Программы внеурочной деятельности
Программирование для начинающих (7 класс)
Начала Web-дизайна (8 класс)
Информатика в задачах (9 класс)
Информатика в задачах (10 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программирование для начинающих (7 класс) | 32.33 КБ |
Начала Web-дизайна (8 класс) | 27.81 КБ |
Информатика в задачах (9 класс) | 30.44 КБ |
Информатика в задачах (10 класс) | 38.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к образовательной программе основного общего образования, |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Программирование для начинающих»
Срок реализации – 1 год
Возраст обучающихся 13-15 лет
г. Сланцы
2018 учебный год
Пояснительная записка
Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании.
Изучая программирование на Паскале, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.
Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 7-9 классов. Программа рассчитана на один год в объёме 34 часов (1 час в неделю).
Цель курса – научить учащихся составлять алгоритмы разнообразных задач, писать программы и выполнять их на компьютере. Учащиеся получают фундаментальные знания, необходимые для разработки алгоритмов, и практические навыки по составлению и отладки программ.
Навыки алгоритмизации и программирования способствуют выработке математических обобщений, поскольку алгоритмическое решение задачи охватывает множество исходных данных (а не только конкретное решение для одного конкретного набора данных). Алгоритм (программа), составленный учащимся, должен быть ясным, конкретным, обоснованным. Во время обучения стимулируется умственная работа.
На протяжении всего курса не надо забывать, что компьютер не освобождает человека от умственной работы, а только выполняет рутинные операции обработки данных.
Основные задачи курса:
- развить алгоритмическое мышление, творческое воображение учащихся;
- формировать знания об алгоритмических конструкциях и операциях;
- ознакомление с языком программирования PascalABC и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической;
- научить работать с графическими средствами языка программирования PascalABC;
- обучить навыкам разработки, тестирования и отладки несложных программ;
- обеспечить возможность учащимся закрепить свои знания и умения по данному курсу через участие в турнирах и олимпиадах по программированию.
- формировать у учащихся интереса к профессиям, связанным с программированием.
Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических работ. Итоговый контроль реализуется в форме проверки собственных программ учеников учителем, ведущим занятия и автоматической системой тестирования.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Обучающийся научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Ученик получит возможность:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
- интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в об- разовательной и других видах деятельности;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- умение формулировать собственное мнение, аргументировать его при взаимодействии с партнерами в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других, эффективно разрешать конфликты;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание | Форма организации и виды деятельности учащихся |
| 2 | 3 | 4 | 5 |
Введение в язык программирования PascalABC | 4 | Структура программы. Операции ввода-вывода. Создание и отладка элементарной программы. Комментарии. Оператор присваивания. Переменные | Формы: лекция, беседа, практическое занятие Деятельность учащихся: восприятие готовой информации, воспроизведение полученных знаний, работа над текстом программ, составление тестовых примеров к задачам, проведение вычислительного эксперимента, анализ полученных результатов | |
Работа с текстом | 10 | Кодовая таблица ASCII. Тип Char и стандартные функции. Операторы и функции работы со строками. Оператор ветвления. Выбор одного действия из двух или большего количества альтернатив. Условия. Операторы цикла. Использование циклов при работе со строками. Программирование алгоритмов обработки текста Файлы. Составление программ с использованием файлов | Формы: лекция, беседа, практическое занятие Деятельность учащихся: восприятие готовой информации, воспроизведение полученных знаний, работа над текстом программ, составление тестовых примеров к задачам, проведение вычислительного эксперимента, анализ полученных результатов | |
Работа с графикой | 9 | Графические методы. Цвет. Графические примитивы. Построение графиков функции. Создание движущихся изображений | Формы: лекция, беседа, практическое занятие Деятельность учащихся: восприятие готовой информации, воспроизведение полученных знаний, работа над текстом программ, составление тестовых примеров к задачам, проведение вычислительного эксперимента, анализ полученных результатов | |
Вычислительные задачи | 6 | Решение вычислительных задач: арифметика, целые числа, вывод формул, геометрия | Формы: беседа, практическое занятие в режиме онлайн (сайт «Школа программирования» http://acmp.ru/ ) Деятельность учащихся: воспроизведение полученных знаний, работа над текстом программ, составление тестовых примеров к задачам, проведение вычислительного эксперимента, анализ полученных результатов | |
Разработка творческих проектов «Я пишу свою программу» | 4 | Работа над собственной программой:
| Формы: беседа, практическое занятие Деятельность учащихся: работа над текстом программ, составление тестовых примеров к задачам, проведение вычислительного эксперимента, анализ полученных результатов | |
Заключительное занятие. Подведение итогов | 1 | Простые числа | Формы: беседа Деятельность учащихся: восприятие готовой информации | |
Итого: | 34 |
Формы и режим занятий
Форма организации образовательной деятельности обучающихся: индивидуально-групповая, индивидуальная, групповая, командная (команда – 3 человека).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, т.е. 1 час в неделю (34 в год).
