Помогайте детям освобождаться от излишней агрессии.

  • Предложите смять бумагу, взбить подушку, пять раз подпрыгнуть, помыть руки и т. д. Иногда достаточно потушить в ребенке первый импульсивный порыв, чтобы далее он отреагировал адекватно.
  • В детской драке не принимайте ничью сторону. В любой потасовке принимают участие как минимум двое. Всегда есть зачинщик, и есть жертва, но бывает очень трудно выяснить, кто есть кто. Словесная агрессия часто бывает гораздо обидней, чем удар. Дайте возможность драчунам успокоиться, разведя их по разным углам комнаты. Скажите, что они могут самостоятельно выйти оттуда, как только разрешат друг другу это сделать. Таким образом вы ставите детей перед необходимостью компромисса, а это — первый шаг к примирению, тайм-аут.
  • Усадите драчунов на стульчики или разведите по разным комнатам. Скажите: «Вам необходимо научиться не только драться, но и успокаиваться. Сделайте это сейчас. Я даю вам ... минут». Время должно быть ограничено. Обычно дается столько минут, сколько ребенку лет.
  • Не скупитесь хвалить ребенка за добрые поступки. Не говорите просто: «Молодец»; лучше зафиксируйте еще раз вслух, что сделал ребенок: «Ты поделился с мальчиком игрушкой и предложил ему поиграть вместе. Ты поступил правильно. Я горжусь тобой».

!!!Чем больше стремление убрать, ликвидировать внешний атрибут проблемы, тем меньше шансов устранить причину появления привычки.

Обсудив плохие привычки с родителями, следует выработать совместный педагогический и родительский план коррекции.

Дидактические игры для развития тактильных ощущений

Чудесный мешочек Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.

Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).

Узнай фигуру Цель: нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу.

Оборудование: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т.д.).

Определи на ощупь Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь;

сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.

Угадай, из чего сделан предмет Цель: определение фактуры материала при прикосновении.

Оборудование: набор предметов с различной фактурой материала (вата, мех, ткань, бумага, кожа, дерево, пластмасса, металл).

Можно использовать предметы и материалы различной текстуры: вязкой, липкой, шершавой, бархатистой, гладкой, пушистой, сухой и т.д.

Угадай предмет Цель: определение предмета по контуру.

Оборудование: лист бумаги, карандаш, объемное контурное изображение предмета (елочка, домик, рыбка, зайчик, птичка и др.).

Найди пару Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.

Оборудование: пары пластин, оклеенных бархатом, наждаком, фольгой, вельветом, фланелью, шелком, бумагой.

Разложи по размеру Цель: определение размера наполнителей на ощупь.

Оборудование: набор небольших непрозрачных мешочков, наполненных фасолью, горохом, рисом, манкой и т.п.

Отгадай цифру (букву) Цель: определение знаков при помощи тактильных ощущений.

Собери матрешку Цель: определение величины знакомых игрушек на ощупь.

Оборудование: две матрешки-вкладыши.        

Помоги Золушке Цель: различение мелких предметов на ощупь.

Оборудование: мисочка со смесью зерен (фасоль, семечки и т.п.) и тарелка (для каждого ребенка).

С какого дерева листочек?  Цель: определять с какого дерева листочек и соединять их. Оборудование: отдельные карточки с изображением листочков и деревьев.

Лабиринт Цель: активизация тактильных движений указательного пальца.

Оборудование: лабиринт – наклеенная толстая нитка или липучка (по кругу, волнообразно и т.п.)



Предварительный просмотр:

H:\КАРТИНКИ+ЗАДАНИЯ\ДЕТИ\ДЕТИ-НАД ТЕКСТОМ УДОБНО.png

РАЗВИВАЕМ   ВООБРАЖЕНИЕ У ДЕТЕЙ
Волшебная коробка
Возьмите большую коробку и сложите в нее одежду, которую вы уже не носите, старые шапки и шляпки, обувь, платья перчатки, старые занавески. Расскажите ребенку, что это волшебная коробка, в ней много разных вещей, с которыми можно играть в переодевания. Открывайте коробку и начинайте придумывать наряды. Помогите сыну или дочке соорудить задуманный наряд из подручных материалов. Ваш ребенок может превратиться в кого угодно, в короля, принцессу, невесту.


