Методическая копилка
Статьи, методические разработки, конспекты мероприятий, планы мероприятий по развитию профессиональных компетенций педагогов ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
В настоящее время основная задача системы дошкольного образования – это реализация новых федеральных образовательных стандартов. С вопросом «Что делать?» казалось бы, разобрались: педагоги ознакомились со стандартом и обсудили его. А вот вопрос «Как делать?» остается открытым, так как на практике возникает целый ряд задач технологического характера: каким образом должна быть организована деятельность ДОУ, чтобы осуществить внедрение стандарта в практику работы дошкольных педагогов, специалистов, руководителей? Как организовать современный образовательный процесс без проведения занятий? Кроме того, возникает ряд противоречий, связанных с требованиями, предъявляемыми государством к организации образовательного процесса, и низким уровнем профессиональной компетентности педагогов ДОУ, то есть неготовностью педагогов осуществить эти требования.
В МБДОУ «Детский сад № 80» вплотную встал вопрос конструирования оптимальной модели образовательной деятельности в соответствии со стандартом дошкольного образования. Для реализации поставленной цели был применен блочный алгоритм.
Первый блок – целевой. Он представлен определением цели и задач конструирования оптимальной модели образовательной деятельности.
Второй блок – организационный. Он представлен системой подготовки педагогов к профессиональной деятельности в условиях введения ФГОС ДО.
Третий блок – содержательный. Он представлен, во-первых, перспективным и календарным планированием образовательной деятельности, разработанным на основе комплексно-тематического принципа с учетом интеграции образовательных областей, а во-вторых – непосредственной организацией детской деятельности. Четвертый блок – контрольно-результативный. Он представлен мониторингом основных характеристик развития личности ребенка. Результаты мониторинга могут быть использованы только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.
В рамках данной статьи подробнее остановимся на организационном блоке, так как какие бы изменения ни проходили в системе образования, в 28 итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге, поэтому необходимость организации работы с педагогами в данном направлении не просто очевидна, она крайне актуальна. Но, как правило, работа с педагогами строится узкопрофессионально, рассматривается с позиции передачи воспитателям некоторой новой суммы психолого-педагогических знаний (о социальной ситуации развития, зоне ближайшего развития, деятельностном подходе и т.д.). При этом почти не затрагиваются вопросы воздействия педагогов на самих себя. Последствия такого положения дел: преобладание формального перехода на новые стандарты, неумение понять индивидуальность воспитанников, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия с детьми, родителями, коллегами, администрацией, несформированные навыки саморегуляции. В связи с этим основным приоритетом в работе с педагогами должно быть создание условий для полноценного раскрытия и реализации потенциала их личности.
Готовность педагогов дошкольного учреждения к профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО представляет собой взаимосвязь трех компонентов:
1. Мотивационно-личностный: установка на педагогическую деятельность с детьми в новой идеологии, переориентация педагога на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия.
2. Содержательный компонент: освоение педагогом профессионально- значимых знаний, адекватных содержанию профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.
3. Деятельностный компонент: овладение педагогом профессионально-значимыми умениями, необходимыми для профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Исходя из структурных компонентов готовности в нашем дошкольном учреждении реализуется следующая система работы по профессиональной подготовке педагогов.
I этап – это создание у педагогов соответствующей мотивации. Практика показывает, что жизненный и профессиональный опыт, ранее сформированные стереотипы мышления и поведения выступают тормозящими факторами в процессе переориентации деятельности. Поэтому целесообразно сначала изменить позиции и установки педагогов, а затем излагать им новые знания, которые будут ими приняты и не вызовут противоречия с их взглядами. Это будет являться гарантией изменения поведения педагогов и внесения корректив в их педагогическую деятельность. Нужно, чтобы педагоги приняли ценности, декларируемые в ФГОС, и у них возникла потребность в самоизменении. Основная задача этого блока работы – подготовить педагогов к пониманию необходимости по-иному посмотреть на себя как на профессионала, на свои отношения с детьми, коллегами, родителями, руководством, внутренне подготовить себя к принятию идей личностно- ориентированного образования как ценности.
