Учебные курсы и внеурочная деятельность
Рабочие программы учебных курсов и внеурочной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ
АДМИНИСТРАЦИИ ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕМЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
руководитель МО ____________/ О.В.Чеботаева/ Протокол от 27.08.2018 №____ | заместитель директора по УМР ________ /Г.А.Астанкова/
| Директор _____________/Е.В.Головачева/ Приказ от 27.08.2018 №____ |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
внеурочной деятельности
«Изучение природы родного края»
3 класс
начальное общее образование
на 2018/2019 учебный год
Рабочая программа составлена на основе
авторской программы по учебным предметам 1- 4 классы
(автор Р.Г.Чуракова) – М: «Академкнига/Учебник», 2012г.
Составитель:
Чалая М.В.,
учитель начальных классов
Павловск 2018
I. Пояснительная записка
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу «Перспективная начальная школа».
В результате освоения курса реализуются следующие учебные цели:
- развитие умений наблюдать, анализировать, рассуждать;
- освоение и углубление знаний о природе родного края;
- воспитание экологической и культурологической грамотности, потребности участвовать в творческой деятельности.
Задачи курса:
- поддержать в ребёнке желание к сохранению природы родного края:
- формировать умения самостоятельно добывать информацию;
- предоставить ребёнку возможность проводить наблюдения в природе.
На внеурочную проектную деятельность «Изучение природы родного края» для 3 класса начального общего образования отводится 34 часа (1 час в неделю).
II.Содержание курса
Тема 1. Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание)
Аудиторные занятия – экспериментальное исследование свойств воды с целью фиксации этапов проведения эксперимента. Распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Проведение эксперимента по выявлению свойств воды при нагревании и охлаждении (при нагревании вода расширяется, при охлаждении вода сжимается).
Выявление этапов проведения экспериментов и их фиксирование (описание, фотографии, зарисовки). Примечание: возможна постановка и других экспериментов. Например: лед, образовавшийся из воды, занимает больший объем (см. А.И. Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей». – М., Мозаимка-Синтез, 2002, с. 14–15).
Внеаудиторные занятия - описание (фиксирование с помощью фотоаппарата) этапов постановки одного из опытов. Оформление результатов аудиторного занятия.
Аудиторные занятия: подведение итогов, выставка презентаций, выбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Тема 2. Определение прозрачности воды
Аудиторные занятия: распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Опытное исследование прозрачности воды из водопроводного крана и местного водоема (пруда, озера, речки) с целью фиксирования этапов проведения опыта (описание, зарисовка, фотографирование).
Внеаудиторные занятия: оформление полученных результатов.
Аудиторные занятия: выставка презентаций с целью отбора лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Тема 3. Свойства воздуха
Аудиторные занятия: распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Опытное исследование свойств воздуха с целью фиксирования этапов его проведения (воздух можно взвесить; воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается; теплый воздух легче холодного; воздух занимает пространство). Составление плана оформления результатов. Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов.
Внеаудиторные занятия: оформление результатов наблюдения за этапами проведения экспериментальных исследований (фотографии, рисунки, описания).
Аудиторные занятия: выставка презентаций, отбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Тема 4. Дневник наблюдений за погодой
Аудиторные занятия: составление словарика научных терминов – ветер, снег, туман, гололед, град, роса, иней, дождь, снег, флюгер, анемометр (учебник 3 класса, ч.1, с. 115, 118; Интернет).
Отбор лучших словариков в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов».
Изучение условных знаков для ведения дневника наблюдений за погодой (учебник 3 класса, ч.1, с. 122).
Разработка формы дневника наблюдений (работа в группах).
Выставка дневников наблюдений за погодой. Отбор наиболее удобной для использования формы дневника наблюдений.
Внеаудиторные занятия: наблюдение за погодой в течение недели. Запись результатов в дневник наблюдений с помощью условных знаков.
Аудиторные занятия: обсуждение индивидуальных результатов наблюдения за погодой.
Отбор лучшего дневника наблюдения в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Тема 5. Почва и ее состав
Аудиторные занятия: распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Изучение состава почвы (определение цвета почвы, наличие полусгнивших остатков растений и мелких животных (перегной), наличие воздуха и воды, наличие минеральных солей, песка и глины) с целью фиксирования этапов проведения опытов. Составление плана оформления результатов. Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов.
Внеаудиторные занятия: оформление презентаций.
Аудиторные занятия: выставка презентаций, отбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Формы проведения внеурочных занятий:
- экскурсии;
- выставки;
- кружковые занятия;
- совместная деятельность обучающихся и родителей (постановка опытов и экспериментов в режиме выполнения внеаудиторного занятия).
Формы деятельности:
- индивидуальная (результат работы одного ученика);
- работа в малых группах (результат работы 2-4 учеников);
- коллективная.
III. Результаты освоения курса
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- учиться определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем;
- учиться планировать свою деятельность;
- учиться предлагать собственные способы решения;
- учиться оценивать правильность выполнения действия;
- учиться соотносить результат деятельности с целью.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в системе знаний: осознавать необходимость в дополнительной информации для решения учебных задач;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою точку зрения до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- учиться выполнять различные роли в группе;
- уметь договариваться между собой, вступать в беседу не только на уроке, но и в жизни.
Планируемый результат курса «Изучения природы родного края» - пособие для внеурочной деятельности обучающихся 3 класса « Иллюстрированные материалы по постановке опытов и экспериментов», коллективный продукт, результат совместной работы учащихся (описание этапов проведенных опытов, экспериментов, наблюдений с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки библиотеки и родителей (изготовление фотографий этапов и результатов проведения опытов и наблюдений).
IV. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
Раздел 1. «Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание)» | 6 | |
1.1. | Экспериментальное исследование свойств воды. | |
1.2. | Проведение эксперимента по выявлению свойств воды при нагревании и охлаждении. | |
1.3. | Описание этапов постановки одного из опытов. | |
1.4. | Оформление результатов аудиторного занятия. | |
1.5. | Подведение итогов. | |
1.6. | Оформление пособия. | |
Раздел 2. «Определение прозрачности воды» | 6 | |
2.1. | Опытное исследование прозрачности воды из водопроводного крана. | |
2.2. | Опытное исследование прозрачности воды из местного водоема. | |
2.3. | Экскурсия в музей. | |
2.4. | Оформление полученных результатов. Выставка презентаций. | |
2.5. | Оформление полученных результатов. Выставка презентаций. | |
2.6. | Оформление пособия. | |
Раздел 3. «Свойства воздуха» | 8 | |
3.1. | Опытное исследование свойств воздуха. | |
3.2. | Опытное исследование свойств воздуха. | |
3.3. | Фиксирования этапов его проведения | |
3.4. | Составление плана оформления результатов. | |
3.5. | Оформление результатов наблюдения за этапами проведения экспериментальных исследований. | |
3.6. | Оформление результатов наблюдения за этапами проведения экспериментальных исследований. | |
3.7. | Выставка презентаций. Оформление пособия | |
3.8. | Выставка презентаций. Оформление пособия | |
Раздел 4. «Дневник наблюдений за погодой» | 8 | |
4.1. | Составление словарика научных терминов — ветер, снег, туман, гололед, град, роса, иней, дождь, снег, флюгер. | |
4.2. | Изучение условных знаков для ведения дневника наблюдений за погодой. | |
4.3. | Разработка формы дневника наблюдений (работа в группах). | |
4.4. | Выставка дневников наблюдений за погодой. | |
4.5. | Наблюдение за погодой в течение недели. | |
4.6. | Наблюдение за погодой в течение недели. | |
4.7. | Обсуждение индивидуальных результатов наблюдения за погодой. Оформление пособия. | |
48. | Обсуждение индивидуальных результатов наблюдения за погодой. Оформление пособия. | |
Раздел 5. «Почва и ее состав» | 6 | |
5.1. | Изучение состава почвы. Составление плана. Оформления результатов. | |
5.2. | Изучение состава почвы. Составление плана. Оформления результатов. | |
5.3. | Оформление презентаций. | |
5.4. | Выставка презентаций. Оформление пособия. | |
5.5. | Выставка презентаций. Оформление пособия. | |
5.6. | Представление пособия: «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов для 3 класса». | |
Итого | 34 |
V. Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений | Характеристика изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись лица, внесшего запись |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ
АДМИНИСТРАЦИИ ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕМЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
руководитель МО ____________/ О.В.Чеботаева/ Протокол от 27.08.2018 №____ | заместитель директора по УМР ________ /Г.А.Астанкова/
| Директор _____________/Е.В.Головачева/ Приказ от 27.08.2018 №____ |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
внеурочной деятельности
«Художественное творчество: станем волшебниками»
3 класс
начальное общее образование
на 2018/2019 учебный год
Рабочая программа разработана на основе программы
«Художественное творчество: станем волшебниками» 1-4 классы
(автор: Т.Н.Проснякова- Самара: Издательский дом «Федоров», 2012г.)
Составитель:
Чалая М.В.,
учитель начальных классов
Павловск 2018
- Пояснительная записка
Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана на основе УМК системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.
Задачи курса:
- развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
- формировать прикладные умения и навыки;
- воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Работа по программе основана на книгах серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья», рабочих тетрадях «Школа волшебников» (1 класс), «Волшебные секреты» (2 класс) и книге «Забавные фигурки. Модульное оригами».
На курс «Художественное творчество: станем волшебниками» для 3 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 68 часов.
- Содержание тем курса факультатива
Раздел 1. Работа с бумагой и картоном (по книгам серии «Любимый образ») – 20 часов
Объемные изделия в технике оригами. Симметричное вырезание. Игрушки из картона с подвижными деталями. Рисование ватой по бархатной бумаге. Моделирование из конусов. Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе. Надрезание бахромой, скручивание в жгут. Объемное конструирование из деталей оригами. Моделирование из бумажных салфеток. Простое торцевание на бумажной основе. Многослойное торцевание. Моделирование из фольги. Объемные украшения для костюма из бумаги
Раздел 2 Текстильные материалы (по книгам серии «Любимый образ») – 23 часа.
Аппликация из резаных нитей. Нитяная бахрома. Моделирование из помпонов. Изонить. Аппликация из нитяных валиков. Приклеивание ниток по спирали. Аппликация из распущенного Трикотажа. Вышивание по ткани. Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу. Аппликация из жатой ткани. Аппликация из ткани и ниток. Шитье по выкройкам.
Раздел 3. Пластические материалы (по книгам серии «Любимый образ») – 8 часов
Раскатывание пластилина, получение плоских изображений. Разрезание пластилина.
Мозаика из разрезных деталей. Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе. Разрезание пластилина, аппликация. Лепка из теста на каркасе.
Раздел 4. Модульное оригами(по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») – 19 часов
Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля. Соединение в изделии модуля «Супершар» и треугольного модуля. Изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля. Объемные изделия из треугольных модулей. Художественные образы из треугольных модулей Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru) Различные виды бумаги.
- Планируемые результаты
освоения обучающимися программы курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
- развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.
