Внеурочная деятельность
Организация внеурочной деятельности в начальной школе (презентация и методическое сопровождение к ней). Материал может быть использован для выступления на методическом объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_v_nsh.zip | 164.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Козлитина Ирина Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ для детей дошкольного и
младшего школьного возраста
«Начальная школа – детский сад №44»
г. Белгорода
Организация внеурочной деятельности в начальной школе
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
В рамках реализации ФГОС НОО под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (слайд №2).
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по таким направлениям развития личности, как:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное.
Могут быть использованы следующие формы (слайд №3):
- экскурсии;
- кружки;
- секции;
- круглые столы;
- конференции;
- диспуты;
- школьные научные общества;
- олимпиады;
- соревнования;
- поисковые и научные исследования;
- общественно полезные практики и др.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Выделяют следующие виды внеурочной деятельности (слайд №4):
- игровая;
- познавательная;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность;
- художественное творчество;
- социальное творчество;
- техническое творчество;
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
Таким образом, очевидно, что внеурочная деятельность способствует закреплению и практическому использованию отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель (слайд №5), где внеурочная деятельность может осуществляться через:
- учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
- организацию деятельности групп продленного дня;
- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
- инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
Опираясь на данную базовую модель, можно выделить несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности (слайд №6):
- модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
- модель «школы полного дня»;
- оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
- инновационно-образовательная модель.
Каждое образовательное учреждение разрабатывает свою модель организации внеурочной деятельности.
Эффективность любой деятельности человека или сообщества людей измеряется по двум основным критериям:
- продуктивность деятельности;
- удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.
Эти же критерии можно взять и для выявления эффективности внеурочной деятельности. Показателями и методиками для изучения продуктивности деятельности, организованной во внеурочное время учащихся, могут стать следующие:
- знания, умения и навыки, сформированные у школьников в процессе занятий в объединениях дополнительного образования и в ходе подготовки и проведения внеурочных воспитательных дел;
- достижения учащихся в культивируемых видах внеурочной деятельности.
Для изучения продуктивности внеурочной деятельности в соответствии с предлагаемыми показателями можно использовать такие методы (слайд №8), как беседа, тестирование, анализ результатов участия в мероприятиях состязательного характера (соревнование, конкурс, олимпиада и т.п.), экспертная оценка специалистов, анализ содержания «портфеля достижений» ребенка, метод незаконченного предложения (неоконченного тезиса) и др.
Второй критерий – удовлетворенность учащихся, их родителей и педагогов организацией внеурочной деятельностью и ее результатами.
Для изучения состояния удовлетворенности детей и взрослых, принимающих участие во внеурочной деятельности можно использовать такие диагностические приемы и методы, как педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, ассоциативный рисунок, цветопись, незаконченный рассказ, неоконченный тезис и др.
Таким образом, диагностико-аналитический инструментарий для изучения и оценки состояния и эффективности действующей в образовательном учреждении модели внеурочной деятельности школьников будет состоять из критериев, показателей и методик анализа и оценки названных критериев.
В соответствии с п. 8 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» «Дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».
К компетенции образовательного учреждения согласно п.2.7, 2.8 ст.32 Закона РФ «Об образовании» относятся: «разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов»; «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)», что является обязательным для реализации образовательной программы образовательного учреждения.
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности (слайд №9).
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы для определенного детского объединения, определяющая содержание, последовательность изучения тем и количество часов на их усвоение, использование организационных форм обучения и т.п.
Рабочие программы в учреждениях дополнительного образования детей педагогами разрабатываются на основе примерных (типовых), модифицированных (адаптированных), экспериментальных, авторских, комплексных, интегрированных, модульных и других дополнительных образовательных программах по направлениям и видам деятельности, так как дополнительные образовательные программы являются основными.
Рабочая программа включает следующие структурные элементы (слайд №10):
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- календарно-тематический план;
- содержание рабочей программы;
- средства контроля;
- учебно-методические средства обучения.
Титульный лист (см. Приложение) содержит (слайд №11):
- наименование образовательного учреждения;
- гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);
- название учебного курса вида деятельности;
- Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего рабочую программу;
- год обучения;
- возраст детей;
- год составления программы.
