Программа деятельности и творческого центра " Соловушка"
Пояснительная записка
В настоящее время заметен процесс возрождения и возвращения к истокам, изначальному пониманию подлинно гуманных идей в педагогической науке, заложенных еще в глубокой древности мудрыми мыслителями, просветителями, философами. Одна из них – всестороннее и гармоничное развитие личности – современная детский сад вновь подняла на щит и провозгласила первоочередной задачей на данном этапе. Перед современной школой ставятся задачи первостепенной важности, такие, как демократизация, развитие личности ребенка, гуманизация.
В последние годы особо возрастает ценность эстетического образования школьников Российской Федерации. Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой, то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями. Важнейшей задачей воспитания духовной культуры дошкольников является разработка и внедрение творческой системы эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь связь искусства с жизнью, историей страны, способствует эстетическому развитию молодого поколения.
Идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время приобретают особую актуальность. Литература, музыка, живопись охватывают духовную жизнь всесторонне и полно. Знакомясь с музыкальным, культурным наследием своего народа, обучающиеся могут узнать о традициях, культуре, народах, проживающих на территории области, края, что поможет правильно выбрать активную жизненную позицию. Приобщение к народному творчеству оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
Основным видом деятельности в предлагаемом курсе является изучение истоков народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции народных праздников, а так же изучение истории своего края.
Основная цель: развитие детской одаренности и музыкальных способностей у детей дошкольного возраста средствами песенного фольклора
Целевая направленность деятельности творческого центра решается посредством реализации следующих задач:
- обеспечить усвоение знаний по краеведческой литературе, фольклорных произведений, народных традиций, народных промыслов, связанных с развитием истории Малой Родины;
- продолжить изучение родного края посредством привития интереса к народным традициям, фольклорным произведениям;
- воспитывать чувство прекрасного, основываясь на произведениях фольклора приобщить детей к чтению краеведческой, искусствоведческой литературы;
- развивать гуманитарную культуру учащихся, приобщать к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего города и всего народа;
- воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;
- формировать навыки работы с литературными источниками, историческими источниками, фольклорными и музыкальными произведениями.
Творческий центр фольклора способствует выявлению интересов и склонностей, способностей учащихся, формированию практического опыта в различных сферах познавательной деятельности.
Содержание программы
Этапы реализации программы
Таблица 1.
Этап | Задачи этапа | Сроки реализации |
Организационно- диагностический | 1. Исследовать психолого-педагогические подходы к изучению феномена детской музыкальной одаренности. 2. Отобрать необходимые диагностические методики для определения уровня развития музыкальных способностей. 3. Разработать основные аспекты и содержание работы по развитию музыкальных способностей воспитанников. 4. Выявить детей с высокими музыкальными способностями. | 2020г. |
Развивающий | 1. Организовать и проводить комплексную и систематическую развивающую работу с детьми. 2. Обеспечить участие детей в конкурсах, концертах, проектах, творческих отчетах. 3. Привлечь к сотрудничеству родителей. | 2021- 2025г.г. |
Заключительный | 1. Подвести итоги успешности реализации программы, проведя мониторинг и сравнительный анализ показателей одаренности. 2. Обобщить опыт работы ДОУ в данном направлении и представить его на обсуждение в педагогической среде. | 2025г. |
Основные направления работы
Основные направления работы представлены тремя направлениями: создание педагогических условий для развития детской одаренности, организация воспитательно-образовательной работы и сотрудничество с родителями.
Таблица 2. Педагогические условия развития детской одаренности и содержание работы воспитательно-образовательного процесса по развитию музыкальных способностей средствами песенного фольклора
Направления работы | Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей |
Развитие музыкально-художественной деятельности: 1. Развитие певческих навыков
2. Развитие музыкально- ритмических движений
3. Игра на музыкальных инструментах.
4. Развитие музыкально- игрового творчества
|
Непосредственная образовательная деятельность в фольклорном ансамбле «Соловушки» Использование музыкально-дидактических игр. Организация выступлений на детских праздниках, празднование Дней рождения, смотрах и конкурсах, творческих отчетах. Обучение игре на музыкальных инструментах, организация оркестра народных инструментов.
Разучивание народных хороводных, сезонных и обрядовых игр в рамках интегрированных проектов, попевок, потешек, дразнилок. |
Игры в «праздники», «концерт».
Театрализованные игры с использованием имеющегося в группе оборудования: ширм, различных видов театра, масок, костюмов для ряжения. Игра на шумовых инструментах в группе. Подбор на музыкальных инструментах простых мелодий. Придумывание простейших танцевальных движений. Инсценирование содержания песен, хороводов. |
Развитие интегрированных художественно-творческих способностей.
| Участие детей в интегрированных проектах: «Сезонные праздники» - Кузьминки, Красная горка; «Обрядовые праздники» - Рождественские колядки, Масленица, Хакасский Новый год и др. |
Игры-драматизации Придумывание концертов
|
Приобщение к музыкальной культуре. | Слушание музыкальных произведений, музыкальных сказок. Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов. Рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности. Слушание авторской музыки | Рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности.
Рассматривание портретов композиторов. |
Приобщение к культурным и музыкальным традициям русского и хакасского народа | Проведение хакасских и русских праздников. Театрализованные представления в мини- музее «Русская изба». Знакомство с традициями, бытом русского и хакасского народов. | Знакомство с содержанием уголков патриотического воспитания. Народные игры на прогулке и в свободное время. |
Создание условий для самореализации детей и стимулирование их желания для дальнейшего развития | Участие детского фольклорного ансамбля и оркестра на конкурсах муниципального и регионального уровня. Организация творческих отчетов для родителей и жителей села. Проведение Дней открытых дверей. Публикации в печати о проходящих в ДОУ мероприятиях. | Использование возможностей развивающей среды группы. Оснащение групп музыкальными инструментами, средствами ТСО (магнитофон, телевизор), создание развивающей игротеки и фильмотеки, накопление атрибутов для драматизаций, организации «концертов», «празднования Дней рождения» и т.п. |
Содержание работы с родителями
- Проведение разъяснительной работы о важности развитию у ребёнка имеющейся музыкальной одаренности.
- Проведение консультаций о методах и формах работы с детьми.
- Подготовка для родителей фотовыставок, Дней открытых дверей, отчетных концертов.
- Привлечение родителей к совместной работе над творческими проектами, подготовке к проведению утренников, праздников.
- Поощрение родителей почетными грамотами, выражение благодарности через средства печати.
Особенности взаимодействия музыкального руководителя с родителями.
1. Информационно–аналитическое направление реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных, и предполагает решение педагогических задач:
- Выявить интересы и предпочтения родителей.
- Выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах развития музыкальных способностей детей.
- Узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей.
2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические сообщения, семинары-практикумы, детского сада для родителей, родительские клубы. Основной задачей в этом направлении работы с семьей является повышение компетентности родителей в вопросах по музыкально-эстетическому развитию ребенка дошкольного возраста.
3. Наглядно – информационное направление работы с родителями реализуется в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок–передвижек. Родители имеют возможность, ознакомится с музыкальным репертуаром, который используется на занятиях, а так же узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания в условиях семьи, расширить осведомленность о народных праздниках, традициях, культуре и быте.
4. Развлекательное направление нередко пересекается с познавательным. Тем не менее, задачей работы в этом направлении является эмоционально-эстетическое обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей. К этому направлению относятся такие формы взаимодействия как родительские клубы, детского сада для родителей, праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и детей.
5. Создание предметно-развивающей среды. Работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении музыкального зала к праздникам, в подготовке костюмов, декораций. Дети по-особенному относятся к этим вещам, зная, что в этом деле приложили свои старания их родители.
Итак, родитель, непосредственно участвующий в организации педагогического процесса, является незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. А ребенок испытывает гордость и радость, а главное получает положительный пример активной жизненной позиции. В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности необходимо мотивировать их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений, а так же к содействию дальнейшего обучения детей в системе дополнительного образования.
Ожидаемые результаты
Реализация программного содержания позволит приобщить обучающихся к изучению культуры родного края и развить интерес к народным традициям, фольклорным произведениям. Результатом будет идентификация детьми произведений песенного фольклора со своими целевыми установками. Целенаправленные сопоставления произведений с характерными для данного жанра, стиля, интонациями, закономерностями развития музыки, подобранных по сходству и различию, разовьют у учащихся способность отличать музыку разных народов, разных жанров, композиторскую музыку от народной, определять на слух тот или иной стиль.
Разнообразие различных фольклорных произведений позволяет детям устанавливать различные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, народными промыслами. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей. Наша работа предполагает расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к фольклорному искусству как части окружающей его жизни. Этому способствует, прежде всего, исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования – пения, игры на музыкальных инструментах, простейших импровизаций.
Используя занятия творческого центра, педагог расширяет образовательную среду дошкольников через общение с ней при посещении концертов, музеев, народных праздников.
Требования к уровню освоения содержания. К окончанию данного курса дети должны знать: названия народных праздников; название христианских праздников; название разных жанровых видов народной песни; название инструментов народного оркестра; отличительные особенности русского национального костюма; различные виды народных промыслов России. Дети должны уметь: находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров; исполнять простейшие движения народного танца; исполнять народные мелодии разного жанра; исполнять фольклорные произведения в ансамбле, оркестре.
Общие методические указания.
Развивая, различные формы приобщения дошкольников к народной музыке, всегда нужно помнить, что в основе любой из них лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять над ней. Ребенок, не умеющий слушать музыку, никогда не научится по-настоящему хорошо исполнять ее. А все теоретические знания, полученные на занятиях, останутся пустыми, формальными сведениями.
Педагог должен дать детям возможность прочувствовать и продумать услышанное. И только спустя некоторое время, задать им вопросы. Педагог должен стремиться к тому, чтобы дети как можно чаще сами отвечали на возникающие у них вопросы.
Творческое начало должно проявляться на каждом занятии. Оно может заключаться в своеобразных ответах на вопросы, в собственных предположениях о характере исполнения того или иного произведения, импровизации исполнения народных песен, танцев.
Занятия должны проводиться в различных формах, - например, путешествие в галерею искусств, в виртуальный концертный зал, теоретические занятия-праздники, занятия-концерты, занятия-экскурсии, занятия отработки навыков танца, игры на инструментах и т.д.
Все формы занятий должны быть направлены на их духовное развитие, воспитание чувства патриотизма, любви к традициям своего народа.