Необходимо показать преимущества личностно-ориентированного взаимодействия над дисциплинарным как для развития детей, так и для развития личности самого педагога. Формы можно использовать самые разнообразные: теоретические семинары, семинары-практикумы, деловые игры, групповые дискуссии и т.д. Наиболее эффективны те, где участники максимально активны. Параллельно с этой работой целесообразно проводить диагностику, цель которой – выявление особенностей взаимодействия с детьми и свойств личности педагогов, которые имеют первостепенное значение для эффективного построения процесса взаимодействия (эмпатия, рефлексивность, способность к сотрудничеству и др.). Полученные в ходе комплексного обследования данные помогают строить индивидуально-дифференцированную работу с педагогами, оказывать им помощь в самопознании и выработке индивидуальной программы действий по самосовершенствованию и профессиональному росту.
На II этапе организуется психологический тренинг, задача которого – профессионально-личностное развитие педагогов. Проведенные научные исследования (В.Г. Маралов, В.А. Ситаров) показали, что большинство педагогов не способны самостоятельно переориентироваться на личностную модель взаимодействия с детьми, как правило, из-за наличия педагогических стереотипов. Поэтому работа с педагогами в этом русле направлена на осознание ими своих личностных качеств, стимулирование желания изменяться в позитивном направлении. Эффективно стимулировать личностно-ориентированную направленность помогают различные технологии: – личностно ориентированные (технология преодоления негативных, педагогических стереотипов, формирования терпимого отношения к детям, преодоления деструктивных психологических защит и др.); – базовые технологии, применяемые для развития личностных функций (арттерапия, работа с рефлексивными алгоритмами, рефлексивный анализ, игровая терапия и др.); – здоровьесберегающие технологии, направленные на снижение негативных переживаний педагогов и трансформацию их в положительные эмоциональные состояния, на ознакомление воспитателей с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний, способами использования ресурсных состояний психики; на формирование у педагогов потребности в самоуправлении и саморегуляции эмоциональных состояний. Необходимость использования здоровьесберегающих технологий связана с тем, что периодически возникающее у педагогов состояние напряженности, профессиональной усталости приводит к тому, что реальная практика педагога идет вразрез с его ценностными установками, поэтому часто проводимая работа по поддержанию личностно-ориентированного образования оказывается недостаточно результативной. Выделение указанных этапов достаточно условно. Они перекликаются между собой и во временном, и в содержательном плане.
Результатом проводимой работы по формированию мотивационно-личностного компонента является желание педагогов работать в новой идеологии, понимание целей и задач этой работы, позитивные изменения в себе, а в конечном итоге – их переориентация на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия с детьми.
На III этапе формируется содержательный компонент готовности. Он представляет собой совокупность психолого-педагогических и частно- методических знаний: специфики, целей и задач, средств организации работы с детьми по ФГОС ДО, основных принципов построения личностно- развивающего и гуманистического характера взаимодействия и развивающей предметно-пространственной среды. Для формирования содержательного компонента готовности используются такие формы работы, как педагогические советы, научно- методические советы, теоретические семинары, лекции, консультации, круглые столы, самообразовательная работа и др.
На IV этапе формируется деятельностный компонент, включающий в себя совокупность умений, обеспечивающих эффективную реализацию ФГОС ДО:
1. Проективные умения: – развитие умения выделять и точно формулировать педагогические задачи в области формирования личности детей, определять условия их решения; – при постановке педагогических задач ориентироваться на индивидуальное развитие ребенка как активно развивающегося субъекта педпроцесса; – проектировать развитие педагогической деятельности с детьми.
2. Конструктивные умения. Это умения: – создавать развивающую предметно-пространственную среду; – владеть приемами организации жизнедеятельности детей на гуманистической основе (позитивное оценивание дошкольников, предоставление свободы выбора, недирективные способы привлечения внимания, организация парного и группового взаимодействия и т.д.); – педагогически целесообразно отбирать и применять сочетание форм, методов и приемов в процессе организации образовательного процесса, анализировать и синтезировать методический материал.
3. Аналитико-диагностические умения. Это умения: – анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными и заданной педагогической целью в процессе работы по программе; – владеть навыками рефлексивного анализа эффективности применяемых форм, методов, приемов и средств работы с детьми; – видеть сильные и слабые стороны своей педагогической деятельности, анализировать и обобщать свой педагогический опыт.
