ГИА
материалы для подготовки к ГИА, выпускному сочинению, устной части ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfologicheskie_normy._zadanie_6_1.pdf | 209.98 КБ |
algoritm_sochineniya_po_literature.docx | 14.31 КБ |
poleznye_melochi_po_russkomu_yazyku.doc | 61.5 КБ |
metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_elektivnogo_kursa.docx | 66.87 КБ |
rus2020oge9teoriya.pdf | 368.72 КБ |
klishe_sochineniy_oge.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
- Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?
- Что помогает мечтам сбываться?
- Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека?
- Чем смелость отличается от безрассудства?
- Что значит быть верным долгу?
Примерная структура сочинения:
В каждой теме определяем словосочетание с ключевым понятием текста(КПТ) именно оно должно повторяться в ващих выводах!!!
1 абзац Вступление (1-2 предложения по КПТ) + Вопрос + ваш ответ(тезис) Еще не называем
произведение и героя
2 и 3 абзац Основная часть. Тема….(кпт) волновала многих писателей. Обратимся к роману ….., герой которого (имя) (что с ним произошло). 1 аргумент: Вспомним эпизод, когда ….(пересказ ) Этот пример доказывает, что….(повторяем свой ответ на вопрос)
2 аргумент строим так же, как первый….
4 абзац Заключение В заключение хочу подчеркнуть, как важно…. Давайте….
- Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?
- Что помогает мечтам сбываться?
- Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека?
- Чем смелость отличается от безрассудства?
- Что значит быть верным долгу?
Примерная структура сочинения:
В каждой теме определяем словосочетание с ключевым понятием текста(КПТ) именно оно должно повторяться в ващих выводах!!!
1 абзац Вступление (1-2 предложения по КПТ) + Вопрос + ваш ответ(тезис) Еще не называем
произведение и героя
2 и 3 абзац Основная часть. Тема….(кпт) волновала многих писателей. Обратимся к роману ….., герой которого (имя) (что с ним произошло). 1 аргумент: Вспомним эпизод, когда ….(пересказ ) Этот пример доказывает, что….(повторяем свой ответ на вопрос)
2 аргумент строим так же, как первый….
4 абзац Заключение В заключение хочу подчеркнуть, как важно…. Давайте….
- Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?
- Что помогает мечтам сбываться?
- Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека?
- Чем смелость отличается от безрассудства?
- Что значит быть верным долгу?
Примерная структура сочинения:
В каждой теме определяем словосочетание с ключевым понятием текста(КПТ) именно оно должно повторяться в ващих выводах!!!
1 абзац Вступление (1-2 предложения по КПТ) + Вопрос + ваш ответ(тезис) Еще не называем
произведение и героя
2 и 3 абзац Основная часть. Тема….(кпт) волновала многих писателей. Обратимся к роману ….., герой которого (имя) (что с ним произошло). 1 аргумент: Вспомним эпизод, когда ….(пересказ ) Этот пример доказывает, что….(повторяем свой ответ на вопрос)
2 аргумент строим так же, как первый….
4 абзац Заключение В заключение хочу подчеркнуть, как важно…. Давайте….
Предварительный просмотр:
«Полезные мелочи» по русскому языку
1. Пол- Юли. Не пугайтесь, Юля осталась целой и невредимой
Правописание сложных существительных с первым корнем пол- можно запомнить с помощью тех самых трех букв, что составляют корень. Через дефис пишутся слова, у которых второй корень начинается на:
1) Прописную букву;
2) о или другую гласную букву;
3) л.
Вот, маленький фокус: достаточно запомнить такое сочетание, например, пол-Юли. Ю – прописная буква, л - понятно, и – любая гласная.
2. Как запомнить 11 глаголов- исключений?
Сгруппируем глаголы. Сначала запоминаем 7 глаголов на -еть. В первую группу попадут глаголы смотреть, видеть, ненавидеть (первые два – синонимы, третий рифмуется со вторым). Во вторую – зависеть – обидеть (того, кто от меня зависит, я могу обидеть – хотя и безнравственно, но отчего-то запоминается навек). В третью – вертеть и терпеть (вертеть в руках иголку – терпеть боль).
Так же поступаем с глаголами на -ать. Они все про нас с вами: слышать (ушами), дышать (ртом), держать (что-либо в руках), гнать (этими же самыми руками). Если, называя глагол, еще при этом и показывать действие, эффект получается поразительный.