Что это может быть
Возьмите несколько простых предметов: кубик, палочку, камешек, коробочку. Теперь предложите ребенку придумать, чем может быть, например палочка (ложкой, градусником, удочкой и т.д.). Попробуйте придумать по несколько применений для каждого из подготовленных предметов.
Можно поиграть в эту игру наоборот. Предложите ребенку придумать, какие предметы можно использовать вместо кроватки для куклы, вместо машины и т.д.
H:\КАРТИНКИ+ЗАДАНИЯ\ДЕТИ\56ecd2f8b7ea.png

Слон и муха
Попросите ребенка представить себе слона. Какого он размера, какой сильный и тяжелый. Пусть малыш покажет, как такое большое животное двигается. Как слон поворачивается кругом? Как бегает, когда очень спешит? А если представить себя отдыхающим слоном?
 
Теперь пусть малыш представит себя маленькой мухой. Как она легко летает, какая подвижная. А если представить их встречу? Помогите ребенку это разыграть. В конце игры спросите, кем ему больше понравилось быть?

Далекие звезды
Теплым летним вечером на даче постелите на землю одеяло и лягте на него вместе с ребенком. Смотрите на луну и на звезды. Отыщите известные вам созвездия, а еще попробуйте мысленно соединить звезды линиями, что бы получились разные картинки. Расскажите своему малышу о далеких планетах и путешествиях в космосе. Помечтайте о том, как вы полетите на далекую-далекую планету.

Представьте себе
Предложите ребенку пофантазировать и представить себя неодушевленным предметом. Подскажите ребенку, что он может изобразить, например, мячик, холодильник, кипящий чайник, тающий лед. Потом попросите малыша самому придумывать, что он будет изображать, а вы попытайтесь отгадать, что это.
H:\КАРТИНКИ+ЗАДАНИЯ\ДИСНЕЙ\multyashki-2241.gif

Я писатель
Купите вместе с ребенком какую-нибудь необычную и красивую тетрадь, и объясните, что это рабочая тетрадь писателя, а писателем будет он. Теперь, когда ребенок будет рассказывать вам историю собственного сочинения, вы будете записывать ее в эту тетрадь. Пусть юный писатель сам нарисует картинки к каждой истории. Потом можно прочитать эти рассказы папе, бабушке и всем благодарным слушателям.


А что, если…
Спросите у своего ребенка, а что случится, если…
-у кошки вырастут рога?
 
-взрослые будут ходить в детский сад, а дети на работу?
-все дома станут вдруг шоколадными?
-стаканы сделать изо льда?
-дома будут треугольными?
-мягкая игрушка собака начнет расти?
H:\КАРТИНКИ+ЗАДАНИЯ\ДИСНЕЙ\multyashki-2163.gif

И т.д.
Если ребенок затрудняется, попробуйте более простые вопросы и пофантазируйте вместе с ним.

Волшебный сад
Сделайте тарелку из фольги и наполните ее землей. Принесите с прогулки небольшие растения, мох камешки и палочки. Растения высадите, аккуратно разложите мох, а камешками и палочками продолжите оформление волшебного сада. В центре положите небольшое зеркало – это будет пруд. Теперь можно населять сад человечками и разыгрывать разные истории. Не забудьте время от времени увлажнять землю в тарелке.

H:\КАРТИНКИ+ЗАДАНИЯ\КАРТИНКИДВИГАЮТСЯ\СОВА.gif

Выполнил: педагог – психолог

Татьяна Викторовна Яценко

Тел. 89644574302

Консультации родителей:

среда 17.00 – 18.40

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙH:\2013-2014 уч. г\цветное\Северячок.png

 «ИГРЫ  НА  РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ  У  ДЕТЕЙ»

C:\Users\user\Documents\ВМЕСТЕ ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ.jpg



Предварительный просмотр:

Позитивные установки

или

Мысли для укрепления жизненной силы

Моё исцеление уже началось

Ваш организм знает, как себя исцелить. Избавьтесь от всякого вредного мусора. Начинайте любить свой организм. Давайте ему питательную пищу и напитки. Ухаживайте за ним. Уважайте его. Создайте вокруг себя благоприятную атмосферу. Позвольте себе исцелиться!
Моё исцеление начинается с готовности и желания прощать. Волна любви поднимается из глубины моего сердца, омывая и исцеляя каждую частицу моего тела. Я знаю, что заслуживаю исцеления.