- Тематическое планирование
№ темы п/п | Название темы, раздела курса | Кол-во часов |
1 | Объемные изделия в технике оригами | 1 |
2 | Объемное конструирование из деталей оригами | 1 |
3 | Объемное конструирование из деталей оригами | 1 |
4 | Симметричное вырезание | 1 |
5 | Игрушки из картона с подвижными деталями | 1 |
6 | Моделирование из конусов | 1 |
7 | Художественные образы из треугольных модулей | 1 |
8 | Художественные образы из треугольных модулей | 1 |
9 | Художественные образы из треугольных модулей | 1 |
10 | Художественные образы из треугольных модулей | 1 |
11 | Моделирование из бумаги и салфеток | 1 |
12 | Моделирование из бумаги и салфеток | 1 |
13 | Моделирование из бумаги и салфеток | 1 |
14 | Квиллинг из салфеток | 1 |
15 | Квиллинг из салфеток | 1 |
16 | Многослойное торцевание. Коллективная работа | 1 |
17 | Надрезание бахромой, скручивание в жгут | 1 |
18 | Рисование ватой по бархатной бумаге | 1 |
19 | Изонить на картонной основе | 1 |
20 | Аппликация из резаных нитей | 1 |
21 | Аппликация из резаных нитей | 1 |
22 | Нитяная бахрома | 1 |
23 | Аппликация из распущенного трикотажа | 1 |
24 | Мозаика из нитяных валиков | 1 |
25 | Мозаика из нитяных валиков | 1 |
26 | Аппликация из нитяных валиков | 1 |
27 | Аппликация из нитяных валиков | 1 |
28 | Аппликация из нитяных валиков | 1 |
29 | Моделирование из проволоки и помпонов | 1 |
30 | Украшения для костюма из бумаги | 1 |
31 | Украшения для костюма из бумаги | 1 |
32 | Модульное оригами. Объемные изделия. Снеговик | 1 |
33 | Модульное оригами. Объемные изделия. Снеговик | 1 |
34 | Моделирование из фольги | 1 |
35 | Приклеивание ниток по спирали | 1 |
36 | Аппликация из жатой ткани | 1 |
37 | Аппликация из ткани и ниток | 1 |
38 | Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу | 1 |
39 | Вышивание. Стебельчатый и тамбурный швы | 1 |
40 | Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля | 1 |
41 | Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля | 1 |
42 | Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля | 1 |
43 | Шитье и аппликация. Коллективная работа | 1 |
44 | Шитье по выкройкам | 1 |
45 | Шитье по выкройкам | 1 |
46 | Шитье по выкройкам | 1 |
47 | Шитье по выкройкам | 1 |
48 | Раскатывание пластилина | 1 |
49 | Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе | 1 |
50 | Пластилиновые нити, продавливание через сито | 1 |
51 | Пластилиновые нити, продавливание через сито | 1 |
52 | Разрезание пластилина. Аппликация | 1 |
53 | Разрезание пластилина. Мозаика | 1 |
54 | Лепка из соленого теста на основе из фольги | 1 |
55 | Торцевание на бумаге | 1 |
56 | Торцевание на бумаге | 1 |
57 | Многослойное торцевание | 1 |
58 | Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе | 1 |
59 | Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе | 1 |
60 | Изонить на картонных шаблонах | 1 |
61 | Изонить на картонных шаблонах | 1 |
62 | Соединение модуля «Супершар» и треугольного модуля. Нарциссы | 1 |
63 | Соединение модуля «Супершар» и треугольного модуля. Нарциссы | 1 |
64 | Объемные изделия из треугольных модулей. Тюльпаны | 1 |
65 | Объемные изделия из треугольных модулей. Тюльпаны | 1 |
66 | Изделия с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля | 1 |
67 | Изделия с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля | 1 |
68 | Дополнительные материалы по выбору | 1 |
Итого | 68 |
Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений | Характеристика изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись лица, внесшего запись |
| |||
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ
АДМИНИСТРАЦИИ ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕМЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
руководитель МО ____________/ О.В.Чеботаева/ Протокол от 27.08.2018 №____ | заместитель директора по УМР ________ /Г.А.Астанкова/
| Директор _____________/Е.В.Головачева/ Приказ от 27.08.2018 №____ |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
курса «Готовлюсь к школьной олимпиаде»
(математика)
3 класс
начальное общее образование
на 2018/2019 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по учебным предметам 1- 4 классы
(автор Р.Г.Чуракова) – М: «Академкнига/Учебник», 2012г.
Составитель:
Чалая М.В.,
учитель начальных классов
Павловск 2018
I. Пояснительная записка
Программа курса разработана на основе учебно-методического комплекса «Перспективная начальная школа».
Цель курса — обеспечить подготовку младших школьников к успешному участию в интеллектуальных олимпиадах и конкурсах по математике (школьный, муниципальный, региональный, всероссийский уровни).
Задачи курса:
- формирование универсальных учебных действий обучающихся (регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- развитие познавательного интереса обучающихся, интеллектуальных способностей;
- выявление детей с признаками одаренности и организация индивидуальной работы с ними путем использования олимпиадных заданий по математике.
На курс «Готовлюсь к школьной олимпиаде» (математика) для 3 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 34 часа.
II. Содержание тем курса
- Умножение и деление. Табличные случаи деления (выполнение обучающимися заданий типа: рассмотри, запиши, найди значение суммы, проверь свой ответ). Чуракова Р.Г. Математика. 2 класс: тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник. (Школьная олимпиада) (далее — Тетрадь), с. 4–15.
- Куб и его изображение (выполнение обучающимися заданий типа: найди ответ на вопрос, рассмотри объемные фигуры и начерти изображения). Тетрадь, с. 16–17.
- Поразрядное сравнение многозначных чисел (выбери запись, запиши число, выполни сравнение, реши задачу). Тетрадь, с. 18–21.
- Единицы длины и массы (отметь условие знаком, вычисли длину, выполни сравнение). Тетрадь, с. 22–25.
- Кратное сравнение чисел и величин (реши задачу, вычисли и запиши ответ, проверь свой ответ, запиши числовое выражение, выполни сравнение). Тетрадь, с. 26–35.
- Прямоугольный, остроугольный и тупоугольный треугольники (выполни необходимые построения, докажи, построй, начерти, отметь). Тетрадь, с. 36–39.
- Натуральный ряд и другие числовые последовательности (запиши с помощью числовой последовательности, запиши ответ, запиши сумму, проверь свое решение с помощью рисунка, найди закономерность). Тетрадь, с. 40–47.
- Деление суммы и разности на число (вычисли значения, отметь верное утверждение, докажи предположение, реши задачу). Тетрадь, с. 48–55.
- Вычисление площади прямоугольника (отметь верное утверждение, обоснуй свой ответ, начерти примерный план, найди площадь прямоугольника). Тетрадь, с. 56–61.
- Умножение на «круглые» числа (подтверди свой ответ, приведи несколько примеров, найди исходное число). Тетрадь, с. 62–64.
- Устное деление двузначного числа на однозначное (двузначное) число (реши задачу, вычисли и запиши ответ, проверь свой ответ, рассмотри диаграмму, проверь свое решение с помощью рисунка). Тетрадь, с. 65–73.
- Симметричные фигуры. Высота треугольника (построй, начерти треугольник, проведи оси). Тетрадь, с. 74–77.
- Числовые последовательности (запиши последовательность, вычисли). Тетрадь, с. 78–81.
- Работа с данными (построй полосчатую диаграмму, составь таблицу). Тетрадь, с. 82–85.
- Повторение (реши задачу, вычисли и запиши ответ, проверь свой ответ, начерти и раздели). Тетрадь, с. 86–8
- Планируемые результаты
освоения обучающимися программы курса
Личностные результаты освоения курса «Готовлюсь к школьной олимпиаде» (математика), в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, предусматривают:
- формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;
- принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты освоения курса предусматривают:
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения олимпиадных задач;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения олимпиадных задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение основами логического, алгоритмического и комбинаторного мышления, пространственного воображения
- и математической речи.