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
Введение в язык программирования PascalABC | 4 | 1 | 3 | |
Работа с текстом | 10 | 2 | 8 | |
Работа с графикой | 9 | 2 | 7 | |
Вычислительные задачи | 6 | 1 | 5 | |
Разработка творческих проектов «Я пишу свою программу» | 4 | - | 4 | |
Заключительное занятие. Подведение итогов | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 | 6 | 28 |
Материально-техническое и программное обеспечения курса:
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу.
- Система программирования PascalABCNET
- Тестирующая система http://acmp.ru
Предварительный просмотр:
Приложение к образовательной программе основного общего образования, |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Начала Web-дизайна»
Срок реализации – 1 год
Возраст обучающихся 11-15 лет
г. Сланцы
2018 учебный год
Пояснительная записка
Курс «Начала Web-дизайна» предназначен для обучающихся 11-15 лет, желающих расширить свои знания по предмету информатика, и способствует более полному раскрытию творческих способностей у учащихся.
Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в информационном обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у обучающихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий образовательной компетентности ученика. Web-сайт — наиболее популярное и доступное средство представления текстовой, графической и иной информации в сети Интернет.
При создании Web-сайта учащиеся знакомятся с языком разметки гипертекста HTML. Понятие HTML включает в себя различные способы оформления гипертекстовых документов, дизайн, гипертекстовые редакторы, браузеры и многое другое. Учащиеся, изучившие этот язык, обретают возможность делать сложные вещи простыми способами и быстро.
Редактор FrontPage представляет собой полноценную среду разработки как отдельных Web-страниц, так и сайтов. Редактор FrontPage предназначен для тех кто не имеет большого опыта создания Web-страниц и не располагает глубокими знаниями языка HTML. В его состав входит множество полезных вспомогательных инструментов, упрощающих разработку сайтов.
Работа с графикой – одно из направлений использования компьютера. Часто возникает необходимость в сканировании фотографий, рисунков из книг и журналов, их дальнейшей обработке, создании фотомонтажей и коллажей. Обучающиеся познакомятся с графическим редактором GIMP. Графика используется и при создании Web-страниц.
Данный этап обучения является наиболее благоприятным для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, метапредметных образовательных результатов, способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Цель курса – приобрести первичные навыки программирования на языке HTML, познакомиться с HTML-редакторами; познакомиться с основами web-дизайна и научиться применять их при разработке web-страниц.
Основные задачи курса:
- дать понятия принципов построения и хранения изображений на компьютере;
- изучить форматы графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;
- приобрести первичные навыки программирования на языках HTML;
- познакомиться с основами веб-дизайна и научиться применять их при разработке веб-страниц;
- создать и разместить в сети Интернет собственный веб-сайт (веб-страницы) по выбранной тематике;
- заинтересовать учащихся изучением информатики, помочь реализовать их замыслы в процессе создания Web-сайта;
- сформировать целостное представление об информационной картине мира средствами «Всемирной паутины»
- сформировать и развивать навыки самостоятельной работы, самообучения и творческого подхода при выполнении задания.
Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических работ. Итоговый контроль реализуется в форме проверки собственных работ учеников учителем, ведущим занятия.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Обучающийся научится:
- формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете. проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ;
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Ученик получит возможность:
- научиться основам дизайна и web-дизайна;
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
- интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной и других видах деятельности;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- умение формулировать собственное мнение, аргументировать его при взаимодействии с партнерами в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других, эффективно разрешать конфликты;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание | Форма организации и виды деятельности учащихся |
| 2 | 3 | 4 | 5 |
Элементы теории компьютерной графики | 3 | Почему мы видим цвет? Цветовая модель RGB. Цвет в Web-дизайне. Сочетание цветов на Web-странице. Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов | Формы: лекция, беседа, практическое занятие Деятельность учащихся: Определение цвета в формате RGB, работа с цветом в простейшем графическом редакторе. Подбор дополняющего цвета, цветов разной насыщенности. Создание цветовой схемы. Анализ дизайна Web-страниц различного назначения. Сохранение файлов для размещения их в Интернете | |
Графический редактор (GIMP) | 10 | Назначение и основные возможности. Знакомство с интерфейсом. Панели инструментов. Работа со слоями. Эффекты слоя. Работа с текстом. Фильтры | Формы: лекция, беседа, практическое занятие Деятельность учащихся: Знакомство с основными элементами интерфейса графического редактора. Панели и палитры. Создание нового документа. Сохранение документа. Использование инструментов выделения (прямоугольник, овал, лассо, волшебная палочка), перемещения изображения, выбора цвета, инструментов заливки, инструментов для рисования. Выбор активного слоя, установка очерёдности следования слоёв, изменение прозрачности слоя, дублирования слоя. Знакомство с эффектами слоя: падающая тень, отбрасываемая и внутренняя тень, внешний и внутренний свет, скос и рельеф. Ввод и редактирование текста. Применение к тексту эффектов слоя. Использование фильтров при создании коллажа | |
Язык разметки гипертекста HTML | 6 | Назначение HTML. Основные понятия. Структура HTML. Форматирование текста. Управление цветом. Рисунки на Web-странице. Гиперссылки. Таблицы. Создание и форматирование таблиц. | Формы: лекция, беседа, практическое занятие Деятельность учащихся: Создание простейшей Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице по образцу. Создание нумерованных и ненумерованных списков. Оформление цветом Web-страницы. Размещение графики на Web-странице. Изменение размеров изображения на Web-странице. Создание простейшей гиперссылки, цвет гиперссылок, использование рисунка в качестве гиперссылки. Создание таблицы по образцу, форматирование, заполнение таблицы. Знакомство с различными вариантами разметки Web-страницы | |
Редактор FrontPage | 6 | Знакомство с интерфейсом. Создание Web-узла. Создание и редактирование HTML-документа. Гиперссылки. Использование графики. Таблицы. Использование шаблонов | Формы: лекция, беседа, практическое занятие Деятельность учащихся: Создание локального Web-узла с помощью редактора FrontPage. Создание HTML-документа. Ввод и форматирование текста. Редактирование HTML-документа. Связывание HTML-документов гиперссылками. Создание меню переходов. Вставка графического изображения в документ, создание гиперссылки из рисунка. Создание таблицы по образцу. Создание шаблона. Создание страницы на основе шаблона. Редактирование шаблона | |
Использование возможностей Google при разработке сайта | 4 | Знакомство с интерфейсом. Создание Web-узла. Создание и редактирование HTML-документа. Гиперссылки. Использование графики. Таблицы | Формы: лекция, беседа, практическое занятие Деятельность учащихся: Создание локального Web-узла с помощью редактора FrontPage. Создание HTML-документа. | |
Индивидуальная работа. Создание Web-сайта на заданную тему | 4 | Формы: беседа, практическое занятие Деятельность учащихся: Индивидуальная работа «Создание Web-сайта на заданную тему в редакторе | ||
Заключительное занятие. Подведение итогов | 1 | Формы: беседа Деятельность учащихся: восприятие готовой информации | ||
Итого: | 34 |
Формы и режим занятий
Форма организации образовательной деятельности обучающихся: индивидуально-групповая, индивидуальная, групповая, командная (команда – 3 человека).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, т.е. 1 час в неделю (34 в год).
