Урок по музыке в 5 классе по теме «Знакомые любимые книжки и музыка».

Ахметшина Аида Шаукатовна

Конспект урока;

Ссылки на видеозапись урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников

 с ограниченными возможностями здоровья

«Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4 VI вида» г. Казань

Конспект урока по музыке

для 5 класса

Тема:

«Знакомые любимые книжки и музыка».

Разработан в соответствии с требованиями

Федерального компонента государственного стандарта

основного общего образования.

учитель музыки

Ахметшина Аида Шаукатовна

Казань,2015 год.

Предмет     искусство (музыка)  

Тема полугодия: «Музыка и литература»

Тема урока: «Знакомые книжки и музыка».

Тип урока: У рок актуализации знаний и умений.

Проблема урока: Нужна ли музыке литература?

Прогнозируемые результаты: через различные формы деятельности показать свои знания и умения; познакомиться с творчеством Н.А.Римского-Корсакова.

Деятельностная цель:

  1. Развитие у учащихся музыкальной памяти, тембрового слуха, творческого воображения, вокально-хоровых навыков;
  2. Формирование слушательской и исполнительской культуры, эстетического вкуса на примерах музыкальных произведений Н.А.Римского-Корсакова (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения);

      3) Формирование представлений о тесной связи двух искусств: музыки и      литературы;

Образовательная цель:

  1. Уметь определять жанры вокальной музыки;
  2.  Познакомить с творчеством выдающегося русского композитора Н.А.Римского-Корсакова;
  3. Закрепить у учащихся знания о музыкальных  средствах выразительности в музыке,  научиться определять их роль в создании произведений искусства;
  4. Проанализировать музыкальное произведение, используя полученные ранее знания;

 научиться бережному отношению к своему голосовому аппарату.

Формирование УУД:

Личностные действия: познание различных явлений окружающей действительности, воспитание интереса к музыкальному искусству посредством восприятия и исполнения музыкальных произведений, формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы.

Регулятивные действия: планирование собственных действий  до начала и в процессе исполнения музыкальных произведений, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

Познавательные действия: формирование интереса к  урокам музыки и позитивного отклика на слушаемую, и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о средствах музыкальной выразительности.

Коммуникативные действия: участие в ансамблевом исполнении музыкальных произведений; взаимодействие с учителем и одноклассниками в процессе музыкально – творческой деятельности; формирование мыслительной деятельности; владение умениями совместной деятельности, ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения.

Методы обучения: словесные, наглядные, практический, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации обучения:  индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы музыкального обучения:

1. эмоционально-художественное «погружение»;

2. комплексное воздействие разных видов искусств;

3. метод сравнения и сопоставления;

4. наблюдения за музыкой;

5. музыкально-ритмической импровизации;

6. вариантности впечатлений;

7. обобщения.

Виды деятельности на уроке:

1. Вокально-хоровая работа.

2. Слушание и исполнение музыки.

4. Рассуждения о музыке.

5. Музыкально-ритмические движения.

6. Импровизация.

Метапредметные связи: музыка, литература, изобразительное искусство, театр.

Оборудование: видео-, аудио-оборудование, пианино; мультимедиа презентация; музыкальный материал: песни – муз. Ю. Чичков, сл. К. Ибряев «Школьная страна»; муз. Е. Птичкин, муз. М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету», музыкальные физкультминутки; карточки; реквизит для инсценировки мелодии.

   

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем разговор о музыке и литературе. И сегодняшний урок посвящен с детства знакомым и любимым сказкам, и музыке.

     Начнем урок с нашей любимой песни «Школьная страна». А чтобы ее спеть, давайте подготовимся:

Упражнения на дыхание: - вдыхаем аромат цветов спокойно полуоткрытым ртом, плечи и грудь не поднимаем, выдыхаем спокойно (мягкая атака);

                                             - вдыхаем как во время испуга, выдыхаем спокойно (твердая атака);

                                              -упражнение «Ежик»: мягкая атака выдох длинный отрывисто произнося звук ф-ф-ф-ф, (х-х-х-х), при этом активно работает пресс;

Упражнения для развития артикуляционного аппарата (логопедическая гимнастика):

  1. Губы растянуть в улыбке потом собрать в трубочку;
  2. «Орешек»
  3. Цоканье.