- Тематическое планирование
№ темы п/п | Название темы, раздела курса | Кол-во часов |
1 | Умножение и деление. Табличные случаи деления | 1 |
2 | Умножение и деление. Табличные случаи деления | 1 |
3 | Умножение и деление. Табличные случаи деления | 1 |
4 | Умножение и деление. Табличные случаи деления | 1 |
5 | Умножение и деление. Табличные случаи деления | 1 |
6 | Куб и его изображение | 1 |
7 | Поразрядное сравнение многозначных чисел | 1 |
8 | Единицы длины и массы | 1 |
9 | Кратное сравнение чисел и величин | 1 |
10 | Кратное сравнение чисел и величин | 1 |
11 | Кратное сравнение чисел и величин | 1 |
12 | Кратное сравнение чисел и величин | 1 |
13 | Прямоугольный, остроугольный и тупоугольный треугольники | 1 |
14 | Прямоугольный, остроугольный и тупоугольный треугольники | 1 |
15 | Натуральный ряд и другие числовые последовательности | 1 |
16 | Натуральный ряд и другие числовые последовательности | 1 |
17 | Натуральный ряд и другие числовые последовательности | 1 |
18 | Натуральный ряд и другие числовые последовательности | 1 |
19 | Деление суммы и разности на число | 1 |
20 | Деление суммы и разности на число | 1 |
21 | Деление суммы и разности на число | 1 |
22 | Деление суммы и разности на число | 1 |
23 | Вычисление площади прямоугольника | 1 |
24 | Вычисление площади прямоугольника | 1 |
25 | Вычисление площади прямоугольника | 1 |
26 | Умножение на «круглые» числа | 1 |
27 | Устное деление двузначного числа на однозначное (двузначное) число | 1 |
28 | Устное деление двузначного числа на однозначное (двузначное) число | 1 |
29 | Устное деление двузначного числа на однозначное (двузначное) число | 1 |
30 | Симметричные фигуры. Высота треугольника | 1 |
31 | Симметричные фигуры. Высота треугольника | 1 |
32 | Числовые последовательности | 1 |
33 | Работа с данными | 1 |
34 | Повторение | 1 |
Итого | 34 |
- Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений | Характеристика изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись лица, внесшего запись |
| |||
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ
АДМИНИСТРАЦИИ ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕМЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
руководитель МО ____________/ О.В.Чеботаева/ Протокол от 27.08.2018 №____ | заместитель директора по УМР ________ /Г.А.Астанкова/
| Директор _____________/Е.В.Головачева/ Приказ от 27.08.2018 №____ |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
курса «Готовлюсь к школьной олимпиаде»
(русский язык)
3 класс
начальное общее образование
на 2018/2019 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по учебным предметам 2- 4 классы
(автор Р.Г.Чуракова) – М: «Академкнига/Учебник», 2012г.
Составитель:
Чалая М.В.,
учитель начальных классов
Павловск 2018
I. Пояснительная записка
Программа курса разработана на основе учебно-методического комплекса «Перспективная начальная школа».
Цель курса — обеспечить подготовку младших школьников к успешному участию в интеллектуальных олимпиадах и конкурсах по математике (школьный, муниципальный, региональный, всероссийский уровни).
Задачи курса:
- формирование универсальных учебных действий обучающихся (регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- развитие познавательного интереса обучающихся, интеллектуальных способностей;
- выявление детей с признаками одаренности и организация индивидуальной работы с ними путем использования олимпиадных заданий по русскому языку.
На курс «Готовлюсь к школьной олимпиаде» (русский язык) для 3 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 34 часа.
II. Содержание тем курса
Тема 1. Звуки и буквы. Состав слова. Лексика
Звуки и буквы. О том, как учились читать на Руси. Родственные слова.
Состав слова. Чередования в корнях слов. Корни-омонимы.
Выполнение заданий в учебном пособии: Лаврова Н.М. Русский язык. 3 класс: тетрадь для самостоятельной работы. (Школьная олимпиада) (далее — Тетрадь).
Подготовка к лингвистическому бюллетеню (определение задач, названий разделов; оформление сценки: костюмы, мебель; роли). Игра «Найди родственников». Чтение вслух.
Тема 2. Значение слова. Многозначные слова
Значение слова. Многозначные слова. Переносное значение слова. Толковый словарь: устройство словарной статьи многозначного слова.
Самостоятельное выполнение заданий в Тетради. Взаимопроверка, обсуждение и оценивание самостоятельных работ в группе.
Подготовка к лингвистическому бюллетеню «Почему мы так говорим». Чтение внеклассной литературы по предмету «Русский язык». Учебно-исследовательская работа со словарями и учебниками (индивидуальная и в группе). Составление календаря выпусков «Устного журнала».
Тема 3. Имена существительные
Род и число имен существительных. Имена существительные, обозначающие действия и признаки. Окончания имен существительных. Палиндромы (слова-перевертыши) — слова, которые можно читать слева направо и справа налево.
Выполнение заданий в Тетради.
Подготовка «Устного журнала» (возможные рубрики: «Зачем нам нужны падежи»; «Тайны грамматического рода»; «Почему мы так говорим»). Индивидуальные и коллективные сообщения в «Устный журнал» о результатах учебно-исследовательской работы. Обсуждение критериев оценивания.
Тема 4. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы
Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Синонимия и антонимия многозначных слов. Омонимы. Старославянские звуки и корни в русских словах.
Толковый словарь. Общепринятая система условного языка словарей: знаки и символы.
Выполнение заданий в Тетради.
Выразительное чтение отрывков из стихотворных произведений с опорой на их эмоциональное восприятие. Несловесные выразительные средства. Инсценирование стихотворных текстов с помощью средств, необходимых для
драматизации.
Тема 5. Устойчивые выражения
Устойчивые выражения. Единство значения слов/словосочетания/фразы в составе устойчивого выражения. Неизменный порядок слов в устойчивых выражениях. Неизменяемость словоформы в составе ряда устойчивых выражений. Использование
устаревших слов в составе устойчивых выражений. Синонимия устойчивых выражений. Антонимичные устойчивые выражения. Омонимичные устойчивые выражения. Словари устойчивых выражений. Использование в речи устойчивых выражений — межъязыковое явление.
Пословицы и поговорки. Устаревшие слова в пословицах и поговорках.
Выполнение заданий в Тетради.
Выразительное чтение прозаических текстов. Определение текста для чтения по ролям. Использование несловесных выразительных средств. Инсценирование текстов с помощью средств, необходимых для драматизации.
Тема 6. Жизнь корня в составе разных частей речи. Окончания имен существительных
Имя существительное: состав слова. Удивительные чередования. Корни-омонимы. Беглые гласные в разных частях слова.
Выполнение заданий в Тетради.
Лингвистическая разминка. Подготовка заданий к «Устному журналу», обсуждение критериев оценивания.
Тема 7. Окончания имен прилагательных. беглые гласные в разных частях речи
Образование имен прилагательных. Многозначность слова в тексте. Окончания имен прилагательных.
Беглые гласные в разных частях речи. Имена существительные, похожие на имена прилагательные.
Выполнение заданий в Тетради.
Выразительное чтение отрывков из стихотворных произведений с опорой на их эмоциональное восприятие. Несловесные выразительные средства.
Тема 8. Второстепенные члены предложения. Времена глагола
Второстепенные члены предложения. Роль в предложении имен прилагательных и имен существительных.
Глагол: состав слова. Удивительные чередования. Времена глагола. Роль глагола в предложении. Особенности форм прошедшего времени.
Выполнение заданий в Тетради.
Выразительное чтение отрывков из стихотворных произведений.
Олимпиадные туры
(между одноклассниками, в параллели классов, финальные и итоговые). Работа в Тетради.
Подготовка к общешкольным предметным праздникам и участие в Неделе русского языка, в Турнире смекалистых, в проведении Дня русского языка (разработка и оформление заданий для учеников 2 класса.
- Планируемые результаты
освоения обучающимися программы курса
Личностные:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на русский язык как средство развития культуры народов, населяющих Россию;
- овладение первоначальными нормами и правилами речевого этикета;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях языка как средства изучения процессов и явлений окружающего мира;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, построения рассуждений;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Планируемый результат: готовность школьников к участию в интеллектуальных олимпиадах и конкурсах; сформированный интерес к русскому языку, к чтению научно-популярной литературы; высокий уровень социализации в окружающем мире; развитые умения исследовательской и проектной деятельности, планирования и самооценки своей и групповой работы.
- Тематическое планирование
№ темы п/п | Название темы, раздела курса | Кол-во часов |
Раздел 1. Звуки и буквы. Родственные слова. Состав слова | 4 | |
1.1 | Звуки и буквы. О том, как учились читать на Руси | |
1.2 | Звуки и буквы. О том, как учились читать на Руси | |
1.3 | Родственные слова. Состав слова. Чередования в корнях слов | |
1.4 | Корни-омонимы | |
Раздел 2. Значение слова. Многозначные слова | 3 | |
2.1 | Значение слова. Переносное значение слова | |
2.2 | Словотворчество авторов | |
2.3 | Толковый словарь: устройство словарной статьи многозначного слова | |
Раздел 3. Имена существительные | 3 | |
3.1 | Род и число имени существительного | |
3.2 | Род и число имени существительного | |
3.3 | Палиндромы | |
Раздел 4. Многозначные слова. Старославянские звуки и корни в русских словах. Синонимы. Антонимы | 4 | |
4.1 | Многозначные слова. Старославянские звуки и корни в русских словах | |
4.2 | Многозначные слова. Старославянские звуки и корни в русских словах | |
4.3 | Синонимы. Антонимы. Омонимы | |
4.4 | Синонимы. Антонимы. Омонимы | |
Раздел 5. Устойчивые выражения | 4 | |
5.1 | Значение устойчивого выражения. Неизменный порядок слов в устойчивых выражениях | |
5.2 | Синонимия, антонимия и омонимия устойчивых выражений. Словари устойчивых выражений | |
5.3 | Синонимия, антонимия и омонимия устойчивых выражений. Словари устойчивых выражений | |
5.4 | Пословицы и поговорки | |
Раздел 6. Жизнь корня в составе разных частей речи. Окончания имен существительных | 4 | |
6.1 | Корни-омонимы | |
6.2 | Корни-омонимы | |
6.3 | Имя существительное: состав слова. Удивительные чередования | |
6.4 | Имя существительное: состав слова. Удивительные чередования | |
Раздел 7. Окончания имен прилагательных. Беглые гласные в разных частях речи | 2 | |
7.1 | Образование имен прилагательных. Многозначность слова в тексте. Окончания имен прилагательных | |
7.2 | Беглые гласные в разных частях слова и в разных частях речи | |
Раздел 8. Второстепенные члены предложения. | 3 | |
8.1 | Второстепенные члены предложения. Времена глагола | |
8.2 | Времена глагола | |
8.3 | Глагол: состав слова. Удивительные чередования | |
Раздел 9. Олимпиадные туры на уровне образовательной организации | 7 | |
9.1 | Олимпиадные туры | |
9.2 | Олимпиадные туры | |
9.3 | Олимпиадные туры | |
9.4 | Турнир смекалистых | |
9.5 | Турнир смекалистых | |
9.6 | Неделя русского языка | |
9.7 | Неделя русского языка | |
9.8 | День русского языка | |
Итого | 34 |
- Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений | Характеристика изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись лица, внесшего запись |
| |||
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ
АДМИНИСТРАЦИИ ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕМЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
руководитель МО __________/ Г.Н.Стяжкина/
Протокол от 28.08.2017 № 1 | заместитель директора по УМР ________ /Г.А.Астанкова/
| Директор _____________/Е.В.Головачева/ Приказ от 28.08.2017 № ____ |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
курса «Разговор о правильном питании»
2 класс
начальное общее образование
на 2017/2018 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева) - М., ОЛМА Медиа Групп, 2009
Составитель:
Чалая М.В.,
учитель начальных классов
Павловск 2017
- Пояснительная записка
Программа курса составлена в соответствии с образовательной программой Учреждения и на основе авторской программы «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева.
Цель: формирование у младших школьников основных представлений и навыков рационального питания, как составной части здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья, проектирование модели личного здоровьесберегающего и здоровьеформирующего поведения в повседневной жизни.
Задачи курса:
Образовательные задачи:
- развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей,
- формирование готовности заботиться и укреплять здоровье;
- расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности выполнять эти правила;
- развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.
Воспитательные задачи:
- развитие представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;
- развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
Развивающие задачи:
- развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности;
- развитие самостоятельности, самоконтроля;
- развитие коммуникативности;
- развитие творческих способностей.
На курс «Разговор о правильном питании» для 2 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 34 часа.
- Содержание тем курса внеурочной деятельности
Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья».
Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.
Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день.
Таким образом, такое содержание программы по формированию у детей основ культуры питания позволит подвести детей к пониманию того, что составляющей здорового образа жизни является правильное питание.