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
Элементы теории компьютерной графики | 3 | 1 | 2 | |
Графический редактор Adobe Photoshop (GIMP) | 10 | 3 | 7 | |
Язык разметки гипертекста HTML | 6 | 2 | 4 | |
Редактор FrontPage | 6 | 1 | 5 | |
Использование возможностей Google при разработке сайта | 4 | - | 4 | |
Индивидуальная работа. Создание Web-сайта на заданную тему | 4 | - | 4 | |
Заключительное занятие. Подведение итогов | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 | 8 | 26 |
Материально-техническое и программное обеспечения курса
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу.
- Программное обеспечение: редактор web-сайтов; графический редактор (Paint, Gimp).
Предварительный просмотр:
Приложение к образовательной программе основного общего образования, |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«ИНФОРМАТИКА В ЗАДАЧАХ»
Срок реализации – 1 год
Возраст обучающихся 13-15 лет
г. Сланцы
2018 учебный год
Пояснительная записка
Данный курс расширяет базовый курс по информатике, является практико– и предметно-ориентированным и дает учащимся возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами информатики, проверить свои способности.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области информатики, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по информатике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Данный курс внеурочной деятельности составлен для учащихся 9 классов. Программа рассчитана на один год в объёме 34 часов (1 час в неделю).
Цель курса – развитие логического и образного мышления, позволяющего повысить эффективность обучения; получение устойчивых навыков решения различных задач, связанных с обработкой информации.
Основные задачи курса:
- приобрести навыки решения практических задач информатики;
- сформировать понимание информационного подхода к изучению окружающей действительности;
- развить понимание межпредметных связей;
- научиться формулировать задачи в зависимости от поставленных целей.
Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических работ.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Обучающийся научится:
- кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
- переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- записывать в двоичной системе целые числа;
- записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
- формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
- использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
- создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
- создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
- читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ; переходить от одного представления данных к другому;
- проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке.
Ученик получит возможность:
- осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;
- узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
- познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
- познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
- познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы);
- практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (электронные таблицы, браузеры и др.);
- познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;
- получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание | Форма организации и виды деятельности учащихся |
| 2 | 3 | 4 | 5 |
Исполнители в информатике | 7 | Знакомство со средой программирования КУМИР. Исполнители Черепашка и Чертежник. Практическая работа «Управление Чертежником». Исполнитель Робот. Движение робота в лабиринте | Формы: лекция, беседа, практическое занятие Деятельность учащихся: восприятие готовой информации, воспроизведение полученных знаний, работа над текстом программ, составление тестовых примеров к задачам, проведение вычислительного эксперимента, анализ полученных результатов | |
Информационные процессы | 4 | Дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Решение задач на кодирование текстовой информации Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи информации | Формы: лекция, беседа, практическое занятие Деятельность учащихся: восприятие готовой информации, воспроизведение полученных знаний, работа над текстом задачи, вычисления, анализ полученных результатов | |
Обработка информации | 4 | Перевод из десятичной системы счисления в 2 и обратный перевод. Решение примеров в разных системах счисления. Кодирование и декодирование информации | ||
Основы работы средств ИКТ | 4 | Основы алгебры логики. Логические операции: конъюнкция, дизъюнкция, отрицание. Составление таблиц истинности. Деревья. Решение транспортных задач. Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Файлы и файловая система | Формы: лекция, беседа, практическое занятие Деятельность учащихся: восприятие готовой информации, воспроизведение полученных знаний, работа над текстом задачи, вычисления, анализ полученных результатов | |
Математические инструменты, электронные таблицы | 5 | Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисления по ним. Представление формульной зависимости в графическом виде | Формы: лекция, беседа, практическое занятие Деятельность учащихся: восприятие готовой информации, воспроизведение полученных знаний, работа над текстом задачи, вычисления, анализ полученных результатов | |
Организация информационной среды, поиск информации | 3 | Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета). Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов | Формы: беседа, практическое занятие в режиме онлайн Деятельность учащихся: восприятие готовой информации, воспроизведение полученных знаний, работа над текстом задачи, вычисления, анализ полученных результатов | |
Алгоритмизация и программирование | 7 | Цикл с параметром for. Цикл с предусловием. Составление программ с использованием циклов. Анализ циклических алгоритмов | Формы: беседа, практическое занятие Деятельность учащихся: работа над текстом программ, составление тестовых примеров к задачам, проведение вычислительного эксперимента, анализ полученных результатов | |
Заключительное занятие. Подведение итогов | 1 | Формы: беседа Деятельность учащихся: восприятие готовой информации | ||
Итого: | 34 |
Формы и режим занятий
Форма организации образовательной деятельности обучающихся: индивидуально-групповая, индивидуальная, групповая, командная (команда – 3 человека).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, т.е. 1 час в неделю (34 в год).
