Самообразование
«Музыкально-речевые игры и упражнения – как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Актуальность – в настоящее время одной из актуальных является тема здоровья подрастающего поколения, которая связана с увеличением количества детей, имеющих различные тяжелые речевые нарушения, а также задержку интеллектуального развития.
Комплексное воздействие на детей с нарушениями речи подразумевает и музыкальное коррекционное воздействие. А с помощью музыкально-речевых игр и упражнений можно в интересной и непринужденной форме решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.
По данной теме работаю уже четвертый год и видна эффективность воздействия музыкально-речевых игр и упражнений на развитие не только речи детей, но и их эмоционального самочувствия. Поэтому считаю нужным продолжить работу в данном направлении.
Цель работы – разработка системы музыкально-речевых игр и упражнений и внедрение их в практику занятий по профилактике и коррекции речевого нарушения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Продолжить анализ психолого-педагогической, методической, коррекционной литературы по данной проблеме; следить за новинками других педагогов и брать на вооружение;
2. Продолжать систематизировать материал для упражнений и занятий с детьми;
3. При помощи мониторинга отслеживать динамику влияния игр и упражнений в коррекции речевых нарушений детей.
4. Обобщить опыт работы по данной теме.
Виды деятельности | Мероприятия
| ||||
2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 | |
Повышение квалификации | Участие в КМО различного масштаба (согласно плану) | Участие в семинарах, курсах и т.д. | Самостоятельная работа над литературой;
| Курсы повышения квалификации; Участие в КМО различного масштаба (согласно плану)
| Участие в вебинарах, семинарах, КМО и т.д. Мониторинг и самоанализ проделанной работы по самообразованию. |
Консультации для родителей | «Почему дыхательная гимнастика нужна?» Папка с дыхательными веселыми упражнениями
| Создание папки и СД-диска с музыкальными играми и упражнениями для домашнего прослушивания | «Веселые музыкальные пальчиковые игры и упражнения для массажа» | «Ритм в музыкальном развитии ребенка»; Изготовление папки с ритмическими рисунками.
| Творческий конкурс «Музыкальная шкатулка» (изготовление музыкальных шумовых инструментов; Знакомство с авторской программой Железновых «Сказочки - шумелки» |
Консультации для педагогов | «Логоритмика. Новые подходы»
| «Развитие темпа речи, текстового чувства через музыку»
| «Использование музыкально-речевых игр и упражнений на занятиях»
| «Музыкальные игры для малышей» - семинар-практикум
| «Логопедическая ритмика – слово, музыка и движения» - сотрудничество с учителями - логопедами |
Педагогическая мастерская | Регулярное накопление и систематизация необходимого материала, как методического, так и практического: СД-диски с логоритмическими распевками, артикуляционные гимнастики, дыхательные упражнения, музыкально-речевые игры, валеологические распевки и т.д.; Ежегодный отчет по плану самообразования | ||||
Распространение опыта работы | Учителям-логопедам и воспитателям предложить наработанный материал; «Прогулка в зимний лес»- логоритмическое занятие в подготовительной группе – КМО учителей-логопедов | Накопление материала: пальчиковые игры, музыкальные игры и т.д. на татарском языке для детей татарских коррекционных групп. Изготовление папки «Бармаклар уеннары» для дальнейшего использования в работе с детьми. | Разработать методическое пособие (перспективный план) с использованием коррекционно-оздоровительных технологий для детей подготовительных к школе логопедических групп на татарском языке; Участие в КМО разного масштаба | Разработать методическое пособие (перспективный план) с использованием коррекционно-оздоровительных технологий для детей средней логопедической группы на татарском языке; Участие в КМО разного масштаба;
| Размещение накопленного материала на интернет-сайтах. Выступления на семинарах, КМО и т.д.
|
Работа с детьми | Кружковая вокальная и коррекционная работа; Изготовление пособий, подбор материала для работы с детьми; Применение на праздниках, развлечениях и на занятиях музыкально-речевые игры и пр. | Совместное проведение с логопедами логоритмических развлечений;
| Кружковая работа; Изготовление пособий, подбор материала для работы с детьми; Применение на праздниках, развлечениях и на занятиях музыкально-речевые игры и пр. Инсценирование сказок и сценок | Кружковая работа «Малышок» - адаптационная группа – показать роль музыкально-речевых игр и упражнений не только на развитие речи малышей, но и через игровые технологии учиться взаимодействовать с людьми; Изготовление пособий, подбор материала для работы с детьми;
| Совместное проведение с логопедами логоритмических развлечений; Кружковая работа; Изготовление пособий, подбор материала для работы с детьми; Применение на праздниках, развлечениях и на занятиях музыкально-речевых игр и пр. Инсценирование сказок и сценок |