Воспитательная работа. Классное руководство
Воспитательная работа в школе играет важную роль в формировании нравственных и социальных ценностей учащихся. Каждый классный руководитель сталкивается с задачей создания эффективного плана воспитательной работы, который бы учитывал особенности и потребности класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 97.11 КБ |
![]() | 24.68 КБ |
![]() | 463.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Когалыма
(МАОУ СОШ №1)
Расмотрено на ШМО Утверждаю
Классных руководителей зам. директора
Начального звена Нарожная О.Г.
Протокол № от г. « » г.
Программа воспитания
«Раз ступенька, два ступенька…»
на период 2024-2028 учебного года
1-4 класс
Разработчик Программы:
Рафальская В.В.,
учитель начальных классов, классный руководитель
г. Когалым, 2024 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование документа | Программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов «Раз ступенька, два ступенька…» |
Наименование образовательного учреждения | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» |
Контактные данные образовательного учреждения | 628482, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область, город Когалым, ул. Набережная, 55-А Телефоны школы: +7 (34667) 4 - 70 - 57 (приёмная) +7 (34667) 4 - 66 - 64 (директор +7 (34667) 4 - 70 - 44 (вахта) Электронная почта: sholsdora@mail.ru |
Цель программы | Создание условий для саморазвития и самореализации личности воспитанников, их успешной социализации в обществе, формирование интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциала. |
Задачи Программы |
участию в праздниках и повседневной жизни. |
Разработчик Программы | Учитель начальных классов, классный руководитель – Рафальская Виктория Васильевна |
Учредители Программы | Администрация муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» |
Вид Программы | Комплексная |
Ожидаемые результаты | У учащихся сформированы основы культуры общения, знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско- патриотические качества; У большинства детей сформированы умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума; Достигнуто взаимодействие классных коллективов с субъектами образовательного процесса в решении задач воспитания детей; Достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью, позитивная динамика посещаемости родительских собраний; Обеспечена успешная адаптация школьников при переходе в |
начальное, среднее звенья; У большинства учащихся сформировано уважительное отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям. | |
Сроки реализации | 4 года |
Источники финансирования Программы | Бюджет образовательного учреждения, спонсорская помощь |
Законодательная база для разработки Программы |
общеобразовательная школа №10» |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Когалыма
(МАОУ СОШ №1)
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Элементы Рабочей программы | страницы |
1. | Пояснительная записка | 5 |
2. | Концептуальные основы программы | 6 |
3. | Содержание программы | 7 |
4. | Механизм реализации программы | 16 |
5. | Контроль за реализацией программы | 18 |
6. | Список литературы | 20 |
7. | Приложения: | 22 |
Инструкция классного руководителя | ||
Циклограмма работы классного руководителя | ||
Дневник работы с детьми девиантного поведения | ||
План-сетка воспитательных мероприятий 1 класс | ||
План-сетка работы с родителями 1 класс | ||
Анализ воспитательной работы за 1 класс | ||
План-сетка воспитательных мероприятий 2 класс | ||
План-сетка работы с родителями 2 класс | ||
Анализ воспитательной работы за 2 класс | ||
План-сетка воспитательных мероприятий 3 класс | ||
План-сетка работы с родителями 3 класс | ||
Анализ воспитательной работы за 3 класс | ||
План-сетка воспитательных мероприятий 4 класс | ||
План-сетка работы с родителями 4 класс | ||
Диагностики изучения классного коллектива 1-4 класс | ||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Федеральном государственном стандарте общего образования (далее — Стандарт) развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании».
Воспитание и социализация, согласно Стандарту, Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы развития и воспитания учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
Воспитание детей в образовательных учреждениях автономного округа должно быть основано на приоритете права и свободы человека, гражданского мира и согласия, почитания памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождения, сохранения и неуклонного развития духовных, культурных и интернациональных традиций; стремлении обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.
Воспитание - это педагогически организованный и целенаправленный процесс развития личности, процесс освоения и принятия ею ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
Согласно Распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года» приоритетными направлениями в области воспитания были определены:
-духовно - нравственное воспитание учащихся;
-гражданско-патриотическое воспитание;
-воспитание здорового образа жизни обучающихся;
-правовое воспитание. Через:
-расширение государственно-общественного управления образованием, деятельность органов ученического самоуправления;
-работу с родителями и социальными партнерами;
-интеграцию дополнительного и общего образования
-повышение роли классного руководителя в организации воспитательного процесса;
-внедрение новых педагогических технологий в воспитательный процесс;
-участие в конкурсах, в целях обеспечения функционирования образовательного учреждения в режиме развития.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе
Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства.
РАЗДЕЛ I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
- Цель: создание условий для саморазвития и самореализации личности воспитанников, их успешной социализации в обществе, формирование
интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциала обучающихся 1-4 классов.
