Методическая работа
Методическая работа является важной составляющей деятельности каждого учителя. Это возможность обобщить накопленный опыт, более глубоко вникнуть в современные педагогические тенденции, а значит, повысить уровень профессионального мастерства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум по теме:
«Современный урок в аспекте реализации
задач ФГОС второго поколения».
Цель :
Осознание основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС второго поколения.
Повышение мотивации педагогов на применение современных технологий в учебном процессе.
Осознание необходимости повышения уровня самообразования.
Разработала и провела: Ромашова Светлана Вячеславовна, заместитель директора по УВР, учитель географии МКОУ «Полотняно-Заводская СОШ №1».
Ход семинара.
- Организационный момент.
Создание ситуации успеха:
Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор в рамках занятий «Школы педагогического мастерства» и «Школы молодого учителя». Для начала давайте познакомимся, а поможет нам это сделать игра «Аплодисменты»: я называю свои ФИО, должность и школу, начинаю хлопать и смотрю на другого человека. Дальше представляется он и, начав хлопать, смотрит на следующего.
Проходит игра.
Настрой на работу:
Спасибо. Предлагаю послушать притчу и подумать как она связана с профессией учителя и нашим семинаром. (Притча «Наберись смелости и сделай попытку!»)
«Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
«-О, вы, подданные мои»,- « У меня есть трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее».
Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал.
«Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда–либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?»- спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его.
О, чудо- замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут.
Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».
Как вы понимаете связь этой притчи с профессией учителя и нашей встречей сегодня? (……)
- Актуализация и целеполагание.
Нам, учителям, работающим в современной школе необходимо набраться терпения и смелости и, независимо от возраста и стажа работы, учиться работать по-новому, в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет ФГОС второго поколения и сама жизнь.
Для того чтобы приблизиться к решению задач, обозначенных новым стандартом, можно решать многие методические проблемы при обучении, и всё-таки урок остается уроком! Он имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но чтобы стать интересным как для ученика, так и для учителя, урок должен быть современным в самом широком понимании этого слова.
На листе А-4 запишите, как вы понимаете, что такое современный урок?
Работа в группах (2-3 мин.). Представители зачитывают определения. Обобщение ведущего.
Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Таким образом, современный урок – это учебное занятие, отвечающее требованиям своего времени и помогающее учителю и ученику самостоятельно делать поучительные для себя выводы на будущее, извлекать полезное.
В книге последователей Конфуция «Ли Цзи» записано: «Учитель и ученик растут вместе: обучение – наполовину учение». (IV – I век до н.э.)
Итак, тема нашего семинара «Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС».
В определённой степени эта тема знакома каждому из вас. И сейчас я предлагаю вам коротко сформулировать ваши знания по этой теме и пояснить, где вы их получили. А поможет нам вот этот символический ключ.
Участники семинара передают по кругу ключ и говорят, что им уже известно по теме и откуда у них эти знания.
Спасибо за высказывания. Надо отметить, что задача семинара не только и не столько дать новое, сколько помочь обобщить и расширить имеющиеся знания, акцентировать внимание на важных моментах через краткое обсуждение теоретического материала, посещение и анализ уроков, выполнение практических заданий. Надеюсь, что семинар станет ещё одним «ключиком» к открытию нового, а значит, ступенькой вашего профессионального роста.
Перед вами лежат «замочки». Запишите на оборотной стороне свои ожидания от сегодняшнего семинара, те вопросы, которые вы хотели бы приоткрыть для себя.
Участники записывают на замках свои ожидания.
Раздать план, Программу наблюдения урока и карточку отзыва об уроке.
Знакомство с планом семинара и «Программой (картой) наблюдения урока».
Представление учителей, дающих открытые уроки.
- Посещение открытых уроков, самоанализ уроков.
- Практикум.
Мы продолжаем работу.
Эту часть семинара я хочу начать словами Джона Дьюи (американский философ и педагог первой половины 20 в.): « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
- Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке, эффективность которого во многом зависит от качества подготовки к нему учителя. Какие же требования предъявляет ФГОС к современному уроку? Запишите 10 наиболее важных, с вашей точки зрения.
Работа в группах: запись требований к современному уроку на 10 листах (одно требование – один лист). Время 3-5 мин.
Представление записей.
Что из перечисленного можно отнести к требованиям урока традиционного?
Повесить в сторону.
В чём же отличительная особенность современного урока?
(мотивационно-полагающий аспект, деятельностный аспект)
Требования к современному уроку.
- Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока.
- Учитель выступает в роли организатора, а не информатора.
- Обязательная рефлексия учащихся на уроке.
- Высокая степень речевой активности учащихся.
- Современный урок не имеет строгих рамок относительно структуры построения, но есть особенности в названиях его элементов, и как следствие, отличие в целях и подборе приёмов работы.
Знакомство с раздаткой «Диагностические основы построения урока».
