Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения.

Аджиева Марина Магомедаминовна

Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения

М.М.Аджиева

ГБДОУ детский сад №38

Адмиралтейского района

г.Санкт-Петербург.

«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»

Плутарх.

             

              Основная цель ДОУ в развитии речи и обучении родному языку состоит в формировании устной речи и навыков речевого общения с окружающими.
     Диалог - форма речевого общения. В нём взаимодействие партнёров опосредуется знаками языка. Знание языка, умение словесно выразить свою мысль, передать чувство, установить с партнёром «диалогические отношения» в разнообразных коммуникативных ситуациях – слагаемые, необходимые для ведения диалога.

Сердцевину диалога составляют диалогические отношения, проявляющиеся в готовности к встрече с партнёром, в принятии его как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, согласия, сочувствия, сопереживания, содействия.

Данная проблема в разное время исследовалась: Е.А.Флёриной, Е.И.Тихеевой, О.И.Соловьёвой, Э.П.Коротковой, А.Г.Арушановой  и др.
     А.Г.Арушанова подчёркивает необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач обучения диалогу только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений; и такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребёнка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками как сферы подлинной детской коммуникационной самодеятельности.

Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

Диалог  со сверстником - новая увлекательная  область педагогики саморазвития.

Однако как показывает учебно-воспитательная работа с детьми и наблюдения в дошкольных учреждениях беседа с детьми планируются не систематически, развитие диалогических навыков не предусматриваются, в ходе беседы основная речевая нагрузка ложится на воспитателя, а речевая активность детей минимальная, на занятиях не учат детей формулировать вопросы, не используются упражнения или игровые ситуации, развивающие коммуникативные способности. В результате выпускники детских садов не умеют самостоятельно строить диалог, вести не стимулированную беседу, отмечаются недостаточной речевой активностью.

Поэтому данное исследование является актуальным. Деятельность педагога должна быть направлена на развитие диалогических умений необходимых ребёнку для общения и формирования связной диалогической речи в дошкольном возрасте.

Цель  исследования - выявление особенности развития диалогической речи у детей дошкольного возраста в процессе повседневного общения дошкольников и возможности обучения их диалогическим умениям с помощью специально подобранных методов и приёмов. 

Объект  исследования – процесс повседневного общения дошкольников.

Предмет исследования  –  развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения.

Задачи  исследования:

1. На основе анализа литературных источников рассмотреть понятие диалога, выявить особенности и методику обучения диалогической речи детей младшего дошкольного возраста.

2. Выявить особенности развития диалогической речи на конкретном контингенте. 

3.Описать педагогические условия, направленное на развитие диалогической речи с помощью специально подобранных методов и приемов, а также выявить педагогические условия, определяющие успех развития диалогической речи дошкольников.

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения

Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми. Необходимо отметить, что практические работники не всегда в полной мере готовы к осуществлению речевого общения с детьми в повседневной жизни. Общение носит формальный характер, лишенного личностного смысла. Многие высказывания воспитателя не вызывают ответной реакции ребенка, не хватает ситуаций способствующих развитию диалогической речи. Поэтому во время наблюдений за детьми на занятиях, видно, что детям неинтересно, они не внимательны. Обучение должно носит игровую коммуникативную мотивацию. Это обучение дает возможность устанавливать контакты между детьми, формируют коллектив, что ведет к развитию диалогического общения.

После проведённого исследования можно сделать вывод что:

· Для развития диалогической речи детей необходимо обогатить содержание речевого воспитания и совершенствовать формы и методы речевой работы.

· Новое содержание предполагает стимуляцию высказываний детей из личного опыта; организацию словесного коллективного творчества (сотворчество); обучение диалогу: умению слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие, отвечать на высказывания партнера, рассуждать, аргументировать высказывания.

К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами; организация пространства общения; не дисциплинарные формы привлечения и удержания внимания; игровая и коммуникативная мотивация занятий.

 Методами и приемами развития диалога являются групповые беседы; деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд); театрализованные игры (игры-драматизации, инсценировки); дидактические игры.

 Целесообразно чаще организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.