3. Что любит дирижер?
группируем трудные слова и придумывает смешные предложения. Например, такое:
Предпочел дирижер дирижабль дилижансу. Обратившись к Словарю иностранных слов, обнаружим, что слова дирижер и дирижабль – родственники, оба пришли в русский язык из французского, и при этом первое образовано от глагола со значением «управлять», второе буквально означает «управляемый»; дирижабль – управляемый аэростат. А дилижанс (многоместный крытый экипаж, запряженный лошадьми) роднит с двумя другими словами только французское происхождение. Да и элементарное созвучие очень сильно помогает запомнить одинаково звучащие звуки.
4. Части речи и члены предложения
Отвлечемся на время от орфографических проблем и поговорим о том, как можно объяснять некоторые грамматические понятия.
«Вот представьте себе людей в толпе. Они все – разные частички, части этой толпы, в которой мы различаем мужчин, женщин, мальчиков, девочек (как бывают части речи – мы различаем существительные, прилагательные, глаголы и проч.). Но эти же люди – члены своих семей; главные члены семьи – отец и мать, родители. Остальные – сыновья и дочки – второстепенные (хотя тоже очень важные). Вот точно так же в предложении, как в семье, есть главные члены – подлежащее и сказуемое – и второстепенные, хотя тоже очень важные – определение, дополнение, обстоятельство».
5. Этапы большого пути
Очень непростая тема – виды односоставных предложений. Может быть, потому, что в школьных учебниках она изложена недостаточно отчетливо. Может быть, если четче представить себе этапы изучения этой темы, дело пойдет легче и веселее.
Во-первых, мы должны научиться твердо отличать двусоставные неполные предложения от односоставных с единственным главным членом – сказуемым (с назывными предложениями обычно проблем меньше, и мы их сейчас в расчет не берем). В односоставном предложении подлежащее не пропущено – оно вообще не нужно, это такая специальная конструкция с определенным значением. В двусоставном неполном подлежащее пропущено, потому что и так ясно, какое оно, – из предыдущих предложений в диалоге, из других частей сложного предложения.
«Пришел, увидел, победил» – понятно без контекста? Кто такой быстрый и счастливый – я, ты, эскадрон гусар, Юлий Цезарь? Неизвестно без подлежащего, а подлежащие возможны разные. Нужно знать, о чем шла речь, или видеть ситуацию, в которой это предложение произносится. Значит, предложение двусоставное неполное. «Не пугай нас, милый друг, гроба близким новосельем!» – здесь как будто тоже неизвестно, к кому обращены пушкинские слова (из названия, а не из данного предложения узнаем – к Кривцову, а из примечаний можем почерпнуть сведения о том, кто он такой). Но – внимание! – для того, чтобы определить тип предложения, нам и не надо это знать. Важно другое: подразумевается единственное возможное подлежащее – ты, и это ясно не из контекста, а из самого предложения – из формы глагола-сказуемого. Значит, перед нами односоставное предложение.
Основные типы односоставного предложения удобнее изучать не последовательно, один за другим, а одновременно, в сравнении. И пусть ученики сразу привыкают обращать внимание на две вещи: 1) какое значение возникает у предложения из-за отсутствия подлежащего, иными словами, что можно сказать о том, кто совершает действие; 2) в какой форме стоит глагол-сказуемое.
Об определенно-личном предложении говорим (и коротко записываем): производитель действия вполне определенный – я, ты, мы или вы, это ясно из соответствующих форм сказуемого – глаголов 1-го или 2-го лица (другие формы в предложении этого типа невозможны).
Неопределенно-личное предложение употребляется, когда действие кто-то производит, но кто именно – неважно или не хочется называть: Кому-то принесли от мастера ларец; Ее пригласили на детский праздник. Обратим внимание: множественное число глагола вовсе не означает, что тех, кто нес ларец и посылал приглашение, было несколько.
В безличном предложении говорится о действии, производителя которого невозможно вообразить. Чтобы это осознать, сравним: Ветер сорвал крышу – производитель очевиден. А в предложении Ветром сорвало крышу, где ветер – лишь инструмент? Какой производитель действия в предложениях: Нездоровилось; Хочется спать; Мне было грустно? Заметим, что во всех примерах глагол-сказуемое (или связка, если сказуемое составное именное) обязательно стоит в среднем роде прошедшего времени или условного наклонения или в 3-м лице единственного числа.