Распевка:

      1) м-м-м на одном звуке при мягкой атаке, плечи и грудь не поднимаются;

  1. Ми-и-я-а-ми на I-II-III ступенях тональности;
  2. ДО-ми-до-ми-до на I-III-V ступенях тональности;
  3. «Мы поем. Хорошо поем»
  4. «Машинки»

Дети. Исполнение песни «Школьная страна».

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

У: О какой особой стране поется в песне?

Д: О школьной стране

У: Мы с вами являемся жителями этой особой необыкновенной страны. К какому жанру музыки относится «песня»?

Д: К жанру вокальной музыки

У: Что такое «вокал»?

Д: Вокал (или пение) – исполнение мелодии с помощью голоса. Исполнителей называют вокалистами. Вокал – это искусство, потому, что певец должен не только точно повторить мелодию, но и при помощи голоса передать все ее оттенки, характер и настроение.

У: Жанры вокальной музыки?

Д: К жанрам вокальной музыки относятся: песня, романс, кантата.

У: Песню мы спели. Над чем мы работаем во время исполнения песен? Д: Вокал, дикция, ритм, знание текста.

У: Для чего нам это нужно?

Д: Для того, чтобы песню было интереснее петь и слушать.

У: А что такое романс?

Д: Романс – музыкально-поэтическое произведение для голоса в сопровождении гитары, фортепиано, арфы.

Большое значение в романсе имеет текст, и сопровождение имеет определенную роль.

Это слово испанское. В средние века в Испании слово означало светскую песню на романском языке, то есть на испанском, в отличии от церковных, которые пелись на латинском языке.

У: Романсы какого композитора мы слушали на уроках?

Д: Романсы М.И.Глинки «Жаворонок», «Я помню чудное мгновенье», С.Рахманинова «Весенние воды».

У: Что такое кантата?

Д: Кантата – крупное многочастное произведение для хора, солистов-певцов и симфонического оркестра, в которых передаются очень значительные для всех людей мысли и чувства.

Родились кантаты в Италии в конце 16 века.

У: Кантату какого композитора слушали на уроке?

Д: Кантата Г.Свиридова «Памяти Есенина» «Поет зима, аукает»

У: А как называются произведения в исполнении оркестра?

Д: Инструментальная музыка.

У: А сейчас небольшая музыкальная «Угадай-ка» по теме «Жанры вокальной музыки» (слайд №1)

    3) Рефлексия. 

У: Перед вами лежат смайлики. С их помощью оцените, как вы справились с этим заданием.

4) Подготовка к основному этапу урока.

У: Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним жанром вокальной музыки – это опера. Послушаем отрывки из опер русского композитора. Что такое опера?

Д: Опера – это музыкальный спектакль, в котором все поют. Герои разговаривают песнями.

У: Правильно. Исполнение оперы – всегда спектакль, поэтому огромную роль в создании оперы приобретает театральное действие и декоративное оформление.

Придя в театр на музыкальный спектакль (оперу или балет) как мы можем узнать о содержании этого музыкального спектакля?

Д: Либретто. Либретто – краткое литературное содержание музыкального спектакля.

У: Либретто – это литературная основа оперы. Действия в словесных жанрах протекают быстрее, чем в опере. В литературном произведении слово произносится, а в музыкальном распевается. Либреттист приступая к переработке литературного произведения, выделяет то главное, что ляжет в основу оперного действия.

5) Усвоение новых знаний

А не потешить ли вас сказочкой? А сказочка чудесная, есть в ней дива дивные, чудеса чудесные, а самое главное – музыка прекрасная. И так начинаем…

Звучит отрывок из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко». Вступление  «Океан Море синее». Дети с помощью реквизитов изображают характер музыки. (слайд №2)

У: Музыка какого характера прозвучала? Что изображает музыка?

Д: Музыка изображает море. Спокойное, но грозное….

У: Эту прекрасную музыку написал русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. (слайд №3) Римский-Корсаков родился в 1844 году в городе Тихвине в семье отставного морского генерала. С детских лет композитор мечтал стать моряком, чтобы как старший брат ходить в морские плавания, бороздить океаны. Отец любил музыку. В доме часто звучали военные марши, записанные на граммофон, мама играла на гитаре.

В 7 лет поступил в морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. С большим удовольствием изучал географию, историю, морские науки, в свободное время играл на фортепиано. (слайд №4)

В Петербурге познакомился с ребятами, сильно увлеченными музыкой. Пять талантливых молодых композиторов, которые горячо любили русскую музыку и русский народ, объединились в творческий союз, чтобы вместе бороться за сохранение народного творчества, за создание национальной русской музыки в традиции, заложенной М.И.Глинкой. (слайд №5)

Это были: талантливый 25-летний музыкант М.А.Балакирев, молодой военный инженер Ц.А.Кюи, 18-тилетний офицер М.П.Мусоргский, ученый-химик А.П.Бородин и совсем еще юный моряк Н.А.Римский-Корсаков.

В этом содружестве господствовало полное единодушие, жизнь и работа кипели. Каждый из товарищей редко приходил на встречу с пустыми руками: он приносил либо новое произведение свое, только что законченное, либо отрывки с создаваемого в эту минуту. Какое это было раздолье творческих сил! Все толпой собирались около фортепиано, и тут же шла проба, критика, подчеркивание достоинств и недостатков, нападение и оборона. Талант, вдохновение, строгая художественная работа, оценки, веселье било ключом. Вскоре это верное содружество молодых композиторов, которые прокладывали новые пути в русской музыке, стали называть «Могучей кучкой».

(слайд №6) В 1862 году клипер «Алмаз», на борту которого находился Н.А.Римский-Корсаков, вышел в кругосветное плавание. На 3 года композитор покидал своих друзей. В это плавание Николай Андреевич отправился с тяжелым сердцем. Столько было задумано сделать, сочинить, сотворить.

Трехлетнее дальнее плавание дало ему возможность довольно усидчиво заняться композицией. По возвращении из этого путешествия, Римский-Корсаков представил свою первую симфонию;

Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта, немаловажна роль и образов Востока. (слайд №7)

Всего им написано 15 опер.

Давайте знакомые книжки откроем

И снова пойдем от страницы к странице

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, сильней подружиться.

Неважно, что с книжкой знакомы давно мы

Пускай и с героем отлично знакомы

И чем там закончится тоже известно

Хорошие книжки всегда интересны.

У: Вспомним сказку А.Пушкина «Сказка о царе Салтане». В ней происходит много разных событий.и сейчас мы услышим музыку всех трех чудес, соединенный в один музыкальный рассказ. (слайд №8)

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит, град на острове стоит

С златоглавыми церквами, теремами и садами.

Ель стоит перед дворцом, а под ней хрустальный дом.

Белка в нем живет ручная, да затейница какая

Белка песенки поет, да орешки все грызет

А орешки не простые скорлупы-то золотые ядра чистый изумруд.

Белку холят, берегут. (слайд №9)

Звучит музыка из оперы, тема Белки

У: Как музыка рисует волшебную белочку?

Д: Главную мелодию исполняет инструмент флейта. Слышится напев русской народной песни «Во саду ли в огороде».

У: В свете ж вот какое диво:

Море вздуется бурливо, закипит, поднимет вой, хлынет на берег пустой

Расплеснется в шумном беге, и очутятся на бреге

В чешуе,  как жар горя тридцать три богатыря

Все красавцы удалые, великаны молодые

Все равны как на подбор, с ними дядька Черномор.

Звучит музыка из оперы, тема Богатырей

Д: В музыке слышится тяжкая поступь витязей-богатырей и шум «бурливого» моря.

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

Д: Композитор рисует образ птицы, плывущей по волнам. Звуки напоминают всплески воды. Музыка широкая, певучая, ласковая, волшебная, добрая.

  1. Первичная проверка понимания

У: Согласны ли вы с названием симфонической картины из оперы «Сказка о царе Салтане»? сколько чудес описывают корабельщики в сказке?

У: Другая хорошо известная вам сказка «Снегурочка». (Дети вспоминают содержание сказки) (слайд №10)

В 1881г. на сцене Мариинского театра в Петербурге  опера «Снегурочка» поразила слушателей своей поэтической прелестью и проникновенностью.  Глубиной воплощения русского народного духа.  Это произведение - одна из вершин национального искусства.

Сейчас мы услышим арию Снегурочки. Арию можно сравнивать с описанием портрета в литературном произведении.

Звучит ария Снегурочки «С подружками» из оперы «Снегурочка»

Д: В этой арии показан образ (портрет) юной девушки, шаловливой, озорной.

Мелодия подвижная, играет инструмент флейта. Голос мягкий, воздушный.

Музыка трепетна, проникновенна, полна живого теплого чувства.

У: Снегурочка – нежный персонаж. Снегурочка не знает любви, но, приглядываясь к жизни людей, начинает тянуться к ним.  Из фантастического, сказочного существа Снегурочка превращается в живую девушку. Полученный от матери-Весны дар любить губит Снегурочку. Она тает от лучей солнца.

 Физкультминутка. Песенка про жирафа. (слайд №11) «Полька» Рахманинова (слайд №12)

У: Римский-Корсаков начал творческий путь с создания симфонии. В них преобладают сказочные и былинные образы, картины природы. В русской музыке композитор создал новый жанр — симфоническую сказку.

Симфоническая сюита «Шехеразада» была сочинена в 1888 году по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Восточная тема, столь любимая русскими композиторами начиная с Глинки, получила в этом произведении совершенное воплощение. (слайд №13)

Звучит музыка из симфонической сюиты «Шехерезада».

Участница хореографического ансамбля исполняет восточный танец.

Д: Музыка звучит в восточном духе. Слышатся звучание восточных инструментов. Музыка плавная, певучая в танцевальном, сказочном характере.

  1. Обобщение:

У: Н. А. Римский-Корсаков оставил очень большое музыкальной наследие. Он автор 15 опер, симфоний, инструментальной музыки, концертов, кантат, вокальной лирики, фортепианных произведений.

  1. Закрепление знаний, контроль и самлпроверка:

О творчестве какого композитора узнали сегодня на уроке?

Тест по творчеству Н.А.Римского-Корсакова (слайд №14-18)

Рефлексия:

Работа со смайликами.

Звучит песня  «Сказки гуляют по свету»

 муз. Е.Птичкин, муз.М.Пляцковский

  1. Подведение итогов. Вывод:  

Музыка и литература могут существовать друг без друга -  есть много книг, которые интересно просто читать, есть много музыки, которую  интересно просто слушать. Но объединясь вместе, они дарят нам неповторимый новый мир.

Домашнее задание:

Прочитать (перечитать) сказку А.С.Пушкина «Золотой петушок»,

рассказы К.Паустовского.

Отдыхать, набираться  положительных эмоций.

Оценки.

Видеозапись. Ссылка на яндекс диск:

Часть1:

https://yadi.sk/i/mGWasBcnkAXdh

Часть 2:

https://yadi.sk/i/kl2q5TkBkAYDr

Часть 3:

https://yadi.sk/i/jINrRGEIkAYEq

Часть 4:

https://yadi.sk/i/wJo92SlZkAYFU

Часть5:

https://yadi.sk/i/mT2QiCsrkAYFn



Предварительный просмотр:

Ссылки на видеозапись:

Часть1:

https://yadi.sk/i/mGWasBcnkAXdh

Часть 2:

https://yadi.sk/i/kl2q5TkBkAYDr

Часть 3:

https://yadi.sk/i/jINrRGEIkAYEq

Часть 4:

https://yadi.sk/i/wJo92SlZkAYFU

Часть5:

https://yadi.sk/i/mT2QiCsrkAYFn