Конспекты уроков по литературе
Здесь содержатся конспекты и технологические карты уроков по литературе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы
Автор | Яманова Е.Н. | |||||||
Предмет | Литература | |||||||
Класс | 7 | |||||||
Автор УМК | В.Я.Коровина | |||||||
Тема урока | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - повесть о вечной любви и дружбе. | |||||||
Тип урока | Комбинированный | |||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||
Осуществляемые действия | Формируемые' способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1. Актуализация знаний (определение основной проблемы урока). 1.1. Мотивирование учащихся к выполнению задания | • По каким нравственным законам должен жить человек? Чтение и обсуждение «Поучений», составленных учащимися. | Читают составленные «Поучения» | • Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме | • Слушать и слышать собеседника | • Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов. | • Слушать в соответствии с целевой установкой. • Принимать и сохранять учебную цель и задачу. • Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | ||
1.2. Определение основного вопроса урока | • По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы | •Анализировать вербальную информацию. • Формулировать вопросы | • Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме | • Слушать и слышать собеседника. • Строить свой ответ на вопрос учителя | • Самоконтроль выполнения действий |
и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации | ||
2. Изучение нового материала(решение проблемы, открытие нового знания) 2.1. Ориентировка в предстоящей деятельности по выполнению задания | Чтение «Повести о Петре и Февронии Муромских» (аудиозапись). | По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы | воспроизвести ранее изученное. | Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов. | • Принимать и сохранять учебную цель и задачу | |||
3. Тренинг освоенного способа действия (применение новых знаний). 3.1. Закрепление обнаруженного способа деятельности | Беседа: -Какой закон нарушил Пётр? -Каково наказание? Что можно сказать о характерах главных героев? Контролирует ход выполнения задания | Отвечают на вопросы. | Коммуникация как взаимодействие | • Само- и взаимоконтроль выполнения действий | • Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации | |||
Взаимодействуют в группах | • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. • Понимание относительности оценок и выборов, совершаемых людьми | |||||||
3.2. Подведение итогов оценки результатов закрепления нового материала | • Подводит итоги - Жизнь Петра и Февронии чистая и светлая, без лукавства и хитрости; любя друг друга, любили всех равно; автор хотел, чтобы герои повести послужили примером в жизни. Выставляет отметки. | • Слушают учителя | • Анализировать вербальную информацию | • Взаимодействуют с учителем | • Слушать и слышать сотоварища | • Самоконтроль выполнения действий | • Слушать в соответствии с целевой установкой. • Принимать и сохранять учебную цель и задачу. • Адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать ее. | |
4. Домашнее задание | Подготовиться к выразительному чтению «Повести…» |
Предварительный просмотр:
Урок литературы
Автор | Яманова Е.Н. | ||||||
Предмет | Литература | ||||||
Класс | 7 | ||||||
Автор УМК | В.Я.Коровина | ||||||
Тема урока | Пословицы и поговорки. | ||||||
Тип урока | Комбинированный | ||||||
Цель | Различать пословицы и поговорки. | ||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые' способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Актуализация знаний (определение основной проблемы урока). 1.1. Мотивирование учащихся к выполнению задания | • назовите пословицы, какие вы знаете. | Вспоминают, называют пословицы. | • Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме | • Слушать и слышать собеседника | • Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов. | • Слушать в соответствии с целевой установкой. • Принимать и сохранять учебную цель и задачу. • Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | |
2. Изучение нового материала(решение проблемы, открытие нового знания) 2.1. Ориентировка в предстоящей деятельности по выполнению задания | Чтение статьи В.И.Даля. - Что такое пословица? - Что значит на все случаи жизни? -Кто создавал пословицы? | По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы | воспроизвести ранее изученное. | Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов. | • Принимать и сохранять учебную цель и задачу | ||
3. Тренинг освоенного способа действия (применение новых знаний). 3.1. Закрепление обнаруженного способа деятельности | • Чтение пословиц. Отвечают на вопросы стр.34 Контролирует ход выполнения задания | Пишут ответы на вопросы в группах. | Коммуникация как взаимодействие | • Само- и взаимоконтроль выполнения действий | • Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации | ||
Взаимодействуют в группах | • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. • Понимание относительности оценок и выборов, совершаемых людьми | ||||||
3.2. Подведение итогов оценки результатов закрепления нового материала | • Подводит итоги - Что вы узнали нового о пословицах и поговорках? Выставляет отметки. | • Слушают учителя | • Анализировать вербальную информацию | • Взаимодействуют с учителем | • Слушать и слышать сотоварища | • Самоконтроль выполнения действий | • Слушать в соответствии с целевой установкой. • Принимать и сохранять учебную цель и задачу. • Адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать ее. |
4. Домашнее задание | Написать сочинение по одной из пословиц (стр.38) |
Предварительный просмотр:
Урок 1. ЗНАКОМСТВО С «ПЕСНЕЙ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА» М. Ю. ЛЕРМОНТОВА, С ЕЕ ГЕРОЯМИ
Цели: учить ориентироваться в тексте, отвечая на вопросы, анализировать его; отметить связь «Песни…» с народным творчеством.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение новой темы.
1. Вступительное слово учителя.
28 января 1837 г. по Петербургу разнесся слух о том, что Пушкин стрелялся с Дантесом и ранен смертельно. На другой день Пушкина не стало. И в эти дни распространилось по столице стихотворение без подписи «Смерть поэта».
Чтение стихотворения «Смерть поэта» учеником-ассистентом.
Его написал М. Ю. Лермонтов, преемник Пушкина, поэт с такой же трагической судьбой, поэт, гонимый «надменными потомками», стоящими у трона всесильного монарха, принимающего несправедливые решения, наказывая своих подданных, не имеющих права его ослушаться.
Стихотворение, за которое опальный поэт вынужден был расстаться с «милым севером», с теми краями России, где он провел юность, которые были для него родиной. Не холодную, официальную столицу Российской империи покидал он, а город, где еще недавно жил Пушкин, самый великий для Лермонтова человек, где были друзья и литературные единомышленники. И в последний свой петербургский вечер поэт оказался среди друзей, в доме на Фонтанке, из которого видны были и Нева, и Летний сад, и весеннее апрельское небо над ними. Вот как вспоминает об этом один из современников Лермонтова, писатель В. А. Сологуб: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение! «…Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что написанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его».
(Цит. по кн.: Лермонтов М. Ю. Соч.: в 6 т. М., 1981. Т. 6. С. 338.)
2. Чтение стихотворения «Тучи» вторым ассистентом.
Слово учителя. Мысль о всесилии и несправедливости царя выражена Лермонтовым в «Песне… про купца Калашникова», написанной в том же 1837 году.
Попадая в художественный мир «Песни…», напоминающий мир народного эпоса, мы переносимся в далекий XV век, когда на Руси царствовал Иван IV, за свою суровость и жестокость прозванный Грозным. Обратившись к далекому прошлому, поэт нашел в нем не только пример достойного поведения, но и горькие последствия самовластия царя и безнаказанности слуг. Характеры персонажей раскрываются в диалогах, в их поступках.
3. Работа с учебником.
Перечислить героев «Песни…». (Опричник Кирибеевич – любимый и верный воин-слуга.)
4. Чтение I части. Анализ ее.
– Кто ведет рассказ? («Гусляры», будто бы собирающиеся потешить боярина и боярыню.)
Задание. Зачитать описание царского пира, назвать отрицательное сравнение. («Тучки синие» – недовольство, угроза царя, быстро сменяющие его улыбку и «закрывающие» «солнце красное» (радость, веселье).)
– Кто остался равнодушен к угощению царя? (Лишь один из них из опричников… С. 119, I ч.)
– Как царь отреагировал на его отказ? («Вот нахмурил … пробил оконечником». Мгновенно царь закипает неудержимым гневом, подозревая слугу своего в измене, зависти, и грозит расправой. Сравнение – «словно ястреб» на «голубя сизокрылого» «взглянул».)
– Какова причина грусти опричника? («Лишь, одна не глядит… Аленой Дмитриевной (с. 121, I ч. учебника).
Молодой опричник охвачен страстью:
Сердца жаркого не залить вином,
Думу черную – не запотчевать!
Так описывать свою любовь: «лебедушка», «голубушка», «соловей поет», «щеки – заря румяная…» – может только страстная, поэтическая душа.)
– Что предлагает ему царь? (И сказал, смеясь… не прогневайся». Царю грубому и развращенному властью чуждо представление о любовных переживаниях, о страданиях, которые приносит безответная любовь. Царь предлагает драгоценности, он уверен, что ни одна красавица не устоит перед ними.)
– В последней строфе гусляры проявляют сочувствие герою; какие это строчки? (Ох ты гой еси… христианскому (I ч., с. 122). Не отказывают гусляры опричнику в мужестве, смелости, отваге, в искренности любви. Он готов умереть на чужбине, в смертном бою с врагами сложить голову. Иногда герой кажется излишне хвастливым («Не родилась та рука… соболем отороченную».)
– Всю ли правду сказал Кирибеевич царю? («Обманул … по закону … христианскому…» Он скрыл правду: боялся осуждения. Против семейных устоев, против норм («Домострой» – «и что муж накажет, то с любовью принимати и со страхом внимати, и творити по его наказанию») бессилен сам грозный монарх; есть какие-то пределы и его власти.)
Вывод. Любовь – замечательное чувство, но она не должна приносить горе окружающим, настоящая любовь неподкупна.
5. Работа по теории литературы.
Учитель. Лермонтов использует в поэме многие фольклорные приемы. Один из них – прием параллелизма, т. е. сопоставление мира природы и мира человека.
1) Попробуйте найти параллелизмы в следующем отрывке: от слов «Вот нахмурил царь брови черные…» до «…И семьею ты вскормлен Малютиной!» (В отрывке рассказывается о гневе Ивана Грозного на опричника Кирибеевича. Параллелизм заключен в словах Ивана Васильевича:
Когда всходит месяц – звезды радуются,
Что светлей им гулять по поднебесью;
А которая в тучку прячется,
Та стремглав на землю падает…
Это сопоставление с миром людей.
Царь поучает: должно верным слугам веселиться, радоваться рядом с государем, как звездам при месяце; и одновременно угрожает: «падающая звезда» – отвергнутый слуга, а возможно, и уничтоженный.)
2) Что можно сказать, прочитав этот отрывок, о характере героя – царя Ивана Васильевича? С помощью каких художественных средств поэт создает такой характер? (Царь Иван Васильевич показан по-настоящему грозным, гневливым. Его настроение дано в развитии, недовольство Кирибеевичем постепенно растет. Сначала царь нахмурил брови, посмотрел с неудовольствием, потом ударил об пол палкой с железным наконечником, да так, что пробил его «на полчетверти», а потом заговорил, угрожая расправой.
Рисуя облик Ивана Грозного, М. Ю. Лермонтов использует соответствующие эпитеты: слово у царя грозное, очи зоркие, брови черные. Сравнивает его с ястребом – птицей хищной, безжалостной.
В уста героя вложен параллелизм.
Речь Ивана Грозного соответствует образу грозного царя. Она гневная по настроению. Три вопроса задает Иван Грозный Кирибеевичу. И каждый начинается с простонародного союза али/ аль/: «Аль ты думу затаил нечистивую…»)
III. Подведение итогов урока.
– Что называется поэмой?
– Какое чувство осталось у вас после чтения I части поэмы? Понравился ли кто из героев?
Домашнее задание: прочитать вступительную статью в учебнике
(с. 114–117); прочитать II часть поэмы.
Урок 2.
Цели: развивать умение характеризовать героев, опираясь на их речь, поступки, отношение к людям; формировать внимание к слову, художественной детали.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Пересказ статьи учебника (с. 114–117).
– Какими талантами одарила природа поэта и как они проявлялись в жизни и творчестве?
– В чем особенность поэмы Лермонтова? (Поэма рассказывает об историческом прошлом Руси XVI в., царствовании Ивана Грозного, времени опричнины. По форме она напоминает былину или балладу, исполняемую гуслярами для «боярина и боярыни его белолицей». Близость к фольклору не только придает достоверность характерам и картинам, изображенным в поэме, но и позволяет автору показать народный идеал, выразить народное понимание правды, чести, героизма, справедливости.)
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Изучение новой темы.
1. Чтение II части поэмы.
2. Анализ II части по вопросам.
– Что предвещает несчастье семье купца? («Да недобрый… не заглядывают». С. 123, I строка II части.)
– Что услышали мы из уст Алены Дмитриевны? (Если в I ч. мы испытывали сочувствие к опричнику, то после рассказа оскорбленной им женщины мы смотрим другими глазами на виновника бесчестья. Чувство Кирибеевича эгоистично, не просветлено разумом. «Он меньше всего думает о любимой женщине, он готов на все даже ценою ее позора. «Опозорил… покажусь теперь?» (С. 126.) Своеволие, страсть, которая не подчиняется рассудку, роднит опричника с его государем.)
– Какое решение принимает Калашников? («И я выйду тогда на… братцы любезные!» (С. 127.) Купец защищает не красоту жены, а честь ее. Им руководит не чувство ревности. «Как запру я тебя… имя честное, не порочила…», он защищает честь своей семьи. «Опозорил семью нашу честную злой опричник…». (С. 127.) Братья понимают, какую ответственность он берет на себя, готовы поддержать его в трудную минуту и, если будет нужно, пожертвуют своей жизнью. Это решение в полном согласии с народной традицией, как и угроза Калашникова упрятать жену за железную дверь, если бы она оказалась виновной. Для Алены Дмитриевны муж – «государь», «красно солнышко», его немилость для нее – горше людской молвы, страшнее смерти.)
Вывод. Под покровом суровости и угрюмости мы видим в Калашникове черты доброты, гуманности. Он не похваляется своей статью («купец – статный молодец») и силой, но, когда придет час, не задумываясь ни на минуту, отдаст жизнь, исполнит свой долг до конца.
V. Подведение итогов урока.
– Кто является главным героем II части поэмы?
– В чем характер Алены Дмитриевны близок народному идеалу женщины? Как речь Алены Дмитриевны характеризует ее?
– Каким предстает в этой части купец Калашников? А как его характеризует речь?
Домашнее задание: дочитать поэму; подготовить выразительное чтение «Песни…», учитывая связь с устным народным творчеством, оттеняя характеры героев, их речь, поступки, обратив внимание на распевность начала и концовки, использованные автором сравнения, метафоры, инверсию.
Урок 3.
Цели: подвести к размышлениям над вопросами о судьбе и правах человеческой личности через восприятие художественного текста поэмы; совершенствовать навыки сравнительно-сопоставительного анализа; развивать речевые умения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение III части поэмы.
III. Работа по новой теме.
1. Анализ III части поэмы.
Беседа по вопросам.
– Как готовится поле к кулачному бою? («Оцепили место в 25 сажень…» Здесь разыгрывается поединок чести с бесчестием, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом и своеволием. Кирибеевич, выходя на бой, кланяется в пояс только царю. Он хочет потешить царя-батюшку. Калашников кланяется царю, Кремлю, да святым церквам, а потом «народу русскому». Он вышел защищать честь свою, отстоять правду-матушку. На вопрос «Какого роду племени» противник, опричник получил ответ: «И жил я по закону… небесного». (С. 131.) «Не шутку… на последний бой».)
Задание. Зачитать строчки, которые описывают внутреннее состояние Кирибеевича.(«Побледнел… слово замерло». Он изумлен, растерян, понял, что его ожидает возмездие. Калашников побеждает его задолго до физической смерти.)
– Что запрещали правила кулачного боя? (Убивать человека, противника «вольной волею, по желанию.)
– Значит, царь прав, казнив Калашникова? (У купца не было иного выхода, как потешное зрелище превратить в суд чести. Да он и не скрывал, что шутить не собирается. Он не просто мстит именитому обидчику, а выступает против произвола и несправедливости. Калашников казнен без суда и следствия, причину его поступка он не огласил в присутствии находившихся на месте боя: он не желал публичного позора.
Царь же, как бы одобряя прямой и честный ответ купца, обещает пожаловать…)
– Что обещал царь? (Зачитать с. 133. «Хорошо тебе… моей милостью…».)
– Кому симпатизирует народ? (С. 134. «Схоронили … споют песенку».)
– Какой жанр устного народного творчества «Песня…» напоминает? (Былину. Былинное обращение «Ох ты гой еси (возглас)…» введение историзмов: «князья», «бояре», «опричник», «трапеза». Эпитеты: солнце красное, тучи синие, златой венец, золоченый ковш, очи темные, брови черные, черный соболь, заря алая, стена белокаменная… – белый, черный, красный, синий, алый – совершенно в духе народной поэзии, не любящей полутонов и полутеней. Символ – алая заря – в народной поэзии предвещала трагические события. Лермонтов, по словам Белинского, вошел, в царство народности, как ее полный властелин. Архаизмы: лютая, али; просторечия: «твово», супротив; напевный ритм, антитеза (противопоставление); троекратные повторения (клич 3 раза «кликали»; повествование ведут гусляры.)
2. Перечитаем описание зари над Москвой перед кулачным боем. Найдите в этом описании фольклорные приемы. (От слов «Над Москвой – великой, златоглавой…» до «На какой ли радости разыгралася».)
В этом отрывке используется характерная для фольклора инверсия – определение почти всегда стоит после определяемого слова; Москва Великая, стена белокаменная; постоянные эпитеты (заря) алая, (Москва) златоглавая, (горы) синие; метафоры в форме олицетворения: заря сравнивается с красавицей за утренним туалетом (она умывается, смотрит в зеркальце, разметает кудри, улыбается). Это обратный параллелизм от мира природного к миру человека. Лермонтов использует также разговорные, песенные формы глаголов: просыпалася, разыгралася, играючи, разгоняючи. Все это не только доказывает умение поэта подражать фольклорным истокам в форме, но и является замечательным композиционным ходом. Описание зари – зачин в этой части «Песни…» красота утра, бодрое, радостное настроение контрастирует с последующим содержанием – смертельным боем, гибелью Кирибеевича, казнью Калашникова.
Таким образом, в этом описании звучит авторское утверждение возможной красоты, гармонии в природе, которой нет в мире людей, которой они не могут достигнуть.
IV. Подведение итогов урока.
1. Сравнительная характеристика главных героев.
– Каково отношение автора к Кирибеевичу? (Кулачный бой двух героев автор называет богатырским. Нет им равных по всей Москве. Но уже в описании героев перед схваткой мы видим разницу в настроении соперников, в отношении к ним автора. Кирибеевич кичится своим удальством, своей силой, нарядным платьем, славой замечательного бойца. У него цель – потешить царя-батюшку и показать себя. Не так изображен Калашников. Несмотря на молодость, он отличается по имени-отчеству – Степан Парамонович. В этом и уважение к нему людей, и подчеркнутая серьезность намерений героя! Если Кирибеевич красуется собой, то купец вышел постоять за честь семьи: «На опричника смотрит пристально (…) Боевые рукавицы натягивает». В поведении купца перед боем важна каждая деталь: как и Кирибеевич, он кланяется сначала «царю грозному», потом «белому Кремлю, да святым церквам. А потом всему народу русскому».
Это не только проявление вежливости, но и показатель серьезности намерений – биться до смерти (а ведь убийство – страшный грех!), просьба о прощении и одновременно сознание своей правоты. Поэтому-то Кирибеевич не нашел ответных слов и побледнел «как осенний снег» не столько от страха смертного, сколько от сознания своей преступности, от ожидания справедливого возмездия за то, что не жил «по закону Господнему».
Автор с самого начала утверждает, что при равной удали и могуществе обоих нравственный перевес на стороне Степана Парамоновича, так как за ним – правда. Однако смерть Кирибеевича рисуется с сочувствием – параллель с миром природы тому свидетельство, не как «собака» или «басурманский сын» гибнет опричник, а «будто сосенка во сыром бору». Почему? Кирибеевич молод, красив, удал, рано ему лишаться жизни, поэтому его смерть вызывает грустные чувства, он жертва воспитания, любовной страсти, хотя пути, которыми он пытается достигнуть счастья, – неправедные.)
2. Заключительное слово учителя.
«Песня…» сложена в назидание людям, наделенным властью и могуществом, правом решать судьбы людей.
«Хотя Лермонтов обратился к эпохе Грозного, произведение прозвучало как глубоко современное. Только что на дуэли с царским «опричником» погиб Пушкин, который вышел на поединок, чтобы защитить «честь жены и свое благородное имя».
Поэма заставляла задуматься над вопросами о судьбе и правах человеческой личности». (И. Андроников.)
Домашнее задание: перечитать «Песню…», подготовиться к сочинению по иллюстрации В. Васнецова.
Предварительный просмотр:
Урок литературы
Авторы | Яманова Е.Н. | ||||||
Предмет | Литература | ||||||
Класс | 8 | ||||||
Автор УМК | В.Я.Коровина | ||||||
Тема урока | Русская литература и история. | ||||||
Тип урока | Комбинированный | ||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые' способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Актуализация знаний (определение основной проблемы урока). 1.1. Мотивирование учащихся к выполнению задания | • вспомним, какие произведения изучали мы в 7 классе. - Какие авторы встретились впервые? - Какие герои вам запомнились? - Стихотворения каких поэтов вы запомнили? | Вспоминают, называют авторов и произведения. | • Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме | • Слушать и слышать собеседника | • Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов. | • Слушать в соответствии с целевой установкой. • Принимать и сохранять учебную цель и задачу. • Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | |
1.2. Определение основного вопроса урока | - Как мы видим, литература всегда отражает историю народа, историю страны, обращалась к историческим важнейшим событиям, прославляла героев, прививала любовь к Отечеству. | • По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы | •Анализировать вербальную информацию. • Формулировать вопросы | • Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме | • Слушать и слышать собеседника. • Строить свой ответ на вопрос учителя | • Самоконтроль выполнения действий |
и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации |
2. Изучение нового материала(решение проблемы, открытие нового знания) 2.1. Ориентировка в предстоящей деятельности по выполнению задания | Кто авторы учебника? - Какое время охватывают произведения, помещённые в учебнике? -Какие исторические личности, исторические события, упомянутые в названиях, вам знакомы из истории? | По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы | воспроизвести ранее изученное. | Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов. | • Принимать и сохранять учебную цель и задачу | ||
3. Тренинг освоенного способа действия (применение новых знаний). 3.1. Закрепление обнаруженного способа деятельности | • работа с учебником. Контролирует ход выполнения задания | Читают статью, конспектируют. | Коммуникация как взаимодействие | • Само- и взаимоконтроль выполнения действий | • Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации | ||
Взаимодействуют в группах | • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. • Понимание относительности оценок и выборов, совершаемых людьми | ||||||
3.2. Подведение итогов оценки результатов закрепления нового материала | • Подводит итоги Выставляет отметки. | • Слушают учителя | • Анализировать вербальную информацию | • Взаимодействуют с учителем | • Слушать и слышать сотоварища | • Самоконтроль выполнения действий | • Слушать в соответствии с целевой установкой. • Принимать и сохранять учебную цель и задачу. • Адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать ее. |
4. Домашнее задание | Подготовить презентацию или сообщение по теме «Русские народные песни» |
Предварительный просмотр:
Урок литературы
Автор | Яманова Е.Н. | ||||||
Предмет | Литература | ||||||
Класс | 8 | ||||||
Автор УМК | В.Я.Коровина | ||||||
Тема урока | А. С. ПУШКИН. «ИСТОРИЯ ПУГАЧЕВСКОГО БУНТА». | ||||||
Тип урока | Комбинированный | ||||||
Цель | Расширить представление учеников о личности А.С Пушкина как историка. Развивать навыки анализа текста. | ||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые' способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Актуализация знаний (определение основной проблемы урока). 1.1. Мотивирование учащихся к выполнению задания | Проверяет домашнее задание. | Выразительное чтение думы К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака» с последующим анализом и оценкой чтения. | • Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме | • Слушать и слышать собеседника | • Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов. | • Слушать в соответствии с целевой установкой. • Принимать и сохранять учебную цель и задачу. • Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | |
1.2. Определение основного вопроса урока | Какие исторические произведения Пушкина вы помните? | • По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы. | •Анализировать вербальную информацию. • Формулировать вопросы | • Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме | • Слушать и слышать собеседника. • Строить свой ответ на вопрос учителя | • Самоконтроль выполнения действий |
и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации |
2. Изучение нового материала(решение проблемы, открытие нового знания) 2.1. Ориентировка в предстоящей деятельности по выполнению задания | См. Приложение 1. | Читают статью. | воспроизвести ранее изученное. | Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов. | • Принимать и сохранять учебную цель и задачу | ||
3. Тренинг освоенного способа действия (применение новых знаний). 3.1. Закрепление обнаруженного способа деятельности | Чтение статьи стр.95-96. Стр.97-103 | Читают статью, конспектируют. | Коммуникация как взаимодействие | • Само- и взаимоконтроль выполнения действий | • Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации | ||
Взаимодействуют в группах | • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. • Понимание относительности оценок и выборов, совершаемых людьми | ||||||
3.2. Подведение итогов оценки результатов закрепления нового материала | См. Приложение 2. Выставляет отметки. | • Слушают учителя | • Анализировать вербальную информацию | • Взаимодействуют с учителем | • Слушать и слышать сотоварища | • Самоконтроль выполнения действий | • Слушать в соответствии с целевой установкой. • Принимать и сохранять учебную цель и задачу. • Адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать ее. |
4. Домашнее задание | Прочитать главу 1 повести «Капитанская дочка». Составить план главы. |
Приложение 1.
Общественная обстановка 1830-х годов характеризовалась растущим напряжением. Победа общеевропейской реакции, начавшаяся разгромом испанской революции 1820 г. и завершившаяся пушечными залпами на Сенатской площади (1825 г.), оказалась недолговечной. В 1830 году Европа вступила в новую фазу революций. По России прокатилась волна народных беспорядков. В этих условиях исторические размышления Пушкина приобретали особенно напряженный характер. Стремясь разглядеть в прошлом те исторические силы, которым предстоит сыграть решающую роль в будущем, Пушкин видел три таинственных образа, загадочное поведение которых могло определить грядущую судьбу России: самодержавную власть, высшие возможности которой казались воплощенными в Петре; просвещенное дворянство, размышляя о котором надо было решить, исчерпало ли оно свои исторические возможности на Сенатской площади или способно заполнить еще одну страницу в истории России; и народ, образ которого все больше принимал черты Пугачева. Так завязался узел основных тем творчества 1830-х годов.
Дворянство в целом, и особенно лучшая часть его – образованное дворянство, воспринималось Пушкиным прежде всего как сила, противостоящая самодержавию. Однако уже в одной из заключительных сцен «Бориса Годунова» Пушкин показал народный бунт. Народные восстания 1830 г. поставили тему восстания в повестку дня. Она впервые появляется в «Истории села Горюхина» и уже не сходит со страниц пушкинских произведений.
В начале 1830-х гг. Пушкин склонен был считать старинное дворянство, уже утратившее свои сословные привилегии и имущество, естественным союзником народа. Так родился замысел «Дубровского», в котором, как вы помните, главный герой, Владимир Дубровский, стал вождем крестьянского восстания.
Однако реальность такого сюжета вызывала у Пушкина сомнения. 31 января 1833 года А. С. Пушкин начинает «Капитанскую дочку», первоначальный замысел произведения развивался в русле «Дубровского»: в центре сюжета должна была быть судьба дворянина Шванвича, врага Орловых, перешедшего на сторону Пугачева. Но роман «не шел...». Необходимо было проверить свои идеи на реальном историческом материале. 6 февраля 1833 года, дописав последнюю главу «Дубровского», Пушкин 7 февраля обращается за разрешением ознакомиться
с архивными документами по делу Пугачева.
Приложение 2.
Когда 19 октября 1836 года Пушкин поставил точку на рукописи «Капитанской дочки», он уже не думал о крестьянском восстании под руководством дворянина. Шванвич был превращен в предателя Швабрина, а центральным персонажем сделался верный долгу и присяге и одновременно гуманный человек «жестокого века», странный приятель вождя крестьянского бунта Гринев.
Изучая движение Пугачева по подлинным документам и собирая в заволжских степях и Приуралье народные толки, Пушкин пришел к новым выводам. Прежде всего он убедился, что, самозванец для дворянско-правительственного лагеря, Пугачев был для народа законной властью. Пушкин записал речи пугачевцев солдатам: «...Долго ли вам, дуракам, служить женщине – пора одуматься и служить государю». Д. Пьянова, крестьянина, на свадьбе которого «гулял» Пугачев, Пушкин попросил рассказать о Пугачеве. «Он для тебя Пугачев, – отвечал мне сердито старик, – а для меня он был великий государь Петр Федорович».
Предварительный просмотр:
Урок литературы
Авторы | Яманова Е.Н. | ||||||
Предмет | Литература | ||||||
Класс | 8 | ||||||
Автор УМК | В.Я.Коровина | ||||||
Тема урока | Русские народные песни « В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночка темная…», «Вдоль по улице метелица метет…». Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. | ||||||
Тип урока | Комбинированный | ||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые' способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Актуализация знаний (определение основной проблемы урока). 1.1. Мотивирование учащихся к выполнению задания | • ответы на вопросы учебника стр.4. | отвечают на поставленные вопросы. | • Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме | • Слушать и слышать собеседника | • Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов. | • Слушать в соответствии с целевой установкой. • Принимать и сохранять учебную цель и задачу. • Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | |
1.2. Определение основного вопроса урока | - каковы особенности жанра сказки? Какие типы сказок вам известны? Что такое пословица, поговорка? Что общего у пословиц и поговорок? | • По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы | •Анализировать вербальную информацию. • Формулировать вопросы | • Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме | • Слушать и слышать собеседника. • Строить свой ответ на вопрос учителя | • Самоконтроль выполнения действий |
и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации |
2. Изучение нового материала(решение проблемы, открытие нового знания) 2.1. Ориентировка в предстоящей деятельности по выполнению задания | Выступления подготовленных учеников. | Рассказывают или показывают презентацию на тему: «Русские народные песни». | Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов. | • Принимать и сохранять учебную цель и задачу | |||
3. Тренинг освоенного способа действия (применение новых знаний). 3.1. Закрепление обнаруженного способа деятельности | Анализ лирической песни. Выразительное чтение песен. Смысл названия песен. Каким чувством проникнута песня? Какие художественные приёмы использованы? Из каких частей она состоит? Контролирует ход выполнения задания | Анализируют песни (по вариантам). | Коммуникация как взаимодействие | • Само- и взаимоконтроль выполнения действий | • Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации | ||
Взаимодействуют в группах | • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. • Понимание относительности оценок и выборов, совершаемых людьми | ||||||
3.2. Подведение итогов оценки результатов закрепления нового материала | • Подводит итоги Выставляет отметки. | • Слушают учителя | • Анализировать вербальную информацию | • Взаимодействуют с учителем | • Слушать и слышать сотоварища | • Самоконтроль выполнения действий | • Слушать в соответствии с целевой установкой. • Принимать и сохранять учебную цель и задачу. • Адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать ее. |
4. Домашнее задание | Написать частушку на школьную тему. Подготовить ответы на вопросы №1-3 (стр.12) Сделать иллюстрацию к народной песне. |
Предварительный просмотр:
Урок литературы
Автор | Яманова Е.Н. | ||||||
Предмет | Литература | ||||||
Класс | 8 | ||||||
Автор УМК | В.Я.Коровина | ||||||
Тема урока | К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. Характерные особенности жанра. | ||||||
Тип урока | Комбинированный | ||||||
Цель | Познакомить с творчеством Рылеева и особенностями его творчества. | ||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые' способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Актуализация знаний (определение основной проблемы урока). 1.1. Мотивирование учащихся к выполнению задания | Война 1812 года, тяжелое положение народа, политика самодержавия, знакомство с передовой политической и философской мыслью Западной Европы – все это привело к появлению тайных обществ, ставивших своей целью свержение самодержавия. Будущие декабристы не считали народ активной политической силой и делали ставку на заговор. Для идеологии декабризма, отразившейся в произведениях поэтов-декабристов К. Ф. Ры-леева, А. А. Бестужева, А. И. Одоевского, В. К. Кюхельбекера, характерны мысли о высоком гражданском назначении поэзии, мотивы тираноборчества, высокие нравственные идеалы, патриотизм. Одно из самых значительных вольнолюбивых произведений декабристов – стихотворение К. Ф. Рылеева «Гражданин». «Я не поэт, а гражданин» – вот творческая позиция, провозглашенная Рылеевым в этом стихотворении. Поэзия, как и вся жизнь, должна быть подчинена «борьбе за угнетенную свободу человека», считал он. Создавая свои «Думы», Рылеев ставил перед собой задачу «напомнить юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к Отечеству с первыми впечатлениями памяти». Прославление мужества и героизма, проявленных в борьбе за национальную независимость родины, за освобождение народа от иноземного владычества – вот главная тема дум «Иван Сусанин», «Дмитрий Донской», «Смерть Ермака» (последняя из них стала народной песней). Рылеев, посвящая свои думы выдающимся людям нации, порой пренебрегает исторической достоверностью. Он сознательно преображает персонажей, наделяя их чертами своего времени. Герои действуют в исключительных психологических обстоятельствах, подчеркивающих неординарность их личности. Драматизм развития событий роднит думу с балладой. | Вспоминают, называют авторов и произведения. | • Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме | • Слушать и слышать собеседника | • Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов. | • Слушать в соответствии с целевой установкой. • Принимать и сохранять учебную цель и задачу. • Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | |
1.2. Определение основного вопроса урока | - Что же такое дума? Запись определения думы в тетради: дума – эпико-лирический жанр украинского словесно-музыкального творчества. Тематика дум по преимуществу историческая. Как же начиналась литературная деятельность К. Ф. Рылеева? Почему думы Рылеева получили почти единодушную благожелательную оценку литературной общественности? | • По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы. Записывают термин. | •Анализировать вербальную информацию. • Формулировать вопросы | • Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме | • Слушать и слышать собеседника. • Строить свой ответ на вопрос учителя | • Самоконтроль выполнения действий |
и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации |
2. Изучение нового материала(решение проблемы, открытие нового знания) 2.1. Ориентировка в предстоящей деятельности по выполнению задания | Чтение статьи стр.88-89. 89-94. | Читают статью. | воспроизвести ранее изученное. | Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов. | • Принимать и сохранять учебную цель и задачу | ||
3. Тренинг освоенного способа действия (применение новых знаний). 3.1. Закрепление обнаруженного способа деятельности | – Как вы считаете, с какой целью перед думой автор дает историческую справку? – Все ли вам было понятно, когда вы слушали песню «Смерть Ермака»? – Какие события, о которых рассказывается в справке, отражены в произведении? Чтение думы «Смерть Ермака» учителем с последующей беседой по содержанию. Какова тема и идея думы Рылеева? Какие чувства стремится передать автор читателю? – О чем думает Ермак в ночь перед битвой? Как вы понимаете слова героя: «И мы – не праздно в мире жили!»? – Как погибла дружина Ермака? В чем видит автор причину ее гибели и кого осуждает за это? Какие взгляды Рылеева проявились в думе? | Читают статью, конспектируют. | Коммуникация как взаимодействие | • Само- и взаимоконтроль выполнения действий | • Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации | ||
Взаимодействуют в группах | • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. • Понимание относительности оценок и выборов, совершаемых людьми | ||||||
3.2. Подведение итогов оценки результатов закрепления нового материала | Дума – название заимствовано у поляков и украинцев. Так называли рыцарскую песню или народную лироэпическую песню. Думы делятся на две основные группы – исторические и социальные. – К какой группе можно отнести думу Рылеева? – Сравните тексты думы Рылеева и народной песни. Что народу показалось наиболее важным в произведении поэта? Какое настроение она у вас вызвала? Выставляет отметки. | • Слушают учителя | • Анализировать вербальную информацию | • Взаимодействуют с учителем | • Слушать и слышать сотоварища | • Самоконтроль выполнения действий | • Слушать в соответствии с целевой установкой. • Принимать и сохранять учебную цель и задачу. • Адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать ее. |
4. Домашнее задание | Подготовить выразительное чтение текста и составить по тексту вопросы. |