Я предлагаю вам в течение 5-7 минут обсудить в группе прослеживались ли эти этапы на открытом уроке и в какой последовательности, а также обобщить отмеченные вами приёмы работы в соответствии с целями каждого этапа (обсуждает группа из учителей, посетивших один и тот же урок).
Работа в группах.
Представление анализа приёмов и методов работы на различных этапах открытого урока – выступление групп по предметам.
- Каждый урок – это творческий продукт педагога, который в соответствии с учебной задачей, имеющимися дидактическими средствами, особенностями класса, своих качеств личности определяет структуру урока, подбирает наиболее эффективные формы, приёмы и методы работы, т.е. выбирает педагогическую технологию.
На слайде определения.
- Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
(В.М. Монахов)
- Педагогическая технология – это системный метод создания применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, со ставящей своей задачей оптимизацию форм образования
(ЮНЕСКО)
Поработаем в больших группах (как сидят за столами). Обсудите на основе приёмов и методов работы, увиденных на уроках, какие технологии применяли учителя. Запишите их на листе и подберите в доказательство один из приёмов.
Работа в группах. Запись на листах А-4: технология и приёмы работы.
А теперь я предлагаю поиграть в игру «Крестики-нолики». На доске игровое поле: квадрат из 9 клеток. Прошу выйти по одному представителю от команды, которые будут ставить определённый знак в клетки. Команда помогает: называет технологию, её особенности и приводит в доказательство приём работы. Побеждает команда, которая первой закроет линию из своих знаков.
Проведение игры. В процессе озвучивания технологий другая команда подключается к обсуждению приёмов.
Объявление победителей.
Подумайте, к какой технологии можно отнести данную игру?
Конечно, названные технологии не ограничиваются только этими приёмами работы и каждому учителю есть над чем работать и что познавать нового. Френсис Бэкон (англ. философ, историк) писал: «Кто не хочет применять новые средства, должен ждать новых бед».
- ФГОС меняет не только подходы к проведению урока, но и к правилам его оформления.
Сегодня очень актуальным стал вопрос оформления технологических карт.
- Поднимите руку, кто уже сталкивался с их оформлением?
- Что же такое технологическая карта?
- Чем она отличается от обычного и привычного нам конспекта урока?
Технологическая карта – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
Не существует единых требований к оформлению технологических карт. Их вариантов много, и каждый учитель вправе выбрать тот, который ему удобен. Познакомлю вас с некоторыми видами.
Знакомство с памятками.
Для того чтобы уровень проведения урока был достаточно высоким, имел достаточную содержательную и методическую наполненность надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
- Итог семинара. Рефлексия.
- Работу сегодняшнего семинара я постаралась построить по структуре современного урока. Получилось ли это? Назовите одно сходство.
Ответы участников с передачей «ключа».
Игра «Ассоциация».
Одним из важных условий современного урока является то, что он должен обеспечить создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.
«Комфорт»- в переводе с английского- поддержка, укрепление
«комфорт» – это обстановка,. обеспечивающая удобство , спокойствие, уют.
Работа в группах. Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетание «современный урок» (лист А-4). Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт».
Например (результат работы групп):
К | Компетентность | Критичность | Креативность | Культура |
О | Органичность, основательность | Отдача , оптимально | Открытие Ответственность | Образованный, осознанный |
М | моделирование | мотивация | методика | мастер |
Ф | Фантазия | формирование | функциональный | фундамент |
О | Отдых, осмысленный | Открытие, организованный | обучение | Опора, озарение |
Р | Радость | развитие | Рост | Результат, рефлексия |
Т | Тепло | Творчество | Талант | темп |
- А сейчас вернёмся к вашим «замочкам». Прочитайте, каковы были ваши ожидания. Если они оправдались, то прикрепите замочек под ключом, если нет - то рядом с ключом. Буду рада услышать ваши пожелания и замечания.
Участники зачитывают записи и комментируют их.
- Я рада, что оправдались все ваши ожидания. / Это хорошо, что остались вопросы, значит, есть стимул для дальнейшего самосовершенствования. Главное, помните, время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо быть урокодателем, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
О том, каким должен быть урок можно много говорить и долго спорить.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Завершая работу, давайте в знак благодарности похлопаем друг другу за сотрудничество и поддержку.
ПРОГРАММА (КАРТА) НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА
Предмет: ____________________________ Класс: ______ Дата: ______________
Тема урока: ___________________________________________________________________________________________________________________
Цель наблюдения - соответствие урока дидактическим требованиям в контексте ФГОС.
№ п/п | ЭТАПЫ НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА | АСПЕКТЫ НАБЛЮДЕНИЯ | ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ | РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЯ (в т.ч. используемые формы и методы работы) |
1 | Организационный компонент | 1.1.Как осуществляется организационный момент урока. | 1.Организационный момент пропущен. 2.Осуществляется проверка готовности к уроку. 3.Осуществляется эмоциональный настрой на работу. 4.Осуществляется настрой детей на веру в себя, в свои знания и умения. | |
2 | Тематический компонент | 2.1. Как осуществляется работа по сообщению темы урока. | 1.Тема урока не сообщается. 2.Тема урока осуществляется самостоятельно. 3.Тема урока даётся в готовом виде. 4.Тема урока определена под руководством учащихся. | |
3 | Целевой компонент | 3.1. Как организуется работа по постановке цели урока. | 1.Цель урока не поставлена. 2.Цель урока предлагается детям в готовом виде учителем. 3. Цель урока определяется обучающимися исходя из целей урока и наводящих вопросов учителя. 4.Цель урока определяется самостоятельно при разрешении проблемной ситуации. | |
4 | Содержательный компонент | 4.1.Каким образом 4.2.Каким образом 4.3.Каким образом осуществляется закрепление изученного материала. | 1.Пройденный материал повторялся в процессе фронтального опроса. 2.Пройденный материал повторялся в процессе индивидуального опроса. 3. Пройденный материал повторялся в процессе практической работы включающей сравнение, обобщение, умозаключение. 4.При повторении пройденного материала учитель использует различные формы работы: индивидуальную, фронтальную, групповую, парную. 1.Новый материал объясняется учителем. 2.Новый материал изучается детьми самостоятельно путём работы по учебнику. 3.Новый материал осуществляется через создание проблемной ситуации и поиск путей её разрешения с использованием разных вариантов. 4. Осуществляется открытие новых знаний путём поиска решения поставленной УЗ. 1.Изученный материал закрепляется в процессе фронтального опроса. 2.Изученный материал закрепляется 3.Изученный материал закрепляется с использованием различных форм работы: индивидуальной, парной, групповой. 4.Изученный материал закрепляется в процессе сопоставления вариантов УЗ с выдвинутой гипотезой. 5.Изученный материал закрепляется путём использования корректировки своих знаний. | |
5 | Оценочный компонент | 5.1. Каким образом осуществляется оценка работы учащихся на уроке. | 1.Оценка деятельности обучающихся не осуществляется. 2.При оценке деятельности обучающегося выставляются отметки за работу на уроке. З.При оценке деятельности сообщаются и обосновываются результаты работы на уроке. 4.Осуществляется самостоятельное оценивание детьми степени своего владения учебным материалом (разово или систематически). | |
6 | Итоговый компонент | 6.1. Каким образом осуществляется итог урока. | 1.Итог урока проведен не был. 2. Был организован только фронтальный опрос по теме урока. З.При подведении итога урока сообщили результат решения цели урока. 4.Повторили план и цели урока. 5.Итог урока произведён детьми на | |
7 | Аналитический компонент | 7.1. Соответствует ли структура и содержание урока заявленным типу, форме проведения, теме и целям урока. 7.2.Какой характер отношений участников образовательного процесса. 7.3 Какие организационные формы преобладают на уроке. | 1.Не соответствуют. 2.Частично соответствует. 1.Взаимоотношения участников образовательного процесса строятся по схеме «учитель - ученик». 2.Взаимоотношения участников образовательного процесса строятся по схеме «ученик - ученик». 3.Взаимоотношения участников образовательного процесса строятся по схеме «ученик - ученик», «учитель - ученик». 1.Преобладает фронтальная форма работы. 2.Преобладает индивидуальная форма работы. 3.Преобладает парная форма работы. 4.Педагог на уроке использует различные формы работы с обучающимися: индивидуальные, фронтальные, групповые, парные. |
Предварительный просмотр:
Тема: «Изучение Кавказских гор России через поэтическое творчество
М.Ю. Лермонтова: из опыта проведения бинарного урока»
Ромашова С.В., учитель географии
Вилькович Л.Ю., учитель русского языка и литературы
На современном этапе развития образования особое внимание уделяется формированию метапредметных умений, поскольку именно они обеспечивают качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути.
Одним из способов формирования метапредметных умений является внедрение и использование интегрированной образовательной технологии, которая развивает интеллект и кругозор учащихся, формирует в сознании целостную картину мира.
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки. Это нетрадиционный вид урока, являющийся по своей природе одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Урок по теме ведут два или несколько педагогов- предметников.
Бинарные уроки помогают раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными предметами, позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.
Бинарный урок географии и литературы, о котором мы сегодня хотим вам рассказать, был проведён в 8 классе в рамках темы «Природно-территориальный комплекс Кавказских гор». Его дети изучали, используя знания, полученные на уроках литературы в разделе «Творчество М.Ю. Лермонтова».
Актуальность темы обусловлена тем, что именно на Кавказе произошло становление Лермонтова как творческой личности. Горная страна навсегда покорила сердце поэта могучей красотой и величием. Это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов, символ вольной, неукротимой, самобытной жизни. В творчестве М.Ю. Лермонтова немало знаменитых вдохновенных произведений, посвященных Кавказу. «Суровому краю свободы» он остался верен до конца дней. Образ поэта, судьба его. Всё это бесконечно привлекает и будет привлекать…
Целями интеграции предметов естественно-научного и гуманитарного цикла на данном уроке являются следующие:
Образовательные: создать образ природного комплекса Кавказских гор, используя географические карты, литературные произведения; формировать представления о роли Кавказа в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; продолжить формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с картами, текстами учебника и литературных произведений; учить понимать образный язык литературного произведения и связывать художественный текст с географическими понятиями.
Развивающие: развивать географическое мышление и познавательный интерес учащихся; способствовать формированию самостоятельности суждений школьников при решении познавательных задач, развивать их творческие способности.
Воспитательные: используя произведения М. Ю. Лермонтова, воспитывать чувство прекрасного, любовь к поэзии.
Предполагаемый результат урока: связывая географические понятия и художественное разнообразие произведений М. Ю. Лермонтова, создать образ Кавказа как одного из самобытных природно-территориальных комплексов России.
Представляем вашему вниманию некоторые этапы урока и его основную концепцию, которую мы назвали «Восхождение».
Урок начался со вступительного слова, в котором сказали о том, что занятие проводят два педагога. Тема урока ещё не озвучена. Учитель литературы читает Посвящение к поэме «Аул Бастунджи» М.Ю. Лермонтова:
Тебе, …, - суровый царь земли -
Я снова посвящаю стих небрежный:
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной!
От ранних лет кипит в моей крови
Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;
На севере в стране тебе чужой
Я сердцем твой, - всегда и всюду твой!..
Учащимся даётся проблемное задание: по описанию определить название географического объекта и сформулировать тему урока. Ребята, рассуждая о том, что дано описание рельефа гор и, опираясь на строку «На севере в стране тебе чужой», делают вывод, что речь идёт о Кавказе и темой урока будет изучение природно-территориального комплекса Кавказских гор.
Далее был поставлен вопрос: перу какого поэта принадлежат эти строки. Восьмиклассники без труда называют М.Ю. Лермонтова. В качестве аргументов приводят факты из биографии поэта, отражённые в этом фрагменте «от ранних лет», «я снова посвящаю стих», «на севере, в стране тебе чужой». Называют лексические средства: слово «мятежный» ассоциируется у ребят со стихотворением «Парус».
Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что изучение нового материала будет проходить на основе поэтических произведений Лермонтова в форме виртуального восхождения на одну из вершин Кавказа, изображенной на акварели поэта.
На экране горный пейзаж закрыт несколькими блоками, на которых поэтапно будут появляться цитаты из произведений М.Ю. Лермонтова, соответствующие плану изучения природно-территориального комплекса. После проработки материала и формулировки выводов открывается покорённый этап горы. Параллельно учащиеся открывают одну из карточек, прикреплённых на доске. Из записанных на них слов впоследствии собирается ключевая фраза восхождения, представляющая собой одну из строк стихотворения М.Ю. Лермонтова.
На этом этапе урока предполагается общеклассная и групповая работа с художественным текстом, материалом учебника, географическими картами, а также реализуются индивидуальные мини-проекты, выполненные учащимися к уроку («Образ Кавказа в живописи М.Ю. Лермонтова»).
Покорение Кавказа завершается созданием «Синквейна» к слову Кавказ. Итог урока подводим, используя слова В.Г. Белинского: «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии, никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов».
От этого высказывания возвращаемся к ключевой фразе, взятой нами из поэмы «Измаил-бей»: «Приветствую тебя, Кавказ седой!» и переходим к дифференцированному домашнему заданию. Обязательное задание состоит из двух частей: 1 – изучить материал по параграфу учебника и записям в тетради, 2 – определить значение слова «седой» в ключевой строке (возраст или цвет) и обосновать свой выбор.
В качестве вариативной части предложено творческое задание: используя знания, полученные на уроке и приобретённые ранее, написать письмо Кавказу, которое начиналось бы словами «Приветствую тебя, Кавказ седой!».
Таким образом, бинарные уроки формируют убеждение в связанности предметов и целостности мира, позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы. Они дают возможность активизировать мышление учащихся, применять полученные знания на практике.
Вместе с тем, бинарные уроки развивают сотрудничество педагогов, что является важной составляющей для самосовершенствования и повышения профессионального мастерства.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ромашова С.В ., Вилькович Л.Ю. МКОУ «Полотняно-Заводская СОШ №1» Формирование метапредметных компетенций реализуется через внедрение и использование: ФОРМ ОБУЧЕНИЯ: - индивидуальная; групповая; общеклассная ; - фронтальная; - устный и письменный опрос. МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ: - проектирование; -наблюдение; - тестирование; -наглядный; -практический; -объяснительно-иллюстративный; -исследовательский; -интерактивный. СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ: - задания по формированию УУД; - карта наблюдений; - тест - карта; - инновационное учебное оборудование (интерактивная доска,, программное обеспечение). ТЕХНОЛОГИЙ: - интегрированная, - информационная; - технология проектиро-вания ; - телекоммуникационная.