4. Контрольно-коррекционные умения. Это умения:
– гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации;
– на основе достигнутых результатов выдвигать перспективные цели и задачи педагогической деятельности.
Для формирования деятельностного компонента готовности используются такие формы работы, как семинары, семинары-практикумы (например: цикл семинаров-практикумов «Основы конструктивного общения», «Эффективное взаимодействие с родителями», «Эффективное взаимодействие с “особыми” детьми»), объединение педагогов в творческие группы, деловые и ролевые игры, открытые просмотры и просмотр видеозаписей педагогической деятельности с последующим обсуждением и др. В процессе формирования мотивационно-личностного компонента готовности приоритетным является психологическое сопровождение, содержательного – методическое сопровождение, деятельностного – одинаково значимы и психологическое, и методическое сопровождение. Следует обратить внимание, что работу с педагогами можно организовать по-разному:
1) можно прочитать педагогам лекцию о том, как необходимо правильно общаться, но эффективность такой работы будет мала, так как педагогу нужен минимум теоретических знаний (зачастую знания остаются только «в голове», не переходя «в руки»).
2) можно активизировать самих педагогов через такие формы обучения, как тренинги и семинары-практикумы, тогда опыт нарабатывается самим педагогом в условиях практического включения и «действования» в конкретных педагогических ситуациях (как увлечь детей материалом, как оценить, похвалить, как организовать детей и т.д.).
При использовании активных форм обучения большинство игр и упражнений являются моделями жизненных ситуаций, то есть в отличие от реальной жизни здесь снижается доля ответственности за ошибки. Это дает возможность пробовать и не бояться сделать что-нибудь не так. Таким образом, необходимо организовывать практические занятия, моделирующие типовые педагогические ситуации, в которых педагог может в безопасной обстановке совершенствовать свою педагогическую деятельность. Представленная выше система работы с педагогами реализуется в нашем дошкольном учреждении. Конечно, это только «скелет», который должен «обрасти» конкретным содержанием в зависимости от специфики ДОУ, от уровня готовности педагогов, уровня психологического и методического сопровождения педагогов.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 80» комбинированного вида
города Дзержинска Нижегородской области
Программа
повышения уровня профессиональной компетентности педагогов МБДОУ «Детский сад № 80»
в области применения ИКТ
"Основы компьютерной грамотности"
Автор-составитель:
старший воспитатель
Казикина М.Е.
2014 год
Пояснительная записка
В модернизации системы образования в России проблеме формирования и развития профессиональной компетенции педагогов отводится одно из ведущих мест. При этом преобразование и развитие системы дошкольного образования требует внедрения в практику новейших научно-технических достижений, в том числе и информационно-коммуникационных. С использованием ИКТ появляется возможность для развития и саморазвития педагога, совершенствования его педагогической и методической деятельности, педагогического мастерства и информационной компетентности. Применение компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
В структуре профессиональной компетенции педагога наряду с другими выделяют технологическую составляющую, которую, по мнению Л.К. Гребенкиной, можно назвать ИКТ-компетентностью. В ее содержание входят: знание технологий, методов, средств, форм деятельности и условий их применений; владение компьютерными технологиями; умение творчески применять эти знания; умение проектировать воспитательно-образовательную деятельность; умение анализировать эффективность и результаты своей деятельности.
Программа «Основы компьютерной грамотности» предназначена для знакомства с цифровым миром и обучения основным понятиям и навыкам работы с компьютером.
Для кого предназначена Программа?
Программа ориентирована на педагогических работников ДОУ, у которых степень владения компьютерными технологиями различна: от отсутствия опыта использования ИКТ в жизни и профессиональной деятельности до продвинутых пользователей, систематически использующих ИКТ.
Вторая категория слушателей в ходе обучения по данной программе сможет углубить и расширить свои знания, а, главное, увидеть перспективы использования возможностей ИКТ для выполнения различного рода практических задач, связанных, в первую очередь, с профессиональной деятельностью.
Что станет результатом изучения Программы?
• Грамотная и уверенная работа с компьютером.
• Владение простейшими навыками работы с офисными программами и Интернетом.
• Успешное применение возможностей ИКТ для решения практических задач: при осуществлении работы с детьми и в процессе профессионального саморазвития и самосовершенствования.
Предполагаемый результат реализации Программы:
• послужит базой для приобретения профессионального роста, повышения квалификации, повышение качества оказываемых образовательных услуг;
• облегчит выполнение повседневных задач;
• доставит удовольствие от уверенного владения ИКТ и расширит возможности общения.
Из чего состоит Программа, и сколько времени понадобится на ее изучение?
Программа представляет собой систему мероприятий, содержание которых ориентировано на различные уровни подготовленности педагогических работников.
Всего: 27 педагогов.
4 группы:
- Продвинутый пользователь – 2 чел.
- Умелый пользователь – 7 чел.
- Начинающий пользователь – 5 чел.
- Отсутствие опыта работы на ПК – 13 чел.
Содержание Программы представлено темами, которых всего 6:
1. Начальные сведения о персональном компьютере (ПК).
2. Операционная система компьютера.
3. Microsoft Office.
4. Расширенное обучение пользованию сетью Интернет.
5. Компьютерная безопасность.
6. Работа с периферийными устройствами.
Работа по изучению каждой из тем осуществляется в различных формах в зависимости от группы, с которой идет взаимодействие.
Особый интерес представляют пошаговые задания для начинающих пользователей и членов группы № 4. Здесь в ходе семинаров-практикумов и мастер-классов педагогам предлагается самостоятельно выполнить ряд действий по созданию и оформлению различных документов на компьютере. Все результаты практического освоения ИКТ планируются в формах, актуальных для педагогов ДОУ: программа саморазвития, фрагмент календарного планирования, составление социального портрета семей воспитанников и т.д.
По окончании изучения Программы в рамках контрольных мероприятий педагоги проходят тест, который охватывает темы из всех шести разделов. Мероприятия проводятся как старшим воспитателем, так и представителями групп № 1 и № 2 в форме наставничества, в роли тьютеров.
В завершении Программы педагогам предлагается рефлексия по методу «Шесть шляп». Данный метод позволяет выявить сильные и слабые стороны Программы, по необходимости внести корректировки в содержание или формы и методы работы.
Учебный план реализации программы.
Группа | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | Всего | |
Количество педагогов в группах: | 2 | 7 | 5 | 13 | 27 чел. |
Тема 1 | 0 | 0 | 2 | 5 | 7 |
Тема 2 | 0 | 0 | 1 | 2 | 3 |
Тема 3 | 0 (Н) | 0 (Н) | 3 | 3 | 6 |
Тема 4 | 0 | 0 | 1 | 2 | 3 |
Тема 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Тема 6 | 1 | 1 | 2 | ||
Контрольные мероприятия | 1 | 1 | 2 | ||
Рефлексия | 1 | 1 | 2 | ||
29 часов |
Периодичность занятий: 1 раз в неделю по средам с октября месяца с 13.00 до 14.30.
Форма организации: подгрупповая.
Формы взаимодействия: теоретическая подготовка, практикум, наставничество, мастер-класс, семинар-практикум, рефлексия, контроль, самоконтроль, взаимопомощь, и др.
Содержание разделов Программы «Основы компьютерной грамотности»
Тема 1 Начальные сведения о персональном компьютере (ПК)
Мотивационный компонент:
1.1. Демонстрация ключевой роли компьютеров в повседневной жизни, разнообразие сфер применения компьютерной техники, зависимость статуса современного человека от уровня освоения им ИКТ.
1.2. Рассмотрение различных возможностей профессионального роста, доступных человеку с навыками работы на компьютере
I. Общие вопросы.
1.1. Роль компьютеров в современном мире, определение основных компонентов компьютера.
1.3. Описание действий, выполняемых при запуске компьютера.
1.4. Определение различных групп клавиш на клавиатуре, выполнение различных задач с помощью мыши.
Общая компьютерная терминология: определение основных устройств компьютера, термины "программа", "данные", "cеть", "Интернет".
II. Рабочие характеристики и функциональные возможности компьютера.
1.1. Определение и сравнение функциональных возможностей различных типов компьютеров.
1.2. Роль памяти, основные рабочие характеристики компьютера и их влияние на производительность.
1.4. Описание различных типов офисных программ Microsoft Office и их предназначения.
1.5. Различные типы коммуникационных программ и их предназначение, использование образовательных и развлекательных программ.
1.6. Основные функции операционной системы, различные компоненты интерфейса Windows XP.
