Ученикам
Памятки для учащихся
Памятка «Садимся за уроки»
- Садись за уроки всегда в одно и то же время.
- Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
- Выключи радио, телевизор в комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
- Сотри со стола пыль.
- Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
- Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
- Приготовь письменные принадлежности для занятий.
- Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.
- Убери со стола все лишнее.
- Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, Открой учебник...
Памятка «Как решать задачи»
- Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.
- Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
- Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
- Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что по¬том.
- Составь план решения.
- Выполни решение.
- Проверь решение и ответ на вопрос задачи.
Памятка «Как нужно готовить задание по окружающему миру»
- Вспомни, не открывая учебник, о чем узнал на прошлом уроке - о чем рассказывал учитель, какие ставили опыты, какие рассматривали таблицы, картины.
- Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.
- Прочитай текст учебника.
- Подготовься отвечать по теме урока:
- продумай план ответа,
- расскажи заданное по этому плану,
- старайся не просто рассказать, но и доказывать свои знания примерами из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг,
- сделай выводы,
- открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.
5. Выполни задания учебника.
Памятка «Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение»
- Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
- Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
- Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
- Прочитай стихотворение еще 2-3 раза. Постарайся его запомнить.
- Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
- После окончания домашней работы еще 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
- Перед сном еще раз повтори стихотворение.
- Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.
Памятка «Если на выучивание стихотворения дано 2 дня»
Первый день
- Прочитай стихотворение про себя.
- Выясни непонятные слова и обороты.
- Еще несколько раз прочитай стихотворение про себя.
- Прочитай стихотворение в слух.
- Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм.
Второй день
- Прочитай стихотворение про себя.
- Прочитай стихотворение громко и выразительно.
- Расскажи его по памяти.
- Перед сном расскажи еще раз.
- Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.
Памятка «Если стихотворение большое или трудно запоминается»
- Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.
- Выучи первый отрывок.
- Выучи второй отрывок.
- Повтори первый и второй отрывки вместе.
- Выучи третий отрывок.
- Расскажи наизусть все стихотворение.
- Повтори стихотворение еще раз перед сном.
- Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.
Памятка «Как готовить домашнее задание по русскому языку»
- Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
- Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
- Прочитай задания упражнения.
- Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.
- Выполни упражнение письменно.
- Проверь всю работу.
Памятка к выполнению работы над ошибками по русскому языку
Работа над ошибками – это сложная и очень важная работа на пути к грамотному письму. Пользуйся этой памяткой всегда, когда будешь выполнять работу над ошибками (т.е. ежедневно!).
Внимательно просмотри классную и домашнюю работу, проверенную учителем и найди ошибки. К ошибкам относятся:
- Исправления: буква на букве, грязь, описка буквы.
- Ошибки, найденные тобой.
- Ошибки, исправленные учителем.
- Грамматическое задание (разбор слов по составу, звуко-буквенный анализ, фонетический анализ и т.д.)
Работу над ошибками начинай всегда со списывания по целой строчке слова, в которых ты допустил исправления: буква на букве, грязь, или где ты описался (вместо одной буквы случайно написал другую). Подчёркивай то место, где у тебя исправления.
Далее идёт работа над ошибками, которые ты сам исправил в ходе самопроверки, а затем ошибки, найденные учителем. Сначала определи, на какую орфограмму твоя ошибка. Затем найди пункт в указателе (смотри ниже), который соответствует твоей ошибке и действуй согласно тому, что в ней сказано.
Пропуск и замена букв. Выпиши слово, раздели на слоги.
Знаки в конце и в середине предложения. Выпиши предложение. Обоснуй знаки. Делай так: Наступила осень. (повествовательное предложение). Наступила осень? (вопросительное предложение). Из Москвы улетели грачи, скворцы и жаворонки. (однородный член).
Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выпиши слово. Запиши ещё два примера на это правило. Делай так: жил, жизнь, кружит.
Перенос слова. Раздели верно для переноса один раз. Делай так: ру-чей-ки, или стро-ят-ся.
Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, рек и улиц и т.д. Выпиши слово, придумай и напиши ещё два слова на это правило. Делай так: Саша, Алеша, Миша; Волга, Москва, Ока.
Слова из словаря. Напиши слово три раза и запомни его написание. Делай так: каранда́ш, каранда́ш, каранда́ш; класс, класс, класс.
Ь знак в конце и середине слова. Выпиши слово верно. Придумай и запиши ещё два слова на это правило. Делай так: огонь, день, учитель; деньки, огоньки, угольки.
Разделительные Ь и Ъ знаки. Выпиши слово. Запиши ещё два слова на это правило. Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, въехал, съёмка.
Запомни!
- Разделительный Ь знак пишется после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.
- Разделительный Ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласные перед гласными: е, ё, ю, я.
Приставки в словах. Напиши верно слово. Придумай и напиши ещё два слова с приставками. Делай так: заехал, отъехал, переехал.
Запомни! Приставка - часть слова. Она пишется со словом вместе. Гласные и согласные буквы пишутся в приставках одинаково, т.е. независимо от произношения.
Предлоги со словами. Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога. Делай так: у дома, у (какого?) дома, у большого дома.
Запомни! Предлог - это отдельное слово. Это часть речи. Предлог со словом пишется отдельно.
Безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпиши слово. Выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово; придумай и запиши ещё одно слово на эту гласную. Делай так: садовая (садик), забежали (бег). Вспомни правило о проверке безударной гласной в корне слова.
Звонкие и глухие согласные в корне слова. Выпиши слово. Выдели в нём корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово; придумай и запиши ещё одно слово на это правило. Делай так: дубки (дубок), резкий (резок). Вспомни правило о проверке звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроизносимые согласные в корне. Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни в нём непроизносимую согласную. Напиши проверочное слово. Придумай и запиши ещё одно слово на это правило. Делай так: честный (честь), грустный (грустит).
Ь после шипящих. Выпиши слово верно. Запиши ещё два слова на это правило. Делай так: ночь, тишь, речь, (сущ., ж.р.); жечь, стеречь, печь, (гл., н.ф.); пишешь, рисуешь, читаешь, (гл., 2 л.).
Запомни! В существительных женского рода, в глаголах неопределённой формы и 2 лица после шипящих пишется Ь знак.
Правописание слов с шипящей на конце. Выпиши слово. Запиши ещё два слова на это правило. Делай так: шалаш, сторож, камыш (сущ., м.р.); с крыш, из-за туч, ряд задач (сущ., мн.ч., р.п.); жгуч, скрипуч, могуч (кр. прилаг.).
Запомни! В существительных мужского рода, родительного падежа множественного числа и в кратких именах прилагательных после шипящих Ь знак не пишется.
Гласные е и и в окончаниях имён существительных. Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание е или и в окончании. Делай так: на полянке – полянка – сущ., 1 скл., стоит в п.п. -е.
Запомни! Для определения окончания существительного надо знать склонение и падеж.
Гласные в окончаниях имён прилагательных. Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится. Докажи окончание имени прилагательного. Делай так: к ближнему лесу, к лесу (какому?) ближнему - м.р., д.п. (ому, ему).
Запомни! Для определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж. Это определи по существительному. Кроме этого окончание прилагательного можно определить по вопросу, который задаётся от существительного. В этом случае на до хорошо знать парные родовые окончания прилагательных.
Гласные е- и в окончании глагола. Выпиши глагол, в котором допущена ошибка. Обоснуй (докажи) окончание глагола. Делай так: рисует (1 спр.) - рисовать (1 спр.) -е; пилит (2 спр.) - пилить (2 спр.) -и; слышит (2 искл.) - слышать (2 спр., искл.) -и. Запомни! Гласную е - и в окончании глагола следует определять по неопределённой форме.
Разбор по членам предложения. Выпиши предложения. Выдели главные и второстепенные члены. С гор побежали говорливые ручейки. Ручейки (какие?) говорливые, побежали (откуда?) с гор.