Бинарный урок – это учебное занятие, которое объединяет содержание 2-х (иногда 3-х) предметов и реализует межпредметные связи. Цель бинарного урока - создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений и дать возможность учащимся увидеть результаты своего труда, получив от него радость и удовлетворение. Ромашова С.В ., Вилькович Л.Ю. МКОУ «Полотняно-Заводская СОШ №1»
Кавказские горы М.Ю. Лермонтов Ромашова С.В ., Вилькович Л.Ю. МКОУ «Полотняно-Заводская СОШ №1»
Образовательные: создать образ природного комплекса Кавказских гор, используя географические карты, литературные произведения; формировать представления о роли Кавказа в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; учить понимать образный язык литературного произведения и связывать художественный текст с географическими понятиями. Развивающие: - способствовать формированию самостоятельности суждений школьников при решении познавательных задач, развивать их творческие способности. Воспитательные: используя произведения М. Ю. Лермонтова, воспитывать чувство прекрасного, любовь к поэзии. ЦЕЛИ УРОКА Ромашова С.В ., Вилькович Л.Ю. МКОУ «Полотняно-Заводская СОШ №1»
«Тебе, _______ , суровый царь земли» «Тебе, кАВКАЗ , суровый царь земли» Ромашова С.В ., Вилькович Л.Ю. МКОУ «Полотняно-Заводская СОШ №1»
Давным-давно , у чистых вод, Близ рубежа чужой земли Где по кремням Подкумок мчится , Аулы мирные цвели, Где за Машуком день встает , Гордились дружбою взаимной . А за крутым Бешту садится , Географическое положение С земли на небо, в край моих видений , Зубчатою тянулись полосой , Таинственней, синей одна другой, Всё горы, чуть приметные для глаза, Сыны и братья грозного Кавказ. Рельеф Терек воет, дик и злобен , Но , по степи разбегаясь, Меж утесистых громад , Он лукавый принял вид Буре плач его подобен , И , приветливо ласкаясь, Слезы брызгами летят . Морю Каспию журчит… Реки Счастливый, пышный край земли! Чинар развесистые сени, Густым венчанные плющом. И блеск, и жизнь, и шум листов, Стозвучный говор голосов, Дыханье тысячи растений! Природа
Ромашова С.В ., Вилькович Л.Ю. МКОУ «Полотняно-Заводская СОШ №1»
Ромашова С.В ., Вилькович Л.Ю. МКОУ «Полотняно-Заводская СОШ №1»
«Приветствую тебя, Кавказ седой!» Ромашова С.В ., Вилькович Л.Ю. МКОУ «Полотняно-Заводская СОШ №1»
«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её усвоению». В.Г.Белинский Ромашова С.В ., Вилькович Л.Ю. МКОУ «Полотняно-Заводская СОШ №1»
Предварительный просмотр:
ИНТЕРАКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ
ПО ГЕОГРАФИИ (8-9 КЛАССЫ)
(и з п р а к т и к и р а б о т ы)
- «Один – два – все вместе»
1
Задания для парной работы: объяснить смысл высказывания, используя материал учебника и атлас, заполнить таблицу, на основании данных сделать как можно больше выводов и определить их закономерность.
Тема: «Внутренние воды России» (8 класс)
Задание: объяснить значение высказывания:
- «Реки – продукт климата».
- «Почвы – зеркало ландшафта».
Тема: «Факторы размещения химических предприятий» (9 класс)
Задание: используя материал учебника и атлас, заполнить таблицу.
Отрасль | Продукция | Факторы размещения | Центры |
Тема: «Почвы России» (8 класс)
Природная зона | Типы почв | Содержание гумуса | Свойства почвы | Условия почвообразования |
Тема: «Моря, омывающие берега России» (8 класс)
Задание: на основе таблицы «Моря России» сформулировать как можно больше выводов. Пользуясь физической картой России и изученным материалом, определить закономерности данных выводов.
Море | Площадь тыс. км2 | Объем воды тыс. км3 | Глубина, м | Соленость верхнего слоя | Наибольшая величина приливов | |
средняя | наибольшая | |||||
Черное | 422 | 555 | 1315 | 2210 | 14—18 | 0,1 |
Азовское | 39 | 0,29 | 7 | 13 | 12—14 | 0,1 |
Балтийское | 419 | 21 | 50 | 470 | 2—10 | 0,7 |
Баренцево | 1424 | 316 | 222 | 600 | 32—35 | 6,1 |
Белое | 90 | 6 | 67 | 350 | 23—30 | 10 |
Kарское | 833 | 98 | 111 | 600 | 10—34 | 0,8 |
Лаптевых | 662 | 353 | 533 | 3385 | 20—30 | 0,5 |
Восточно-Сибирское | 913 | 49 | 54 | 915 | 20—32 | 0,25 |
Чукотское | 595 | 42 | 71 | 1256 | 24—32 | 1,5 |
Берингово | 2315 | 3796 | 1640 | 4097 | 28—33,5 | 8,3 |
Охотское | 1603 | 1316 | 821 | 3521 | 25—33 | 13,2 |
Японское | 1062 | 1631 | 1536 | 3699 | 33,5—34,7 | 3 |
2
Задания для групповой работы.
Тема: «Типы климатов России» (8 класс)
Задание: определить тип климата и обосновать свою точку зрения.
- Климат определяется географическим положением за Северным
полярным кругом, а также близостью теплого сектора Атлантики. Максимально возможная продолжительность дня колеблется от 0 ч в сутки — во время полярной ночи до 24 ч — во время полярного дня.
В результате циклонической деятельности, приносящей теплый морской воздух с Атлантического океана, зимы относительно теплые. Самый холодный месяц — февраль, самый теплый месяц — июль . Это происходит из-за притока континентальных теплых воздушных масс с юга.
В течение года воздушные массы сглаживают температурный контраст между летним и зимним сезонами. На фоне относительно теплой зимы здесь случаются значительные похолодания: до -40 С° — на побережье и ниже -50° — в удаленных от него районах. В любой из летних месяцев возможны заморозки, а в любой из зимних — оттепели.
- Климатические особенности этой территории обусловлены
близостью громадных водных пространств, действующих на сезонные колебания температур. Холодные течения снижают среднегодовые температуры воздуха, что особенно неблагоприятно сказывается в тёплый период года. Особенностью климата являются сильные ветры. Циклоны несут с собой обильные осадки. Климат относительно мягкий, с большим количеством осадков - до 2000 мм/год (высота снежного покрова достигает 2,5 - 3,0 м), длительным безморозным периодом - до 140 дней. Средняя многолетняя температура воздуха в январе составляет -16,4°C, в июле +13°C.
В южной части лето прохладное с большим числом туманных и дождливых дней. При продвижении к северу и вглубь климат становится более континентальным.
- Территория расположена далеко от морей и океанов, с холодной
продолжительной зимой и коротким, но жарким летом. Хорошо выражены все четыре времени года. Зима самое продолжительное время года, она длится пять месяцев - с начала ноября до конца марта. Средняя температура января (самого холодного месяца) - минус 19 градусов Цельсия. Самый тёплый месяц года июль, средняя температура июля +19 градусов Цельсия. Осенние месяцы в Южной Сибири - это сентябрь и октябрь.
За год выпадает в среднем 300-400 миллиметров атмосферных осадков. До 70% осадков выпадает в виде дождей, в основном ливневых с грозами. Преобладают южные и юго-западные ветры. В южных степных районах наблюдаются суховеи и засухи.
Тема: «Факторы размещения машиностроения» (9 класс)
Задание: выбрать карточку с названием фактора размещения, изучить по учебнику соответствующий пункт, составить тезисы и представить их классу.
Тема: «Инфраструктурный комплекс» (9 класс)
Задание: на основе предложенных вопросов составить сообщение.
Итог: характеристика инфраструктурного комплекса поселка.
Вопросы:
- группа – «Транспорт»
- Какие виды транспорта есть в поселке?
- Как вы оцениваете работу транспорта (отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно)?
- Что мешает эффективной работе транспорта (дороги, нехватка автобусов в “часы пик”)?
- Как улучшить работу транспорта?
- группа – «Бытовое обслуживание»
- Есть ли в поселке баня, прачечная, ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, химчистка? Нужны ли они? Удобно ли ими пользоваться (режим работы)?
- Как решить проблемы?
- группа – «Розничная торговля и общественное питание»
- Есть ли в поселке магазины (продовольственные, промышленных товаров, бытовые), рынки. Достаточно ли их? Удобен ли режим работы? Удобно ли расположены?
- Есть ли кафе, столовые? Нужны ли они?
- Как решить проблему?
- группа – «Медицинское обслуживание»
- Есть ли в поселке поликлиники, больницы, аптеки? Достаточно ли их? - Все ли специалисты есть? Удобно ли они работают?
- В чем проблемы? Как их решить?
- группа – «Образование и культура»
- Есть ли в поселке школы, детские сады, библиотеки, клубы, парки? - -- Достаточно ли их? Удобно ли они расположены?
- Есть ли проблемы? Как их решить?
- «Коллаж»
Темы работ для создания проекта «Коллаж»:
а) 8 класс – «Водные ресурсы» (реки, озера, болота, водохранилища Калужской области, реки Дзержинского района, главная река региона и др.).
б) 9 класс – при изучении отраслей экономики:
- в теме « АПК» – пищевая, легкая промышленность, растениеводство и животноводство Калужской области;
- «Машиностроение» – Калуга, Киров, Людиново, Малоярославец;
- «Лесная промышленность» – лесные ресурсы, мебельное производство, бумажное производство, охранные зоны).
Возможно использование заготовленного учителем материала. Например, раздел «Западный макрорегион» (9 класс) включает большое количество регионов. В качестве закрепления после изучения каждых 4-х регионов учащимся предлагается набор карточек по всем изученным темам: очертания субъектов, перечень субъектов, характеристики рельефа, климата, названия характерных почв и природных зон, характеристики ЭГП и физико-географического положения, ремесла.
Задание: выбрать карточки, относящиеся к определенному региону и составить информационный мини-стенд (лист А-3 или А-4). Эти коллажи размещаются в классе и используются для повторения и закрепления материала.
3.2 Фронтальная работа
- «Кейс-стади»
Требования к кейсу:
- Постановка актуальной проблемы, которую можно обсуждать и которая не имеет однозначного решения.
- Соответствие текста поставленным образовательным задачам и теме урока (разделу), в рамках которого он предлагается.
- Присутствие достаточного количества информации для проведения анализа и нахождения путей решения исследовательской проблемы.
- Отсутствие авторской оценки проблемы.
Тема: «Влияние природных условий на жизнь человека» (8 класс)
Кейс:
набор иллюстраций о жизни людей в тундре, на берегу северных морей, тайге, степи, горных районах (для каждой группы свой район проживания людей).
Задание:
- Определите район проживания.
- Каковы особенности проживания людей в данном районе: одежда, жилище, средства передвижения, занятия населения?
- Как они приспособились к этим условиям?
Тема: «Зависимость человека от климата» (8 класс)
Кейс:
«От жары Россия заболеет.
В России, которая на две трети покрыта вечной мерзлотой, проблема глобального потепления стоит в тысячу раз острее, чем в Европе или Америке, – рассказал «АиФ» Борис РЕВИЧ, профессор, доктор медицинских наук. – Разрушение систем водоснабжения и канализации из-за таяния вечной мерзлоты могут вызвать подъем заболеваемости кишечными инфекциями, например, на Чукотке им других арктических территориях России. Потепление климата может стать причиной увеличения числа случаев малярии, клещевого энцефалита и других инфекционных заболеваний. Например, в Подмосковье ещё несколько лет назад считалось, что переносчики малярии были полностью уничтожены 60-е гг. XX в. Однако, начиная с 2002 г. личинки малярийных комаров снова появились в подмосковных прудах. Сейчас по статистике, на столичный регион выпадает 34 % случаев заболеваний малярией в России. Значительно выросла у нас и заболеваемость геморрагической лихорадкой. Это заболевание вызывающее внутреннее кровотечение, фиксируется теперь не только на юге России, но и в Новосибирской области. Ранее эта лихорадка была распространена преимущественно в Африке и на ближнем Востоке. Более 90% взрослых жителей этих регионов имеют иммунитет к вызывающему ее вирусу. Россия же совершенно беззащитна перед этим тропическим заболеванием».
Текст кейса: «Как отразится изменение климата….»
Задание:
- Сформулируйте 2 проблемы.
- Как отразится изменение климата на здоровье человека?
- Предложите пути решения проблем.
Тема: «Миграции населения» (9 класс).
Кейс:
«Иванов получил долгожданную премию и решил отправиться из пыльной Москвы на озеро Байкал - в отпуск. Купив билет, заскочил к Сидорову – поделиться радостью и вдруг узнал, что тот переехал из России на постоянное место жительства в США. Прабабушка Сидорова была очень недовольна. Сама-то она в годы войны с фашистами была угнана в Германию, а затем возвратилась на родину после победы.
Иванов посетовал, что не застал друга и побежал делиться радостью к сестре Наташке. Но сестры тоже дома не оказалось: заключила контракт и уехала на 2 недели в Нефтеюганск контролировать нефтедобычу в Западной Сибири. Зато встретил свою тетку, которая раньше жила в Таджикистане, но из-за ухудшения положения русского населения навсегда переехала жить в Россию.
“Вот это миграции”, - подумал Иванов и отправился домой собирать чемоданы».
Задание:
- Сформулируйте проблему.
- Определите виды миграций каждого участника истории.
- Что называется миграцией? Какие факторы влияют на миграцию населения?
Тема: «Исторические особенности заселения
и освоения территории России» (9 класс)
Кейс:
«…Раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы бы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природы – воображение и разум – и объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара. Не эту роль предоставило нам Проведение. Оно предоставило нас всецело самим себе… Мы принадлежим к тем из народов, которые как бы не входят в составной частью в человечество, а существует лишь для того, чтобы предоставить великий урок миру».
П.Я. Чаадаев
Задание:
- Сформулируйте проблему.
- Как с течением времени менялся вектор развития российской геополитики? Приведите конкретные примеры.
- Как сегодня государство решает вопрос «Россия: восток или запад?»?
Тема: «Химическая промышленность» (9 класс)
Кейс:
«Недалеко от границ поселка Полотняный Завод предполагается строительство цементного завода. «Охранная зона до поселка достаточная: отсюда до кафе «Лира» около километра, до Молодежного микрорайона еще больше» (главный инженер ПЗКУ А.А. Пономарев, газета «Новое время» от 06.06.2014)».
Задание:
- Сформулируйте проблему.
- Почему строительство цементного завода рассматривается на этой территории?
- Определите положительные и отрицательные стороны данного строительства.
- Предложите свой вариант решения проблемы.
Тема: «Агропромышленный комплекс России» (9 класс)
Кейс:
«Одна из важнейших задач, стоящих перед агропромышленным комплексом – обеспечение страны собственным продовольствием. Сейчас Россия обеспечивает себя растительным маслом на 58%, сахаром на 42%, фруктами и ягодами на 28%, овощами и бахчевыми на 50%, хлебом на 80%, молочными и мясными продуктами на 50-58%.
Один из главных недостатков сельского хозяйства России – большие потери продукции при уборке и хранении: до 30% зерна, 50% картофеля, 20% льна и т.д. Собранная продукция плохо перерабатывается. Из 1 т. Сырья пищевой продукции получают на 20-30% меньше, чем в развитых странах. Не используется 50% субпродуктов и обезжиренного молока, 93% крови. Всё это следствие недостаточного финансирования перерабатывающих отраслей. В России соотношение вложений в них и сельское хозяйство составляет 1:10. А в США – 1,24:1. Очень слабо развита пищевая промышленность Европейского Севера, Сибири, Дальнего Востока. Важнейшая задача сельского хозяйства – развитие различных форм собственности на селе. Доля частного сектора за последние годы увеличилась до 40%. Однако она слишком мала, для того, чтобы компенсировать снижение производства в колхозах и совхозах. Быть фермером в России сложно: из 100 фермерских хозяйств выживает -48. Только наличие различных форм хозяйствования может решить проблему повышения производительности труда в отечественном сельском хозяйстве. От решения проблем, накопившихся в АПК, зависит здоровье и уровень жизни Россиян. Калорийность питания российского населения постоянно снижается. По этому показателю (2600ккал в день) Россия сравнялась с развивающимися странами. Очень велик соблазн ввозить многие продукты из-за рубежа, поскольку они дешевле отечественных продуктов. Но важно помнить: все развитые страны мира. Прежде всего, поддерживают своё сельскохозяйственное производство, даже если оно дороже зарубежного».
Задание:
- Сформулируйте проблему.
- Подумайте, производство, каких видов сельскохозяйственной продукции, наиболее реально для обеспечения страны продовольствием. Учитывайте её агроклиматические особенности? (используя климатическую карту России, карты “Животноводство” и “Растениеводство”)
- Как сократить потери продукции при уборке и хранении?
- Какие формы собственности, и какие виды хозяйств существуют в сельском хозяйстве?
- Как можно повысить производительность труда в сельском хозяйстве?
- Как сельское хозяйство влияет на здоровье и уровень жизни Россиян?
- Почему развитые страны мира поддерживают своё сельскохозяйственное производство?
- «Пирамида»
Тема «Внутренние воды России» (8 класс)
Карточки для групп: море, водохранилища, проливы, заливы, реки, озера, моря, подземные воды, болото, вечная мерзлота.
Задание: разделить на группы и обосновать свой выбор.
Тема «Агропромышленный комплекс» (9 класс)
Карточки для групп:
- производство тракторов, с/х машин
- производство удобрений, ядохимикатов
- мелиорация
- производство тары
- производство оборудования
- ремонт
- наука, подготовка кадров
- растениеводство
- животноводство
- рыболовство
- холодильные установки
- фрукто-овощехранилища
- торговля
- пищевая промышленность
- легкая промышленность
Задание: разделить на группы и обосновать выбор.
По итогам работы составляется схема АПК:
- группа – «Отрасли, обслуживающие с/х»,
2 группа – «Сельское хозяйство»,
3 группа – «Отрасли, хранящие и перерабатывающие с/х продукцию».
- «Мозговой штурм»
Тема: «Моря, омывающие территорию России» (8 класс)
Задание: на карточках (7) записать ресурсы морей России.
Итог: группировка предложенных ресурсов (биологические, рекреационные, минерально-сырьевые, энергетические, транспортные пути).
Тема: «Роль, значение и проблемы развития машиностроения» (9 класс)
Задание: в левой половине листа записать проблемы машиностроения, а в правой – пути их решения.
Итог: составление единого свода проблем машиностроительного комплекса.
- Дерево решений
Тема: «Зависимость человека от климата» (8 класс)
Задание: записать, в чем проявляется зависимость человека от климата.
Тема: «Биологические ресурсы» (8 класс)
Задание: записать значение растительных или животных ресурсов для человека.
- Темы для дискуссий:
- «Надо ли осушать болота?» (8 класс в теме «Внутренние воды России»),
- «Перспективен ли Дальний Восток для экономического развития страны?» (8 класс в теме «Дальний Восток – край контрастов»)
- «Москва для москвичей» (9 класс в теме «Районы центральной России. Москва и столичный регион);
- «Надо ли продавать военную технику в другие страны?» (9 класс в теме «Военно-промышленный комплекс»),