Раздел 9. Методическая копилка
Метод обучения – это способ организации
совместной деятельности учителя и учащихся по достижению целей обучения.
Смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий...
Герберт Маршалл Маклюэн[ ]
В конце XX в. человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество, а тезис известного исследователя массовых коммуникаций Г. М. Маклюэна [ ], приведенный в качестве эпиграфа, получил новое подтверждение. Информационные и коммуникационные технологии, по сути, расширяют границы таких фундаментальных понятий, как знание и язык.
Информационно-коммуникативная компетентность - один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Основой для ее формирования является образовательная область «Информатика и информационные технологии», общероссийские тенденции, развития которой соответствуют мировым. Сформировать информационно-коммуникативная компетентность у уча щихся позволяет программа курса «Информационные и коммуникационные технологии». Знания умения, навыки, связанны с обработкой информации, приобретают все большую важность для современного человека. К ним относится поиск сбор, анализ, организация, представление, передача информации в открытом информационном пространстве и всей окружающей, реальности, проектирование объектов и процессов, реализация планов в том числе – в области индивидуальной и групповой учебной и производственной деятельности, умение решать принципиально новые задачи, учиться в течении всей жизни.
Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество. Внедрение в практику новых информационных технологий, повышает общий уровень учебного процесса, усиливает познавательную активность учащихся, поддерживает учителей в состоянии творческого поиска.
Современное ИКТ становится одним из важнейших инструментов модернизации школы в целом – от управления до воспитания и обеспечения доступности образования ИКТ является одним из основных инструментов реализации образования предусматривающего существенное расширение содержания, способов и форм получения образовательных услуг. Одна из наиболее важных возможностей, открываемых ИКТ – существенно повышение уровня индивидуализации образования, как в отношении вариативности содержания, так как и в отношении разнообразия форм образовательного процесса в частности, связанных с индивидуальными для учащихся силами восприятия и интеллектуальной деятельности.
На современном этапе реформирования образования актуальна проблема формирования в процессе обучения информационно – коммуникационных умений учащихся. Одним из основополагающих при изучении ИКТ является раздел « Технология и обработка текстовой информации: текстовый процессор «MICROSOFT WORD »
Текстовые информационные технологии относятся к числу наиболее часто используемых на практике. Области их применения различны: от подготовки документов до издательской деятельности. Кроме того, очевидно и преимущество компьютерного способа подготовки и хранения текстов по сравнению с «бумажным». Изучение данной темы в школьном курсе информатики связанно с тем, что WORD наиболее популярный текстовый редактор. Он позволяет создавать документы, содержащие текст, таблицы и графику на профессиональном уровне. Навыки, полученные на уроках, посвященные данной теме, будут востребованы не только в школе, но и при дальнейшем обучении в вузах при подготовки курсовых и дипломных работ. Данная тема имеет большое значение в курсе изучения приложений для WINDOWS. Ученики учатся создавать и редактировать самые различные документы в приложении MS OFFICE (WORD, EXCEL.POWERPOINT) является своеобразной моделью, на которой подробно рассматриваются базовые операции и приемы компьютерной технологии. Текстовый редактор WORD подготавливает учеников к изучению других программ MS OFFICE как например: таких как EXCEL.POWERPOINT. так как они имеют похожий интерфейс и одинаковые функции для работы с тестом и графикой. Благодаря своим широким функциональным возможностям Microsoft Word может применятся как для создания и оформления документов в повседневной работе, так и в издательском деле для верстки иллюстрированных книг различной сложности, а также для расчетов и подготовки рисунков, текстов и форм, презентаций, писем, сайтов также позволяет зная программу Microsoft Word лучше пользоваться в приложениях PAINT, EXCEL, POVER POINT.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika.doc | 92.5 КБ |
konspekt_urok.docx | 27.93 КБ |
informatika.docx | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по преподаванию информатики и ИКТ
в 2012 – 2013 учебном году.
Методические рекомендации по преподаванию предмета «Информатика и ИКТ»
Введение нового базисного учебного плана (БУП), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2010 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», и поэтапное внедрение федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (включая предпрофильное обучение в 9 классах с 2010/2011 учебного года) предусматривает изменение концепции преподавания курса информатики, которое привело к изменению названия учебной дисциплины на новое «Информатика и ИКТ», места курса в учебном плане и его объема в учебных часах.
Изучение предмета «Информатика и ИКТ», направлено на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, и вводится в соответствии с новым учебным планом в 3 – 4 классах в качестве учебного модуля предмета «Технология» и в 8 – 9 классах – как самостоятельный учебный предмет. В общеобразовательных учреждениях Саратовской области возможно введение предмета в рамках регионального компонента в 5 – 7 классах. На ступени старшей школы в 10 -11 классах предмет «Информатика и ИКТ» преподаётся с учётом выбора профиля. Так же в начальных классах (2 – 4) возможно введение предмета в процесс обучения за счёт компонента образовательного учреждения. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики и ИКТ. Изучение информационных технологий может идти и в ходе их активного использования при изучении других предметов, поскольку предмет "Информатика и ИКТ" имеет большую прикладную составляющую, способствующую успешному изучению многих других предметов.
В общеобразовательных учреждениях Саратовской области может быть реализован непрерывный курс изучения информатики и ИКТ, предусматривающий три этапа:
- пропедевтический (2 7 классы),
- базовый (8–9 классы),
- профильный (10–11 классы).
При таком подходе должна быть обеспечена непрерывность изучения учебного предмета «Информатика и ИТК» на всех ступенях обучения (если изучение информатики и ИКТ начинается, например, во 2 классе, как самостоятельный предмет, тогда данный предмет должен быть представлен в учебных планах всех последующих лет обучения).
При переходе от одной ступени обучения к другой соблюдение преемственности в преподавании информатики и ИКТ обеспечивается в части:
преемственности содержания образования различных ступеней обучения (например, изучение предмета «Информатика и ИКТ» на профильном уровне в старшей школе возможно только после изучения базового курса в основной школе);
преемственности используемых учебно-методических комплексов.
Информатика и ИКТ на начальной ступени обучения
Согласно новому базисному учебному плану учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в 3-4 классах в качестве обязательного 20-25 часового учебного модуля «Практика работы на компьютере (использования информационных технологий)» в рамках предмета «Технология».
Цели обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.
Задачи обучения информатике в начальной школе:
познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.
В результате по окончании начальной школы учащийся, освоивший модуль «Информатика и ИКТ» предмета «Технология», должен
знать/понимать:
основные источники информации;
назначение основных устройств компьютера;
правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
поиска информации с использованием простейших запросов;
изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.
Обучение информатике и информационным технологиям можно реализовать силами учителей начальной школы.
Преподавание информатики и ИКТ в 5-7 классах основной школы
«Информатика и ИКТ» в 5-7 классах также может изучаться в качестве самостоятельного учебного предмета за счет часов, предусмотренных учебными планами общеобразовательных учреждений на региональный компонент и/или компонент образовательного учреждения (по решению правомочного органа управления образовательным учреждением) из расчета по 1 часу в неделю каждый учебный год.
В данном курсе предлагается ориентировать преподавание предмета не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Для учащихся данной возрастной категории важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания.
Возможно на данном этапе использовать авторские программы, предложенные для преподавания Информатики и ИКТ в 5 – 7 классах.
В рабочие программы целесообразно включить следующие разделы курса:
- Информация и информационные процессы
- Информационная деятельность человека
- Представление информации
- Основы логики
- Компьютер как универсальное устройство обработки информации
- Алгоритмы и исполнители
- Обработка графической информации
- Обработка текстовой информации
- Формализация и моделирование
- Обработка числовой информации
- Коммуникационные технологии
- Мультимедийные технологии
Учебники, рекомендованные Министерством образования Саратовской области для преподавания Информатики и ИКТ в 5 – 7 классах:
Босова Л.Л. Информатика | 5 | БИНОМ | |
Босова Л.Л. Информатика | 6 | БИНОМ | |
Угринович Н.Д.. Информатика и ИКТ | 7 | БИНОМ |
Преподавание информатики и ИКТ в основной школе
Согласно федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ базовый курс должен быть реализован в объеме не менее 105 часов по 1 часу в неделю в 8 классе, по 1- 2 часа в неделю в 9 классе.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Специфика предмета «Информатика и ИКТ» в основной школе состоит в наличии двух больших разделов, названия которых отражают суть теоретической и практической компонент предмета: «Информатика» и «Информационные технологии».
Курс информатики и ИКТ можно разделить на теоретическую и практическую части. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия условий перехода от информационных процессов к информационным технологиям (построения алгоритмов осуществления информационных процессов, возможности представления любой информации в двоичном виде и т.д.). Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, формирования межпредметных, общеучебных умений.
