Мастер-класс - 2019
Всероссийский конкурс мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ссылка на мастер-класс | 9.81 КБ |
Разработка урока литературы в 6 классе | 34.81 КБ |
Эссе | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
https://youtu.be/Q3cwFA2XJ_U
Предварительный просмотр:
МБОУ «УЛЬЯНКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КАЙБИЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»
Урок литературы в 6 классе:
«Тема памяти в поэзии о ВОВ на материале стихотворения К.М.Симонова
«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»
c применением сингапурских
мыслительных приёмов
Разработка урока
учителя русского языка и литературы
высшей квалификацинной категории
Челноковой Наталии Алексеевны
Ульянково – 2019 г.
Урок литературы в 6-м классе
«Тема памяти в поэзии о ВОВ на материале стихотворения К.М.Симонова
«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала).
Цели: образовательная - продолжение обучения школьников приемам анализа поэтического текста;
- развивающая - развитие образно-ассоциативных способностей детей через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, история, музыка, изобразительное искусство).
- воспитательная - воспитание чувства патриотизма.
Задачи:
- установление межпредметных связей (литературы, истории, музыки, изобразительного искусства);
- закрепление навыка находить средства художественной выразительности в поэтическом тексте;
- формирование умения интерпретировать поэтический текст на основе учебных умений и навыков.
Ход урока:
1. Организационный момент (на фоне музыки «Журавли»)
Добрый день! Ребята, меня зовут Наталия Алексеевна
Я очень рада войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда – сиянье ваших добрых глаз.
Обстановка у нас непривычная, но работаем как обычно,
Приложим все старания и получим новые знания!
(исполняю 1 куплет песни «Журавли»)
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
2. Дети рассказывают 2-3 стих-ия о войне на фоне продолжающейся музыки
3. Постановка темы и целей урока:
- Ребята! Исходя из начала нашего урока, попробуйте определить тему урока, о чём мы будем говорить на занятии?
- Да, конечно, тема нашего урока «Произведения о ВОВ. К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». Запишем дату, тему занятия и эпиграф к нему.
- Сегодня мы с вами продолжим работу над развитием навыков выборочного анализа стихотворного текста, над развитием устной и письменной речи; я надеюсь, что после этого занятия мы будем больше уделять внимания выжившим ветеранам, детям войны, труженикам тыла и с благодарностью вспоминать всех погибших в годы ВОВ.
- Прочитайте эпиграф к уроку «Когда говорят пушки, музы не молчат». Как вы понимаете эту пословицу? («Я согласен с данным высказыванием, потому что наша страна была единственной в мире, в которой в годы Великой Отечественной войны под грохот пушек не смолкали музы: они призывали воинов сражаться с фашистами за свободу Отечества. Советские писатели и поэты были патриотами. Например, писатель и поэт старшего поколения Константин Симонов создал замечательные шедевры военной лирики «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня, и я вернусь…», которые поддерживали русских солдат в тяжёлые годы войны».
- «Когда говорят пушки, музы молчат» - гласит пословица. Но поэзия Великой Отечественной войны опровергла её, ибо громче пушек на войне звучала поэзия. « И это были такие стихи, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами,» - писал поэт старшего поколения А. Сурков. )
- Кого из участников Великой Отечественной войны вы знаете? (Андрей Евдокимович Кошкин, Герой Советского Союза, чьё имя носит ваша школа) А поэтов-участников Великой Отечественной войны вы знаете? (Старшее поколение поэтов Константин Симонов, Александр Твардовский, Михаил Исаковский и другие в эти грозные годы были военными корреспондентами, а поэты фронтового поколения, едва закончив школу, ушли на фронт. Это Сергей Орлов, Семён Гудзенко, Евгений Винокуров, Николай Майоров, Эдуард Асадов, Юлия Друнина)
- Вы знаете, какое событие мы будем отмечать 9 мая 2019 года?
- Самую кровопролитную и страшную войну XX века до сих пор не могут забыть ветераны, ее участники. Их становится, к сожалению, с каждым годом все меньше. В наши дни людям дорого все, что напоминает о тех тяжелых героических временах.
4. Получение новых знаний:
А) Слово учителя:
- В канун 70-летия Победы внуков и правнуков защитников Отечества волнуют те же чувства, что переживали люди на фронте. Победа досталась ценой жизни около 32 миллионов советских людей. Среди тех, кто уходил на фронт, были и талантливые поэты. Война стала для них, вчерашних школьников и студентов, досрочным началом "взрослой" жизни. Судьбы у поэтов оказались очень схожими. Почти все они прошли войну солдатами и офицерами переднего края. Поэтому каждое их стихотворение - документальное свидетельство тех лет. Многие из них погибли в боях за Родину, другие прожили больше. Среди поэтов, прошедших через горнило Великой Отечественной войны, был Константин Михайлович Симонов. Он являлся военным корреспондентом газет «Известия» и «Красная звезда».
