Программа деятельности и творческого центра " Соловушка"

Осипова Ирина Викторовна


Пояснительная записка

 

В настоящее время заметен процесс возрождения и возвращения к истокам, изначальному пониманию подлинно гуманных идей в педагогической науке, заложенных еще в глубокой древности мудрыми мыслителями, просветителями, философами. Одна из них – всестороннее и гармоничное развитие личности – современная детский сад вновь подняла на щит и провозгласила первоочередной задачей на данном этапе. Перед современной школой ставятся задачи первостепенной важности, такие, как демократизация, развитие личности ребенка, гуманизация.     

В последние годы особо возрастает ценность эстетического  образования школьников Российской Федерации. Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой, то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями. Важнейшей задачей воспитания духовной культуры дошкольников является разработка и внедрение творческой системы эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь связь искусства с жизнью, историей страны, способствует эстетическому развитию молодого поколения.

Идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время приобретают особую актуальность. Литература, музыка, живопись охватывают духовную жизнь всесторонне и полно. Знакомясь с музыкальным, культурным наследием своего народа, обучающиеся могут узнать о традициях, культуре, народах, проживающих на территории области, края, что поможет правильно выбрать активную жизненную позицию. Приобщение к народному творчеству оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

Основным видом деятельности в предлагаемом курсе является изучение истоков народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции народных праздников, а так же изучение истории своего края.

Основная цель: развитие детской одаренности и музыкальных способностей  у детей дошкольного возраста средствами  песенного фольклора

Целевая направленность деятельности творческого центра решается посредством реализации следующих задач:

-                    обеспечить усвоение знаний по краеведческой литературе, фольклорных произведений, народных традиций, народных промыслов, связанных с развитием истории Малой Родины;

-                    продолжить изучение родного края посредством привития интереса к  народным традициям, фольклорным произведениям;

-                    воспитывать чувство прекрасного, основываясь на произведениях фольклора приобщить детей к чтению краеведческой, искусствоведческой литературы;

-                    развивать гуманитарную культуру учащихся, приобщать к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего города и всего народа;

-                    воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;

-                    формировать навыки работы с литературными источниками, историческими источниками, фольклорными и музыкальными произведениями.

Творческий центр фольклора способствует  выявлению  интересов и склонностей, способностей учащихся, формированию  практического опыта в различных  сферах познавательной деятельности.

 

Содержание программы

 

 Этапы реализации программы

Таблица 1.

Этап

Задачи этапа

Сроки

реализации

Организационно- диагностический

1.            Исследовать психолого-педагогические подходы к изучению феномена детской музыкальной  одаренности.

2.            Отобрать необходимые диагностические методики для определения уровня развития музыкальных способностей.

3.            Разработать основные аспекты и содержание работы по развитию музыкальных способностей воспитанников.

4.            Выявить детей с высокими музыкальными способностями.

2020г.

Развивающий

1.            Организовать и проводить комплексную и систематическую развивающую работу с детьми.

2.            Обеспечить участие  детей в конкурсах, концертах, проектах, творческих отчетах.

3.            Привлечь к сотрудничеству родителей.

2021- 2025г.г.

Заключительный

1.            Подвести итоги успешности реализации программы, проведя мониторинг и сравнительный анализ показателей одаренности.

2.            Обобщить опыт работы ДОУ в данном направлении и представить его на обсуждение в педагогической среде.

2025г.

 

Основные направления  работы

Основные направления работы представлены тремя направлениями: создание педагогических условий для развития детской одаренности, организация воспитательно-образовательной работы и сотрудничество с родителями.

 

Таблица 2. Педагогические условия развития детской одаренности и содержание работы воспитательно-образовательного процесса по развитию музыкальных способностей средствами песенного фольклора

Направления работы

Совместная деятельность

 педагога и детей

Самостоятельная

деятельность детей

Развитие  музыкально-художественной деятельности:

1. Развитие певческих навыков

 

 

 

2. Развитие музыкально- ритмических движений

 

 

 

3. Игра на музыкальных инструментах.

 

 

 

4. Развитие музыкально- игрового творчества

 

 

 

 

 

Непосредственная образовательная деятельность в фольклорном ансамбле «Соловушки»

Использование музыкально-дидактических игр.

Организация выступлений на детских праздниках, празднование Дней рождения, смотрах и конкурсах, творческих отчетах.

Обучение игре на музыкальных инструментах, организация оркестра народных инструментов.

 

Разучивание народных хороводных, сезонных и обрядовых игр в рамках интегрированных проектов, попевок, потешек, дразнилок.

 

 

 

Игры в «праздники», «концерт».

 

 

 

Театрализованные игры с использованием имеющегося в группе оборудования: ширм, различных видов театра, масок, костюмов для ряжения.

Игра на шумовых инструментах в группе.

Подбор на музыкальных инструментах простых мелодий.

Придумывание простейших танцевальных движений. Инсценирование содержания песен, хороводов.

Развитие интегрированных художественно-творческих способностей.

 

Участие детей в интегрированных проектах:

«Сезонные праздники» - Кузьминки, Красная горка;

«Обрядовые праздники» - Рождественские колядки, Масленица, Хакасский Новый год и др.

 

 

Игры-драматизации

Придумывание концертов

 

Приобщение к музыкальной культуре.

Слушание музыкальных произведений, музыкальных сказок.

Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов.

Рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности.

Слушание авторской музыки

Рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности.

 

 

Рассматривание портретов композиторов.

Приобщение к культурным и музыкальным традициям русского и хакасского народа

Проведение хакасских и русских праздников.