Я доверяю моей внутренней мудрости

У каждого из нас внутри есть точка, которая прочно связывает нас с бесконечной мудростью Вселенной. Здесь находятся ответы на все вопросы, которые мы когда-либо себе задаём. Научитесь доверять своему внутреннему голосу.

Занимаясь повседневными делами, я прислушиваюсь к своему внутреннему голосу. Моя интуиция всегда со мной. Я доверяю её присутствию, и я спокоен (а).

Я спокоен (а), это всего лишь изменение

То, во что мы верим, становится нашей реальной жизнью. Чем больше мы доверяем жизни, тем больше жизнь вознаграждает нас.

Я сжигаю мосты  и ухожу от прошлого радостно и легко. Всё, что было раньше, обогащает мой новый жизненный опыт. Моя жизнь становится лучше и лучше!!!

Моя жизнь, как зеркало

Каждый человек, которого я встречаю в жизни, отражает часть меня самого (самой). Люди, которых  я люблю, отражают лучшие мои качества. Люди, которых я не люблю, отражают ту часть меня, которая нуждается в исцелении. Каждое переживаемое мною событие даёт мне возможность развиваться и исцеляться.

Мои качества зеркально отражаются в людях, которых я встречаю в жизни. Это позволяет  мне  духовно расти и внутренне изменяться.

Свобода- это право, данное свыше

Мы пришли на эту планету, обладая абсолютным правом выбора.

Мы постоянно делаем мысленный выбор. Никакие другие люди не могут думать за нас, если мы этого не позволим. Только мы сами распоряжаемся своими мыслями. Мы абсолютно свободны в выборе мыслей.

Я  свободен, выбирать себе замечательные мысли. Я переступаю через все прошлые ограничения и внутренне освобождаюсь. Я становлюсь той личностью, которой мне предназначено быть.

Я превращаю любую ситуацию в новую возможность

Когда я сталкиваюсь с какой-то проблемой, проблемы бывают у всех, я немедленно говорю себе: «Из этой ситуации получится только хорошее. Проблема легко разрешится к всеобщему благу. Со мной всё хорошо, я спокоен». Я повторяю это утверждение снова и снова. Оно помогает мне сохранить спокойствие и позволяет Вселенной найти наилучшее решение. Меня поражает, насколько быстро проблема разрешается тем способом, который устраивает всех.

Каждая проблема имеет решение. Всё, с чем я сталкиваюсь в жизни, дает мне возможность учиться и развиваться. Я в безопасности.

Я спокоен

Где-то в глубине моего существа находится источник бесконечного покоя. Он глубок и безмятежен, как озеро в горах. Никто и ничто. Никакой внешний хаос не может затронуть меня, когда я здесь. В этом месте я спокоен. Я ясно мыслю. Я получаю идеи свыше. Мне так спокойно и хорошо.

Меня охватывает божественный покой и гармония. Я испытываю сочувствие, понимание и любовь ко всем людям, включая себя.

Я никого не удерживаю возле себя

Я знаю, что каждый человек наделен свыше интуицией и внутренней мудростью. Поэтому мне не нужно вмешиваться в чужую Жизнь. Я живу не затем, чтобы контролировать других. Я живу за тем, чтобы исцелить мою собственную жизнь. Разные люди появляются в моей жизни именно тогда, когда это нужно. Мы проводим вместе столько времени, сколько нам предназначено, и расстаёмся именно тогда, когда нужно. Я с любовью отпускаю от себя других людей.

Я освобождаю других, чтобы они жили так, как считают нужным, и я свободен, создавать себе ту жизнь, которая нужна мне.

Моя работа приносит удовлетворение

Когда мы научимся любить то, что делаем, Жизнь позаботиться о том, чтобы мы всегда находили себе интересную творческую работу. Когда вы готовы сделать новый шаг в жизни мысленно и эмоционально, Жизнь сама подтолкнет вас к нему. Старайтесь максимально реализовать свои возможности уже сегодня.