- Планируемые результаты освоения
обучающимся программы курса
Личностные
- расширение и углубление знаний учащихся о культуре питания;
- принятие учащимися правил здорового образа жизни;
- формирование бережного отношения к своему организму, представления о том, что вредно и что полезно для здоровья;
- развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
Регулятивные
- умение сохранять заданную цель;
- развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, учитывать характер сделанных ошибок;
- формирование умения ориентироваться в разнообразных способах решения жизненных ситуаций, стремиться к сотрудничеству;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме и письменной;
- умение устанавливать контакт со сверстниками;
- эмоционально – позитивное отношение к процессу сотрудничества;
- умение слушать собеседника; обращаться за помощью в случае затруднения к старшим;
- понимание возможности различных позиций и точек зрения на предмет или вопрос;
- способность строить понятные для партнера высказывания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
Познавательные
- развитие познавательной активности и интереса у учащихся к изучению данной темы;
- приобретение знаний и навыков рационального и правильного питания;
- формирование осознанного стремление выполнять правила здорового питания (что полезно для питания, а что ему вредит);
- умение находить в библиотеке, читать и обсуждать книги по заданной тематике;
- формирование мотивации к проектной, научно- исследовательской работе;
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- познакомиться с традициями русской кухни;
- поиск и выделение необходимой информации.
- Тематическое планирование
№ темы п/п | Название темы, раздела курса | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Что мы едим. | 1 |
2 | Как мы едим. | 1 |
3 | Продукты полезные и вредные. | 1 |
4 | Ты идёшь в гости | 1 |
5 | Гигиена питания. | 1 |
6 | Режим питания. | 1 |
7 | Вредные и полезные привычки в питании | 1 |
8 | Русская кухня. | 1 |
9 | Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? | 1 |
10 | Разнообразие каш для завтрака. | 1 |
11 | Конкурс «Самая вкусная, полезная каша» | 1 |
12 | Плох обед, если хлеба нет. | 1 |
13 | Что мы знаем о хлебе? | 1 |
14 | Проект на тему: «Хлеб – всему голова». | 1 |
15 | В гостях у молока | 1 |
16 | О пользе молока и молочных продуктов. | 1 |
17 | Когда еда бывает вкусной? | 1 |
18 | Полдник. Время есть булочки. | 1 |
19 | Как приготовить бутерброды. Конкурс рецептов «Любимое блюдо нашей семьи» | 1 |
20 | Пора ужинать. | 1 |
21 | Каким должен быть ужин? | 1 |
22 | Почему полезно есть рыбу. Рыба и рыбные блюда. | 1 |
23 | Мясо и мясные блюда | 1 |
24 | Практическое занятие «Законы питания» | 1 |
25 | Для чего нужны витамины? Где найти витамины весной? | 1 |
26 | Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты. | 1 |
27 | Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты. | 1 |
28 | Каждому овощу – свое место | 1 |
29 | Коллективный проект «Витаминная еда и полезна и вкусна» | 1 |
30 | Что такое вода и зачем она нужна человеку? | 1 |
31 | Как утолить жажду? | 1 |
32 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее. | 1 |
33 | Вкусовые качества продуктов | 1 |
34 | Итоговое занятие «Что нужно есть и чего есть не надо» | 1 |
Всего часов | 34 |
- Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений | Характеристика изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись лица, внесшего запись |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ
АДМИНИСТРАЦИИ ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕМЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
руководитель МО __________/ Г.Н.Стяжкина/
Протокол от 28.08.2017 № 1 | заместитель директора по УМР ________ /Г.А.Астанкова/
| Директор __________/Е.В.Головачева/ Приказ от 29.08.2017 № ____. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
курса «Информатика и ИКТ»
2 класс
начальное общее образование
на 2017/2018 учебный год
Рабочая программа разработана на основе программы «Информатика и ИКТ» 2-4 классы
(авторы – составители: Бененсон Е.П., Паутова А.Г.)
— М.: «Академкнига/Учебник», 2012
Составитель:
Чалая М.В.,
учитель начальных классов
Павловск 2017
- Пояснительная записка
Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу «Перспективная начальная школа».
Цель курса: изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).
Обучение информатике направлено на решение следующих задач:
- учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач;
- формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;
- дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
- дать представление об этических нормах работы с информацией, об информационной безопасности личности и государства
На курс «Информатика и ИКТ» для 2 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 34 часа .
- Содержание тем курса факультатива
Информационная картина мира (10 ч).
Понятие информации
Информация как сведения об окружающем мире. Восприятие информации человеком с помощью органов чувств. Источники информации (книги, средства массовой информации, природа, общение с другими людьми). Работа с информацией (сбор, передача, получение, хранение, обработка информации). Полезная и бесполезная информация. Отбор информации в зависимости от решаемой задачи.
Обработка информации
Обработка информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации. Обработка информации компьютером. Черный ящик. Входная и выходная информация (данные).
Кодирование информации
Шифры замены и перестановки. Использование различных алфавитов в шифрах замены.
Принцип двоичного кодирования. Двоичное кодирование текстовой информации. Двоичное кодирование черно-белого изображения.
Компьютер — универсальная машина для обработки информации (10 ч).
Фундаментальные знания о компьютере
Представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации.
Устройство компьютера. Названия и назначение основных устройств компьютера. Системная плата, процессор, оперативная память, устройства ввода и вывода информации (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, дисководы), устройства внешней памяти (гибкий, жесткий, лазерный диски).
Программа — алгоритм работы компьютера, записанный на понятном ему языке.
Подготовка к знакомству с системой координат монитора. Адрес клетки на клетчатом поле. Определение адреса заданной клетки. Поиск клетки по указанному адресу.
Гигиенические нормы работы на компьютере
Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования) осуществляется при изучении всех разделов курса (время на нее учтено во всех разделах курса).
Понятие графического интерфейса. Запуск программы с рабочего стола, закрытие программы.
Выбор элемента меню с помощью мыши. Использование клавиш со стрелками, цифровых клавиш и клавиши Enter.
Алгоритмы и исполнители (11ч).
Алгоритм как пошаговое описание целенаправленной деятельности. Формальность исполнения алгоритма. Влияние последовательности шагов на результат исполнения алгоритма.
Формальный исполнитель алгоритма, система команд исполнителя. Создание и исполнение линейных алгоритмов для формальных исполнителей. Управление формальными исполнителями (при наличии компьютера).
Планирование деятельности человека с помощью линейных алгоритмов. Массовость алгоритма.
Способы записи алгоритмов. Запись алгоритмов с помощью словесных предписаний и рисунков.
Подготовка к изучению алгоритмов с ветвлениями: истинные и ложные высказывания. Определение истинности простых высказываний, записанных повествовательными предложениями русского языка, в том числе высказываний, содержащих отрицание, конструкцию «если, ... то», слова «все», «некоторые», «ни один», «каждый».
Определение истинности высказываний, записанных в виде равенств или неравенств.
Объекты и их свойства (2 ч)
Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Признак, общий для всех предметов из набора, кроме одного. Поиск лишнего предмета.
Выявление закономерности в последовательностях. Продолжение последовательности с учетом выявленной закономерности.
Описание предметов. Поиск предметов по их описанию.
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1ч)
Компьютерный класс как информационная система коллективного пользования. Формирование бережного отношения к оборудованию компьютерного класса. Правила поведения в компьютерном классе.
- Планируемые результаты
освоения обучающимися программы курса
Личностные результаты.
Нравственно-этическое оценивание. Ученик начальной школы будет знать и применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Ученик сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Ученик научится самостоятельно соблюдать правила работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых — сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.
Самоопределение и смыслообразование. Ученик сможет находить ответы на вопросы: «какой смысл имеет для меня учение? какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?». У него будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно. Ученик начальной школы получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использовании информационных технологий, осознает их практическую значимость.
Метапредметные результаты образовательной деятельности
В процессе изучения курса информатика и ИКТ формируются РЯГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (планирование и целеполагание, контроль и коррекция, оценивание).
Планирование и целеполагание. У ученика начальной школы будут сформированы умения:
- ставить учебные цели;
- использовать внешний план для решения поставленной задачи;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Контроль и коррекция.
У учеников будут сформированы умения:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;
- сличать результат действий с эталоном (целью);
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
Оценивание. Ученик будет уметь оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса с помощью специальных заданий учебника. К окончанию начальной школы в процессе изучения курса информатика и ИКТ у ученика будет сформирован ряд ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Общеучебные универсальные действия:
- поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников, интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;
- составление знаково-символических моделей (в теме «Кодирование информации», пространственно-графических моделей реальных объектов (в темах «Устройство компьютера», «алгоритмы и исполнители»);
- использование готовых графических моделей процессов для решения задач;
- оставление и использование для решения задач табличных моделей (для записи условия и решения логической задачи, описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком и т.д.);
- использование опорных конспектов правил работы с незнакомыми компьютерными программами;
- одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) в целях выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;
- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей);
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов.
Логические универсальные учебные действия:
- анализ объектов в целях выделения признаков с обозначением имени и значения свойства объектов (темы «Объекты и их свойства», «Действия объектов»);
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов (решение заданий типа «Продолжи последовательность...», темы «Классы объектов», «Таблицы», «Порядок записей в таблице», «Организация информации в виде дерева», «Дерево деления на подклассы», «Циклические алгоритмы» — задания на создание алгоритмов упорядочивания объектов);
- синтез как составление целого из частей (темы «Устройство компьютера», компьютерные программы «Сборка компьютера “Малыш”», «Художник». создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов);
- построение логической цепи рассуждений.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету.
Обучающиеся должны иметь представление:
- о понятии «информация»;
- о многообразии источников информации;
- о том, как человек воспринимает информацию;
- о компьютере, как об универсальной машине, предназначенной для обработки информации;
- о названии и назначении основных устройств персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память);
- о том, что компьютер обрабатывает информацию по правилам, которые определили люди, а компьютерная программа — набор таких правил;
- об алгоритме как последовательности дискретных шагов, направленных на достижение цели;
- об истинных и ложных высказываниях;
- о том, что информация в памяти компьютера хранится в виде набора нулей и единиц.
Обучающиеся научатся:
- исполнять правила поведения в компьютерном классе;
- приводить примеры источников информации;
- приводить примеры работы с информацией;
- приводить примеры технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон);
- приводить примеры полезной и бесполезной информации;
- запускать программы с рабочего стола (при наличии оборудования);
- выбирать нужные пункты меню с помощью мыши (при наличии оборудования);
- пользоваться клавишами со стрелками, клавишей Еп1ег, вводить с клавиатуры числа (при наличии оборудования);
- с помощью учителя составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
- с помощью учителя ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
- ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач;
- определять истинность простого высказывания, записанного повествовательным предложением русского языка.
- Тематическое планирование
№ темы п/п | Название темы, раздела курса | Кол-во часов |
1 | Информация, источники информации. | 1 |
2 | Работа с информацией. | 1 |
3 | Отбор полезной информации. | 1 |
4 | Шифры перестановки и замены. | 1 |
5 | Двоичное кодирование текстовой информации. | 1 |
6 | Обработка информации человеком. | 1 |
7 | Обработка информации компьютером (чёрный ящик). | 1 |
8 | Ещё раз о том, что такое информация. | 1 |
9 | Действия с информацией (повторение). | 1 |
10 | Системная плата. Процессор. | 1 |
11 | Оперативная память. | 1 |
12 | Устройства ввода информации. | 1 |
13 | Устройства вывода информации. | 1 |
14 | Внешняя память. | 1 |
15 | Обобщение материала по теме «Устройство компьютера». | 1 |
16 | Твои успехи. (дополнительные задания) | 1 |
17 | Первое знакомство с алгоритмами и исполнителями. | 1 |
18 | Составление и выполнение алгоритмов. | 1 |
19 | Последовательность действий и результат выполнения алгоритма. | 1 |
20 | Составление и выполнение алгоритмов. | 1 |
21 | Исполнитель алгоритмов Мышка – художник. | 1 |
22 | Адрес клетки. | 1 |
23 | Энтик и Мышка в одном поле. | 1 |
24 | Выполнение и составление алгоритмов. | 1 |
25 | Составление алгоритмов. | 1 |
26 | Составление алгоритмов, их запись в словесной форме. | 1 |
27 | Исполнитель алгоритмов Перемещайка. | 1 |
28 | Составление алгоритмов. | 1 |
29 | Алгоритмы Перемещайки | 1 |
30 | Продолжение работы с истинными и ложными высказываниями. | 1 |
31 | Массовость алгоритмов. | 1 |
32 | Повторение пройденного. | 1 |
33 | Твои успехи. | 1 |
34 | Дополнительные задания. | 1 |
Итого | 34 |
- Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений | Характеристика изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись лица, внесшего запись |
| |||
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ
АДМИНИСТРАЦИИ ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕМЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Составитель:
Чалая М.В.,
учитель начальных классов
Павловск 2017
- Пояснительная записка
Программа курса «Мир геометрии» разработана на основе УМК по математике системы развивающего обучения Л.В. Занкова .
Цель курса: расширение и углубление геометрических представлений младших школьников.
Задачи курса:
- формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни;
- развивать пространственное воображение при совместном изучении элементов планиметрии и стереометрии;
- учить изображать простые геометрические формы;
- развивать навыки учебной деятельности, выявлять и развивать математические способности детей;
- воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
- развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей, критическое отношение к своим и чужим суждениям.
На курс «Мир геометрии» для 2 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 34 часа.
- Содержание тем курса факультатива
Окружность и круг. Сфера и шар.
Обобщение знаний об изученных понятиях: различные виды линий, взаимное расположение точек и линий, пространство, плоскость. Закрепление понятий «пространственная фигура», «пространственное тело». Применение латинских букв для обозначения точек, прямых, отрезков, лучей, ломаных. Введение понятий «окружность», «круг». Построение окружности. Взаимное расположение точек и окружности, точек и круга. Чтение таблиц, работа по инструкции. Конструирование из деталей игры «Волшебный круг», различные варианты построения заданных фигур. Введение определения сферы, шара. Модели сферы, шара. Сопоставление окружности, круга, сферы, шара, выявление их сходств и различий.
Радиус и диаметр
Понятие «радиус окружности (круга)». Выделение радиуса окружности из прочих отрезков в круге. Построение окружностей заданного радиуса. Измерение радиусов данных окружностей. Ведение понятий «хорда», «диаметр». Построение хорд, диаметров окружности. Связь между радиусом, хордой,
диаметром. Знакомство с числом «пи». Определение опытным путем отношения длины окружности к ее диаметру, анализ полученных результатов. Введение определений «дуга окружности», «центр дуги», «радиус дуги». Построение дуг окружностей. Моделирование из бумаги. Наблюдение за изменением фигуры. Дуги окружности как основные элементы готических храмов. Введение определений «радиус сферы (шара)», «диаметр сферы (шара)». Планеты Солнечной системы как модели шара. Диаметр Солнца, Земли.
Цилиндр, конус, шар, усеченный конус.
Изображение тел на плоскости
Знакомство с разными видами цилиндров (прямых, наклонных), конусов, усеченных конусов (прямых, наклонных, усеченных). Описание и сравнение свойств, элементов цилиндра, конуса, усеченного конуса, шара. Различные способы изображения этих фигур на плоскости. Построение цилиндра, конуса, усеченного конуса, шара на плоскости. Конструирование фигур сложной формы из цилиндров, конусов, кубов. Вид спереди, сверху, сбоку (слева) этих конструкций. Создание конструкций по заданным проекциям (без использования этого термина). Развертка цилиндра (конуса). Анализ разверток, выбор развертки, соответствующей данному цилиндру (конусу) из предложенных. Создание чертежей разверток.
Простейшие задачи на построение
Задачи на построение, характеристика задач этого класса. Построение известных геометрических фигур. Анализ и обоснование алгоритма построения. Нахождение всевозможных вариантов построения, удовлетворяющих условию задачи. Описание последовательности построения.
Взаимное расположение окружностей
Различные варианты взаимного расположения окружностей (концентрические окружности, внутреннее и внешнее касание без использования этих терминов, пересекающиеся). Количество общих точек у окружностей, кругов. Наблюдение взаимного расположения окружностей, имеющих точку касания, выводы из наблюдений. Построение окружностей в соответствии с заданными условиями, проверка правильности построения. Связь между радиусами двух окружностей и отрезком, соединяющим их центры. Конструирование из деталей игры «Волшебный круг». Наблюдение узоров с элементами окружностей. используемых в архитектуре, создание своих орнаментов. Моделирование кругов из подручного материала, наблюдение за изменением фигуры, построение чертежа полученной фигуры. Конструкции из геометрических тел с окружностями в основании, изображение вида спереди, сверху, сбоку (слева).
- Планируемые результаты
освоения обучающимися программы курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
- понимание причин успеха в учебной деятельности;
- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
- представление об основных моральных нормах.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
- различать способы и результат действия;
- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
- устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
- формулировать проблему;
- строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
- устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать участие в совместной работе коллектива;
- вести диалог, работая в парах, группах;
- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
- координировать свои действия с действиями партнеров;
- корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль совместных действий;
- совершенствовать математическую речь;
- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- критически относиться к своему и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- принимать самостоятельно решения;
- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
- Тематическое планирование
№ темы п/п | Название темы, раздела курса | Кол-во часов |
1 | Обзор изученных фигур | 1 |
2 | Обзор изученных фигур | 1 |
3 | Использование латинских букв для обозначения фигур | 1 |
4 | Окружность и круг. | 1 |
5 | Сфера и шар. Определения | 1 |
6 | Окружность и круг. Сфера и шар. Определения | 1 |
7 | Радиус и диаметр | 1 |
8 | Радиус и диаметр | 1 |
9 | Радиус и диаметр | 1 |
10 | Цилиндр. Изображение тел на плоскости | 1 |
11 | Цилиндр. Изображение тел на плоскости | 1 |
12 | Конус. Изображение тел на плоскости | 1 |
13 | Конус. Изображение тел на плоскости | 1 |
14 | Шар. Изображение тел на плоскости | 1 |
15 | Шар. Изображение тел на плоскости | 1 |
16 | Усеченный конус. Изображение тел на плоскости | 1 |
17 | Усеченный конус. Изображение тел на плоскости | 1 |
18 | Первые задачи на построение | 1 |
19 | Первые задачи на построение | 1 |
20 | Первые задачи на построение | 1 |
21 | Первые задачи на построение | 1 |
22 | Взаимное расположение окружностей | 1 |
23 | Взаимное расположение окружностей | 1 |
24 | Взаимное расположение окружностей | 1 |
25 | Взаимное расположение окружностей | 1 |
26 | Взаимное расположение окружностей | 1 |
27 | Взаимное расположение окружностей | 1 |
28 | Взаимное расположение окружностей | 1 |
29 | Взаимное расположение окружностей | 1 |
30 | Взаимное расположение окружностей | 1 |
31 | Взаимное расположение окружностей | 1 |
32 | Взаимное расположение окружностей | 1 |
33 | Взаимное расположение окружностей | 1 |
34 | Итоговое занятие | 1 |
Итого | 34 |
- Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений | Характеристика изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись лица, внесшего запись |
| |||