Профилактическая программа "Выбор есть всегда"
Ситуация с потреблением наркотиков, алкоголя, никотина среди современной молодежи продолжает оставаться катастрофической. Основной возраст первого знакомства с наркотиками – 11-16 лет – подростковый возраст. Подросток ещё плохо знает самого себя. Он торопится жить, торопится войти в мир взрослых людей. Все хочется попробовать, обо всем хочется составить собственное мнение. Если добавить к этому массу новых проблем, от экономических до сексуальных, первые личные драмы и разочарования, неумение справляться с собственными чувствами, то можно понять, почему именно подросток так уязвим для сигарет, алкоголя, наркотиков.
Дети, поступившие в ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга» чаще всего уже имели или имеют опыт употребления алкогольных напитков, сигарет, одурманивающих веществ. Помимо того, что все дети поступают в учреждения педагогически запущенными, у них есть предрасположенность к пагубным привычкам на генном уровне.
В связи с этим была составлена программа «Выбор есть всегда».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vybor_est_vsegda._avtor_pedagog-psiholog_ozhiganova_o.s.docx | 36.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Название Программы | Выбор есть всегда |
Вид Программы | профилактическая |
Нормативно-правовое обоснование Программы | Федеральный закон -273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»; Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Конвенция о правах ребенка; ФЗ РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка»; Семейный Кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ. |
Цель Программы | профилактика потребления алкоголя, наркотиков, табачных веществ и формирование здорового образа жизни |
Область применения Программы | специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации |
Целевая группа | дети подросткового возраста |
Методы работы с подростками | наглядные, словесные и практические |
Формы работы с подростками | групповые занятия |
Срок реализации | В течение года |
Пояснительная записка
Ситуация с потреблением наркотиков, алкоголя, никотина среди современной молодежи продолжает оставаться катастрофической. Основной возраст первого знакомства с наркотиками – 11-16 лет – подростковый возраст. Подросток ещё плохо знает самого себя. Он торопится жить, торопится войти в мир взрослых людей. Все хочется попробовать, обо всем хочется составить собственное мнение. Если добавить к этому массу новых проблем, от экономических до сексуальных, первые личные драмы и разочарования, неумение справляться с собственными чувствами, то можно понять, почему именно подросток так уязвим для сигарет, алкоголя, наркотиков.
Дети, поступившие в ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга» чаще всего уже имели или имеют опыт употребления алкогольных напитков, сигарет, одурманивающих веществ. Помимо того, что все дети поступают в учреждения педагогически запущенными, у них есть предрасположенность к пагубным привычкам на генном уровне.
В связи с этим была составлена программа «Выбор есть всегда».
Цель Программы :
Профилактика потребления алкоголя, наркотиков, табачных веществ и формирование здорового образа жизни.
Задачи Программы :
- формировать у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок;
- способствовать формированию положительного «образа — Я»;
- формировать навыки сопротивления социальному давлению.
- развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим;
-просвещение подростков за здоровый образ жизни.
Программа построена на основе принципов:
1. Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии ребенка как особого вида деятельности практического психолога.
2. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. Предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих проблемы и отклонения в развитии ребенка.
3. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития, разработанная в трудах А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка.
4. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Согласно требования соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны. И признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности – с другой.
Данная программа рассчитана на детей старшего подросткового возраста.
Занятия проводятся в группах по 6 - 10 человек, продолжительностью 1 ч. – 1 ч. 20 минут.
Этапы реализации программы
- Диагностический этап
Перед проведением коррекционной работы с детьми проводятся следующие диагностические методики:
- «Анкета по выявлению вредных привычек для учащихся 5-11 классов». Позволяет выявить у несовершеннолетнего склонность к употреблению алкоголя, наркотиков и табачных изделий.
- «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н.Орел. Стандартизированный тест-опросник, предназначен для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различным формам отклоняющегося поведения.
- «Цветовой тест Люшера». Позволяет измерить психофизиологическое состояние подростка, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности и определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.
