Ознакомления с миром природы (познавательное развитие) средняя группа

федотова светлана дмитриевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 ст. Михайловской

 

 

 

 

 

 

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием личностно-ориентированных технологий и цифровых образовательных ресурсов проведенного воспитателем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: С.Д.Федотова

Ознакомления с миром природы (познавательное развитие)  средняя группа

Тема: «Полезные растения»

Виды детской деятельности:

1. коммуникативная;

2. познавательная;

4. творческая;

5. игровая.

 

Цель НОД:

- закрепить знания детей о пользе и применении лекарственных растений.

Задачи НОД:

обучающие:

- обучить детей различать лекарственные растения по внешнему виду;

- расширить знания детей о растениях, занесенных в Красную книгу;

- активизировать словарь по теме ОД.

Развивающие:

- развивать связную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, мышление, творческое воображение, умение обобщать;

- расширить кругозор воспитанников.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к математическим знаниям;

- воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.

 

п/п Название современных образовательных технологий, применяемых в образовательной деятельности Этапы занятия (мероприятия, на которых технология применяется)

 

1. Личностно-ориентированная технология. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.

на протяжении всего занятия

2. Информационно-коммуникационные технологии: использование и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями. Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий к урокам с помощью программ MicrosoftWord, MicrosoftPowerPoint.

на протяжении всего занятия

3. Здоровьесберегающие технологии: использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

на протяжении всего занятия

4. ТРИЗ технологии. Развитие у ребенка естественной потребности познания окружающего мира, на протяжении всего занятия

 

Материал и оборудование:

- компьютер, аудиозапись «Аленький цветочек»;

- иллюстрации лекарственных растений на слайдах, в печатном виде (картинках) ;

- простые карандаши, трафареты цветка, альбомные листы, цветные карандаши, сборы лекарственных растений (мята, душица, листья смородины, чабрец и т. д., чай из мяты, чайные чашки.

 

Методические приемы:

- игровой (сюрпризный момент) ;

- словесный (чтение письма, вопросы, беседа, логические задачи) ;

- наглядный (демонстрационный материал) ;

- анализ занятия, поощрение.

Предварительная работа:

- беседа о Красной книге;

- рассматривание картинок о растениях, находящихся на грани исчезновения, беседы о пользе лекарственных растений, о правильном их сборе безопасном обращении с ядовитыми растениями,

- игры «Определи лекарственное растение по запаху», «Вершки и корешки», «Узнай растение»;

- отгадывание загадок, заучивание стихотворений.

        

Содержание организационной деятельности детей.

 

I.                  Организационный момент.

 

Педагог приглашает детей занять места за круглым слом.

Слайд № 1

Воспитатель:

Сегодня к нам пожаловали гости, педагоги детского сада.

Здравствуйте! – мы скажем педагогам,

Здравствуйте! – услышим мы в ответ.

И наверное, не пойдем в аптеку,

И здоровыми мы будем много лет!

II. Основная часть.

Слайд № 2

1. Польза растений.

Воспитатель:

Как вы уже догадались, мы поговорим о здоровье, как его сохранить, ну а если заболели, то, как без таблеток недуг излечить.

Слайд № 3.

Послушайте небольшой рассказ.

Слайд № 4.

«Однажды Мила с Лунтиком пошла в гости к бабе Капе. Идя по лугу, по лесу, они собирали цветы, которые им попадались. Все они были красивые, разные. Они набрали большой букет. «Вот  обрадуется! » – подумали Лунтик с Милой. Но, увидев цветы, бабуля сказала: «Цветы в природе растут не для букетов: если любишь собирать букеты, научись выращивать цветы сама». Как вы оцениваете поступок Лунтика и Милы?

Предполагаемый ответ воспитанников.

Слайд № 5

Воспитатель:

Надо бережно относиться к природе. Какая самая главная польза от всех растений?

Предполагаемый ответ воспитанников.

Слайд № 6

Воспитатель:

Правильно, самая главная польза от растений – кислород, который они выделяют, и которым мы дышим.

Слайд № 7

2. Охрана растений.

