Филимонова Гульнара Михайловна

В настоящее время одной из актуальных проблем является тема здоровья подрастающего поколения, которая связана с увеличением количества детей, имеющих различные тяжелые речевые нарушения, а также задержку интеллектуального развития.

Одним из эффективных видов работы над речью является логопедическая ритмика, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, рече-двигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Поэтому, комплексное воздействие на детей с нарушениями речи подразумевает и музыкальное коррекционное воздействие. Музыкальные занятия занимают важное место в системе коррекционно-педагогической работы в ДОУ компенсирующего вида. Их особенностью является то, что в процессе организации и проведения НОД решаются задачи как музыкально-эстетического развития, так и коррекционно-развивающие.

Музыкально-речевые игры и упражнения имеют большое значение в развитии речи детей. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи. Этим и обусловлен выбор моей темы по самообразованию «Музыкально-речевые игры и упражнения как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

С самого начала мною были рассмотрены методики коррекции речевых нарушений у дошкольников. Затем ознакомилась с практическим материалом, наиболее оптимальным, приемлемым и эффективным для использования в музыкальной деятельности с детьми с нарушениями речи. Это дыхательная и артикуляционная гимнастики, пальчиковые и речевые игры, игровые массажи. По ним были составлены папки. Интересные разработки нашла на страницах периодической печати в журналах «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель», «Логопед в детском саду», «Современный детский сад», а также в методических пособиях Н. В. Нищевой, М. Ю. Картушиной, И. С. Лопухиной.

Итак, из многообразия специальной коррекционной и музыкальной литературы, я выбрала наиболее оптимальные, которые станут эффективным средством воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у детей с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.

Сначала были составлены перспективные  планы для детей старших и подготовительных логопедических групп. Планы были разработаны на основе обязательного минимума содержания по музыкальному воспитанию для ДОУ («Программа обучения и воспитания в детском саду» под ред. М. А. Васильевой) , с учетом обновления по парциальным программам «Ладушки» (Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста)- авторы И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева, «Ритмическая мозайка» (Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей дошкольного возраста) - А. И. Буренина.  В последствие, планы корректировались на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»  под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой.

Также был взят на вооружение материал коррекционно-логопедических программ: музыкотерапия, артикуляционная гимнастика и упражнения, дыхательные упражнения, упражнения на правильное произношение звуков, пальчиковая гимнастика и музыкально-речевые игры Е. Д. Макшанцевой, М. Ю Картушиной и т.д.

Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей с ОНР, я решила использовать на музыкальных занятиях в дополнение к основным видам музыкальной деятельности ряд здоровье-сберегающих технологий и элементы логопедической гимнастики.

Был составлен перспективный план использования коррекционных и здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. Также, совместно с напарницей, составили сборник музыкально-речевых игр «Көйләп-тыпырдап алый», и разработали перспективные планы для татарских логопедических групп, с использованием речевых игр и оздоровительных технологий. Нами была использована следующая литература.

 

 «От рождения до школы» примерная основная образовательная Программа дошкольного образования (ФГОС) под ред. Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой – 3-е изд., испр.и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-368с.

Региональная программа дошкольного образования Р.К.Шаехова, - РИЦ, Казань, 2012.-208с.

Үстерешле уеннар: метдик кулланма/ З. М. Зарипова, Р. С. Исаева-Казан, 2013.-128б.

Закирова К.В., Мортазина Л.Р. Эй уйныйбыз, уйныйбыз… балалар бакчасында хэрэкэтле уеннар-Казан, 2013.-224б.

Балачак – уйнап-колеп усэр чак, Казан,2012.-192б.

«Көйләп-тыпырдап алый» җырлы-биюле логоритмик күнегүләр. Филимонова Г.М., Семашкина Г.И.

Добавить запись

Защита от спам-роботов