5. Для вас, ребята!
Справочные материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Буквы, которые обозначают гласные звуки | 246 КБ |
Памятка по русскому языку 1 класс | 119 КБ |
Памятка по математике 1 класс | 33 КБ |
Части речи | 48.5 КБ |
Памятка. Работа над ошибками. | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Буквы, которые обозначают гласные звуки
- указывают на твердость согласного
- указывают на мягкость согласного
В русском алфавите 10 букв, которые обозначают гласные звуки.
Гласных звуков – 6 - [ а ] [ о ] [ у] [ ы ] [ э ] [ и ]
Буквы я, е, ё, ю обозначают следующие звуки:
я - [ а ] , ё - [ о ], е - [ о ], ю - [ у ].
Но эти буквы могут обозначать два звука, если:
[ й ]
[ а ]
[ й ]
[ у ]
[ й ]
[ э ]
[ й ]
[ о ]
Помни!
Буквы, обозначающие гласные звуки могут быть ударными или безударными!
Буквы, которые обозначают согласные звуки
- звонкие
- глухие
Непарные по глухости/звонкости:
Парные по глухости/звонкости:
- звонкие парные
- глухие парные
Парные по твердости/глухости
Помни!
[ й ] [ ч] [ щ ] - всегда обозначают мягкие непарные звуки
[ ж ] [ ш ] [ ц ] - всегда обозначают твердые непарные звуки
Предварительный просмотр:
Мягкий знак
Мягкий знак, показатель мягкости согласного звука пишется после согласного в конце слова или в середине.
Например:
Соль, пень, пеньки, деньки, олень, тень, окуньки.
Предварительный просмотр:
Памятка
Памятка
Памятка
Памятка
Памятка
Памятка
Памятка
Памятка
Предварительный просмотр:
Части речи
часть речи | общее значение | отвечает на вопросы | морфологические признаки | |||
постоянные | непостоянные | синтаксическая роль | ||||
самостоятельные части речи | ||||||
имя существительное | Предмет | Кто? Что? | Собственное и нарицательное, одушевленное и неодушевленное, род, склонение | число, падеж | Подлежащее, дополнение и другие члены предложения | |
имя прилагательное | Признак предмета | Какой? Чей? | Качественные, относительные, притяжательные; у качественных: а) степень б) краткая или | род (в ед. числе), число, падеж (у прилагательных полной формы) | Определение, сказуемое | |
имя числительное | число, количество и порядок предметов при счёте | Сколько? Какой? Который? | Простое и составное, количественное и порядковое, разряд (для количественных) | Падеж, число (если есть), род (если есть) | Все члены предложения (чаще в сочетании с существительными) | |
местоимение | Указывает на предмет, его признак или количество | Кто? Что? Какой? Чей? Каков? Сколько? | разряд по значению, род (для личных) | Падеж, число (если есть), род (если есть) | Подлежащее, определение, дополнение и другие члены предложения | |
глагол | действие, состояние предмета | Что делать? Что сделать? | Вид, спряжение, переходность, непереходность, возвратность | наклонение, число, время (если есть), лицо (если есть), род (если есть) | Сказуемое и другие члены предложения | |
причастие (ос. форма глагола) | Признак предмета по действию | Какой? | действительное, страдательное, вид, возвратность, время, полная и краткая форма (у страдательных причастий) | число, род, падеж (для причастий полной формы) | Определение, сказуемое | |
деепричастие (ос. форма глагола) | добавочное действие и признак действия | Как? Когда? Почему? Зачем? | Вид, возвратность | неизменяемая форма глагола | Обстоятельство | |
наречие | Признаки действия, реже — признак предмета или др. признака | В какой степени? Насколько? Почему? С какой целью? Где? Когда? Как? Откуда? Куда? | неизменяемая часть речи, степень сравнения (если есть) | Обстоятельство, реже — определение | ||
служебные части речи | ||||||
часть речи | общее значение (что выражает) | морфологические признаки | синтаксическая роль | |||
предлог | Выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении | непроизводные (простые) и производные (образованные путем перехода из самостоятельных частей речи). неизменяемость | не является членом предложения | |||
союз | Связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного | Сочинительные и подчинительные. неизменяемость | не является членом предложения | |||
частица | Вносит различные оттенки значения в предложения или служит для образования форм слов | разряды по значению: формообразующие, отрицательные и модальные. неизменяемость | не является членом предложения | |||
междометие (особая часть речи) | Выражает, но не называет различные чувства и побуждения | неизменяемость непроизводные и производные | В большинстве случаев не является членом предложения |
http://rosmova.ucoz.com/load/chasti_rechi_tablica/5-1-0-20 Химинец А.А.
Предварительный просмотр:
33. Мягкий знак (ь) в глаголах неопределённой формы.
Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно.
(что делать?) улыбаться
ЗАПОМНИ! Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и пишутся с мягким знаком (ь).
34. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.
Делай так: пишет – писать, гл. 1 спр.,(е, ут, ют)
ставит – ставить, гл. 2 спр.,(и, ат, ят)
35. Правописание наречий.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в конце слова.
Например: справа, справа, справа.
ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы о, а.
36. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни о знаках между однородными членами.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
37. Звукобуквенный разбор.
Выполни правильно, без ошибок.
ПАМЯТКА
КАК РАБОТАТЬ НАД ОШИБКАМИ
- РАБОТАЙ НАД ОШИБКАМИ РЕГУЛЯРНО,
УКАЗЫВАЙ НОМЕР ОШИБКИ ПО ПАМЯТКЕ
- Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение, подчеркни первую букву. Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев.
2. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
Выпиши предложение. Поставь в конце предложения нужный знак.
Например: Москва – столица нашей Родины.
3.Слог.
Раздели слова на слоги. Делай так:
У – чи – тель
ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса: Оси – на
ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак на конце слова.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: окунь, рысь, уголь.
6. Мягкий знак в середине слова.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: мальчик, школьник, коньки.
7. Гласные после шипящих.
Выпишите слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
28. Ошибки на замену, пропуски, перестановку букв, слогов.
Выпиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни гласные. Прилепили – при-ле-пи-ли.
29. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели окончание. Запиши свой пример на это правило.
Например: На опушке- опушка, сущ.,1 скл., П.п.
30. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.
Например: К лесу (какому?) дальнему - м.р., ед.ч., П.п.
31. Предлог перед местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на это правило.
Например: у нас, ко мне, с тобой, к нему.
ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
32. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глаголы правильно. Запиши ещё 2-3 глагола на это правило.
Например: пишешь, ругаешь, сидишь, читаешь.
ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед. числа пишется мягкий знак (ь).
Липовый - дубовый, кленовый, осиновый.
23. Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог, и между предлогом и словом поставь ещё слово.
к (какому?) берегу; к (крутому) берегу
ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово.
24. Разделительный твёрдый знак (ъ).
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Делай так: съезд, объём, объявление
ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную перед буквами е, ё, я, ю.
25. Мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Луч, товарищ, шалаш (муж. род)
Ночь, речь, печь (жен. род)
26. НЕ с глаголами.
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это правило.
не был, не выучил, не знал
ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами пишется отдельно.
27. Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи
является каждое слово.
предл. сущ. глаг. прил. сущ.
По овражкам заиграли весенние ручейки.
Например: машина, малыши, карандаши.
ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща – с буквой а, слова с чу-щу - с буквой у.
8. Сочетания чк-чн.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: девочка, ночка.
ЗАПОМНИ! Слова с чк-чн пишутся без мягкого знака (ь).
9. Безударная гласная в слове, проверяемая ударением.
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели безударную гласную и проверь её ударной. Выдели корень.
Делай так: волна́ , во́лны
ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные.
10. Безударная гласная в слове, не проверяемая ударением (словарное слово).
Выпиши слово, в котором была допущена ошибка, правильно. Поставь знак ударения и выдели гласную, которую надо запомнить. Напиши это слово 3 раза.
Запомни, как оно пишется: ребя́та, ребя́та, ребя́та.
11. Парные звонкие и глухие согласные (сомнительные согласные).
Выпиши слово правильно. Выдели сомнительную согласную. Подбери проверочное слово.
Делай так: мороз – морозы, глазки – глаза, дуб – дубок.
ЗАПОМНИ! Согласные на конце слов и в середине перед согласной пишутся так же, как и в этих же словах перед гласными.
12. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: Таня, Саша, Андрей.
ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы.
13. Большая буква в кличках животных.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: Мурка, Зорька, Пушок.
ЗАПОМНИ! Клички животных пишутся с большой буквы.
14. Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: река Угра, Австралия, Куликовская улица, деревня Простоквашино.
ЗАПОМНИ! Названия стран, городов, улиц, рек пишутся с большой буквы.
15. Разделительный мягкий знак (ь).
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: вьюга, обезьяна, деревья, воробьи.
ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.
16. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Раздели все слова для переноса:
группа, рассказ, коллектив
груп-па, рас-сказ, кол-лектив
ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.
17. Разбор предложения по членам.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания с вопросами. Делай так:
Утренняя роса покрывала траву.
роса (какая?) утренняя
покрывала (что?) траву
ЗАПОМНИ! Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову.
18. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же конструкции. Делай так:
поездка, походка
19. Правописание непроизносимых согласных.
Выпиши слово. Подбери к нему родственные слова. Выдели корень. Подчеркни проверочные слова.
звёздный (звезда, звёздочка)
20. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 2-3 слова с этой же приставкой.
Например: полетели, побежали, подержали.
21. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, приехал, переехал.
ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.
22. Правописание суффиксов.
Выпиши правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом.