ПРОФЕССИОНАЛ-2015

Бабкина Людмила Геннадьевна

Эссе "Моя педагогическая философия"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                        В оргкомитет

                                                              муниципального конкурса

                                                         «Профессионал -  2015»

                                                                 учителя французского языка

                                                       МБОУ-гимназии № 11                    

                                                                           Бабкиной Людмилы Геннадьевны

                                                 заявление.

       Прошу  разрешить мне принять участие в муниципальном конкурсе «Профессионал-2015», в номинации «Искусство учить».

12.12.2014 г.

                                                                                                        Бабкина Л.Г.



Предварительный просмотр:

Приложение № 7 к положению

о муниципальном Конкурсе

«Профессионал -2015»

от _____________ №  ______      

Анкета участника Конкурса «Профессионал - 2015»

1.Общие сведения

Фамилия

Бабкина

Имя

Людмила

Отчество

Геннадьевна

2. Работа

Должность (по штатному расписанию)

Учитель французского языка

Место работы (название учебного заведения по уставу)

МБОУ-гимназия №11    г. Тула

Педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты)

17 лет

3. Образование

Образование (укажите название и год окончания учебного заведения,  факультет)

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Год окончания 1997 год

Факультет иностранных языков

4. Общественная деятельность

Правительственные, отраслевые, общественные и международные награды (укажите название и в скобках год получения награды)

1.   Благодарственное письмо управления образования администрации города Тулы за подготовку призёров II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году по французскому языку. Начальник управления образования администрации города Тулы. (2012 г.)

2.   Благодарность Тульской городской думы за высокий профессионализм по воспитанию и образованию детей, формированию условий интеллектуального, культурного и нравственного развития личности.  Глава муниципального образования город Тула (2013 г.)

3.   Благодарственное письмо победителю конкурса педагогов в рамках ПНП «Образование» на муниципальном уровне, за вклад в повышение качества образования, использование инновационных технологий и программ, результативную работу с учащимися. Глава муниципального образования город Тула. Глава администрации города Тулы. (2013 г.)

4.   Почетная грамота Министерства образования и культуры Тульской области за подготовку победителя регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников 2012/2013 учебного года. Министр образования и культуры Тульской области. (2013 г.)

Членство в общественных организациях (укажите название и год вступления)

1.   Член профсоюзной организации МБОУ-гимназии № 11 г. Тулы с 1997 года.

2.   Член Ассоциации преподавателей-практиков французского языка с 2003 года.

3.   Член городского клуба творчески работающих учителей «М@гистр» с 2009 года

4.   Член Педагогического клуба «Первое сентября» с 2008 года.

5.   Член Федерации спортивного ориентирования Тульской области с 2007 года

5. Контакты

Контактный телефон

+ 7 915 785 02 35

Рабочая электронная почта

lgbabkina71@gmail.com

Личная электронная почта

via2794@ mail.ru

Адрес личного сайта (блога)

http://nsportal.ru/babkina-lyudmila-gennadevna

Адрес школьного сайта

www.gym11-tula.ru



Предварительный просмотр:

Эссе на тему « Моя педагогическая философия».

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!»

Жемчужины опыта.

     Меня зовут БАБКИНА Людмила. Я работаю учителем французского языка в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении – гимназия №11 г. Тула вот уже 17 лет. В чём же заключается моя «педагогическая философия»? Тема серьёзна и ответственна, но переносит она меня в далёкий и счастливый край под названием «Детство»,  край полный открытий. Очень нелегко доверить самые сокровенные мысли людям, которых не знаешь, которых не видишь, однако, создавая эти строки, я испытываю некоторое облегчение души, как если бы я говорила с моими самыми близкими друзьями.