Задачи:
- Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
- Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
- Развивать познавательную активность учащихся.
- Содействовать формированию гражданской позиции учеников, самосознания, активной жизненной позиции через самоуправление.
- Совершенствовать систему работы, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и привитие им навыков здорового образа жизни.
- Формировать экологически грамотное и безопасное поведение в природе, формировать чувство ответственности за всё живое.
- Привлекать родителей к школьным и классным делам, участию в праздниках и повседневной жизни.
Принципы реализации
Реализация целей и задач возможна при соблюдении следующих принципов:
Принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания.
Принцип гуманистической направленности воспитания - отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, оказание психолого-педагогической помощи детям.
Принцип природосообразности воспитания - научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся сообразно полу и возрасту, формирование ответственности за экологические последствия своих действий и поведения.
Принцип культуросообразности, основывающийся на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнических культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям; построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни округа.
Принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие детей в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, жизненными установками обучающихся.
Принцип воспитания в коллективе - воспитание, осуществляемое в детско-взрослых общностях различного типа, дающее растущему человеку положительный опыт социальной жизни
Принцип преемственности в воспитании- непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических российских ценностей и традиций.
Ожидаемые результаты:
- У учащихся сформированы основы культуры общения, знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества;
- У большинства детей сформированы умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума;
- Обеспечена успешная адаптация школьников при переходе в среднее звено;
- У большинства обучающихся сформировано уважительное отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям;
- Достигнуто взаимодействие классных коллективов с субъектами образовательного процесса в решении задач воспитания детей;
- Достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью, позитивная динамика посещаемости родительских собраний.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Предлагаемая программа нацелена на комплексное решение вопросов по организации воспитательной работы у обучающихся 1-4 классов.
Программа «Раз ступенька, два ступенька…» действует в течение четырех лет. Задачи, которые необходимо решать в ходе работы, включают различные направления деятельности и соответствующие мероприятия. Реализация данной программы позволяет сформировать основы культуры общения, знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества. Исходя из принципов программы, комплекс мероприятий дифференцирован с учетом личностного подхода.
- В рамках реализации Программы используются следующие формы работы:
- беседы;
- тематические классные часы;
- круглые столы;
- экскурсии;
- индивидуальные консультации для детей и родителей;
- групповые занятия с родителями и детьми;
- формы досуговой деятельности (конкурсы рисунков, газет, традиционные общешкольные мероприятия, спортивно – оздоровительные мероприятия, семейные праздники);
- имитационные игры, которые имитируют реальные социальные отношения;
- тренинги для детей, тренинги для родителей;
- групповые занятия;
- ролевые игры;
- практикумы;
- лекции информационно-просветительские для родителей;
- анкетирование обучающихся, родителей;
- индивидуальные и семейные консультации по запросам;
- юридические консультации в целях социально-правовой помощи;
- консультации, лекции, тренинги, семинары;
- социальный патронаж.
- В рамках реализации Программы используются следующие методы работы:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- проблемно-поисковые.
- Основные направления реализации программы определяются ее целями и задачами и включают в себя:
- духовно – нравственное и гражданско-патриотическое воспитание / нравственное;
- интеллектуальное, социокультурное воспитание / интеллектуальное;
- спортивно-оздоровительное воспитание / валеологическое;
- экологическое воспитании/экологическое;
- культуротворческое и эстетическое воспитание / досуг;
- воспитание семейных ценностей / семья.
Нравственное воспитание.
Цель воспитательной работы: создание условий для формирования у обучающихся знаний этических норм и правил поведения, нравственных качеств, и воспитания толерантности, основ гражданственности и патриотизма.
Задачи воспитательной работы:
- сформировать у обучающихся первоначальные представления о нравственных ценностях,
- сформировать у обучающихся знания о культуре речи, о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
- сформировать у обучающихся уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим, бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- способствовать формированию у обучающихся уважительного отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.
- сформировать у обучающихся знания о символах государства – флаге, гербе, России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение
- дать элементарные представления обучающимся о правах и обязанностях гражданина России.
Интеллектуальное воспитание.
Цель воспитательной работы: создание условий для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии, формирование культуры умственного труда.
Задачи воспитательной работы:
- оказывать помощь учащимся в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно;
- определить круг реальных учебных возможностей обучающегося и зону его ближайшего развития;
- организовать развивающие коррекционные занятия и внеклассные мероприятия по предметам для развития интеллектуальных способностей и привитие интереса к предметам.
Валеологическое воспитание.
