Воспитательная работа. Классное руководство

Рафальская Виктория Васильевна
 Воспитательная работа в школе играет важную роль в формировании нравственных и социальных ценностей учащихся. Каждый классный руководитель сталкивается с задачей создания эффективного плана воспитательной работы, который бы учитывал особенности и потребности класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Когалыма

 (МАОУ СОШ №1)

Расмотрено на ШМО        Утверждаю

Классных руководителей        зам. директора

Начального звена        Нарожная О.Г.         

Протокол №  от        г.        «        »        г.

Программа воспитания

«Раз ступенька, два ступенька…»

на период 2024-2028 учебного года

1-4 класс

Разработчик Программы:

Рафальская В.В.,

учитель начальных классов, классный руководитель

г. Когалым, 2024 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

документа

Программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов

«Раз ступенька, два ступенька…»

Наименование

образовательного учреждения

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Контактные данные

образовательного учреждения

628482, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область, город Когалым, ул. Набережная, 55-А

Телефоны школы: +7 (34667) 4 - 70 - 57 (приёмная)

+7 (34667) 4 - 66 - 64 (директор

+7 (34667) 4 - 70 - 44 (вахта)

Электронная почта: sholsdora@mail.ru

Цель программы

Создание условий для саморазвития и самореализации личности воспитанников, их успешной социализации в обществе, формирование        интеллектуального,        коммуникативного,

эстетического и физического потенциала.

Задачи Программы

  • Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности        каждого ученика.
  • Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
  • Развивать познавательную активность учащихся.
  • Содействовать формированию гражданской позиции учеников, самосознания, активной жизненной позиции через самоуправление.
  • Совершенствовать систему работы, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и привитие им навыков здорового образа жизни.
  • Формировать экологически грамотное и безопасное поведение в природе, формировать чувство ответственности за всё живое.
  • Привлекать  родителей  к  школьным  и  классным делам,

участию в  праздниках и повседневной жизни.

Разработчик

Программы

Учитель начальных классов, классный руководитель – Рафальская

Виктория Васильевна

Учредители Программы

Администрация        муниципального        автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная

школа №1»

Вид Программы

Комплексная

Ожидаемые результаты

У учащихся сформированы основы культуры общения, знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско- патриотические качества;

У большинства детей сформированы        умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума;

Достигнуто взаимодействие классных коллективов с субъектами образовательного процесса в решении задач воспитания детей;

Достигнуто         эффективное        взаимодействие        с        общественностью, позитивная динамика посещаемости родительских собраний; Обеспечена        успешная адаптация школьников при переходе в

начальное, среднее звенья;

У большинства учащихся сформировано уважительное отношения

к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.

Сроки реализации

4 года

Источники

финансирования Программы

Бюджет образовательного учреждения, спонсорская помощь

Законодательная база для

разработки Программы

  • Конституция Российской Федерации
  • Конвенция о правах ребёнка
  • Семейный кодекс РФ
  • Федеральный государственный стандарт общего образования
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.- 24с.- (Стандарты второго поколения)
  • Закон РФ «Об образовании».
  • Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  • Законы ХМАО: «Об основах системы образования в Ханты- Мансийском автономном округе», «О дополнительных гарантиях по социально-экономической поддержке учащихся, студенческой молодежи».
  • Окружная программа «Дети Югры».
  • Концепция развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
  •         Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2019г.»
  • Устав школы.
  • Программа воспитания и социализации муниципального автоного  общеобразовательного  учреждения  «Средняя

общеобразовательная школа №10»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Когалыма

(МАОУ СОШ №1)

СОДЕРЖАНИЕ

Элементы Рабочей программы

страницы

1.

Пояснительная записка

5

2.

Концептуальные основы программы

6

3.

Содержание программы

7

4.

Механизм реализации программы

16

5.

Контроль за реализацией программы

18

6.

Список литературы

20

7.

Приложения:

22

Инструкция классного руководителя

Циклограмма работы классного руководителя

Дневник работы с детьми девиантного поведения

План-сетка воспитательных мероприятий 1 класс

План-сетка работы с родителями 1 класс

Анализ воспитательной работы за 1 класс

План-сетка воспитательных мероприятий 2 класс

План-сетка работы с родителями 2 класс

Анализ воспитательной работы за 2 класс

План-сетка воспитательных мероприятий 3 класс

План-сетка работы с родителями 3 класс

Анализ воспитательной работы за 3 класс

План-сетка воспитательных мероприятий 4 класс

План-сетка работы с родителями 4 класс

Диагностики изучения классного коллектива 1-4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Федеральном государственном стандарте общего образования (далее — Стандарт) развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании».

Воспитание и социализация, согласно Стандарту, Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы развития и воспитания учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Воспитание детей в образовательных учреждениях автономного округа должно быть основано на приоритете права и свободы человека, гражданского мира и согласия, почитания памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождения, сохранения и неуклонного развития духовных, культурных и интернациональных традиций; стремлении обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.

Воспитание - это педагогически организованный и целенаправленный процесс развития личности, процесс освоения и принятия ею ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

Согласно Распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года» приоритетными направлениями в области воспитания были определены:

-духовно - нравственное воспитание учащихся;

-гражданско-патриотическое воспитание;

-воспитание здорового образа жизни обучающихся;

-правовое воспитание. Через:

-расширение государственно-общественного управления образованием, деятельность органов ученического самоуправления;

-работу с родителями и социальными партнерами;

-интеграцию дополнительного и общего образования

-повышение роли классного руководителя в организации воспитательного процесса;

-внедрение новых педагогических технологий в воспитательный процесс;

-участие в конкурсах, в целях обеспечения функционирования образовательного учреждения в режиме развития.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе

Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства.

РАЗДЕЛ I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

  1. Цель: создание условий для саморазвития и самореализации личности воспитанников, их успешной социализации в обществе, формирование

интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциала обучающихся 1-4 классов.

  1. Задачи:

  • Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
  • Способствовать        формированию        основ        культуры        общения        и        построения межличностных отношений.
  • Развивать познавательную активность учащихся.
  • Содействовать формированию гражданской позиции учеников, самосознания, активной жизненной позиции через самоуправление.
  • Совершенствовать систему работы, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и привитие им навыков здорового образа жизни.
  • Формировать        экологически        грамотное        и        безопасное        поведение        в        природе, формировать чувство ответственности за всё живое.
  • Привлекать родителей к школьным и классным делам, участию в праздниках и повседневной жизни.
  1. Принципы реализации

Реализация целей и задач возможна при соблюдении следующих принципов:

Принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания.

Принцип гуманистической направленности воспитания - отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, оказание психолого-педагогической помощи детям.

Принцип природосообразности воспитания - научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся сообразно полу и возрасту, формирование ответственности за экологические последствия своих действий и поведения.

Принцип культуросообразности, основывающийся на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнических культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям; построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни округа.

Принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие детей в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, жизненными установками обучающихся.

Принцип воспитания в коллективе - воспитание, осуществляемое в детско-взрослых общностях различного типа, дающее растущему человеку положительный опыт социальной жизни

Принцип преемственности в воспитании- непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических российских ценностей и традиций.

  1. Ожидаемые результаты:

  • У учащихся сформированы основы культуры общения,        знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества;
  • У большинства детей сформированы        умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума;
  • Обеспечена успешная адаптация школьников при переходе в среднее звено;
  • У большинства обучающихся сформировано уважительное отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям;
  • Достигнуто        взаимодействие        классных        коллективов        с        субъектами образовательного процесса в решении задач воспитания детей;
  • Достигнуто        эффективное        взаимодействие        с        общественностью,        позитивная динамика посещаемости родительских собраний.

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Предлагаемая программа нацелена на комплексное решение вопросов по организации воспитательной работы у обучающихся 1-4 классов.

Программа «Раз ступенька, два ступенька…» действует в течение четырех лет. Задачи, которые необходимо решать в ходе работы, включают различные направления деятельности и соответствующие мероприятия. Реализация данной программы позволяет сформировать основы культуры общения, знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества. Исходя из принципов программы, комплекс мероприятий дифференцирован с учетом личностного подхода.

  1. В рамках реализации Программы используются следующие формы работы:
  • беседы;
  • тематические классные часы;
  • круглые столы;
  • экскурсии;
  • индивидуальные консультации для детей и родителей;
  • групповые занятия с родителями и детьми;
  • формы досуговой деятельности (конкурсы рисунков, газет, традиционные общешкольные мероприятия, спортивно – оздоровительные мероприятия, семейные праздники);
  • имитационные игры, которые имитируют реальные социальные отношения;
  • тренинги для детей, тренинги для родителей;
  • групповые занятия;
  • ролевые игры;
  • практикумы;
  • лекции информационно-просветительские для родителей;
  • анкетирование обучающихся, родителей;
  • индивидуальные и семейные консультации по запросам;
  • юридические консультации в целях социально-правовой помощи;
  • консультации, лекции, тренинги, семинары;
  • социальный патронаж.
  1. В рамках реализации Программы используются следующие методы работы:
  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • проблемно-поисковые.
  1. Основные направления реализации программы определяются ее целями и задачами и включают в себя:
  • духовно – нравственное и гражданско-патриотическое воспитание / нравственное;
  • интеллектуальное, социокультурное воспитание / интеллектуальное;
  • спортивно-оздоровительное воспитание / валеологическое;
  • экологическое воспитании/экологическое;
  • культуротворческое и эстетическое воспитание / досуг;
  • воспитание семейных ценностей / семья.
  1. Нравственное воспитание.

