I.Стадия вызова
| 1.Организационный момент. -Добрый день, ребята! Какое у вас настроение? В каждой стране люди приветствуют друг друга по-разному. Например, в Японии принято кланяться. Чем ниже поклон, тем почтительнее получается приветствие. Давайте, поприветствуем друг друга по-японски. А в североафриканских государствах приветствуют так. Там подносят правую руку сначала ко лбу, потом к губам и после этого – к груди. В переводе с языка жестов это значит: я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя. Давайте, поприветствуем друг друга так, как это делают в североафриканских странах . Отлично. Нам предстоит многое успеть. Вы готовы? 2. Мотивация учащихся. -Ребята! Вы, я знаю, любите решать кроссворды. Предлагаю разгадать кроссворд, придумать название разгаданному кроссворду. Приём «Кроссворд»
3.Этап целеполагания. -Проанализируйте проделанную работу, сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь и подумайте, чему будем учиться сегодня. Что вы знаете уже о предлоге с начальной школы? (Цель урока определяется совместно с учащимися).
|
Учащиеся говорят о своём настроении, готовности поработать.
Дети решают кроссворд, находят ключевое слово ПРЕДЛОГ 1.Скучать по вас 2. При содействии друзей 3.Читать без очков 4.Добежать до дома 5.Капли для лечения 6. Предостеречь от опасности 7.Сделал благодаря мне
Ученики работают с листом оценивания
Формулируют тему урока, цель предстоящей деятельности, определяют способ её достижения. Ученики отвечают: Тема урока - «Предлог». Наша задача - научиться распознавать предлоги и отличать их от других частей речи, выяснить, на какие группы они делятся. (Записать на доске)
|
II.Стадия осмысления | 1. -Ребята! Сегодня на уроке речь пойдёт о предлоге. Мы открываем эту тему. А что вы знаете о предлогах? Приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (Слайд № 5) В первую колонку напишите предлоги, какие знаете. Теоретический материал
Задание. Из данных слов составьте предложения. Кто больше? Книга, стол, лежит (Слайды№ 6,7) Почему эти предлоги выбрали? Предположим, что эти предлоги часто употребляются.
-2.Мини-исследование текста по теме. Работа по группам. (Учитель объясняет последовательность действий). Сегодня мы поработаем в группах с раздаточным материалом, выполним предложенные задания и пополним наши знания о предлоге. Выводы необходимо записать в таблицу «З – Х – У» в 3-ю колонку. Готовы? 1 группа. Прочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Выясните, на службе у каких частей речи предлоги находятся и с какими падежами употребляются? … базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов … новой шинели и … узелком … руке. …. ним шагает рыжий городовой … решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... …. площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят …. свет божий уныло, как голодные пасти; …. них нет даже нищих. (Слайды № 10, 11)
2 группа. Прочитайте текст. Найдите в тексте все предлоги и выясните, какие из них наиболее употребительные. Как пишутся предлоги со словами? Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: "Ужо я сорву с тебя, шельма!", да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса. (Слайды №12, 13) 3 группа. Прочитайте текст. Найдите в тексте непроизводные и производные предлоги, распределите их в две колонки. Укажите общее количество предлогов, выясните, какие из них наиболее употребительные. Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается. Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.) (Слайды №14, 15) 5 группа. Рассмотрите внимательно таблицу, озаглавьте ее. Придумайте слова или словосочетания, в которые бы вошли омонимичные предлоги и приставки (из третьей колонки). Только предлоги | Только приставки | Предлоги и приставки | Вместо, для, к, кроме, ради, сквозь, из-за, из-под | Воз-, низ-, раз, пре- пере- | Без, в, во, за, из, меж, над, на, от, о, об, при, перед, под, про, по, с, у, через, между |
|
| Например, без тебя – безответный, в больнице - вбежать |
(Слайды №18, 19)
6 группа. Используя материал учебника на стр.150-153 и готовые таблички, придумайте название и создайте кластер. Прокомментируйте кластер. (Таблички: морфология, части речи, самостоятельные, служебные, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, непроизводные, производные, простые, составные, по составу, по значению, по происхождению). (Слайды №20, 21)
3.Заслушивание результатов работы групп. - Итак, мы сегодня открыли тему «Предлог», несмотря на то что мы знакомы с ним с начальной школы, мы узнали на этом уроке много нового и интересного. | Дети называют то, что им известно об этой части речи, приводят примеры, делают записи в таблице, заполняют первый и второй столбики
Работа в парах Ответы: Книга лежит на столе. Книга лежит в столе. Книга лежит под столом. Книга лежит за столом. Книга лежит у стола. Книга лежит перед столом.
Класс делится на 2 группы. Учащиеся работают по группам с раздаточным материалом и проводят исследование текста.
(Ответ 1 группы: Через (В.п.) базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в (П. п.) новой шинели и с (Тв.п.) узелком в (П.п.) руке. За (Тв. п.) ним шагает рыжий городовой с (Тв. п.) решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На (П.п.) площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на (В.п.) свет божий уныло, как голодные пасти; около (Р.п.) них нет даже нищих. 7 предлогов употребляются с сущ., 2 с мест.)
(Ответ 2 группы: В тексте 11предлогов: к - 1, около -1 в – 4 , на - 3, с – 2. Наиболее употребительные предлоги – в – 4 раза используется, на - 3 раза. Все предлоги написаны со словами отдельно.)
(Ответ 3 группы.: Непроизводные : в, с, в, за, с, с, по, за, в, во, в, в. Производные предлоги: согласно. В тексте 13 предлогов, наиболее употребительные – в (5), с(3).
Ответ 5 группы: Заголовок к таблице «Предлоги и приставки». Слова с омонимичными предлогами и приставками: вошёл – во рту, забежал – за лесом, износил – из дома, межнациональный – меж нами, надписать – над рекой, налить – на столе, отъехать - от доски, обежать – о маме, обложить – об пол, примчаться – при тебе и др.
Ответ 6 группы: Кластеры «Служебные части речи», «Предлог» или общий «Морфология». Ученики, используя таблички, создают на доске кластеры и комментируют их.
Представление результатов работы (см. ответы выше), озвучивание выводов |
III Стадия рефлексии | 1.Контрольно-оценочный этап. Заполнение таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал» Вернитесь к началу урока и таблице «Знаю – Хочу узнать – Узнал», заполните 3 колонку «Узнал». (Слайд № 22)
2.Оценка результативности урока. Выразите понимание темы «Предлог как часть речи» через составление синквейна. Прием «Синквейн». Стихотворение из 5 строк, которое пишется по определенным правилам: 1 строка – одно существительное. Это тема синквейна. 2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна 3 строка – три глагола, описывающих действия по теме синквейна. 4 строка-одно предложение, выражающее свое отношение к теме. 5 строка – одно слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяющее выразить к ней личное отношение. (Слайды №23, 24)
Работа с листом оценивания - Как вы думаете, смогли ли мы достичь поставленной цели? 3.Домашнее задание. - Ребята! Нарисуйте, каким вы представляете Предлог и расскажите о его жизни. Узнайте, является ли предлог для этимологическим родственником словам дело, неделя. Упр.334, 330 (Слайд №25) 4.Оценивание работы. -Дайте самооценку работы. Какие оценки вы поставите лично себе, группе. (Учитель предлагает поработать с листом оценивания) Устная рефлексия. Интересным показалось … Полезным было ….. Мне трудно было….. Я понял…. Я справился с заданиями…. Я выполнил…(Слайды №26, 27)
| Ученики делают записи в таблице, дополняют третий столбик Ответ: Узнали, что 1.Предлоги бывают простыми и составными. 2.Производными и непроизводными. 3.Частотные предлоги – в, на, с. 4.Предлоги употребляются с существительными, местоимениями. 5.Некоторые предлоги омонимичны приставкам. 6.Предлоги употребляются с определенными падежами. Ученики зачитывают синквейны: 1.Предлоги Простые, составные Служат, пишутся, употребляются Наиболее частотны в, на. Слова. 2. Предлоги Производные, непроизводные Не изменяются, образуют, употребляются Они являются «словечками отношений» Часть речи. Дети работают с листом оценивания
Ученики записывают домашнее задание.
Ученики оценивают себя, группу, проводят устную рефлексию. |