педагогические разработки

Филатова Мария Алексеевна

презентация "Педагогические технологии в ДОУ и их классификация"

презентация "Стили и типы семейного воспитания"

дошашняя контрольная работа "Развитие речи у детей раннего  возраста"

домашняяя контрольная работа "Предметно - игровая среда в ДОУ"

дидактическая игра для детей подготовительной группы "Больше, меньше или равно"

дидактическая игра для детей подготовительной группы "Свойства предметов"

музыкальная дидактическая игра для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.87 МБ
Файл prezentatsiya.pptx2.24 МБ
Файл razvitie_rechi_detey_rannego_vozrasta.docx37.52 КБ
Файл pedagogika.docx33.14 КБ
Файл bolshe_menshe_ravno.docx447.76 КБ
Файл svoystva_predmetov.docx500.28 КБ
Файл muzykalnaya_igra.docx759.13 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогические технологии в ДОУ и их классификация. Выполнила Студентка группы ЗД – 62в Филатова Мария Алексеевна Городской округ Выкса, 2015 г.

Слайд 2

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Слайд 3

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств ; она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев). Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько). Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков). Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов). Педагогическая технология - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин). Педагогическая технология - содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений всех предыдущих авторов (Г. К. Селевко ).

Слайд 4

В ДОУ применяются следующие педагогические технологии : развивающая обучающая воспитательная Личностно - ориентированные Технологии сотрудничества Технологии свободного воспитания Организационно-педагогические технологии Психолого-педагогические Учебно-воспитательные игровые

Слайд 5

Существует несколько подходов к классификации технологий: технологии воспитания и обучения системно - деятельностный подход. Наиболее полная классификация принадлежит Г . К . Селевко . Она объединяет технологии по сущностным и инструментально значимым свойствам. Педагогические технологии можно использовать как в работе с детьми, так и в работе с педагогическим коллективом и родителями воспитанников. Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость . Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей ! В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Слайд 6

Технологии, используемые в работе с детьми: Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать , поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Технология развивающего обучения ( образовательная программа ДОУ). Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действия, на познание, на новое.

Слайд 7

Технология проблемного обучения в детском саду. Существуют четыре уровня проблемности в обучении: 1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми. 2 . Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). 3 . Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему. 4 . Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод) В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ . Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Слайд 8

ТРИЗ в ДОУ ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества , как умение радоваться успехам других , желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения . Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Слайд 9

Технология разноуровневого обучения это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. То есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Основу технологии разноуровневого обучения составляют: * психолого-педагогическая диагностика воспитанника; * сетевое планирование; * разноуровневый дидактический материал .

Слайд 10

Технология коллективного способа обучения(КСО) Коллективной формой организации процесса обучения является только работа учащихся в парах сменного состава (общение либо с каждым отдельно, либо по очереди). КСО идеально подходит для работы в разноуровневой группе, классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ребёнка. Развитие интереса и познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой подачи материала. Соответствие объема и темпа подачи материала индивидуальным особенностям учеников создает чувство успешной деятельности у каждого ребенка Игровая технология. Это технология имитационного моделирования. Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

Слайд 11

Педагогическая технология организации режиссёрских игр детей: Для развития игровых умений создаётся полифункциональный игровой материал, целесообразно использовать сказочные сюжеты , длительность организации игры может длиться 2-3 месяца. Этапы пед . технологии: 1 этап: обогащение игрового опыта содержанием на основе организации художественного восприятия сказки. 2 этап: развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального игрового материала по сюжетам новой или знакомых сказок. Полифункциональный материал представляет собой « смысловое поле» на котором разворачиваются игровые события. 3 этап: развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывания новых приключений героев сказки. Педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости к музыке в процессе её слушания.

Слайд 12

Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр : Тематика сюжетно-ролевых игр связана с социальной действительностью . Этапы технологии: 1 этап: Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отражать в игре (наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях). Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями.2 этап: Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре »). Определение ситуации взаимодействия людей, придумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры; Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей , сотворчества с воспитателями, детского коллекционирования, совместная игровая деятельность воспитателя с детьми; 3 этап: Самостоятельная игровая деятельность детей; организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает . Технологии проектной деятельности Цель : Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Педагоги , активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Слайд 13

Технология интегрированного занятия Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов. Интегрирование соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия. Наиболее эффективные методы и приём ы на интегрированном занятии: - сравнительный анализ, сопоставление, поиск , эвристическая деятельность; - проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа « докажи», «Объясни».

Слайд 14

Интерактивная технология в ДОУ, технология ИКТ. Использование ИАТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному , при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление , память; речь, а также мелкая моторика . У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным , когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью , яркостью , вызывает у ребенка положительные эмоции.

Слайд 15

Технологии, используемые в работе с педагогическим коллективом.

