Перспективное планирование
Перспективное планирование по экологическому воспитанию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида комитета по образованию Администрации г.о. Железнодорожный.
143982 Московская область, г. Железнодорожный, ул. Чаплыгина, д.4 тел.: 8(495)527-54-32
Перспективный план по экологии
во второй младшей группе
Подготовила:
воспитатель гр.№5
МБДОУ д/с №9
Камаева Е.Н.
г.о.Железнодорожный
Сентябрь
Задачи:
-формировать представления детей о первых осенних изменениях в природе: изменения в погоде (стало холоднее, чаще идет дождь, много ветреных дней) ; изменения в живой природе (листья на деревьях и кустарниках постепенно желтеют и краснеют, птицы начинают улетать на юг, насекомые прячутся под кору) .
-познакомить с основными видами овощей и фруктов.
-развивать умение анализировать структуру объектов природы (растение и животное) .
НОД:
«Овощи с огорода»
Цели: учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представления о выращивании овощных культур.
Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Наблюдения и опыты.
-наблюдение за солнцем (светит, но не такое жаркое, как летом).
-наблюдение в пасмурный день (небо серое, солнца нет, тучи его спрятали) .
-наблюдение за дождем (послушать, как капли стучат по окну; дождик холодный, не такой как летом).
-наблюдение за осенними цветами (бархатцы, астры) .
-наблюдение за кленом и березой (учить сравнивать деревья по форме листьев и по цвету)
Экологические игры.
«Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты) .
Подвижные игры.
«Воробышки и кот», «Наседка и цыплята».
Беседы.
«Расскажем кукле какие бывают овощи».
Чтение худ. литературы.
Русская народная сказка «Репка», заучивание потешки «Огуречик, огуречик… »
Труд в природе.
Совместно с воспитателем на участке собирать природный материал,
листья.
Октябрь
Задачи:
-продолжать формировать представление детей об осенних изменениях в природе: изменения в погоде, изменения в живой природе – листья на деревьях и кустарниках опадают (листопад, все насекомые спрятались, птицы, которые питались насекомыми, улетели.
-продолжать развивать умение анализировать структуру объектов природы (дерево, рыбка) .
-воспитывать желание принимать участие в уходе за рыбкой в аквариуме.
НОД:
«Меняем воду в аквариуме»
Цель: расширять знание детей о декоративных рыбках. Дать элементарные представления об уходе за декоративными рыбками. Формировать доброе отношение к окружающему миру.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Наблюдения и опыты.
-продолжаем наблюдать за неживой природой (дождливых дней больше, стало холоднее – надо одеваться теплее) .
-наблюдение за ветром. Провести опыт: вынести на улицу вертушку и обсудить, почему она вертится, почему качаются деревья.
-ввести понятие «листопад». Наблюдение за опаданием листьев (листья, падая шуршат; рассмотреть опавшие листья».
Поручения
Найти самый большой и самый маленький листок на участке. Рассмотреть и сравнить их.
Экологические игры.
«Где спряталась рыбка», «Лото» (овощи, фрукты, «Найди о чем рассказу».
Чтение худ. литературы.
Н. Калинкина «Как Вася ловил рыбу», Л. Н. Толстой «Спала кошка на крыше».
Беседы.
«Как мы одеваемся осенью», «Что выросло на нашем огороде».
Работа с родителями.
Привлечь родителей к организации выставки «Веселый огород».
(родители готовят поделки из овощей и фруктов) .
Труд в природе.
Помогать воспитателю мыть камешки из искусственного аквариума.
Ноябрь
Задачи:
-формировать представление об изменениях в живой и неживой природе поздней осенью (стало еще холоднее – изменение в одежде, все листья опали, звери в лесу готовятся к зиме) .
-познакомить детей с компонентами трудового процесса на примере мытья комнатного растения. Закрепить название частей растения.
-воспитывать желание участвовать в труде. Формировать интерес к жизни зверей в лесу.
НОД:
«Как звери в лесу готовятся к зиме».
Цели: формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей. Рассказать о жилищах диких животных. Активизировать и обогащать словарь путем подбора описательных прилагательных.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Наблюдения и опыты.
-продолжить наблюдения за солнцем, ветром, наблюдения за первым снегом (как снежинки кружатся в воздухе, как они медленно падают на землю) .
-начать знакомство со свойствами снега: снег пушистый и легкий. Подбросить снег на лопатках вверх и понаблюдать, как он падает, легко рассыпается. Снег от тепла тает (объяснить детям, что ладошка теплая.)
-рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит.
-начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий). Лед от тепла тает так же, как снег. Для этого положить кусочек льда на ладошку и понаблюдать, как он начнет таять.
Экологические игры.
«Овощи и фрукты» (лото, «Найди такой же», «Угадай, чей хвост».
Чтение худ. литературы.
А. Блок «Зайчик», В. Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса», В. Бианки «Холодно в лесу зимой», Э. Шим «Кто как идет». Загадки о животных.
Беседы.
«Что изменилось в нашей одежде», беседы о жизни животных в лесу. (с рассматриванием иллюстраций) .
Труд в природе.
Протирать крупные листья комнатных растений. Помогать воспитателю поливать, подкармливать растения, рыхлить почву.
Декабрь
Задачи:
-формировать представления детей о зимних изменениях в природе: все покрыто снегом, вода в лужах замерзла, часто идет снег (снегопад, солнце светит но не греет.
-формировать представление о потребности заботится о птицах зимой. (развесить кормушки и кормить птиц) .
-воспитывать желание ухаживать за растениями, развивать любознательность.
НОД:
«Покормим птиц зимой»
Цель: закреплять знание детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширить представление о зимующих птицах.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Наблюдения и опыты.
-наблюдение за снегопадом, за свойствами снега (снег от тепла тает, бывает липким и рассыпчатым) .
-опыт: набрать в баночку снега и поставить в теплое место. От тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание, что вода грязная; когда снег бывает липким, а когда рассыпчатым.
-наблюдение за зимующими птицами (строение тела, повадки). Повесить кормушки для птиц и ежедневно выносить корм. Рассмотреть следы на снегу.
Экологические игры.
«Кто во что одет», «Сложи картинку»(изображение птиц: воробья, вороны, голубя, синички) .
Чтение худ. литературы.
Л. Аким. «Первый снег», З. Александрова «Зимняя песенка», «Снежок», И. Токмакова «Как на горке снег, снег. »
Беседы.
«Как мы играем зимой», «Как мы помогаем птичкам».
Работа с родителями.
Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц. Организовать конкурс «Лучший корм для птиц». Оформить для родителей ширму «Как привить ребенку любовь к природе».
Труд в природе.
Расчистка дорожек от снега вместе с воспитателем на прогулке. Поливка комнатных растений.
Январь
Задачи:
-закрепить представления детей о зимних явлениях в живой и неживой природе: реки замерзают и покрываются льдом, снегопад, мороз. Знакомить со свойствами льда и снега.
-формировать представление детей о потребностях растений в земле.
-закреплять умение анализировать трудовой процесс, выделяя его основные компоненты.
-воспитывать интерес к оказанию помощи животным и растениям.
НОД:
«Посадка лука».
Цель: закрепить представление о последовательности трудового процесса. Сформировать представление о потребности растений в земле.
Совместная деятельность воспитателя с детьми .
Наблюдения и опыты.
-наблюдения за снегопадом. Выявить свойства снега: снег белый, от тепла тает (опыт) .
-рассмотреть льдинки. Сравнить снег и лед—что общего и чем отличаются.
-вместе с детьми продолжать подкармливать птиц.
Экологические игры.
«Кто во что одет», «Кто где живет», «Где спряталась рыбка».
Чтение худ. литературы.
И. Токмакова «Где спит рыбка», Л. Екимцев «Чего хочет рыбка»,
Загадки о птицах, овощах.
Беседы.
«Новогодний праздник дома», «Зимние развлечения на улице»
Работа с родителями.
Оформить ширму «Мастерская деда Мороза». Предложить родителям вместе с детьми изготовить игрушки на елку своими руками.
Труд в природе.
С помощью воспитателя посыпать дорожки песком. Подкормить птиц на прогулке. Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега. Полить лук.
Февраль
Задачи:
-развивать умение анализировать структуру объекта, вычленяя яркие признаки внешнего вида птиц (крылья, тело, покрытое перьями, две ноги) .
-продолжать развивать умение сравнивать, выделять контрастные признаки различия и некоторого сходства.
-воспитывать любознательность и интерес к объектам природы, желание трудиться вместе.
НОД:
«Рассматривание снегиря».
Цель: познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц. Закрепить знания детей об особенностях поведения снегиря (летает, прыгает, клюет ягоды). Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Наблюдения и опыты.
-наблюдение за солнцем: оно появляется все чаще, с каждым днем светит ярче.
-опыт: предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошку солнышку, почувствовать, почувствовать как она нагревается.
-наблюдение за сосульками (сравнение их по толщине, величине) .
-опыт: внести сосульку в теплое помещение и посмотреть, как она будет таять.
-наблюдение за снегом. В конце месяца снег начинает таять, он становиться липким. Обратить внимание на первое щебетание птиц.
Экологические игры.
«В зимней столовой», «Птички», «Угадай растение по описанию» (бальзамин, фикус, китайская роза) .
Чтение худ, литературы.
А. Барто «Птичка», В. Жуковский «Птичка»(отрывок, А. Прокофьев «Снегири».
Беседы.
«Если птичка живет дома», «Холодно ли птицам зимой», «Живые ли деревья зимой».
Труд в природе.
Подкормка птиц на прогулке. На прогулке вместе сгребаем снег. Принимать участие в мытье поддонов и кашпо для растений.