- «Методика первичной диагностики и выявления детей «Группы Риска»», М. И. Рожков, М. А. Ковальчук. Предназначена для первичной диагностики выявления детей группы риска, т.е. имеющих склонность к различным формам девиантного поведения (отрицательное отношение к учебе, бродяжничество, асоциальное поведение, ранние формы алкоголизма, наркомани, агрессия и т.д.).
- Практический этап
На данном этапе с детьми проводится профилактические занятия, ориентированные на развитие стремления подростка к здоровому образу жизни, получение адекватных знаний по вопросам употребления ПАВ и других вредны привычек, на созданий условий для формирования у детей культуры выбора, учатся принимать ответственные решения. Так же идет коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска.
Все занятия состоят из вводной части или информационной, из практических игр и упражнений, рефлексии.
- Этап контрольной диагностики
Определяется наличие или отсутствие склонности подростка к употреблению алкогольных, наркотических и табачных веществ.
Ожидаемые результаты Программы
- сформированность Я-концепции (самоуважения, самооценки, самоэффективности);
- использование данной программы должно привести к овладению основными знаниями о последствиях приема наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм;
- уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди детей подросткового возраста;
- наличие навыков у подростков противодействия пагубных пристрастий, решение жизненных проблем, поиск, восприятие и оказание социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях себе и другим, принятие ответственности за собственное поведение, эффективность открытого общения.
Тематический план коррекционно-развивающих занятий
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Всего часов |
1. Диагностический этап | |||
1 | Вводное занятие: Диагностика склонности у подростков к употреблению алкогольных, наркотических и табачных веществ |
|
|
| |||
2 | «Представление программы. Знакомство». | 1 ч. 20 мин | 18 ч. 20 мин |
3 | «Структура моей и твоей личности, самооценка. Кто Я? Кто Ты?» | 1 ч. 20 мин | |
4 | «Стресс. Способы преодоления стресса» | 1 ч. 20 мин | |
5 | «Общение. Формирование навыков общения» | 1 ч. 20 мин | |
6 | «Эффективное решение проблем» | 1 ч. 20 мин | |
7 | «Я и здоровый образ жизни» | 1 ч. 20 мин | |
8 | «О вреде привычек» | 1 ч. 20 мин | |
9 | «Я и наркотики: мое отношение к проблеме наркомании» | 1 ч. 20 мин | |
10 | «Это не стоит твоей жизни!» | 1 ч. 20 мин | |
11 | «Последнее слово за тобой!» | 2 ч | |
12 | «Спасибо – нет!» | 2 ч | |
13 | «Я за свободу» | 2 ч | |
3 . Этап контрольной диагностики | |||
14 | Итоговое занятие | 2 ч | 2 ч |
Итого : | 22 ч. 20 мин |
Содержание программы
I. Диагностический этап
Занятие 1. «Диагностика склонности у подростков к употреблению алкогольных, наркотических и табачных веществ» (2 ч.)
Цель: выявление склонностей к употреблению алкогольных, наркотических и табачных веществ.
Содержание занятия:
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Принятие правил работы группы.
4. Информация о занятии.
5. Входная диагностика склонности к употреблению алкогольных, наркотических и табачных веществ несовершеннолетних («Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н.Орел., «Цветовой тест Люшера», «Анкета по выявлению вредных привычек для учащихся 5-11 классов», «Методика первичной диагностики и выявления детей «Группы Риска»», М. И. Рожков, М. А. Ковальчук).
6. Заключение. Выводы. Рефлексия.
Занятие 2. «Представление программы. Знакомство» (1ч.20 мин.)
Цель: создать доверительную атмосферу в группе, достижение взаимопонимания в целях работы программы.
Содержание занятия:
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Принятие правил работы группы.
4. Информационный блок: анкетирование «Насколько хорошо ты себя знаешь».
5. Практический блок: упражнение «Близкие знакомые», упражнение «Представление себя», упражнение «Поиск общего», упражнение «Взаимные претензии», упражнение «Групповой рисунок».
6. Заключительная часть: «Мнение». Выводы. Рефлексия.
Занятие 3. «Структура моей и твоей личности, самооценка. Кто Я? Кто Ты?» (1ч.20 мин.)
Цель: сфокусировать внимание участников на собственном мироощущении, прикоснуться к понятию ценности каждой личности. Ощутить похожесть и индивидуальность отдельных людей.
Содержание занятия:
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Принятие правил работы группы.
4. Информационный блок: «Начнем день», мини-лекция «Что такое самооценка».
5. Практический блок: упражнение «Кто Я?», упражнение «Я никогда не…», мозговой штурм «Из чего состоит личность», рисунок «Что мне нравится в себе», игра «Скажи стоп», игра «Путаница».
6. Заключительная часть: «Мнение». Выводы. Рефлексия.
Занятие 4. «Стресс. Способы преодоления стресса» (1ч.20 мин.)
Цель: обучить конструктивным способам преодоления негативных переживаний.
Содержание занятия:
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Принятие правил работы группы.
4. Информационный блок: «Начнем день».
5. Практический блок: дискуссия «Что такое эмоция?», дискуссия «Причины стресса», упражнение “Эмоции в мимике”, упражнение «Передача чувств прикосновениями», упражнение «Релаксация», упражнение «Стресс», упражнение «Выход из конфликта».
6. Заключительная часть: «Мнение». Выводы. Рефлексия.
Занятие 5. «Общение. Формирование навыков общения» (1ч.20 мин.)
Цель: формировать способность к гармоничному и поддерживающему общению.
Содержание занятия:
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Принятие правил работы группы.
4. Информационный блок: «Начнем день».
5. Практический блок: игра «Испорченный телефон», упражнение «Чемодан», упражнение «Чайничек...», упражнение «Катастрофа в пустыне».
6. Заключительная часть: «Мнение». Выводы. Рефлексия.
Занятие 6. «Эффективное решение проблем» (1ч.20 мин.)
Цель: формировать навыки оценки проблемной ситуации и принятия решения, способы решения простых и сложных жизненных проблем, преодоления личностных сложностей.
Содержание занятия:
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Принятие правил работы группы.
4. Информационный блок: «Начнем день», мини-лекция «Информирование о способах оценки проблемной ситуации».
5. Практический блок: дискуссия на тему: «Как я справляюсь с жизненными трудностями», упражнение «Наезд», упражнение «Остановись и подумай».
6. Заключительная часть: «Мнение». Выводы. Рефлексия.
Занятие 7. «Я и здоровый образ жизни» (1ч.20 мин.)
Цель: сформировать представления о себе, своём здоровье как о самой важной ценности.
Содержание занятия:
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Принятие правил работы группы.
4. Информационный блок: «Начнем день».
5. Практический блок: упражнение «Ассоциации», упражнение «Здоровье-богатство?», упражнение «Анализ вредных привычек», упражнение «Представление о здоровье».
6. Заключительная часть: «Мнение». Выводы. Рефлексия.
Занятие 8. «О вреде привычек» (1ч.20 мин.)
Цель: выявить и повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с вредными привычками; выработать и развить навыки, предотвращающие употребление алкогольных, наркотических и табачных веществ.
Содержание :
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей занятия.
- Принятие правил работы группой.
- Информационный блок: «Начнем день», мини - лекция «Оценка уровня информированности»,
- Практический блок: мини-лекция «Проблема употребления алкогольных, наркотических и табачных веществ», упражнение «Домино», упражнение «Мозговой штурм», упражнение «Коробочка», упражнение «Три способа поведения».
- Заключение. «Мнение». Выводы. Рефлексия.
Занятие 9. «Я и наркотики: мое отношение к проблеме наркомании»
( 1ч.20 мин.)
Цель: осознание собственного отношения к наркотикам; осознание мотивов злоупотребления наркотиками; осознание проблемы зависимости.
Содержание занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение целей и темы занятия.
3. Принятие правил работы группы.
4. Информационный блок: «Начнем день», упражнение «Ожидание».
5. Практический блок: упражнение «Табу», упражнение «Портрет наркомана», упражнение «Мифы», упражнение «Сигарета».
6. Заключительная часть. «Мнение». Выводы. Рефлексия.
Занятие 10. «Это не стоит твоей жизни!» (1ч.20 мин.)
Цель: повысить уровень информированности о последствиях употребления алкоголя, создать ситуации, способствующие формированию осознанного выбора здорового, трезвого стиля жизни.
Содержание занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Принятие правил работы группой.
4. Информационный блок: «Начнем день».
5. Практический блок: упражнение «Через призму бутылки», дискуссия о вреде употребления алкоголя и никотина, упражнение «Паутина», упражнение «Шаги» (мифы).
6. Заключение. «Мнение». Выводы. Рефлексия.
Занятие 11. «Последнее слово за тобой!» (2 ч.)
Цель: формировать четкие позиции, оценочных суждений в отношении тех или иных аспектов употребления алкогольных, наркотических и табачных веществ.
Содержание занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Принятие правил работы группой.
4. Информационный блок: приветствие «Начнем день».
5. Практический блок: упражнение «Атомы – молекулы», мини-лекция, «Правда о наркомании», упражнение «Чистый экран», демонстрация ролика «Я говорю, НЕТ!», игра «Отказ».
6. Заключение. «Мнение». Выводы. Рефлексия.
Занятие 12. «Спасибо – нет!» (2 ч.)
Цель: формировать навык противостояния групповому давлению и осознание права и необходимости защищать себя.
Содержание занятия:
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Принятие правил работы группы.
4. Информационный блок: «Начнем день».
5. Практический блок: упражнение «Отказ - дело серьёзное!», игра: « КРЕСТИКИ – НОЛИКИ», упражнение: «Как правильно отказываться в ситуации наркогенного заражения», ролевая игра: «Умей сказать « нет».
6. Заключительная часть. «Мнение». Выводы. Рефлексия.
Занятие 13. «Я за свободу» (2 ч.)
Цель: закрепление знаний, выработка у подростков активного и осознанного отношения к вредным привычкам.
Содержание занятия:
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Принятие правил работы группы.
4. Информационный блок: «Начнем день».
5. Практический блок: упражнение «Зубы дареного коня», упражнение «Ладошка», упражнение «Процесс принятия решения».
6. Заключительная часть. «Ритм». Выводы. Рефлексия.
IV. Этап контрольной диагностики
Занятие 14. «Итоговое занятие» (2 ч.)
Цель: Определение наличие или отсутствие склонности к употреблению алкогольных, наркотических и табачных веществ.
Содержание занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Принятие правил работы группы.
4. Информация о занятии.
5. Итоговая диагностика склонности к употреблению алкогольных, наркотических и табачных веществ несовершеннолетних («Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н.Орел., «Цветовой тест Люшера», «Анкета по выявлению вредных привычек для учащихся 5-11 классов», «Методика первичной диагностики и выявления детей «Группы Риска»», М. И. Рожков, М. А. Ковальчук).
6. Заключение. Выводы. Рефлексия.
Список источников
1. Березина С. В. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании //
М.: Институт психотерапии, 2000.
2. Крыжановсная, Л.M. Психология семьи: проблемы психолого- педагогической реабилитации. М.: «Вако» 2005.
3.Модульный курс профилактики курения 5-11 класс, А. Н. Сизанов,
В.А.Хриптович. М.: «Вако», 2004.
4. Наглядно-методическое пособие «Профилактика подростковой
наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению
наркомании». С.Б.Белогуров, В.Ю.Климович. – М: Центр – «Планетариум»
2002.
5. Петракова, Т.Н. Руководство по профилактике наркомании среди детей и
подростков. М.: Дрофа 2007.
6. «Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях», М. : «Вако», 2008.
7. Простакова, Т. М. Кризис подросткового возраста. // Феникс, 2009.
8. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. СПб., 2005.
9. Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Л.С. Шпилени. СПб., 2003.
10. Соловьёв, С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека. 5-11 кл.: учебно-метод. пособие // М.: Дрофа, 2006. – 192 с.
Интернет – ресурсы: