методическая копилка

Габитова Венера Тависовна

Предварительный просмотр:

5 класс

Контрольная работа №1 «Музыка и литература»

1.      Что может изменить музыку?        

Мелодия        сопровождение к песне

Аккомпанемент        узор, сотканный из звуков

Динамика        окраска звука

Тембр        изменение силы звука

Аккорд        поочередное   исполнение   звуков   аккорда

Арпеджио        одновременное звучание нескольких звуков

2.  Назвать инструменты.

3. Жанры песен.

Колыбельная                       В низенькой светёлке…

Лирическая                         Во поле берёза стояла…

Хороводная                        За берёзовым пеньком зайка…

Былина                             Девочки, вы девочки, конфеточки…

Частушка                           Как за речкою, да за Дарьею…

Историческая                      Что не белая берёза к земле клонится…

Солдатская                         Вихри враждебные веют над нами…

Революционная                    Эй, ухнем, эй, ухнем…

Трудовая                           Солдатушки, бравы ребятушки…

4. Жанры музыки

балет

опера

концерт

симфония


Музыкальный спектакль, в котором поют Музыкальный спектакль, в котором: танцуют

Большое произведение для симфонического оркестра

Произведение для сольного инструмента и оркестра

5. Композиторы и их произведения

Веселая Грустная


Балет «Золушка» (Вальс)

 

                      Л.В. Бетховен          П.И. Чайковский

Концерт дня фортепиано с оркестром (Наш край)

Сурок



 


Симфония № 4 (Во поле береза стояла)

Сказка «Петя и волк»

 

                     Д,.Б.Кабалевский

                                              С.СЛрокофьев




Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по искусству, в соответствии с Программой Г.П. Сергеевой, И.Е. Кашековой, Е.Д. Критской «Искусство. 8 - 9 классы» - 2011 г., в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного   основного общего образования по предметной области «Искусство», в соответствии с нормативными и инструктивно-методических документов Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Челябинской области:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
  2. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089).
  3. Приказ Министерства образование и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных9допущенных0 к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
  4. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011 — 2012 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 № 04-997).
  5. Письмо Министерства образования и науки Челябинской областиот 24.012013 г. №24/424 «О приоритетных направлениях повышения квалификации в 2013 году».
  6. «О разработке учебных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях челябинской области» (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404).

7. «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 — 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 28.12.2001. №1403).

8. Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001.№ 1403).

9.        Программа курса «Искусство. 8-9  классы» Г.П. Сергеевой, И.Е. Кашековой, Е.Д. Критской . – М.: Просвещение, 2007.

10.        Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в 2013-2014 учебном году» (Министерство образования и науки Челябинской области, от 24 июля 2013 г. №03-02/ 5639).

11.        Школьный учебный план на 2013-2014 уч. год.

Цель: - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи:

 - актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

 - культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

 - формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

 - углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  - воспитание художественного вкуса;

 - приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

 - формирование умений и навыков художественного самообразования.

      Сведения о программе.

  Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, даёт возможность актуализировать, знания, умения, навыки, способы творческой деятельности, приобретённые учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла. В структурировании художественного материала программы нашёл своё отражение принцип концентричности, то есть неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников. Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

        Обоснование выбора программы.

  Содержание программы даёт возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в школе: развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей; воспитание культуры восприятия произведений видов искусства; освоение образного языка искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности; приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях всех видов искусства; овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности;  возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

               Информация об учебнике.

        Учебник содержит краткий по форме, но ёмкий по содержанию текст. После каждого параграфа имеются творческие вопросы и задания, иллюстративный материал (нотная графика, репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных памятников, сцены из музыкальных спектакле, кадры из кинофильмов). Изобразительный ряд учебника отражает особенности художественного образа в современных видах искусства (реклама, видеоклипы, кино, телевидение, компьютерная графика). Учебник способствует системности процессу обучения, повышает престиж предмета, художественную деятельность. Раскрывает многоплановость и всеобщность искусства для современной культуры.

                 Используемые на уроках технологии обучения, формы уроков, возможная внеурочная деятельность.

        Прежде всего, на уроках искусства используются коллективные способы обучения, также для большей эффективности необходимо применять уровневую дифференциацию, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии. Аудио-, видеоматериалы  и компьютерные технологии способствуют качественному усвоению знаний. Наряду с уроком в учебном процессе используются такие внеурочные формы работы как экскурсии в краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, в театры, кино.