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
Исполнители в информатике | 7 | 1 | 6 | |
Информационные процессы | 4 | 4 | - | |
Обработка информации | 4 | 3 | 1 | |
Основы работы средств ИКТ | 4 | 3 | 1 | |
Математические инструменты, электронные таблицы | 5 | 1 | 4 | |
Организация информационной среды, поиск информации | 3 | 2 | 1 | |
Алгоритмизация и программирование | 7 | 1 | 6 | |
Резерв | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 | 16 | 18 |
Материально-техническое и программное обеспечения курса:
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу.
- Система программирования PascalABCNET
- Тестирующая система http://acmp.ru
Предварительный просмотр:
Приложение к образовательной программе основного общего образования, |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«ИНФОРМАТИКА В ЗАДАЧАХ»
Срок реализации – 1 год
Возраст обучающихся 16-17 лет
г. Сланцы
2018 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Информатика в задачах» относится к общеинтеллектуальной направленности.
Для подготовки школьников к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).
Требования к учащимся с каждым годом все более усложняются. Возникает необходимость более быстрого усвоения и обработки информационного потока, для чего необходимо глубокое понимание и умение владения техникой получения и обработки информации с помощью компьютера и Интернета.
Можно выделить два основных направления курса.
Первое – это обучение технологии программирования с целью развития логического мышления.
Второе – обучение конкретным информационным технологиям. Такое обучение позволяет обучающимся освоить современные программные средства.
Рабочая программа состоит из двух модулей: Олимпиадное программирование и Инструментальные средства обработки информации.
Цель курса – научить учащихся обрабатывать информацию с помощью различных программных средств и программирования.
Основные задачи курса:
- развитие алгоритмического мышления, творческого воображения учащихся;
- развитие навыка использования информационных технологий;
- расширение кругозора в сфере практической работы с компьютером;
- формировать у учащихся интереса к профессиям, связанных с ИКТ.
Срок реализации и возраст детей
Программа рассчитана на 1 год для обучающихся 16-17 лет по модулям «Олимпиадное программирование» 14 часов и «Инструментальные средства обработки информации» 20 часов. Модули реализуются независимо друг от друга и в любой последовательности.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (для каждого модуля).
Модуль «Олимпиадное программирование»
Олимпиады являются одним из эффективных и проверенных на практике педагогических механизмов выявления и развития творческих способностей школьников, важной составляющей профильного обучения, обеспечивающей высокую мотивацию к образовательной и научной деятельности.
Решения олимпиадных задач базируются на вполне определенных алгоритмах, широко известных в математике и информатике. И чтобы успешно решать олимпиадные задачи, необходимо, прежде всего, освоить эти алгоритмы, увидеть их и умело применить в предлагаемых заданиях, а так же их придумать.
Достичь хороших результатов в олимпиадах можно только самостоятельно. Для этого нужно овладеть некоторым запасом знаний, научиться не думая писать базовые элементы программы и постоянно тренироваться.
Данный модуль направлен на подготовку школьников и развитие навыков к решению олимпиадных задач по программированию, что позволит им успешно участвовать в олимпиадах и даст возможность профессионального развития в этой области.
Цель курса – изучение методов олимпиадного программирования для овладения знаниями в области технологии программирования.
Основные задачи курса:
- расширить знания учащихся в области программирования;
- сформировать навык использования основных алгоритмических конструкций при решении задач по программированию;
- способствовать активизации познавательной деятельности учащихся в области программирования.
Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических работ. Итоговый контроль реализуется в форме проверки собственных программ учеников учителем, ведущим занятия и автоматической системой тестирования.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Обучающийся научится:
- использовать все наиболее важные конструкции программирования;
- разрабатывать, реализовать, тестировать программу;
- анализировать и объяснить поведение программ с использование сложных структур;
- формализовать математический модели на языке программирования Паскаль.
Ученик получит возможность:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
- интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в об- разовательной и других видах деятельности;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- умение формулировать собственное мнение, аргументировать его при взаимодействии с партнерами в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других, эффективно разрешать конфликты;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание | Форма организации и виды деятельности учащихся |
| 2 | 3 | 4 | 5 |
Файлы. Правила оформления решения олимпиадной задачи | 2 | Правила проведения школьного этапа ВсОШ. Требования к оформлению решения олимпиадной задачи. Знакомство с сайтами онлайн олимпиад в России. Решение задач в режиме реального времени | Формы: лекция, беседа, практическое занятие в режиме онлайн (сайт «Школа программирования» http://acmp.ru/ ) Деятельность учащихся: восприятие готовой информации, воспроизведение полученных знаний, работа над текстом программ, составление тестовых примеров к задачам, проведение вычислительного эксперимента, анализ полученных результатов | |
Решение олимпиадных задач | 9 | Решение вычислительных задач: арифметика, целые числа, вывод формул, геометрия. Задачи на циклы. Задачи на перебор вариантов. Задачи на массивы. Задачи на строки. Задачи на вычислительную геометрию. Многократный подход к решению задач с возможностью получения частичных решений | Формы: лекция, беседа, практическое занятие Деятельность учащихся: восприятие готовой информации, воспроизведение полученных знаний, работа над текстом программ, составление тестовых примеров к задачам, проведение вычислительного эксперимента, анализ полученных результатов | |
Разбор задач школьного и муниципального этапов олимпиады | 3 | Анализ олимпиадной работы. Разбор задач школьного и муниципального этапов олимпиады | Формы: лекция, беседа, практическое занятие Деятельность учащихся: восприятие готовой информации, воспроизведение полученных знаний, работа над текстом программ, составление тестовых примеров к задачам, проведение вычислительного эксперимента, анализ полученных результатов | |
Итого: | 14 |
Формы и режим занятий
Форма организации образовательной деятельности обучающихся: индивидуально-групповая, индивидуальная, групповая, командная (команда – 3 человека).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, т.е. 1 час в неделю (14 в год).
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
Файлы. Правила оформления решения олимпиадной задачи | 2 | 1 | 1 | |
Решение олимпиадных задач | 9 | 2 | 7 | |
Разбор задач школьного и муниципального этапов олимпиады | 9 | - | 3 | |
Итого: | 14 | 3 | 11 |
Материально-техническое и программное обеспечения курса:
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу.
- Система программирования PascalABCNET
- Тестирующая система http://acmp.ru
Модуль «Инструментальные средства обработки информации»
Информационные технологии обладают достаточным потенциалом для того, чтобы дать возможность приобрести навыки, которые будут необходимы в будущей работе, – такие, как эффективная обработка информации и управление ею, общение и совместная работа в команде (группе).
Особое значение приобретает сегодня владение информационно-коммуникационными технологиями для поиска, передачи, хранения, обработки различных видов информации (текстовой, числовой, графической, видео- и аудиоматериалов).
Одним из ключевых направлений применения компьютерной техники учащимися является грамотное оформление результатов своей деятельности в виде отчетов, сообщений, докладов, рефератов и проектов. Создание электронных документов сложно и интересно, а по их качеству судят о формировании информационной культуры пользователя.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения обучающегося и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Цель курса – овладение информационными технологиями на основе коммуникативной и исследовательской деятельности учащихся, связанной с решением различных вопросов.
Основные задачи курса:
- познакомить с основными понятиями практической информатики непосредственно в процессе создания информационного продукта;
- выработать навыки применять средства ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, при дальнейшем освоении будущей профессии;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся, познавательных интересов, развитию индивидуальности и самореализации;
- расширение технологических навыков при подготовке различных информационных материалов;
- формирование творческого подхода к поставленной задаче;
- формировать умения и навыки самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.
Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических работ. Итоговый контроль реализуется в форме проверки собственных работ учеников учителем, ведущим занятия.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Обучающийся научится:
- применять технологические приемы работы с графикой и текстом;
- самостоятельно подготовить текстовый документ и выполнить его форматирование в соответствии с современными требованиями документального дизайна;
- готовить презентационные доклады;
- обрабатывать числовые данные с помощью электронных таблиц и представлять полученную информацию в графической форме;
- правила подготовки и технологию создания информационных бюллетеней, буклетов;
- использовать компьютер для решения практических задач;
- этапы разработки и оформления тематических презентаций;
- правила подготовки и технологию создания информационных бюллетеней, буклетов;
- принципы создания публикаций в настольной издательской системе;
- этические и моральные нормы при работе в сети;
- осуществлять поиск, преобразование, хранение, использование и передачу информации, в том числе и в сети Интернет
Ученик получит возможность:
- осознанно подходить к выбору ИКТ-средств и программного обеспечения для решения задач, возникающих в ходе учебы и вне ее, для своих учебных и иных целей;
- использовать пакеты программ и сервисы обработки и представления данных, в том числе – статистической обработки.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.
Метапредметные результаты:
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
- развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание | Форма организации и виды деятельности учащихся |
| 2 | 3 | 4 | 5 |
Технология обработка текстовой информации | 10 | Установка конвертора в формате PDF для Microsoft Office. Возможности текстовых процессоров. Шаблоны. Стили. Использование систем проверки грамматики и орфографии. Тезаурусы. Перевод с использованием компьютерных словарей. Правила оформления рефератов. Создание оглавления, цитирование источников. Создание плаката в настольной издательской системе | Формы: лекция, беседа, практическое занятие Деятельность учащихся: восприятие готовой информации, воспроизведение полученных знаний, работа над текстом программ, составление тестовых примеров к задачам, проведение вычислительного эксперимента, анализ полученных результатов | |
Технология обработки числовой информации | 5 | Решение задач с использованием встроенных функций. Получение регрессивных моделей в табличном процессоре. Решение задачи оптимального планирования. Решение задач на построение диаграмм и графиков | Формы: лекция, беседа, практическое занятие Деятельность учащихся: восприятие готовой информации, воспроизведение полученных знаний, работа над текстом программ, составление тестовых примеров к задачам, проведение вычислительного эксперимента, анализ полученных результатов | |
Технология обработки графической и мультимедийной информации | 5 | Сохранение изображений в различных форматах. Создание и обработка графических объектов. Компьютерные презентации. Текст, графика. Вставка объектов: WordArt, таблиц, графиков. Настройка событий объектов. Создание заметок докладчика, выдач | Формы: лекция, беседа, практическое занятие Деятельность учащихся: восприятие готовой информации, воспроизведение полученных знаний, работа над текстом программ, составление тестовых примеров к задачам, проведение вычислительного эксперимента, анализ полученных результатов | |
Итого: | 20 |
Формы и режим занятий
Форма организации образовательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, т.е. 1 час в неделю (20 в год).
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
Технология обработка текстовой информации | 10 | 2 | 8 | |
Технология обработки числовой информации | 5 | 1 | 4 | |
Технология обработки графической и мультимедийной информации | 5 | 1 | 4 | |
Итого: | 20 | 4 | 16 |
Материально-техническое и программное обеспечения курса:
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу.