Мои статьи

Дубровская Юлия Андрияновна

Научные статьи, методические наработки.

Уважаемые коллеги и родители, рада буду познакомить Вас со своими научными статьями и наработками в разделе "Мои публикации"

Электронная почта для обратной связи yusya1290@yandex.ru   и раздел "ВОПРОС-ОТВЕТ"  в моем БЛОГЕ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ    ПЕРВОКЛАССНИКОВ  В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Горшенина Ю.А.

МОАУ «Лицей№1», г. Оренбург

Период адаптации к школьному обучению первоклассников совпадает с кризисом 7 лет, меняется социальная ситуация развития и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. Перестройка эмоционально-мотивационной сферы не ограничивается появлением новых мотивов. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Все, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным. У абсолютного большинства детей адаптационный период проходит гладко, спокойно, но есть ребята, имеющие высокий уровень тревожности и трудности в освоении школьных правил. Такие дети, чаще всего испытывают дискомфорт в школе, имеют негативное отношение к школе, учителям одноклассникам.  

Психологическое сопровождение адаптационного периода первоклассников в рамках ФГОС  предполагает диагностический и коррекционный этап [1] .

В рамках диагностического этапа используется комплект   методик, позволяющий отследить эмоциональное состояние ребенка в школе и определить психологическое состояние ребенка в семье.

 «Цветовая анкета для детей», диагностика настроения детей  первые дни в школе. Данная методика, как правило, дает положительные результаты по отношению к школе. Учащимся все интересно, появляются новые впечатления, новые друзья и первые дни в школе проходят всегда весело и радостно. По данным проведенного в 2014 г исследования: наиболее привлекательными для учащихся стали учебные занятия, а 49% ребят выбирали перемены в качестве наиболее приятного время   препровождения в школе. На уроках первоклассникам больше нравится: читать и работать с учебником, выполнять письменные задания, слушать рассказ учителя.

Вызывают интерес ответы на вопрос «Чем ты больше всего любишь заниматься дома?»: любят читать – 15%, играть с игрушками 30%,   смотреть телевизор или работать с компьютером – 26%,  заниматься с родителями – 29 %.

Небольшое  количество детей отдают предпочтение чтению, и вызывает тревогу, что много ребят проводят свое свободное время перед телевизором и компьютером.

Результаты цветовой анкеты показывают недостаточность мотивированности на учебу в школе, преобладание игровых  внешних мотивов, что в дальнейшем может вызвать трудности в адаптации к школе. По ответам на вопросы анкеты мы можем предположить, что детям не хватает общения с родителями, они стремятся к этому общению, хотят быть с родителями, но фактически очень мало времени проводят вместе. В условиях адаптации первоклассников к школьному обучению, общение с родителями, поддержка родителей играет немаловажную роль.

Особую роль в период адаптации для ученика играет семья, она является в данном случае ресурсом.

Диагностическое обследование учеников 1 - х классов по методике «Моя семья» (Кинетический рисунок семьи) показало положительный стабильное эмоциональное состояние у 88 % учащихся, а 12%  демонстрировали признаки тревожности, эмоционального дискомфорта в семье. В данном случае оказывается психологическая поддержка семье; при необходимости разрабатывается индивидуальная программа для данных детей, чтобы поддерживать их интерес к учебной деятельности, создавать им на уроке «ситуацию успеха».

Особое внимание хотелось бы уделить самооценке школьников. Нужно отметить взаимосвязь самооценки и адаптации. Чем ниже уровень самооценки, тем больше трудностей может возникнуть у ребенка с адаптацией. Для выявления уровня сформированности личностного УУД (самооценки) мы использовали методику «Лесенка».  Согласно полученным результатам  93% первоклассников имеют высокую самооценку. Она чаще всего характерна для первоклассников  и является для них возрастной нормой, это прежде всего связано со слабо развитий рефлексией. Детям еще сложно анализировать свою деятельность, соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих. Для 7 %  первоклассников характерна адекватная самооценка. У этих первоклассников сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность. Отметим, что  20 % учащихся испытывают чувство недооцененности со стороны родителей.

Отслеживание хода адаптации детей к школьным условиям продолжается в течение первого полугодия. В ряде случаев составляется для ребенка индивидуальная коррекционная программа. Составление программы обязательно предполагает знание факторов, вызывающих неуспеваемость. Эти факторы выявляются при индивидуальном обследовании ребенка. Очень эффективна в этом отношении методика А.Я.Ивановой, определяющая показатель обучаемости ребенка.

Наличие положительной мотивации к учебной деятельности является основой уверенного, оптимистического отношения к жизни, что особенно важно для детей, имеющих нарушение зрения. Мотив учения – это то, что побуждает ребенка работать на уроке.  

Диагностика школьной мотивации проводится в начале второй четверти по методике Н.Г. Лускановой. Она позволяет определить уровни учебной активности. Большую информацию несет в себе и рисуночный тест «Что мне нравится в школе». Эта проективная методика, предложенная Н. Г. Лускановой, дает возможность провести корреляцию и глубже изучить школьную мотивацию.

Нужно отметить, что младший школьный возраст может быть определен как оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций [ 2].

Достичь успеха позволяет системная работа с родителями. С первых дней учебного года проводятся не обычные родительские собрания с сообщениями о поведении и успеваемости детей, а психолого-педагогические семинары, на которых они узнают, как помочь детям включиться в учебу, как выработать у них умение быть собранными, правильно распределять свое время, самостоятельно выполнять домашние задания. Родителями получены результаты диагностических и социометрических исследований, четкие памятки-рекомендации.

Единство требований школы и семьи, не только помогает детям успешно осваивать учебные навыки, но и имеет большой воспитательный эффект: и родители, и дети вместе переживают неудачи, радуются успехам, более глубоко осознают свои реальные возможности.

Таким образом, своевременный психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школьным условиям и учебной деятельности помогает успешной адаптации  и  социализации  в обществе.

Список литературы

1. Асмолов А. Г., Бурминская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.- ISBN978-5-09-025478-6

2.  Развитие коммуникативных навыков младших школьников в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения [Электронный ресурс]: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием); Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. — С. 2419-2420..