Преподавание информатики и ИКТ в старшей школе
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ профильного или базового уровня предполагает, что все учащиеся к моменту их поступления в 10 класс прошли полный базовый курс информатики и ИКТ в объеме не менее 105 часов.
Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Преподавание информатики и ИКТ на профильном уровне осуществляется в 10-11 классах физико-математического и информационно-технологического профилей, где учебный предмет «Информатика и ИКТ» является одним из профильных предметов.
Преподавание информатики и ИКТ на базовом уровне осуществляется в 10-11 классах социально-экономического, индустриально-технологического профилей и универсального (непрофильного) обучения.
В целях реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ в профильных классах (химико-биологическом, физико-химическом, биолого-географическом, социально-гуманитарном, филологическом, агротехнологическом, художественно-эстетическом, оборонно-спортивном), не имеющих учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» в базисном учебном плане, рекомендуется вводить данную дисциплину за счёт часов, предусмотренных на компонент образовательного учреждения.
Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Основными содержательными направлениями курса информатики и информационных технологий профильного уровня старшей школы являются:
- теоретическая информатика, представленная линиями: информация и информационные процессы; математическое и компьютерное моделирование; основы информационного управления;
- средства ИКТ и их применение;
- информационная деятельность человека.
Изучение информатики и ИКТ на профильном уровне позволяет подготовить обучающихся к сдаче ЕГЭ по информатике, который с 2008 года введён в Саратовской области.
Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне призвано более полно, чем в основной школе, раскрыть содержание информатики как фундаментальной научной дисциплины. В связи с этим приоритетными объектами изучения становятся информационные системы (преимущественно автоматизированные, связанные с информационными процессами) и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода. Это позволяет: обеспечить преемственность курсов информатики и информационно-коммуникационных технологий основной и старшей школы; систематизировать знания в области информатики и информационно-коммуникационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения; заложить основу для дальнейшего профессионального обучения.
Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
ПРИМЕЧАНИЕ. При выборе УМК того или иного автора необходимо сохранить авторскую линию до её завершения любой ступени общего образования. При этом УМК и его автор должны быть прописаны в программе образовательного учреждения.
Организация практических работ
При изучении предмета «Информатика и информационные технологии» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20—25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума — интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами. Всего на выполнение практических работ должно быть отведено не менее половины всего учебного времени.
В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума в основной школе образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация и программирование», «Моделирование и формализация».
При проведении практических занятий осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 человек и более, в сельских – 20 человек и более. Следует иметь в виду, что допускается проведение практических занятий в компьютерном классе, оборудованном исправной отечественной или импортной вычислительной техникой при условии соблюдения санитарно-гигиенических и противопожарных норм. При организации новых кабинетов информатики следует руководствоваться материалами «Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования», разработанным Институтом информатизации образования РАО («Информатика и образование». - № 4, 5, 6. – 2000).
Организация обучения Информатики и ИКТ
При организации изучения «Информатики и ИКТ», выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующей нормативной базой:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (от 05.03.2010 № 1089) Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/
Часть II. Среднее (полное) общее образование http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart /p2/1288/
2. Обязательный минимум содержания образования по информатике. Информатика и образование № 7, 1999 г., ISSN 0234-0453
3. Приказ № 93 от 21.10.2004 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на учебный год» http://www.edu.ru
4. Приказ № 1089 от 5 марта 2004 г Минобразования России «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/
5. Приказ № 1312 от 9 марта 2004 г Минобразования России «Об утверждении нового Федерального базисного учебного плана для ОУ, реализующих программы общего образования».
6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Информатика и информационные технологии. // Информатика и образование, 2004. № 7.
При составлении рабочей программы по информатике и ИКТ следует обратить внимание на следующую структуру и содержание:
- Рекомендуется создавать рабочую программу на весь курс обучения сразу, а далее только вносить коррективы. Такой подход к составлению рабочей программы позволит равномерно распределить материал на весь период обучения, что способствует структурированию и чёткости обучения.
- Титульный лист программы содержит название «Рабочая программа по информатике и ИКТ для ________ класса». Обязательно указывается составитель программы и его должность. В нижней части листа ставится город (населённый пункт) и дата. На титульном листе должны быть в обязательном порядке:
- «Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей информатики. Протокол № ___ от «____» сентября 200___ г. Руководитель МО (подпись, расшифровка подписи).