1.7. Управление файлами и папками в проводнике Microsoft Windows, выполнение основных операций с файлами.
Форма взаимодействия | Количество мероприятий | Форма представления результата освоения темы | Степень самостоятельности | ||
Группа | Кол-во участников | ||||
1 | --- | ||||
2 | --- | ||||
3 | 5 | Семинар-практикум | 2 | Средняя | |
4 | 13 | Теоретическая подготовка, сопряженные практические действия | 2 | Экспресс-опрос | Низкая |
Мастер-класс | 1 | Устная рефлексия | |||
Семинар-практикум | 2 | Карта-схема ПК | |||
Всего занятий: | 7 |
Тема 2 Операционная система компьютера
Вопросы темы:
- Виды операционных систем, понятие ОС «Windows»
- Понятие «Рабочий стол»
- Понятие «Панель задач»
- Понятие «Окно», операции с «окнами».
- Раскладка клавиатуры, создание и сохранение файлов, копирование, перемещение.
Форма взаимодействия | Количество мероприятий | Форма представления результата освоения темы | Степень самостоятельности | ||
Группа | Кол-во участников | ||||
1 | --- | ||||
2 | --- | ||||
3 | 5 | Семинар-практикум | 1 | Онлайн-тестирование | Высокая |
4 | 13 | Сообщение с компьютерной презентацией | 2 | Работа в парах по карточкам с заданиями, взаимопроверка | Средняя |
3 |
Тема 3 Microsoft Office
Вопросы темы:
I.
1.Общие функции и команды
1.1. Определение основных компонентов пользовательского интерфейса., назначение команд в строке меню, работа с кнопками на панели инструментов.
1.2. Работа с указателем внутри приложения, работа с текстом и символами внутри приложения, назначение основных сочетаний клавиш.
2. Работа с текстом (WORD)
2.1. Выполнение основных задач в текстовом процессоре, редактирование и форматирование текста.
2.3. Работа с таблицами и рисунками.
II. Электронные таблицы (EXEL)
1.1. Определение различных компонентов электронной таблицы.
1.2. Ввод данных в электронную таблицу, выполнение основных математических операций в электронной таблице.
1.3. Добавление диаграмм в электронную таблицу, назначение параметров печати электронных таблиц.
III. Программы для работы с презентациями
1.1. Определение основных функциональных возможностей программ для работы с презентациями.
1.2. Создание новой презентации, добавление в презентацию рисунков и файлов мультимедиа.
1.3. Определение параметров печати презентаций в различных форматах.
Форма взаимодействия | Кол-во меро-приятий | Форма представления результата освоения темы | Степень самостоятельности | ||
Груп-па | Кол-во участников | ||||
1 | 2 | Наставничество в работе с группой № 4 | 3 | MSWORD: программа саморазвития в компьютерном варианте MSexel: создание и заполнение таблицы «Мониторинг эффективности освоения ООП/ АОП») PPT: презентация для детей по теме «Новый год в разных странах» (иллюстрации, текст, звук) | Самостоятельно |
2 | 7 | Наставничество с группой № 3 | 3 | MSWORD: конспект родительского собрания в компьютерном варианте MSexel: создание и заполнение таблицы «Социальный портрет семей») PPT: презентация для детей по теме «Новый год в разных странах» (иллюстрации, текст) | Самостоятельно |
3 | 5 | Работа с более опытными пользователями | 3 | MSWORD: конспект родительского собрания в компьютерном варианте MSexel: создание и заполнение таблицы «Мониторинг эффективности освоения ООП/ АОП») PPT: презентация для детей по теме «Новый год в разных странах» (иллюстрации, текст) | Высокая, выполнение по словесной инструкции |
4 | 13 | Работа с более опытными пользователями. Работа в микро-группах | 3 | MSWORD: набрать на компьютере фрагмент календарного плана работы на 1 день (создание нужной таблицы, внесение текста) MSexel: заполнение таблицы «Социальный портрет семей») PPT: презентация для детей по теме «Новый год в разных странах» (иллюстрации) | Средняя, выполнение синхронно с наглядным сопровождением на большом экране) |
Всего: | 12 |
Тема 4 Сеть Интернет
Вопросы темы:
1.1. Определение Интернета и конкретизация способов его использования, знакомство с различными компонентами, необходимыми для подключения к Интернету.
1.2.Принципы работы в сети с помощью веб-браузера, способы оценки содержимого веб-сайта.
1.3. Принцип работы электронной почты, создание и отправка сообщений электронной почты, управление сообщениями электронной почты.
1.4. Знакомство с возможностями Интернет-сообществ, принципы работы систем обмена мгновенными сообщениями.
1.5. Создание страниц и мини-сайтов на образовательных порталах, размещение информации.
1.6. Принцип публикации опыта работы в Интернете, оформление участия в дистанционных мероприятиях (конкурс, вебинар, конференция и т.д.)
Форма взаимодействия | Количество мероприятий | Форма представления результата освоения темы | Степень самостоятельности | ||
Группа | Кол-во участников | ||||
1 | 2 | Дистанционно | Скрин-шот личной страницы педагога в Интернете, ссылка на заполненную информацией страницу. Список Интернет-ресурсов для педагога/ детей/ родителей | Самостоятельно | |
2 | 7 | Самостоятельно, консультирование | По запросу | Скрин-шот личной страницы педагога в Интернете, ссылка на страницу. Список Интернет-ресурсов для педагогов и родителей | Самостоятельно |
3 | 5 | Мастер-класс | 1 | Создание мини-сайта на nsportal.ru, размещение на нем информации Список Интернет-ресурсов для педагогов | Высокая |
4 | 13 | Практикум | 2 | Создание мини-сайта на nsportal.ru | Средняя |
Всего: | 3 |
Тема 5 Компьютерная безопасность
Вопросы темы:
1.1. Назначение различных параметров безопасности в компьютере, параметры обновления компьютера.
1.2. Термин "интеллектуальная собственность" применительно к работе на компьютере.
1.3. Определение различных правонарушений в отношении авторского права и способы их предупреждения, определение различных правовых аспектов обмена информацией.
1.4. Объяснение терминов "безопасность" и "конфиденциальность" применительно к работе на компьютере.
1.5. Описание наиболее распространенных угроз в компьютерной среде и способов защиты от них. Понятия «вирус», «антивирус».
1.6. Описание различных методов защиты операционной системы, программного обеспечения и данных, хранящихся в компьютере.
1.7. Определение различных способов защиты сетевых и Интернет-транзакций. Оплата участия в различных мероприятиях: вопросы безопасности.
1.8. Описание способов защиты детей от Интернет-хищников, понятие «родительский контроль» в контексте компьютерной грамотности.
Форма взаимодействия | Количество мероприятий | Форма представления результата освоения темы | Степень самостоятельности | ||
Группа | Кол-во участников | ||||
1 | 2 | Тьютеры для группы №3 | 1 | Сообщение для коллег (начинающих пользователей ПК) с компьютерной презентацией | Самостоятельно |
2 | 7 | Практикум | 1 | Разработка памяток по компьютерной безопасности для: детей/ взрослых в формате PPT | Самостоятельно |
3 | 5 | Слушатели | 1 | Консультация по теме «Компьютерная безопасность» для коллег в формате WORD | Высокая |
4 | 13 | Мозговой штурм | 1 | Разработка памяток по компьютерной безопасности для: взрослых в формате WORD | Высокая |
4 |
Тема 6 Работа с периферийными устройствами
Вопросы темы:
- Устройства ввода: клавиатура, мышь, микрофон, сканер, веб-камера.