Слайд 16

Технология формирования индивидуального стиля управленческой деятельности заведующего(старшего воспитателя). Руководитель ДОУ воздействует на мотивационную сферу, используя поощрения и наказания, моральные и материальные стимулы, создаёт психологический климат, вызывает стремление работать лучше, подбирает задания с учётом интересов и способностей работников. Главным слагаемым является умение поддержать доброе имя педагога в глазах коллектива путём доброжелательной оценки его работы, опираться на коллектив при стимулировании активности личности. Развитию индивидуального стиля управленческой деятельности способствуют технологии: - деловой игры, - психолого-педагогические аутотренинги с сотрудниками, - семинары- практикумы, семинары- брифинги, мозговые штурмы, - устные журналы, - интеллектуальное казино, - тестовое задание, - тренинги.

Слайд 17

Технология самовоспитания и самообразования педагога в системе дошкольного воспитания. Самовоспитание и саморазвитие - высшие формы саморазвития – сознательная работа по совершенствованию своей личности как профессионала . Технология самовоспитания :- самодиагностика ; - самоанализ деятельности воспитателя ; - анализ состояния по проблеме ; - осознание необходимости самовоспитания ; - определение целей и задач ; - определение основных направлений ; - изучение литературы по проблеме ; - создание программы по самовоспитанию ; - разработка критериев качественных изменений; - выбор форм и методов самосовершенствования ; - стимулирование; - деятельность воспитателя по выполнению воспитательно -образовательных программ ; - подведение итогов самовоспитания и самосовершенствования. Технология самообразования педагогов : - самодиагностика педагога; - анализ деятельности по проблеме ; - разработка программ самообразования ; - корректировка плана ; - итоговая диагностика; - закрепление достигнутых результатов ; - определение более сложных задач на будущее.

Слайд 18

Педагогический совет -постоянно действующий орган коллегиального рассмотрения деятельности ДОУ, трибуна передового педагогического опыта. Алгоритм подготовки и проведения педагогических советов: - работа творческой группы педагогов по подготовке к педсовету; - анализ и самоанализ деятельности педагогического коллектива; - анкетирование детей и родителей по теме педсовета; - подготовка технологической карты проведения педсовета; - демонстрация детских видов деятельности, мероприятий по теме педсовета; - работа совместных творческих групп и родителей воспитанников для решения поставленных задач.

Слайд 19

Дискуссия . - это обсуждение какого-либо спорного вопроса, характеризующееся различием позиции в объединении с попыткой поиска позиции, которую могли бы принять все участники. Стадия ориентации - ведущий оглашает цель дискуссии, объясняет актуальность дискуссионной проблемы и что дать обсуждение. Стадия оценки – на данной стадии происходит сопоставление, конфронтация, конфликт мнений, идей, информации. Стадия консолидации - выработка общих мнений, позиций. Педагогическая студия. Педагогическая студия – рассматривается как адекватная для обучения профессиональному ремеслу форма. Технология : Этюд , экспликация, коррекция. Пролог . Рефлексия .

Слайд 20

Мозговой штурм. Метод обучения, основанный на групповом формировании проблемно-познавательной ситуации, представляющей собой единство двух элементов – выдвижения идей и их развития. Подготовительный этап- формирование проблемы . Проблема должна иметь теоретическую и практическую актуальность и вызывать активный интерес участников мозгового штурма. Отбор у частников -7-12 чел, дилетанты и специалисты. Формулирование правил ведения мозгового штурма (запрет критики, шутливые идеи, каждый участник высказывает своё мнение). Этап генерирования идей - ставится проблема, выдвигаются идеи(20мин) Этап анализа и оценки идей – обсуждение, отбор и оценка лучших идей. Ведущий подводит итоги, называется общее число идей, даётся общая оценка работе.

Слайд 21

Проектная деятельность педагога. Проектирование - это создание, конструирование замысла и предварительная разработка основных деталей деятельности в конкретных условиях. Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогов и детей. Деятельность проектирования всегда имеет цель создание нового объекта или процесса. Это продуктивная деятельность, её продуктом выступает проект. Педагогический проект- это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения определённых целей, которые в свою очередь зависят от приоритетных педагогических ценностей. Необходимость проектов возникает: - в проблемных ситуациях, когда перед людьми стоит значимая проблема; - при изменении масштаба при осуществлении текущей деятельности; -когда сложно оценить все последствия от внедрения новшеств.

Слайд 22

Анализ конкретных ситуаций. Ситуация- это сочетание условий и обязательств, создающих определённую обстановку, положение. Под конкретной ситуацией понимается реальное событие, происшедшее под влиянием некоторых факторов. Технология анализа: 1 этап: первоначальное знакомство с материалом. Каждый педагог или группа получает описание ситуации и самостоятельно изучает материал 2 этап: предварительное обсуждение ситуации в аудитории. Ведущий отвечает на вопросы, возникающие у участников проблемы. 3 этап: анализ практической ситуации в подгруппе. Необходимо подготовиться к формулировке своих выводов и заключений пред межгрупповым обсуждением. 4 этап: Межгрупповая дискуссия. Представитель от группы высказывает мнение. 5этап : подведение итогов. Ведущий даёт оценку.

Слайд 23

Портфолио. В основе используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности. Этапы : 1 . Мотивация и целеполагание по созданию портфолио. 2 . разработка структуры материалов портфолио. 3 . Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации. Выработка критериев оценивания материалов к портфолио . 4 . Сбор и оформление материалов Рефлексия деятельности на этапе. 5 . Пробы в презентации портфолио. 6 . Презентация в рамках цели создания и использования 7.Оценка результатов деятельности. Итоговая рефлексия. Как только заканчивается процедура аттестации, сразу же начинается подготовка к следующей, и цикличность повторяется. Портфолио - это отчёт по процессу деятельности, основанный на принципе «добровольности»

Слайд 24

Мастер-класс. Мастер-класс - ярко выраженная форма ученичества именно у мастера, т.е. передача мастером ученикам опыта. Это средство передачи педагогом - мастером концептуальной и практической сторон только своей педагогической системы. Технология подготовки и проведения: 1 . цель - создать условия для профессионального самосовершенствования участников - мастер-класса. 1 этап: презентация педагогического опыта мастера. 2 . представление системы п едагогической деятельности 3 . Имитационная игра. 4 . моделирование 5 . рефлексия.

Слайд 25

Деловая игра. Деловая игра - это имитация жизненной ситуации, процессов производств и профессиональной деятельности, занятой в ней людей. Технология деловой игры: 1 . Определение назначения игры. Для кого игра, сколько человек примет участие в игре. 2 . Определение цели игры. Существуют педагогические и игровые цели. 3 . определение содержания игры. 4 . определение комплекса ролей и инструкции по их выполнению 5 . определение правил игры 6 . Выбор системы оценивания 7 . Составление комплекта игровой документации 8 . Текстовое и графическое оформление деловой игры.

Слайд 26

Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии .

Слайд 27

Творческих вам успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стили и типы семейного воспитания!

Слайд 2

Воспитание - это целеустремлённое, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных качеств в соответствии с потребностями общества (Н.Е. Ковалёва).

Слайд 3

Семейное воспитание - воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими, - родственниками, опекунами; общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Слайд 4

Методы семейного воспитания: убеждение – формирование у ребенка позиции согласия с предъявляемыми ему требованиями с помощью советов, внушения и объяснения; поощрение – использование похвалы или подарков с целью пробуждения у ребенка желания формировать в себе определенные качества и свойства; принуждение (наказание) – применение средств, не унижающих достоинства ребенка с целью формирования у него отказа от нежелательных Роль отца в семейном воспитании поступков и действий; совместная деятельность – участие обоих родителей в различных воспитательных мероприятиях. Например, совместные походы в зоопарк, музей или совместные выезды на природу.

Слайд 5

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Отношения родителей и детей принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка. В педагогике принято выделять четыре стиля воспитания детей: диктат, гиперопека , невмешательство и сотрудничество. Каждый из них имеет свои результаты, и свои последствия, когда речь идет о формировании личности ребенка. Стили семейного воспитания

Слайд 6

Демократический стиль – «я слушаю тебя… я забочусь о тебе… я хочу тебя понять…» Демократический стиль — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Сотрудничество - это способ построения отношений в семье, основным принципом которого становится объединение общими целями и задачами, совместной деятельностью, взаимной поддержкой во всех сферах, в том числе и в эмоциональной. Отправная точка воспитания в данном случае слово "мы". Ребенок имеет достаточно самостоятельности, но рядом всегда находится взрослый, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, растолковать, успокоить. Членов таких семей объединяют общие ценности, семейные традиции, спонтанные праздники, эмоциональная потребность друг в друге, совместная деятельность.

Слайд 7

Авторитарный стиль – «делай, как я хочу!» Авторитарный стиль — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным.

Слайд 8

Попустительский – «делай, как хочешь!» С традавшие от авторитарного стиля воспитания, чаще всего решают, что своих-то отпрысков они будут воспитывать совсем по-другому. Отчасти это правильно, но в таком случае можно впасть в другую крайность: противоположный тип отношений – вседозволенность. «Меня родители не любят, - можно услышать от ребенка, растущего в подобной семье, - потому что все разрешают». Такие родители забывают о себе - своих нуждах, интересах. А любое желание «маленького императора» выполняется беспрекословно. Очень быстро ребенок учится манипулировать взрослыми, заставляя их выполнять любое желание. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Слайд 9

Индифферентный (равнодушие, безучастие, безразличие) Невмешательство - это система взаимоотношений в семье, строящаяся на признании целесообразности независимого существования взрослых и детей. Ребенок предоставлен сам себе. Родители, опирающиеся на этот стиль воспитания, полагают, что он способствует развитию самостоятельности, ответственности, накоплению опыта. Совершая ошибки, ребенок вынужден сам их анализировать и исправлять. Но этот метод грешит вероятностью развития в ребёнке эмоциональной отчужденности, в том числе и от родителей. Не доласканный в детстве, не получивший нужной доли родительской заботы, такой ребенок чувствует себя слишком одиноким, недоверчивым, зачастую излишне подозрительным. Ему трудно доверить какое-то дело другим людям. Он все старается сделать сам.

Слайд 10

"Сотрудничество" признается наиболее эффективным типом воспитания все большим количеством психологов и педагогов. Но на практике, в семьях, как правило, сталкиваются разные стили воспитания, создавая напряженность и неблагоприятно влияя на развитие ребенка. Правильное воспитание детей — это целая наука, от знания которой во многом зависит будущее наших детей. Поэтому если вы хотите воспитать счастливого, самостоятельного и уверенного в себе ребенка, не злоупотребляйте своими родительскими правами, но и не игнорируйте своих обязанностей. Не разделяйте свою семью на два отдельных государства, враждующие между собой.

Слайд 11

Типы семейного воспитания – обобщенная характеристика сложных отношений внутри отдельно взятой семьи. Они полностью зависят от родительской позиции в целом и определяются тремя основными факторами: адекватностью – уместностью применения тех или иных принципов воспитания к конкретному ребенку с его особенностями; динамичность – способность родительской позиции двигаться, меняться, переориентироваться, когда того требуют обстоятельства; прогностичность – примерное представление результата использования тех или иных стилей и типов семейного воспитания.

Слайд 12

8 основных типов семейного воспитания

Слайд 13

Эмоциональное отвержение – родители скудны в проявлениях эмоций к ребенку и очень скоро он также отучается проявлять эмоции по отношению к ним. Такие дети вырастают замкнутыми, у них чрезвычайно бедная эмоциональная сфера и низкая самооценка. Жестокое отношение – часто сопровождается эмоциональным неприятием. Жесткость может проявляться как в физическом, так и в психологическом насилии над ребенком. Дети, воспитываемые таким образом, часто демонстрируют нарушения личности и высокий уровень агрессии. Повышенная моральная ответственность – возложение на ребенка несбывшихся чаяний и надежд, формальный подход к нему. Эмоциональная сфера таких детей также бедна, они теряются в интенсивно эмоционально окрашенных ситуациях.

Слайд 14

Противоречивое воспитание – возникает в случае конфронтации по поводу стилей воспитания внутри семьи. Такие дети вырастают тревожными, мнительными, лицемерными. Гипопротекция – недостаток реального интереса к жизни ребенка, отсутствие контроля. «Безнадзорные» дети рискуют попасть под чужое негативное влияние.

Слайд 15

Гиперпротекия – гиперопека , стремление полностью контролировать ребенка типы неправильного семейного воспитания и оградить его от внешнего мира. Часто является следствием нереализованной потребности родителей в любви. Чрезмерно опекаемые дети вырастают эгоистичными, не способными нормально влиться в коллектив. Ипохондричность – развивается в тех семьях, где ребенок долго болел тяжелым заболеванием. Вся жизнь семьи завязана на его самочувствии, все преломляется сквозь призму болезни. Такие дети эгоцентричны, давят на жалость. Любовь – идеальный тип семейного воспитания, когда родители безоговорочно принимают ребенка, учитывают его интересы, поощряют инициативу.

Слайд 16

Цель семейного воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Главное и основное правило, которое нужно учитывать при воспитании ребенка-это последовательность в разностороннем развитии личности ребенка и демократичность в отношениях с ним.



Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации Владимирской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования  Владимирской области

« Муромский педагогический колледж»

Домашняя контрольная работа

По дисциплине  МДК. 03.02. Теория и методика развития речи у детей

Тема: Развитие речи детей раннего возраста

                                               Выполнила :

                                                                        Филатова Мария Алексеевна

                                                                     Студентка группы ЗД- 62в

2015 – 2016 г

План

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Общая характеристика развития речи у детей раннего возраста…………...4
  2. Методы и приемы развития речи детей раннего возраста…………………..6
  3. Общение, как  важнейшее условие  развития речи детей, на ранних этапах  детства…………………………………………………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………………12

Введение

Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности.  Малыш, приходя в этот мир, с самого рождения погружается  в процесс его познания и изучения на разных уровнях (физическом, интеллектуальном, психическом, эмоциональном и речевом). Безусловно, что обретение им новых  навыков и умений происходит на разных стадиях развития и в определенном возрасте. Задача взрослых наблюдать  за тем как развивается их малыш, и помогать ему в получении  новых знаний и навыков. Речевое  развитие ребенка – является одним  из важных аспектов его полноценного развития.

Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.

Овладение речью дается маленькому ребенку нелегко: он еще и недостаточно ясно воспринимает речь взрослых и  недостаточно хорошо владеет своим речевым аппаратом. Нельзя мешать правильному развитию речи ребенка, подражая ему в неправильном произношении слов. Чтобы речь ребенка развивалась нормально, взрослым необходимо произносить слова нормально, правильно. Ребенок, перенимая хорошую речь, скоро овладеет хорошим, правильным произношением.

Проблемой развития речи занимались Н.И. Жинкин, Лисина М.И., Запорожец А.В., Л.Г. Соловьева, Е.Д. Дмитриева, А. Катаева, Е.А. Стребелева, В.И. Лубовский, Л.П. Носкова, Е.А. Миронова, А.М. Бородич, Э.Г. Пилюгина, Г.В. Грибанова, А.М. Прихожан и другие.

Тема "Развитие речи детей раннего возраста" является актуальной, так как речь является ведущим процессом психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. Общение со взрослым имеет определяющее значение для развития речи. В то же время развитие речи раскрывает для ребенка возможности развития общения.

1.Общая характеристика развития речи у детей раннего возраста

Развитие речи в раннем детстве тесно связано с формированием различных сторон психической деятельности: зрительного и слухового восприятия, предметной деятельности, мышления, общения и др. Поэтому основное условие развития речи - всестороннее воспитание ребенка. Вместе с тем овладение речью существенно перестраивает всю его психическую деятельность. Благодаря слову восприятие, память, деятельность ребенка начинают регулироваться, формируется речевое общение. Речь - важнейшее средство передачи ребенку социального опыта, руководства его поведением.

Многогранная роль речи в развитии психических процессов и Становлении личности ребенка ставит проблему ее формирования на одно из центральных мест в педагогике раннего детства. Эти годы являются сенситивным периодом для развития речи. Ребенок в первый год жизни проходит так называемый подготовительный этап речевого развития, а во второй год - этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные присущие ей функции: коммуникативную, обобщения [4, С.15-17].

 В развитии речи ребенка второго года жизни заметны два качественно различающихся периода: от 1 года до 1 года 6 месяцев и от 1 года 6 месяцев до 2 лет. В первом полугодии второго года жизни детей происходит интенсивное развитие понимания речи и постепенное накопление активного словаря. Основные приемы развития понимания речи - называние и многократное повторение взрослыми явлений, действий, предметов, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, употребление слова в разных сочетаниях и ситуациях, показ картинок, занятия типа показов-инсценировок.

Активная речь развивается в этот период медленно. К полутора годам дети пользуются 30-40 словами. Они еще много лепечут, особенно в начале года, используют жесты. Задача взрослых - формировать у них потребность в речевом общении, стимулировать высказывания, добиваться речевых ответов.

На протяжении всего второго года жизни детей артикуляция отстает у них от развития фонематического слуха, чем обусловлена невнятность речи. Иногда у детей возникает так называемая автономная речь - используются не общепринятые обозначения. Детям до 1 года 3-1 года 4 месяцев жизни целесообразно предлагать наряду с названием предмета или действия так называемые облегченные слова, которые он может легко воспроизвести (киса, ам-ам и т.п.). Затем от них постепенно отказываются. В противном случае задерживается овладение не только словарем, но и грамматическим строем речи, а также затрудняется общение ребенка с окружающими [3, С.57-59].

Важное значение имеет развитие речеподражания. Именно через него ребенок осваивает новые слова и простые предложения. У него до полутора лет функцию предложения выполняет преимущественно одно слово. Но уже к концу этого периода на основе речеподражания ребенок начинает употреблять двусловные предложения, в которых еще отсутствует согласование слов. Второе полугодие второго года жизни ребенка характеризуется быстрым развитием активной речи. К 2 годам в активном его словаре - 300 и более слов. Ребенок комментирует свои действия, обращается к окружающим, чтобы привлечь внимание к результату. Поощрение взрослыми инициативных высказываний способствует развитию его речи [5, С.71-73].

Первоначально речь непосредственно связана с наглядной ситуацией, но постепенно отделяется от нее. Ребенка учат слушать простейшие рассказы, стихи, побасенки, не сопровождая их наглядными иллюстрациями. Взрослые учат его понимать связную речь вне наглядной ситуации, рассказывая о хорошо знакомом, много раз виденном.

Ребенок к концу второго года жизни и сам может рассказать (с помощью взрослых) о том, что видел на прогулке, и др. Подобные Задания полезны - детей учат задавать вопросы, передавать словами полученные ранее впечатления.

Благодаря развитию понимания и активной речи она постепенно становится регулятором поведения ребенка, средством формирования положительных взаимоотношений с детьми, средством воспитания.

Таким образом, создание необходимых педагогических условий для оптимального овладения речью детьми раннего возраста приобретает особо важное значение в связи с ее решающей ролью не только в собственно лингвистическом, но и в общем психическом развитии ребенка.

2. Методы и приемы развития речи детей раннего возраста.

Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников. Ряд дидактов (Е. И. Перовский, Е. Я. Голант, Д. О. Лордкипанидзе и др.) выделяли три группы методов: словесные, наглядные, практические. Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов. Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т.д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность. Практические методы: дидактические игры; дидактические упражнения; хороводные игры; игры – драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами [1, С.179].

Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

С самых первых месяцев жизни ребенка нужно постоянно разговаривать с ним, чтобы малыш слышал и слушал обращенную к нему речь. Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора. Использование народный игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К.Д. Ушинский, Е. М. Водовозова, Е. И. Тихеева, П. Ф. Лесгафт. Ушинский К.Д. подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений. Их может педагог использовать как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. Звукоподражание - эффективный метод активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет –  чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так.

Приобщение детей к художественной литературе, знакомство со стихами известных детских поэтов начинается с малых лет. А. Барто “Игрушки”, З. Александрова “Раз, два, три, четыре, пять!”, В. Берестов “Большая кукла”; Е. Чарушин “Курочка”; Л. Толстой “У Розки были щенки”; Л. Павлова “У кого какая мама?” В раннем возрасте происходит знакомство со сказкой: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”.

Педагоги в работе с малышами могут использовать упражнения на развитие речевого дыхания: « Сдуй снежинку», « Бабочка, лети», «Забей гол», « Задуй свечу» и другие способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.

Самыми эффективными  являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», « Этот пальчик – дедушка…», « Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.

Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков лего. Детям младшего возраста необходимо подобрать лего крупного размера.

Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в работе по активизации речи детей играет немаловажное значение. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь.

Пескотерапия - это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.

Активизация речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности.

3. Общение, как  важнейшее условие  развития речи детей, на ранних этапах  детства

Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова.

Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться. В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это до вербальный этап.

На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.

Анализ поведения детей раннего возраста показывает - ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями  и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой («Что это?»; «Ответь!»; «Назови!»; «Повтори!»), заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

Поэтому при рассмотрении каждого из трех этапов генезиса речевого общения особое внимание уделяется исследованию коммуникативного фактора как решающего условия появления и развития у детей речи.

Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления (в до вербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии). Но по всей видимости, такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов. И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного детства.

Предметом общения как деятельности является другой человек, партнер по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе (о некоторых выявившихся во взаимодействии своих качествах и свойствах) также входит в продукт общения.

Развитие речи у детей раннего возраста имеет определённую специфику. В раннем детстве речь ребёнка развивается от примитивных называний (именований) предметов (объектов) до осознанного, пусть и на детском уровне, выражения мысли. Развитие речи в раннем возрасте идёт по двум направлениям: совершенствуется понимание речи взрослых; формируется собственная активная речь. Развитие речи ребёнка раннего возраста связано не только непосредственно с общением со взрослыми и со сверстниками, но и включено в практическую деятельность малыша по освоению предметного мира. В раннем детстве очень интенсивно формируется активная речь, которая постепенно становится основным средством общения со взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи, а так же формируется регулирующая функция речи, – когда ребёнок подчиняется речевым инструкциям взрослого, выполняя его требования. В раннем детстве появляется т.н. ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники (общающиеся дети и взрослые), и начинает формироваться описательная речь. У детей раннего возраста развивается понимание сказок, детских стихов, детских рассказов, простых повествований взрослых, что обогащает личностный опыт ребёнка, в том числе создаёт багаж социального опыта малыша. Таким образом, особенно на третьем году жизни, в раннем возрасте возрастает речевая активность ребёнка, и речь постепенно становится основным средством общения.

Заключение

Таким образом, именно первые годы жизни малыша имеют колоссальное значение для развития речи, а значит, и для развития способности мыслить. Развивая научные положения о сенситивных периодах развития, Л.С. Выготский отмечал, что “если ребенок до 3 лет по каким-либо причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому” [2, С.98]. И поскольку обучение речи и восприятие языка происходит именно в этот период, следует, как можно раньше обратить внимание на отставание ребенка в этой области. Чем скорее удастся выявить отклонения, тем больше шансов снизить вредное влияние патологии, приблизиться к норме. Надеяться на то, что все само собой образуется, когда малыш подрастет, или утешать себя тем, что “ребенок просто отличается своим развитием” - наивно и неразумно. Как раз в детском саду или в школе такому ребенку будет гораздо труднее. Ведь требования к нему возрастут, и он гораздо острее ощутит отставание от сверстников. Если родители выжидают, пока их ребёнок заговорит, до 2-х, а то и до 3-х лет, исправлять нарушения может оказаться слишком поздно. К этому времени патология может перерасти в тяжёлый речевой дефект — задержку речевого и психомоторного развития. В начале пути организм маленького человека очень пластичен и обладает поразительными способностями к адаптации, которые можно активизировать при помощи соответствующего лечения и коррекции.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов / М.М. Алексеевна, Б. И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.
  2. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка: методическое пособие / М. И. Лисина. – М.: «МОДЭК», 2007. –  400с.
  3. Основы дошкольной педагогики. Под ред. A.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 2008. - 272 с.
  4. Рузская А.Г., Мещерякова С.Ю. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста: учебное пособие/ С.Ю. Мещерякова, А. Г. Рузская. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 64 с.
  5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие/ Е. И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2007. - 225 с.


Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации Владимирской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования  Владимирской области

« Муромский педагогический колледж»

Домашняя контрольная работа

По дисциплине педагогика

Тема: «Предметно – игровая среда в ДОУ»

        Выполнила:

        Филатова Мария Алексеевна

        Студентка группы ЗД- 62в

2014 – 2015 г.

План

Введение……………………………………………………………………...3

  1. Характеристика предметно – игровой среды в ДОУ…………………..4
  2. Принципы осуществления предметно – игровой среды в ДОУ……..………………………………………………………………...6
  3. Особенности организации предметно – игровой среды для детей дошкольного возраста……………………………………………………9

Заключение…………………………………………………………………13

Список литературы…………………………………………………………14

Введение

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Д.Б. Эльконин отмечает, что содержание игры – это, то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного элемента деятельности и отношений между взрослыми в бытовой, трудовой, общественной деятельности [3,С. 156].

Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Все компоненты комплексного руководства формирования игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми дошкольного возраста.

По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно - игровой среды.

Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.

Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования.

  1. Понятие предметно – игровой среды в ДОУ

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития [1, С.478].

Все компоненты предметно-игровой среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-игровой мир включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Предметно-игровая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Принцип универсальности предметно-игровой среды является очень важным, так как он позволяет самим детям и детям вместе с воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития [2, С.285].

В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игрушки; игровая атрибутика разного рода; игровые материалы. Все эти игровые средства находятся обычно  в групповой комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада[2, С. 22].

Необходимо, чтобы организация предметно-игровой среды в различных возрастных группах детского сада учитывала особенности поэтапного развития игровой деятельности детей и, одновременно, предоставляла бы максимальную возможность развертывания событийной стороны игры, учитывала возрастающий объем знаний, впечатлений, содержание переживаний детей. Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требования: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, песта и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.

Именно поэтому предметно-игровая среда должна быть развивающей, т.е. она должна функционально моделировать развитие игры и ребенка через игру.

Развивающая предметно-игровая среда отвечает также и принципу системности, который представлен самостоятельностью ее отдельных элементов между собой и с другими предметами, составляющими целостность предметно-развивающей среды.

  1. Принципы организации предметно – игровой среды для детей дошкольного возраста

Организованная предметно – игровая  среда в дошкольном учреждении  предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

Таким образом, организация предметно – игровой  среды в ДОУ  должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

 Важно правильно подойти к вопросу создания предметно – игровой  среды. Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать пространство своей группы.

Создавая развивающее пространство в ДОУ и в групповых помещениях, педагоги нашего дошкольного учреждения придерживались принципов, изложенных в "Концепции дошкольного воспитания", а так же руководствовались принципами В.А Петровского, что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка[4, С. 75].

Принцип дистанции позиции при взаимодействии. Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такая  возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого. Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).

Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов. Здесь важна эстетическая организация среды. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.

Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием.

Принцип этапности и учета возрастных особенностей ребёнка отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом, и ориентируется на зону «ближайшего развития».

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Важно помнить, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

  1. Особенности организации предметно – игровой среды для детей дошкольного возраста

Организуя предметную среду в групповом помещении, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.  Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

На каждом возрастном этапе выделены приоритетные образовательные задачи, которые следует учитывать при организации предметно -  игровой среды.

Младший возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспечение эмоционально положительного самочувствия, поощрение самостоятельности, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности. Обстановка в младших группах создается прежде всего как комфортная и безопасная для ребенка.

Предметная среда группы организуется так, чтобы способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы подбираются чистых цветов, несложной формы, разных размеров, сделанные из безопасных для здоровья ребенка материалов.

 Хорошо, если из предметов можно извлекать звуки, чувствовать их запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость-мягкость.

В группах для детей младшего дошкольного возраста основное внимание уделяется сравнению величин, предметов по количеству и свойствам. Этому способствуют дидактические игры, пазлы из 3-15 частей, наборы кубиков из 4-12 штук, развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат»), а также игры с элементами моделирования и замещения.

Малыши проявляют все более активный интерес к рисованию. Для его поддержания и развития лучше иметь самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон белых обоев и восковые мелки.

У детей среднего дошкольного возраста важно накапливать опыт совместного со сверстниками действа, а также развивать познавательные интересы и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в различных видах продуктивной деятельности.

Ребенка 5 лет игрушка наталкивает на новые игровые замыслы. Поэтому в игровых наборах должны быть куклы разного пола и «профессий», мягкие игрушки, наборы мебели (крупной и для игр на столе), посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. Необходим дополнительный игровой материал: коробки различного размера и формы, бечевки, катушки, лоскутки, палочки, трубки и пр.; все это найдет применение в игре и будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества.