Это, конечно, лишь схема изучения, дальше – разговор об обобщенно-личных предложениях, форма сказуемого у которых такая же, как у определенно-личных или неопределенно-личных предложений, а значение другое, потом конкретизация, рассмотрение отдельных случаев и упорные тренировки.
6. Форма и цвет, или раскрасим глаголы
Еще один совет. Очень удобно в связи с изучением этой темы повторить все о глаголе как части речи. Можно вычертить таблицу всех глагольных форм (это совсем не трудно, хотя и громоздко: по горизонтали укажем такие графы, как наклонения, в изъявительном наклонении – времена, а по вертикали – число и лицо или род). А потом раскрасим эту таблицу цветными карандашами: все формы, которые встречаются в определенно-личных предложениях (1-е и 2-е л. пов. накл. и наст. и буд. вр. изъяв. накл.) – одним цветом, в неопределенно-личных (3-е л. мн. ч. пов. накл. и наст. и буд. вр. изъяв. накл.; мн. ч. усл. накл. и прош. вр. изъяв. накл.) – другим, в безличных (3-е л. ед. ч. пов. накл. и наст. и буд. вр. изъяв. накл.; ср. род ед. ч. усл. накл. и прош. вр. изъяв. накл.) – третьим. Когда все будет раскрашено, станет очень наглядно видно, что односоставные предложения «разобрали» почти все глагольные формы, ни разу не столкнувшись. Каждая глагольная форма может употребляться только в одном типе односоставных предложений (еще раз напомним, что это не относится к обобщенно-личным). Только четыре клеточки остались не закрашенными: глаголы условного наклонения и прошедшего времени в м. и ж. р. единственного числа не могут быть сказуемыми в односоставных предложениях.
7. Похожи на настоящие
Стихотворные ритмы и рифмы могут быть подспорьем при изучении безударных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Придумаем для запоминания что-то вроде рифмованных пословиц с неправиль-ными ударениями:
Они борЮтся, а не сдаются.
Не пашУт и не сеЮт, только песенки поют.
Хорошо строЯт – дома вечно стоят.
Карандаш клеЯщий похож на настоящий.
Теплые дни настают – скоро снега растаЮт. (Вариант: быстро сугробы таЮт.)
Ежики колЮтся, в руки не даются.
Такие рифмованные предложения приятно произносить и запоминать, если в классе атмосфера соответствующая – деловая, но открытая для шутки.
Тема «Как пишется частица не с наречиями».
Как писать частицу не
В нашей солнечной стране?
То ли вместе, то ли врозь?!
Не надеясь на авось,
Вы поймете из примера,
Нужного для пионера.
НЕКРАСИВО жить без цели,
Это так, но в самом деле
НЕ КРАСИВО, а ужасно
Жить без цели, жить напрасно.
И теперь любому ясно,
Как писать частицу не
В нашей солнечной стране.
8. Может, утка, может, бочка...
трудно бывает определить падеж существительного второго склонения. И даже требование ставить от слова к слову двойной вопрос: что? кто? или кого? чего? не всегда помогает. Научим решительно подставлять вместо сомнительного слова существительное первого склонения – и дети уже не смогут спутать винительный падеж ни с родительным, ни с именительным. И совсем не обязательно подбирать подходящее по смыслу – для того чтобы прояснить падеж зависимого слова в сочетании прочитал роман, одинаково пригодны и прочитал книгу, и прочитал бочку, и прочитал утку. Лучше договориться о постоянном применении какого-нибудь одного слова и не отвлекаться на содержание.
9. Да ты же сам знаешь, джазист!
запомнить согласные, после которых пишется суффикс профессии -чик: «Когда пишется -чик? Да ты же сам знаешь!». Первые буквы в словах ответа – именно те, которые нужно запомнить: Д, Т, Ж, С, З».
это же правило усваивают с помощью слова ДЖаЗИСТ.
10. Надежда поможет?
Наверное, мало есть на свете людей, говорящих по-русски и ни разу не допустивших ошибки в употреблении глаголов одеть и надеть. Вот простой прием, который поможет и нам, и нашим ученикам контролировать себя . Запомним: одевать Надежду – надевать одежду.
11. О пользе щей
Почему надо писать мужЧина, но женЩина? Ответить просто, если вспомнить, что кого интересует: мужа – чин, жену – щи..
