Профилактическая программа "Выбор есть всегда"

Ожиганова Олеся Сергеевна

Ситуация с потреблением наркотиков, алкоголя, никотина  среди современной  молодежи продолжает оставаться катастрофической. Основной возраст первого знакомства с наркотиками – 11-16 лет – подростковый возраст. Подросток ещё плохо знает самого себя. Он торопится жить, торопится войти в мир взрослых людей. Все хочется попробовать, обо всем хочется составить собственное мнение. Если добавить к этому массу новых проблем, от экономических до сексуальных, первые личные драмы и разочарования, неумение справляться с собственными чувствами, то можно понять, почему именно подросток так уязвим для сигарет, алкоголя, наркотиков.

Дети, поступившие в ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга» чаще всего уже имели или имеют опыт употребления алкогольных напитков, сигарет, одурманивающих веществ. Помимо того, что все дети поступают в  учреждения педагогически запущенными, у них есть предрасположенность к пагубным привычкам на генном уровне.

В связи с этим была составлена программа «Выбор есть всегда».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Название Программы

Выбор есть всегда

Вид Программы

профилактическая

Нормативно-правовое обоснование Программы

Федеральный закон -273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Конвенция о правах ребенка;

ФЗ РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка»;

 Семейный Кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ.

Цель Программы

профилактика потребления  алкоголя, наркотиков, табачных веществ и формирование  здорового образа жизни  

Область применения Программы

специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

Целевая группа

дети подросткового   возраста

Методы работы с подростками

наглядные, словесные и практические

Формы  работы с подростками

 групповые  занятия

Срок реализации

В течение года

Пояснительная записка

Ситуация с потреблением наркотиков, алкоголя, никотина  среди современной  молодежи продолжает оставаться катастрофической. Основной возраст первого знакомства с наркотиками – 11-16 лет – подростковый возраст. Подросток ещё плохо знает самого себя. Он торопится жить, торопится войти в мир взрослых людей. Все хочется попробовать, обо всем хочется составить собственное мнение. Если добавить к этому массу новых проблем, от экономических до сексуальных, первые личные драмы и разочарования, неумение справляться с собственными чувствами, то можно понять, почему именно подросток так уязвим для сигарет, алкоголя, наркотиков. 

Дети, поступившие в ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга» чаще всего уже имели или имеют опыт употребления алкогольных напитков, сигарет, одурманивающих веществ. Помимо того, что все дети поступают в  учреждения педагогически запущенными, у них есть предрасположенность к пагубным привычкам на генном уровне.

В связи с этим была составлена программа «Выбор есть всегда».

Цель Программы :

Профилактика потребления  алкоголя, наркотиков, табачных веществ и формирование  здорового образа жизни.  

Задачи Программы :

- формировать у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок;

- способствовать формированию положительного «образа — Я»;

- формировать навыки сопротивления социальному давлению.

- развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим;

-просвещение подростков за здоровый образ жизни.

Программа построена на основе принципов:

1. Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии ребенка как особого вида деятельности практического психолога.

2. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. Предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих проблемы и отклонения в развитии ребенка.

3. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития, разработанная в трудах А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка.

4. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Согласно требования соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны. И признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности – с другой.

         Данная программа рассчитана на детей старшего подросткового возраста.

        Занятия проводятся в группах по 6 - 10 человек, продолжительностью                     1 ч. – 1 ч. 20 минут.

Этапы реализации программы

  1. Диагностический этап

        Перед проведением коррекционной работы с детьми проводятся следующие диагностические методики:

  1. «Анкета по выявлению вредных привычек для учащихся 5-11 классов». Позволяет выявить у несовершеннолетнего склонность к употреблению алкоголя, наркотиков и табачных изделий.
  2. «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н.Орел. Стандартизированный тест-опросник, предназначен для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различным формам отклоняющегося поведения.
  3. «Цветовой тест Люшера». Позволяет измерить психофизиологическое состояние подростка, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности и определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.
  4. «Методика первичной диагностики и выявления детей «Группы Риска»», М. И. Рожков, М. А. Ковальчук. Предназначена для первичной диагностики выявления детей группы риска, т.е. имеющих склонность к различным формам девиантного поведения (отрицательное отношение к учебе, бродяжничество, асоциальное поведение, ранние формы алкоголизма, наркомани, агрессия и т.д.).