                Место учебного предмета в учебном плане и роль учебного курса.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Программа разработана на основе государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на два года обучения — в 8 — 9 классах, всего на 70 часов (по 35 часов в каждом классе). При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств  в своём творчестве.

         Учебно-тематический план.

Класс

Разделы

Кол-во часов

Кол-во к/р

1.

8

  1. Искусство в жизни современного человека

  2.  Искусство открывает новые грани мира.

  3. Искусство как универсальный способ общения.

  4. Красота в искусстве и жизни.

  5. Прекрасное пробуждает доброе.                                                

2

7

7

11

8

1

1

2.

9

  1. Воздействующая сила искусства.

  2. Искусство предвосхищает будущее.

  3. Дар созидания. Практическая функция.

  4. Искусство и открытие мира для себя.

9

7

11

8

1

1

Контрольные работы

№ к/р

Класс

Тема к\р

№ урока

1

8

 Виды искусства

15

2

8

 Музеи с мировым именем

33

1

9

Средства эмоциональной выразительности

15

2

9

Современный синтез науки и искусства

33

Введение НРК в календарно-тематическое планирование учебных занятий по Искусству

Класс

Тема урока

№ урока

Итого

8

1.   Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Народные песни

17

4ч.

2.   .Красота в понимании разных народов.

24

3.   Поэтизация обыденности.  Красота и  польза. Башкирский национальный костюм

25

4.   Старинные   народные   песни   в   современной обработке. «Караван сарай»

32

9

1 .   Убранство башкирской юрты

2

4ч.

2.   Средства     выразительности     национального орнамента

7

3.      Эстетическое     формирование     искусством окружающей среды. Касли «Чугунное кружево»

17

3.   Архитектура:    планировка    и    строительство городов. Аркаим

19

Содержание курса.

8 класс

        Искусство как духовный опыт человечества (35 ч.)

        Народное искусство как культурно-историческая память предшествующих поколений, основа национальных профессиональных школ. Единство формы и содержания как закономерность искусства и специфика её преломления в народном и профессиональном искусстве. Древние образы и их существование в современном искусстве. Специфика языка народного искусства, взаимосвязь с природой и бытом человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их творческое переосмысление в современной культуре. Этническая музыка. Национальное своеобразие и особенности региональных традиций.

     Временные искусства. Содержание и духовное своеобразие музыки и литературы, их воздействие на человека. Особенности воплощения вечных тем жизни в музыке и литературе: любовь и ненависть, война и мир, личность и общество, жизнь и смерть, возвышенное и земное. Современность в музыке и литературе.

                Пространственные (пластические) искусства -  живопись, скульптура, графика, архитектура и дизайн, декоративно-прикладное искусство. Средства художественной выразительности пластических искусств. Единство стиля эпохи в архитектуре, живописи, материальной культуре. Роль пластических искусств в жизни человека и общества: формирование архитектурного облика городов, организация масс средствами плаката, открытие мира в живописи, книжной и станковой графике, украшение быта изделиями декоративно-прикладного искусства и др. особенности современного изобразительного искусства: перфоманс, акция, коллаж и др.

    Пространственно-временные искусства. Средства художественной выразительности в киноискусстве. Создание кинофильма как коллективный художественно-творческий процесс. Истоки театра, его взаимосвязь с духовной жизнью народа, культурой историей. Драматургия – основа театрального искусства. Опера как синтетический жанр. Возникновение танца и основные средства его выразительности. Балет. Воздействие хореографического искусства на зрителей.

Современные технологии в искусстве (35 ч.)

9 класс

   Компьютерная графика как область художественной деятельности. Использование м для синтеза изображений, обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Применение данной технологии в изобразительном искусстве: компьютерный дизайн, анимация, художественное проектирование, полиграфия, спецэффекты в кинематографе. Соотношение технических характеристик и художественной основы получаемого творческого продукта. Различия в восприятии визуального произведения: классического и с использованием компьютера.

    Электронная музыка. Электронная музыка как сопровождение театральных спектаклей, радиопередач и кинофильмов.

    Мультимедийное искусство. Влияние технического прогресса на традиционные виды искусства. Особенности и возможности современных мультимедийных технологий в создании произведений искусства. Цифровое фото. Фотография как способ художественного отражения действительности. Современное телевидение и его образовательный потенциал. Особенности телевизионного изображения подвижных объектов. Ресурсы цифрового телевидения в передаче перспективы, светотени, объёма. Эстетическое воздействие телевидения на человека.

    Традиции и новаторство в искусстве. Искусство в современном информационном пространстве: способ познания действительности, воплощение духовных ценностей и часть культуры человечества. Художественный образ в различных видах искусства, специфика восприятия. Взаимодополнение выразительных средств разных видов искусства. Значение искусства в духовном и интеллектуально- творческом развитии личности.

Требования к уровню подготовки учащихся.

8 класс

 - иметь представление о значении искусства в жизни человека;

 - понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;

 - рассматривать искусство как духовный опыт человечества;

 - размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях 9познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);

 - иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино;

 - использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.

9 класс

 - представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;

 - понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);

 - ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;

 - понимать особенности художественного языка разных видов искусства;

 - осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;

 - выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;

 - использовать приобретённые знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.

       

        Характеристика измерительных материалов

        Контрольно-измерительные материалы представляют собой творческие задания, нацеленные на восприятие различных произведений искусства, их анализ, индивидуальную интерпретацию, оценку, обобщение и систематизацию знаний в области искусства, а также контрольные работы, проверяющие степень усвоения основных понятий и категорий курса «Мировая художественная культура». Поиск творческих решений проблемных задач связан с выполнением заданий на сопоставление явлений культуры и искусства, выработку исследовательских умений и навыков.

                Виды и формы промежуточного контроля.

        Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на сформулированные вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, написание эссе, собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности, творческие проекты. Критерии оценки художественно-творческой  деятельности учащихся:

  • эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
  • осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства;
  • воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
  • личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого в наши дни;
  • перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучение других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Учебно-методическое обеспечение на 2013-2014 уч. год по Искусству

Название предметной области

Название предмета

Класс

Количество часов

Программа

Учебники, учебные пособия

1

Искусство

Искусство

8

1

   Программы общеобразовательных учреждений «Искусство. 8 – 9 классы» -   Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.  Просвещение,2007                                                                                                                                                                                                                      

Искусство. 8 - 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение,2011

2

Искусство

Искусство

9

1

   Программы общеобразовательных учреждений «Искусство. 8 – 9 классы» -   Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.  Просвещение,2007                                                                                                                                                                                                                      

Искусство. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение,2011

Список литературы.

  1. Марианна Х. Такач. Испанские мастера от Сурбарана до Гойи./ Изд-во «Корвина» Будапешт, 1984
  2. Киселёва Н.В. Информационные технологии на уроках МХК/ Изд-во «Учитель» Волгоград, 2009
  3. Ивлев С.А. Художественная культура Древнего Востока. Материалы для учителя МХК/ ООО «Фирма МХК», М.,2001
  4. Челябинская областная картинная галерея. Сборник материалов научно-практических конференций 1982, 1984, 1986 годов/Челябинск, 1994
  5. Челябинская областная картинная галерея. Древнерусская традиция в культуре Урала. Материалы научно-практической конференции (28 – 30 апреля 1992 г.)/ Челябинск,1992
  6. Челябинская областная картинная галерея. Музей и художественная культура Урала. Сборник докладов на научно-практической конференции/Челябинск,1991
  7. Глезер А. Русские художники на Западе /М., «Знание». Искуссво,1991
  8. Жукова Л.В. История. Ответы на вопросы /М., «Экзамен»,2000
  9. Белгородский институт усовершенствования учителей. Архитектура, скульптура, живопись (основы понимания) /Старый Оскол,1994
  10. Центральный институт непрерывного образования Общества «Знание» России. Культурология. Краткий словарь /ТОО «ИнтелТех», М.,1997
  11.  Гузик М.А. Учебный путеводитель по мировой художественной культуре /М., «Просвещение», 2002
  12. Наделяева О.Е. Мировая художественная культура 10-11 классы. Дополнительнвые иатериалы к урокам /Волгоград, изд-во «Учитель», 2009
  13. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе. Пособие для учителя /Гуманитарный издательский центр «Владос», М., 2005
  14. Леухина Н.А. Мировая художественная культура 10 — 11 классы. Уроки учительского мастерства /Волгоград, изд-во «Учитель», 2008
  15. Грушевицкая Т.Г., Гузик М.А., Садохин А.П. Словарь по мировой художественной культуре / «Академия», М., 2001
  16. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. Коллектив авторов под рук-вом Мячина А.Н. / «Вече», М.,  1997
  17. Загребин С.С. Этика Тарковского/ Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск,2012
  18.  С Бажовым по Уралу. Путеводитель. Коллектив авторов /Изд-во «Сократ», Екатеринбург, 2012
  19. Зданович Г.Б., Зданович Д.Г.,  Куприянова Е.В., Кириллов А.К. Аркаим и «Страна городов»: археологические очерки /Изд-во «Крокус», Челябинск, 2003
  20. Костарёва Т.В. Чугунное кружево. Художественные промыслы Урала/ Челябинск, 2006