- Устройства вывода информации: монитор, колонки и акустические системы, принтер, ксерокс
- Устройства хранения и перенесения информации: USB-флэш-накопитель, картридер
Форма взаимодействия | Количество мероприятий | Форма представления результата освоения темы | Степень самостоятельности | ||
Группа | Кол-во участников | ||||
1 | 2 | Подготовка практических материалов для коллег | 1 | Создание презентации, иллюстрирующей вариативность периферийных устройств | Самостоятельно |
2 | 7 | Подготовка материалов для контроля и рефлексии группы № 3 | 1 | Составление викторины по периферийным устройствам к ПК «А ну-ка, девочки» | Самостоятельно |
3 | 5 | Мозговой штурм | 1 | Викторина «А ну-ка, девочки» | Высокая |
4 | 13 | Мастерская | 1 | Конкурс «А ну-ка, девочки» (подключение к компьютеру разнообразных периферийных устройств) | Высокая |
4 |
Контрольные мероприятия
Форма взаимодействия | Количество мероприя-тий | Форма представления результата освоения темы | Степень самостоятель-ности | ||
Груп-па | Кол-во участ-ников | ||||
1 | 2 | Метод «Квадро»: вечер вопросов и ответов | 1 | Отчет и анализ методической активности педагогов групп с использованием ПК и ИКТ за прошедший год. | Высокая |
2 | 7 | ||||
3 | 5 | Круглый стол | 1 | Тестирование по разделу ИКТ (тесты для воспитателей НИРО) Тестирование по разделу ИКТ (тесты для воспитателей НИРО) | Высокая |
4 | 13 | ||||
2 |
Рефлексия
Форма взаимодействия | Количество мероприятий | Форма представления результата освоения темы | Степень самостоятельности | ||
Группа | Кол-во участников | ||||
1 | 2 | Метод «Шесть шляп» (по методу Эдварда де Боно) | 1 | Анализ результативности обучения по программе | Высокая |
2 | 7 | ||||
3 | 5 | ||||
4 | 13 | ||||
Всего: | 1 |
Результаты реализации Программы «"Основы компьютерной грамотности"
Динамика продвижений педагогов по степени развития ИКТ-компетенций
1 | 2 | 3 | 4 | |
Сент. 2014 | 2 | 7 | 5 | 13 |
Май 2015 | 9 | 17 | 1 | 0 |
Реализация разработанной системы методического сопровождения повышения ИКТ-компетенции педагогических работников дала положительные результаты:
1) Используют информационные технологии в образовательном процессе – 26 человек.
2) Умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, данные педагогической диагностики, информацию для родителей и т.д.) – 100%.
3) Владеют программой Power Point для создания мультимедийных презентаций – 26 человек.
4) Владеют навыками поиска информации в Интернете, активно используют образовательные Интернет-ресурсы – 100%
5) Используют информационно-коммуникационные технологии для общения с другими участниками образовательного процесса (в том числе с родителями воспитанников) – 26 человек.
Высокий уровень ИКТ-компетентности отмечен у 33% (9 человек), 63% педагогических работников – в категории «умелый пользователь» (17 человек), процент педагогов с низким уровнем ИКТ-компетентности значительно снизился и составил 4% (1 человек).
Также об эффективности применения разработанной Системы методического сопровождения повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной педагогической деятельности свидетельствует значительное повышение уровня активности участия педагогов в деятельности, предполагающей применение информационно-коммуникационных технологий.
Педагоги стали активно применять ИКТ в процессе взаимодействия с семьями воспитанников (общение со специалистами по Скайпу, посредством электронной почты, обмен фото- видео- материалами через официальную группу в социальной сети и официального сайта ДОУ). Также теперь появилась возможность обучать педагогов на курсах повышения квалификации дистанционно, что в разы сокращает отрыв педагога от педагогической деятельности, не нарушая целостности и системности воспитательно-образовательной работы (в 2014 году проучились по дистанционной системе 2 человека). Также много полезной и нужной информации педагоги получают в процессе участия в вебинарах и семинарах федерального уровня посредством Интернет, делятся опытом своей педагогической деятельности в заочных научно-практических конференциях. Например, музыкальный руководитель имеет статью в сборнике международного уровня по итогам международной научно-практической конференции. Таким образом, сложно переоценить владение педагогами информационно-коммуникационными технологиями. Особенно радует то, что у большей части навык осуществления распространения опыта педагогической деятельности уже вышел на уровень полной самостоятельности.
