Самообразование

Филимонова Гульнара Михайловна

«Музыкально-речевые игры и упражнения – как средство коррекции речевых нарушений  у детей дошкольного возраста»

 

Актуальность – в настоящее время одной из актуальных является тема здоровья подрастающего поколения, которая связана с увеличением количества детей, имеющих различные тяжелые речевые нарушения, а также задержку интеллектуального развития.

Комплексное воздействие на детей с нарушениями речи подразумевает и музыкальное коррекционное воздействие. А с помощью музыкально-речевых игр и упражнений можно в интересной и непринужденной форме решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.

По данной теме работаю уже четвертый год и видна эффективность воздействия музыкально-речевых игр и упражнений на развитие не только речи детей, но и их эмоционального самочувствия. Поэтому считаю нужным продолжить работу в данном направлении.

 

Цель работы – разработка системы музыкально-речевых игр и упражнений и внедрение их в практику занятий по профилактике и коррекции речевого нарушения у детей дошкольного возраста.

 

Задачи:

1.    Продолжить анализ психолого-педагогической, методической, коррекционной литературы по данной проблеме; следить за новинками других педагогов и брать на вооружение;

2.    Продолжать систематизировать материал для упражнений и занятий с детьми;

3.    При помощи мониторинга отслеживать динамику влияния игр и упражнений в коррекции речевых нарушений детей.

4.    Обобщить опыт работы по данной теме.

Виды деятельности

Мероприятия

 

2012-2013

2013-2014

2014-2015   

2015-2016

2016-2017

Повышение квалификации

Участие в КМО различного масштаба (согласно плану)

Участие в семинарах, курсах и т.д.

Самостоятельная работа над литературой;

 

Курсы повышения квалификации;

Участие в КМО различного масштаба (согласно плану)

 

Участие в вебинарах, семинарах, КМО и т.д. Мониторинг и самоанализ проделанной работы по самообразованию.

Консультации для родителей

«Почему дыхательная гимнастика нужна?»

Папка с дыхательными веселыми упражнениями

 

Создание папки и СД-диска с музыкальными играми и упражнениями для домашнего прослушивания

«Веселые музыкальные пальчиковые игры и упражнения для массажа»

«Ритм в музыкальном развитии ребенка»;

Изготовление папки с ритмическими рисунками.

 

Творческий конкурс «Музыкальная шкатулка»

(изготовление музыкальных шумовых инструментов;

Знакомство с авторской программой  Железновых «Сказочки - шумелки»

Консультации для педагогов

 «Логоритмика. Новые подходы»

 

 «Развитие темпа речи, текстового чувства через музыку»

 

«Использование музыкально-речевых игр и упражнений на занятиях»

 

«Музыкальные игры для малышей» - семинар-практикум

 

«Логопедическая ритмика – слово, музыка и движения» - сотрудничество с учителями - логопедами

Педагогическая мастерская

Регулярное накопление и систематизация  необходимого материала, как методического, так и практического:

СД-диски с логоритмическими  распевками, артикуляционные гимнастики, дыхательные упражнения, музыкально-речевые игры, валеологические   распевки и т.д.;

Ежегодный отчет по плану самообразования

Распространение опыта работы

Учителям-логопедам и воспитателям предложить наработанный материал;

«Прогулка в зимний лес»- логоритмическое занятие в подготовительной  группе – КМО учителей-логопедов

Накопление материала: пальчиковые игры, музыкальные игры и т.д. на татарском языке для детей татарских коррекционных групп. Изготовление папки «Бармаклар уеннары» для дальнейшего использования в работе с детьми.

Разработать методическое  пособие (перспективный план)  с использованием коррекционно-оздоровительных технологий для детей подготовительных к школе логопедических групп на татарском языке;

Участие в КМО разного масштаба

Разработать методическое  пособие (перспективный план)  с использованием коррекционно-оздоровительных технологий для детей средней логопедической группы на татарском языке;

Участие в КМО разного масштаба;

 

Размещение  накопленного материала на интернет-сайтах. Выступления на семинарах, КМО и т.д.

 

 

 

Работа с детьми

Кружковая вокальная и коррекционная работа;

Изготовление пособий, подбор материала для работы с детьми;

Применение на праздниках, развлечениях и на занятиях музыкально-речевые игры и пр.

Совместное проведение с логопедами логоритмических развлечений;

 

Кружковая работа;

Изготовление пособий, подбор материала для работы с детьми;

Применение на праздниках, развлечениях и на занятиях музыкально-речевые игры и пр.

Инсценирование сказок и сценок

Кружковая  работа «Малышок» - адаптационная группа – показать роль музыкально-речевых игр и упражнений не только на развитие речи малышей, но и через игровые технологии учиться взаимодействовать с людьми;

Изготовление пособий, подбор материала для работы с детьми;

 

Совместное проведение с логопедами логоритмических развлечений;

Кружковая работа;

Изготовление пособий, подбор материала для работы с детьми;

Применение на праздниках, развлечениях и на занятиях музыкально-речевых игр  и пр.

Инсценирование сказок и сценок