Март
Задачи:
-формировать представления о первых весенних изменениях в природе (солнечных дней больше, стало намного теплее, снег начинает постепенно таять, гололед) .
-развивать умение сравнивать объекты природы по признакам сходства и различия.
-развивать интерес к жизни птиц
НОД:
- Весеннее пробуждение
Цель: Расширять представления детей о весенних признаках.
- Сравнение вороны со снегирем.
Цель: закрепить знание детей о вороне и снегире. Учить сравнивать двух птиц, находя признаки отличия и сходства. Воспитывать познавательный интерес к птицам.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Наблюдения и опыты.
-провести опыты с водой: закрасить воду разного цвета краской, залить формочки вынести на улицу. После прогулки рассмотреть, что вода замёрзла.
-продолжить наблюдение за солнцем: оно стало более ярким, теплым.
-опыт: сравнить температуру предметов на солнце и в тени. Рассказа, что такое тень. Понаблюдать за тенью, которую оставляют разные предметы. (разной величины)
-наблюдение за небом: небо чаще бывает голубым, облака светлые. Но зима еще не хочет уходить совсем- - утром бывает морозно, иногда падает снег, бывает гололед.
-наблюдение за воробьями: чирикают веселее, рассказать детям что воробьи скоро будут вить гнездышки.
Экологические игры.
«Вороны», «Через ручеек», «Воробышки и кот», «Кто где живет».
Чтение худ. литературы.
С. Я. Маршак «Весенняя песенка», А. Барто «Птичка», «Кто как кричит», В. Чарушин «Яшка».
Беседы.
«О птицах» (сравнить внешний вид воробья и синицы—на прогулке и по иллюстрациям, «В какие игрушки мы играем весной», «На что похожи облака», «Как живется нашим комнатным растениям в выходной день» (растения засыхают, скучают) .
Труд в природе.
Совместно с воспитателем продолжать поливку комнатных растений и уход за ними. Уборка участка от веточек. Продолжать подкармливать птиц.
Апрель
Задачи
-продолжать формировать представления о весенних изменениях в неживой природе, которые происходят в апреле месяце, закреплять основные представления о них.
-показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных: на ветвях деревьев набухают почки, появляются первые цветы (подснежники, мать-и-мачеха, появляется первая травка, звери в лесу меняют окраску (заяц, просыпаются после зимней спячки (медведь, ежик) .
-учить находить общие признаки у деревьев и кустарников. Развивать умение сравнивать.
-закреплять знание детей о строении растений, их основных частей.
-воспитывать интерес к весеннему пробуждению природы, желание любоваться ею.
НОД:
«Путешествие в весенний лес»
Цель: формировать представление детей о весенних изменениях в природе: больше солнечных дней, становиться значительно теплее, тает снег, изменяется одежда людей. Показать изменения в жизни растений и животных.
Совместная деятельность воспитателя и детей.
Наблюдения и опыты.
-продолжаем наблюдать за небом и солнцем, снегом: снег бывает мокрым, иногда идет дождь. Появляются ручейки, проталинки. Утром они покрыты льдом, а потом он тает.
-опыт: запустить в ручей кораблик. Понаблюдать, как он намокнет, спросить, почему он намокает.
Экологические игры.
«Угадай по описанию», подвижные игры: «К дереву беги», «Кто быстрее найдет березу, тополь, каштан».
Чтение худ. литературы.
Т. Александрова «На солнышке согрелась ель», Л. Толстой «Пришла весна». Загадки о деревьях.
Беседы
«Какие растения живут у тебя дома», «Мамы и их детеныши».
Труд в природе.
Уборка мусора на участке. Посев крупных семян гороха, бобов, настурции.
Май
Задачи
-закреплять представления о весенних изменениях в неживой природе: много теплых солнечных дней, снег совсем растаял, солнце стало греть сильнее.
-показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных: в жизни растений происходит бурный рост—травка подросла, раскрылись почки, появились первые цветочки; у зверей в лесу появились детеныши, прилетели из теплых краев птицы (грачи, скворцы, оживились воробьи, проснулись после зимней спячки насекомые.
-развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного.
НОД:
«Сравнение одуванчика и тюльпана»
Цель: учить детей называть и различать первоцветы. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия. Закреплять умение правильно называть основные части растения. Вызывать радость от красоты растений, воспитывать бережное отношение.
Совместная работа воспитателя с детьми.
Наблюдения и опыты.
-познакомить со свойствами солнечных лучей высушивать все вокруг.
-опыт: намочить песок и наблюдать с детьми как он сохнет на солнце.
-ежедневные наблюдения за облаками. Предложить придумать на что они похожи.
-наблюдать за живой природой: на деревьях лопнули почки, появились бутоны. Наблюдение за цветением деревьев: черемухой, вишней.
