Методическая разработка
Для участия в конкурсе "Учитель года столицы-2012"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_zadacha_kak_sposob_formirovaniya_uud.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме
"Проектная задача как способ формирования УУД".
Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 37 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары ЧР.
Игнатьева Алина Германовна
Каждый из нас многократно сталкивался с такой ситуацией: ученик добросовестно посещал школу, аккуратно выполнял домашние задания и все предписания учителя, но оказывается не в состоянии справиться с требованиями, выдвигаемыми жизнью. Почему? Ведь у него, судя по отметкам прекрасные знания, умения и навыки. Причина, очевидно, в том, что обучающие рассматривают такие знания, как самоцель, а не как ориентировочную основу учебной, а затем и внеучебной деятельности. Навыки же необходимо рассматривать, как способность ребенка осуществлять технологическую сторону деятельности, набор ключевых компетенций, обеспечивающих возможность переноса предметных ЗУНов из области одних предметов в другие и, в конечном итоге, в социальную жизнь.
Согласно теории Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания оказывают влияние на развитие человека лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и, обладая соответственным содержанием, в определенных возрастах способствуют формированию тех или иных типов деятельности.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность является главной и ведущей среди других видов деятельности. Систематическое осуществление младшими школьниками УД способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста. В связи с этим, обучение необходимо рассматривать как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет УД- выполняет учебные действия на материале учебного предмета, и в ходе психологического процесса интериоризации эти внешние предметные действия превращаются во внутренние, когнитивные.
Сейчас содержание обучения в предметных областях определенно достаточно четко, ведущим стал принцип деятельностного подхода в обучении. Но дело усложняется тем, что весь материал, который подается ребенку в школе, находится в одном русле с потоком информации, получаемым с экранов телевизора, Интернет, печатных СМИ, разнопланового общения со сверстниками и взрослыми. Суть же существующей модели обучения до сих пор остается прежней- передача знаний от учителя к сидящим напротив ученикам. Однако школьная практика требует конкретной технологии реализации деятельностного подхода при освоении содержательной части обучения с учетом всего потока информации. Идея проектного обучения приобрела актуальность, так как дает возможность обеспечить рациональное сочетание как получения теоретических знаний, так и их практического применения, выстроить образовательный процесс в логике деятельности, имеющей для ребенка личный смысл.
Актуальным в образовательном процессе становится использование приемов и методов, способствующих формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Решать в начальной школе пытаются, в частности, через организацию проектной деятельности.
Проектная деятельность обучающихся- совместная учебно- познавательная, творческая или итоговая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Этапы проектной деятельности.
Этапы | Действие преподавателя | Действие обучаемых |
Запуск, формирование замысла проекта | Организация проблемной учебной ситуации. Постановка практической задачи. Предложение ряда заданий на выбор. | Постановка и конкретизация целей9 превращение проблемы в задачу). Выбор формы предоставления результатов. |
Разворачивание замысла в действие. | Определение состава рабочих групп. Консультации. Стимулирование поисковой деятельности. Корректировка. | Распределение позиций в группах. Определение цепочки действий, временной сетки. Сбор материала и подбор литературы. Многопозиционное проигрывание учебных ситуаций. Выбор основного варианта. Создание запасных вариантов. |
Подведение итогов. | Создание измерителей(критериев оценки) конкретного проекта. | Презентация конечного продукта. |
Рефлексия. | Подготовка вопросов нацеленных на рефлексивность. | Заявки на будущее проектирование. |
Проектная деятельность взрослого, учащегося средней, начальной школы имеет свои особенности, что, к сожалению, не всегда учитывается. Зачастую учитель сам испытывает трудности, проектируя собственную деятельность( при проектировании урока, содержательной части обучения- тематического планирования по предметамна год, интеграции этого содержания и т.д.), и в то же время обучает этой деятельности детей. Пректн6ой деятельности необходимо научиться с учетом особенностей учащихся начальной школы реализовать тягу детей к деятельностным способам работы. Наиболее оптимальным направлением будет предложение детям проектных задач, решение которых требует группового участия. Возможно, работа над проектной задачей в групповом общении в какой-то мере позволит хотя бы отчасти учесть и использовать другую информацию во благо, обеспечить сочетание зрительного, слухового восприятия на качественном ином уровне, сделать ее (информацию) средством деятельностного подхода в образовании. В конечном итоге формировать проектно- технологический тип заданий, позволяющих приобрести способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность ставить и решать познавательные задачи.
Опыт составления, предъявления, регения таких задач есть в системе В.В. Давыдова- Д.Б.Эльконина. Мало этого, есть примеры предъявления проектныз задач непосредственно в учебнике математики в программе «Школа-2100» (см. учебник «Математика», авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких, 3,4 класс)
Для полноценной организации проектной деятельности в начальной ступени образования необходимо учитывать возрастные возможности младших школьников. В начальной школе прообразом проектной деятельности могут стать проектные задачи.