Б) Сейчас мы прослушаем подготовленный рассказ о поэте. Пересказ статьи учебника о поэте учащимся (стр.75 - 76). (Константин Михайлович Симонов – замечательный русский поэт, родился в 1915 года в Петрограде (ныне Санкт-Петербурге). Отец его – полковник Генерального штаба, мать – княжна Оболенская. Родился мальчик в непростое для страны время. Шла Первая Мировая война, за ней последовала революция, потом годы Гражданской. Отец Кости пропал без вести. Первые стихи Симонова были опубликованы в 1936 году. Спустя два года (в 1938) Константин Михайлович закончил институт и сразу стал редактором «Литературной газеты». С началом Великой Отечественной Войны Симонов оказался на фронте. Всю войну поэт провел в действующей армии, его называли одним из самых отважных и легких на подъем корреспондентов. Все знают о военным стихах Симонова, гревшего сердце русским солдатам в окопах Второй Мировой войны. Умер Константин Симонов в 1979 году в Москве.
В) Сообщение об истории написания стих-ия К.Симонова «Ты помнишь, Алёша…»
Творчество К.Симонова было близким народу. Годы войны он провел на передовой, и наряду с Твардовским, он является самым народным поэтом 20 века. В первые, особенно тяжёлые месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжёлыми боями и большими потерями, оставляя врагу города и сёла, было написано стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», посвящённое другу Симонова, поэту Алексею Суркову, автору знаменитой песни на слова поэта Суркова « Бьётся в тесной печурке огонь».)
Г) Работа с учебником: откройте учебник на с.77-78 и одновременно прослушаем аудиозапись стих-ия «Ты помнишь, Алёша…» в исполнении народного артиста России Алексея Петренко (диск – 5 раздел)
5. Работа по анализу стих-ия:
А) Словарная работа. Выписать из стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» незнакомые слова, объяснить их лексическое значение (используя информацию из Интернета и Толкового словаря).
(Кринка - высокий глиняный сосуд с широким горлом для молока.
Верста -старинная русская мера длины, равная 1,06 километра
Тракт — большая проезжая дорога
Погост - сельское кладбище (в старину - рядом с церковью).
Плисовый салоп - старинная одежда: широкое женское пальто. Ирон. О старом, вытертом, потерявшем форму пальто.
Пажить - луг, поле.)
Б) Беседа по прочитанному тексту:
— Сколько частей в стихотворении? (В стихотворении две части. Это легко определить по начальным строкам: “Ты помнишь...”)
1 ЧАСТЬ — Какая картина возникает в вашем воображении после прочтения первой части? (Печальная картина страдания народа. Автор вспоминает о горестных днях отступления, когда в тылу врага оставались женщины, дети, старики.)
— Что такое Родина, по мнению поэта? Какое открытие он делает для себя? (Ответ на этот вопрос даёт поэт строками: ...всё-таки Родина — Не дом городской, где я празднично жил,
А эти просёлки, что дедами пройдены...)
— Какой видится Родина поэту? (Это “...деревни, деревни, деревни с погостами, // Как будто на них вся Россия сошлась”.)
2 ЧАСТЬ — Чем отличается по настроению вторая часть стихотворения? (Появляется лейтмотив стихотворения: “Мы вас подождём”. И хотя стихотворение об отступлении, звучит вера в то, что это не навсегда.)
— Чьи образы на дорогах войны запечатлела память поэта? (“...седая старуха в салопчике плисовом”, “весь в белом, как на смерть одетый старик”, “русская женщина”.)
— Как меняется образ солдата к концу стихотворения? (Это герой, мужественно защищающий каждую пядь земли. Он всё больше ожесточается против врага. “На наших глазах умирают товарищи, // По-русски рубаху рванув на груди”.)
— Чей образ предстаёт в последней строфе? (Это образ русской женщины. Он сливается с образом Родины. Именно на плечи женщин лягут многие тяготы войны. Они будут пахать, сеять, делать снаряды, недосыпать, недоедать, чтобы приблизить долгожданную Победу.)
— Что значит, по-вашему, любить Родину? Как поколение К.Симонова смогло доказать свою любовь к Родине? (Громогласно заявлять о любви к Родине бессмысленно. Поколение фронтовиков доказало любовь Победой.)
- Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Что вы почувствовали? (Очень сильные впечатления, чувства глубокой веры, что русский солдат сделает все для победы и вернется домой.)
- Какой период войны описан в данном стих – ии?( Начало войны – самый сложный и тяжелый период войны.)
- Какую проблему открывает нам автор? (Как тяжело оказаться на дорогах войны, как тяжело смотреть на людей, которые страдают от потери близких и это еще тяжелее, чем воевать, как тяжело терять товарищей и осознавать, что по родной русской земле шагает беспощадный враг).
- Что такое эпитет? (Художественное, образное определение) Какие эпитеты передают настроение поэта? (“Бесконечные, злые дожди”, “усталые женщины”, “дорожной тоской”, “со вдовьей слезою” и др.)
- Что такое олицетворение? (Троп, который неодушевлённому предмету приписывает качества живого существа). Найдите олицетворения, усиливающие веру. (“Мы вас подождём!” — говорили нам пажити. // “Мы вас подождём!” — говорили леса.)
- К чему призывает читателя автор? (Верить в победу)
Минута молчания
- Давайте ж встанем на мгновенье, И в скорби постоим, и помолчим.
Тише, ребята, минутой молчания, память героев почтим.
В) Мыслительный прием – Токин мэт
А сейчас по выявлению изобразительно-выразительных средств мы поработаем в командах. У вас у каждой группы есть на столах бумага с темой для обсуждения – «говорящая карта». Чтобы она заговорила, вы должны как можно больше записать слов, фраз или рисунков каждый индивидуально одним цветом маркера за 3 минуты.
- Копи клэп
- Сейчас вы всей группой меняетесь местами с другой группой, чтобы проанализировать работу другой команды с целью установления взаимосвязей между данными ответами, соединяя ответы стрелками и\или формулирования вопросов по теме.
Копи клэп
- А сейчас возвращаемся на свои места к своей работе и анализируем комментарии своих друзей. И по очереди презентуем свои работы друг другу.
6. Подведение итогов урока:
- С каким чувством поэты, композиторы, художники рассказывают нам о цене Победы?
( Стихи военных лет до сих пор затрагивают за живое, заставляют сердце биться чаще. Особенно остро в поэзии о Великой Отечественной войне звучат проблемы жестокости и справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любовь к родине. Наша задача - хранить вечную память о тех, кто не вернулся, и сделать все, чтобы война не повторилась никогда).
7. Домашнее задание на выбор:
А) Выразительное чтение стих-ия
Б) Устное сочинение «Что такое война?» или «Почему надо помнить уроки прошлого?»
8. Рефлексия:
- Какие чувства вы испытали сегодня?
НА ДОСКЕ: Радость Тревогу
Страх Тяжесть испытаний Восхищение Я чувствую
Сочувствие Сострадание Боль Горе
- -- Какое задание было самым интересным?
- Что было трудным для вас?
9. Выставление оценок, вручение символических подарков:
- Сегодняшний урок показал, что вы хорошо усвоили пройденный материал по определению средств выразительности; у вас развита культура речи. Поэтому вы заслуживаете отличных и хороших оценок. Большое спасибо за урок! И на память о сегодняшнем уроке я хочу вам подарить журавликов с логотипом Года литературы, на котором изображены профили великих русских писателей А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.А.Ахматовой, чтобы вы больше изучали литературу.
- Белый журавль - стерх распространен только на территории России, находится под угрозой исчезновения, занесен в Красную книгу. Поэтому и белые журавли Гамзатова - "солдаты, с кровавых не пришедшие полей", нуждаются в бережном отношении, в том, чтобы память о них жила в сердцах тех, кто остался и в наших с вами сердцах.
Предварительный просмотр:
Эссе
«Мои методические находки»
Профессию учителя считаю самой главной на свете. Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя и композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
Д.С.Лихачев
По точному замечанию поэта М.Волошина, «каждый рождается дважды», второй раз, когда «сердце горит и трепещет». Мы рождаемся во второй раз, когда избираем свою профессию, определяющую наш путь в жизни.
Кем быть? Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Вряд ли можно найти название профессии человека, которое звучало бы так же красиво, гордо, проникновенно, тепло и душевно, как слово учитель. В это понятие народ вложил глубокий смысл и большое, разнообразное значение, что вполне соответствует огромным задачам, которые стоят перед теми, кого называют этим словом.
