Немного о себе
Родилась я в г.Перми. Закончив в 1985 году школу, поступила в ПГУ им.Горького на романо-германское отделение филологического факультета. Так сложились обстоятельства, что с 1989 года началась моя трудовая деятельность. Диплом пришлось получать уже в МГУ им.Огарева (г. Саранск). С 1992 года живу в Лукояновском районе Нижегородской области. С 2012 года работаю в МБОУ Большемаресьевской ОШ. Стаж моей педагогической деятельности - 26 лет. Уже, наверное, можно подвести какие-то итоги...
Вы всегда можете связаться со мной по моей электронной почте: g2013sorokina@yandex.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_masterstvo_uchitelya.docx | 16.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое мастерство учителя
«Я не такой как ты, ты не хуже и не лучше меня, ты просто другой»- этот Рериховский подход к вопросу о самооценке личности человека сегодня чрезвычайно близок мне, как учителю, для которого школа стала судьбой.
Учителей много – не великих, не знаменитых, но состоявшихся – тех, кто прошел естественный отбор школой и жизнью, кто не изменил профессии. В этой профессии остаются только те, кто без школы, без детей не мыслит своей жизни, кто твердо знает: детей надо любить. Они бывают невыносимы, грубят и дерзят, сбегают с уроков и курят … не потому, что мстят или хотят уязвить взрослых, а потому что дети. Такие, как все дети на свете, как собственные, которые тоже не мед. Но если их любить, заставлять, требовать с них и жить с ними одной жизнью, они вырастают Личностями. Дети становятся личностями, если сутью учительской работы было и остается творчество. Творчество для меня – это умение видеть в стандартном т обычном что-то новое и оригинальное. Ценность учительской профессии: учить и учиться самой – на уроке, на классном часе, на родительском собрании…
Мы помогаем человеку расти, и растем сами. И с каждым новым выпуском поднимаемся на новый виток мудрости, терпения, понимания и любви к детям и к делу, которому ты служишь. Поднимаешься до высот творчества, именно оно помогает человеку реализовать себя и делает его счастливым. «Творческому учителю есть на что оглянуться, над чем поразмыслить, от чего идти дальше» (Е.И.Ильин).
Быть учителем трудно. По-моему, главное – учителю нужно учиться быть счастливым. Несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога дети в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.
Я люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере излишнего пафоса, скуки и недоброжелательности мне очень неуютно. Часто вспоминаю слова «того самого Мюнхгаузена» : «Серьезное лицо еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!»
Чувство юмора такое же неотъемлемое профессиональное качество учителя, как чувство такта. В сочетании с другими качествами оно помогает установить ту, поистине благоприятную творческую атмосферу речевого партнерства, в которой только и возможно обучение общению. На уроке иностранного языка ученик не просто рассказывает о чем-то, он высказывает свое мнение, свое отношение к предмету разговора. Специфика нашего предмета заключается в том, что «иноязычной деятельности нельзя научить, ей можно только научиться» (Е.И.Пассов).
В.В.Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает, что он учитель. Глубокий смысл этих слов раскрывается на уроке иностранного языка. Стоит только отбросить менторский тон, встать с учениками, так сказать, рядом – как тотчас собеседники откликнуться, улавливая искреннюю заинтересованность в беседе, становятся речевыми партнерами. Важность речевого партнерства подтверждается еще и тем, что только в его условиях можно осуществлять воспитательное воздействие на учеников. Добрые взаимоотношения – единственный канал, по которому от учителя к ученику переходят добрые мысли и чувства.
«Учить и воспитывать – это как молния на куртке: обе стороны застегиваются одновременно и накрепко неторопливым движение замка – творческой мысли»- писал Е.Н.Ильин. В чем же заключены воспитательные особенности моего предмета? Я считаю ,что в трех сторонах урока. Прежде всего в содержании используемых материалов; затем – в методической системе обучения; и, наконец, в личности учителя и его поведении.
Одним из ведущих принципов моей работы становится принцип культурообразности, который предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с нормами национальной культуры и региональными традициями.
Нынешнее время – это время, когда люди, наконец, становятся мудрее, бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к своим нравам и обычаям, к своим корням. Овладение учащимися ценностями родной культуры делает их восприятие иных культур более точным ,глубоким, всесторонним. «Ноша культурных ценностей – писал академик Д.С.Лихачев – ноша особого рода. Она не утяжеляет наш шаг вперед, а облегчает. Чем большими ценностями мы владеем, тем более изощренным и острым становится наше восприятие иных культур. Каждая из культур той или иной страны становится для интеллигентного человека «своей культурой», своей глубоко личной, ибо познание своего сопряжено с познанием чужого».
Привлечение краеведческих материалов на уроках немецкого языка содействует познавательной деятельности, то есть школьники не только осваивают программный материал, но и знакомятся с фактами истории родного края, что делает процесс обучения более эффективным.
Трудно сказать, что не является предметом нашего обсуждения на уроках, поэтому как никто другой, учитель иностранного языка должен быть постоянно в курсе событий не только нашей страны, но и за рубежом. Современный учитель это человек, способный интересоваться всем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Система проведения разнообразных форм уроков стимулирует меня на постоянный поиск, инициативу. Учащиеся, в сою очередь, на таких уроках испытывают радость познания, их кругозор становится шире, самостоятельность в суждениях глубже, а личность ученика – ярче.
Обучение иностранному языку в условиях малокомплектной сельской школы имеет свою специфику, которая определяется в значительной мере неоднородностью коллектива учащихся, недостаточной мотивацией к изучению предмета. Решать задачи обучения возможно лишь в том случае, если учитель располагает современными средствами обучения.
Особенно эффективными были и остаются упражнения игрового характера, которые могут проводиться в группах разной наполняемости и варьироваться в зависимости от уровня языковой подготовки учащихся. В условиях сельской школы игры приобретают особый педагогический смысл, здесь их функции расширяются. Игры позволяют мне, как учителю, осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонности, уровень подготовки по языку.
Апеллируя высказыванием Конфуция «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – может быть, я запомню; вовлеки меня – и я пойму», смею утверждать, что это оптимальный опыт активного сотрудничества учителя и ученика.
На сегодняшний момент эта система работы мне кажется совершенной, но жизнь продолжается – продолжается и поиск…