Что же такое проектная задача?
Проектная задача представляет единый сценарий, связанный общим сюжетом, который включает в себя запуск проектирования активной деятельности группы по специальной методике и проведение коллективной презентации, где обсуждают результаты как содержательного, так и организационного плана. Задача решает в обстановке максимально приближенной к реальной ситуации в малой группе(4-6 человек). «Продукт» должен быть реальным, конкретным. Содержание может быть определенно как одной предметной областью(или даже разделом из этой области), так и интегрированным, и направлено, в основном, на диагностику результатов обучения. Проектная задача может включать в себя определенные шумы, «ловушки», возможно приводящие детей к ошибочным вариантам. Ведь именно ошибки станут в дальнейшем обсуждения. Это позволит выявить их причины, заставит задуматься и предотвратить в дальнейшем их появление.
В групповой работе над проектом каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно: сильные ученики возглавят работу, помогут в условиях сотрудничества более слабым ученикам присвоить те способы действий, которыми эти ученики еще не овладели. Помогая слабым ученикам, сильные учащиеся подергают рефлексии свои собственные действия. При этом слабые не будут чувствовать себя беспомощно. Кроме этого при групповой работе появляется дополнительная возможность контролировать собственные действия и действия своих товарищей.
Во время выполнения работы учитель не является сторонним наблюдателем. Он консультирует учащихся, не навязывая им при этом свои идеи, не исправляя ошибок, обнаруженных в работах детей. Советы учителя могут быть связаны с оформлением проекта, с организацией работы в данной группе. А то, что в работах ребят будут ошибки и неточности, представит еще одну возможность учащимся в овладении действием контроля при защите проектов.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
- рефлексировать;
- целеполагать;
- планировать
Познавательные УУД:
- моделировать
Коммуникативные УУД:
- проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
- вступать в коммуникацию
Проектные задачи рассчитаны не на один урок. Работа может продолжаться и вне урока на протяжении недели
После того,как работа выполнена, отводится урок на защиту проектов. Группы учащихся представляют свой продукт, рассказывают о способах работы над проектом и о полученных результатах. А так как остальные выполнили ту же работу, то им, естественно, будет интересно сравнить результаты своей работы с результатами, представленными другими детьми. Дети будут задавать вопросы, дополнять, задавать вопросы.
Оценивание работы происходит во время защиты проекта. Критерии оценивания и систему баллов можно определить совместно с учащимися перед защитой уже выполненного проекта. Содержание проекта и сам процесс защиты оцениваются отдельно. Критерии оценки содержания работ приведены в конце каждой проектной задачи. Критерии оценки работы группы во время защиты могут быть общими для всех проектных задач.
Например, следующие:
- Последовательность и четкость изложения представляемого материала.
- Скоординированность действий членов группы.
- Участие всех членов группы в защите проекта.
- Использование наглядности, помогающей слушателям ориентироваться в излагаемом материале.
- Умение отвечать на вопросы слушателей.
- Умение задавать целесообразные вопросы.
- Принятие друг друга членами группы.
Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:
1. Провести подготовительную работу.
Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта. Новое знание для обучающихся в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.
Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные.
В рамках традиционных занятий используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.
Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:
а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:
• материально-техническое и учебно-методическое оснащение,
• кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),
• информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.).
• информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),
• организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),
• отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека).
2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.
3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы.
4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.
5. Создавать группу не более 5 человек.
Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом». Этот вопрос словно гипотеза, только в отличие от гипотезы он имеет другую структуру. Гипотеза имеет вид «если… то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Но он сужает рамки проекта для данной группы до размеров их части работы. Например, в проекте «Смеху все возрасты покорны» основополагающий вопрос – «Где живет смех?». А проблемные вопросы уже задают направление для деятельности групп. Например, одна из групп может работать с вопросом «Какие произведения являются юмористическими?». Цель работы данной группы – определить, что такое юмористическое произведение, их виды. Друга группа работает с вопросом «Почему нам нравятся юмористические произведения?». Цель работы данной группы – провести опрос среди детей и взрослых на тему «Если Вам нравятся юмористические произведения, то почему?». Третья группа работает с проблемным вопросом «Кто умеет веселиться?». В их задачу входит поиск авторов, способных писать веселые произведения.
6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.
Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как русский язык, литературное чтение, математика. Поскольку систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» – диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.
Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
7. Учесть и избежать «подводных камней».
Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.
