Ученикам

 Чалая  Марина  Валерьевна

Памятки для учащихся

Памятка «Садимся за уроки»

  1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.
  2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
  3. Выключи радио, телевизор в комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
  4. Сотри со стола пыль.
  5. Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
  6. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
  7. Приготовь письменные принадлежности для занятий.
  8. Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.
  9. Убери со стола все лишнее.
  10. Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, Открой учебник...

 

Памятка «Как решать задачи»

  1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.
  2. Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
  3. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
  4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что по¬том.
  5. Составь план решения. 
  6. Выполни решение.
  7. Проверь решение и ответ на вопрос задачи. 

 

Памятка «Как нужно готовить задание по окружающему миру»

  1. Вспомни, не открывая учебник, о чем узнал на прошлом уроке - о чем рассказывал учитель, какие ставили опыты, какие рассматривали таблицы, картины.
  2. Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.
  3. Прочитай текст учебника.
  4. Подготовься отвечать по теме урока: 
  5. продумай план ответа, 
  6. расскажи заданное по этому плану, 
  7. старайся не просто рассказать, но и доказывать свои знания примерами из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг,
  8. сделай выводы,
  9. открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.

5.     Выполни задания учебника.

 

Памятка «Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение»

  1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
  2. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
  3. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
  4. Прочитай стихотворение еще 2-3 раза. Постарайся его запомнить.
  5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
  6. После окончания домашней работы еще 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
  7. Перед сном еще раз повтори стихотворение.
  8. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

 

Памятка «Если на выучивание стихотворения дано 2 дня»

Первый день 

  1. Прочитай стихотворение про себя.
  2. Выясни непонятные слова и обороты.
  3. Еще несколько раз прочитай стихотворение про себя.
  4. Прочитай стихотворение в слух.
  5. Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм.

Второй день

  1. Прочитай стихотворение про себя. 
  2. Прочитай стихотворение громко и выразительно. 
  3. Расскажи его по памяти. 
  4. Перед сном расскажи еще раз. 
  5. Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.

 

Памятка «Если стихотворение большое или трудно запоминается»

  1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.
  2. Выучи первый отрывок.
  3. Выучи второй отрывок.
  4. Повтори первый и второй отрывки вместе.
  5. Выучи третий отрывок.
  6. Расскажи наизусть все стихотворение.
  7. Повтори стихотворение еще раз перед сном.
  8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть. 

 

Памятка «Как готовить домашнее задание по русскому языку»

  1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
  2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
  3. Прочитай задания упражнения.
  4. Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.
  5. Выполни упражнение письменно.
  6. Проверь всю работу.

 

Памятка к выполнению работы над ошибками по русскому языку
Работа над ошибками – это сложная и очень важная работа на пути к грамотному письму. Пользуйся этой памяткой всегда, когда будешь выполнять работу над ошибками (т.е. ежедневно!).
Внимательно просмотри классную и домашнюю работу, проверенную учителем и найди ошибки. К ошибкам относятся:

  • Исправления: буква на букве, грязь, описка буквы.
  • Ошибки, найденные тобой.
  • Ошибки, исправленные учителем.
  • Грамматическое задание (разбор слов по составу, звуко-буквенный анализ, фонетический анализ и т.д.)

Работу над ошибками начинай всегда со списывания по целой строчке слова, в которых ты допустил исправления: буква на букве, грязь, или где ты описался (вместо одной буквы случайно написал другую). Подчёркивай то место, где у тебя исправления.
Далее идёт работа над ошибками, которые ты сам исправил в ходе самопроверки, а затем ошибки, найденные учителем. Сначала определи, на какую орфограмму твоя ошибка. Затем найди пункт в указателе (смотри ниже), который соответствует твоей ошибке и действуй согласно тому, что в ней  сказано.

Пропуск и замена букв. Выпиши слово, раздели на слоги.

Знаки в конце и в середине предложения. Выпиши предложение. Обоснуй знаки. Делай так: Наступила осень. (повествовательное предложение). Наступила осень? (вопросительное предложение). Из Москвы улетели грачи, скворцы и жаворонки. (однородный член).

Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выпиши слово. Запиши ещё два примера на это правило. Делай так: жил, жизнь, кружит.