  1. Практический этап

На данном этапе с детьми проводится профилактические занятия,  ориентированные  на развитие стремления подростка к здоровому образу жизни, получение адекватных знаний по вопросам употребления ПАВ и других вредны привычек, на созданий условий для формирования у детей культуры выбора, учатся  принимать ответственные решения. Так же идет коррекция отдельных психологических   особенностей подростка, являющихся факторами риска.

Все занятия состоят из вводной части или информационной, из практических игр и упражнений, рефлексии. 

  1. Этап контрольной диагностики

Определяется наличие или отсутствие склонности подростка к употреблению алкогольных, наркотических и табачных веществ.

Ожидаемые результаты Программы

- сформированность Я-концепции (самоуважения, самооценки, самоэффективности);

- использование данной программы должно привести к овладению основными знаниями о последствиях приема наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм;

- уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди детей подросткового возраста;

- наличие навыков у подростков противодействия пагубных пристрастий, решение жизненных проблем, поиск, восприятие и оказание социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях себе и другим, принятие ответственности за собственное поведение, эффективность открытого общения.

Тематический план коррекционно-развивающих занятий

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Всего часов

1. Диагностический этап

1

Вводное занятие: Диагностика склонности у подростков  к употреблению алкогольных, наркотических и табачных веществ

  1. ч
  1. ч
  1. Практический этап

2

 «Представление программы. Знакомство».

1 ч. 20 мин

18 ч.

20 мин

3

 «Структура моей и твоей личности, самооценка. Кто Я? Кто Ты?»

1 ч. 20 мин

4

«Стресс. Способы преодоления стресса»

1 ч. 20 мин

5

«Общение. Формирование навыков общения»

1 ч. 20 мин

6

 «Эффективное решение проблем»

1 ч. 20 мин

7

 «Я и здоровый образ жизни»

1 ч. 20 мин

8

«О вреде привычек»

1 ч. 20 мин

9

«Я и наркотики: мое отношение к проблеме наркомании»

1 ч. 20 мин

10

«Это не стоит твоей жизни!»

1 ч. 20 мин

11

«Последнее слово за тобой!»

2 ч

12

«Спасибо – нет!»

2 ч

13

«Я за свободу»

2 ч

3 . Этап контрольной диагностики

14

Итоговое занятие

2 ч

2 ч

Итого :

22   ч. 20 мин

Содержание программы

I. Диагностический этап

Занятие 1. «Диагностика склонности у подростков  к употреблению алкогольных, наркотических и табачных веществ»  (2 ч.)

Цель: выявление склонностей к употреблению алкогольных, наркотических и табачных веществ.

Содержание занятия:

 1.Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей занятия.

3. Принятие правил работы группы.

4. Информация о занятии.

5. Входная  диагностика склонности к употреблению алкогольных, наркотических и табачных веществ несовершеннолетних                                  («Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н.Орел., «Цветовой тест Люшера», «Анкета по выявлению вредных привычек для учащихся 5-11 классов», «Методика первичной диагностики и выявления детей «Группы Риска»», М. И. Рожков, М. А. Ковальчук).

6. Заключение. Выводы. Рефлексия.

Занятие 2. «Представление программы. Знакомство» (1ч.20 мин.)

Цель: создать доверительную атмосферу в группе, достижение взаимопонимания в целях работы программы.

Содержание занятия:

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей занятия.

3. Принятие правил работы группы.

4. Информационный блок: анкетирование «Насколько хорошо ты себя знаешь».

5. Практический блок: упражнение «Близкие знакомые», упражнение «Представление себя», упражнение  «Поиск общего», упражнение  «Взаимные претензии», упражнение  «Групповой рисунок».

6. Заключительная часть: «Мнение». Выводы. Рефлексия.

Занятие 3. «Структура моей и твоей личности, самооценка. Кто Я? Кто Ты?» (1ч.20 мин.)

Цель: сфокусировать  внимание участников на собственном  мироощущении, прикоснуться к понятию  ценности каждой личности. Ощутить похожесть и индивидуальность отдельных людей.

Содержание занятия:

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей занятия.