Цель воспитательной работы: создание условий для формирования у обучающихся ценностного отношения к здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
Задачи воспитательной работы:
- формировать у обучающихся ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- формировать у обучающихся знания санитарно-гигиенических правил, понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека
- способствовать соблюдению обучающимися здоровьесберегающего режима дня;
- вовлечь максимальное количество обучающихся 1-4 классов в спортивные соревнования;
- формировать у обучающихся первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Экологическое воспитание
Цель воспитательной работы: создание условий для формирования у обучающихся ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Задачи воспитательной работы:
- способствовать развитию у обучающихся интереса к природе, природным явлениям и понимания активной роли человека в природе;
- формировать у обучающихся ценностное отношение к природе, элементарный опыт природоохранительной деятельности.
Досуг
Цель воспитательной работы: создание условий для проявления обучающимися инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях. формирования у обучающихся трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, основ знаний о профессиях.
Задачи воспитательной работы:
- формировать у обучающихся элементарные навыки самоуправления;
- развивать способности адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи;
- способствовать формированию у обучающихся первоначальных навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и творческих проектов;
- способствовать формированию у обучающихся умений проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении поручений;
- сформировать у обучающихся элементарные представления об основных профессиях.
- прививать эстетическое воспитания через посещения музеев, выставок и т.п.
Семья
Цель воспитательной работы: создание условий для эффективного взаимодействия педагогов школы с родителями.
Задачи воспитательной работы:
- привлечь родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности школы;
- способствовать повышению педагогической культуры родителей.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Мероприятие | Цели | Сроки исполнения | Ожидаемый результат |
Нравственное воспитание | |||
День знаний. Праздник 1- го звонка. | Создание условий для формирования у обучающихся правил поведения в школе, на уроке. | Сентябрь Ежегодно в течение реализ. программы | Будут разработаны сценарий торжественной линейки, планы-конспекты классных часов, памятки для учащихся, для родителей. |
Будьте добрыми и человечными (День пожилого человека) | Создание условий для формирования у обучающихся заботливого отношения к пожилому человеку. | Октябрь Ежегодно в течение реализ. программы | Проявление обучающимися заботливого отношения к пожилым людям. |
День Матери | Создание условий для формирования у обучающихся заботливого отношения к матери. | Ноябрь Ежегодно | Проявление обучающимися заботливого отношения к мамам, проявление творческих способностей. |
КТД «Моя Югра – моя родина» | Сформировать у обучающихся первоначальные знания о символике ХМАО-Югры, истории округа, коренных жителях, их традициях, образе жизни, о местных поэтах, природе родного края. | Декабрь Ежегодно в течение реализации программы | Обучающиеся узнали произведения местных поэтов, познакомились с их биографией, получили первоначальные знания из истории округа, об образе жизни и традициях коренных жителей ХМАО, о природе родного края. |
КТД «Мы защитники Отечества». | Способствовать формированию у обучающихся уважения к защитникам Родины. | Февраль Ежегодно в течение реализ. программы | У большинства обучающихся сформированы уважения к защитникам Родины. |
Масленица «Где тепло там и добро» | Создание условий для формирования у обучающихся правил поведения при проведении мероприятий, ценностного отношения к народным традициям. | Февраль Ежегодно в течение реализации программы | Обучающиеся ознакомлены с народными традициями и проявили культуру поведения на празднике. |
Праздничная программа, посвященная 8 Марта | Создание условий для формирования у обучающихся заботливого отношения к матери, бабушке, сестре, девочке. | Март Ежегодно в течение реализации программы | Проявление обучающимися заботливого отношения к мамам, бабушке, сестре, девочке проявление творческих способностей. |
Праздник Букваря | Создание условий для формирования у | Апрель | Обучающиеся проявили навыки социального |
«Букварь наш добрый друг» | обучающихся знаний этических норм и правил поведения, нравственных качеств. | Ежегодно в течение реализации программы | поведения. |
КТД «Никто не забыт, ничто не забыто» | Способствовать формированию патриотических качеств. | Май Ежегодно в течение реализации программы | У большинства обучающихся сформированы любовь к Родине, гордость за героев Отечества, уважение к памяти павших в годы Великой Отечественной войны. |
Интеллектуальное воспитание. | |||
Проектная деятельность | Создание условий для формирования любви к школе, осознание социального статуса школьника. | Октябрь Ежегодно в течение реализ. программы | Большинство первоклассников успешно прошли адаптацию. |
Предметные недели | Создание условий для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии, формирование культуры умственного труда. | Ноябрь Ежегодно в течение реализации программы | Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений. Организация коррекционной работы |
Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» | Развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. | Ежегодно в течение реализации программы | Повышение мотивации к обучению. Получение опыта самостоятельного общественного действия. |