- «Согласовано» Зам. директора по УВР (подпись, расшифровка подписи). Дата.
- «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № ___ (подпись, расшифровка подписи). Дата. Примечание: дата должна быть не позднее 5 сентября текущего года.
- Пояснительная записка. (УМК, на основании которого создавалось календарно-тематическое планирование. Почему учителем выбрано именно это УМК? Количество часов (в неделю, в четверть, в год). Программное обеспечение (обучающие программы по предмету) и т.д.)
- Учебная программа. Перечисляются основные разделы курса с расшифровкой тематики и указанием количества часов.
- Требования к уровню подготовки учеников. Требования указываются по конкретным разделам курса, представленным в данной программе, а не в целом в стандарте.
- Календарно-тематический план. Внешний вид календарно-тематического планирования может быть принят на заседании МО учителей информатики. В календарно-тематическом планировании обязательно должны быть отражены следующие моменты:
- раздел курса
- тема урока
- количество часов (можно отдельно представить практические и теоретические часы)
- дата (должна быть в планировании либо напечатана, либо написана ручкой)
- корректировка
- Список литературы. В программе необходимо указать основную (только из федерального перечня учебников) и дополнительную литературу, которая используется учителем в рамках процесса обучения. Также необходимо указать сайты сети Интернет, которые использованы в процессе подготовки к урокам или в рамках уроков.
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОК
по теме: «Хранение информации»
Пояснительная записка
Данное учебное занятие по типу является изучение и первичное закрепления новых знаний и способов деятельности проводится в традиционной форме – форме урока.
Дидактическая ценность этого урока в том, что оно является частью большого раздела программы пропедевтического курса обучения – «Информатика вокруг нас» Полученные знания можно применять и в других областях общеобразовательной деятельности (знакомство с окружающим миром, истории).
Цель урока
- Сформировать представление о современных способов хранения информации и ее видах.
- Познакомить учащихся с понятием хранение информации.
- Показать учащимся разнообразие хранения информации.
Триединая дидактическая задача урока:
Образовательная:
- систематизировать знания и умения учащихся по теме «Хранение информации»;
- усиление практической направленности обучения;
- применение знаний в незнакомой и несколько измененной ситуации;
- организация деятельности обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний о способах хранения информации.
Развивающая :
- развивать коммуникативные умения и информационную культуру;
- формирование умения рационально планировать работу;
- представления о компьютере как о средстве обучения, хранения информации.
Воспитательная:
- формирование чувства ответственности за выполненную работу, взаимопомощь и взаимопроверка;
- воспитание организованности , сосредоточенности, положительного отношения к учебе .
Структура учебного занятия таблица №
Этап | Название этапа | Время |
1 | Организационный момент | 3 |
2 | Актуализация знаний и способов деятельности | 4 |
3 | Изучение нового материала | 16 |
4 | Закрепление полученных знаний и способов деятельности | 8 |
5 | Контроль и самопроверка | 4 |
6 | Подведение итогов знания | 6 |
7 | Выставление оценок и информация о домашнем задании | 4 |
Прогнозируемые выводы по учебному занятию
1.Научились приводить примеры разных видов информации с объяснением.
2.Научились понимать, что человек воспринимает информацию одновременно несколькими органами чувств.
3.Дана форма ведения урока способствует активному восприятию и усвоению учебного материала.
