Программа самообразования по проблеме развития музыкальных способностей

Осипова Ирина Викторовна

 

Пояснительная записка

 

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.

Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания. Это и послужило выбору темы самообразования: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с игровым песенным фольклором».

Методологической основой исследования:

-                    подходы к проблеме развития способностей, разработанные отечественными психологами и педагогами (Выготский Л.С., Теплов Б.М.),

-                    психолого-педагогическая теория деятельности (Рубинштейн, С.Л., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я.),

-                    теория музыкального обучения и воспитания (Ветлугина Н., Зимина А., Орф К., Картавцева М.Т.),

-                    традиционная культура и мир детства (Н. Успенская),

-                    народные игры в детском саду (Лялина Л.А.),

-                    народное искусство в воспитании детей (Комарова Т.С.).,

-                    фольклор, музыка, театр (Мерзлякова С.И.)

-                    традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей (Рытов Д.А.).

Объектом исследования: является развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Предметом исследования: является развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с игровым песенным фольклором.

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментальным путем проверить эффективность развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ознакомление с игровым песенным фольклором будет эффективным средством развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, если педагог:

-                    использует разные жанры игрового фольклора;

-                    создает в группе развивающую музыкально - игровую среду;

-                    активно применяет комплекс методов и приемов обучения детей воспроизведению песенной мелодии, сопровождающей народные игры;

-                    учит простейшим импровизациям разученных ранее игр, песен, попевок, пестушек.

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи исследования:

1)                 изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2)                 раскрыть теоретические основы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста;

3)                 выделить компоненты, критерии, показатели развития музыкальных способностей старшего дошкольного возраста;

4)                 разработать программу развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с игровым песенным фольклором; проверить эффективность ознакомления детей старшего дошкольного возраста с игровым песенным фольклором, как средством развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость заключается в том, что материалы данного исследования, составленные методические рекомендации по ознакомлению с игровым песенным фольклором, как средство развития музыкальных способностей детей в старшем дошкольном возрасте могут быть использованы педагогами и родителями в дошкольных учреждениях для повышения эффективности воспитательной работы.

База исследования: МБДОУ Подсинский детский сад «Радуга» и Дом культуры  с. Подсинее

 

Теоретический анализ исследуемой проблемы, позволил сделать следующие выводы:

1.                  Специальные способности - это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов.

2.                  Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества. Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка.

3.                  Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности.

4.                  В определении музыкальных способностей мы придерживаемся мнения Картавцевой М.Т., которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов (музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение (воссоздающее и творческое). Каждая из этих способностей в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве. Но наиболее успешно: ладовое чувство – в процессе слушания музыки, чувства ритма – в музыкально ритмических движениях, музыкально – слуховых представлениях – в видах деятельности, которые требуют различения  и воспроизведения мелодии по слуху (пение, игра, игра на музыкальных инструментах). В старшем дошкольном возрасте познавательная деятельность усиливается в процессе обучения. Их восприятие не устойчивое и не организованное, однако, очень острое. Этому возрасту характерна малая дифференцированность восприятия, компенсируемая ярко выраженной эмоциональностью. Мышление от эмоционально-образного к эмоционально- логическому, развивается с речью.

5.                  Формируются отдельные компоненты музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста:

-                    Мелодический слух - развивается на занятиях пения, при игре на инструментах, разучивании песен.

-                    Для развития умения слушать и воспринимать музыку необходимо музыкально – сенсорное восприятие ребенка. Оно предполагает различение звуков по высоте, тембру, силе звучания, длительности.

-                    Активизация всех компонентов музыкального слуха детей – одна из важных задач музыкальной педагогики и самая существенная сторона в практическом поучении.

-                    Музыкальная память – к основным процессам относится запоминание материала, узнавание и воспроизведение. Благодаря памяти определяются музыкальные темы и произведения при повторном их исполнении, воспроизводятся отдельные интонации, мелодические обороты и произведения в целом.

-                    Музыкальное воображение – это необходимый элемент творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, оно делится на воссоздающее и творческое.

-                    Воссоздающее воображение дает возможность мысленно представить мелодию или произведение. Воображение  опирается на предшествующий музыкально – слуховой опыт.

6.      Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знако­мят детей с обычаями и обрядами народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувствам юмора. Знакомство с музыкальным фольклором в практике дошкольных учреждений осуществляется на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. Наиболее распространенное и доступное средство -произведения музыкального фольклора, которые входят как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребенка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, про­стота формы - характерные черты русского музыкального народного творчества. Мелодии, остава­ясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность. Народный, песенный материал помогает эффективно решать задачу эстетического воспитания и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Русские народные пес­ни богаты разнообразием жанров. Даже песни, сопровождающие быт ребенка, отличаются ярко вы­раженным характером. Некоторые из них протяжные, распевные, например колыбельные песни «Котя, котенька-коток», «Баю-баю». Игровые, плясовые песни радуют своим веселым, жизнерадо­стным характером. Они очень просты по своему, построению, отличаются четким ритмом, задор­ной мелодией. В них ярко переданы интонации, иллюстрирующие монотонные движения колыбе­ли. Малыши с удовольствием слушают и подпевают эти песни, эмоционально откликаются на них.

 

В рамках реализации программы самообразования было организовано экспериментальное исследование эффективности развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора.

Опытно–экспериментальная работа состояла из трех этапов.

1                    Констатирующий этап. На этом этапе в соответствие с целью и предметом нашего исследования для сбора эмпирических данных нами были использованы игровые задания для детей и анализ педагогической документации. Анализ полученных эмпирических данных показал, что в старшем дошкольном возрасте у детей преобладает сред­ний уровень развития музыкальных способностей, они чувствовали заданную тональность, но не всегда выразительно передавали содержание произведения, заканчивали мелодию, начатую взрос­лым после повторения Инструкции; не всегда сохраняли заданный ритмический рисунок, изменяя мелодическую интонацию, подчеркивали свое отношение; не испытывал значительных затрудне­ний при сочинении мелодии на заданное содержание текста, но мелодия включала в себя повто­ряющиеся элементы

2                    Формирующий этап. На формирующем этапе мы работали по составленной нами программе развития музыкальных способностей средствами игрового песенного фольклора.  Мы активно применяли комплекс методов и приемов обучения детей воспроизведению мелодии сопровождения в народных песнях, а также игровых песнях и игре на  народных шумовых инструмен­тах, обучали их импровизации разученных ранее песенок, попевок, а также созданию собственных композиции на материале игрового песенного фольклора.

Для формирования музыкальных способностей детей мы создавали определенную развивающую предметно-пространственную среду, активно используемую педагогом для развития детского му­зыкальных способностей:

1.                  Организация мини-музея русской культуры «Горница».

2.                 Заключение договоров между хакасским национальным ансамблем  «Айланыс» и театром « Читиген».

3.                  Наличие инструментов и костюмов для детей и взрослых

4.                  Отбор репертуара.

Учебно-тематический план в используемой программе составлен с учетом возрастных особенностей обучаемых с включением следующих разделов:

«Народоведение» - формирование мировоззрения.

-                    Народный календарь, где с детьми мы изучаем народные традиции, обряды, обычаи, праздничную культуру.

-                    Быт и уклад жизни

-                    Жанры литературного  устного фольклора (скороговорки, считалки, потешки, дразнилки и т.д.)

«Музыкальный фольклор» - развитие способностей, совершенствование музыкальных и речевых навыков.

Включает в себя различные виды деятельности.

-                    Слушанье и восприятие. Наши дети слушают фольклорные образцы не только на СД носителях но и имеют возможность смотреть выступления хакасского национального ансамбля «Айланыс», г. Абакан, детского образцового фольклорного ансамбля «Соловушка», не имеющего аналогов в Хакасии.

-                    Пение сольное и ансамблевое. Песенный репертуар разнообразен. Дети знакомятся с устными и песенными жанрами фольклора; (скороговорками, дразнилками, прибаутками, потешками, закличками…),  Музыкальный фольклор используется в разных формах; (занятие-концерт, урок- драматизация, урок-беседа). Обучение включает в себя  упражнения для голосового аппарата: на развитие дикции, дыхания и единой звуковой позиции.  Поются песни различных регионов, разных традиций. Они доставляют детям огромную радость, ведь пропевая эти песни каждый член коллектива может самовыразиться – спеть, сплясать, сыграть,  на инструменте.