Участие в предметных олимпиадах разного уровня | Выявление одаренных учащихся | Ежегодно в течение реализации программы | Повышение мотивации к обучению. Развитие интеллектуальных способностей. |
Участие в творческих конкурсах разного уровня | Выявление одаренных учащихся | Ежегодно в течение реализации программы | Повышение мотивации. Овладение прочными знаниями в процессе собственной активной деятельности. |
Оформление «Портфолио» | Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи | Ежегодно в течение реализации программы | Демонстрация достижений учащихся. Конкурс «Лучшее портфолио ученика начальной школы» |
Валеологическое воспитание | |||
День Здоровья | Способствовать формированию | Сентябрь, | Обучающиеся приобретут потребность в |
потребности в здоровом образе жизни. | апрель | здоровом образе жизни. | |
Подвижные игры, прогулки, динамические перемены в рамках внеурочной деятельности | Восстановления умственной работоспособности, снятие эмоционального и умственного напряжения полученных обучающимися на урока | Постоянно в период реализации программы | Сохранение и укрепление физического здоровья |
КТД «Здоровому все здорово» | Формировать у обучающихся знания санитарно-гигиенических правил, понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека. | Сентябрь Ежегодно в течение реализации программы | Реализован план КТД, в достаточной мере сформированы у обучающихся знания санитарно-гигиенических правил, понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека |
Социально-педагогич. сопровождение по медицинским кабинетам в рамках профилактики | Создание условий организации образовательного процесса с учётом санитарно-гигиенических требований. | Постоянно в период реализации программы | Сохранение и укрепление физического здоровья |
Веселые старты | Формирование у обучающихся понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, максимальное вовлечение обучающихся в спортивные соревнования. | Октябрь, апрель Ежегодно в течение реализации программы | Обучающиеся получили положительные эмоции, заряд энергии, бодрости, максимально вовлечены в спортивные соревнования, сформировано понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека. |
Акция «Спорт против наркотиков» | Формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровью. | Ноябрь Ежегодно в течение реализ. программы | У большинства обучающихся сформировано ценностное отношение к здоровью. |
Мероприятия в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании!» | Развитие у обучающихся представлений и навыков правильного питания, сохранения и укрепления здоровья | Ежегодно в течение реализации программы | Большинство обучающиеся приобретут потребность в здоровом образе жизни, разработаны буклеты и памятки, призывающие к здоровому питанию. |
Губернаторские состязания | Формирование у обучающихся понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека. | Март Ежегодно в течение реализации программы | Выявлены лучшие результаты у обучающихся по физическим показателям. Сформировано у обучающихся понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека |
Акция «За здоровый образ жизни» | Соблюдение обучающимися здоровьесберегающего режима дня; формирование первоначальных представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. | Апрель Ежегодно в течение реализации программы | большинство обучающихся соблюдают здоровьесберегающий режим дня, изготовлены и распространены буклеты о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. |
Спортивный праздник в День семьи «Мама, папа, я – Спортивная семья». | Сплочение классного коллектива, формированию у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников; | Май Ежегодно в течение реализации программы | Достигнут достаточный уровень сплочения классного коллектива, сформировано положительное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников, организован совместный досуг с родителями. |
Экологическое воспитание | |||
Акция «Росток» | Благоустройство пришкольной территории | Октябрь, апрель Ежегодно в течение реализ.программы | Благоустроена пришкольная территория. |
КТД «День Земли» | Способствовать развитию у обучающихся интереса к природе, природным явлениям и понимания активной роли человека в природе; | Апрель Ежегодно в течение реализации программы | Реализован план мероприятий КТД, сформированы у обучающихся интерес к природе, природным явлениям и понимание активной роли человека в природе. |
Акция «Экология и мы» («Спасти и сохранить!» | Формировать у обучающихся ценностное отношение к природе, элементарный опыт природоохранной деятельности. | Май Ежегодно в течение реализации программы | Реализован план мероприятий Акции, выпущены газеты, организованна фотовыставка, подготовлен видеоотчет. Сформировано у обучающихся ценностное отношение к природе, приобретен элементарный опыт природоохранной деятельности. |
Досуг | |||
Трудовой десант по благоустройству территории школы (акция | Благоустройство школьной территории, способствовать формированию у обучающихся первоначальных навыков | Сентябрь, май Ежегодно в течение реализации | Очищена школьная территория, у большинства обучающихся сформированы первоначальные навыки коллективной работы. |
«Чистый класс, уютная школа, цветущий двор»). | коллективной работы | программы | |
Просвещение и консультация в выборе кружков, клубов, секций, обществ | Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности. | Сентябрь Ежегодно в течение реализации программы | Дополнительное образование. Запись в кружки и секции в школе и вне школы. |