-рассказать детям, что сейчас возвращаются перелетные птицы (грачи, скворцы) .
Экологические игры.
«Найди дерево по описанию», «Чья эта тень», «Собери цветок из частей», «Кто где живет».
Чтение худ. литературы.
З. Александрова «Одуванчик», С. Маршак «Радуга –дуга», И. Бунин «Ясным утром», К. Д. Ушинский «Пчелки на разведках». Загадки.
Беседы
«Кто рождается весной» (у кого весной появляются детеныши, рассмотреть иллюстрации, «Какие песенки поет дождь» (послушать звуки дождя в комнате, на улице, под зонтом) .
Труд в природе.
Полив посеянных цветов, наблюдение за прополкой и рыхлением.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида комитета по образованию Администрации г.о. Железнодорожный.
143982 Московская область, г. Железнодорожный, ул. Чаплыгина, д.4 тел.: 8(495)527-54-32
Перспективный план по экологии
в средней группе
Подготовила:
воспитатель гр.№5
МБДОУ д/с №9
Камаева Е.Н.
г.о.Железнодорожный
Месяц | Тема | Пути достижения целей | Формы и методы закрепления |
Сентябрь | «Во лесу ли в огороде» | НОД «В гостях у Вишенки». Рассматривание картинок фрукты-овощи, муляжей. | Поделки «декоративные узоры» из семян тыквы Разгадывание загадок Д/и «Чудесный мешочек», рисование овощей и фруктов, «Сложи картинку», аппликация фрукты и овощи |
Октябрь | «Лес, точно терем расписной» | НОД «В гости к лесовичку» Составление рассказа об осени по картинке. | Заучивание стихотворений, экскурсии в осенний лес. Рисование деревьев в осеннем убранстве. Загадывание загадок. |
Ноябрь | «Дикие животные» | НОД «Животные нашего леса» | Д/и «третий лишний» Чтение рассказов о животных Лепим животных Игра «поле чудес» Рисование «Кто живет в осеннем лесу» |
Декабрь | «Здравствуй гостья зима. Веселый снеговик» | НОД «Зима – какая она?» | Рассматривание картины «Зимние забавы» Игры – забавы на прогулке Игры в зимние слова Заучивание стихов Эк.игра - какое время года |
Январь | «Зимующие птицы» | НОД «У кормушки» | Изготовление кормушек Наблюдение на прогулке П/и «Стайка полетай-ка!» Выкладывание птичек из геометрических фигур Загадывание загадок Аппликация и лепка по теме «Птицы нашего леса» |
Февраль | «Домашние животные» | НОД « В гости в деревню» | Д/и «Кто что ест» Игра « Узнай животное по голосам» Лепим и рисуем домашних животных «Сложи картинку» Рассмотрение картинок – домашние животные. Чтение художественной литературы, составление рассказов. |
Март | «Весна идет, весне дорогу» | НОД « Весенние превращения» | Наблюдение на прогулке за изменениями, происходящими в природе. Чтение стихотворений о весне. Филологические заметки В. Бианки. Рисуем сосульки, рассматриваем картинки. Загадывание весенних загадок. |
Апрель | «Вестники весны» | НОД «Птицы перелетные» | Чтение стихотворения Плещеева «Травка зеленеет» Загадывание загадок о перелетных птицах Пальчиковая игра Птицы и пташки» Аппликация «Птицы у скворечника»
|
Май | «Цветущий луг» | НОД «На зеленом, на лугу» | Рассмотрение предметных картинок «Луговые цветы» Загадывание загадок Аппликация «Луговой цветок» |
№ п\п | Тема | Цели. Задачи | Обеспечение интеграции образования (образовательные области) | Ожидаемые результаты |
1. | « Во саду ли в огороде» | Познакомить детей с названием овощей, фруктов, местом их выращивания; учить описывать, сравнивать овощи и фрукты; развивать логическое мышление; учить умозаключению, находить овощи и фрукты, среди разных картинок. | Коммуникация: развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым, активизировать, развивать речь детей. Познание: учить детей умению выделять характерные признаки овощей и фруктов их цвет, форма, вкус, поверхность. | Умеют называть фрукты, овощи, называть отличительные особенности овощей и фруктов. Употребляют в речи имена существительные, согласовывая с прилагательными. |
2. | «Лес, точно терем расписной» | Систематизировать представление о временах года, знакомить с признаками осенних месяцев; закладывать основы экологического воспитания. | Коммуникация: развитие у детей связанной речи, активизировать словарь детей, уметь согласовывать существительные с именами прилагательными. Познание: учить сравнивать природу в октябре, сентябре; замечать изменения в природе. | Умеют согласовывать существительные с именами прилагательными. Умеют называть явления в природе, соотносить текст.
