"Учитель года - 2019"
Предварительный просмотр:
Эссе « Учитель? Учитель! (Мой путь к мечте)»
По цвету глаз, оттенку кожи
Я вас найду среди толпы.
Как вы прекрасны, милый Боже,
Учитель – гений чистоты!
Морщины добрые у глаз,
Усталость, боль, тревога в сердце.
Иначе входите вы в класс,
Ни как другие – светлым скерцо.
Такая гамма чувств души:
Сирень, шиповник, синь-цикорий…
Внушишь, поддержишь, рассмешишь –
С тобою и беда не горе.
Что там ЕГЭ? Реформ гроза…
Вы рядом, вы всегда спасете,
И даже «против» ваше – «за»…
Вы в класс с собой добро несете.
Я не просто так начинаю свое эссе стихами, ведь мой предмет – литература. А это – волшебство, таинство игры слова, не только прозаического, но и поэтического. Впервые я услышала это стихотворение, чьим автором является наша коллега и землячка Валентина Романовна Есакова, на одном из семинаров учителей русского языка и литературы. Я считаю, что в нем очень ярко описаны особенности педагогической профессии, учительского образа жизни. Ведь что есть такое Учитель? Это особенный человек! Это удивительный человек! Учителю доверяют, на него надеются. Каждый новый учебный год в его ладони вкладывают новые семена. Это детские судьбы, маленькие жизни. Для их выращивания мы можем использовать климат теплой заинтересованности или холодного равнодушия. Только от учителя зависит, чем школа станет для ребенка. Мы стараемся сделать так, чтобы она не была для детей источником беды, уныния. Школа должна быть счастьем, окном в широкий мир взрослой жизни, природы, общества, в глубины собственной души.
Сейчас, работая в системе образования девятый год, я часто вспоминаю, когда же пришло осознание того, что мое призвание – учитель?
Может быть, в детстве? Я была старшим ребенком в семье. Домашние задания сестренок зачастую проверялись мною. А как тут не заиграться и не увидеть в себе настоящего учителя, когда изо дня в день, обладая чуть большим опытом, ты стараешься объяснить, показать, научить. Как результат – мы все трое окончили школу на «отлично», свое образование все тоже связали с педагогикой. Сколько «чудных» уроков мы дали в детстве в импровизированной школе друг другу, всем куклам и мягким игрушкам. Именно тогда, я считаю, происходило мое первое проникновение в эту профессию.
Когда же я впервые почувствовала на себе дрожь перед дверью в классный кабинет? Когда я осознала, что этот шаг через порог – один из самых трудных. Ведь ты не знаешь, что тебя ждет, как тебя встретят. Одним из самых ярких школьных воспоминаний у меня остался праздник «День Дублера». В старших классах мы замещали учителей. Сколько споров было среди моих одноклассников, какой предмет выбрать. Я уже тогда знала, что свою жизнь свяжу с языком и литературой. Тогда же пришло осознание, что учительский труд – это колоссальная работа. Скольких трудов и усилий над собой нам потребовалось, чтобы с уверенностью зайти в класс и сказать те заветные слова: «Здравствуйте, дети. Сегодня я – ваш учитель!» Мы готовили несколько уроков целую неделю, настоящий учитель делает это постоянно, живет этим. Безусловно, те первые уроки проходили очень волнительно, неидеально. Но как было интересно!
Любовь к литературе, к чтению в целом, привитая моим любимым учителем Шарковой Натальей Петровной, участие и победы в олимпиадах по литературе районного и республиканского уровня не оставляли мне никаких вариантов для получения высшего образования, кроме филологического факультета. В стенах Башкирского государственного университета в течение 5 лет я осваивала тонкости профессии, постигала теоретические азы.
Мечта начинала сбываться: заветный диплом в руках, желание работать огромное, силы безграничны… И вот она, та самая дверь в кабинет русского языка, которую мне предстояло открыть. Это было в 2008 году, в школе поселка Рассвет Давлекановского района. Что меня ждет? Получится ли? Именно тогда, в те первые секунды моего педагогического пути, под бешеный стук сердца я сказала себе: «Получится!» Максимально возможная нагрузка в 34 часа, первые одиннадцатиклассники, которых предстояло подготовить к ЕГЭ, первое классное руководство, первые ошибки и успехи…
Сменялись классы, дети, школы. Эти картины можно сравнить со сменой декораций в театре. Каждый раз у тебя новая роль, новые зрители. Сейчас я работаю в гимназии № 5 г. Давлеканово. Эта школа со своими традициями, сохранившимися еще со времен основания. Приятно работать в окружении талантливых педагогов, которые просто «живут» школой, ее заботами. Чувствуется большая ответственность за то место, которое занимаешь. Помните, великий Шекспир говорил: «Весь мир - театр». Так и у нас в гимназии. Со звонком на первый урок в школе ученики собираются в кабинетах, чтобы открыть для себя новые страницы еще не изведанной ими жизни. Наша задача состоит в том, чтобы каждый ребенок нашел себя, сумел раскрыться и реализоваться, сыграв не одну главную роль в течение школьной жизни.
Сбылась ли моя мечта? Да! Каждый день, каждый урок я чувствую удовлетворение от своей работы. Теперь я должна не просто мечтать, я обязана научить детей видеть цели, достигать их, уметь анализировать ошибки и радоваться результатам. Хорошая мечта всегда должна превратиться в реальность, и к этому я иду каждый день.