            



Предварительный просмотр:

Урок 4. Тема: СЕКРЕТЫ РЫЖЕГО МОНАХА

Форма урока: комбинированный урок.

Цель: Выявить характерные особенности музыки Вивальди

Задачи:

  1. Ознакомление учащихся с некоторыми секретами популярности музыки Вивальди.
  2. Воспитание у учащихся более уточненного и осознанного восприятия произведений исскуства.

Ход урока

I Этап

Тест на определение: Определить, о каком городе идет речь в данном тексте, какие слова стали ключом к разгадке. Текст: «Работали тогда, когда позволяло свободное время, между развлечениями, в шуме и толпе, в маленьком кафе, выходящем на Сан-Джорджо Маджоре, в театральном антракте, макая перо в старую красную чернильницу, или между бутылкой токайского и испанским табаком. Пели на улицах, на площадях, вдоль каналов. Владельцы магазинов пели, выставляя напоказ свои товары; ремесленники пели, возвращаясь домой с работы; гондольеры пели, ожидая пассажиров. Веселье было сутью нации, а юмор - сутью речи»

Учитель (после обсуждения) дает правильный ответ. Город, о котором идет речь в тексте,- Венеция;  ключевые слова: каналы, гондольеры.

Прослушивание фрагмента из концерта Вивальди «Осень» из цикла «Времена года».

Учитель. Среди множества дворцов, церквей, украшавших Венецию, была скромная обитель – Приют скорби. Все меломаны Европы считали за честь побывать там и услышать знаменитый оркестр, состоящий целиком из девочек-сирот. Этим «музыкальным чудом» руководил аббат Антонио Вивальди, которого называли Pretro Rosso – Рыжий монах. Прозвище выдавало веселый нрав и огненный темперамент. И все это несмотря на то, что маэстро Вивальди был всю жизнь тяжело болен и при ходьбе задыхался.

В истории классической музыки Вивальди первым нашел путь к сердцу каждого независимо от возраста, образования, он сумел стать желанным музыкальным собеседником даже тех, кто считает классическую музыку вычурной и скупой.

Вивальди писал музыку в стиле барокко, а для этого стиля характерна «живопись» мышления, т.е. маэстро как бы живописует с натуры. Обратимся к его знаменитому циклу концертов «Времена года». Циклу композитор предпослал программу, которой музыка старается следовать. Например, концерт «Осень» - это целый рассказ о радости крестьян, собравших урожай. Музыка шаг за шагом «живописует» их танцы, праздничное веселье, мы слышим, как льются струи вина, лают собаки.

Прослушивание I части концерта Вивальди «Осень». Время звучания 2.58.

II этап.

Учитель. Музыка Вивальди понятна, потому что он умел пробудить в слушателе его жизненные ассоциации. «Будь понятным!» - так можно сформулировать один из секретов популярности композитора.

Прослушивание концерта «Лето», I часть (Из цикла концертов «Времена года»), время звучания 2.54.

Задание классу: при прослушивании фрагмента концерта «Лето», составить программу, подобную той, которую Вивальди предпослал концерту «Осень».

Учитель. А теперь сравним вши ассоциации с собственной программой маэстро.

Далее учащиеся делятся своими впечатлениями, программами либо деталями, у кого что получилось.

Учитель (после обсуждения). Вивальди предпослал концерту «Лето» следующую программу: утомленный жарой, в тени деревьев засыпает пастушок, но послышался далекий гром, собирается гроза, и вот уже словно водопад обрушился с неба, заливая поля. Существование такого рода программы вовсе не означает, что музыка Вивальди превращается в своего рода иллюстрации к картинам природы. Грозу Вивальди «рисует» не только как обрушившуюся стену дождя и потоки воды, заливающие все вокруг, но и как грожу в душе человека – его неукротимую энергию, страстный порыв, отчаянную решимость.