|
3. | «Дикие животные» | Дать детям представление о диких животных, об их образе жизни, повадках, питании и жилищах; расширять словарь за счет имен существительных повадки, дупло; пора; берлога; логово; развивать мышление, учить умению описывать животных | Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (повадки, дупло, нора, логово, берлога, учить умению описывать животных, используя в своей речи существительные, согласовывая с прилагательными. Познание: дать детям понятие о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие животные приспосабливаются к жизни в зимних условиях. | Умеют описывать животное по образу воспитателя, используют в речи существительные. Прилагательные. Владеют логическими мышлением. Называют особенности животных и способы их приспособления к условиям жизни. |
4. | «Здравствуй, гостья Зима! Веселый снеговик» | Познакомить детей с признаками зимы; систематизировать представления о временах года, закладываем основы экологического воспитания. Закрепить у детей навыки рисования по контуру, не выходя за него. | Познание: развивать способности и формировать навыки самостоятельного анализа характерных изменений в живой и неживой природе. Коммуникация: развивать разговорную речь, совершенствовать диалогическую речь. Худож.творчество: продолжать учить детей рисовать предмет, состоящий из нескольких кругов. | Умеют называть признаки зимы. Активно участвуют в диалогической речи. |
5. | «Зимующие птицы» | Знакомить детей с зимующими птицами, закладывать основы экологического воспитания, закреплять знания о частях тела птицы | Познание: обобщать у детей представления о птицах. Коммуникация: побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. | Умеют называть части тела птиц. Проявляют заботу к братья нашим меньшим. |
6. | «Домашние животные» | Дать представление о домашних животных и их детенышах, познакомить с названиями домашних животных их детенышей, учить сравнивать, передавать характерные черты животного в рисунке. | Познание: воспитывать интерес к домашним животным формировать представления о домашних животных. Коммуникация: воспитывать желание говорить как взрослые, учить детей правильно ли они ответили на заданный вопрос. Обогащать словарный запас детей названиями животных.
| Умеют называть домашних животных и их детенышей, принимают активное участие в диалогической речи. |
7. | «Весна идет, вене дорогу» | Познакомить детей с изменениями в природе в весеннее время года. Уточнить представления о сезонных явлениях в природе, развивать наблюдательность, умение находить ответы на вопросы в процессе исследовательской деятельности; сравнивать, анализировать и делать выводы; рассказывать о результатах своей деятельности. Воспитывать уважительное отношение к природе. | Познание: формировать навыки наблюдения за явлениями природы и бережного отношения к ней. Коммуникация: учить детей давать полный ответ на поставленный воспитателем вопрос. | Умеют называть характерные изменения в живой и неживой природе в весенний период. Проявляют интерес к окружающей нас природе, обмениваются впечатлениями. |
8. | «Вестники весны» | Дать детям представление о перелётных птицах, продолжать знакомить детей с их внешним видом, образом жизни. | Познание: продолжать расширять и уточнять знания о птицах по внешнему виду. Коммуникация: учить делиться впечатлениями от наблюдения за «первыми вестниками весны». Учить говорить внятно, не торопясь. | Умеют называть птиц, описывать их внешний вид. Владеют умением говорить грамматически правильно. |
9. | «Цветущий луг» | Дать детям представление о луговых цветах, активизировать наблюдательность. | Познание: систематизировать представления о многообразии луговых цветов. Коммуникация: развивать речевую активность детей.
| Умеют называть цветы растущие на лугу. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида комитета по образованию Администрации г.о. Железнодорожный.
143982 Московская область, г. Железнодорожный, ул. Чаплыгина, д.4 тел.: 8(495)527-54-32
Перспективный план по экологии
в старшей группе
Подготовила:
воспитатель гр.№5
МБДОУ д/с №9
Камаева Е.Н.
