Программа самообразования по проблеме развития музыкальных способностей
Пояснительная записка
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.
Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания. Это и послужило выбору темы самообразования: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с игровым песенным фольклором».
Методологической основой исследования:
- подходы к проблеме развития способностей, разработанные отечественными психологами и педагогами (Выготский Л.С., Теплов Б.М.),
- психолого-педагогическая теория деятельности (Рубинштейн, С.Л., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я.),
- теория музыкального обучения и воспитания (Ветлугина Н., Зимина А., Орф К., Картавцева М.Т.),
- традиционная культура и мир детства (Н. Успенская),
- народные игры в детском саду (Лялина Л.А.),
- народное искусство в воспитании детей (Комарова Т.С.).,
- фольклор, музыка, театр (Мерзлякова С.И.)
- традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей (Рытов Д.А.).
Объектом исследования: является развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Предметом исследования: является развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с игровым песенным фольклором.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментальным путем проверить эффективность развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ознакомление с игровым песенным фольклором будет эффективным средством развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, если педагог:
- использует разные жанры игрового фольклора;
- создает в группе развивающую музыкально - игровую среду;
- активно применяет комплекс методов и приемов обучения детей воспроизведению песенной мелодии, сопровождающей народные игры;
- учит простейшим импровизациям разученных ранее игр, песен, попевок, пестушек.
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) раскрыть теоретические основы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста;
3) выделить компоненты, критерии, показатели развития музыкальных способностей старшего дошкольного возраста;
4) разработать программу развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с игровым песенным фольклором; проверить эффективность ознакомления детей старшего дошкольного возраста с игровым песенным фольклором, как средством развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в том, что материалы данного исследования, составленные методические рекомендации по ознакомлению с игровым песенным фольклором, как средство развития музыкальных способностей детей в старшем дошкольном возрасте могут быть использованы педагогами и родителями в дошкольных учреждениях для повышения эффективности воспитательной работы.
База исследования: МБДОУ Подсинский детский сад «Радуга» и Дом культуры с. Подсинее
Теоретический анализ исследуемой проблемы, позволил сделать следующие выводы:
1. Специальные способности - это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов.
2. Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества. Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка.
3. Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности.
4. В определении музыкальных способностей мы придерживаемся мнения Картавцевой М.Т., которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов (музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение (воссоздающее и творческое). Каждая из этих способностей в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве. Но наиболее успешно: ладовое чувство – в процессе слушания музыки, чувства ритма – в музыкально ритмических движениях, музыкально – слуховых представлениях – в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху (пение, игра, игра на музыкальных инструментах). В старшем дошкольном возрасте познавательная деятельность усиливается в процессе обучения. Их восприятие не устойчивое и не организованное, однако, очень острое. Этому возрасту характерна малая дифференцированность восприятия, компенсируемая ярко выраженной эмоциональностью. Мышление от эмоционально-образного к эмоционально- логическому, развивается с речью.
5. Формируются отдельные компоненты музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста:
- Мелодический слух - развивается на занятиях пения, при игре на инструментах, разучивании песен.
- Для развития умения слушать и воспринимать музыку необходимо музыкально – сенсорное восприятие ребенка. Оно предполагает различение звуков по высоте, тембру, силе звучания, длительности.
- Активизация всех компонентов музыкального слуха детей – одна из важных задач музыкальной педагогики и самая существенная сторона в практическом поучении.
- Музыкальная память – к основным процессам относится запоминание материала, узнавание и воспроизведение. Благодаря памяти определяются музыкальные темы и произведения при повторном их исполнении, воспроизводятся отдельные интонации, мелодические обороты и произведения в целом.
- Музыкальное воображение – это необходимый элемент творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, оно делится на воссоздающее и творческое.
- Воссоздающее воображение дает возможность мысленно представить мелодию или произведение. Воображение опирается на предшествующий музыкально – слуховой опыт.
6. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомят детей с обычаями и обрядами народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувствам юмора. Знакомство с музыкальным фольклором в практике дошкольных учреждений осуществляется на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. Наиболее распространенное и доступное средство -произведения музыкального фольклора, которые входят как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребенка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы - характерные черты русского музыкального народного творчества. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность. Народный, песенный материал помогает эффективно решать задачу эстетического воспитания и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Даже песни, сопровождающие быт ребенка, отличаются ярко выраженным характером. Некоторые из них протяжные, распевные, например колыбельные песни «Котя, котенька-коток», «Баю-баю». Игровые, плясовые песни радуют своим веселым, жизнерадостным характером. Они очень просты по своему, построению, отличаются четким ритмом, задорной мелодией. В них ярко переданы интонации, иллюстрирующие монотонные движения колыбели. Малыши с удовольствием слушают и подпевают эти песни, эмоционально откликаются на них.
В рамках реализации программы самообразования было организовано экспериментальное исследование эффективности развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора.
Опытно–экспериментальная работа состояла из трех этапов.
1 Констатирующий этап. На этом этапе в соответствие с целью и предметом нашего исследования для сбора эмпирических данных нами были использованы игровые задания для детей и анализ педагогической документации. Анализ полученных эмпирических данных показал, что в старшем дошкольном возрасте у детей преобладает средний уровень развития музыкальных способностей, они чувствовали заданную тональность, но не всегда выразительно передавали содержание произведения, заканчивали мелодию, начатую взрослым после повторения Инструкции; не всегда сохраняли заданный ритмический рисунок, изменяя мелодическую интонацию, подчеркивали свое отношение; не испытывал значительных затруднений при сочинении мелодии на заданное содержание текста, но мелодия включала в себя повторяющиеся элементы
2 Формирующий этап. На формирующем этапе мы работали по составленной нами программе развития музыкальных способностей средствами игрового песенного фольклора. Мы активно применяли комплекс методов и приемов обучения детей воспроизведению мелодии сопровождения в народных песнях, а также игровых песнях и игре на народных шумовых инструментах, обучали их импровизации разученных ранее песенок, попевок, а также созданию собственных композиции на материале игрового песенного фольклора.
Для формирования музыкальных способностей детей мы создавали определенную развивающую предметно-пространственную среду, активно используемую педагогом для развития детского музыкальных способностей:
1. Организация мини-музея русской культуры «Горница».
2. Заключение договоров между хакасским национальным ансамблем «Айланыс» и театром « Читиген».
3. Наличие инструментов и костюмов для детей и взрослых
4. Отбор репертуара.
Учебно-тематический план в используемой программе составлен с учетом возрастных особенностей обучаемых с включением следующих разделов:
«Народоведение» - формирование мировоззрения.
- Народный календарь, где с детьми мы изучаем народные традиции, обряды, обычаи, праздничную культуру.
- Быт и уклад жизни
- Жанры литературного устного фольклора (скороговорки, считалки, потешки, дразнилки и т.д.)
«Музыкальный фольклор» - развитие способностей, совершенствование музыкальных и речевых навыков.
Включает в себя различные виды деятельности.
- Слушанье и восприятие. Наши дети слушают фольклорные образцы не только на СД носителях но и имеют возможность смотреть выступления хакасского национального ансамбля «Айланыс», г. Абакан, детского образцового фольклорного ансамбля «Соловушка», не имеющего аналогов в Хакасии.
- Пение сольное и ансамблевое. Песенный репертуар разнообразен. Дети знакомятся с устными и песенными жанрами фольклора; (скороговорками, дразнилками, прибаутками, потешками, закличками…), Музыкальный фольклор используется в разных формах; (занятие-концерт, урок- драматизация, урок-беседа). Обучение включает в себя упражнения для голосового аппарата: на развитие дикции, дыхания и единой звуковой позиции. Поются песни различных регионов, разных традиций. Они доставляют детям огромную радость, ведь пропевая эти песни каждый член коллектива может самовыразиться – спеть, сплясать, сыграть, на инструменте.
Пение – сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Воспринимая последовательность и организованность мелодии и речи, ребенок чувствует себя увереннее, в большей безопасности. Воспитывая певческие навыки, педагог следит. Чтобы дети пели громко, легко, напевно, без крика. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох - медленным. Дикция четкая и ясная. Пение оказывает положительное влияние на детей с различного рода речевыми недостатками.
- Народная хореография. Разучиваем с ребятами элементы бытовых танцев, пляски, кадрили, включая их в последующем в театрализацию народных праздников, гуляний, молодежных увеселений. Танцевальные упражнения способствуют развитию пластичности, ритмичности движений, снятию или ослаблению мышечного напряжения.
- Фольклорные игры. Играя в них наши детки раскрепощаются, устанавливается неформальная обстановка и хороший контакт в общении. Фольклорные игры «Яша», «Бояре», «Золотые ворота», «Плетень», «Дрема» удобны для развития распевного интонирования, они активизируют и раскрепощают детей, создают необходимую атмосферу увлеченности, которая способствует развитию коллективного творчества, появлению сотрудничества и заинтересованности, самоотдачи и самовыражения. Ребенок поет, ритмично двигается, слышит других поющих, видит их, сам является субъектом деятельности, наиболее приближенно к психофизиологическому уровню его развития. В процессе фольклорной песенной игры возникает атмосфера коллективного эстетического переживания, что еще более усиливает глубину восприятия. Эти игры способствуют обогащению словаря, активизации восприятия и понимания речи, определяют её содержание, формируют навык грамматически правильной, связной речи и помогают её развитию.
- Игра на народных музыкальных инструментах. Для развития ритмической организации используем народные инструменты устной традиции (ложки, трещетки, погремушки, стукалки). Ритмические хлопки притопы в сочетании с игрой на шумовых инструментах способствуют развитию музыкально-ритмического слуха, памяти, учат грамотно связывать пение с игрой. Музицирование на традиционных русских народных инструментах вносит яркий колорит в звучание ансамбля при исполнении песен, а в работе с детьми, увлекает и вызывает у них интерес.
- Народный театр. В этом направлении мы с детьми создаем мини-спектакли. Чаще всего это - небольшие праздничные музыкальные композиции, посвященные русским и хакасским народным праздникам.
3. Контрольный этап. Целью контрольного этапа ОЭР являлось изучение эффективности развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с игровым песенным фольклором.
Качественный анализ полученных результатов показал, что дети, перешедшие со среднего на высокий уровень сохраняли ритмический рисунок, предложенный экспериментатором, способны изменять мелодические интонации, эмоционально выражали свое отношение к произведению при исполнении; не только чувствовали заданную тональность, но и придумывали собственную мелодию.
Дети, перешедшие с низкого на средний уровень при выполнении заданий они чувствовали заданную тональность, старались выразительно передавать содержание произведения, заканчивать мелодию, начатую взрослым после повторения инструкции, хотя ошибки в исполнении наблюдались - дети не всегда сохраняли заданный ритмический рисунок, но не испытывал значительных затруднений при сочинении мелодии на заданное содержание текста, но мелодия включала в себя повторяющиеся элементы.
Дети с низким уровнем при выполнении заданий не всегда чувствовали заданную тональность, но старались выразительно передавать содержание, заканчивая мелодию после повторной инструкции дети использовали прием повторения, воспроизводили ритмический рисунок и мелодическую интонацию с ошибками.
Таким образом, мы выявили, что в обследуемой группе детей произошли как количественные, так и качественные изменения. Дети стали интонировать исполняемую мелодию, сформировано ладовое чувство, у многих из них ярко проявилась способность к сочинительству мелодий по заданному содержанию. Даже дети с низким уровнем развития музыкального развития с удовольствием принимали участие в выступлениях детского оркестра, самостоятельной работе в уголке музыкальной культуры.