Воспитатель:

Без растений не могли бы существовать ни рыбы, ни птицы, ни насекомые, ни мы с вами. Иногда люди срывают редкие растения, которые занесены в Красную книгу. В эту книгу еще занесены разные виды животных, растений, которых осталось очень мало в природе, их надо оберегать, чтобы они не исчезли. Растений на Земле много, среди них есть и лекарственные растения. Почему их называют лекарственными растениями?

Предполагаемый ответ воспитанников: их используют для лечения различных заболеваний.

Слайд № 8

3. Правильный сбор лекарственных растений.

Воспитатель:

А вы знаете, как правильно собирать лекарственные растения? Лекарственные растения собирают в солнечную сухую погоду. Листья и стебли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, а корни – осенью. Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения. Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий. Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты. Нельзя растения выдергивать. Их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать. Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.

4. Правила обращения с лекарственными растениями.

Воспитатель:

Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и участках (в детском саду и школе) – например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник. Все лекарства «зеленой аптеки» применяют только по назначению врача. В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать - они ядовиты. Человек еще издавна заметил, что животные среди растений выбирает только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Слайд № 9

Физкультминутка.

Воспитанники выполняют упражнения под песню «Аленький цветочек» авторы музыки и слов Е. Мартынов и Л. Дербенёв.

IV. Закрепление.

Отгадывание загадок.

Воспитатель:

А теперь послушайте загадки: (показ слайдов)

1 воспитанник:

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый.

Предполагаемый ответ воспитанников: одуванчик (слайд № 10) .

Воспитатель:

у одуванчика используются листья и корень. Они содержат много витаминов, которые улучшают аппетит, лечат ожоги, лечат заболевания желудка.

2 воспитанник:

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит?

Предполагаемый ответ воспитанников: подорожник (слайд № 11) .

Воспитатель:

у подорожника используются листья. Они заживляют раны, помогают при ушибах.

3 воспитанник:

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки?

Предполагаемый ответ воспитанников: чистотел (слайд № 12) .

4 воспитанник:

Обожжёт без огня,

И тебя и меня,

А живёт у плетня.

Кто это?

Предполагаемый ответ воспитанников: крапива (слайд № 13) .

Воспитатель:

Используют ее, чтобы остановить кровотечение, при гнойных ранах и мелких язвах, так как она обладает обеззараживающими качествами.

5 воспитанник:

Кисть ягоды прекрасная,

Жёлтая иль красная,

Я достать её боюсь -

О шипы уколюсь.

Но уважаю с детства

Сердечное средство.

Предполагаемый ответ воспитанников: боярышник (слайд № 14) .

Воспитатель:

Прописывают его при сердечной слабости, переживаниях и постоянных стрессах.

6 воспитанник:

Стоит в поле кудряшка,

Белая рубашка,

В середине золотая,

Кто она такая?

Предполагаемый ответ воспитанников: ромашка (слайд № 15) .

Воспитатель:

У ромашки используются цветы. Это противовоспалительное средство, применяется для полоскания горла.

V. Развитие мелкой моторики.

Воспитатель:

Мы говорим сегодня о лекарственных растениях, поэтому предлагаю вам нарисовать аптечную ромашку. С помощью шаблона нарисуем ромашку и закрасим ее.

Слайд № 16

Изобразительная деятельность воспитанников.

Выполненные рисунки выставляются в галерее в группе.

Воспитатель:

Все ребята, молодцы,

потрудились от души!

Мы закрепили наши знания о лекарственных растениях, своими умениями.

Растения мы знаем,

бережем и охраняем.

В книгу Красную

они уж давно занесены.

Люди рвут их не на потеху,

Отнесут их все в аптеку.

VI. Итог занятия:

Воспитатель:

О чем сегодня мы с вами говорили?

Предполагаемый ответ воспитанников.

Чай, с какими лекарственными растениями вы будите пить дома всей семьей и для чего?

Предполагаемый ответ воспитанников.

Слайд № 16

Воспитатель:

Столик, столик отзовись,

Что там прячешь, покажи! (по предварительной консультации с медиками и опрос родителей об аллергических реакциях у детей на лекарственные растения на столике заранее приготовленный травяной чай)

Лучше доктора любого,

Лечит скуку и тоску.

Чашка вкусного, парного

Самоварного чайку.

Приглашаем всех, отведать ароматный чай из: мяты, мелиссы, листьев смородины.

Чтобы гости не скучали, угостим мы их чаем.

Всех гостей мы угощаем

Ароматным чаем!

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ознакомления с миром природы23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 ст. Михайловской

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием личностно-ориентированных технологий и цифровых образовательных ресурсов проведенного воспитателем

Воспитатель: С.Д.Федотова

Ознакомления с миром природы (познавательное развитие)  средняя группа

Тема: «Полезные растения»

Виды детской деятельности:

1. коммуникативная;

2. познавательная;

4. творческая;

5. игровая.

Цель НОД:

- закрепить знания детей о пользе и применении лекарственных растений.

Задачи НОД:

обучающие:

- обучить детей различать лекарственные растения по внешнему виду;

- расширить знания детей о растениях, занесенных в Красную книгу;

- активизировать словарь по теме ОД.

Развивающие:

- развивать связную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, мышление, творческое воображение, умение обобщать;

- расширить кругозор воспитанников.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к математическим знаниям;

- воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.

п/п Название современных образовательных технологий, применяемых в образовательной деятельности Этапы занятия (мероприятия, на которых технология применяется)

1. Личностно-ориентированная технология. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.

на протяжении всего занятия

2. Информационно-коммуникационные технологии: использование и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями. Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий к урокам с помощью программ MicrosoftWord, MicrosoftPowerPoint.

на протяжении всего занятия

3. Здоровьесберегающие технологии: использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

на протяжении всего занятия

4. ТРИЗ технологии. Развитие у ребенка естественной потребности познания окружающего мира, на протяжении всего занятия

Материал и оборудование:

- компьютер, аудиозапись «Аленький цветочек»;

- иллюстрации лекарственных растений на слайдах, в печатном виде (картинках) ;

- простые карандаши, трафареты цветка, альбомные листы, цветные карандаши, сборы лекарственных растений (мята, душица, листья смородины, чабрец и т. д., чай из мяты, чайные чашки.

Методические приемы:

- игровой (сюрпризный момент) ;

- словесный (чтение письма, вопросы, беседа, логические задачи) ;

- наглядный (демонстрационный материал) ;

- анализ занятия, поощрение.

Предварительная работа:

- беседа о Красной книге;

- рассматривание картинок о растениях, находящихся на грани исчезновения, беседы о пользе лекарственных растений, о правильном их сборе безопасном обращении с ядовитыми растениями,

- игры «Определи лекарственное растение по запаху», «Вершки и корешки», «Узнай растение»;

- отгадывание загадок, заучивание стихотворений.

         

Содержание организационной деятельности детей.

  1. Организационный момент.

Педагог приглашает детей занять места за круглым слом.

Слайд № 1

Воспитатель:

Сегодня к нам пожаловали гости, педагоги детского сада.

Здравствуйте! – мы скажем педагогам,

Здравствуйте! – услышим мы в ответ.

И наверное, не пойдем в аптеку,

И здоровыми мы будем много лет!

II. Основная часть.

Слайд № 2

1. Польза растений.

Воспитатель:

Как вы уже догадались, мы поговорим о здоровье, как его сохранить, ну а если заболели, то, как без таблеток недуг излечить.

Слайд № 3.

Послушайте небольшой рассказ.

Слайд № 4.

«Однажды Мила с Лунтиком пошла в гости к бабе Капе. Идя по лугу, по лесу, они собирали цветы, которые им попадались. Все они были красивые, разные. Они набрали большой букет. «Вот  обрадуется! » – подумали Лунтик с Милой. Но, увидев цветы, бабуля сказала: «Цветы в природе растут не для букетов: если любишь собирать букеты, научись выращивать цветы сама». Как вы оцениваете поступок Лунтика и Милы?

Предполагаемый ответ воспитанников.

Слайд № 5

Воспитатель:

Надо бережно относиться к природе. Какая самая главная польза от всех растений?

Предполагаемый ответ воспитанников.

Слайд № 6

Воспитатель:

Правильно, самая главная польза от растений – кислород, который они выделяют, и которым мы дышим.

Слайд № 7

2. Охрана растений.

Воспитатель:

Без растений не могли бы существовать ни рыбы, ни птицы, ни насекомые, ни мы с вами. Иногда люди срывают редкие растения, которые занесены в Красную книгу. В эту книгу еще занесены разные виды животных, растений, которых осталось очень мало в природе, их надо оберегать, чтобы они не исчезли. Растений на Земле много, среди них есть и лекарственные растения. Почему их называют лекарственными растениями?

Предполагаемый ответ воспитанников: их используют для лечения различных заболеваний.

Слайд № 8

3. Правильный сбор лекарственных растений.

Воспитатель:

А вы знаете, как правильно собирать лекарственные растения? Лекарственные растения собирают в солнечную сухую погоду. Листья и стебли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, а корни – осенью. Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения. Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий. Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты. Нельзя растения выдергивать. Их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать. Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.

4. Правила обращения с лекарственными растениями.

Воспитатель:

Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и участках (в детском саду и школе) – например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник. Все лекарства «зеленой аптеки» применяют только по назначению врача. В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать - они ядовиты. Человек еще издавна заметил, что животные среди растений выбирает только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Слайд № 9

Физкультминутка.

Воспитанники выполняют упражнения под песню «Аленький цветочек» авторы музыки и слов Е. Мартынов и Л. Дербенёв.

IV. Закрепление.

Отгадывание загадок.

Воспитатель:

А теперь послушайте загадки: (показ слайдов)

1 воспитанник:

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый.

Предполагаемый ответ воспитанников: одуванчик (слайд № 10) .

Воспитатель:

у одуванчика используются листья и корень. Они содержат много витаминов, которые улучшают аппетит, лечат ожоги, лечат заболевания желудка.

2 воспитанник:

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит?

Предполагаемый ответ воспитанников: подорожник (слайд № 11) .

Воспитатель:

у подорожника используются листья. Они заживляют раны, помогают при ушибах.

3 воспитанник:

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки?

Предполагаемый ответ воспитанников: чистотел (слайд № 12) .

4 воспитанник:

Обожжёт без огня,

И тебя и меня,

А живёт у плетня.

Кто это?

Предполагаемый ответ воспитанников: крапива (слайд № 13) .

Воспитатель:

Используют ее, чтобы остановить кровотечение, при гнойных ранах и мелких язвах, так как она обладает обеззараживающими качествами.

5 воспитанник:

Кисть ягоды прекрасная,

Жёлтая иль красная,

Я достать её боюсь -

О шипы уколюсь.

Но уважаю с детства

Сердечное средство.

Предполагаемый ответ воспитанников: боярышник (слайд № 14) .

Воспитатель:

Прописывают его при сердечной слабости, переживаниях и постоянных стрессах.

6 воспитанник:

Стоит в поле кудряшка,

Белая рубашка,

В середине золотая,

Кто она такая?

Предполагаемый ответ воспитанников: ромашка (слайд № 15) .

Воспитатель:

У ромашки используются цветы. Это противовоспалительное средство, применяется для полоскания горла.

V. Развитие мелкой моторики.

Воспитатель:

Мы говорим сегодня о лекарственных растениях, поэтому предлагаю вам нарисовать аптечную ромашку. С помощью шаблона нарисуем ромашку и закрасим ее.

Слайд № 16

Изобразительная деятельность воспитанников.

Выполненные рисунки выставляются в галерее в группе.

Воспитатель:

Все ребята, молодцы,

потрудились от души!

Мы закрепили наши знания о лекарственных растениях, своими умениями.

Растения мы знаем,

бережем и охраняем.

В книгу Красную

они уж давно занесены.

Люди рвут их не на потеху,

Отнесут их все в аптеку.

VI. Итог занятия:

Воспитатель:

О чем сегодня мы с вами говорили?

Предполагаемый ответ воспитанников.

Чай, с какими лекарственными растениями вы будите пить дома всей семьей и для чего?

Предполагаемый ответ воспитанников.

Слайд № 16

Воспитатель:

Столик, столик отзовись,

Что там прячешь, покажи! (по предварительной консультации с медиками и опрос родителей об аллергических реакциях у детей на лекарственные растения на столике заранее приготовленный травяной чай)

Лучше доктора любого,

Лечит скуку и тоску.

Чашка вкусного, парного

Самоварного чайку.

Приглашаем всех, отведать ароматный чай из: мяты, мелиссы, листьев смородины.

Чтобы гости не скучали, угостим мы их чаем.

Всех гостей мы угощаем

Ароматным чаем!