Диагностика
На странице представлены диагностические материалы в работе педагога-психолога ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика непрямой экспресс-диагностики уровня психического развития дошкольников (УПР) по наблюдениям родителей и/или воспитателей (3-7 лет)
В основу методики положено представление о психическом развитии как закономерном (но периодическом, неравномерном, многоуровневом, гетерохронном) переходе от одних психических новообразований к другим, логика которого кроется во взаимоотношениях ребенка с миром. На основе этих представлений разработано 12 шкал, позволяющих определить уровень психического развития дошкольников (УПР). Это: 1) ощущения (цветовые); 2) восприятие (зрительное); 3) запоминание; 4) мышление; 5) воображение; 6) внимание; 7) игра; 8) общение; 9) речь; 10) эмоции; 11) самостоятельность; 12) саморегуляция.
Каждая шкала включает в себя пять уровней: от низшего, встречающегося в пределах дошкольного возраста, к высшему. Каждому уровню присвоена соответствующая оценка: первому — 1, второму — 2 и т. д. Таким образом, каждый параметр оценивается по 5-балльной системе оценок. С помощью этих шкал исследователь, используя воспитателей группы детского сада в качестве экспертов, получает первичные оценки УПР по каждому из параметров. Если эксперт затрудняется однозначно соотнести свое представление о ребенке с тем или иным пунктом измерительной шкалы, ему предоставляется возможность пользоваться «граничными» оценками: 0,5; 1,5; 2,5; 4,5. В общем, система оценок УПР дошкольника имеет вид: 0,5; 1,0; 1,5; 2,0; 2,5; 3,0; 3,5; 4,0; 4,5; 5,0.
Измерительные шкалы уровня психического развития дошкольников
Определите уровень развития каждого из параметров, отметив в таблице номер, который соответствует достижениям (умениям) ребенка в данной сфере.
Особенность данных шкал состоит в том, что в них уже заложен нормативный показатель для каждой из возрастных групп детского сада. Так, для младшей группы оценки по каждому показателю должны составлять в норме не ниже 3 баллов. Именно 3 строка в каждом параметре отражает возрастное достижение данной функции при нормальном развитии дошкольников младшей группы. Для средней группы это соответственно 4 строка в каждом параметре, т. е. нормативным считается 4 балла, а для старшей группы 5 строка, т. е. 5 баллов. Таким образом, суммарная нормативная оценка (НО) для детей младшей группы, соответствующая нормальному возрастному развитию, составляет 36 баллов (результат умножения 3 на 12), для средней группы — 48 баллов (4 на 12), для старшей — 60 баллов (5 на 12).
Обработка результатов. Подсчитайте общей количество баллов, полученных ребенком, по всем 12 шкалам. Данная оценка является абсолютной оценкой (АО). Затем переведите абсолютную оценку в относительную (00). Для этого рассчитайте процент АО от нормативной суммарной оценки (НО), которая соответствует возрастной норме ребенка данной группы, по следующей формуле: ОО=АО/НО*100%
Непрямая экспресс-диагностика УПР дошкольника
1. Ощущения | 2. Восприятие | 3. Запоминание |
1.С ошибками называет и различает основные цвета спектра | 1.При восприятии нового пытается дополнить данные зрения осязанием | 1.Запоминает учебный материал, данный в наглядной форме |
2. В основном без ошибок различает и называет основные цвета спектра | 2. Воспринимая новые предметы, обходится без непосредственного контакта с ними | 2. Механически запоминает учебный материал, данный в словесной форме |
3. Различает оттенки цветов спектра, но ошибается, называя их | 3. Строит достаточно полный образ восприятия, но не различает в нем основное и второстепенное | 3. Запоминает материал, выделяя в нем выступающие на первый план элементы |
4. Различает и называет цвета спектра и их оттенки | 4. Выделяет в воспринимаемых предметах основные и второстепенные элементы | 4. Запоминает учебный материал, ориентируясь в его содержании |
5. Правильно описывает цветовое окружение, использует свои знания в изобразительной деятельности | 5. Строит означенный и дифференцированный образ мира, сообщает о результатах взрослому | 5. Запоминает учебный материал, понимая его содержание |
4. Мышление | 5. Воображение | 6. Внимание |
1. Получает новые сведения практическим способом, без участия речи | 1. Играет с предметами, подчиняясь их назначению, воспроизводит их функции | 1. На незначительное время может сосредоточиться на предметах, вызывающих интерес |
2. Практически решая познавательную задачу, с помощью речи пытается осмыслить ее условия | 2. В ходе игры замещает реальные предметы воображаемыми, ориентируясь на их сходство | 2. Под контролем взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточенности |
3. Выполняет познавательные действия с опорой на речь — средство достижения результата | 3. В игре замещает реальные предметы воображаемыми, непохожими на них | 3. После многократного повторения указаний выполняет учебные действия, требующие сосредоточения |
4. Выполняет действия на основе предварительно сформулированного плана | 4. Игровым действиям предшествует этап их планирования, знает, во что будет играть | 4. По указанию взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточения |
5. Решает познавательные задачи без прямого контакта с предметами, в плане речи | 5. В уме создает новые образы и воплощает их в играх, рисунках, конструкциях | 5. При выполнении действий, требующих сосредоточения, может отвлекаться от посторонних раздражителей |
7. Игра | 8. Общение | 9. Речь |
1. Выполняет с игрушками ролевые действия | 1. Побуждает взрослого и сверстников к действиям, просит о помощи | 1. Обозначает словами окружающие предметы и явления |
2.Принимает участие в сюжетно-ролевых играх, подчиняясь инициативе других детей | 2. Стремится достичь уважения со стороны взрослого, обижается на замечания | 2. Владеет элементарной связной речью, которая еще не выходит за пределы наличной ситуации |
3. Берет на себя определенную роль, отличающуюся разнообразными игровыми действиями | 3. Подражает авторитетному взрослому, его словам и действиям | 3. Речь выходит да пределы непосредственной ситуации, описывает отсутствующие объекты |
4. Принимаемая роль, отражает не только действия взрослых, но и отношения между ними | 4. Стремится к сопереживанию и взаимопониманию с авторитетным взрослым | 4. Речь становится средством планирования и выполнения игровых и практических действий |
5. Является организатором игр, следит за соблюдением правил, выступает инициатором наказания за их нарушения | 5. Обнаруживает сопереживание и взаимопонимание, общаясь с детьми | 5. Владеет развернутой речью, передающей и отвлеченную от данной ситуации информацию |
10. Эмоции | 11. Самостоятельность | 12. Саморегуляция |
1. Проявляет неустойчивую локальную реакцию на ситуацию, непосредственно его не касающуюся | 1. Владеет гигиеническими навыками, одевается без помощи взрослого | 1.Действует под влиянием ситуативных эмоций |
2. Сопереживает персонажам сказок, мультфильмов | 2. Без напоминания правильно действует в привычных ситуациях | 2. В присутствии авторитетного взрослого сдерживает свои непосредственные желания |
3. Обнаруживает сопереживание реальным людям | 3. После разъяснения взрослого выполняет поручения, требующие самостоятельности | 3. Действует, подражая авторитетному взрослому, даже в его отсутствие |
4. Проявляет симпатию/антипатию к сверстникам и взрослым | 4. Самостоятельно применяет выученные способы поведения в новых ситуациях | 4. Может сдерживать свои непосредственные желания, импульсивные действия |
5. Эмоционально оценивает ситуации, непосредственно его не касающиеся | 5. Пользуется доверием взрослого, проявляет самостоятельность в разнообразных ситуациях | 5. В ситуации выбора отдает предпочтение тем действиям, которые соответствуют требованиям взрослого |
Поскольку по результатам исследования ребенок из младшей группы может попасть в интервал от 20 до 100 %, из средней группы в интервал — от 30 до 100 %, а из старшей группы в интервал — от 40 до 90 % баллов, то для того чтобы определить общий уровень психического развития дошкольника (УПР), необходимо относительную оценку (00) перевести в стандартную оценку (СО), т. е. присвоить значения 9-балльной шкалы каждой относительной оценке 00. Для этого необходимо найти результат относительной оценки (00), полученной ребенком в соответствующей его возрастной группе строке, и соотнести ее с значением шкалы стенов для данного интервала оценок (см. табл.).
Перевод относительных оценок УПР дошкольников в стандартные (стены)
Группы | СТЕНЫ | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Младшая | 18-31 | 32-34 | 35-40 | 41-54 | 55-69 | 70-77 | 78-94 | 95-99 | 100 |
Средняя | 43-51 | 52-56 | 57-61 | 62-68 | 69-77 | 78-87 | 88-95 | 96-99 | 100 |
Старшая | 45-61 | 62-65 | 66-71 | 72-75 | 76-82 | 83-89 | 90-94 | 95-98 | 99-100 |
Интерпретация полученных результатов производится следующим образом:
9-7 баллов — высокий уровень развития;
6-4 балла — средний уровень психического развития;
3 и меньше — низкий уровень психического развития.
В качестве основных достоинств данной методики следует отметить ее возможности, позволяющие сравнивать между собой УПР детей разных возрастных групп: оценка 7, к примеру, будет указывать на одну и ту же точку 9-балльной шкалы и сходным образом характеризовать младшего, среднего и старшего дошкольника, а также устанавливать дифференцированный диагноз с учетом оценок, полученных по каждой измерительной шкале.