Мастерская Деда Мороза | Способствовать формированию у обучающихся умений проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий. | Декабрь Ежегодно в течение реализации программы | У большинства обучающихся сформировано умение настойчиво выполнять трудовые задания, построен ледовый городок, изготовлены новогодние игрушки, поделки. |
Приключения у новогодней елки» - утренник | Создание условий для формирования у обучающихся правил и культуры поведения при проведении массовых мероприятий. | Декабрь Ежегодно в течение реализации программы | Проявление учащимися культуры поведения на новогоднем утреннике |
Экскурсии | Объединение урочной и внеурочной деятельности, расширение кругозора, знакомство с профессиями. | Согласно графику в период реализации программы | У большинства обучающихся сформированы элементарные представления об основных профессиях. |
Оформление выставок и стенгазет к праздникам | Использование досуговой деятельности как средства развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий. | Постоянно в период реализации программы | У большинства обучающихся сформированы элементарные эстетические умения |
Подпрограмма «Первые шаги к выбору профессии» | Сформировать у обучающихся элементарные представления об основных профессиях. | В течение реализации программы | У большинства обучающихся сформированы элементарные представления об основных профессиях. |
Организация дежурства в классе | Создание условий для формирования у обучающихся сознательного отношения к труду и первоначальных навыков самоуправления. | Постоянно в период реализации программы | У большинства обучающихся сформированы сознательное отношение к труду и первоначальные навыки самоуправления. |
Семья |
Организация работы классных родительских комитетов | Создание условий для эффективной работы классных родительских комитетов. | Постоянно в период реализации программы | Созданы эффективно работающие классные родительские комитеты. |
Уточнение банка данных семей. | Создание условий для формирования банка данных семей (паспорт класса) | Сентябрь Ежегодно | Создан банк данных семей. |
День семьи | Привлечение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности школы; | Май Ежегодно | Большинство родителей участвуют в совместных мероприятиях, посещают открытые уроки. |
Проведение педагогического всеобуча. | Способствовать повышению педагогической культуры родителей. | Постоянно в период реализации программы | Родители получили знания о воспитании детей, памятки, буклеты. |
Классные родительские собрания | Способствовать повышению педагогической культуры родителей | 1 раз в четверть в течение реализации программы | Родители получили знания о воспитании детей, памятки, буклеты, реальное повышение педагогической культуры |
Общешкольные родительские собрания | Способствовать повышению педагогической культуры родителей | 1 раз в четверть в течение реализации программы | Родители получили знания о воспитании детей, памятки, буклеты, реальное повышение педагогической культуры |
Выявление семей, нуждающихся в психологической и социальной поддержке. | Выявить семьи, нуждающиеся в психологической и социальной поддержке. | В течение года в период реализации программы | Выявлены семьи, нуждающиеся в психологической и социальной поддержке. |
Работа родительского патруля | Совместное решение проблем, способствующих правонарушениям и антиобщественному поведению | В течение года в период реализации программы | Организована работа родительского патруля, позитивная динамика в статистике правонарушений |
Индивидуальные консультации с родителями. | Создание условий для оказания консультативной помощи родителям в решении проблемы. | В течение года в период реализации программы | Организована консультативная помощь в решении проблем. |
Привлечение родителей к проведению классных и общешкольн.мероприятий. | Привлечение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности школы; | В течение года в период реализации программы | Большинство родителей участвуют в совместных мероприятиях, посещают открытые уроки. |
РАЗДЕЛ III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Этапы и сроки реализации Программы
- Подготовительный этап – август (ежегодно) Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по разработке и утверждению данной программы;
- подготовка методического материала для проведения мероприятий;
- работа с кадрами составлению необходимой документации, форм планирования
- проведение психодиагностической работы.
- запуск программы «Раз ступенька, два ступенька…»
- Основной этап – сентябрь. – май (ежегодно)
- реализация программы;
- вовлечение детей в различные виды коллективно - творческих дел;
- формирование инициативных групп, корректировка годового общешкольного плана работы.
- Заключительный этап – июнь (ежегодно) Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов в соответствии с заявленными целями, задачами и разработанными планами;
- выработка перспектив деятельности;
- психолого-социально-педагогический анализ результатов: анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по итогам реализации программы.
Программа реализуется на первой ступени школы.
Условия реализации Программы
- Кадровое обеспечение
- Заместитель директора по ВР;
- педагог-организатор;
- педагог психолог;
- социальный педагог;
- классные руководители;
- педагог - библиотекарь;
- учителя физического воспитания;
- педагоги дополнительного образования;
- медицинские работники.
- Организационное обеспечение Управление Программой
В процессе управления Программой осуществляется взаимодействие администрации, педагогов, школы.
Взаимодействие в реализации Программы
Реализация Программы осуществляется через творческое взаимодействие администрации, педагогов школы, обучающихся, родителей, учреждений дополнительного образования, органов профилактики, общественности согласно модели.