Пение – сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Воспринимая последовательность и организованность мелодии и речи, ребенок чувствует себя увереннее, в большей безопасности. Воспитывая певческие навыки, педагог следит. Чтобы дети пели громко, легко, напевно, без крика. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох - медленным. Дикция четкая и ясная.  Пение  оказывает положительное влияние на детей с различного рода речевыми недостатками.

-                    Народная хореография. Разучиваем с ребятами элементы бытовых танцев, пляски, кадрили, включая их в последующем в театрализацию народных праздников, гуляний, молодежных увеселений. Танцевальные упражнения способствуют развитию пластичности, ритмичности движений, снятию или ослаблению мышечного напряжения.

-                    Фольклорные игры. Играя в них наши детки раскрепощаются, устанавливается неформальная обстановка и хороший контакт  в общении. Фольклорные игры «Яша», «Бояре», «Золотые ворота», «Плетень», «Дрема» удобны для развития распевного интонирования, они активизируют и раскрепощают детей, создают необходимую атмосферу увлеченности, которая способствует развитию коллективного творчества, появлению сотрудничества и заинтересованности, самоотдачи и самовыражения. Ребенок поет, ритмично дви­гается, слышит других поющих, видит их, сам являет­ся субъектом деятельности, наиболее приближенно к психофизиологическому уровню его развития. В процессе фольклорной песенной игры возникает атмосфера коллективного эстетического пережива­ния, что еще более усиливает глубину восприятия. Эти игры способствуют обогащению словаря, активизации восприятия и понимания речи, определяют её содержание, формируют навык грамматически правильной, связной речи и помогают её развитию.

-                    Игра на  народных музыкальных инструментах. Для развития ритмической организации  используем народные инструменты устной традиции (ложки, трещетки, погремушки, стукалки). Ритмические хлопки притопы в сочетании с игрой на шумовых инструментах  способствуют развитию музыкально-ритмического слуха, памяти, учат грамотно связывать пение с игрой. Музицирование на традиционных русских народных инструментах вносит яркий колорит в звучание ансамбля при исполнении песен, а в работе с детьми, увлекает и вызывает у них интерес.

-                    Народный театр. В этом направлении мы с детьми создаем мини-спектакли. Чаще всего это - небольшие праздничные музыкальные композиции, посвященные русским и хакасским народным праздникам.

 

3.      Контрольный этап. Целью контрольного этапа ОЭР являлось изучение эффектив­ности развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с игровым песенным фольклором.

Качественный анализ полученных результатов показал, что дети, перешедшие со среднего на высокий уровень сохраняли ритмический рисунок, предложенный экспериментатором, способны изменять мелодические интонации, эмоционально выражали свое отношение к произведению при исполнении; не только чувствовали заданную тональность, но и придумывали собственную мелодию.

Дети, перешедшие с низкого на средний уровень при выполнении заданий они чувствовали заданную тональность, старались выразительно передавать содержание произведения, заканчивать мелодию, начатую взрослым после повторения инструкции, хотя ошибки в исполнении наблюдались - дети не всегда сохраняли заданный ритмический рисунок, но не испытывал значительных затруднений при сочинении мелодии на заданное содержание текста, но мело­дия включала в себя повторяющиеся элементы.

Дети с низким уровнем при выполнении заданий не всегда чувствовали заданную тональность, но старались выразительно передавать содер­жание, заканчивая мелодию после повторной инструкции дети использовали прием повторе­ния, воспроизводили ритмический рисунок и мелодическую интонацию с ошибками.

Таким образом, мы выявили, что в обследуемой группе детей произошли как количественные, так и качественные изменения. Дети стали интонировать исполняемую мелодию, сформировано ладовое чувство, у многих из них ярко проявилась способность к сочинительству мелодий по за­данному содержанию. Даже дети с низким уровнем развития музыкального развития с удоволь­ствием принимали участие в выступлениях детского оркестра, самостоятельной работе в уголке му­зыкальной культуры.