К оформлению игровых мест желательно привлекать самих детей: поклеить обои в кукольной комнате, сделать «продукты» для игры в магазин, придумать «символы», например для кабинета доктора и пр. Дошкольники любят как-то обозначить свою игровую территорию. 

Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться (примерно один раз в два месяца).

В среднем дошкольном возрасте проявляется интерес к речи. По возможности желательно приобрести технические средства (диктофон, магнитофон, проигрыватель). Большое внимание уделяется книгам (художественная, познавательная и справочная литература, обучающие издания и рабочие тетради).

Старшая и подготовительная к школе группы.

Предметно-игровая среда организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам в центре конструирования, искусства, игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, театрализованной), природы и экспериментирования; грамотности (книжный уголок, игры и оборудование для развития речи) и т. д.

Пространство группы желательно разбить на полузамкнутые пространства (в которых одновременно могут находиться трое-шестеро), поставив стеллажи торцом к стенам и хорошо закрепив их. Лучше приобретать стеллажи и шкафы на колесиках, чтобы дети вместе с воспитателем могли по собственному замыслу несколько раз в год менять пространственную организацию среды. Для этого также подойдут небольшие ширмы, деревянные или металлические каркасы и отрезы ткани, крупный модульный материал.

Игра продолжает оставаться любимым видом деятельности, и возможности участия детей в разнообразной игровой деятельности расширяются. Этому способствует накопленный игровой опыт. Предметно игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать в играх сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, с готовым содержанием и правилами, а также в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Оборудование и игрушки должны быть небольшими (для игр на столе), однако допустимо и крупное напольное оборудование.

Для изобразительной деятельности кроме обычных материалов (бумага, картон, карандаши, фломастеры, краски, кисти) необходимы схемы-способы создания образов с помощью разных техник. Желательно иметь карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги и других материалов, книги и альбомы самоделок. Они могут развить самостоятельность, умение определять последовательность изготовления поделки. В группе надо отвести место для демонстрации созданных детьми работ.

 Старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами (лото, домино, маршрутные игры), успешно осваивают учебную деятельность в школе; если же ребенок не умеет ориентироваться на игровые правила, забывает, путает, нарушает, упускает, это может быть сигналом его неподготовленности к школе. Главный принцип отбора игр – они должны быть интересными, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду.

Заключение

Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.

Таким образом, формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.

Таким образом, в ДОУ создаются условия, соответствующие формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей

Список литературы

  1. Артамонова О. Предметно – пространственная среда и ее роль в развитии личности: методическая литература/ О. Артамонова. – М.: «Дошкольное воспитание», 1995.  – 45с.
  2. Гринявичене Н. Т. Игра и новый игровой подход к организации предметно – игровой среды: учебное пособие/ Н. Т. Гринявичене. – М.: «Педагогика», 2006. – 311с.
  3. Нищева Н. В. Предметно – пространственная среда в дошкольном учреждении: учебное пособие/ Н. В. Нищева. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2007. – 128с.
  4. Петровский В. А., Кларина Л. М. , Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении: методические рекомендации/ Л.П. Стрелкова, Л. М. Кларина, В.А. Петровский. – М.: «Новая школа», 2003. – 129с.

 



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\игры\больше, меньше,равно\dBXPr_m3sZ0.jpg

C:\Users\User\Desktop\игры\больше, меньше,равно\DPfQ7F4VSL0.jpg

C:\Users\User\Desktop\игры\больше, меньше,равно\HE-F25-wITA.jpg

C:\Users\User\Desktop\игры\больше, меньше,равно\hUK1EFktoxw.jpg

C:\Users\User\Desktop\игры\больше, меньше,равно\MVpkXgEaDoQ.jpg

C:\Users\User\Desktop\игры\больше, меньше,равно\onlVDgmBCX0.jpg

C:\Users\User\Desktop\игры\больше, меньше,равно\zNPrA8Tvekg.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\игры\свойства предметов\WIILY0QOf2k.jpgC:\Users\User\Desktop\игры\свойства предметов\RN_jEYSdjUw.jpgC:\Users\User\Desktop\игры\свойства предметов\PiUA4zGjPHk.jpgC:\Users\User\Desktop\игры\свойства предметов\nNng31T1ehA.jpgC:\Users\User\Desktop\игры\свойства предметов\LDDAhUVD9hs.jpgC:\Users\User\Desktop\игры\свойства предметов\ito3I1kX7lI.jpgC:\Users\User\Desktop\игры\свойства предметов\EehWvyIuLkM.jpgC:\Users\User\Desktop\игры\свойства предметов\31ZhjoHvRJU.jpgC:\Users\User\Desktop\игры\свойства предметов\7E1PW7wuDBo.jpgC:\Users\User\Desktop\игры\свойства предметов\4BiYssgdUW4.jpg



Предварительный просмотр:

E:\8ea2ff15a3e52d341aca4d5aec15a2b6.jpg.jpg

E:\гаарпорлр.jpg

E:\лилиоиьб.jpg

E:\ццыкврппи.jpg