Научно-методическое обеспечение
Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:
- Конституция Российской Федерации
- Конвенция о правах ребёнка
- Семейный кодекс РФ
- Федеральный государственный стандарт общего образования (ФГОС)
- . Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.- 24 с.(Стандарты второго поколения)
- Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО
- Закон РФ «Об образовании».
- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» .
- Постановления, Распоряжения Губернатора, Правительства ХМАО: «О дополнительных мерах по улучшению условий жизни, развитию и
воспитанию детей», «О спортивно-оздоровительной программе для детей ХМАО «Губернаторские состязания», «О комиссиях по делам
несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве ХМАО», «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей» и др.
- Окружная программа «Дети Югры»,
- Концепция развития воспитания в системе общего образования Ханты- Мансийского автономного округа – Югры
- Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Новая школа Югры на 2010-2013 годы»
- Нормативно-правовые акты Департамента образования и науки округа
- Устав школы.
- Программа воспитания и социализации муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная
школа №10»
- Положение об Управляющем совете школы.
- Положение о родительском патруле.
- Положение о классном родительском комитете.
- Положение о классном руководителе.
Материально – техническое обеспечение
Для реализации Программы воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов в образовательном учреждении имеется :
- библиотека;
- актовый зал;
- фито-бар;
- интерактивная доска, компьютер;
- медицинские кабинеты;
- столовая;
- место для проведения динамических перемен оборудованное компьютером и экраном;
- компьютерный класс;
- спортивный зал: канат, «шведская стенка», тренажер, обручи, лыжи, скакалки, мячи, маты, воротца для подлезания и прыжков.
- игровое оборудование настольные игры: «Хоккей», «Морской бой», «В мире загадок», «Мир зверей и птиц», «Футбол», «Шахматы, шашки, нарды,
домино», конструкторы, пазлы, мозаика, дартц, набор для большого тенниса, мячи, скакалки, обручи, бадминтон.
Информационные ресурсы
- Информационная база школы оснащена: электронной почтой, локальной сетью, выходом в Интернет.
- Творческой группой разработан и введен в действие школьный сайт.
- Авторский сайт классного руководителя
- Нормативно-правовое (издание сборника материалов, содержащего нормативные документы по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений, защите прав несовершеннолетних).
- Программно-методическое (методические материалы и рекомендации).
Финансовое обеспечение
Реализация данной Программы предполагает использование средств бюджета образовательного учреждения и привлечение спонсорских средств.
РАЗДЕЛ IV. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты
Для оценки эффективности результатов реализации программы «Раз ступенька, два ступенька…» для обучающихся 1-4 классов определены следующие качественные и количественные показатели:
Планируемые результаты | Качественные изменения | Количественные изменения |
У учащихся сформированы основы культуры общения, знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско- патриотические качества; | 80% обучающихся на достаточно высоком уровне сформированы основы культуры общения и навыки здорового образа жизни, Не менее 50% обучающихся соблюдают правила поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе; Не менее 60% обучающихся проявляют уважительное отношение к родителям, к старшим, к сверстникам и младшим, бережно ко всему живому; | Повысился уровень воспитанности на 10%: Снижен процент заболеваемости обучающихся на 2%. |
У большинства детей сформированы умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума. | Не менее 50% обучающихся проявляют умения ориентироваться в социальной и культурной жизни социума. | Реализованы 100% мероприятий, направленных на формирование умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума. |
Достигнуто взаимодействие классных коллективов с субъектами образовательного процесса в решении задач воспитания детей; | Повышение удовлетворенности родителей и педагогов воспитательным процессом и его результатами. | Увеличение на 10%, количества мероприятий по проблемам воспитания детей с участием родителей, специалистов школы |
Достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью, позитивная динамика посещаемости родительских собраний | Повышение педагогической культуры родителей, активное участие представителей общественности в мероприятиях школы . | Позитивная динамика посещения родителями родительских собраний, клуба родительских встреч, увеличение количества мероприятий по проблемам семейного воспитания с участием представителей общественности. |
Обеспечена успешная адаптация школьников при переходе в начальное, среднее звенья | 80% обучающихся успешно адаптированы в новых условиях обучения, 20% обучающихся имеют достаточный уровень школьной адаптации. | Отсутствие обучающихся с низким уровнем школьной адаптации |
У большинства учащихся сформировано уважительное отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям. | Проявление уважения к людям другой национальности (на высоком уровне у 80% обучающихся, на достаточном уровне у 20% обучающихся) | Положительная динамика уровня толерантности у обучающихся. |
Контроль за реализацией Программы
Оценка эффективности реализации Программы «Раз ступенька, два ступенька…» для обучающихся 1 – 4 классов осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность процесса воспитания, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.
Критериями оценки эффективности реализации программы являются:
- количественные и качественные показатели вовлеченности детей в разнообразные виды деятельности, количественные и качественные показатели проведенных дел;
- динамика развития способностей и личностных качеств обучающихся;
- результаты творческой деятельности (поделки, рисунки, листовки, плакаты, сценарии, концертные и театральные постановки, творческие, исследовательские проекты и др.);
- личностные достижения детей, выраженные в новых знаниях, умениях, навыках, победах в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях, умении конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- наличие фото, видеоматериалов;
- наличие законов, традиций;
- наличие методических материалов педагогов;
- удовлетворённость детей, родителей организацией работы школы.
Орган, осуществляющий контроль
Управляющий совет школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Барышников, Е. Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения [Текст] : Учебно-методическое пособие/ Е.Н. Барышников. - СПб.: СПбАППО, 2005. - 242с.
- Барышников, Е.Н. Актуальные задачи воспитания в социально-культурном пространстве Санкт-Петербурга [Текст]/ Е.Н. Барышников //Социальная педагогика. Журнал для социальных работников и педагогов. - 2006. - №2. – С.36 – 38.
- Козлова, Г.В. Диагностика воспитательного процесса [Текст]/ Г.В. Козлова
//Научно-методический журнал. Классный руководитель. – 2000. - №4. – С.73 – 106.
- Козлова, Г.В. Программа воспитательной работы [Текст]/ Г.В. Козлова
//Научно-методический журнал. Классный руководитель. – 2000. - №4. – С.19 – 31.
- Нечаев, М.П. Управление воспитательным процессом в классе. [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов / М.П. Нечаев. – М.: «% за знания», 2006. – 176 с.
- Олиференко, Л.Я. Работа классного руководителя в системе воспитания школьника [Текст]/ Л.Я. Олиференко, М.И. Мухин //Справочник классного руководителя. – 2007. - №1. – С.74 – 79.
- Сибирцова, Г.И. Настольная книга заместителя директора по воспитательной работе [Текст]/ Г.И. Сибирцова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 384с.
- Степанов, Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе [Текст]: Методическое пособие/ Е.Н. Степанов. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.
- Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст]/ Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
- Стрекозова, З.М. Создание и развитие воспитательной среды [Текст]/З.М. Стрекозова, О.С. Казаева //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №3. – С.24 – 37.
- Хиврич, Е.В. План воспитательной работы класса [Текст]/Е.В. Хиврич
//Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №1. – С.19 – 24.
- Хиврич, Е.В. Программа воспитательной работы [Текст]/Е.В. Хиврич
//Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №1. – С.49 – 60.
- Шишов, А.Н. Совершенствование планирования воспитательной работы в школе [Текст] / А.Н. Шишов//Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №3. – С.122 – 139.
- Григорьев Д.В., Степанов В.П. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение,2010.-223с.- (Стандарты второго поколения).
- Рожков М.И.,Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос, 2001.
- Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно- методическое пособие для учителей и классных руководителей. - Воронеж, ЧП Лакоцение С. С. - 2006.
- . Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХ1 в. -//Классный руководитель -2000 -№ 3. С. 6 - 33.
- Губаревич Н. Я., Меликова А. Е. Школа социальной защиты-//Открытая школа. 2000,№ 2. С. 19 - 23.
- Поляков С. Д. Технология КТД-//Классный руководитель
- Волкова Л.М. Гражданская культура школьника: классные часы и родительские собрания. - Минск. 2001.
- Пономарева М.В. «Система воспитания толерантности в школе» - 2011.
Предварительный просмотр:
Направление «Семья»
Подпрограмма «Семья и школа» по работе с родителями (законными представителями) в рамках реализации программы воспитательной деятельности «Раз ступенька, два ступенька…» на 2024-2028гг. Автор: классный руководитель Рафальская В.В.
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. | |||||||
Задачи: | |||||||
1. Организация и совместное проведение досуга детей родителей. | 2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед. | 3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно- воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей. | 4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми. | ||||
Направления и формы взаимодействия семьи и школы. | |||||||
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей. | 2. Совместная деятельность родителей и учащихся: | 3. Мониторинг | Критерии: Качество успеваемости. Межличностные взаимоотношения в классе. Улучшение взаимоотношений ребенок-родитель, ребенок- учитель, ребенок- ребенок Повышение уровня воспитанности обучающихся. Удовлетворенность родителей совместной деятельностью в школе. | ||||
педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия
| умственное развитие воспитание нравственной культуры воспитание эстетической культуры воспитание физической культуры и здорового образа жизни воспитание трудолюбия и профориентация |
межличностных отношений в классе
обучающихся
| |||||
Основные понятия направления «Семья»: | |||||||
-семья, -уклад жизни и традиции семей, -семейные корни, -родительский дом, -родословная, -авторитет отца и матери, | -традиции отношения к старшим в семье, -взаимоотношения, -духовное общение в семье, -братья и сестры в семье -положение ребенка в семье. -младшие и старшие дети, | ||||||
Сроки и этапы реализации Программы | |||||||
1 этап реализации Программы – ориентировочный (2024-2025гг.) На данном этапе будет | 2 этап – основной (2025-2027гг) На данном этапе будет производиться педагогическое и психологическое просвещение родителей, работа с проблемными | 3 этап - обобщающий (2025 – 2028 гг.) Подведение итогов совместной |
производиться анализ и изучение семей учащихся класса и создание условий для участия семей в воспитательном процессе | семьями, сотрудничество учителя и родителей в организации воспитательной работы в классе. | деятельности классного руководителя, родителей и учащихся за 4 года. | |||||||||
Условия организации и успешного осуществления сотрудничества | |||||||||||
1. Обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого ребенка | 2.Взаимное уважение. | 3.Справедливость по отношению к детям и родителям. | 4.Повышение авторитета родителей. | ||||||||
Содержание программы | |||||||||||
Изучение семей | Работа с родителями | Работа с | Сотрудничество | Работа с семьей в | Сотрудничество с | Сотрудничество с | |||||
учащихся | проблемными | классного | системе | Психологической службой | общественными и | ||||||
семьями | руководителя и | дополнительного | школы, организующей | правовыми | |||||||
родителей в | образования | консультативную | организациями | ||||||||
организации | индивидуальную и | ||||||||||
воспитательной | групповую работу с | ||||||||||
работы в классе | Родителями и детьми. | ||||||||||
Цель: ближе | Цель: Повышения | Цель: Оказание | Цель: создание единого | Цель: развитие | Цель: вовлечение | Цель: | |||||
познакомиться с | педагогической культуры | помощи проблемным | воспитательного | творческих | сотрудников | формирование знаний о | |||||
самим учеником, | родителей, пополнение | семьям, устранение | пространства | способностей | психологической службы | праве, правовых нормах | |||||
понять уклад жизни | арсенала их знаний по | злоупотреблений со | «родители – дети – | учащихся. | в воспитательный | как регуляторах | |||||
семьи, её традиции и | конкретному вопросу | стороны | классный | процесс класса. | поведения человека в | ||||||
обычаи,духовные | воспитания ребенка в | недобросовестных | руководитель» | обществе и отношений | |||||||
ценности, стиль | семье и школе. | родителей, | между личностью и | ||||||||
взаимоотношений | уменьшение | государством | |||||||||
родителей и детей. | количества | ||||||||||
проблемных семей | |||||||||||
Предусматриваются: | Предусматриваются: | Предусматриваются: | Предусматриваются: | Предусматриваются: | Предусматриваются: | Предусматриваются: | |||||
- изучение семей | - классные родительские | - регулярное | - работа родительского | - оказание помощи в | - консультации психолога | -встречи с | |||||
учащихся; | собрания; совместные с | посещение | комитета; | устройстве учащихся в | ,соц.педагога и логопеда | представителями | |||||
- создание банка | детьми родительские | проблемных семей; | - организация и | кружки и спортивные | для детей и родителей; | правовых структур; | |||||
данных; | собрание | - проведение малых | проведение классных | секции; | - оказание помощи | -встречи с интересными | |||||
-формирование | - занятия для родителей | педсоветов; | внеклассных | - привлечение | психологу и логопеду в | людьми; | |||||
единых | (Круглые столы «Вечер | - совместная | мероприятий; | родителей для ведения | организации | - совместные конкурсы, | |||||
педагогических | трудных вопросов»). | профилактическая | - помощь родителей в | мини-кружков по | индивидуальной и | викторины по правовой | |||||
требований; | -консультации | работа с Советом | приучении детей к | интересам; | групповой работы с | тематике | |||||
- составление | - дни «открытых | профилактики | выполнению режима | -походы в кинотеатр, | учащимися класса | -экскурсии на | |||||
социальных | уроков»; | правонарушений; | дня и правил для | совместное посещение | -встреча с | предприятия города | |||||
паспортов семей; | -педагогический | - индивидуальные | учащихся. | соревнований, | администрацией школы и | ||||||
- посещение семей; | лекторий; | беседы и | - организация и | отчетных концертов | социально- | ||||||
- обследование | - тематические собрания | консультации; | проведение экскурсий | психологической | |||||||
бытовых условий уч- | с привлечением | - изучение данных о | -совместное участие в | службой. | |||||||
ся и т.д. | специалистов | занятости учащихся в | конкурсах - | -экскурсия – знакомство | |||||||
-анкетирование | - индивидуальная работа | кружках и секциях; | со школой и школьными | ||||||||
с родителями; | - составление банка | службами. | |||||||||
-внеклассные | данных. | ||||||||||
мероприятия с | |||||||||||
привлечением родителей |