Я делаю то, что люблю, и люблю то, что я делаю. Я знаю, что всегда работаю там, где нужно, и с теми людьми, с которыми нужно. Я знаю, что получаю те жизненные уроки, которые мне необходимы.

(Позитивные установки из книги Л.Хей «Управляй своей судьбой»).



Предварительный просмотр:

Релаксационные упражнения

для воспитателей

(снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения)

Релаксация – произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, возникающие вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

Прогулка. Закройте глаза и в течение 5 минут представьте самые красивые и любимые места, которые Вы посещали.

Я на солнышке лежу. Воспитатель сидит на стуле или на коврике, максимально расслабив руки и ноги. Наклонитесь вправо, а затем влево. Упражнение повторить 3 раза.

Ленивый мяч. Воспитатель и  младший воспитатель перебрасывают друг другу мяч. Упражнение продолжается 3 минуты.

Путь к себе. Закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Вспомните себя в 10 лет. Вспомните любое радостное событие, которое произошло с вами в этом возрасте, вспомните каждую деталь. Упражнение продолжается от 5 до 10 минут.

Вдох – выдох. Левую руку держать на макушке, правую на животе. Сделать пять глубоких вдохов-выдохов, поменять руки. Упражнение повторять 4 раза.

Под небом голубым. Закрыть глаза. Расслабить руки и ноги, делая глубокий вдох, представьте голубое небо, выдох – движущиеся облака. Упражнение повторить 3 раза.

Рисуем буквы. Одновременно двумя руками в воздухе рисовать буквы алфавита.

Наклоны. Сидя на коврике, постарайтесь принять наиболее удобную позу. Закрыть глаза. Наклонитесь вперед-выпрямитесь, наклонитесь влево, вправо. Упражнение повторять 3 раза.

Пишем подбородком. Закрыть глаза, подбородком в воздухе писать свое имя.

Легкое парение. Закрыть глаза, сделать три глубоких вдоха-выдоха, представить, что летите по небу, обращая внимание на все, что находится внизу.

Плохие привычки детей дошкольного возраста и способы их коррекции

Сосание – отгораживает от внешнего мира, поиск успокаивающих ощущений. Следует обратить внимание на общее состояние ребенка, возможно, он впечатлителен и тревожен.

Что делать нельзя: всячески пытаться запретить сосание, тем самым привлекая к этой привычки негативное внимание ребенка. Излишне ограничивать действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокойства.

Кусание или грызение ногтей (онихофагия) относится к множеству привычек или нервных движений, обусловленных душевной подавленностью, напряжением, усталостью или скукой.

Помочь детям можно, отвлекая их от этих занятий, предлагая упражнения, помогающие расслабиться. Следует корректно напомнить ребенку, что следует убрать палец изо рта.

Что делать нельзя: интеллектуально перегружать ребенка в ущерб другим сторонам психического развития. Не наказывать ребенка за эту патологическую привычку.

Злословие. Некоторые дети произносят бранные слова, не понимая их значения, а просто повторяя услышанные где-то звуки. В любом случае, услышав грубое слово, следует строго сказать: «Это слово говорить нельзя». По мере взросления ребенка следует объяснить, почему нельзя употреблять грубые, злые слова. Следует ввести «штраф» за грубые слова. Обязательно следует предупредить родителей о злословии ребенка, возможно, он просто им подражает.

Капризы – форма выражения желаний, способ завоевания прав и свобод. Часто капризничают дети с повышенной возбудимостью. Отвлечь ребенка от капризов можно, используя чувство юмора. Любой каприз следует пресекать спокойно, доброжелательно, но твердо.

Ребенок не выполняет просьб, инструкций взрослого. Ребенок пытается занять лидерские позиции, настоять на своем. Некоторые дети, впрочем,   не выполняют просьб и инструкций, потому что не слышат: сильно погружены в игру, чтение, просмотр мультфильмов. Одной из причин невыполнения просьб взрослого могут быть физические проблемы со слухом. Если нарушений нет, не следует повторять просьбу многократно. Надо подойти к ребенку,  сказать, что вы хотите от него в данный момент, объяснить, каковы будут последствия его негативного поведения.