Учитель, педагог, наставник – это не профессия, а скорее призвание. Ведь не каждый может стать гениальным художником, великим музыкантом или актером. Не каждый может стать и настоящим учителем.
О школе я мечтала ещё в раннем детстве. Я всегда представляла себя в роли учителя: всех своих кукол я рассаживала за воображаемые парты и преподавала им «уроки».
И вот для меня прозвенел «первый звонок», и школа стала моим вторым домом. Сколько в нашей школе было кружков! Кажется, я участвовала во всех. И строки стихотворения Агнии Барто: «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота», - как будто про меня.
А когда счастливый случай привёл меня на встречу выпускников с главными специалистами тогда ещё Апастовского района в деревне Бурундуки по теме «Кем быть?», помню, я от имени выпускников Ульянковской средней школы говорила о выборе профессии. Там я поклялась «жизнь свою посвятить детям…». Тогда нам – юным максималистам – было по шестнадцать-семнадцать лет. Большинство выпускников в дальнейшем выбрали различные жизненные дороги: стали строителями, врачами, а я до сих пор верна той юношеской клятве.
«Все начинается с детства», – сказал поэт. А детство – с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, родители, а в школе таковыми являются учителя.
Настоящий учитель запоминается на всю жизнь. Я думаю, в жизни каждого человека был хороший, добрый, настоящий учитель, тот, который способен понять и простить, помочь поверить в свои силы и поддержать, с которым можно поделиться всем.
Мне везло на прекрасных, ярких педагогов – интересных людей и очаровательных женщин. Это Галина Степановна Сяплина – моя первая учительница, которая заложила всё лучшее, что присуще мне как человеку и педагогу. Уже тогда, где-то на уровне подсознания, хотелось быть похожей на любимого учителя. Меня всегда поражал ее оптимизм. А как приятно смотреть на нее: скромную, со вкусом одетую, энергичную, с доброй улыбкой на лице. Правда-правда, она никогда не бывала унылой или неприветливой. По натуре непосредственная, она, например, не умея сдержать себя, первая смеялась над своей же удачной шуткой, и этот мелодичный смех ее еще долго звучал в классе. Мне всегда очень хотелось быть похожей на любимую учительницу.
Татьяна Александровна Геллер – преподаватель зарубежной литературы Казанского государственного педагогического института, за которой толпой ходили обожающие её студенты.
Екатерина Ивановна Елисеева – это имя уже стало легендой в Кайбицком районе, особенно среди учителей-словесников. Её уроки – это «высший пилотаж» учительства.
Многому меня научили эти педагоги «от бога», но главное я нахожу подтверждение ежедневно: чем богаче внутренний мир учителя, чем он насыщеннее и интереснее, тем охотнее тянутся к нему дети, а значит, и больше любовь к его предмету.
Сейчас понимаю: доброе семя нашло плодородную почву. И раздумий при выборе профессии не было – буду учителем.
Сердцем выбрала я себе учительскую профессию много лет назад и ни разу не пожалела об этом. Труд мне радостен, и поэтому считаю себя самым счастливым человеком на свете.
Каждое утро, идя на работу, я прохожу «дорогу приветствий», когда все дети и взрослые, встреченные мною, здороваются и улыбаются в ответ. Это ли не счастье?
Я учитель русского языка и литературы. Понимаю, что это самая прекрасная профессия, но и самая трудная. Я должна отдать ей себя всю – иначе не стоило и начинать. Ведь, пожалуй, ни в одной профессии личность человека, его характер, убеждения, нравственное развитие, отношение к людям не имеют такого решающего значения, как в профессии учителя. Мало иметь только учительский диплом. Надо владеть еще величайшим из искусств – искусством любить детей.
Вот уже двадцать седьмй год я работаю в школе. Это годы поисков, раздумий, открытий. Иногда бывает очень трудно, но ни разу я не пожалела, что выбрала это путь, став учителем.
Профессия учителя-словесника привлекает меня также своей гуманностью и благородством. Для меня очень важно, чтобы мои ученики ушли с урока, не только получив определенный объем знаний, но и став хоть чуточку добрее, справедливее, лучше.
Я люблю смотреть на звёздное небо. Не знаю почему, но всякий раз мой взгляд притягивают россыпи звёзд. В них кроется какая-то загадка, какая-то тайна, которую хочется разгадать. Я думаю о том, что когда-то на эти вечные звёзды смотрели Пушкин, Лермонтов, Толстой, Булгаков. Есть нечто общее между звёздами и русской литературой: к тому и к другому хочется возвращаться вновь и вновь.