Щи в уменьшительно-ласкательном виде помогают запомнить все буквы, соответствующие глухим согласным. Надо всего лишь выучить такой диалог: «Степка, хочешь щец?» – «Фи!». Чуть измененный вариант: «Фока, хочешь поесть щец?». Также предлагается запоминать буквы, соответствующие звонким согласным, с помощью фразы «Мы же не забывали друга». Правда, это может помешать при фонетическом разборе, когда они должны думать не о буквах, а о звуках. Зато очень пригодится при написании слов с приставкой на -з/-с.
12. Прямые и зигзаги
И снова словарные слова. предлагаю так запоминать слова интеллигент и президент: это слова-зигзаги, в них нет одинаковых гласных в соседних слогах; от конечной ударной е движемся влево, чередуя е и и.
Слова можно особым образом записать на доске и в тетрадях:
Добавим к этой паре третье слово – артиллерист и запомним гласные в нем подобным же образом (в первой гласной никто не ошибается).
А об удвоенной л скажем так: артиллеристы долгое время были самыми образованными людьми в армии – своего рода военные интеллигенты. В отличие от кавалеристов. И слово кавалерист пишется просто, «прямо»: без удвоенных согласных, подряд в двух слогах безударные а (третью гласную запоминать не надо – она проверяется ударением).
13. Заграница поможет
на этот раз о корнях с чередованием. Обычно выучивают пары зор/зар, гор/гар, клон/клан, твор/твар и говорят, какая именно гласная пишется в безударном положении. А проще запоминать только корни с безударными гласными: зар, гор, клон, твор.
не будем путать, перед какой согласной пишется о в корне скак/скоч, если вспомним слово скотч (хотя, разумеется, оно никакого отношения к корням с чередованием не имеет).
14. «В какую бурю ощущений...»
Вспомним стихотворение, которое помогает выучить некоторые слова с непроизносимой согласной в корне, а также другие слова, в которых непроизносимую согласную писать не надо:
Всем известно, как прелестно
Букву т писать уместно.
Но опасно и ужасно
Букву т писать напрасно.
15. Солнце, воздух и вода
правописание корней с чередованием о – а, в которых выбор гласной зависит от ударения. Рисуем незатейливый пейзаж с заходом солнца и записывают монолог светила (в нем все корни с безударными гласными, т.е. с теми, которые и нужно запоминать):
клОнюсь,
гОрю,
твОрю
зАрю
Речь солнца покажется более внятной и связной, если мы будем воспринимать слово зАрю как существительное в винительном падеже, а не как глагол-неологизм. А если хочется все-таки представить для запоминания именно ряд глаголов, напишем озАрю: во-первых, такой глагол есть в языке, а во-вторых, опять слово с А в корне противопоставлено остальным – на этот раз количеством слогов.
С пятым из подобных корней – плав/плов/плыв – сложнее, и даже если добавить на картинке поплАвок, это проблемы не решит. Придумаем смешное глуповатое продолжение монолога:
но плОвец и плОвчиха плывут на восток
и держат в зубах поплАвок
16. Жук-универсал
Рифмованная загадка, составлена из слов с удвоенной согласной ж:
Кто Жжет, жуЖЖит и держит воЖЖи,
Ест моЖЖевельник и пьет дроЖЖи? (Жук.)
Надеемся, что никто из наших учеников не начнет, познакомившись с этим забавным двустишием, писать дерЖЖит.
17. «Посоветовали? И я посоветую!» –
«Правописание гласных в суффиксах глаголов – -ова- (-ева-) и
-ыва- (-ива-) ученики усваивают с трудом, потому что правило отягощено «грамматизмами». Учебники предлагают: “Чтобы правильно писать суффикс в инфинитиве, нужно образовать форму 1-го л. ед. ч. наст. и буд. времени. Если глагол в 1-м л. оканчивается на -ую (-юю), то в инфинитиве (и в формах прош. времени) нужно писать суффикс -ова- (-ева-) и т.д.”
Поскольку среднестатистический ученик тяжело представляет себе форму “1-го л. ед. ч. наст. и буд. вр.”, то я ввел в практику вспомогательную форму я сейчас, в которой я указывает на 1-е л. ед. ч., сейчас – на наст. время.
А далее все по правилу: советовать – я сейчас советую, пробовать – я сейчас пробую, приказывать – я сейчас приказываю. Мне кажется, помогает!»
18. Вот бы знать наперечет!
Какая трудная тема производные предлоги. Запоминать предлоги, пишущиеся слитно. Слитно пишутся предлоги:
НЕСМОТРЯ НА, ВМЕСТО, ВРОДЕ,
еще НАПОДОБИЕ,
знаю все наперечет:
ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЕТ.
19. Бить? Не бей!
«глупенькое и крохотное правило»: измени слово или подбери родственное, чтобы безударный гласный оказался под ударением, – во многих случаях бесполезно, а то и вредно, если предварительно не разобраться с чередующимися гласными: «В учебниках начальных классов предлагается проверять ударением слова выш_вать, нал_вать, заб_вать, как будто все обязательно подберут слова шить, лить, бить и никто не попытается проверять их словами шей, бей, лей».
20. Запомним, во что бы то ни стало
Знать орфографические правила и уметь их применять, как всем известно, недостаточно. Очень уж много исключений, словарных слов. Мы должны узнавать «опасные» слова и помнить, как именно надо их писать. А чтобы запомнить, как пишется выражение во что бы то ни стало прибавим еще отбивание ритма; произнесем слова внятно , хлопая в ладоши.
21. Кто как растет
Слова сверстник и ровесник можно разучивать по-разному. Обратившись к этимологическим словарям, оба эти слова образованы с помощью суффикса -ик от исчезнувших прилагательных со значениями, соответственно, одинаковый по возрасту и одинаковый (ровный) по годам; но дальние родственники их живут и здравствуют в современном языке. У слова сверстник это – существительное верста, а у слова ровесник – прилагательное ровный и существительное ровня. Слово весна ни в каком родстве с ровесником не состоит, но, честно предупредив об этом учеников, все же предложим им для запоминания глуповатые стишки – цель оправдывает средства.
Сверстник вырастет с версту.
Рос ровесник всю весну (на всю строчку – ни одной буквы т!).
22. Уж сколько раз твердили миру...
Безударные личные окончания глаголов – неиссякаемый источник орфографических ошибок. Фольклор сохранил несколько вариантов зарифмованного перечня глаголов не на -ить, относящихся ко второму спряжению (лучше избегать названия «глаголы-исключения», потому что дети в таком случае запоминают все наоборот: считают, что эти глаголы второго спряжения, но как исключения пишутся с гласными е и ю в окончаниях):
Гнать, дышать, держать, зависеть,
Видеть, слышать и обидеть,
А еще смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.
Или иначе:
Смотреть, терпеть, обидеть,
Зависеть, ненавидеть,
Видеть, слышать, гнать,
Вертеть, дышать, держать.
Расскажу историю с двумя участниками. Один гонит, тяжело дышит, держит, обидит, другой слышит обиду, видит, зависит; первый вертит, смотрит; второй ненавидит и терпит.
23. Падежи – с пеленок
запомнить названия падежей и принятый порядок их следования. Здесь тоже может помочь немудрящий стишок, в котором первые буквы слов – подсказка:
Иван родил девчонку,
велел тащить пеленку.
24. Не мытьем, так катаньем
При повторении фонетики использовать слова с чередованием в корнях -гор-/-гар- и -зор-/-зар-.
Вот образцы примеров и заданий.
Утром над горным озером все еще ярко огоньки-звездочки горели.
Задание. Подчеркните буквы, обозначающие звук [о] в сильной позиции, одной чертой, в слабой – двумя. Последнее слово разберите по составу.
На западе отсверкали зарницы, а на рассвете разлилась над заливом румяная заря.
Задание. Подчеркните буквы, обозначающие звук [а] в сильной позиции, одной чертой, в слабой – двумя.
25. Перед тем как сварить...
В русском языке много слов с затемненным составом; ошибки в них неизбежны. Таково и слово предварительно.
Надоело людям, жившим в каменном веке, есть сырое мясо. Решили они его сварить и задумались: с чего начать? Оказалось, что нужно добыть огонь, найдя кремневый камень или сделав трут; собрать сухой хворост; изобрести посуду и т.д. То есть перед варкой еды необходимо произвести множество действий предвАрительных.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия элективного курса. Самостоятельная работа по теме «Определяем проблему в тексте»
Цели урока:
- Познавательный аспект: проверить уровень сформированности умения анализировать содержание текста и самостоятельно формулировать проблему;
- Развивающий аспект: развивать логическое и творческое мышление, письменную речь;
- Воспитательный аспект: формировать систему ценностных отношений к родному языку, личности.