4.Чем больше ученик увлечен выполнением работы, тем реальнее становиться приобретенные знания и тем лучше он обучается
Технологическая карта урока
Тема: «Хранение информации» таблица №
Этап урока | ТДЗ | Методы обучения | Формы обучения | Содержание учебного материала | ТСО | Реальный результат |
Организационный момент. | Приветствие. Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе | Устное сообщение учителя | Общеклассное | Сообщение целей | Компьютер и проектор. | Полная готовность класса и оборудования включение учащихся в деловой ритм |
Актуализация знаний и способов деятельности | Выявить понимание учащихся основных положений по теме «Хранение информации» | Устное сообщение учителя | Общеклассное | Ответы на вопросы учителя по предыдущей теме. | Компьютер и проектор. | Готовность учащихся к активной учебной деятельности на основе опорных знаний. |
Изучение нового материала | Обеспечение, восприятия, и первичного запоминания знаний и способов действия | Словесный | Общеклассное | Запись учащихся в тетрадь опорного конспекта | Умение обучающихся распознавать и называть разные способы хранения информации | |
Закрепление полученных знаний и способов знаний и способов деятельность | Установление правильности и осознанности понимания материала. Коррекция | Практическая работа | Общеклассная | Выполнение заданий в рабочей тетради | Компьютер и проектор | Умение обучающих принять изученные знания на практике |
Контроль и самопроверка знаний | Выявить уровень первичного усвоения нового материала. Глубокая всесторонняя проверка знаний, умений и навыков | Наглядно иллюстрированный | Индивидуальная учитель | Проверка правильность выполненной работы Коррекция ошибок | Получение достаточной информации учащимися планируемых результатов. | |
Подведение итогов знания | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы . | Словесный | Фронтальный опрос | Дать оценку выполненной работы | Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. | |
Информация о домашнем задании. | Обеспечение понимания цели, | Устное сообщение учителя. Наглядно иллюстрированный. | Общеклассная | Запись в дневнике | Компьютер и проектор | Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания |
Ход урока№5
тема: «Хранение информации» таблица №
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I 3м. | Организационный момент. Здравствуйте ! Рада вас видеть. (перекличка по журналу ) Открываем тетради и записываем тему нашего занятия «Хранения информации». Сегодня мы узнаем способы хранения информации. | Приветствуют учителя . Записывают тему урока в тетрадь Приложение №11 |
II 4м. | Актуализация знаний учащихся Давайте вспомним:
| Отвечают на вопросы учителя 1. В «уме», записная книжка и т.д. 2. Нет, не много, информация быстро забывается, нужно постоянно повторять, закреплять память. 3. Память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводиться достаточно быстро. 4. Записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние хранилища информации можно назвать долговременной памятью. |
III 16м. | Изучение нового материала Ребята, а теперь приступим непосредственно к теме урока: «Хранение информации» Материал на данную тему можно найти на стр 13 §1.3, а так же использовать материалы на стр. 105-106 §3.3 §3.2. Каждый человек хранит информацию в собственной памяти – «В уме » правильно . Например: адреса, номер телефона, таблицу умножения. Собственную память человека можно назвать –оперативной, потому что содержащая в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Собственную память человека можно назвать так же – внутренней, потому что ее носитель, мозг находится внутри человеческого тела . Но так как человек не может сохранять большой объем информации в собственной памяти, он использует справочники, записные книжки. Эту память можно назвать внешней. Давайте сейчас мы с вами отправимся в историческое путешествие и узнаем, как учились хранить, передавать и и обрабатывать информацию люди с Древнейших времен до нашего времени. Дивным- давно, когда на Земле жили первобытные люди , возникла необходимость хранить различные сведения о способах охоты , земледелия. Память – самый ценный инструмент для хранения информации. Из уст в уста передавались знания от одного поколения к другому в вилле былин … Но со временем люди поняли всю не надежность человеческой памяти. Для того, чтобы зафиксировать наиболее ценную информацию люди использовали рисунки, зарубки на палках, узелки на веревках. По этой информации мы и узнаём, как они жили . С появлением письменности человек стал хранить информацию на папирусе, пергаменте, глиняных табличках… Кто может ответить на мой вопрос что такое папирус, пергамент ? Примерно II веке нашей эры В Китае изобрели бумагу. Правда Ее секрет так тщательно оберегали, что до Европы бумага дошла в 11 веке, а на Руси появилась в 16-ом . Она до сих пор остаётся одним из основных носителей и хранителем информации. А ее распространение дало развитие другому информационному носителю - КНИГЕ А теперь давайте назовем современные носители информации ДИСКИ, ДИСКЕТЫ , FLESH –карты на которых можно долговременно хранить информацию и переносить с одного компьютера на другой | Смотрят и слушают Учитель проводит фронтальный опрос (выступление учащихся о технологии изготовления папируса и пергамента). Выступление отдельных учащихся, остальные слушают Смотрят и слушают. Отвечают на вопрос. Папирус - тонкий лист из стебля высокого тростника, росшего в долине Нила. Пергамент делался из кожи животных -дешевый продукт; |
VI 8м | Закрепление полученных знаний и способов знаний и способов деятельность И так выполним задание в тетради . Распределите тетрадь в две колонки , запишите какую информацию может сохранить память человека, а какую память компьютера | Выполняют задание в тетради. Предполагаемые ответы: Компьютер: текстовою, числовую, видео, звуковую. Человек : зрительную, звуковую, обонятельная, осязательная, вкусовая |
V 4м. | Контроль и самопроверка Знаний Мы с вами сейчас проверим правильность, выполненной работы | Смотрят на экран и проверяют. |
VI 6м. | Подведение итогов. «Сегодня мы с вами совершили путешествие во времени: узнали как хранили информацию ранее, получили очень много сведений о развитии письменности у разных народов. Познакомились с современными носителями информации и их основными характеристиками». Давайте выделим главное из всего услышанного сегодня на уроке и проведем некую аналогию способов хранения информации между человеком и компьютером : -Где хранит человек информацию ? - Давайте назовем их, используя материал из задания №3 РТ на ст. 4 | Речь |
VII 4м. | Выставление оценок и информация о домашнем задании. задание:§1.3стр. 15. Вопросы: 5,6,7 Ребятам, которые активно работали на уроке, выступали с сообщениями, выставляет оценки в дневник и журнал. На этом урок окончен, учащиеся могут быть свободны. | Записывают домашнее задание в тетрадь. |
Предварительный просмотр:
Информатика как учебный общеобразовательный предмет, его цели и задачи.