III этап.

Учитель. Музыка Вивальди остается в памяти, к ней хочется возвращаться вновь и вновь, потому что композитор кроме рецепта «будь понятным» открыл ещё один секрет, который мы попытаемся открыть сейчас заново, а для этого обратимся к поэзии и живописи, чтобы по аналогии можно было догадаться, какой секрет открыл маэстро.  Вспомним стихотворения, строчки из которых цитируют почти все, очень часто не помня текста полностью, это своеобразные «Стихотворные шлягеры», например, «Я помню чудное мгновенье» Пушкина. «Белеет парус одинокий» Лермонтова, «Люблю грозу в начале мая» Тютчева.

Задание: продолжить ряд «стихотворных шлягеров»

Учитель. Существует такое явление в живописи, как, например,  «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Черный квадрат» Малевича, «Возвращение блудного сына» Рембрандта и др. В этих и подобных им произведениях художники и поэты находят некий характерный штрих, деталь или поэтическую строку, которая настолько входит затем в наше сознание, что позволяет воссоздать в памяти образ всей картины или стихотворения.

Задание классу: подумать, что может стать музыкальным эквивалентом живописной детали и поэтической строки.

Учитель (после обсуждения). В музыке такого рода «опознавательными знаками» выступают короткие мотивы, с четким ритмом, именно они легко запоминаются. Давайте вспомним начало Пятой симфонии Бетховена – знаменитый мотив «Так судьба стучится в двери» или «Танец маленьких лебедей» Чайковского и т.д. Эти мотивы легко пропеть, простучать и запомнить. Именно из таких мотивов складываются все мелодии Вивальди, в быстрых частях его концертов,  а именно маэстро принадлежит часть открытия этого метода, которым впоследствии пользовались величавшие композиторы, а также широко используют сейчас в современной рок-музыке.

Домашнее задание (по выбору учащихся):

  1. Прослушать (по возможности) концерты Вивальди «Весна» и «Зима» из цикла концертов «Времена года» (по выбору) и составить свою программу к прослушанному концерту.
  2. Подготовить сообщение о жизни и творчестве Антонио Вивальди.
  3. Описать свои впечатления о прослушанной на уроке музыке.

Вопросы к теме:

  1. В каком стиле писал музыку Антонио Вивальди?
  2. Какая черта характерна для мышления барокко?
  3. В чем заключается секрет понятности музыки Вивальди? Привести примеры
  4. Почему музыка Вивальди так хорошо запоминается?

 



Предварительный просмотр:

6 класс

Кроссворд по теме:  «Удивительный мир музыкальных образов»

По горизонтали:

1.   Великий  русский   композитор,   автор   фортепианного   цикла   «Картинки

ВЫСТЭ.ВКИ)).

  1. Общее название мажора и минора.
  2. Жанр вокальной музыки.
  3. Музыкально-театральный жанр.

  1. Организация музыкального произведения.
  2. Струнный щипковый музыкальный инструмент.
    П.   Высокий мужской голос.

13. 14. 15.

Самостоятельная партия, исполняемая одним певцом или инструментом

Сольный номер в опере.

Жанр инструментальной музыки.

По вертикали:

1.

2. 3. 4. 8.

Одно из важнейших средств музыкальной

выразительности.

Опера Н. Римского-Корсакова.

Высокий женский голос.

Переложение музыки для оркестра.

Вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании самостоятельных голосов.

10.   Одновременное сочетание трех или более звуков. 12.  Временная организация музыки.

6 класс

Контрольная работа  «Жанровое разнообразие»

1.        Жанры музыки

Песня        произведение для голоса и фортепиано

Вокализ         простой доступный вид музыки, предназначенный для исполнения голосом

Романс        песня без слов

Сюита        большая инструментальная пьеса свободного строения

Поэма        песня лодочника

Баркарола      инструментальное произведение из нескольких частей

Балет        литературный текст, лежащий в основе оперы и балета

Опера        музыкально-сценический     вид     искусства,     соединяющий     танец,     музыку,

драматическое действие

Либретто   музыкально-сценическое произведение, соединяющее вокально-инструментальную музыку, поэзию, изобразительное искусство

2.        Музыкальная викторина

М.И. Глинка Я помню чудное мгновенье

М.И. Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

М.И. Глинка Вальс-фантазия

Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, ел. Народные

С.В. Рахманинов Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1 часть)

А. Вивальди Времена года. Весна

А. Вивальди Времена года. Лето



Предварительный просмотр:

6 класс

Контрольная работа  «Образы музыки Западной Европы»

1.        Провести соответствие

Чонгури        средний мужской голос

Баритон        музыкант, играющий на вечерах, аккомпанирующий в немом кино

Тапёр        грузинский струнный смычковый инструмент

Ноктюрн        итальянское слово, означающий «один, единственный»

Камерная        исполнение музыки четырьмя музыкантами

музыка
Солист        исполнение музыки двумя музыкантами

Дуэт        музицирование, в котором участвуют небольшое количество музыкантов

Трио        музыкальная пьеса мечтательного характера

Квартет        исполнение музыки тремя музыкантами

2.        Подчеркнуть лишнее слово

А) скрипка, виолончель, тромбон, альт Б)сопрано, тенор, баритон, бас

3.        Музыкальная викторина

И.С. Бах Прелюдия и фуга ре минор

Ф. Шуберт Лесной царь

К. Орф кармина Бурана

Гаудеамус

Д. Гершвин Колыбельная клары

А. Вивальди Времена года. Осень

6 класс

Контрольная работа  «Средства музыкальной выразительности»

/.   Провести соответствие

Тоника        лад с тоникой определённой высоты

Лад        устойчивый главный звук в песне

Пентатоника        узор, сотканный из звуков

Тональность        организатор звуков вокруг тоники

Мелодия        аккорды, сопровождающие мелодию

Тембр        изменение силы звука

Гармония        «китайский звукоряд из пяти звуков»

Темп        организатор звуков во времени

Динамика        окраска звука

Тембр        изменение силы звука

Ритм        скорость движения в музыке

2.        Подчеркнуть лишнее слово в ряду, объяснить почему

А) песня, мелодия, танец, марш

Б) труба, альт, валторна, туба

В) ритм, тембр, гармония, либретто

3.        Музыкальная викторина

Г.В. Свиридов Метель. Романс Г.В. Свиридов Метель. Тройка Л. Бетхове Увертюра «Эгмонт С.С. Прокофьев Ромео и Джульетта. Монтеки и Капулетти



Предварительный просмотр:

9 класс

Контрольная работа по искусству № 1

Композиция

Форма

Фактура

Ритм

1.   Сопоставить определения:

-        представляет собой сумму приёмов, выразительных и
изобразительных средств для создания художественного образа

-        отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием.
«Мерность»

  • построение художественного произведения, обусловленное его
    содержанием, характером, назначением
  • характер обработки поверхности изделия ДПИ, совокупность
    средств музыкального изложения, тип взаимоотношений различных
    голосов музыкальной ткани

2.   «Храмы это ...»

3.   Сопоставить храмы и их характерные особенности:

Мусульманский

Православный

Католический

Буддийский


  • тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки, огромные
    ажурные окна
  • два соразмерных пространства - открытый двор и затенённый
    молитвенный зал
  • на кровлях висят многочисленные колокольчики - защита от
    проникновения злых духов

- архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа соотносятся с хоровым пением без сопровождения (акапелла)

4.   Описание одной из репродукций знаменитых художников.

9 класс

Контрольная работа по искусству № 2

/.   Сопоставить имена и названия произведений:

«Владимирка» «Чёрный аккомпанемент» «Щелкунчик» «Архипелаг ГУЛАГ» «Портрет старухи» «Рабочий и колхозница» «Звёздная ночь» «Девочка на шаре» «Князь Игорь» «День и ночь» Симфония №7 «Броненосец «Потёмкин»


Рембрандт X. Чайковский П. Мухина В. Эйзенштейн

Кандинский В. Солженицын А.

Бородин А. Эшер М.

Ван Гог

Шостакович Д.

Пикассо П.

Левитан И.

2.   Кто из русских композиторов использовал в своем творчестве следующие произведения Пушкина?

« Руслан и Людмила»;

« Борис Годунов»;

«Евгений Онегин»;

«Бахчисарайский фонтан»; «Пиковая дама».

  1. Назвать литературные произведения, получившие «вторую жизнь», благодаря
    экранизации.
  2. Правописание слов:

Консп.. .рация, л...коничный, лег.. .лизация, м.. .нускрипт, н.. .минальный, рез.. .рвация, р...зонанс, р...продукция.

5.   Написать эссе на тему «Любимый вид искусства»