Форма занятия: самостоятельная работа
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и формулировка задач урока.
3. Самостоятельная работа
Вариант 1.
Задание №1.
Укажите, какие виды зачина и приёмы формулировки проблемы использованы в следующих фрагментах сочинений?
1) Духовная жизнь. Культурное наследие. Нравственная самодисциплина. Все эти понятия характеризуют жизнь человека и его духовные потребности. А какими они должны быть? Что нужно понимать, чувствовать, помнить человеку, чтобы сохранить культурную среду?
В данном тексте Д.С.Лихачёв выдвигает проблему нравственного, духовного воспитания личности.
2) Автор данного текста размышляет о влиянии желания на достижение цели, о том, как важно иметь «неудержимое стремление».
В рамках обозначенной темы Г.Троепольского, в первую очередь, интересует проблема преодоления трудностей на пути к поставленной цели.
3) «Мы все в ответе за тех, кого приручили» - такие избитые и до боли знакомые слова, зато какие правильные. Природу человек никогда не сможет познать до конца, но это не значит, что нужно бездумно уничтожать её и её творения.
Г.Троепольский в своём тексте раскрывает проблему непростых взаимоотношений человека и природы.
Задание №2.
Прочитайте выразительно текст, напишите вступление и сформулируйте проблему, обсуждаемую автором данного текста.
(1)3наете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? (2)Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики — вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному,
(3)Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. (4)Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. (5)Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.
(6)Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. (7)Главное — наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. (8)3начит, и вам нужно находиться в боевой готовности.
(9)Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. (10)Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.
(11)Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.
(По Л. Павловой)
Вариант 2.
Задание №1.
Укажите, какие виды зачина и приёмы формулировки проблемы использованы в следующих фрагментах сочинений?
1) «Умом Россию не понять…», - писал Тютчев в своём стихотворении. И это действительно так. На Руси всегда были люди, которые несли на себе «особенную стать», люди, чьи поступки порой казались окружающим необъяснимыми, странными.
Каждый человек – загадка. Проблема загадочной русской души интересует и автора данного текста, Ф.И.Шаляпина
2) Наука - двигатель прогресса. Если бы люди, которым не давали покоя необъяснимые явления и процессы, человечество до сих пор обитало бы пещерах. Жаль, что не все это понимают и считают исследования пустой тратой времени и сил.
В данном тексте В.Харченко раскрывает проблему роли науки в жизни людей, её влияние на материальный и духовный миры.
3) «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга», - так сказал В.Г.Белинский и, безусловно, был прав. Но только ли положительное влияние оказывает такое «заимствование» на язык?
В данном тексте автор рассматривает проблему роли заимствованных слов.
Задание №2.
Прочитайте выразительно текст, напишите вступление и сформулируйте проблему, обсуждаемую автором данного текста.
(1)Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. (2)То же происходит и с языком. (3)Он изменяется. (4)Но мы не чувствуем, как это происходит.
(5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. (6)И это не может не пугать. (7)Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (8)Когда-то говорили «отмежеваться», теперь - «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» - мы говорим «крыша поехала». (9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».
(10)Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. (11)И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. (12)А мера утеряна. (13)В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». (14)Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю.
(15)Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. (16)Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». (17)Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо.
(18)В Думе несколько лет обсуждался «Закон о русском языке». (19)3акон, конечно же, нужен. (20)Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. (21)Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. (22)Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. (23)Были уже такие тщетные попытки.
(24)В своё время, в XIX, да и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. (25)Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. (26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация. (30)И молодёжь начинает им подражать. (31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. (32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.
(33)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться - язык в этом виноват или что-то другое. (34)Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. (35)Он приспосабливается к потребностям общества. (36)Если в нашем обществе сегодня потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей - то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. (37)Если у нас главное - как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. (38)3а что его поносить? (39)Он отражает состояние общества. (40)Так что не язык надо сейчас исправлять.
(По В. Костомарову)
Приложение. Фрагменты работ.
Вариант 1
№1
Кто-то очень мудрый сказал: «Сколько людей, столько и мнений». Только вот выражаем мы эти мнения по-разному.
Автор в своём тексте раскрывает проблему этики в споре, являющуюся весьма актуальной в современном мире. (Евгения Р.)
№2
Жизнь каждого человека порой строится по законам джунглей, особенно в больших городах. Выживает тот, кто сильнее, умнее и образованнее других. Каждый день во всём мире между людьми возникают споры, а из-за этих споров порой и серьёзные проблемы, которые потом приходится решать правовым путём. Спор – это борьба противоположных точек зрения по тому или иному вопросу.