г.о.Железнодорожный
Дни недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Сентябрь | |||||
1-ая неделя
Тема: «Лес –многоэтажный дом»
| Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе. Дидактическая игра «Найди дерево по описанию». | Дидактические игры «Найди свое дерево», « Узнай и назови». | Изготовление природоохранительных и запрещающих знаков Настольно-печатная игра «Прогулка в лес». | Дидактическая игра «Магазин «Семена». | Экскурсия в парк. Сбор осенних листьев для гербария. Дидактическая игра «Что помогает растениям расти». |
2-ая неделя
Тема: «Животные леса осенью»
| Беседа с детьми о животных леса , среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу. Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса. | Беседа о взаимосвязях, существующих в природе, составление пищевых цепочек. Дидактическая игра «Кто чем питается?». | Рассказ воспитателя о подготовке зверей к зиме. Отгадывание загадок. | Рисование деревьев и лесных зверей. | Дидактическая игра « Кто где живет?». |
3-я неделя
Тема: «Насекомые»
| Наблюдение за насекомыми. | Беседа на тему «Насекомые осенью» | Словесно-дидактическая игра «Четвертый лишний» | Чтение художественной литературы: В.Бианки «Как муравьишка спешил домой»; Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича» | Дидактические игры «В слова», « Летает-не летает». |
4-ая неделя
Тема: «Водоем и его жители» | НОД. «Водоем и его жители» | Рисование водоема и его обитателей . | Словесно-дидактическая игра «Кому нужна вода» | Чтение художественной литературы: рассказа Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» | Поход к водоему. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу». |
Дни недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||||||
Октябрь | |||||||||||
1-ая неделя Тема: «Декоративные рыбки»
| Наблюдение за аквариумными рыбками. | Дидактическая игра «Чем похожи? Чем отличаются». | Дидактическая игра «Угадай по описанию». | Чтение художественной литературы: Л. Бере «Рыбка» ( пер. с англ.О. Образцовой) О.Г. Зыкова «Камбала», «Рыба-прилипала». | Рисование «Моя любимая рыбка». | ||||||
2-ая неделя
Тема: «Человек –часть живой природы»
| Наблюдения за людьми, внешним видом, поведением. Беседа о характере, поступках, интересах | Беседа о живой и неживой природе. Рассматривание иллюстраций , книг о животных леса. Беседа о человеке, о строении человеческого организма. | Дидактическая игра «Из чего состоит человек» | Чтение художественной литературы: А. Дайнеко «Вот на земле огромный дом», С. Кирсанов « Что значишь ты без трав и птиц». | Художественное творчество. Рисование человека. | ||||||
3-я неделя Тема: «Овощи и фрукты на нашем столе»
| НОД. «Овощи и фрукты». Дидактическая игра–сказка « Фрукты и овощи ». | Беседа о холодных и горячих блюдах из овощей и фруктов. Дидактическая игра «Определи на вкус». | Чтение художественной литературы: Ю. Тувин «Овощи»; Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок». | Дидактические игры «Съедобное - не съедобное»; «Вершки-корешки». | Художественное творчество. Аппликация « Ваза с фруктами», «Овощи на тарелке». | ||||||
4-ая неделя Тема: «Растения в нашем уголке природы» | НОД. Беседа о комнатных растениях; о необходимости для них условий жизни; об элементах труда. | Познавательно-исследовательская деятельность. Опыты (различная потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете). | Труд в уголке природы. | Сюжетно-ролевая игра « Цветочный магазин». Дидактические игры « Садовник», Угадай растение», Назовите растение». | Чтение художественной литературы: Б. Житков «Что я видел», «Сад». | ||||||
Дни недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||||||
Ноябрь | |||||||||||
1-ая неделя Тема: «Осень золотая».
| Наблюдение за живой и неживой природой. Экскурсии по экологической тропе детского сада. | Рассматривание репродукций художников об осени. Беседа об осени. | Развлечение «Осень –русская краса». | Дидактические игры «Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото». | Составление коллажа из листьев и ягод «Осенний пейзаж». | ||||||
2-ая неделя Тема: « Птицы осенью»
| НОД «Птицы осенью» (беседа о перелетных птицах). | Наблюдения за птицами на участке. | Дидактические игры «Кто лишний», «Кто где живет», Перелетные- зимующие». Подвижная игра « Перелет птиц», « Совушка». | Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бианки «Синичкин календарь»,Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек», И . Крылов «Кукушка и петух», Е. Чарушин «Утка». | Просмотр фильма «Перелетные птицы». | ||||||
3-я неделя Тема: « Птицы живого уголка»
| Наблюдения за птицами живого уголка (попугаями). Дидактическая игра « Кто наблюдательный». | Уход за обитателями живого уголка. | Игра –имитация «Я загадаю, а вы угадайте». | Дидактическая игра Перелетные- зимующие». Подвижная игра « Перелет птиц». | Художественное творчество. Лепка « Красивая птица» | ||||||
4-ая неделя Тема: «Жизнь хомяка в природе» | Наблюдение за хомяком в клетке : окрас, повадки, чем питается, как ест (рассмотреть корм, покормить), уход. | НОД «Жизнь хомяка в природе» . | Чтение художественной литературы: М. Зверев «Суслики», «Хомяки». | Дидактическая игра «Замаскируй хомячка». | Художественное творчество. Рисование «Хомячок». | ||||||
Дни недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||||||
Декабрь | |||||||||||
1-ая неделя Тема: «Зимующие птицы».
| Наблюдение за зимующими птицами на участке ( внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки). Рассматривание следов на снегу, кормление птиц. | Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа. Просмотр фильма «Зимующие птицы». | Изготовление кормушек для птиц. | Чтение художественной литературы: Г Серебрецкий «Берегите птиц», И. Поленов «Синичкины кладовки». | Работа в дневнике наблюдений. Дидактические игры «Голоса птиц», « Я -загадаю, а вы -отгадайте». | ||||||
2-ая неделя
Тема: « Как лесные звери проводят зиму».
| НОД« Как лесные звери проводят зиму».