Ребенок берет и прячет чужие вещи. Не стоит ассоциировать такое поведение с воровством. Такое поведение свидетельствует о желании ребенка обладать той или иной вещью. Поскольку взрослые часто уговаривают детей делиться, ребенок может рассуждать так: «Если бы я попросил у Саши машинку, он бы мне не дал». Если ребенок говорит, что ему дали поиграть, следует спросить другого ребенка так ли это? Дети часто меняются игрушками или берут поиграть на время. Если родители категорически против этого, следует  объяснить ребенку, почему. Нельзя вещать ярлыки на ребенка, следует объяснить, почему нельзя брать без спроса чужие вещи.

 Ребенок постоянно гримасничает и дразнит других детей. Как правило, гримасничают, дразнят других детей гиперактивные дети. Методы коррекции см. в релаксирующих упражнениях для гиперактивных детей. Можно ребенку выдавать жетон за каждый час без гримасничанья. Набрав 10 жетонов, ребенок может выбрать что-нибудь из мешка поощрений. Следует формировать у ребенка чувство самоконтроля.

 - Мешок поощрений – это мешок с маленькими сюрпризами, которые дети могут вытащить, заработав определенное количество жетонов за хорошее поведение. Как правило, мешок поощрений предлагается детям, поведение которых нуждается в коррекции. Но дети, которые ведут себя хорошо, тоже нуждаются в поощрении. Иначе, какой смысл себя хорошо вести?

Ребенок демонстрирует навязчивое поведение. Дети бывают навязчивыми, потому, что испытывают чувство одиночества, страх. Они «прилипают» к взрослому в поисках  защиты и участия. Следует учить ребенка соблюдать дистанцию, предлагать и поощрять самостоятельные занятия: чтение, рисование, занятия с конструктором, лепка и т.д.

Онанизм (мастурбация). Раздражение половых органов руками, сжатием ног, трением о предметы и т.д. у детей дошкольного возраста эта привычка является результатом фиксации игрового манипулирования частями тела и чаще всего не сопровождается сексуальным возбуждением. Возникновению мастурбации способствует повышенная общая возбудимость ребенка.

Что делать нельзя: наказывать ребенка за онанизм, мастурбацию, тем более бить по рукам. Насильно кормить ребенка. Отдавать предпочтение в питании сладкой, мясной пище.

Чем больше стремление убрать, ликвидировать внешний атрибут проблемы, тем меньше шансов устранить причину появления привычки.

Обсудив плохие привычки с родителями, следует выработать совместный педагогический и родительский план коррекции.



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЯC:\Users\1\AppData\Local\Temp\gram

Постарайтесь помнить о том, что:

  • ребенок ничего не должен и ничем вам не обязан;
  • в каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять, чего добивается ребенок и почему он это делает;
  • добивайтесь соблюдения социальных норм и правил с учетом состояния и интересов ребенка, на основе их целесообразности;
  • общаясь с ребенком, оказывая на него воспитательное воздействие, помните о конечной цели ваших действий;
  • навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны;
  • запреты и строгие требования должны касаться лишь жизни и здоровья, а также правил общения;
  • тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун;
  • благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия, - демагогия и опасная практика, невозможно проявлять доброжелательность избирательно – будьте доброжелательными в отношении к другим членам вашего коллектива;
  • подходите к своим коллегам, как и к детям, с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает;
  • стремитесь в опыте ваших коллег найти то, что представляется вам наиболее ценным, интересным, полезным, не сосредотачивайте свое внимание лишь на недостатках.

«Золотой кодекс»  педагогаC:\Users\1\AppData\Local\Temp\gram

  •  Учи, ибо ты – педагог.

  •  Не суди, ибо ты – не судья.

  •  Возлюби коллег своих – всех и всяких.

  •  Возлюби и учебные дисциплины чужие как свои.

  •  Начальственной любви избегай, но от благоволения  не отказывайся.

  •  Гнев же начальственный прими к сведению, но не к сердцу.

  •  Не умничай перед родителями воспитанников своих, ибо они их родители, а не мы.

  •  Не жди с трепетом благодарности ни от кого.

  •  Не обольщайся любовью воспитанников, ибо у них будут и другие педагоги, а у тебя – воспитанники.

  •  Не пророчествуй воспитанникам своим, ибо тебе               не дано знать, что будет, а чего не будет.

ПРАВИЛА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙC:\Users\1\AppData\Local\Temp\gram

Самое главное в воспитании детей – любовь,                                        терпение и личный пример

  • Создайте в душе идеал, высокую мечту и стремитесь к ней. Помните, что совершенству нет предела.
  • Растите профессионально, будьте в курсе последних достижений педагогической науки.
  • Будьте всегда в равновесии, сдерживайте отрицательные эмоции.
  • Выходите из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором. Ищите выход из конфликта, а не виноватых; находите ошибки и причины недоразумений не в других, а в себе.
  • Прощайте, сочувствуйте, сопереживайте, будьте великодушны и снисходительны.
  • Живите легко, просто и радостно. Учите, улыбаясь. Радость по силе равна любви, а уныние и отрицание погубят всё, за что бы человек ни взялся.
  • Будьте всегда доброжелательны.
  • Всюду наводите порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и красоты в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
  • Будьте доброй и честной. Помните, что добро всегда вернётся многократно увеличенным.

Воспитывая детей, стремитесь:C:\Users\1\AppData\Local\Temp\gram

  • Любить ребенка таким, каков он есть.
  • Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинство и ответственность за себя                               и свои поступки.
  • Хвалить, поощрять, ободрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу                 вокруг него.
  • Верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что заложено в нем, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.
  • Раскрыть душу ребенка прежде, чем его ум.
  • Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. «Ты всё можешь» - главная формула образования.
  • Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям, воспитывать желание помочь.
  • Замечать не недостатки ребенка, а динамику                 его развития.
  • Сделать родителей ребенка своими союзниками                  в деле воспитания.

В детском саду нельзя:C:\Users\1\AppData\Local\Temp\gram

  •  кричать на детей;

  •  наказывать детей;

  •  упрекать ребенка;

  •  читать нотации;

  •  унижать ребенка;

  •  приходить к детям с плохим настроением;

  • выставлять поступки ребенка на всеобщее обозрение;

  •  распространять конфиденциальную информацию (сведения о здоровье, психологическом состоянии, семейных обстоятельствах);

  •  обсуждать с родителями поведение не их ребенка.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС ПЕДАГОГАC:\Users\1\AppData\Local\Temp\gram

(значимые для педагога жизненные и профессиональные правила)

  • Альтруизм – условие успеха педагогической деятельности,                        ведь смысл работы воспитателя – в бескорыстном служении детям.
  • Взаимодействие педагогов и родителей обеспечит воспитание здоровых, умных и счастливых детей.
  • Главное в профессии педагога – любовь к детям, творческий подход                 к решению проблем.
  • Дорога в мир детства – доброта, дружелюбие и чувство долга.
  • Единство воспитания и обучения – принцип работы с детьми.
  • Желание работы с детьми должно быть потребностью души воспитателя.
  • Заботиться о здоровье ребенка – значит воспитывать физическую, гигиеническую, душевную и социальную культуру.
  • Искренность в отношениях с детьми – одно из главных условий                  в общении с ними.
  • Креативность поможет каждому педагогу достичь успеха                           на профессиональном пути.
  • Люби свою профессию, будь верен ей всегда!
  • Минуя все препятствия, достигай поставленной цели!
  • Педагогический такт – важное качество воспитателя.
  • Развивающая предметная среда – условие современного                              и полноценного развития ребенка; создать её – задача педагога                   и родителей.
  • Стыдись работать как-нибудь!
  • Творчество, терпение, трудолюбие – личностные характеристики хорошего воспитателя.
  • Улыбайся детям, родителям, коллегам.
  • Фантазия и творчество воспитателя обеспечат высокий уровень развития детей.
  • Хочешь воспитать детей счастливыми – будь счастлив сам.
  • Цена воспитателя детского сада – воспитанность его детей.
  • Эмпатия, способность увидеть проблему с позиции ребенка всегда поможет в трудной ситуации.