Текст Л.Павловой также посвящён теме спора между простыми людьми в разных жизненных ситуациях, когда каждый норовит отстоять свою позицию любыми способами. Таким образом, автор привлекает наше читательское внимание к проблеме человеческого общения, манеры поведения во время спора. (Дмитрий Б.)
Вариант 2
№1
В.Г.Костомаров рассуждает о значении негативных изменений в обществе. К чему же они приводят? К проблеме, которая заключается в том, что данные процессы отражаются пагубно на культуре и речи человека.
Автор понимает, что многие люди «недовольны языком». Но нет смысла его исправлять.
№2
Наш язык очень «вместителен». Иностранные слова и выражения легко приживаются в нашей речи, но так ли это хорошо? Какое влияние на самом деле оказывают заимствованные слова на неё?
В данном тексте В.Костомаров раскрывает проблему бережного отношения к родному языку.
№3
Велик и могуч наш русский язык. Какие громкие слова! Если эту фразу произнесет современный человек, то, вероятно, он не поймёт смысла, который хотел передать автор данного изречения. Из-за негативного изменения в общества происходит негативное изменение русского языка. Как остановить этот быстротечный процесс? Именно над этой проблемой заставляет задуматься нас известный языковед В.Г.Костомаров
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Клише сочинения на лингвистическую тему. 9.1
Известный лингвист(писатель, языковед…) утверждал :…. С его словами нельзя не согласиться. Действительно, (абзац, фразеологизм, знаки препинания и т.д ) помогают увидеть логику рассуждения говорящего, ход его мыслей, выразить чувства и настроение.(Или даём определение понятию) Чтобы доказать справедливость данного для анализа высказывания, обратимся к тексту( Ф.И.О. автора).
В качестве первого аргумента рассмотрим предложение № (переписать предложение и заключить в кавычки) В нем автор использует …(указать средство) для того, чтобы…(передать чувства, перечислить действия и т.д)
Ещё одним аргументом может служить предложение № (переписать и заключить в кавычки).В нём автор использует…(средство) для того, чтобы…
Думаю, мне удалось доказать справедливость высказывания о том, что (пересказать высказывание)
Примерное сочинение
Известный публицист И.Б.Голуб утверждала: « Литераторы часто используют обращения, которые отражают свойственные разговорной речи интонации нежности, участия» С её словами нельзя не согласиться. Действительно, обращениями называются слова, при помощи которых мы называем того, к кому обращаемся с речью. Они помогают увидеть логику рассуждения говорящего, ход его мыслей, выразить чувства и настроение. Чтобы доказать справедливость данного для анализа высказывания, обратимся к тексту Е.Гришковца.
В качестве первого аргумента рассмотрим предложение № 13: «Не бойся ничего, малыш», где автор использует обращение «малыш» , которое показывает эмоциональное настроение героя. В его словах слышится интонация нежности и участия.
Справедливость данного высказывания можно доказать и на примере предложения № 6 : «Думаю, ты стал уже совсем взрослым, Виктор» , в котором автор использует обращение «Виктор», для того, чтобы показать уважительное отношение отца к сыну, совершившему хороший поступок.
Думаю, мне удалось доказать справедливость высказывания И.Б.Голуб о том, что литераторы часто используют обращения, которые отражают свойственные разговорной речи интонации.
Сочинение-рассуждение по фразе. 9.2
Прочитав текст …, я задумался над смыслом фразы: (дробная или полная цитата). Её смысл, на мой взгляд, заключён в том, что…(объяснить, как поняли слова.)
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. В качестве первого аргумента рассмотрим предложения № …, в которых говорится о том, что …(смысл предложений пересказать)
Ещё одним аргументом могут служить предложения №… В них автор говорит о том, что…(смысл предложений, пересказ)
Думаю, мне удалось объяснить смысл предложенного отрывка из текста (Ф.И. автора)
Сочинение-рассуждение по проблеме. 9.3
КПТ – ключевое понятие текста(вопроса)
Прочитав текст …, я задумался над вопросом: ( вопрос). На мой взгляд, (ответ)
Чтобы подтвердить сказанное, приведу несколько аргументов. В качестве первого аргумента обратимся к тексту (автор) в котором говорится о том, что …( кратко пересказать, применяя КПТ).Этот пример доказывает, что (повторить ответ)
Ещё одним аргументом может служить пример из жизненного опыта. (Пример).Действительно…
Думаю, мне удалось ответить на поставленный вопрос
Пример сочинения по тексту Ф. Кривина « Волк на ёлке»
Прочитав текст Ф Кривина, я задумался над смыслом фразы: « И Заяц впервые подумал, что есть на свете кое-что посильнее волков, а Волк подумал, что ведь не в зайцах счастье…» смысл которой, на мой взгляд, заключён в том, что красота способна совершить чудо.