     Вот моя история. Погружаюсь в глубины моего подсознания…  Вижу девочку 10 лет. Это её первый урок французского языка. Эта девочка очень  прилежна, усердна, спокойна, но сейчас, на уроке она не понимает, что с ней происходит. До этого дня всё казалось было решено: в будущем она будет несомненно учителем. Решила это для себя ещё в        1 классе: ей всегда нравилось что-то объяснять друзьям, помогать, учительница доверяла ей даже проверять чтение у ребят и приклеивала на тетрадь звёздочки за хорошо сделанную работу. Русский язык и литература - вот её призвание, думала 10-летняя ученица. Но вдруг она слышит волшебные звуки – это её учительница  обращается к ней по-французски: «Здравствуй, как тебя зовут?» И эта маленькая Людочка произносит, стараясь изо всех сил: «Меня зовут Людмила Никитская». «Здорово!» - слышит она голос учительницы, и это чудесное открытие французского языка изменит её жизнь навсегда.     Моя первая учительница французского: она меня очаровала и дала веру в себя. Я её благодарю. Я также благодарю моего папу. Он ничего не понимал во французском языке, но каждый вечер, прежде чем заснуть, он просил меня почитать ему по-французски. Тогда, я брала свой учебник французского языка и читала, читала. Это было его открытие. И моё. Так у меня появилась привычка читать вслух по-французски, я видела, что меня слушали и это мне очень нравилось. Папы нет уже более 20 лет, а я до сих пор помню его слова, сказанные им в 1992 году после моего зачисления в Тульский государственный педагогический институт им. Л.Н. Толстого на факультет иностранных языков: «Я очень рад, горжусь тобой».  И это было как благословение для меня. Для меня открылась дверь в профессию.

     И вот с осени 1985 года до сегодняшнего дня я увлечена этим певучим, мелодичным, гармоничным языком любви.

     Проработав 17 лет в школе, я спрашиваю себя: «Что же за  профессия такая -  учитель? Ремесло, призвание, образ жизни или сама жизнь?»                                                                      

     Окончив педагогический университет, я, как и большинство моих коллег, получили большой запас теоретических знаний и диплом преподавателя. Но теория – это ещё далеко не всё. Иными  словами нужно иметь опыт. Теперь я сравниваю опыт преподавания, открытие себя как учителя с рождением жемчужины. Представим себе ракушку-жемчужницу в глубинах океана. Живёт она себе преспокойно, но вот песчинка, принесённая водами моря, проникает внутрь ракушки и конец спокойной жизни! Ракушка не может избавиться от песчинки, а затем – о чудо! Она принимает мудрое решение – начинает созидать, творить. И вот результат: чем больше ракушка трудится, обволакивая песчинку своими эманациями,  тем меньше песчинка её колет. И за 10 лет песчинка превращается в прекрасную жемчужину. Вот и вывод: закончить блестяще университет – это ещё не всё, необходимо, чтобы песчинка знаний стала однажды жемчужиной опыта.

     Мои жемчужины  – это мои ученики,  их сияющие лица, когда они приветствуют меня, их горящие глаза, которые не лгут, наше совместное  участие в конкурсах, олимпиадах, подготовка и сдача международных экзаменов, наш совместный международный проект FORTTICE со студентами университета Grenoble 3 (Франция),  наши путешествия по России и Франции, в комфортных условиях и в палатках.  Творить характер, быть другом, быть учителем, открывать мир вместе – это так естественно, как дышать свежим воздухом.

     Мои драгоценные жемчужины – это мои сыновья. Учительские дети – какое ёмкое понятие! Как много стоит за этими словами, какой груз ответственности!                             Я не была сама учительским ребёнком, зато дала сполна ощутить это моим мальчикам. Старшему Илье 19 лет. Когда я пришла в школу и взяла классное руководство,  он был совсем малыш, настоящий «сын полка», он знал всех ребят из класса, был непременным участником всех праздников и экскурсий. А встречаясь с моим первым выпуском на вечере встречи выпускников, все удивляются,  как быстро пролетело время!                   Моему младшему сыну  11 лет, он учится в школе, где я работаю, и веду я у него мой предмет. Никогда не забуду первый урок французского языка в их группе 3 года назад.          Я очень волновалась, после урока он взял меня за руку и прошептал: «Всё хорошо, мама, интересно!» Я благодарю тебя, мой малыш, это было твоё открытие французского языка, и ты дал мне веру в себя.

     Учительство – это большая духовная работа, но она может дать результаты, только если ею заниматься с терпением и упорством, и обязательно верить. Духовная работа учителя более чем любая другая, требует постоянства. Если приложить ещё и усилие,              то можно почувствовать, как понемногу перед вами открывается путь, ведущий к чудесным открытиям.

        Сейчас повсюду видишь людей, желающих воспитывать других, чтобы, как им кажется, наставить на правильный путь. На самом деле разговоры, объяснения, требования не служат ничему. Тогда резонно звучит вопрос: «Что же делает настоящий Учитель?» А он не пытается  изменить людей, так как уважительно относится к тому, что им предназначено, но своим знанием, поведением он даёт жизнь тем добрым семенам, которые заложены в каждом ребёнке. Только особым учителям, которые уже проделали огромную работу над собой, удаётся пробуждать в учениках лучшее, заложенное в них изначально. И это понимание тоже драгоценно.

