Урок по музыке в 5 классе по теме «Знакомые любимые книжки и музыка».
Конспект урока;
Ссылки на видеозапись урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока с ссылками на видеозапись | 38.14 КБ |
ссылки на видеозапись | 13.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4 VI вида» г. Казань
Конспект урока по музыке
для 5 класса
Тема:
«Знакомые любимые книжки и музыка».
Разработан в соответствии с требованиями
Федерального компонента государственного стандарта
основного общего образования.
учитель музыки
Ахметшина Аида Шаукатовна
Казань,2015 год.
Предмет искусство (музыка)
Тема полугодия: «Музыка и литература»
Тема урока: «Знакомые книжки и музыка».
Тип урока: У рок актуализации знаний и умений.
Проблема урока: Нужна ли музыке литература?
Прогнозируемые результаты: через различные формы деятельности показать свои знания и умения; познакомиться с творчеством Н.А.Римского-Корсакова.
Деятельностная цель:
- Развитие у учащихся музыкальной памяти, тембрового слуха, творческого воображения, вокально-хоровых навыков;
- Формирование слушательской и исполнительской культуры, эстетического вкуса на примерах музыкальных произведений Н.А.Римского-Корсакова (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения);
3) Формирование представлений о тесной связи двух искусств: музыки и литературы;
Образовательная цель:
- Уметь определять жанры вокальной музыки;
- Познакомить с творчеством выдающегося русского композитора Н.А.Римского-Корсакова;
- Закрепить у учащихся знания о музыкальных средствах выразительности в музыке, научиться определять их роль в создании произведений искусства;
- Проанализировать музыкальное произведение, используя полученные ранее знания;
научиться бережному отношению к своему голосовому аппарату.
Формирование УУД:
Личностные действия: познание различных явлений окружающей действительности, воспитание интереса к музыкальному искусству посредством восприятия и исполнения музыкальных произведений, формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы.
Регулятивные действия: планирование собственных действий до начала и в процессе исполнения музыкальных произведений, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.
Познавательные действия: формирование интереса к урокам музыки и позитивного отклика на слушаемую, и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о средствах музыкальной выразительности.
Коммуникативные действия: участие в ансамблевом исполнении музыкальных произведений; взаимодействие с учителем и одноклассниками в процессе музыкально – творческой деятельности; формирование мыслительной деятельности; владение умениями совместной деятельности, ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения.
Методы обучения: словесные, наглядные, практический, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы музыкального обучения:
1. эмоционально-художественное «погружение»;
2. комплексное воздействие разных видов искусств;
3. метод сравнения и сопоставления;
4. наблюдения за музыкой;
5. музыкально-ритмической импровизации;
6. вариантности впечатлений;
7. обобщения.
Виды деятельности на уроке:
1. Вокально-хоровая работа.
2. Слушание и исполнение музыки.
4. Рассуждения о музыке.
5. Музыкально-ритмические движения.
6. Импровизация.
Метапредметные связи: музыка, литература, изобразительное искусство, театр.
Оборудование: видео-, аудио-оборудование, пианино; мультимедиа презентация; музыкальный материал: песни – муз. Ю. Чичков, сл. К. Ибряев «Школьная страна»; муз. Е. Птичкин, муз. М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету», музыкальные физкультминутки; карточки; реквизит для инсценировки мелодии.
Ход урока.
- Организационный этап.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем разговор о музыке и литературе. И сегодняшний урок посвящен с детства знакомым и любимым сказкам, и музыке.
Начнем урок с нашей любимой песни «Школьная страна». А чтобы ее спеть, давайте подготовимся:
Упражнения на дыхание: - вдыхаем аромат цветов спокойно полуоткрытым ртом, плечи и грудь не поднимаем, выдыхаем спокойно (мягкая атака);
- вдыхаем как во время испуга, выдыхаем спокойно (твердая атака);
-упражнение «Ежик»: мягкая атака выдох длинный отрывисто произнося звук ф-ф-ф-ф, (х-х-х-х), при этом активно работает пресс;
Упражнения для развития артикуляционного аппарата (логопедическая гимнастика):
- Губы растянуть в улыбке потом собрать в трубочку;
- «Орешек»
- Цоканье.
Распевка:
1) м-м-м на одном звуке при мягкой атаке, плечи и грудь не поднимаются;
- Ми-и-я-а-ми на I-II-III ступенях тональности;
- ДО-ми-до-ми-до на I-III-V ступенях тональности;
- «Мы поем. Хорошо поем»
- «Машинки»
Дети. Исполнение песни «Школьная страна».
- Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
У: О какой особой стране поется в песне?
Д: О школьной стране
У: Мы с вами являемся жителями этой особой необыкновенной страны. К какому жанру музыки относится «песня»?
Д: К жанру вокальной музыки
У: Что такое «вокал»?
Д: Вокал (или пение) – исполнение мелодии с помощью голоса. Исполнителей называют вокалистами. Вокал – это искусство, потому, что певец должен не только точно повторить мелодию, но и при помощи голоса передать все ее оттенки, характер и настроение.
У: Жанры вокальной музыки?
Д: К жанрам вокальной музыки относятся: песня, романс, кантата.
У: Песню мы спели. Над чем мы работаем во время исполнения песен? Д: Вокал, дикция, ритм, знание текста.
У: Для чего нам это нужно?
Д: Для того, чтобы песню было интереснее петь и слушать.
У: А что такое романс?
Д: Романс – музыкально-поэтическое произведение для голоса в сопровождении гитары, фортепиано, арфы.
Большое значение в романсе имеет текст, и сопровождение имеет определенную роль.
Это слово испанское. В средние века в Испании слово означало светскую песню на романском языке, то есть на испанском, в отличии от церковных, которые пелись на латинском языке.
У: Романсы какого композитора мы слушали на уроках?
Д: Романсы М.И.Глинки «Жаворонок», «Я помню чудное мгновенье», С.Рахманинова «Весенние воды».
У: Что такое кантата?
Д: Кантата – крупное многочастное произведение для хора, солистов-певцов и симфонического оркестра, в которых передаются очень значительные для всех людей мысли и чувства.
Родились кантаты в Италии в конце 16 века.
У: Кантату какого композитора слушали на уроке?
Д: Кантата Г.Свиридова «Памяти Есенина» «Поет зима, аукает»
У: А как называются произведения в исполнении оркестра?
Д: Инструментальная музыка.
У: А сейчас небольшая музыкальная «Угадай-ка» по теме «Жанры вокальной музыки» (слайд №1)
3) Рефлексия.
У: Перед вами лежат смайлики. С их помощью оцените, как вы справились с этим заданием.
4) Подготовка к основному этапу урока.
У: Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним жанром вокальной музыки – это опера. Послушаем отрывки из опер русского композитора. Что такое опера?
Д: Опера – это музыкальный спектакль, в котором все поют. Герои разговаривают песнями.
У: Правильно. Исполнение оперы – всегда спектакль, поэтому огромную роль в создании оперы приобретает театральное действие и декоративное оформление.
Придя в театр на музыкальный спектакль (оперу или балет) как мы можем узнать о содержании этого музыкального спектакля?
Д: Либретто. Либретто – краткое литературное содержание музыкального спектакля.
У: Либретто – это литературная основа оперы. Действия в словесных жанрах протекают быстрее, чем в опере. В литературном произведении слово произносится, а в музыкальном распевается. Либреттист приступая к переработке литературного произведения, выделяет то главное, что ляжет в основу оперного действия.
5) Усвоение новых знаний
А не потешить ли вас сказочкой? А сказочка чудесная, есть в ней дива дивные, чудеса чудесные, а самое главное – музыка прекрасная. И так начинаем…
Звучит отрывок из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко». Вступление «Океан Море синее». Дети с помощью реквизитов изображают характер музыки. (слайд №2)
У: Музыка какого характера прозвучала? Что изображает музыка?
Д: Музыка изображает море. Спокойное, но грозное….
У: Эту прекрасную музыку написал русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. (слайд №3) Римский-Корсаков родился в 1844 году в городе Тихвине в семье отставного морского генерала. С детских лет композитор мечтал стать моряком, чтобы как старший брат ходить в морские плавания, бороздить океаны. Отец любил музыку. В доме часто звучали военные марши, записанные на граммофон, мама играла на гитаре.
В 7 лет поступил в морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. С большим удовольствием изучал географию, историю, морские науки, в свободное время играл на фортепиано. (слайд №4)
В Петербурге познакомился с ребятами, сильно увлеченными музыкой. Пять талантливых молодых композиторов, которые горячо любили русскую музыку и русский народ, объединились в творческий союз, чтобы вместе бороться за сохранение народного творчества, за создание национальной русской музыки в традиции, заложенной М.И.Глинкой. (слайд №5)
Это были: талантливый 25-летний музыкант М.А.Балакирев, молодой военный инженер Ц.А.Кюи, 18-тилетний офицер М.П.Мусоргский, ученый-химик А.П.Бородин и совсем еще юный моряк Н.А.Римский-Корсаков.
В этом содружестве господствовало полное единодушие, жизнь и работа кипели. Каждый из товарищей редко приходил на встречу с пустыми руками: он приносил либо новое произведение свое, только что законченное, либо отрывки с создаваемого в эту минуту. Какое это было раздолье творческих сил! Все толпой собирались около фортепиано, и тут же шла проба, критика, подчеркивание достоинств и недостатков, нападение и оборона. Талант, вдохновение, строгая художественная работа, оценки, веселье било ключом. Вскоре это верное содружество молодых композиторов, которые прокладывали новые пути в русской музыке, стали называть «Могучей кучкой».
(слайд №6) В 1862 году клипер «Алмаз», на борту которого находился Н.А.Римский-Корсаков, вышел в кругосветное плавание. На 3 года композитор покидал своих друзей. В это плавание Николай Андреевич отправился с тяжелым сердцем. Столько было задумано сделать, сочинить, сотворить.
Трехлетнее дальнее плавание дало ему возможность довольно усидчиво заняться композицией. По возвращении из этого путешествия, Римский-Корсаков представил свою первую симфонию;
Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта, немаловажна роль и образов Востока. (слайд №7)
Всего им написано 15 опер.
Давайте знакомые книжки откроем
И снова пойдем от страницы к странице
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Неважно, что с книжкой знакомы давно мы
Пускай и с героем отлично знакомы
И чем там закончится тоже известно
Хорошие книжки всегда интересны.
У: Вспомним сказку А.Пушкина «Сказка о царе Салтане». В ней происходит много разных событий.и сейчас мы услышим музыку всех трех чудес, соединенный в один музыкальный рассказ. (слайд №8)
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит, град на острове стоит
С златоглавыми церквами, теремами и садами.
Ель стоит перед дворцом, а под ней хрустальный дом.
Белка в нем живет ручная, да затейница какая
Белка песенки поет, да орешки все грызет
А орешки не простые скорлупы-то золотые ядра чистый изумруд.
Белку холят, берегут. (слайд №9)
Звучит музыка из оперы, тема Белки
У: Как музыка рисует волшебную белочку?
Д: Главную мелодию исполняет инструмент флейта. Слышится напев русской народной песни «Во саду ли в огороде».
У: В свете ж вот какое диво:
Море вздуется бурливо, закипит, поднимет вой, хлынет на берег пустой
Расплеснется в шумном беге, и очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя тридцать три богатыря
Все красавцы удалые, великаны молодые
Все равны как на подбор, с ними дядька Черномор.
Звучит музыка из оперы, тема Богатырей
Д: В музыке слышится тяжкая поступь витязей-богатырей и шум «бурливого» моря.
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
Д: Композитор рисует образ птицы, плывущей по волнам. Звуки напоминают всплески воды. Музыка широкая, певучая, ласковая, волшебная, добрая.
- Первичная проверка понимания
У: Согласны ли вы с названием симфонической картины из оперы «Сказка о царе Салтане»? сколько чудес описывают корабельщики в сказке?
У: Другая хорошо известная вам сказка «Снегурочка». (Дети вспоминают содержание сказки) (слайд №10)
В 1881г. на сцене Мариинского театра в Петербурге опера «Снегурочка» поразила слушателей своей поэтической прелестью и проникновенностью. Глубиной воплощения русского народного духа. Это произведение - одна из вершин национального искусства.
Сейчас мы услышим арию Снегурочки. Арию можно сравнивать с описанием портрета в литературном произведении.
Звучит ария Снегурочки «С подружками» из оперы «Снегурочка»
Д: В этой арии показан образ (портрет) юной девушки, шаловливой, озорной.
Мелодия подвижная, играет инструмент флейта. Голос мягкий, воздушный.
Музыка трепетна, проникновенна, полна живого теплого чувства.
У: Снегурочка – нежный персонаж. Снегурочка не знает любви, но, приглядываясь к жизни людей, начинает тянуться к ним. Из фантастического, сказочного существа Снегурочка превращается в живую девушку. Полученный от матери-Весны дар любить губит Снегурочку. Она тает от лучей солнца.
Физкультминутка. Песенка про жирафа. (слайд №11) «Полька» Рахманинова (слайд №12)
У: Римский-Корсаков начал творческий путь с создания симфонии. В них преобладают сказочные и былинные образы, картины природы. В русской музыке композитор создал новый жанр — симфоническую сказку.
Симфоническая сюита «Шехеразада» была сочинена в 1888 году по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Восточная тема, столь любимая русскими композиторами начиная с Глинки, получила в этом произведении совершенное воплощение. (слайд №13)
Звучит музыка из симфонической сюиты «Шехерезада».
Участница хореографического ансамбля исполняет восточный танец.
Д: Музыка звучит в восточном духе. Слышатся звучание восточных инструментов. Музыка плавная, певучая в танцевальном, сказочном характере.
- Обобщение:
У: Н. А. Римский-Корсаков оставил очень большое музыкальной наследие. Он автор 15 опер, симфоний, инструментальной музыки, концертов, кантат, вокальной лирики, фортепианных произведений.
- Закрепление знаний, контроль и самлпроверка:
О творчестве какого композитора узнали сегодня на уроке?
Тест по творчеству Н.А.Римского-Корсакова (слайд №14-18)
Рефлексия:
Работа со смайликами.
Звучит песня «Сказки гуляют по свету»
муз. Е.Птичкин, муз.М.Пляцковский
- Подведение итогов. Вывод:
Музыка и литература могут существовать друг без друга - есть много книг, которые интересно просто читать, есть много музыки, которую интересно просто слушать. Но объединясь вместе, они дарят нам неповторимый новый мир.
Домашнее задание:
Прочитать (перечитать) сказку А.С.Пушкина «Золотой петушок»,
рассказы К.Паустовского.
Отдыхать, набираться положительных эмоций.
Оценки.
Видеозапись. Ссылка на яндекс диск:
Часть1:
https://yadi.sk/i/mGWasBcnkAXdh
Часть 2:
https://yadi.sk/i/kl2q5TkBkAYDr
Часть 3:
https://yadi.sk/i/jINrRGEIkAYEq
Часть 4:
https://yadi.sk/i/wJo92SlZkAYFU
Часть5: