Дисграфия
Опубликовано 12.01.2015 - 20:41 - Филатова Валентина Анатольевна
1. Что такое дисграфия?
Дисграфия - это нарушение письма, которое выражается в стойких специфических (т.е. не связанных с применением орфографических правил) ошибках. Возникновение этих ошибок никак не связано с нарушением интеллектуального развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения (частые пропуски по болезни). Специфические ошибки обнаруживаются практически во всех типах письменных работ: диктанты, списывание, сочинения.
2. Почему возникает дисграфия?
Нарушения письма - следствие ошибок в работе центров головного мозга, отвечающих за организацию письменной речи.
Эти ошибки могут происходить по нескольким причинам:
1. Незрелость отдельных структур головного мозга, участвующих в организации письменной речи, в результате родовой травмы, гипоксии (удушье), дефицита мозгового кровообращения.
2. Нарушения устной речи у дошкольников в дальнейшем могут проявляться в специфических ошибках на письме в школе.
3. Несформированная в срок ведущая роль одного из полушарий головного мозга может явиться причиной речевых расстройств, в том числе и письменной речи. Например, письмо правой рукой у ребенка-левши будет вызывать трудности в обучении.
3. Симптомы дисграфии.
К основным диагностическим критериям нарушения письма можно отнести:
1. Наличие в письменных работах специфических ошибок:
пропуски, замены, перестановки, вставки букв, слогов, слов; ошибки обозначения мягкости на письме; зеркальное написание букв или другое искажение; отсутствие заглавной буквы и точки в предложении; слитное написание или разрыв слова.
2. Большое количество специфических ошибок: от 4 до 30 и более.
3. Стойкость ошибок: они встречаются во всех видах письменных работ (диктант, списывание, письмо по памяти, сочинение) в течение длительного времени.
4. Появились признаки дисграфии. Что делать?
Конечно, появление огромного количества ошибок на письме - сигнал для визита к логопеду. Однако несколькими простыми рекомендациями вы можете воспользоваться самостоятельно:
1. Избегайте бесконечного переписывания упражнений "начисто" или письма под диктовку.
2. Постарайтесь не упрекать ребенка за ошибки. Чтобы добиться успехов по русскому языку, ему необходима помощь логопеда.
3. Обращайте внимание на усердие ребенка, а не на количество ошибок. Вселите в него уверенность, что трудности в учебе можно преодолеть.
Наиболее успешно нарушения письменной речи преодолеваются на начальной стадии развития.
Не откладывайте на завтра то, что легче исправить сегодня!
Ошибки, характерные для дисграфии выражаются в следующем:
1. Запись целого предложения в виде одного слова (жёлтые цыплята ищут червяков - «жёлтыецыплятаищутчервяков»).
2. Нарушение деления предложений на слова, Т.е. слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (Настя живёт на пятом этаже - «Настяживёт напятом этаже»).
3. Деление слов на части (помидор - «по мидор»).
4. Раздельное написание приставки и корня слова (пришла - «при шла»).
5. Пропуски в словах согласных букв, особенно при их стечении (лела - «легла»).
6. Пропуски гласных букв (корова - «крва», ученик - «учник»).
7. Вставка лишних букв (парта - «партат», работа - «раброта»).
8. Перестановка букв (картина - «кратина», магазин - «магаизн», све- ¬«все» ).
9. Вставка, перестановка, пропуск слогов (праздник - «праздраник», молоко
- «моколо», прuxодить - «придить»).
10. Замена букв по кинетическому сходству (ж-х - «мужомор», б-д - «ядлоки», и-у - «прурода»).
11. Повторение в слове одной и той же буквы - механизм персеверации – застревание (магазин –«магазим»). Механизм антиципации – предугадывание, предвосхищение (корова - «ковова»).
12. Зеркальное письмо букв, недописывание элементов букв.
13. Замены букв по звонкости-глухости (баран - «паран», голова ¬«колова».
14.Замены гласных второго ряда гласными первого ряда (Люда – «Луда», мяч – «мач»).
15. Аграмматизмы на письме (замены приставок, суффиксов – захлестнула – «нахлестнула», козлята – «козленки»; изменение паде
Дисграфия - это нарушение письма, которое выражается в стойких специфических (т.е. не связанных с применением орфографических правил) ошибках. Возникновение этих ошибок никак не связано с нарушением интеллектуального развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения (частые пропуски по болезни). Специфические ошибки обнаруживаются практически во всех типах письменных работ: диктанты, списывание, сочинения.
2. Почему возникает дисграфия?
Нарушения письма - следствие ошибок в работе центров головного мозга, отвечающих за организацию письменной речи.
Эти ошибки могут происходить по нескольким причинам:
1. Незрелость отдельных структур головного мозга, участвующих в организации письменной речи, в результате родовой травмы, гипоксии (удушье), дефицита мозгового кровообращения.
2. Нарушения устной речи у дошкольников в дальнейшем могут проявляться в специфических ошибках на письме в школе.
3. Несформированная в срок ведущая роль одного из полушарий головного мозга может явиться причиной речевых расстройств, в том числе и письменной речи. Например, письмо правой рукой у ребенка-левши будет вызывать трудности в обучении.
3. Симптомы дисграфии.
К основным диагностическим критериям нарушения письма можно отнести:
1. Наличие в письменных работах специфических ошибок:
пропуски, замены, перестановки, вставки букв, слогов, слов; ошибки обозначения мягкости на письме; зеркальное написание букв или другое искажение; отсутствие заглавной буквы и точки в предложении; слитное написание или разрыв слова.
2. Большое количество специфических ошибок: от 4 до 30 и более.
3. Стойкость ошибок: они встречаются во всех видах письменных работ (диктант, списывание, письмо по памяти, сочинение) в течение длительного времени.
4. Появились признаки дисграфии. Что делать?
Конечно, появление огромного количества ошибок на письме - сигнал для визита к логопеду. Однако несколькими простыми рекомендациями вы можете воспользоваться самостоятельно:
1. Избегайте бесконечного переписывания упражнений "начисто" или письма под диктовку.
2. Постарайтесь не упрекать ребенка за ошибки. Чтобы добиться успехов по русскому языку, ему необходима помощь логопеда.
3. Обращайте внимание на усердие ребенка, а не на количество ошибок. Вселите в него уверенность, что трудности в учебе можно преодолеть.
Наиболее успешно нарушения письменной речи преодолеваются на начальной стадии развития.
Не откладывайте на завтра то, что легче исправить сегодня!
Ошибки, характерные для дисграфии выражаются в следующем:
1. Запись целого предложения в виде одного слова (жёлтые цыплята ищут червяков - «жёлтыецыплятаищутчервяков»).
2. Нарушение деления предложений на слова, Т.е. слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (Настя живёт на пятом этаже - «Настяживёт напятом этаже»).
3. Деление слов на части (помидор - «по мидор»).
4. Раздельное написание приставки и корня слова (пришла - «при шла»).
5. Пропуски в словах согласных букв, особенно при их стечении (лела - «легла»).
6. Пропуски гласных букв (корова - «крва», ученик - «учник»).
7. Вставка лишних букв (парта - «партат», работа - «раброта»).
8. Перестановка букв (картина - «кратина», магазин - «магаизн», све- ¬«все» ).
9. Вставка, перестановка, пропуск слогов (праздник - «праздраник», молоко
- «моколо», прuxодить - «придить»).
10. Замена букв по кинетическому сходству (ж-х - «мужомор», б-д - «ядлоки», и-у - «прурода»).
11. Повторение в слове одной и той же буквы - механизм персеверации – застревание (магазин –«магазим»). Механизм антиципации – предугадывание, предвосхищение (корова - «ковова»).
12. Зеркальное письмо букв, недописывание элементов букв.
13. Замены букв по звонкости-глухости (баран - «паран», голова ¬«колова».
14.Замены гласных второго ряда гласными первого ряда (Люда – «Луда», мяч – «мач»).
15. Аграмматизмы на письме (замены приставок, суффиксов – захлестнула – «нахлестнула», козлята – «козленки»; изменение паде
Мне нравится
Виды дисграфии. АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч – ть, ч-щ, ц-т, ц-с, с-ш, з-ж, б-п, д-т, г-к и т.д.), а также гласные о-у, е-и. Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным (необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи). В других случаях у детей с этой формой дисграфии имеется неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой. ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализ предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Несформированность анализа предложений на слова обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов; особенно приставок и корня. Пр-р: Летам пареке и дут парходи. Наиболее распространенными ошибками при этом виде дисграфии является искажение звукобуквенной структуры слова, обусловленные недоразвитием фонематического анализа, который является наиболее сложной формой звукового анализа. Наиболее распространенные ошибки: пропуски согласных при их стечении (дожи-дожди, деки-деньки) пропуски гласных (девчки-девочки, пошл-пошли, тчка-точка) перестановки букв (кулка-кукла, пакельки-капельки) добавление букв (весная-весна) пропуски, добавления, перестановки слогов (весипед-велосипед). АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ проявляется на письме и обуславливается несформированностью лексико-грамматического строя речи. Аграмматизмы на письме отличаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Чаще всего у детей с дисграфией обнаруживаются морфологические и морфосинтаксические аграмматизмы, нарушения согласования управления. Н-р: За дома (за домом) сарай. Был жарки день. ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зритеьного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма: а) искаженные воспроизведения букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы); б) замены и смешения графически сходных букв. Как и при дислексии, чаще всего смешиваются либо буквы, отличающиеся одним элементом (П-Т, Л-М, И-Ш), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве (В-Д, Э-С). Одно из проявлений оптической дисграфии зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга. Оптическая дисграфия подразделяется на литеральную и вербальную. Литеральная дисграфия проявляется в трудностях воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии воспроизведение изолированных букв сохранно. Однако при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв, контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы. |