Например, во время работы над ошибками учитель предлагает детям подумать, каковы причины ошибок в написании безударных гласных, проверяемых ударением. Выписав типичные ошибки на доску, учитель помогает детям увидеть их проблемы: кто-то не всегда верно подбирает родственные слова, кто-то затрудняется в выделении корня, кто-то, подбирая однокоренные слова, не замечает, что гласный в проверочном слове не в сильной позиции.
Далее учитель предлагает детям найти пути решения этих проблем. Что можно придумать, предложить, сделать? «Если мы найдем выход, идею, придумаем то, что поможет нам решить проблему, и сделать то, что придумали – это будет наш проект. (Далее рассказывает о сущности понятию «проект»). Учитель предлагает «мозговой штурм»: разделившись на группы, всерьез подумать, что можно сделать, при этом обязательно выслушать всех, обсудить все предложения. Можно выделить группу экспертов – они выберут из предложенных проектов один для реализации.
Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах (например, составить словарик родственных слов, создать наглядное пособие с передвижными частями слов, сочинить стихи рифмовки на поверочные слова, сделать бланк карточек, настольную игру и др.).
Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе.
После того как эксперты выбрали конкретный проект, дети придумывают ему «рекламное» название, например, «Банк моих проверочных слов» или «Банк МПС», «Игра «Домино корней» и т.д.
Затем учащиеся составляют «звездочку обдумывания», т.е. графическое изображение проекта, в центре которого в прямоугольнике – название проекта. В прямоугольниках вокруг центрального прямоугольника - ответы на вопросы: для кого будем делать проект, кто будет делать, с кем, когда, из чего и т.д. Таким образом, в «звездочке» фиксируются цели, этапы проекта, распределение работы и др.
Далее учитель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить не только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.
Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.
Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.
Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.
Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета учащегося или портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный отчет (портфолио) характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.
В 1–2-м классах основная цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно на подобных уроках учитель имеет возможность понаблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и отдельной группы учащихся. Основной метод – встроенное наблюдение.
Творческой группой лаборатории «Учись, пробуй, твори», руководитель Петрова Светлана Николаевна, была разработана проектная задача по литературному чтению «Что рассказала старинная книга…»
Замысел данной проектной задачи в том, что одним из основных в курсе литературного чтения является знание об особенностях различных жанров и об изобразительных средствах, используемых авторами. Дети учатся определять жанр того или иного произведения и оценивать выбор изобразительных средств в зависимости от замысла текста. Данная работа позволяет в предложенной ситуации проверить, насколько дети владеют предметными знаниями за 1-2 классы обучения по курсу литературного чтения. Кроме того, работа способствует развитию навыков кооперации. Детям предлагается восстановить поврежденные временем страницы учебника по литературе, написанного много лет назад. Для этого они должны продемонстрировать полученные знания и сформированные умения. Выполняя некоторые задания, дети используют свои творческие способности. В качестве «продукта» должна будет получится восстановленная книжка.
Цель которую должны достичь дети.
Цель, которую должны достичь дети: с одной стороны, восстановить учебник литературы по разделам: «Сказки», «Басни», «Поэзия», «Проза», с другой стороны, оценить свои знания и умения по курсу литературного чтения и выявить пробелы.
Знания, умения и способы действия.
На решение данной проектной задачи отводится пять дней в мае 2 класса(как итоговая) или в сентябре 3 класса (как рефлексивная). Учащиеся работают в группах по 4-5 человек. Каждую группу по возможности сопровождает эксперт-консультант-организатор. Этими консультантами могут выступать как старшеклассники, так и родители учеников.
Данный проект содержит много интересных и увлекательных для детей и взрослых заданий.
Мы надеемся, что созданный нами проект поможет вам в вашей творческой работе, сумеет заинтересовать ваших учеников и их родителей!
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 или 3
Тип задачи: Предметная рефлексивная одновозрастная
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел):
- Комплексное использование полученных знаний по литературному чтению в предложенной ситуации.
- Выявление недостатков и пробелов в знаниях.
- Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача
- знание особенностей художественных и нехудожественных текстов;
- умение определять изобразительные средства выражения авторской позиции;
- представление о жанровых особенностях сказки, басни
Общеучебные умения
- работа в малой группе: организация работы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;
- работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию
- Планируемый педагогический результат Демонстрация учащимися:
- усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
- умения, работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный продукт – восстановить учебник по литературе по разделам
Способ и формат оценивания результатов работы :
Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа. Получившийся в ходе работы «продукт» предлагается для устного оценивания другими группами.
Предлагаю ознакомиться первым днем работы над проектной задачей «О чем рассказала старинная книга»
Описание проектной задачи.