В тексте пояснительной записки к рабочей программе указывается:
- название, вид, уровень и направленность образовательной программы, автор и год утверждения (издания) конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;
- цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений на текущий учебный год;
- изменения, внесенные в примерную или авторскую программу и их обоснование;
- количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения практических работ, экскурсий, проектов, исследований;
- особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий), а также режим учебных занятий;
Требования к уровню подготовки обучающихся, основанием для выделения которых выступает образовательная программа, включают в себя (слайд №12):
- описание требований к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе занятий по программе;
- качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий данным видом деятельности;
- систему отслеживания и оценивания результатов: формы учета знаний, умений;
- возможные способы оценки результативности образовательной деятельности обучающихся.
Структурный элемент «Календарно-тематический план» оформляется в виде таблицы. Это самый объемный раздел, отражающий реализацию образовательной программы в течение учебного года. Для написания календарно-тематического плана рабочей программы необходимо использовать «Учебно-тематический план» образовательной программы и «Содержание программы». Составляется календарно-тематический план на текущий срок обучения, т.е. на один учебный год.
Раздел «Содержание рабочей программы» (слайд №13) включает краткое описание каждой темы учебного занятия согласно нумерации в календарно-тематическом плане (3-4 предложения).
Структурный элемент рабочей программы «Средства контроля» представляет собой систему контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки освоения обучающимися планируемого содержания.
Раздел «Учебно-методические средства обучения» может включать описание: учебных методических пособий для педагога и обучающихся (дидактический, информационный, справочный материал на различных носителях, оборудование, специальную литературу и т. д.); материалов по индивидуальному сопровождению развития личностных результатов обучающихся (методики психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей и т. п.); материалов по работе с детским коллективом (методики диагностики уровня развития личности, сформированности коллектива, сценарии коллективных мероприятий и дел, игровые методики).
Учебно-методические средства обучения также включают список основной и дополнительной литературы (слайд №14). В него должна включаться как литература, используемая педагогом для подготовки учебных занятий, так и научная литература, расширяющая кругозор самого педагога. Может быть составлен отдельный список литературы для детей и родителей по тематике занятий (для расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка). Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
Сроки и порядок рассмотрения Рабочих программ устанавливаются локальным актом образовательного учреждения.
После утверждения руководителем образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении. Общий перечень рабочих программ утверждается приказом по общеобразовательному учреждению.
Рабочая программа обновляется ежегодно.
Рабочая программа разрабатывается педагогом для каждого детского объединения (учебной группы). Если у педагога две или более учебных групп одного года обучения и обучающиеся в этих группах одного возраста (10-14 лет), то рабочая программа разрабатывается одна. Если же обучающиеся в этих группах разного возраста (1 группа – 10-12 лет, 2 группа – 12-14 лет и т.д.), то рабочие программы разрабатываются для каждой учебной группы.
«Календарно-тематический план» как структурный элемент является обязательной составляющей рабочей программы, в Программе деятельности детского объединения данного структурного элемента не будет.
Литература:
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М., Просвещение, 2011.
2. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1 статьи 9, 32 (ред. от 02.02.2011).
3. Инструктивно - методическое письмо департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области «О развитии воспитания в системе образования области в 2010-2011 учебном году».
4. Инструктивно - методическое письмо департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в 2011-2012 учебном году».
5. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования. // Вестник образования России. – 2004. - № 12.
7. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2862
8. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2773
Приложение
Титульный лист
ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
(название учреждения, пишется полностью – по центру)
Печать УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ СОШ №__ г. Белгорода _______________ Ф.И.О. «____» ______________ 20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«название программы»
на NN лет
возраст воспитанников
(обучающиеся 7-10 лет)
Педагог
Фамилия Имя Отчество
Город - год
Обратная сторона титульного листа
Программа: (название, вид, уровень и направленность образовательной программы)
Автор программы: _____________________________
Фамилия Имя Отчество (педагог, разработавший данную
образовательную программу)
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «____» _____________ 200 г., протокол № ______________
Председатель _______________ _____________________________
подпись Ф.И.О.