| Беседа о труде лесника (рассматривание картины «Лес», иллюстраций, чтение художественной литературы). | Дидактические игры «Мы маленькие зайчики», « Закончите предложение» , «Животные в лесу». | Чтение художественной литературы: В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко», В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал».
| Художественное творчество. Лепка «Звери на новогодний праздник». | ||||||
3-я неделя Тема: «Зимушка- зима».
| Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы. | НОД «Пришла красавица зима». | Дидактические игры «Найди ошибку», «Когда это бывает?», «Чей силуэт?». Ритмопластика «Снежинки». | Чтение художественной литературы: С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…», Н. Павлова «Под снегом на лугу», С. Есенин«Пороша». | Экскурсия в парк «Вот и к нам пришла зима» | ||||||
4-ая неделя Тема: «Деревья зимой». | Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза). Работа в фенологическом календаре. | Беседа о деревьях. Дидактические игры «Что где растет?», «С чьей ветки детки». | Изготовление игрушек для украшения искусственной ели в группе. | Чтение художественной литературы: Т. Шорыгина «Сосновые леса», « Зимний ельник», «Прогулка в лес».
| Художественное творчество. Рисование. «Нарядная ёлка». | ||||||
Дни недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||||||
Январь | |||||||||||
1-ая неделя
|
_ |
_ |
_ |
_ |
_ | ||||||
2-ая неделя
|
_ |
_ |
_ |
_ |
_ | ||||||
3-я неделя Тема: «Мой любимый цветок».
| Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений. Рассматривание схем способов ухода. Труд в уголке природы. | НОД. «Узамбарская фиалка –цветущее растение». | Чтение художественной литературы: Е. Серов «Фиалка». | Дидактические игры «Кому что нужно», «Как выросла фиалка». | Художественное творчество. Рисование. «Мой любимый цветок». | ||||||
4-ая неделя Тема: «Мы все такие разные». | НОД «Мы все такие разные». | Беседа «Кто чем любит заниматься?» | Дидактические игры «Мы все разные», «Найди себе пару». | Чтение художественной литературы: Л.Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» | Художественное творчество. Рисование. «Портрет своего друга». |
Дни недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Февраль | |||||
1-ая неделя Тема: « Живое – неживое»
| НОД « Живое – неживое» ( Признаки живого на примере человека – разговаривают, двигаются, дышат, слышат, видят и т.д. ). | Наблюдения за птицами живого уголка (попугаями). Труд – уборка клетки, кормление. | Дидактические игры « Какая она?», « Кто чем питается». | Чтение художественной литературы: В. Бианки « Рыбий дом», Н. Осипов « В воде и у воды», «Животные морей». | Просмотр фильма «Животные». |
2-ая неделя
Тема: « Глаза – зеркало души»
| НОД. « Глаза – зеркало души» - беседа о зрении и глазах. | Беседа о правилах сохранения зрения. Гимнастика для глаз. | Дидактическая игра « Жмурки». Сюжетно-ролевая игра « На прием к офтальмологу ». | Заучивание стихотворения . «Видеть папу, Видеть маму, Видеть небо и леса. Помогают нам глаза». | Экспериментирование «Волшебные стеклышки». Знакомство с приборами для наблюдения – микроскоп, лупа, бинокль. |
3-я неделя Тема: « Особенности слуха у животных и человека».
| НОД. « Особенности слуха у животных и человека».
| Беседа о правилах сохранения слуха. « Психогимнастика» | Дидактические игры «Проверяем слух » , «Хвастушка», Что услышал?», «Чьи уши?». Сюжетно-ролевая игра « На прием к отоларингологу». | Чтение художественной литературы: Э. Мошковская «Уши», Е. Бахдуренко «Уши и язык». | Работа по картинкам. |
4-ая неделя Тема: « Зима недаром злится, Прошла её пора….» | НОД «Прошла зима холодная» | Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме. | Дидактические игры «Приметы зимы», « Когда это бывает?». Игра-имитация «Снежные явления». | Чтение художественной литературы: Конкурс-викторина стихотворений о зиме. | Художественное творчество. Рисование. « Чем красива зимняя природа». |
Дни недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Март | |||||
1-ая неделя Тема: «Как поссорились март и февраль»
| Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели. | Беседа «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи» | Дидактические игры «Сравни и найди», «Бывает – не бывает». | Чтение художественной литературы: И. Токмакова «Весна», Ф Тютчев « Весенние воды» | Рассматривание картин И. Левитана «Март», И. Грабарь «Февральская лазурь». |
2-ая неделя
Тема: «Русское поле»
| НОД. «Хлеб – наше богатство». | Рассматривание иллюстраций в книге «Хлеб – главное богатство России», гербария . | Пословицы, поговорки о труде. | Чтение художественной литературы: Н. Юсупов «Голубь и пшеничное зерно», Ю. Круторогов « Дождь из семян». | Дидактические игры «Каравай», «Узнай растение», «Пищевые цепочки», «Ботаническое лото». |
3-я неделя Тема: «Птицы весной»
| Беседы и наблюдения за птицами на участке детского сада. | Обобщающая беседа с использованием схем, моделей. Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т.д.) | Игра-имитация « Строим гнёзда». Дидактическая игра « Попрыгунчики-воробышки».
| Чтение художественной литературы: В. Бианки « Лесные домики», И. Поленов «Синичкины кладовки» | Художественное творчество (оригами). «Голубь», «Воробей» или «Лебедь».
|
4-ая неделя Тема: «Органы чувств» | НОД. «Как мы чувствуем запахи» (беседа с элементами самонаблюдения). | Беседа «Какие бывают болезни и как уберечься от инфекций». | Дидактические игры « Узнай запах», « Можно-нельзя» | Чтение художественной литературы: Л.Гальперштейн «Моя первая энциклопедия». | Художественное творчество. Лепка человека. |
Дни недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Апрель | |||||
1-ая неделя Тема: «Домашние животные».
| Наблюдение за кошкой, собакой (внешний вид, повадки, что едят, какую пользу приносят и т.д.). | Рассматривание картин, иллюстраций. Дидактические игры « Вспомни и назови», «Кто что ест». | НОД «Домашние животные» | Чтение художественной литературы: А. Введенский «Щенок и котенок», К. Ушинский «Слепая лошадь». | Показ фильма «Домашние животные» |
2-ая неделя
Тема: « Цветущие деревья».
| Рассматривание картинок цветущих деревьев. | Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели | Чтение художественной литературы: «Литературный калейдоскоп». | Экскурсия в парк. | Художественное творчество . Рисование. «Цветущая ветка». |
3-я неделя Тема: « Космос. Вселенная».
| НОД «Вселенная». | Экскурсия в мини-музей «Космос». | Наблюдения вечером «Кого можно увидеть на небе». | Чтение художественной литературы: Н. Носов «Незнайка на луне», А. Митяев «12 апреля – День космонавтики». | Показ фильма « Космические путешествия». |
4-ая неделя Тема: « Тело человека». | НОД «Тело человека» (беседа о коже, о скелете, о росте, как человек спит и т.д.) | Рассказ воспитателя « Что могут делать руки и ноги». | Беседа «Как люди заботятся о своем здоровье весной». | Чтение художественной литературы: Л.Гальперштейн «Моя первая энциклопедия», К. Чуковский «Доктор Айболит» | Поделки из природного материала. |
Дни недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Май | |||||
1-ая неделя Тема: «Первые цветы на участке»
| Наблюдение за растениями на участке.
Работа в дневнике наблюдений и фенологическом календаре. | НОД. «Первые цветы на участке» ( сравнительный рассказ о мать-мачехе и одуванчике).
| Эстафета-игра «Собери цветок». Игра-имитация « Собери нектар с цветов». Дидактическая игра «Отгадайте: «Почему?».
| Чтение художественной литературы: Н. Павлова «Хитрый одуванчик», Т. Белозёров « Одуванчик». |
Художественное творчество (оригами). «Красивые тюльпаны». |
2-ая неделя
Тема: «Весенние заботы птиц».
| Наблюдение за появлением перелетных птиц(скворец, соловей). Послушать пение птиц. | Беседа с детьми о соловье, дятле, голубе. | Подвижные игры « Совушка», « Перелет птиц», «Коршун и наседка». | Чтение художественной литературы: Г. Скребицкий «Берегите птиц», А. Барков « Голоса леса». | Художественное творчество (оригами). «Сова», «Воробей». |
3-я неделя Тема: « Как человек охраняет природу».
| Рассматривание и беседа о Красной книге. | НОД «Национальный парк «Завидово» (беседа, рассматривание, книг, иллюстраций) | Экскурсия в лес. | Составление природоохранительных знаков и их обсуждение. | Беседа «Чем мы можем помочь природе?» |
4-ая неделя Тема: « Строим экологический город». | Наблюдения за растениями, птицами, насекомыми. Наблюдение разных видов дождя: кратковременный, затяжной, грибной, слепой, ливневый. | Оформление клумб перед детским садом. Посадка рассады цветов. | Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны». |
| Художественное творчество. Рисование. «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта». |
Литература:
1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.
2. О.Ф. Горбатенко. « Система экологического воспитания в ДОУ» 2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.
3. Л. Г. Селихова. « Ознакомление с природой и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.
4. Л. Г. Селихова. « Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.
5. Т.И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.
6. Л.С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2006г.
7.С.А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г.
8. Т.И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.
9. Л.Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.
10. С. Мусиенко, Г. Бутылкина. « Оригами в детском саду».Пособие для воспитателей детского сада. Москва. «Обруч» 2010г.
11. Н.А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва.«Линка-пресс» 2002г.
12.Н.П. Ильчук, В.В.Гербова, Л.Н. Елисеева, Н.П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва. Издательство АСТ 1997г.