Психологическое сопровождение детей с тяжелым нарушением зрения
Ребенок с тяжелым нарушением зрения, находясь в группе детей компенсирующей направленности испытывает трудности в общении, в развитии эмоциональной сферы. Такой ребенок нуждается в индивидуальном и своевременном сопровождении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Л.С. Выготский писал: «дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к ряду отклонений». Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями зрения Эмоционально-волевая сфера : менее эмоциональны, более спокойны амимичность (жесты и мимика бедны) невротические реакции (стереотипии, плаксивость, частая смена настроения, повышенная возбудимость, раздражительность, общая заторможенность, замкнутость, излишнее фантазирование (вымышленные персонажи) Социальная сфера трудности в умении обращаться с просьбой входить и поддерживать контакт трудности в развитии невербальных средств общения Познавательная сфера недостатки развития движений и малая двигательная активность более точно распознают разнообразные эмоциональные состояния человека, который произносит речь (слуховое и тактильное восприятие являются компенсаторными) трудности в развитии пространственных представлений, микро и макро ориентировки игровая деятельность по возрасту затруднена замедленное развитие всех форм познавательной деятельности
Поскольку дефект зрения ведет к нарушению социальных отношений, у ребенка постепенно может возникнуть ряд негативных социальных установок (установка на избегание зрячих, неадекватное ситуативное поведение). От этого страдает его подготовка к самостоятельной жизни. Психологическое сопровождение предполагает создание таких условий, при которых ребенок не мог бы чувствовать своей «ущербности», не воспринимать свой физический недуг как повод для одиночества и формирования комплексов. Такой подход способствует гуманизации взаимоотношений детей, формированию у ребенка с нарушениями зрения адекватной самооценки, ощущения заботы, опоры, доброты, развитию компенсаторных возможностей.
Цель: Участие в создании условий для сохранения психологического здоровья детей с тяжелым нарушением зрения. Задачи: Первый год Эмоционально-волевая сфера Способствовать благоприятной адаптации детей к условиям ДОУ. Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к ДОУ. Развитие у детей навыков саморегуляции , обучение приемам снятия психоэмоционального напряжения. Развитие способности определять свои эмоциональные состояния и состояния других людей по голосу, тактильным пиктограммам. Социальная сфера Обучение воспитателей методам проведения адаптационных мероприятий. Формирование у детей чувства принадлежности к группе. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом (в паре, или в мини подгруппе) Оказание симптоматической помощи Познавательная сфера Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления.
Схема психолого-педагогического сопровождения ребенка со сложными нарушениями зрения
Условия , при которых адаптация ребенка проходит наиболее благоприятно Принятие педагогами ребенка Оптимальное взаимодействие триады: ребенок-родитель-педагог Создание специальных условий предметно-развивающей среды Специальные мероприятия по адаптации
Психологическое сопровождение ребенка включает в себя этапы : развитие у ребенка чувства принадлежности к группе Игры-ритуалы в круге: «В нашей группе», «Покатился колобок», «Тебя зовут….?», «Приветствия», Игры-подражания, «Кто позвал?» р азвитие навыков саморегуляции Релаксационные, психораскрепощающие игры и упражнения
работа с излишним фантазированием, осознание мира реального и нереального Сказка про волшебный проход Копинг -стратегия: Браслет фантазий развитие адекватной самооценки, самопринятия ( сказкотерапия ) Чтение и разыгрывание сказок: «Подснежник», «Про ежика Витю »(Я плохой , со мной никто не будет дружить), «Роза и Ромашка» (Я не красивая и плохая), «Цветок по имени Незабудка»(Я не такой как все), «Сказка про Енота» (Я не знаю как подружиться), «Помидор Сашка» (Мне здесь грустно и одиноко).
развитие способности определять свои эмоциональные состояния, развитие эмоциональной выразительности (жесты, мимика) «Какое у тебя настроение, мягкое, колючее или гладкое?» Тактильная пиктограмма настроения. Покажи как смеется человечек (плачет, злится). развитие умения входить в контакт, обращаться с просьбой «Поменяйтесь игрушками» «попроси игрушку»
Второй и последующие годы Цель: формирование психологической готовности к школе Эмоционально-волевая сфера Задачи: Развитие у детей навыков саморегуляции, обучение приемам снятия психоэмоционального напряжения, самопомощи в стрессовых ситуациях. Развитие способности определять свои эмоциональные состояния и состояния других людей по голосу, тактильным пиктограммам, в сюжетах. Формирования навыков мимической выразительности. Развитие эмпатии , умения сочувствовать, сопереживать, оказывать помощь, умения делиться. Развитие способности свободно выражать свои чувства и эмоции.
Продолжение работы по развитию мимической выразительности, способности определять и выражать эмоции. Введение индивидуальных «коробочек хорошего настроения» Введение «уголка уединения» с тактильными пиктограммами эмоций в группе Чтение и анализ психологических сказок по текущим проблемам детей и сказок для подготовки к школе (О. Хухлаева .) Проведение тренингов по саморегуляции в условиях «Волшебной комнаты»
Социальная сфера Задачи: Формирование у детей чувства принадлежности к группе. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом (в паре, или в мини подгруппе). Развитие навыков игровой деятельности. Оказание симптоматической помощи. Обучение навыком жестовой речи.
Обучение навыкам жестовой речи Введение игр-соревнований Введение «групповой рефлексии» Введение «жетонной программы: «правила поведения на занятиях»
Познавательная сфера Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения в соответствии со способностями и индивидуальными, возрастными возможностями детей.