3. Принятие правил работы группы.

4. Информационный блок: «Начнем день», мини-лекция «Что такое самооценка».

5. Практический блок:  упражнение «Кто Я?», упражнение  «Я никогда не…»,  мозговой штурм  «Из чего состоит личность», рисунок «Что мне нравится в себе», игра  «Скажи стоп», игра  «Путаница».

6. Заключительная часть: «Мнение». Выводы. Рефлексия.

Занятие 4. «Стресс. Способы преодоления стресса» (1ч.20 мин.)

Цель: обучить конструктивным способам преодоления негативных переживаний.

Содержание занятия:

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей занятия.

3. Принятие правил работы группы.

4. Информационный блок: «Начнем день».

5. Практический блок: дискуссия «Что такое эмоция?», дискуссия «Причины стресса», упражнение “Эмоции в мимике”, упражнение «Передача чувств прикосновениями»,  упражнение «Релаксация», упражнение «Стресс», упражнение «Выход из конфликта».

6. Заключительная часть: «Мнение». Выводы. Рефлексия.

Занятие 5. «Общение. Формирование навыков общения» (1ч.20 мин.)

Цель: формировать способность к гармоничному и поддерживающему общению.

Содержание занятия:

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей занятия.

3. Принятие правил работы группы.

4. Информационный блок:  «Начнем день».

5. Практический блок: игра «Испорченный телефон», упражнение «Чемодан»,  упражнение «Чайничек...», упражнение «Катастрофа в пустыне».

6. Заключительная часть: «Мнение». Выводы. Рефлексия.

Занятие 6. «Эффективное решение проблем» (1ч.20 мин.)

Цель: формировать навыки оценки проблемной ситуации и принятия решения, способы решения простых и сложных жизненных проблем, преодоления личностных сложностей.

Содержание занятия:

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей занятия.

3. Принятие правил работы группы.

4. Информационный блок: «Начнем день», мини-лекция «Информирование о способах оценки проблемной ситуации».

5. Практический блок: дискуссия на тему: «Как я справляюсь с жизненными трудностями», упражнение «Наезд», упражнение «Остановись и подумай».

6. Заключительная часть: «Мнение». Выводы. Рефлексия.

Занятие 7. «Я и здоровый образ жизни» (1ч.20 мин.)

Цель: сформировать представления о себе, своём здоровье как о самой важной ценности.

 Содержание занятия:

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей занятия.

3. Принятие правил работы группы.

4. Информационный блок: «Начнем день».

5. Практический блок: упражнение «Ассоциации», упражнение «Здоровье-богатство?», упражнение «Анализ вредных привычек», упражнение «Представление о здоровье».

6. Заключительная часть: «Мнение». Выводы. Рефлексия.

Занятие 8. «О вреде привычек» (1ч.20 мин.)

Цель: выявить и повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с вредными привычками; выработать и развить навыки, предотвращающие употребление алкогольных, наркотических и табачных веществ.

Содержание :

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей занятия.
  3. Принятие правил работы группой.
  4. Информационный блок: «Начнем день», мини - лекция «Оценка уровня информированности»,
  5. Практический блок:  мини-лекция «Проблема употребления  алкогольных, наркотических и табачных веществ», упражнение  «Домино»,  упражнение «Мозговой штурм», упражнение «Коробочка», упражнение «Три способа поведения».
  6. Заключение. «Мнение». Выводы. Рефлексия.

Занятие 9. «Я и наркотики: мое отношение к проблеме наркомании»

( 1ч.20 мин.)

Цель: осознание собственного отношения к наркотикам; осознание мотивов злоупотребления наркотиками; осознание проблемы зависимости.

Содержание занятия:

1. Организационный момент.

2. Сообщение целей и темы занятия.

3. Принятие правил работы группы.

4. Информационный блок: «Начнем день», упражнение «Ожидание».

5. Практический блок: упражнение «Табу», упражнение «Портрет наркомана», упражнение «Мифы», упражнение «Сигарета».

6. Заключительная часть. «Мнение». Выводы. Рефлексия.

Занятие 10. «Это не стоит твоей жизни!» (1ч.20 мин.)

Цель: повысить уровень информированности о последствиях употребления алкоголя, создать ситуации, способствующие формированию осознанного выбора здорового, трезвого стиля жизни.