          «Оставаться молодым» стало в наше время идеалом, а между тем вся современная культура учит людей как можно быстрее стареть. Не физически, конечно: каждый день изобретаются средства и методы, как сохранить физическую форму, избавиться от морщин. Но внутренне, психически люди стареют всё раньше и раньше, потому что всё раньше и раньше теряют своё простодушие, непосредственность, доверчивость, чтобы показать себя подозрительными, искушёнными, опытными.

           Вы хотите оставаться молодыми? Есть только один метод: сохраняйте своё детское сердце всегда живым, любящим, интересующимся всем, быстро прощающим, быстро забывающим обиды, печали и падения, сердце, всегда расположенное любить, открывать новое, сердце, которое не сморщивается и не охладевает.

            Пока вы сохраняете теплоту сердца, вы не можете стареть. Во французском языке есть глагол «rajeunir», что значит «молодеть». На празднике «Последнего звонка» в университете наш преподаватель, провожая нас в большую жизнь, сказал: «Travaillant à l’école avec les enfants vous avez de la chance de vous rajeunir». ( «Работая в школе с детьми, вы имеете шанс всегда оставаться молодым»). Конечно, добавляю я теперь, если вы сохраняете теплоту сердца и любите то, что делаете.

            Я благодарю свою судьбу за своё любимое дело, за радость, за ясность жизненного пути, за бесценные жемчужины опыта, за те открытия, которые уже были сделаны мной и, которые мне ещё предстоит сделать вместе с моими учениками.



Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ   СИСТЕМЫ   РАБОТЫ  

УЧИТЕЛЯ   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА  

 МБОУ-ГИМНАЗИИ  № 11     Г. ТУЛЫ

БАБКИНОЙ ЛЮДМИЛЫ ГЕННАДЬЕВНЫ

                   Наш век накладывает особые требования к учителю. Новое время, новые условия профессиональной деятельности требуют нового взгляда  на конкретные методы и приемы обучения.  Инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, уметь выбирать профессиональный путь, быть готовым постоянно обучаться, но не заблудиться в бескрайнем потоке информации – вот далеко неполный перечень качеств, которыми должен обладать современный учитель. Образованный, эрудированный, целеустремленный, культурный  ученик  - это залог успешного будущего России.  И  значительную роль  играет учитель. Ребёнок – это  Разум и Сердце. Но сам  по себе он  не может реализоваться. Серьёзная задача педагога состоит в том, чтобы развить, сотрудничая, осмотрительно выстраивая систему работы, адекватно выбирая новые педагогические технологии. Современная система образования развивается вместе с современным обществом, поэтому и много новаторских процессов. Лишь увлеченный человек может увлечь других. Наше отношение к делу передается детям. Я стремлюсь овладевать новыми педагогическими технологиями: внимательно слежу за новинками педагогической литературы, использую разработки совместного международного проекта FORTTICE (о котором расскажу ниже),  разработки  сетевого объединения методистов в России и во Франции, зарубежные учебные пособия, общаюсь с коллегами в районе и в городе, предлагаю коллегам свои разработки.  Для себя я решила: если я остановлюсь в своем развитии сегодня, то уже завтра я отстану от своих учеников.

                 Основной задачей учителя иностранного языка считаю: воспитание активности мысли, желания и умения говорить на иностранном языке, научить ученика учиться, наблюдать, воспитать любовь к родной стране,  сопоставляя родной и иностранный языки,  изучая другую национальную культуру. Сегодня дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, где они учатся изобретать, понимать, выражать собственное мнение, уметь слышать и слушать. Учитель должен быть внимателен, так как  от правильности выбранных методов и приёмов работы, принятия тех или иных решений, от сказанных так или иначе слов, зависит то, как раскроется душа ребёнка.

                Одной  из главных составляющих  успешной профессиональной деятельности   педагога, несомненно,  является  создание системы работы по предмету. Чётко выстроенная система позволяет учителю добиться от своих учащихся более качественных и высоких результатов. Последовательно идя к поставленной цели, ученик становится всё более самостоятельным и организованным в учёбе, формируется его готовность к саморазвитию и образованию, его активная учебно-познавательная деятельность.