Закончив первый класс, Маша и Миша поехали отдыхать к бабушке в деревню. Однажды они поднялись на чердак дома и заметили в углу сундук, покрытый пылью. Конечно, им захотелось посмотреть, что хранит старинный сундук. Открыв крышку, Маша и Миша увидели среди множества старых вещей необычную книгу. Она называлась «Маленьким читателям», а автор этой книги имел такую же фамилию, как у Маши и Миши. На чердаке было мало света. Ребята, взяв книгу, быстро спустились вниз. У них было одно желание: узнать, кто же написал эту книгу. Поэтому Маша и Миша кинулись к бабушке. От нее они узнали, что их прапрадед был учителем литературы и писал учебники для детей. И эта книга тоже была написана им и являлась семейной реликвией. Правда, она сильно пострадала от времени – на некоторых страницах выцвел текст, где-то совсем не было страниц. Малыши решили, что книгу надо привести в порядок. Но так как знаний по литературе у них было недостаточно, они надеются на вашу помощь, ребята.
День 1.
Маша и Миша открыли первую главу «Сказки» и прочитали следующее:
Дорогой читатель!
На странице этой главы ты познакомишься с одним из древних жанров литературы - сказкой. Все люди на свете любят сказки. Они бывают волшебные, веселые, грустные и даже страшные, но все они интересные. Что же такое сказка?...
Дальше невозможно было прочитать некоторые слова, так как от времени чернила выцвели.
Задание 1. Чтобы восстановить выцветшие записи, впишите недостающие слова.
Сказка – это ______________ о вымышленных лицах и _________________
чаще с участием _________________________________________________. Сказки бывают волшебные, бытовые, богатырские и сказки о животных.
Комментарий. Каждая группа получает лист с текстом с пропусками. Ребята вписывают недостающие слова. Обсуждение будет проводиться в 5-ый день. Примечание: проверить знание определения сказки.
Задание 2. Маша и Миша дальше листали книгу. Неожиданно листы выпали и рассыпались. На них были разные сказки, объединенные по видам. Определите, какие признаки помогут вам узнать вид сказки.
Признаки | Волшебные | О животных | Бытовые | Богатырские |
Главные герои | ||||
События | ||||
Наличие волшебных предметов |
Распределите данные сказки по группам.
Виды сказок
О животных
____________________________________________________
Волшебные
________________________________________________________________
Богатырские
____________________________________________________
Бытовые
____________________________________________________
Комментарий. Каждой группе выдается сначала таблица «Признаки сказок», а потом набор табличек с названиями сказок, которые ребята должны вклеить в нужную колонку. Обсуждение будет проводиться в 5-ый день.
Примечание: это задание проверяет знания учащихся особенностей различных видов сказок, а также выявляет умение по выделенным признакам классифицировать сказки.
Ура! Странички вклеены! Спасибо вам, ребята!
Задание 3. Заглянув на следующую страницу, Маша и Миша прочитали «Сказочный винегрет», в котором смешались разные сказки. Определите, какие известные сказки здесь «спрятались».
Сказочный винегрет.
Идет как-то Лиса лесом. Видит - знакомые поросята Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф дома себе строят. Два брата построили себе избушки лубяные, а самый ленивый Ниф-Ниф - ледяную. Остановилась Лиса у этой избушки и запела:
- Ниф-Ниф! Ниф- Ниф! Выгляни в окошко, дам тебе горошку. А из избушки: - Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам! Испугалась Лиса и побежала к следующему домику. Заглянула в окошко и говорит:
- Нуф - Нуф! Я тебя съем! А Нуф - Нуф отвечает:
- Не ешь меня, Лиса, я тебе песенку спою. Да как закричит:
- Хорошо живу на свете я, Нуф- Нуф! Оттого пою я эти песни вслух! Лиса заткнула уши и -Кто - кто в теремочке живет?
- Я - Наф- Наф, а ты кто?
- Отопри скорей! Отвори скорей! Это, Лиса пришла, молочка принесла. - Дерни за веревочку, дверь и откроется. Открыла Лиса дверь, а на пороге Серый Волк:
- Ну вот, Лисавета, здравствуй!
Испугалась Лиса и... проснулась! Приснится же такое!
Запишите названия найденных сказок и вспомните их авторов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Комментарий. Каждая группа получает текст «Сказочный винегрет» (см.: Планируемые образовательные результаты и способы их оценивания в начальной школе (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова): пособие для учителя 1 класс/ А.Б.Воронцов и др. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011) и составляет список сказок с указанием авторов. Обсуждение будет проводиться в 5-ый день. При обсуждении результатов необходимо исправить ошибки в определении авторов сказок. Маша и Миша, посмотрев на получившийся список сказок и их авторов, решили, что сказки можно разделить на две группы. Определите признак деления на группы и запишите названия групп сказок.
Комментарий. Ребята получают таблицы, в которые вносят название признака деления на группы и названия групп сказок(народные и авторские или литературные). Обсуждение будет проводиться в 5-ый день. Примечание: задание проверяет знание детей о существовании авторских и народных сказок.