Содержание занятия:

1.        Организационный момент.

2.        Сообщение темы и целей занятия.

3.        Принятие правил работы группой.

4.        Информационный блок: «Начнем день».

5.        Практический блок:  упражнение «Через призму бутылки»,  дискуссия о вреде употребления алкоголя и никотина, упражнение «Паутина», упражнение «Шаги» (мифы).

6.        Заключение. «Мнение». Выводы. Рефлексия.

Занятие 11. «Последнее слово за тобой!» (2 ч.)

Цель: формировать четкие позиции, оценочных суждений в отношении тех или иных аспектов употребления алкогольных, наркотических и табачных веществ.

Содержание занятия:

1.        Организационный момент.

2.        Сообщение темы и целей занятия.

3.        Принятие правил работы группой.

4.        Информационный блок: приветствие «Начнем день».

5.        Практический блок:  упражнение «Атомы – молекулы», мини-лекция, «Правда о наркомании», упражнение «Чистый экран»,  демонстрация ролика «Я говорю, НЕТ!», игра «Отказ».

6.        Заключение. «Мнение». Выводы. Рефлексия.

Занятие 12. «Спасибо – нет!» (2 ч.)

Цель: формировать навык  противостояния групповому давлению и осознание права и необходимости защищать себя.

Содержание занятия:

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей занятия.

3. Принятие правил работы группы.

4. Информационный блок: «Начнем день».

5. Практический блок: упражнение «Отказ - дело серьёзное!», игра:                                   « КРЕСТИКИ – НОЛИКИ», упражнение: «Как правильно отказываться в ситуации наркогенного заражения», ролевая игра: «Умей сказать « нет».

6. Заключительная часть. «Мнение».  Выводы. Рефлексия.

Занятие 13. «Я за свободу» (2 ч.)

Цель: закрепление знаний, выработка у подростков активного и осознанного отношения к вредным привычкам.

Содержание занятия:

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей занятия.

3. Принятие правил работы группы.

4. Информационный блок: «Начнем день».

5. Практический блок: упражнение «Зубы дареного коня», упражнение «Ладошка», упражнение «Процесс принятия решения».

6. Заключительная часть. «Ритм». Выводы. Рефлексия.

IV. Этап контрольной диагностики

 Занятие 14.  «Итоговое занятие» (2 ч.)

Цель: Определение наличие или отсутствие склонности к употреблению алкогольных, наркотических и табачных веществ.

Содержание занятия:

 1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей занятия.

3. Принятие правил работы группы.

4. Информация о занятии.

5. Итоговая  диагностика склонности к употреблению алкогольных, наркотических и табачных веществ несовершеннолетних                                        («Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н.Орел., «Цветовой тест Люшера», «Анкета по выявлению вредных привычек для учащихся 5-11 классов», «Методика первичной диагностики и выявления детей «Группы Риска»», М. И. Рожков, М. А. Ковальчук).

6. Заключение. Выводы. Рефлексия.

Список источников

1. Березина С. В. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании //

М.: Институт психотерапии, 2000.

2. Крыжановсная, Л.M. Психология семьи: проблемы психолого- педагогической реабилитации. М.: «Вако» 2005.

3.Модульный курс профилактики курения 5-11 класс, А. Н. Сизанов,

В.А.Хриптович. М.: «Вако», 2004.

4. Наглядно-методическое пособие «Профилактика подростковой

наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению

наркомании». С.Б.Белогуров, В.Ю.Климович. – М: Центр – «Планетариум»

2002.

5. Петракова, Т.Н. Руководство по профилактике наркомании среди детей и

подростков. М.: Дрофа 2007.

6. «Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях», М. : «Вако», 2008.

7. Простакова,  Т. М. Кризис подросткового возраста. // Феникс, 2009.

8. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. СПб., 2005.

9. Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Л.С. Шпилени. СПб., 2003.

10. Соловьёв, С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека. 5-11 кл.: учебно-метод. пособие // М.: Дрофа, 2006. – 192 с.

Интернет – ресурсы:

  1. http: // www. narkopomosh. ru
  2. http://summercamp.ru
  3. http://www.kluchnikov.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=34&catid=70&Itemid=13