Уроки
Урок является формой организации взаимодействия учителя и учащихся. Н.М. Верзилин, писатель-натуралист, педагог, писал: "Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий". Современный урок нацелен не на передачу готовых знаний, а на формирование умения добывать их самостоятельно (индивидуально или при работе в парах и группах), используя различные источники информации. Он учит рассуждать, делать выводы, прогнозировать.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Рельеф Африки»
Урок географии в 7 классе
Ромашова С.В., учитель географии
МКОУ «Полотняно-Заводская СОШ №1»
ЦЕЛИ:
- Образовательная:
- формирование представлений о тектоническом строении и особенностях рельефа Африки,
- выявление закономерностей залегания полезных ископаемых,
- ознакомление с различными источниками получения информации по предмету (географические карты, учебник, медиаресурсы).
- Развивающая:
- развитие аналитических способностей, умения устанавливать причинно-следственные связи,
- привитие интереса к предмету «География» и самостоятельному добыванию знаний,
- развитие внимательности, умений давать полные грамматически верно построенные ответы на вопросы,
- развитие умений работать с разными видами карт.
- Воспитательная:
- воспитание чувства ответственности за свою работу в команде и паре,
- воспитание аккуратности и точности в выполнении устных и письменных заданий.
ЗАДАЧИ
- Познакомить с крупными формами рельефа Африки и местом их расположения на карте.
- Выяснить особенности рельефа материка и причины их своеобразия путем сравнения тектонической, геологической и физической карт Африки.
- Рассмотреть закономерности размещения полезных ископаемых.
- Учить называть и показывать на карте крупные формы рельефа.
- Формировать умения работать с технологическими картами.
- Формировать навык работы с медиаресурсами (выполнение тестовых заданий) и с интерактивной доской.
- Развивать логическое мышление, умение сопоставлять и анализировать информацию, делать выводы.
ОБОРУДОВАНИЕ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Технические средства:
- компьютер,
- мультимедийный проектов,
- акустические колонки,
- интерактивная доска.
- Вербально-информационные:
- технологические карты для учащихся,
- карточки для игры «Третий лишний»
- карточки для тестирования.
- Наглядные средства:
- «Физическая карта мира»,
- интерактивное наглядное пособие «Африка. Физическая карта»,
- презентация «Полезные ископаемые Африки»,
- рисунок воздушного шара.
- Медиаресурсы:
- электронные уроки и тесты «География в школе. Африка».
- Учебная литература:
- учебник В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева «География материков и океанов. 7 класс»,
- атлас «География. 7 класс».
ТЕХНОЛОГИИ:
- технология критического мышления через чтение и письмо,
- ИКТ,
- проблемное обучение,
- здоровьесберегающая.
ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- беседа, эвристическая беседа на основе анализа и сопоставления карт,
- проблемное изложение вопроса,
- модульное обучение на этапе изучения нового материала,
- работа с номенклатурой,
- работа с картой, тетрадью, учебником (самостоятельная и коллективная),
- аналитическая беседа по выявлению причинно-следственных связей,
- тестирование,
- устный опрос.
ТИП УРОКА: комбинированный
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (0,5 мин)
- Здравствуйте. Я рада приветствовать вас на уроке географии. Садитесь.
- «Сердце мира». Именно так называют этот удивительный и загадочный континент, один из самых крупных материков Земли. Назовите его и покажите на физической карте мира.
Ученик у доски. Учитель открывает надпись на карточке «АФРИКА».
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (14 мин)
- Вспомните, на чем мы путешествовали на прошлом уроке и почему?
(на корабле, т.к. знакомились с береговой линией)
- Тестовый контроль – ИНД. КОМПЬЮТЕР.
- Проверим ваши познания. Тестовые задания будут выполнять те ученики, которые получили желтые кораблики.
4 ученика выполняют компьютерный тест самостоятельно.
- Фронтальный опрос.
- Всем остальным я предлагаю продемонстрировать свои знания и аналитические умения в игре «Третий лишний»: на синих корабликах записаны тройки слов, найдите среди них лишнее слово и обоснуйте свой выбор. Работать будете командой по рядам. В завершение игры определим самую знающую команду.
- ряд:
Рас-Хафун, Бен-Секка, Мадагаскар (остров, а не крайняя точка)
Сомали, Суэцкий, Средиземное (не водоем)
- ряд:
Ливингстон, Юнкер, Елисеев (зарубежный исследователь, а не русский)
Канарские, Коморские, Сейшельские (на западе, а не на востоке)
- ряд:
30,3 - 8000 - 9500 (неправильное число, надо 7500 км по ширине, другие – площадь и протяженность с с. на юг)
Экватор, полярный круг, тропик (не захватывает)
Работа в группах (по 2 кораблика). Обсуждение 2 минуты.
Проверка: группа зачитывает слова, называет лишнее слово, даёт объяснение. При правильном ответе открывают любую карточку с буквой, прикреплённую на доске.
- Индивидуальный опрос (в процессе игры при ответе об исследователях - карточка 2-го ряда):
- Роль зарубежных исследователей Африки.
- Роль русских исследователей Африки.
В результате игры открываются буквы от слова «РЕЛЬЕФ» (расположены не по порядку).
Проверка тестовых заданий.
- - Дома вы составляли описание ГП острова Мадагаскар. Проверьте правильность выполненного задания.
Проверка задания через документ-камеру, исправление ошибок.
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (5 мин)
- Итак, попрощаемся с береговой линией и пересядем на воздушный шар. Но прежде определим тему нашего путешествия: для этого составьте слова из букв, записанных на карточках на доске.
Африка. Рельеф, т.е. «РЕЛЬЕФ АФРИКИ». Запись темы в тетрадь.
- Подумайте, какова будет цель путешествия?
Высказывания учащихся.
- У вас на партах есть технологические карты нашего урока-путешествия, которые станут своеобразными компасами и помощниками в пути. Прочитайте, как в них сформулированы задачи путешествия.
Чтение задач в технологических картах.
- В качестве девиза нашего путешествия возьмём слова Д.Ливингстона. Прочитайте их хором.
Чтение с технологической карты: «Я открою Африку или погибну».
- Какие географические карты понадобятся нам в этом путешествии?
(геологическая, тектоническая, физическая)
- Подготовимся к путешествию и «надуем» воздушный шар, вспомнив основные понятия.
Учащиеся берут разрезанные части воздушного шара по порядку номеров, зачитывают записанные на них вопросы и крепят к шаблону на доске (собирают шар по принципу пазл):
- Что такое рельеф?
- Какие формы рельефа вы знаете?
- Назовите виды равнин по высоте и как они обозначаются на карте?
- Назовите виды гор по высоте и их обозначения на карте?
- Для чего необходимо изучать рельеф?
4. ФИЗМИНУТКА – 0,5 мин
- Итак, отправляемся в путь.
Перед нами шар воздушный, (все встают)
Он огромный, словно дом. (описание огромного контура руками)
Накачать его нам нужно, (имитация накачивания насосом)
Чтоб лететь могли на нём.
Шар растёт всё больше, больше, (присесть, руки в кольце над головой и медленно подниматься)
Отправляемся в полёт. (руки в стороны, имитация полёта)
Навстречу радостным открытьям (медленный поворот головы слева направо всматриваемся вдаль)
Африка в себе зовёт. (сесть за парту)
5. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (20 мин)
Работа по технологическим картам
Блок 1.
– Путешествовать по незнакомому континенту опасно, поэтому начнем путь парами.
Работаем с 1-ым блоком заданий.
Самостоятельная работа в парах.
Проверка: ответы на вопросы №1 (учащиеся отвечают полным ответом, не зачитывая вопрос), просмотр видеофрагмента «Рельеф Африки», заполнение таблицы (через документ-камеру), задание №3.
- Оцените свою работу по каждому заданию: 0 баллов – задание не выполнено, 1 балл – задание выполнено частично, 2 балла – есть небольшие недочёты при выполнении, 3 балла – выполнено верно в полном объёме.
Учащиеся заполняют графу «Самооценка».
Блок 2.
- Если посмотреть сверху на материк Африка, то хорошо видны все формы рельефа. Посмотрим, кто из вас самый зоркий. Для этого выполним задания блока 2.
Проверка по вопросам и заданию №1.
