Проект «Влияние сказок на развитие речи детей старшей группы»

литвинова марина владимировна

Проект - долгосрочный на тему "Влияние сказок на развитие речи детей старшей группы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №85 Невского района  Санкт-Петербурга

Принята:        Утверждена:

На Педагогическом совете ГБДОУ№85        И.О. Заведующего ГБДОУ№85

Протокол от _________№____        __________ В.В.Тинчурина

Согласовано с Управляющим советом ГБДОУ        Приказ№____от_____2018г.

Проект

«Влияние сказок на развитие речи детей старшей группы»

                                                                                                                       Воспитатель:

                                                                                                              Кильпияйнен  С.Н.

                                                                                                                    Литвинова М.В.

Санкт-Петербург

2018г.

            Вид проекта: групповой, познавательно-творческий

Сроки реализации проекта – 01.09.18 – 15.05.19г

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Образовательные области: речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное, физическое развитие.

Целевая группа: дети 5-6 года.

Масштаб проекта: долгосрочный.

Актуальность:

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в младшем дошкольном возрасте  и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все  фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Работая с детьми, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита  речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни,  не могут  пересказать  литературные произведения.   А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка.

Для решения данной проблемы мы выбрали  работу по ознакомлению со сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт детей, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.

Роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников очень велика. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы  сказок – и положительные и отрицательные – прочно входят в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.

Проблема: В современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.

Основной целью проекта является: Развитие  речевой  активности у детей старшего дошкольного  возраста  через сказку.

Задачи:

  1. Развивать активный словарь детей, выразительность речи, мышление, воображение, память совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.
  2. Подводить детей к самостоятельному пересказу знакомой сказки.
  3. Учить детей внимательно слушать сказки, следить за развитием действий, понимать содержание.
  4. Вызвать заинтересованность родителей жизнью в ДОУ и желание в ней участвовать.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап (погружение в проект)

  1. Определение темы проекта
  2. Формулировка цели и определение задач
  3. Подбор материалов по теме проекта, литературы, дополнительного материала
  4. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта
  5.  Составить  перспективное  планирование по проекту «Влияние сказок на развитие речи детей средней группы»
  6. Изготовление атрибутов к играм-драматизациям
  7. Второй этап работы (Основной)

Работа с детьми:

Интеграция образовательных областей в проекте:

  1. Речевое развитие:

  1. Чтение детям разнообразных сказок
  2. Беседа с детьми о прочитанных сказках, анализ героев.
  3. Отгадывание загадок
  4. Чтение потешек

5. Настольный кукольный театр 

     6. Пальчиковый театр

7. Инсценировка сказок

     8. Акция «Поможем книгам». Учить детей «лечить» книги с помощью воспитателя. Развивать бережное отношение к книгам.

2. Физическое развитие: 

  1. Подвижные игры со сказочными персонажами
  2. Комплекс утренней гимнастики
  3. Игровой стретчинг: «Сказка о невоспитанном мышонке», «Кто я»,  «Спать пора», «Волшебные яблоки»
  4. Пальчиковая гимнастика

3. Художественно-эстетическое развитие:  

  1. Лепка сказочных героев
  2. Рисование героев сказок
  3. Аппликация героев сказок
  4. Разучивание песен по теме

4. Социально-коммуникативное развитие:

Проведение  театрализованных, дидактических и подвижных игр.

5. Познавательное развитие:

  1. Математическая игра «Один, много, столько же» (по сказке)
  2. Дидактическая игра с использованием интерактивной доски

«В гостях у сказки», «Отгадай сказку», «Сложи сказку», «Что появилось раньше, а что позже», «Из какой сказки», «Из какой я сказки», «Что изменилось», «Вспомни слова героя»

3. Создание проблемной ситуации: «Как сделать так, что бы колобок не укатился с окошка?».

Работа с родителями:

  1. Участие родителей и детей в пополнении кукольного театра группы
  2. Совместное участие родителей и детей в изготовлении поделок и рисунков для оформления выставки «Сундук сказок»
  3. Оформление книжки-самоделки «Любимые сказки малышей»

Третий этап проекта  (Заключительный)

  1. Фоторепортаж о проведении этапов проекта
  2. Показ открытого занятия для педагогов ДОУ «Влияние сказок на развитие речи детей средней группы»»
  3. Презентация проекта
  4. Альбом «Русские народные сказки», «Загадки про сказочных героев», изготовление дидактических игр, театров
  5. Выставка поделок «Мой любимый герой»
  6. Составление различных гимнастик, утренней разминки.

Ожидаемые результаты: Дети познакомятся со многими  сказками, будут знать их содержание. Научатся в играх-драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать своего героя. Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты) Повысится активный словарь детей, выразительность речи, мышление, воображение, память. Улучшится диалогическая речь. Позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе. У родителей появится интерес к участию в проектах группы.

               

Перспективное планирование по проекту

Дата

Тема

Непосредственная образовательная деятельность воспитателя с детьми

           Цель, задачи.

Сентябрь

01.09.-30.09.18

Беседа «Давайте познакомимся»

Консультация для родителей

«Значение сказок в жизни ребёнка»

Хороводные игры: «Заинька попляши»

Беседа: «Кто пишет сказки?»

Чтение  потешек

Подвижная игра «Гуси»

Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом, как ближайшим социальным окружением ребёнка. Приобщать ребёнка к русскому народному творчеству, к истокам старины через песни, танцы, хороводы, русские народные игры.