Сводная таблица результатов экспресс - диагностики особенностей психического развития
детей ……………………..группы Дата:…………..20….г.
Ребенок | ощущения | восприятие | запоминание | мышление | воображение | внимание | игра | общение | речь | эмоции | самостоятельность | саморегуляция | ОО (в %) | Соответствие возрастной норме |
Предварительный просмотр:
Оценка психического развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет
С 1 года до 3 лет оценка психического развития детей может производиться 1 раз в квартал (по достижению ребенком определенного возраста) по шести основным показателям:
- речь (А),
- общение (Б),
- культурно-гигиенические навыки (В),
- рисование (Г),
- действия с предметами (Д),
- моторика (Е).
С этой целью используется возрастная шкала оценки психического развития детей от 1 года до 3 лет. Все шесть показателей характеризуются особенностями своего развития в том или ином возрасте.
Исходя из таблицы, следует определить реальный возраст развития каждой функции. Для этого родителей или/и воспитателей просят отметить те умения и навыки, которые уже сформированы у ребенка. Первичные баллы вносят в сводную таблицу, сопоставляя оценки, данные разными взрослыми. Значительное расхождение оценок родителей и воспитателей развития одного ребенка должно стать предметом анализа…При обработке результатов выбирается максимальный (?) возрастной показатель по каждому из 6 параметров. Результаты покажут равномерность или неравномерность психического развития. Например, моторные навыки могут соответствовать по возрасту развития 30 месяцам (расстегивает 3 пуговицы), речи — 36 месяцам (может связно рассказывать), а общения 24 месяцам (общается с детьми) и т. д.
Результаты в месяцах по каждому из показателей складываются и делятся на 6, таким образом определяется ВПР — реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем шести показателям. Далее по формуле рассчитывается коэффициент психического развития:
КР=ВПР/КВ*100%
где ВПР — реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем шести показателям;
KB — календарный возраст в месяцах от рождения ребенка до даты обследования;
КР — коэффициент психического развития.
Полученный результат сравнивается с данными возрастной нормы:
110-120 — высокое развитие;
107-90—нормальное развитие;
87-80 — недостаточный уровень развития;
77-70 – критический уровень развития;
67 и ниже – возможно умственная отсталость.
Если по результатам экспертной оценки ребенок получает 87 и менее баллов проводят индивидуальное углубленное обследование.
Возрастная шкала оценки психического развития детей
Возраст (месяцы) | Факторы психического развития |
15(1) | 1. Произносит 20 и более слов 2. Выполняет 2 поручения 3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге 4. Держит ложку во время еды 5. Ставит 5 кубиков один на другой 6. Ходит сам, но часто падает |
18 (2) | 1. Стремится связать 2 слова в предложение 2. Хочет сделать все самостоятельно 3. Черкает карандашом целенаправленно и старательно 4. Пробует самостоятельно есть 5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой 6. Ходит стабильно, редко падает |
21 (3) | 1. Называет 5 изображений на рисунке 2. Ищет помощи у взрослых 3. Черкает карандашом в рамках листа 4. Самостоятельно ест 5. Бросает мяч в ящик 6. Пробует бегать |
24 (4) | 1. Задает первые вопросы 2. Общается с детьми 3. Черкает вертикальные и горизонтальные линии 4. Регулирует отправление физиологических потребностей 5. Пробует ловить брошенный мяч 6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой |
30 (5) | 1. Задает различные вопросы 2. Может связно рассказывать 3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию 4. Регулярно сообщает о физиологической потребности 5. Расстегивает 3 пуговицы 6. Бегает значительно лучше |
36 (6) | 1. Может связно рассказывать 2. В игре входит в роль 3. Рисует шар, яблоко и другие предметы 4. Сам раздевается и одевается 5. Ставит 10 кубиков один на другой 6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры |
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Группа………………………………..ДОУ №……… Дата:…………..20….г.
Ребенок | Речь | Общение | Рисование | КГН | Действия с предметами | Моторика | КР | Соответствие возрастной норме |
ТАБЛИЦА ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
А | Произносит 20 и более слов | Стремится связать 2 слова в предложение | Называет 5 изображений на рисунке | Задает первые вопросы | Задает различные вопросы | Может связно рассказывать |
Б | Выполняет 2 поручения | Хочет сделать все самостоятельно | Ищет помощи у взрослых | Общается с детьми | Может связно рассказывать | В игре входит в роль |
В | Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге | Черкает карандашом целенаправленно и старательно | Черкает карандашом в рамках листа | Черкает вертикальные и горизонтальные линии | Умеет чертить кривую, замкнутую линию | Рисует шар, яблоко и другие предметы |
Г | Держит ложку во время еды | Пробует самостоятельно есть | Самостоятельно ест | Регулирует отправление физиологических потребностей | Регулярно сообщает о физиологической потребности | Сам раздевается и одевается |
Д | Ставит 5 кубиков один на другой | После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой | Бросает мяч в ящик | Пробует ловить брошенный мяч | Расстегивает 3 пуговицы | Ставит 10 кубиков один на другой |
Е | Ходит сам, но часто падает | Ходит стабильно, редко падает | Пробует бегать | Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой | Бегает значительно лучше | Поднимается и спускается по ступенькам без опоры |
БЛАНК
экспертной оценки развития ребенка ……………………………………………………
(имя, фамилия, дата рождения, дата заполнения)
Пожалуйста, отметьте достижения ребенка, выбрав номер высказывания по каждому из пунктов (от А до Е)
А | Б | В | Г | Д | Е |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ
Ролевая игра является ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Другими словами, согласно теории видного отечественного психолога Д. Б. Эльконина, именно внутри ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка. Исходя из этого, планируя образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении, нельзя упускать этот вид деятельности дошкольников.
Как показало наше исследование, дошкольники, имеющие развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т. е. адекватный уровень познавательного развития, что является важной предпосылкой школьной готовности. В то же время не только наш опыт, но и исследования ведущих педагогов и психологов показывают, что ролевая игра постепенно уходит из жизни детей, ее развитие не достигает должного уровня. Одной из причин подобной тенденции, на наш взгляд, является тот факт, что раньше дошкольник обучался игре во дворе в разновозрастной компании, где старшие дети демонстрировали более сложные игровые навыки, тем самым спонтанно обучая младших. В настоящее же время в семье ребенок чаще растет один, во дворе гуляет под присмотром взрослого, таким образом он лишен возможности спонтанно перенимать опыт «старшего поколения» детей. Поэтому основная нагрузка по обучению дошкольников игре в этой ситуации ложится именно на воспитателей.
Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия, необходимо иметь представление о развивающем значении ролевой игры, о котором упоминалось выше, хорошо знать ее специфику, закономерности ее развития, уровень ее сформированности у своих воспитанников.
Для определения последнего — уровня сформированности игровых навыков у дошкольников — и была разработана предлагаемая вашему вниманию схема наблюдения. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволяет осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.
Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из 4—5 дошкольников одного возраста. Тема игры задается взрослым (воспитатель, психолог, зам. заведующей), который и осуществляет диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное — чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Наиболее оптимальными здесь могут быть такие игры, как «Путешествие», «День рождения у белочки (зайчика)» и др., не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку. Использование узкоспециализированных тематических игр, «Больница», «Строители» и т. д., нецелесообразно из-за жесткой заданности (иногда даже заученности) ролей (например, врач, медсестра, больной).
Начать игру можно примерно так: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса.
Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.
Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:
1. распределение ролей,
2. основное содержание игры,
3. ролевое поведение,
4. игровые действия,
5. использование атрибутики и предметов-заместителей,
6. использование ролевой речи,
7. выполнение правил.
Каждый критерий оценивается по 4 уровням. При этом, несмотря на то что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня:
1 уровень — от 2,0 до 3,5 лет,
2 уровень — от 3,5 до 4,5 лет,
3 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,
4 уровень — старше 5,5 лет,
Эти возрастные рамки позволяют как планировать работу с детьми того или иного возраста по формированию игровых навыков, так и отслеживать эффективность этой работы.
1) Распределение ролей
1 уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).
2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.
3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.
4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.
2) Основное содержание игры
1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).
2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.
3 уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).
4 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».
3) Ролевое поведение
1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.
2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.
3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.
4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.
4) Игровые действия
1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).
2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.
3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.
4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.
5) Использование атрибутики и предметов-заместителей
1 уровень — использование атрибутики при подсказке взрослого.
2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).
3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.
4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет псуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).
6) Использование ролевой речи
1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.
2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.
3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.
4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.
7) Выполнение правил
1 уровень — отсутствие правил.
2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.
3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.
4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.
Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в зленый цвет, если опережает возрастную норму — в красный, если отстает — в синий. Цветовое обозначение существенно облегчает анализ результатов наблюдения, так как в одной группе чаще всего находятся дети разного возраста, соответственно имеющие различные нормы сформированности игровых навыков. В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка. Это позволяет, с одной стороны, оценить раоту воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой — воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию.
Уровень сформированности игровых навыков
Группа_________________ Дата наблюдения____
Возраст детей от до
Воспитатель
Фамилия, имя | Возраст ребенка | Распреде ление ролей | Основ. содерж игры | Ролевое поведение | Игровые действия | Испол. атрибутики | Испол. рол. речи | Выполнение правил |