В настоящее время можно выделить тенденцию постепенного размежевания задач формирования компьютерной грамотности и задач изучения основ информатики, причем со временем такая тенденция будет, видимо, нарастать. Надо учитывать, что задачи обучения информатике не ограничивается только задачами подготовки школьников к практической деятельности, труду. Перед курсом основ информатики как общеобразовательным учебным предметом стоит комплекс учебно-воспитательных задач, выходящих за рамки прикладных задач формирования компьютерной грамотности. В условиях массового внедрения вычислительной техники в школу и применения компьютеров в обучении всем учебным дисциплинам начиная с младших классов умения, составляющие «компьютерную грамотность» школьников, приобретает характер общеучебных и формируются во всех школьных учебных предметах, а не только в курсе информатики.
Если цели обучения информатике будут по-прежнему связываться только с формированием компьютерной грамотности школьников, то уже через несколько лет может встать вопрос о целесообразности необходимости изучения основ информатики в школе как самостоятельного учебного предмета. Формирование нового подхода к пониманию целей общения информатике связано с выделением общеобразовательной функций курса, его потенциальных возможностей в решении общих задач обучения, воспитания и развития школьников.
Основная цель базового изучения основ информатики в школе — обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основами знаний о процессах преобразования, передачи и использования информации и на этой основе раскрыть учащимся значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, привить им навыки сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.
Педагогические функции образовательной области, связанной с информатикой, определяются спецификой ее вклада в решение основных задач общего образования человека. Формирование основ научного мировоззрения. В данном случае формирование представлений об информации (информационных процессах) как одного из трех основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, — на основе которых строится современная научная картина мира; единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляющих систем различной природы; роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.
Развитие мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. В ряде психологических исследований указывается на создание возможностей при использовании компьютеров в учебном процессе эффективного формирования у школьников модульно-рефлексивного стиля мышления.
Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования. Реализация этой задачи связана сейчас с ведущей ролью обучения информатике в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования НИТ, важнейших компонентов подготовки к практической деятельности, жизни в информационном обществе. Эти компоненты и связанные с использованием компьютера новые средства и методы познавательной деятельности играет в современных условиях важную роль и в подготовке учащихся к продолжению образования в профессиональной школе. Федеральный компонент содержит три стандарта по «Информатике и ИКТ»: для основного общего образования; для среднего (полного) общего образования на базовом уровне; для среднего (полного)общего образования на профильном уровне.
Каждый из стандартов включает:
Ø цели;
Ø обязательный минимум содержания основных образовательных программ;
Ø требования к уровню подготовки выпускников.
Цели изучения учебного предмета "Информатика и ИКТ" Информатика - наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей в основной школе: освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни.
При выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. в старшей школе на базовом уровне: освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах.
Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ.
При изучении различных учебных предметов; воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности, в старшей школе на профильном уровне: освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах.
Овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя; развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления; воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией. Приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования по информатике и ИКТ, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Обязательный минимум распределяет учебный материал по ступеням общего образования, обеспечивает их преемственность и представляет обучающимся возможность успешно продолжить обучение на последующих ступенях (уровнях) образования.
Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной предметной темы в рамках учебной программы. В обязательном минимуме прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.