Октябрь

03.10-31.10.18

Акция: «Подари книгу - сказку»

Подбор раскрасок на тему: « Сказки»

Дидактическая игра «Из какой сказки?», « Узнай и назови»

Подвижная игра «Мышка плутовка»

Чтение, и  прослушивание аудиозаписи сказки «Три поросёнка» с пер.англ.С.Михалкова, «Война грибов с ягодами обр. В.Даля

Настольный театр по сказке «Три поросёнка»

Лепка по сказке

Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.

Научить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности.

Ноябрь

01.11-30.11.18

Составление комплекса утренней гимнастики по сказке

Разукрась героя сказки

Чтение и прослушивание сказок «Петушок и бобовое зёрнышко» обр. О.Капицы,

НОД по рисованию « Петушок золотой гребешок»

Аппликация по теме

Игровая проблемная  ситуация «Как помочь Петушку»

Подвижная игра «Лиса на охоте»

Сценка «Как звери грибы собирали»

«Курочка Ряба»- пальчиковый театр

Учить детей из несложных действий создавать сюжет, привлекать к активному участию детей, развивать умение внимательно слушать сказку, продолжать знакомить детей с литературным жанром – сказка, способствовать развитию речи ребенка, как средства общения, сопровождать чтение небольших потешек игровыми действиями, создать у детей радостное настроение, развивать внимание, наблюдательность.

Декабрь

01.12-30.12.18

Чтение прослушивание сказки «Зимовье» обр. И.Соколова, «Лисичка-сестричка и волк» обр.М.Булатова

Изготовление масок для сказки

Создание пазлов с изображениями героев .

Рисование по теме

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Разгадывание загадок про сказочных героев

Подражательные движения характерные животным

Построим теремок для игрушек

Учить слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них; во время игр инсценировок по просьбе воспитателя повторять несложные фразы.

Способствовать снятию психологического напряжения, умению сопереживать к персонажам сказки, воспитывать отзывчивость, желание помочь, развивать внимание детей, слушать речь взрослого и понимать содержание в соответствии с ним.

Январь

10.01-31.01.18

Чтение и прослушивание сказки «Красная шапочка» из сказок Ш.Перро, «Воробьишко»  М.Горький

Беседа на тему: « Кто пришел к нам в дом»

Игровая ситуация «Нужно ли слушаться взрослых»

Плоскостной и настольный театр «Красная шапочка»

Дидактическая игра «Найди по описанию»

Словесная игра «Узнай по голосу»

Оформление книжного центра

Консультация для родителей «Как читать ребёнку дома»

Разукрась героя сказки

Стимулировать речевую и эмоциональную активность детей. Развивать у детей двигательные качества и умения, развивать выразительность движений. Учить координировать свои действия с действиями окружающих.

Февраль

01.02-28.02.18

Чтение и прослушивание «Заяц и ёж» из сказок братьев Гримм, «Воробьишко» М.Горький

Разгадывание загадок про сказки

Аппликация «Морковки для Заюшки»

Рисование «Следы зверей»

Подвижная игра «Лиса на охоте»

Речевая игра «Позовём сказку»

Игра « Угадай героя сказки», « Узнай сказку по иллюстрации»

Рисование на тему: «Домик для зайки»

Рассказывание сказок с помощью схем

Познакомить детей с новой сказкой, помочь понять её содержание, оценить поступки героев; вызвать желание играть в сказку 

Создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей детей.

Март

01.03-31.03.18

Чтение и прослушивание сказки  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» обр. А.Н.Толстого

Раскрашивание иллюстраций к сказке

Составление сказки с помощью пазлов, кубиков

Аппликация «  Разукрасим платочек для Алёнушки

Дидактические игры «Волшебные сказки»

Настольные игры по теме,

Беседа на тему: «Можно потеряться»

 

 Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, развивать слуховое восприятие, внимание, речь

 Учить детей лепить предметы одинаковой формы, но разной величины.

Апрель

03.04-28.04.18

Фестиваль сказок

Инсценировка сказок по желанию детей

Физкультминутки: «Мишка косолапый», «Раз Топтышка, два Топтышка»,дидактическая игра «Собери сказку»

Создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей детей.

Май

01.05.-15.05.18

Выставка поделок и рисунков

« Мой любимый сказочный герой»

Повторение и закрепление подвижных, дидактических, пальчиковых игр.

Выставка книг,  рисунков.

Фотовыставка

Альбом « Наши любимые сказки», «Загадки про сказочных героев», изготовление дидактических игр, театров

Подвести итоги проекта

Список литературы:

  1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии.» М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2.  Битютская Н.П. - автор-составитель. «Система педагогического проектиро-вания: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
  3. Веракса, Т.С. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.
  4. Гончаров, В.И. Еще раз о понятиях «двигательное умение» и «двигательный навык»/В.И.Гончаров // Ученые записки университета Лесгафта.-2008.-№3.-С.30-33.
  5. Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М.: «Просвещение», 1994.
  6. Дмитриева, Т.А. Музыкальное воспитание дошкольников в процессе занятий ритмикой/Т.А.Дмитриева // Среднее профессиональное образование. -2010. -№6.- С.47-48.
  7. Дмитриева, Т.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами игровой деятельности на уроках ритмики: на материалах работы в ДМШ: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Т.А. Дмитриева. – М.: Гор.пед. ун-т, 2011. – 24 с.
  8. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 3-4 лет: метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
  9.  Есаулова Н.А. «Конспекты занятий по красноречию». Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007.
  10.  Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  11. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля.» - М.: Школьная Пресса, 2011.
  12. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения.» - : М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  13. Науменко Г.М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М.: ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.
  14. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет»
  15. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.» - СПб.: «Детство-пресс», 2008.

СПб.: «Паритет», 2007.