                Каждый учитель сам  выбирает  педагогические технологии. Будучи учителем французского языка, я отдаю себе отчёт в том, что необходимо развивать и воспитывать у школьников понимание важности иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения.

         В своей работе использую разные технологии. Использование тех или иных технологий зависит от возраста учеников (я преподаю французский язык со 2 по 11 класс), от  языкового  и общекультурного уровня группы.  Универсальными, на мой взгляд, являются личностно-ориентированные технологии.  Мне нравится  то, что в центре внимания личностно-ориентированных технологий  –  уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта. Основные принципы, на которые опираются личностно-ориентированные технологии, перекликаются с личностными результатами освоения школьной программы  по Федеральному Государственному Образовательному стандарту (ФГОС).

               Если говорить о методологических основах организации личностно-ориентированного урока, стоит отметить, что он в отличие от традиционного, в первую очередь, изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько на процесс деятельности ученика.  Нужно найти в ребёнке то, за что можно похвалить, а не то, за что поругать.  Изменяются и  позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений.  Так основными видами деятельности  учителя на уроке  с личностно-ориентированной направленностью можно назвать:

  1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
  2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
  3. Использование проблемных творческих заданий.
  4. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
  5. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал.
  6. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
  7. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
  8. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

            К наиболее предпочтительным формам учебной работы  для формирования положительной мотивации  на своих занятиях я бы отнесла близкие мне по духу формы. Многообразие видов нестандартных уроков позволяет мне, как учителю, добиваться желаемых результатов.

1. Уроки – игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся.             Это отличное подспорье для формирования лексических и грамматических навыков, так как своей ненавязчивостью, дарят ученику чувство успеха.

2.  Уроки – викторины  проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме.  

 3. Уроки с использованием  ИКТ, без которых сложно представить современный урок.   На них можно решать целый ряд дидактических задач. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из  страны изучаемого языка, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.

4. Песня на уроке французского языка. Использование песенного материала стимулирует мотивацию, улучшает эмоциональный фон урока,  действие механизмов непроизвольного запоминания позволяет  увеличить объем и прочность запоминаемого материала.

5. Учебное кино на уроках французского  языка. Развивает навыки и умения восприятия и понимания иноязычной речи на слух.  Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Непроизвольное внимание переходит в произвольное во время просмотра, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

6. Урок – экскурсия в наше время становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры.  Принцип диалога культур предполагает использование социокультурного  материала о родной стране, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

               С 2008 года применяю я в своей практике информационно-коммуникационные технологии, без которых невозможно представить в наше время учебный процесс,  а так как работаю  на всех ступенях обучения, имею возможность внедрять новейшие технологии, начиная с самого раннего этапа обучения. Это и цифровые образовательные ресурсы, электронные тренажеры, презентации, аудио, видеозадания, цифровые учебники. Проверяю  знания с использованием информационно-коммуникационных технологий с помощью набора тестовых программ в виде презентаций в  Power Point и системы MOODLE. Но я всегда хотела найти способ самореализации и  применения знаний моих учеников на практике. С 2009 года считаю  самым главным  профессиональным успехом в использовании информационно-коммуникационных технологий международный проект FORTTICE, координатором которого в нашей гимназии я являюсь. Проект существует с 2007 года по инициативе Тьери Субрие (Thierry Soubrié), профессора университета Stendhal-Grenoble 3 (г. Гренобль Франция), занимающегося исследовательской деятельностью в области методики преподавания французского языка как иностранного. Этот проект даёт возможность моим ученикам применить знания иностранного языка,  пользоваться французским языком как средством общения, познания, самореализации. Каждый год проект охватывает приблизительно 50 студентов и 12-13 преподавателей из разных стран мира, где изучают французский язык как иностранный. Россия представлена МБОУ – гимназией № 11 г. Тулы. На протяжении 5 лет ученики 8-10 классов гимназии  применяют аутентичные педагогические технологии в изучении французского языка.

                За годы сотрудничества мы с учениками научились составлять комментированный фоторассказ   с помощью программы «Photorécit»,  позволяющей делать изображения движущимися, накладывать музыку, эффекты, звук, комментарии,  использовать программу «Audacity» для  записи репортажа, а также, чтобы наложить звуковую дорожку на видеосюжет, создавать свой блог и размещать там информацию по традиционным русским видам спорта (видеофрагменты с озвучиванием учащимися), общаться в программе «Skype» с французскими студентами,  приняли участие в международном дистантном конкурсе видеорекламы «Génération Pub»  (Канада) с темой «Свобода самовыражения»  http://klub-magistr.blogspot.ru/2013_03_01_archive.html,  научились готовить традиционные русские блюда, подробно объясняя процесс приготовления по-французски перед видеокамерой и выкладывать видеоролики на французский кулинарный сайт "750 Grammes", создавать звуковые открытки по достопримечательностям родного города с последующим размещением на межкультурном туристическом сайте «Mixavenue» http://www.mixavenue.com/fr/audio-633-iasnaia-poliana.html?#. Подробный отчёт со всеми ссылками можно найти на моём мини-сайте в социальной сети работников образования «Наша сеть» ns.portal в разделе «Мои публикации» http://nsportal.ru/babkina-lyudmila-gennadevna. Работа над проектом продолжается где-то 4 месяца. Нужно быть готовым к тому, чтобы регулярно общаться со студентами, разрабатывающими сценарий, посредством педагогической платформы на форуме (минимум 3 раза в неделю); тестировать в классе  сценарий; выполняя задания, делиться с разработчиками всеми успехами и трудностями. Это может быть реализовано в письменной форме на форуме, либо в устной форме через онлайн-общение посредством программы «Skype». В гимназии  использовались и те, и другие методы. Выполнение сценария способствует развитию четырех языковых компетенций:

- понимание письменного текста (на основе статей, взятых из Интернета);

- понимание устного текста (на основе видеофрагментов, взятых из Интернета);

- письменное воспроизведение (написание комментария);

- устное воспроизведение  (дискуссии и озвучивание).

 И в результате большой совместной исследовательской работы создаётся такой необходимый  учителям  банк педагогических ресурсов.

Метод проектов я считаю непростым, энергозатратным (как правило, это внеурочная деятельность), но очень интересным и эффективным этапом  формирования мышления обучающихся. Проект отличается от иных проблемных методов тем, что в результате определенной поисковой, исследовательской, творческой деятельности учащиеся не только приходят к решению поставленной проблемы, но и создают конкретный реальный продукт, показывающий умение применить на практике полученные знания французского языка. Работа в проекте предполагает взаимодействие с людьми, умение аргументировать свою точку зрения, поддерживать дискуссию, приходить к компромиссу. Все эти умения отражают специфику коммуникативной компетентности. Если к этому добавить знание речевого этикета носителей языка, социокультурный аспект обсуждаемой проблемы, становится очевидным продуктивный характер данного метода. Очевиден и тот факт, что вовлечение детей во внеурочную деятельность дополнительно стимулирует их желание к изучению языка. Кроме того, занятия вне школьной программы способствуют сближению учителя и ученика на эмоциональном уровне. 

              Мои ученики  постоянно принимают участие и добиваются высоких результатов  во всевозможных олимпиадах: Всероссийской олимпиаде школьников от 1 (школьного этапа) до заключительного, участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников «Покори Воробьёвы горы», «Ломоносов», участвуют в Консульских диктантах, организованных Посольством Франции в России, конкурсах сочинений, во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество», лингвострановедческих олимпиадах, в конкурсах творческих работ на французском  языке, сдают международные квалификационные экзамены DELF Scolaire et Junior (уровни А1.1 – В2). Достижения моих учеников можно увидеть на моем мини-сайте, в разделе «Мои альбомы». Вовлекая ребят в различные конкурсы, мероприятия, олимпиады, я всегда говорю им, что не стоит стоять на месте, нужно постоянно совершенствоваться, и не бояться ошибаться и терпеть неудачи. Кроме курсов повышения квалификации, я всегда стараюсь принимать участие в  семинарах, конференциях, стажировках, конкурсах, проектах. Я думаю, что учителю просто необходимо время от времени выбираться из рутинного учебного процесса. Только работа над собой позволит расти в профессиональном плане.

Таким образом,  можно  утверждать, что система работы  с использованием личностно-ориентированных технологий и применением нестандартных форм  урока, а также современных информационно – коммуникационных технологий, проектных методов  дает хорошие результаты успеваемости, повышает качество знаний, позволяет успешно участвовать в предметных олимпиадах и конкурсах  и  активизирует познавательную деятельность, учит применять знания, полученные на уроках, в нестандартных ситуациях, формирует творческое мышление.