Прослушать сообщение «Где находятся равнины и горы?» - диск «Африка» (тема «Рельеф Африки», №3, слайд 5).
- В целом Африка – довольно высокий материк. Средняя высота около 750 м над уровнем моря. Он уступает лишь Антарктиде и Евразии. Горные области занимают немногим более 20% площади материка, низменности – менее 10%. 70% территории Африки приходится на высокие ступенчатые равнины, плато, плоскогорья и нагорья.
- Выполните задание №2 и №3 самостоятельно.
Проверка №2.
Проверка №3 совместно с физминуткой: учитель называет форму рельефа Африки (из №3), ученики выполняют движения:
- равнины – присесть,
- горы – встать,
- вулканы встать, руки вверх.
Самооценка работы.
Блок 3.
- Прочитайте и обсудите в группах задание следующего блока.
Мнения учащихся.
- Об этом сообщение, которое подготовил …. Послушайте и коротко сформулируйте вывод.
Сообщение учащегося о рифте. Учитель демонстрирует карту из диска «Африка» (тема «Рельеф Африки», №3, слайд 7, 8)
Рифт — крупная линейная впадина в земной коре, образующаяся в месте разрыва коры в результате её растяжения или продольного движения. Восточно-Африканская рифтовая система – самый протяженный на суше пояс разломов, протянувшийся более чем на 6 тыс. км вдоль Красного моря, через Эфиопское нагорье до устья реки Замбези. Вдоль нее возвышаются вулканы, а также узкие глубочайшие впадины, занятые озерами.
Запись в тетрадь: Восточно-Африканская рифтовая система – самый протяжённый на суше пояс разломов (более 6 тыс. км). Следствие: землетрясения и извержения вулканов.
Самооценка работы.
Блок 4.
- О чём пойдёт речь в 4 блоке?
- Как особенности рельефа влияют на образование полезных ископаемых?
Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.
- В Африке находятся месторождения почти всех известных видов полезных ископаемых. По запасам руд марганца, хромитов, бокситов, золота, кобальта, фосфоритов Африка занимает 1 место среди материков. По запасам руд меди, урана, графита Африка на 2-ом месте, а по запасам нефти, газа, ртути, железной руды – на 3 месте. Большая часть полезных ископаемых не перерабатывается на месте, а вывозится в другие страны.
6. ИТОГ УРОКА (3 мин)
1) - Наш воздушный шар благополучно опускается в центральных районах Африки, откуда мы начнем путь на следующем уроке.
- Посмотрите в атлас и покажите на интерактивной карте географические объекты, называющие формы рельефа:
1 ряд - северной части Африки,
2 ряд – южной части Африки,
3 ряд - центральной части Африки.
Команда называет объекты, ученик показывает на карте (интерактивная карта дана без подписей географических объектов).
2) - А сейчас составим заметку для газеты в рубрику «Новости географии». Каждой группе необходимо дополнить одно из предложений.
После обсуждения каждая группа зачитывает записанные на карточках предложения (у доски по 1 человеку от группы в соответствии с нумерацией):
- … (дата) состоялось путешествие на воздушном шаре, главной целью которого было изучение … .
- В результате полёта учащиеся 7 класса выяснили, что в рельефе Африки преобладают …, а наивысшей точкой является …
- На севере материка находятся … , а на юге …
- В восточной части участники экспедиции наблюдали …, протянувшуюся более чем на … .
- Из достоверных источников они узнали, что в Африке добывают такие полезные ископаемые, как … .
7. ОЦЕНКА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ (1 мин)
Итоговая самооценка работы на уроке по технологическим картам:
24-27 баллов – «5», 18-23 баллов – «4», 10-17 баллов – «3».
Выставление отметок по желанию.
Оценка работы учащихся учителем.
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1 мин)
Обязательное и вариативное задания в технологической карточке.
Предварительный просмотр:
«РЕЛЬЕФ АФРИКИ»
Технологическая карта – 7 класс
«Я открою Африку или погибну»
ЗАДАЧИ УРОКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: (Д. Ливингстон)
- Познакомиться с крупными формами рельефа материка и их особенностями на основании анализа карт.
- Учиться устанавливать причинно-следственные связи, работать с разными видами карт.
- Развивать умения работать самостоятельно, анализировать информацию, выделять главное, делать выводы.
Самооценка работы:
0 баллов – задание не выполнено, 1 балл – задание выполнено частично, 2 балла – есть небольшие недочёты при выполнении, 3 балла – выполнено верно в полном объёме.
Предварительный просмотр:
Ролевая игра «Суд над человеком»
Тема: «Человек и природа (обобщение)» (8 класс)
Цели мероприятия:
1. Актуализация, систематизация знаний уч-ся о природных ресурсах, основах природопользования.
2. Экологизация мышления уч-ся.
3. Формирование умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Ход мероприятия.
Предварительно выбираются судьи (3 человека), секретарь заседания (1 человек). Остальные учащиеся разделены на две группы: защита и обвинение. Выбраны руководители групп. В группах распределены роли, получены опережающие задания.
Секретарь объявляет состав судей. Судьи по ходу процесса задают вопросы, главный судья (учитель или подготовленный учащийся) ведет суд.
На доске выписаны высказывания:
- “Что толку в доме, если нет приличной планеты, где его можно построить“.
Л.С. Берг.
- “Мощь человеческой деятельности сравнима с геологической силой Земли, сдвигающей континенты, опускающей материки”.
В.И. Вернадский.
- “Экологическое сознание – это лестница, соединяющая в единый союз землю, небо и человека”.
Ю.В. Бондарев.
Главный судья:
Сегодня рассматривается дело по обвинению человека в злодеяниях над природой. Будут выслушаны обе стороны и вынесен вердикт. В суд поступило заявление.
Вот строки из него: «В одном из Нью-йоркских зоопарков есть клетка с толстой решеткой и табличкой “Самое опасной животное на земле”. Люди, желая увидеть его вглядываются в темноту вольера и видят себя в зеркале задней стены».
Стали люди сильными, как боги.
И судьба земли у них в руках.
Но темнеют странные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На земле уж белых пятен нету…
Черные – сотрешь ли, человек?
Итак, суд начинает рассмотрение дела.
Рекомендуемое содержание выступлений.
Обвинение |
|
Защита |
|
Подведение итогов.
Суд, совещается. Учащиеся читают стихи по заданной тематике.
Суду предлагается проект постановления.
Приговор. Суд в составе… рассмотрел дело по обвинению человека в злодеяниях над природой и на основании вышеизложенного, в соответствии со ст. … Конституции РФ “Об охране природы” постановил:
- вариант : оправдать, с условием…
- вариант : признать виновным, приговорить человека к пожизненному заключению в условиях, созданных им самим. Назначить исправительные работы, сроком… по улучшению экологической обстановки, обеспечения экобезопасности человечества, включиться в работу по повышению экологической культуры человека. Приговор окончательный, обжалованию не подлежит.
Учитель.
Наша планета – это единственный дом, в котором мы только и можем жить. Другого у нас нет и не будет. И только от нас зависит, каким ему быть!
Учитель проводит совместный анализ и оценку работы групп.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии
1. Ф.И.О. учителя: Ромашова Светлана Вячеславовна
2. Класс: 9 . Дата: Предмет: география .
3. Тема урока: «Европейский Юг России. Факторы формирования района. Природа». Урок формирования новых знаний.
УМК: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. География России: Хозяйство и географические районы. 9 класс
4. Место и роль урока в изучаемой теме: Урок начинает изучение региона «Европейский Юг России».
5. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
1) познакомить с составом и факторами формирования района, выявить особенности природы Европейского Юга;
2) развивать умения развивать умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке через индивидуальную, парную и групповую работы, работать с различными источниками информации (учебником, картами, схемами), делать выводы, строить монологическую речь;
3) воспитывать коммуникативную культуру учащихся, чувство гордости за свою страну, ответственности каждого за работу группы.
Этап урока Время (мин) | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный 1 мин | Создание атмосферы доброжелательности, мотивов к получению знаний. | Звуковой сигнал. Добрый день. Я рада приветствовать вас в агентстве заочных путешествий «Школа-тур». Поприветствуйте друг друга улыбкой, рукой соседей, кивком головы наших уважаемых попутчиков. Прошу занять свои места. Еще в 19 веке французский писатель и литературный критик Анатоль Франс говорил, что путешествия учат больше, чем что бы то ни было. А потому сегодня мы вновь отправляемся в путешествие по России. Нам понадобятся учебники, ручки и, конечно, билеты. Возьмите по одному билету из тех, что лежат на столах. | Приветствует обучающихся, настраивает на работу, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | ||
Проверка д/з 5 мин | Повторение и проверка уровня усвоения пройденного материала. | Отправляясь в путешествие, необходимо пройти регистрацию: подпишите на билете ФИ и выполните тест по заявленной в нем теме (тест по теме «Хозяйство Центральной России»). Проверьте правильность выполнения по слайду и оцените свою работу. | Письменная работа | И | Формулирует задание, контролирует выполнение задания. | Подписывают билеты. Выполняют тесты. Осуществляют самопроверку и самооценку. |
Актуализация знаний. 7 мин | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | Сегодня мы начинаем трехдневное заочное путешествие по району, который равноудален от экватора и северного полюса и является самым многонациональным в России. Прочитайте названия его субъектов в билете, найдите их на карте и запишите субъект и столицу. Работаем в парах. Подумайте, по какому принципу объединили эти субъекты в один район и дайте ему название. Ответ обоснуйте. (Запись темы в билете.) Сформулируйте задачи нашего путешествия. Чтобы путешествие прошло эффективно и с пользой необходимо выполнять ряд несложных правил: - следуй инструкциям экскурсовода; - говори вполголоса и по делу; - уважай мнение каждого; - время работы ограничено; - помни: от успеха каждого зависит успех команды. Итак, в путь. Девиз наш: «Не стоять на месте. Учится каждый – учимся вместе!» | Работа с картой Обсуждение Найти соответствие Беседа | П Г Ф Ф | Организует парную работу по картам. Заслушивает ответы, подводит к формулировке темы: «Европейский Юг России». Демонстрирует тему и задачи урока на слайде. Знакомит с правилами. | Находят субъекты на карте и записывают их столицы в таблицу. Обсуждают в группе, формулируют тему, записывают в билет. Формулируют задачи урока по опорным словам. Зачитывают правила, проговаривают хором девиз. |
Освоение нового материала 17 мин | Определить и объяснить факторы формирования района. Выявить особенности природы Европейского Юга России. | На первом этапе путешествия вам необходимо сделать выбор. Из набора карточек выберите те, которые, по вашему мнению, являются факторами формирования района Европейский Юг.
Назовите факторы формирования Европейского Юга. Объясните выбор. Наше путешествие продолжает знакомство с природой Европейского Юга. Самостоятельно изучите отмеченную в билете тему по указанному источнику. Время подготовки – 3 минуты. Совершим первый переход. Объединитесь в группы по цвету ваших тем, заполните схему, запишите вывод, продумайте свое выступление. Готовность через 5 минут. Мы вновь делаем переход и возвращаемся в свои группы. Встаньте. | Беседа Работа с текстом, картой Работа с текстом, картой, схемами | Г Ф И Г | Формулирует задания. Побуждает к высказыванию мнений и их обоснованию. Организует работу в постоянных и сменных группах. | Делают выбор, объясняют его (по одному от каждой группы). вывешивают фактор на доске. Изучают учебный материал. Заполняют схему, записывают вывод, обсуждают основные тезисы своего выступления. |
Физминутка 1 мин | Профилактика утомления, эмоциональная разгрузка. | Удивительна природа Кавказа! Вы только всмотритесь в стройные кавказские пихты, пышные субальпийские луга с зарослями рододендрона и низкорослые альпийские луга. Вглядитесь в великаны-вершины, сверкающие на солнце снежными шапками. Закройте глаза. Вдохните чистейший горный воздух. Откройте глаза. Оглядитесь вокруг. Как хочется раскрыть этому огромному величественному миру природы свои объятия и наслаждаться красотой снова и снова. Садитесь. | К | Показывает движения. | Повторяют движения. | |
Освоение нового материала (продолжение) 6 мин | Пришло время обменяться впечатлениями: познакомьте одноклассников с изученным материалом и выводами. В билете на «ступенях восхождения» отмечайте уровень своего понимания темы. Дополнительно: Учитель или уч-ся раскрывают понятия: лакколиты, куэсты. Подумайте, к характеристике какого компонента природы относится каждое из них. | Интерактивный метод Рассказ | Г | Контролирует и корректирует выполнение работы. Акцентирует внимание на понятиях, сопровождает рассказ слайдами. | Знакомят группу с изученным материалом в течение 1 минуты. Отмечают на «лестнице усвоения» уровень усвоения. Слушают, определяют характеристикой какого компонента природы является. | |
Первичное закрепление 3 мин | Сформулировать вывод по теме. | Путешествие подходит к концу. На основе изученного материала обсудите и сделайте вывод об условиях жизни и хозяйственной деятельности человека на территории Европейского Юга России. Какой вывод вы сделали? | Обсуждение Интерактивный метод | Г Ф | Побуждает к формулировке вывода наводящими вопросами. Побуждает к формулировке итогового вывода. | Высказывают свое мнение, формулируют вывод. Формулируют выводы. |
Домашнее задание 1 мин | Ещё раз напомнить яркие моменты путешествия вам помогут задания. Обязательная часть: - п.34, вопросы, п.35, вопрос2. Вариативная часть: - создать рекламу (в виде текста или рисунка) о Европейском Юге России для туристической фирмы; - найти описание данной территории в художественной литературе. | Беседа | Ф | Даёт пояснения к заданиям. | Уточняют задания. | |
Подведение итогов. Рефлексия. 4 мин | Подвести итог урока. | В завершение работы вернемся к задачам урока. Что удалось в ходе нашего путешествия? На уроке вы изучили весь запланированный материал и поднялись на самую высокую ступень. Если это восхождение прошло для вас с пользой, то приклейте на вершине лестницы солнышко – символ света знаний и тепла наших сердец (солнышки находятся в конвертах). Но перед этим поделитесь друг с другом (в своей группе) впечатлениями об уроке. Я в свою очередь хочу поблагодарить всех за работу, за активность и умение общаться. Мне было интересно с вами работать. | Беседа Интерактивный метод | Ф Г | Корректирует высказывания. Поясняет выполнение задания. Оценивает работу класса, групп. | Соотносят задачу и её выполнение. Делятся впечатлениями, крепят солнышки на лестнице. |
Дополнительно: - вопросы для обсуждения в группах, - яркие впечатления тех, кто бывал в этом районе, - обмен впечатлениями об уроке всем классом. | Беседа | Ф И Ф | Побуждает к высказыванию своего мнения. Контролирует работу групп. | Формулируют выводы, объясняют. Делятся впечатлениями. |
Предварительный просмотр:
«Путешествия учат больше, чем что бы то ни было»
Анатоль Франс
Билет заочного путешествия
Фамилия, имя __________________________________________
ТЕСТ по теме «Хозяйство Центральной России».
- Укажите главную отрасль специализации Центральной России:
А) химическая промышленность,
Б) машиностроение,
В) агропромышленный комплекс.
- Установите соответствие:
- ЗИЛ А) Людиново
- ГАЗ Б) Нижний Новгород
- Локомотивы В) Жуковский
- Вагоны Г) Москва
- Самолеты Д) Брянск
- Определите главную характеристику каждой из частей агропромышленного комплекса Центральной России:
| А) Преобладание пригородного сельского хозяйства |
| Б) Основной сельскохозяйственный район |
| В) Выращивание озимой ржи, яровой пшеницы, льна |
ОТВЕТЫ:
- ____
2. 1) - ___ 2) - ___ 3) - ___ 4) - ____ 5) - ____
3. 1) - ___ 2) - ___ 3) - ___
Оцени работу
ТЕМА: _______________________________________________________
Состав территории
Субъект | Название субъекта | Столица |
Ростовская | ||
Ставропольский | ||
Краснодарский | ||
Адыгея | ||
Дагестан | ||
Ингушетия | ||
Чеченская | ||
Кабардино-Балкарская | ||
Карачаево-Черкесская | ||
Северная Осетия – Алания |
Домашнее задание:
Обязательное: п.34 (вопросы), 35 (вопрос 2). Знать состав территории и столицы, показывать их на карте.
Вариативное:
- создать рекламу для туристической фирмы о Европейском Юге России в виде текста или рисунка;
- найти описание данной территории в художественной литературе.
ТЕМА: _______________________________________________________
Состав территории
Субъект | Название субъекта | Столица |
Ростовская | ||
Ставропольский | ||
Краснодарский | ||
Адыгея | ||
Дагестан | ||
Ингушетия | ||
Чеченская | ||
Кабардино-Балкарская | ||
Карачаево-Черкесская | ||
Северная Осетия – Алания |
Домашнее задание:
Обязательное: п.34 (вопросы), 35 (вопрос 2). Знать состав территории и столицы, показывать их на карте.
Вариативное:
- создать рекламу для туристической фирмы о Европейском Юге России в виде текста или рисунка;
- найти описание данной территории в художественной литературе.
ТЕМА: _______________________________________________________
Состав территории
Субъект | Название субъекта | Столица |
Ростовская | ||
Ставропольский | ||
Краснодарский | ||
Адыгея | ||
Дагестан | ||
Ингушетия | ||
Чеченская | ||
Кабардино-Балкарская | ||
Карачаево-Черкесская | ||
Северная Осетия – Алания |
Домашнее задание:
Обязательное: п.34 (вопросы), 35 (вопрос 2). Знать состав территории и столицы, показывать их на карте.
Вариативное:
- создать рекламу для туристической фирмы о Европейском Юге России в виде текста или рисунка;
- найти описание данной территории в художественной литературе.
ТЕМА: _______________________________________________________
Состав территории
Субъект | Название субъекта | Столица |
Ростовская | ||
Ставропольский | ||
Краснодарский | ||
Адыгея | ||
Дагестан | ||
Ингушетия | ||
Чеченская | ||
Кабардино-Балкарская | ||
Карачаево-Черкесская | ||
Северная Осетия – Алания |
Домашнее задание:
Обязательное: п.34 (вопросы), 35 (вопрос 2). Знать состав территории и столицы, показывать их на карте.
Вариативное:
- создать рекламу для туристической фирмы о Европейском Юге России в виде текста или рисунка;
- найти описание данной территории в художественной литературе.
ТЕМА: _______________________________________________________
Состав территории
Субъект | Название субъекта | Столица |
Ростовская | ||
Ставропольский | ||
Краснодарский | ||
Адыгея | ||
Дагестан | ||
Ингушетия | ||
Чеченская | ||
Кабардино-Балкарская | ||
Карачаево-Черкесская | ||
Северная Осетия – Алания |
Домашнее задание:
Обязательное: п.34 (вопросы), 35 (вопрос 2). Знать состав территории и столицы, показывать их на карте.
Вариативное:
- создать рекламу для туристической фирмы о Европейском Юге России в виде текста или рисунка;
- найти описание данной территории в художественной литературе.
РЕЛЬЕФ
Горы Равнины
(__________________________) (__________________________)
ВЫВОД (о разнообразии рельефа и причинах этого):
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительно: по тектонической карте определите, что лежит в основании гор и равнин Европейского Юга.
КЛИМАТ
Горы: Равнины:
ВЫВОД (о своеобразии климата и причинах этого):
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕКИ
Горы Равнины
(__________________________) (__________________________)
_____________________
_____________________
ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ
ВЫВОД (об особенностях рек и причинах этого):
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ
Горы: Равнины:
ВЫВОД (о своеобразии природных зон и причинах этого):
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
Горы: Равнины:
По происхождению
ВЫВОД (о расположении полезных ископаемых и причинах этого):
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ
ВЫВОД (об особенностях географического положения):
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самый южный район России.
С трех сторон ограничен природными рубежами.
Природный амфитеатр.
Столичное положение.
Огромное геополитическое значение.
Крупнейший курортный район России.
Не имеет соседства с зарубежными странами.
Дополнительные вопросы для обсуждения в группах:
- Представьте себе, что знаменитый курортный город Сочи переместился с Черноморского побережья на Каспийское. Сумеет ли он сохранить свой статус? Почему?
- Природные условия Краснодарского края или республики Дагестан наиболее выгодны для развития земледелия? Объясни почему.
- Оцените геополитическое значение Европейского Юга России.
- С чем связаны экологические проблемы района?