Обобщение опыта "Формирование основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры".
Формирование основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры. |
Содержание:
1. Наименование опыта: «Формирование основ безопасности у детей
с общим недоразвитием речи через дидактические игры» …………….…3
2. Условия возникновения и становления опыта …………………….…….3
3. Актуальность опыта ……………………………………………………..3-4
4. Теоретическая база опыта ………………………………………………4-6
5. Новизна опыта …………………………………………………….………6
6. Ведущая педагогическая идея ………………………………………….6-7
7. Технология опыта ………………………………………………..…….7-13
1. Наименование опыта:
Формирование основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры.
2. Условия возникновения и становления опыта.
Опыт сформировался в условиях МБДОУ «Детский сад №65-Центр развития ребенка» на базе группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. МБДОУ находится по адресу: Алтайский край, город Бийск, улица Ленинградская 75/1.У автора подобран необходимый дидактический материал, что позволило начать работу по формированию основ безопасности через дидактические игры.
3. Актуальность опыта
В настоящее время, формирование основ безопасности у дошкольника, как никогда актуальна и значима в условиях дошкольного образования.
Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
Поэтому возникла необходимость научить ребенка - дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», - подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию на 2011-2013 гг. В этой связи формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
Безопасность жизнедеятельности - это наука о комфортном и травма безопасном взаимодействии человека со средой обитания. Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома. Раннее включение ребёнка в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, вооружение необходимыми знаниями по распознанию опасности и умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья и в конечном результате помогут сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан России.
Именно поэтому актуально в современном дошкольном образовании формирование основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры. Так как в дидактической игре создаются условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая самостоятельный действенный и чувственный опыт. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального положительного отношения к заданию.
Таким образом, особая роль дидактической игры определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребёнку получить свой собственный опыт. Игры и упражнения, в которых дети действуют путём проб и измерений, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует представления по основам безопасности.
4. Теоретическая база опыта
Автор основывается на технологию «Воспитание и обучение детей с проблемами» В.Мясищева, её целевые ориентации:
· коррекция отклонений, имеющихся в развитии;
· создать положительную Я – концепцию, снять синдром неудачника;
· подвести ребенка к процессу самовоспитания;
· формировать адекватную самооценку;
· развивать интеллектуальные способности;
· адаптироваться в коллективе, включаться в социальные и внутри-коллективные отношения;
· охранять и укреплять детей, имеющих проблемы, средствами организованных педагогических влияний физического и психологического здоровья;
· педагогизировать игровую среду, создавать педагогическое пространство повышенного воспитательного внимания.
Общие подходы к реализации технологии:
· партнерство и преемственность всех заинтересованных членов образовательного процесса;
· комплексность и целостность коррекционных мероприятий;
· индивидуальный и дифференцированный подход: проектирование и реализация программ развития детей с общим недоразвитием речи;
· диагностический подход; глубокая – педагогическая и медико-социальная диагностика детей, мониторинг развития;
· учет закономерностей развития, возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей, этапность, последовательность и преемственность;
· профилактический подход, раннее выявление, профилактика и коррекция детей с проблемами;
· оптимистическая гипотеза ориентация на позитив в поведении ребенка;
· принцип гуманизма гуманно-личностный подход, оказание ребенку необходимой поддержки в адаптации к социальным условиям;
· принцип адаптивности воспитания к уровням и особенностям развития и подготовленности детей;
· педагогизация окружающей среды интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания – семьи и детского сада;
· включение в воспитательно-образовательный процесс всех сфер личности ребенка: интеллектуальный действенно – практической и эмоциональной.
Кроме того, формирование основ безопасности дошкольников осуществляется на основе научных трудовН.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.
Основные подходы труда Н.Н. Авдеевой реализуются через соблюдение следующих принципов:
· принцип полноты - содержание программы должно быть реализовано по всем разделам;
· принцип системности - работа должна проводиться в системе, целый учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня;
· принцип сезонности;
· принцип учёта условий городской и сельской местности - у каждого ребёнка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомлённость в правилах поведения в непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы ДОУ;
· принцип возрастной адресованности;
· принцип интеграции - содержание программы реализуется как в процессе регламентированной деятельности (по изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию), а также нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов. Данную программу следует естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс;
· принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развёртывать определённые темы;
· принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье.