Во-первых, в предложениях № 18-19 автор говорит о том, как прекрасна была ёлка, искрящаяся снежинками, переливающаяся лунным светом. Эта картина просто заворожила Волка, и он не смог оторвать от неё глаз, «замер с открытым ртом»
Во-вторых, в предложениях № 21-24 автор передаёт состояние Волка и Зайца. Красота ёлки совершила чудо: они перестали быть врагами, стали лучше, добрее, «внутри у них что-то переворачивалось»
Думаю, мы должны прислушаться к автору. Давайте не будем забывать, что кроме суеты, забот, проблем, есть вещи, способные сделать окружающий мир и нас самих лучше. Давайте замечать красоту!
Пример сочинения 9.3
Что такое истинная красота?
Прочитав текст Ф Кривина, я задумался над вопросом: «что такое истинная красота?» На мой взгляд, истинная красота заключается в способности чего-то или кого-то делать нас добрее, пробуждать в людях лучшие качества. Красивыми могут быть поступки, мысли, стремления. Чтобы подтвердить сказанное, приведу несколько аргументов.
В качестве первого аргумента обратимся к тексту Ф.Кривина «Волк на елке». Это история о том, как красота ёлки совершила чудо: волк и заяц перестали быть врагами, стали лучше, добрее, «внутри у них что-то переворачивалось» Этот пример доказывает, что истинная красота меняет нас к лучшему.
Еще один аргумент приведу из жизненного опыта. В четвертом классе к нам пришёл новенький мальчик с ярко-рыжими волосами. Нам тогда казалось, что это очень некрасиво, многие сначала смеялись над ним. Но со временем мы увидели, как он добр и интересен. Новенький всегда готов был прийти на помощь. Постепенно рыжие волосы перестали нам казаться смешными, мы даже стали гордиться одноклассником, потому что истинная красота была в его душе.
Думаю, мы должны помнить, что кроме суеты, забот, проблем, есть вещи, способные сделать окружающий мир и нас самих лучше. Давайте замечать красоту!
В новогоднюю ночь старый Волк особенно остро почувствовал свое одиночество. Увязая в снегу, продираясь сквозь цепкие елки, он брел по лесу и размышлял о жизни. Да, ему никогда не везло. Самые лучшие куски у него
выхватывали из-под носа другие. Волчица -- и та оставила его,потому что он мало приносил зайцев.Эти зайцы, сколько из-за них неприятностей! У кого их много -- перед теми все на задних лапах стоят, а у кого мало...
Да, в волчьем мире зайцы решают все. Елки, елки... "Елки-палки, -- думал Волк, -- когда же все это кончится? Никуда не денешься от этих елок, хоть из лесу беги!" И вдруг... Волк присел на хвост, протер глаза: неужели правда? Под елкой сидит самый настоящий, самый живой заяц. Он сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его
горят так, словно ему там невесть что показывают."Интересно, что он там увидел? -- подумал Волк. -- Дай-ка и я погляжу". И он поднял глаза на елку. Сколько елок видел он на своем веку, но такой ему видеть не приходилось. Она вся искрилась снежинками, переливалась лунным светом, и казалось, что ее специально убрали к празднику, хотя на най не было ни одной елочной игрушки. -- Елки-палки! -- сказал Волк и замер с открытым ртом. Бывает же на свете такое чудо! Посмотришь на него – и чувствуешь, как у тебя внутри что-то переворачивается -- не в желудке, нет, а повыше. И уже ничего не хочется – только сидеть и смотреть.Так и сидели они рядышком -- Заяц и Волк -- под
новогодней елкой, и смотрели на нее, и внутри у них что-топереворачивалось.И Заяц впервые подумал, что есть на свете кое-что посильнее волков, а Волк подумал, что, елки-палки, честно говоря, ведь не в зайцах счастье...