Таблица 1
Динамика роста методической активности педагогов ДОУ
2013-2014 | 2014-2015 | |
ГМО | 2 | 4 |
Наличие призовых мест во Всероссийских Интернет-конкурсах | 1 | 8 (4 – педагоги; 4- творческие работы воспитанников, размещенные педагогами на сайтах конкурсов) |
Применение ИКТ в работе с детьми | Диагностика уровня речевого развития (учителем-логопедом) | Тематические занятия, воспитатель Коровкина Т.В. – участник заочной научно-практической конференции, автор публикации в сборнике по итогам конференции на тему «Виртуальные экскурсии как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста) |
Создание электронных портфолио педагогами ДОУ | 2 | 10 |
Публикации в сети Интернет | 3 | 15 |
Родительские собрания с компьютерной презентацией | + | + |
Создание закрытой группы МБДОУ «Детский сад № 80» в социальной сети Одноклассники | + | |
Применение ИКТ в работе с родителями | Учитель-логопед посредством Скайпа объясняет родителям нюансы логопедической работы дома по закреплению речевых умений и навыков, сформированных учителем-логопедом на специализированных занятиях |
Таким образом, можно с уверенностью сказать, чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в дошкольном образовательном учреждении в целом. Эта зависимость выявлена в ходе реализации Программы по повышению уровня профессиональной компетенции педагогов посредством повышения уровня владения информационно-коммуникационными технологиями.
Литература:
- Жуков И. Большой самоучитель. Компьютер и ноутбук. Издание исправленное и доработанное. – М.: АСТ, 2015
- Леонтьев В. Новейший самоучитель. Компьютер и интернет. Самый полный справочник. – М.: Издательство Э, 2014
- Миронов Д. Компьютер без страха для начинающих. Самый наглядный самоучитель. 2-е издание. – М.: Эксмо, 2014
- Пастернак Е. Компьютер для женщин. Цветной самоучитель. – С.-П.: Питер СПб, 2014
Электронные ресурсы:
http://www.teryra.com
http://www.academy.it.ru
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 80» комбинированного вида
г.Дзержинска Нижегородской области
ПЛАН
КОУЧИНГ-СЕССИИ
Тема «Эффективность использования ИКТ в профессиональном саморазвитии»
Выполнила:
старший воспитатель
Казикина М.Е.,
I кв.кат.
2015 год
Цель: формирование у педагогов мотивации к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональном саморазвитии.
Задачи: |
|
Материалы и оборудование: маркеры, карточки с рисунками компьютера, смартфона и ноутбука, презентация, плакаты, «ладошки», стикеры, фотоаппарат, видеокамера, проектор, компьютер.
Результаты |
| ||
Критерии успешности | Продукты деятельности учителей: постеры и концептуальная карта «Приемы ИКТ», проектирование программы саморазвития с использованием новых приемов ИКТ. | ||
Подходы к проведению занятия: | Активное включение каждого педагога в решение проблемы и достижение результата. | ||
Этапы | Время | Деятельность коуча (старший воспитатель) | Деятельность клиентов (педагоги) |
Проблема 1. Проблема 2. Проблема 3.
| (5 минут). (5 минут). (5 минут). (10 минут). (5 минут) |
Тренинг «Волшебный планшет». После проведения тренинга: «Можете прочитать, коллеги, качества, которым вы приятно удивились?»
Подумайте и ответьте на вопросы: - Когда, по-вашему, использование ИКТ в работе по саморазвитию наиболее эффективно? - Какие препятствия существуют к эффективному использованию ИКТ? Просмотрите видеоролик «Ох, и нелегко! ИКТ-компетентность учителя». Что Вы думаете о необходимости использования ИКТ в педагогической деятельности? Какие выводы можно сделать из этого видеоролика? Разработать фрагмент программы саморазвития, показать, какие приемы ИКТ можно использовать. «Записки на мольбертах»: На один из 5 мольбертов каждый педагог вписывает по одной фразе: 1)над чем бы я ещё хотела бы поработать 2)что нового и интересного я узнала 3)мне не хватило...... 4)психологическая атмосфера на коучинге 5)мне понравилось и мои пожелания...... | Деление на группы по выбору карточек с рисунками компьютера, смартфона и ноутбука. Каждый педагог на «Планшете» пишет свое имя и самое ценное свое качество. Затем «ладошки» переходят к другим членам группы, и они пишут те положительные качества, которые видят в этом человеке. «Ладошка» возвращается к хозяину. Активное обсуждение в группах, выдвижение версий, составление постеров, выступления спикеров. Обсуждение в группах, выступления спикеров. Видеоролик: https://www.youtube.com/watch?v=E7PB_eDvx4Y Защита маршрутов-тезисов. Взаимооценка маршрутов-тезизов по методу «Две звезды и одно пожелание». Педагоги заполняют таблицы, состаляют в процессе активного обссуждения общую. Выполняют записи на мольбертах. |