Перенос слова. Раздели верно для переноса один раз. Делай так: ру-чей-ки, или стро-ят-ся.

Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, рек и улиц и т.д. Выпиши слово, придумай и напиши ещё два слова на это правило. Делай так: Саша, Алеша, Миша; Волга, Москва, Ока.

Слова из словаря. Напиши слово три раза и запомни его написание. Делай так: каранда́ш, каранда́ш, каранда́ш; класс, класс, класс.

Ь знак в конце и середине слова. Выпиши слово верно. Придумай и запиши ещё два слова на это правило. Делай так: огонь, день, учитель; деньки, огоньки, угольки.

Разделительные Ь и Ъ знаки. Выпиши слово. Запиши ещё два слова на это правило. Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, въехал, съёмка.
     Запомни!

  • Разделительный Ь знак пишется после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.
  • Разделительный Ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласные перед гласными: е, ё, ю, я.  

Приставки в словах.  Напиши верно слово. Придумай и напиши ещё два слова с приставками. Делай так: заехал, отъехал, переехал.
   Запомни! Приставка - часть слова. Она пишется со словом вместе. Гласные и согласные буквы пишутся в приставках одинаково, т.е. независимо от произношения.

Предлоги со словами. Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога. Делай так: у дома, у (какого?) дома, у большого дома.
     Запомни! Предлог - это отдельное слово. Это часть речи. Предлог со словом пишется отдельно.  

Безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпиши слово. Выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово; придумай и запиши ещё одно слово на эту гласную. Делай так: садовая (садик), забежали (бег). Вспомни правило о проверке безударной гласной в корне слова.

Звонкие и глухие согласные в корне слова. Выпиши слово. Выдели в нём корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово; придумай и запиши ещё одно слово на это правило. Делай так: дубки (дубок), резкий (резок). Вспомни правило о проверке звонких и глухих согласных в корне слова.

Непроизносимые согласные в корне. Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни в нём непроизносимую согласную. Напиши проверочное слово. Придумай и запиши ещё одно слово на это правило. Делай так: честный (честь), грустный (грустит).

Ь после шипящих. Выпиши слово верно. Запиши ещё два слова на это правило. Делай так: ночь, тишь, речь, (сущ., ж.р.); жечь, стеречь, печь, (гл., н.ф.); пишешь, рисуешь, читаешь, (гл., 2 л.).
     Запомни! В существительных женского рода, в глаголах неопределённой формы и 2 лица после шипящих пишется Ь знак.

Правописание слов с шипящей на конце. Выпиши слово. Запиши ещё два слова на это правило. Делай так: шалаш, сторож, камыш (сущ., м.р.);  с крыш, из-за туч, ряд задач (сущ., мн.ч., р.п.);  жгуч, скрипуч, могуч (кр. прилаг.).
  Запомни! В существительных мужского рода, родительного падежа множественного числа и в кратких именах прилагательных после шипящих Ь знак не пишется.

Гласные е и и в окончаниях имён существительных.  Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание е или и в окончании. Делай так: на полянке – полянка – сущ., 1 скл., стоит в п.п. -е.
    Запомни! Для определения окончания существительного надо знать склонение и падеж.

Гласные в окончаниях имён прилагательных.  Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится. Докажи окончание имени прилагательного. Делай так: к ближнему лесу, к лесу (какому?) ближнему - м.р., д.п. (ому, ему).
     Запомни! Для определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж. Это определи по существительному. Кроме этого окончание прилагательного можно определить по вопросу, который задаётся от существительного. В этом случае на до хорошо знать парные родовые окончания прилагательных.  

Гласные е- и в окончании глагола. Выпиши глагол, в котором допущена ошибка. Обоснуй (докажи) окончание глагола. Делай так: рисует (1 спр.) - рисовать (1 спр.) -е; пилит (2 спр.) - пилить (2 спр.) -и; слышит (2 искл.) - слышать (2 спр., искл.) -и. Запомни! Гласную е - и в окончании глагола следует определять по неопределённой форме.  

Разбор по членам предложения. Выпиши предложения. Выдели главные и второстепенные члены. С гор побежали говорливые ручейки. Ручейки (какие?) говорливые, побежали (откуда?) с гор.