5. Новизна опыта
Проводится целенаправленная работа по формированию основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры. Она включается в виде игровых упражнений в занятиях и дидактических игр в свободное время. Новизна опыта заключается в создании перспективного плана и изготовлении дидактических игр, упражнений.
6. Ведущая педагогическая идея опыта
Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. (Герман Константинович Селевко, профессор Ярославского областного института развития образования, доктор педагогических наук). В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
· развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
· самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
· диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
· коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.
Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка – дать элементарные знания основ безопасности. Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. И именно игра как ведущий вид деятельности обеспечит формирование основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры.
7. Технология опыта
Одним из средств формирования основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи является дидактическая игра.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольном периоде определяется рядом причин:
· ведущей ролью игровой деятельности в дошкольном возрасте. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы -это важный и наиболее адекватный путь в обучении.
· наличием возрастных особенностей у детей, связанных с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольного развития памяти, преобладанием наглядно-образного мышления.
Дидактическая игра имеет определённую структуру (Е.В.Карпова). Структура –это основные элементы, характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
· дидактическая задача;
· игровая задача;
· игровые действия;
· правила игры;
· результат (подведение итогов);
При проведении игр автор сохраняет все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребёнка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог участники данной игры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Требования к дидактическим играм:
· каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей;
· в дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей;
· дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.
Классификация дидактических игр, используемых автором: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. Дидактические игры:
· знакомят ребенка с источниками опасности в быту, уточняют и систематизируют полученные знания;
· формируют умение действовать в тех или иных ситуациях, знакомят с необходимыми действиями в случае опасности;
· формируют умение различать потенциально опасные предметы.
Автором определена основная цель работы по проблеме– создание условий для формирования основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры.
Задачи:
· Разработать критерия диагностики уровня сформированности основ безопасности.
· Организовать обследование по формированию основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи.
· Формировать основы безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры.
· Сформировать выводы по результатам проведения повторного обследования по формированию основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры.
· Составить рекомендации по формированию основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры.
Формирование основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры осуществлялась автором поэтапно.
Первый этап – диагностический:
Задача: Организовать обследование по формированию основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры.
Средства: Диагностические методики по формированию основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры.
Второй этап– развивающий:
Задача: Формировать основы безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры.
Средства: Диагностические игры и упражнения.
Третий этап – итоговый:
Задачи:
· Сформировать выводы по результатам проведения повторного обследования по формированию основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры.
· Составить рекомендации по формированию основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры.
Средства:
· Диагностические методики формирования основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры.
· Рекомендации родителям.
Главной задачей формирования основ безопасности является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях. Данная проблема позволила определить развивающий этап деятельности и цель работы с дошкольниками:
· формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности;
· стимулирование развития у детей смысловых образований, поведенческих навыков в вопросах безопасности и жизнедеятельности;
· повышение уровня развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи в работе с дошкольниками:
· формировать знаний по ОБЖ;
· развивать качества личности, необходимые для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях;
· воспитывать чувства ответственности за личную безопасность, ценностное отношение к своему здоровью и жизни;
· развивать умения предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной защиты;
· расширять и систематизировать знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
· формировать знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
· развивать основы экологической культуры и становление бережного отношения к природе;
· способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка- дошкольника.
Задачи в работе с родителями:
· знакомить родителей с работой по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
· повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
· воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
· создать особую форму общения между родителями и воспитателями: «Доверительно деловой контакт».
В своей работе автор опирался на содержании программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной. Это программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе и на дороге. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности деятельность осуществлялась по разделам:
1. Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
2. Ребёнок и природа. Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.
· правила поведения в природе (знакомство с опасными насекомыми и ядовитыми растениями);
· правила поведения при общении с животными;
· съедобное, несъедобное.
3. Ребёнок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
· огонь наш друг, огонь наш враг;
· опасные предметы;
· зимние забавы;
· опасные предметы дома (электрочайник, утюг);
· в детском саду (соблюдение правил поведения в детском саду);
· детям нужно это знать (о правилах пожарной безопасности).
4. Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи:
· бережем свое здоровье;
· как устроен мой организм;
· мойдодыр (формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания);
· соблюдаем режим дня;
· правильное питание;
· закаливание;
· о правильном питании и пользе витаминов.
5. Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
6. Ребёнок на улицах города. Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения:
· безопасность на дороге (подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения);
· правила поведения на улице;
· твои помощники на дороге-дорожные знаки;
· правила поведения в транспорте.
На развивающем этапе для формирования основ безопасности у дошкольников с общим недоразвитием речи через дидактические игры был составлен перспективный план занятий и мероприятий, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, который состоит из 2-х разделов: 1 раздел - программное содержание; 2 раздел - совместная деятельность.
Перспективное планирование предусматривало решение задач по основам безопасности жизнедеятельности во всех блоках учебно-воспитательного процесса:
· организованная деятельность;
· совместная деятельность;
· самостоятельная деятельность.
Это обеспечивало глубокое и качественное познание окружающего мира, овладение элементарными навыками поведения дома, на улице, в природе, стимулирование у детей самостоятельности в принятии правильных решений и ответственности.
Перспективный план реализовывался автором в таких дидактических играх как «Что делать, если случится беда?», «Четвертый лишний», «Хорошо - плохо», «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит - не горит», «Предметы - источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку» и т.д.
Материал отобран автором с учётом возрастных особенностей дошкольников. Одна из таких особенностей - поэтапное формирование умственных действий. Исходя из этого, подача материала осуществлялась поэтапно, ступенчато.
1 ступень:
· заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности жизнедеятельности; В
· выяснить уровень сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения у детей на начало учебного года;
· выяснить знания родителей о безопасной жизнедеятельности, выявить запросы родителей по укреплению здоровья детей.
2 ступень:
· введение правил в жизнь детей,
· показ разнообразия их проявления в жизненных ситуациях,
· тренировка дошкольников в умении применять эти правила.
3 ступень:
· на основе усвоенных знаний и умений осознанное овладение реальными практическими действиями.
Работа, по формированию основ безопасности, проводилась автором один раз в неделю (во второй половине дня) в соответствии с перспективным планом. В нее включались дидактические игры, упражнения, рассматривание иллюстраций. Вся деятельность проводилась в тандеме с речевым материалом- для закрепления знаний программных задач и обогащения словарного запаса -это веселые стихи – предостережения, загадки сказки, в которых герои нарушают правила собственной безопасности, с помощью которых легче усваивался нужный материал. Все это концентрирует внимание, активизирует память, повышает познавательную активность детей, развивает кругозор, обобщает знания детей. Планирование всех видов деятельности объединялось одной темой, в рамках «Тематической недели» - «Наш город», «Наша улица», «Транспорт», что позволяло детям как можно лучше усвоить материал. Полученные знания закрепляли, не только в дидактических играх, но и в повседневной жизни, спортивных конкурсах, развлечениях. Чтобы усвоить нужный материал, активизировать внимание детей, побудить их к деятельности всегда создавалась игровая мотивация.
Формы работы с родителями:
Планомерная и систематическая деятельность взрослых, направленная на воспитание безопасности жизнедеятельности детей является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени. С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу формирования основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи автор привлекает родителей к активному участию в педагогическом процессе через:
· совместные рисунки, поделки для выставки;
· совместные рисунки для альбомов;
· помощь в изготовлении атрибутов для игр;
· совместные развлечения и досуги;
· совместные прогулки;
· родительские собрания;
· индивидуальные консультации по запросам родителей;
· оформление стендов и родительских уголков;
· анкетирование;
· выставки детских работ с родителями;
· цикл консультаций и информационных бюллетеней «Один дома», «Как уберечь себя от пожара?», «Советы родителям», «Поведение в транспорте», и др.
Реализуя принципы системности и последовательности обучения детей основам безопасности, автор работал в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса - инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом - психологом, используя в работе следующие формы:
· совместное планирование;
· открытые просмотры;
· развлечения, праздники.
Список используемой литературы
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] М.: Просвещение, 1985
2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. [Текст]– М.: Мозаика – Синтез Москва, 2011. – с. 3-6.
3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/doklady-pedsovety-v-dou/5474-formirovanie-osnov-bezopasnosti-u-doshkolnikov.html.
4. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Учебно – методическое пособие по основам безопасности. изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.
5. Хромцова Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста // научная работа. Санкт - Петербург – 2001. – 175с.
6. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: «Академия развития», 1997.- 240с.