Театрализованные представления в мини- музее «Русская изба».

Знакомство с традициями, бытом русского и хакасского народов.

Знакомство с содержанием уголков патриотического воспитания.

Народные игры на прогулке и в свободное время.

Создание условий для самореализации детей и стимулирование их желания для дальнейшего развития

Участие детского фольклорного ансамбля и оркестра на конкурсах муниципального и регионального уровня.

Организация творческих отчетов для родителей и жителей села.

Проведение Дней открытых дверей.

Публикации в печати о проходящих в ДОУ мероприятиях.

Использование возможностей развивающей среды группы.

Оснащение групп музыкальными инструментами, средствами ТСО (магнитофон, телевизор), создание развивающей игротеки и фильмотеки, накопление атрибутов для драматизаций, организации «концертов», «празднования Дней рождения»  и т.п.

 

Содержание работы с родителями

-                    Проведение разъяснительной работы о важности развитию у ребёнка имеющейся музыкальной одаренности.

-                    Проведение консультаций о методах и формах работы с детьми.

-                    Подготовка для родителей фотовыставок, Дней открытых дверей, отчетных концертов.

-                    Привлечение родителей к совместной работе над творческими проектами, подготовке к проведению утренников, праздников.

-                    Поощрение родителей почетными грамотами, выражение благодарности через средства печати. 

 

Особенности взаимодействия музыкального руководителя с родителями.

1.                  Информационно–аналитическое направление реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных, и предполагает решение педагогических задач:

-                    Выявить интересы и предпочтения родителей.

-                    Выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах развития музыкальных способностей детей.

-                    Узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей.

2.                  Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические сообщения, семинары-практикумы, детского сада для родителей, родительские клубы. Основной задачей в этом направлении работы с семьей является повышение компетентности родителей в вопросах по музыкально-эстетическому развитию ребенка дошкольного возраста.

3.                  Наглядно – информационное направление работы с родителями реализуется в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок–передвижек. Родители имеют возможность, ознакомится с музыкальным репертуаром, который используется на занятиях, а так же узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания в условиях семьи, расширить осведомленность о народных праздниках, традициях, культуре и быте.

4.                  Развлекательное направление нередко пересекается с познавательным. Тем не менее, задачей работы в этом направлении является эмоционально-эстетическое обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей. К этому направлению относятся такие формы взаимодействия как родительские клубы, детского сада для родителей, праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и детей.

5.                  Создание предметно-развивающей среды. Работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении музыкального зала к праздникам, в подготовке костюмов, декораций. Дети по-особенному относятся к этим вещам, зная, что в этом деле приложили свои старания их родители.

Итак, родитель, непосредственно участвующий в организации педагогического процесса, является незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. А ребенок испытывает гордость и радость, а главное получает положительный пример активной жизненной позиции. В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности необходимо мотивировать их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений, а так же к содействию дальнейшего обучения детей в системе дополнительного образования.

 

Ожидаемые результаты

Реализация программного содержания позволит приобщить обучающихся к изучению культуры родного края и развить интерес к народным традициям, фольклорным произведениям. Результатом будет идентификация детьми произведений песенного фольклора со своими целевыми установками. Целенаправленные сопоставления произведений с характерными для данного жанра, стиля, интонациями, закономерностями развития музыки, подобранных по сходству и различию, разовьют у учащихся способность отличать музыку разных народов, разных жанров, композиторскую музыку от народной, определять на слух тот или иной стиль.

Разнообразие различных фольклорных произведений позволяет детям устанавливать различные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, народными промыслами. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей. Наша работа предполагает расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к фольклорному искусству как части окружающей его жизни. Этому способствует, прежде всего, исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования – пения, игры на музыкальных инструментах, простейших импровизаций.

Используя занятия творческого центра, педагог расширяет образовательную среду дошкольников через общение с ней при посещении концертов, музеев, народных праздников.

 

Требования к уровню освоения содержания. К  окончанию данного курса дети должны знать: названия народных праздников; название христианских праздников; название разных жанровых видов народной песни; название инструментов народного оркестра; отличительные особенности русского национального костюма; различные виды народных промыслов России. Дети должны уметь: находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров; исполнять простейшие движения народного танца; исполнять народные мелодии разного жанра; исполнять фольклорные произведения в ансамбле, оркестре.

 

Общие методические указания.

Развивая, различные формы приобщения дошкольников к народной музыке, всегда нужно помнить, что в основе любой из них лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять над ней. Ребенок, не умеющий слушать музыку, никогда не научится по-настоящему хорошо исполнять ее. А все теоретические знания, полученные на занятиях, останутся пустыми, формальными сведениями.

Педагог должен дать детям возможность прочувствовать и продумать услышанное. И только  спустя некоторое время, задать им вопросы. Педагог должен стремиться к тому, чтобы дети как можно чаще сами отвечали на возникающие у них вопросы.

Творческое начало должно проявляться на каждом занятии. Оно может заключаться в своеобразных ответах на вопросы, в собственных предположениях о характере  исполнения того или иного произведения, импровизации исполнения народных песен, танцев.

Занятия должны проводиться в различных формах, - например, путешествие в галерею искусств, в виртуальный концертный зал, теоретические занятия-праздники, занятия-концерты, занятия-экскурсии, занятия отработки навыков танца, игры на инструментах и т.д.

Все формы занятий должны быть направлены на их духовное развитие, воспитание чувства патриотизма, любви к традициям своего народа.