Смотреть на звёзды и повторять до боли знакомые строки: «Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит». Куда ни посмотришь, о чём ни подумаешь — тут же в памяти всплывают слова какого-либо классика. Литература безгранична, она как родник, из которого можно черпать живительную влагу русского слова.
Я люблю литературу, люблю перелистывать страницы знакомых произведений, с наслаждением перечитываю понравившиеся строки. И мне очень больно оттого, что в последние годы школьники мало читают. Общению с книгами предпочитают переписку в социальных сетях. Зачастую знание текста сводится к суррогатному краткому содержанию. Как можно в кратком содержании передать чувства героев, их душевные томления, поиски своего места в жизни?
«Хороший учитель – это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что и сам он был ребёнком», - считал В.Сухомлинский. Именно эти слова замечательного педагога являются для меня руководством в работе с детьми. Стараюсь, насколько возможно, сделать каждый урок интересным, развивать творческую активность моих учеников, самостоятельность, формируя ключевые компетенции школьников. Ведь я, педагог по призванию, стараюсь выполнять своё дело не только честно, но и вдохновенно, творчески, с глубокой заинтересованностью в своей работе.
Годы работы в школе многому научили меня: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к себе. Я часто задаю себе вопрос: что должно быть главным для учителя? И все больше убеждаюсь в том, что главное для учителя - научить детей верить в себя, научить их делать правильный выбор, сделать все, чтобы увлечь их процессом познания, поделиться с ними радостью открытий. Поэтому я стараюсь так планировать учебную деятельность, чтобы помочь учащимся как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал.
Профессия учителя предоставляет огромные, практически неограниченные возможности творчества. Это профессия, в которой невозможно остановиться, в которой необходимо постоянно расти над собой, самосовершенствоваться, искать новые методы и пути; профессия, в которой отдавая часть своей души, получаешь в ответ любовь и уважение своих учеников.
Учитель в современном мире - тот же ученик. Пока он осваивает новые методики, внедряет инновации и изучает литературу - он учится сам. Именно в этом ценность учения: не только отдавать знания ученикам, но и уметь учиться и стремиться к профессиональному росту самому. Тогда и ученики с удовольствием последуют за преподавателем в нелегком, но таком увлекательном процессе овладения новыми знаниями. И как учитель я вижу свое предназначение не столько в том, чтобы научить детей премудростям науки, сколько в том, чтобы помочь им определиться в жизни, направить их по верному пути.
Мы живем в 21веке, и современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые знания, быть коммуникативными. Сегодня общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием самого себя: своего интеллекта, своей культуры. Свою педагогическую деятельность я стараюсь строить, ориентируясь на все самое лучшее в российской педагогической традиции. Одновременно с этим я постоянно веду поиск новых педагогических приемов, находок.
Сегодня, по прошествии лет, я с уверенностью могу сказать, что я благодарна своей судьбе, которая привела меня в школу. Я благодарна ей за те минуты, когда удалось пробудить лучшие чувства в детях, за те мгновения, когда победа ребенка стала моей победой, его радость - моей радостью, и за любовь детей, которая вернулась ко мне в их благодарных глазах.
Что значит школа для меня?
Я всем отвечу однозначно:
«Жизнь школьная – моя судьба…
Моя судьба…и не иначе».
Я не банкир, не бизнес-леди и не создаю каких-либо материальных ценностей; я представитель сельской интеллигенции, в понятие чего, кроме прямых педагогических обязанностей, входят и такие понятия, как директор школы, общественный деятель, информатор, участник художественной самодеятельности, сельский корреспондент, эколог, то есть «лицо» села. Ведь школа на селе – это очаг культуры, где проходят различные сельские собрания, местные сходы, проводятся праздники, концерты; поэтому у нас всё должно быть на высоте. А это накладывает ещё большую ответственность перед населением. И этим я счастлива, что я педагог.
А пока я продолжаю совершать добро, учить других хорошему, развивать трудовые навыки (тем более мы живём в деревне); поддерживать здоровье через такие виды спорта, как теннис, лыжи, волейбол, плавание; читать книги, смотреть фильмы, которые несут в себе не зло и насилие, а только добро.
Для чего человек рождён?
Для чего появился на свет?
Весь путь его предопределён –
Чтоб добро дарить людям и свет.
Да! Добро, лишь добро!
И не делать зло ни одно.
Помогать людям, уважать…
И всё, что можно отдавать…
Человек должен быть человеком!
А не существом, которое чем-то похоже на него.
Должен жить не одним днём, а веком
Тогда всё будет хорошо у него!