Цель воспитательной работы: создание условий для формирования у обучающихся знаний этических норм и правил поведения, нравственных качеств, и воспитания толерантности, основ гражданственности и патриотизма.

Задачи воспитательной работы:

  1. сформировать у обучающихся первоначальные представления о нравственных ценностях,
  2. сформировать у обучающихся знания о культуре речи, о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
  3. сформировать у обучающихся уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим, бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  4. способствовать формированию у обучающихся уважительного отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.
  5. сформировать у обучающихся знания о символах государства – флаге, гербе, России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение
  6. дать элементарные представления обучающимся о правах и обязанностях гражданина России.
  1. Интеллектуальное воспитание.

Цель воспитательной работы: создание условий для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии, формирование культуры умственного труда.

Задачи воспитательной работы:

  1. оказывать помощь учащимся в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно;
  2. определить круг реальных учебных возможностей обучающегося и зону его ближайшего развития;
  3. организовать развивающие коррекционные занятия и внеклассные мероприятия по предметам для развития интеллектуальных способностей и привитие интереса к предметам.
  1. Валеологическое воспитание.

Цель воспитательной работы: создание условий для формирования у обучающихся ценностного отношения к здоровью и потребности к здоровому образу жизни.

Задачи воспитательной работы:

  1. формировать у обучающихся ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  2. формировать        у        обучающихся        знания        санитарно-гигиенических        правил, понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека
  3. способствовать соблюдению обучающимися здоровьесберегающего режима дня;
  4. вовлечь максимальное количество обучающихся 1-4 классов в спортивные соревнования;
  5. формировать у обучающихся первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
  1. Экологическое воспитание

Цель воспитательной работы: создание условий для формирования у обучающихся ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Задачи воспитательной работы:

  1. способствовать развитию у обучающихся интереса к природе, природным явлениям и понимания активной роли человека в природе;
  2. формировать у обучающихся ценностное отношение к природе, элементарный опыт природоохранительной деятельности.
  1. Досуг

Цель воспитательной работы: создание условий для проявления обучающимися инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях. формирования у обучающихся трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, основ знаний о профессиях.

Задачи воспитательной работы:

  1. формировать у обучающихся элементарные навыки самоуправления;
  2. развивать способности адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи;
  3. способствовать формированию у обучающихся первоначальных навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и творческих проектов;
  4. способствовать формированию у обучающихся умений проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении поручений;
  5. сформировать у обучающихся элементарные представления об основных профессиях.
  6. прививать эстетическое воспитания через посещения музеев, выставок и т.п.
  1. Семья

Цель воспитательной работы: создание условий для эффективного взаимодействия педагогов школы с родителями.

Задачи воспитательной работы:

  1. привлечь родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности школы;
  2. способствовать повышению педагогической культуры родителей.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Мероприятие

Цели

Сроки исполнения

Ожидаемый результат

Нравственное воспитание

День знаний. Праздник 1- го звонка.

Создание условий для формирования у

обучающихся правил поведения в школе, на уроке.

Сентябрь

Ежегодно в течение реализ. программы

Будут разработаны сценарий торжественной линейки, планы-конспекты классных часов,

памятки для учащихся, для родителей.

Будьте добрыми и человечными (День

пожилого человека)

Создание условий для формирования у обучающихся заботливого отношения к

пожилому человеку.

Октябрь

Ежегодно в течение реализ. программы

Проявление обучающимися заботливого отношения к пожилым людям.

День Матери

Создание условий для формирования у

обучающихся заботливого отношения к матери.

Ноябрь Ежегодно

Проявление обучающимися заботливого

отношения к мамам, проявление творческих способностей.

КТД «Моя Югра – моя родина»

Сформировать у обучающихся первоначальные знания о символике ХМАО-Югры, истории округа, коренных

жителях, их традициях, образе жизни, о местных поэтах, природе родного края.

Декабрь

Ежегодно в течение реализации

программы

Обучающиеся узнали произведения местных поэтов, познакомились с их биографией, получили первоначальные знания из истории

округа, об образе жизни и традициях коренных жителей ХМАО, о природе родного края.

КТД «Мы защитники Отечества».

Способствовать формированию у

обучающихся уважения к защитникам Родины.

Февраль

Ежегодно в течение реализ. программы

У большинства обучающихся сформированы уважения к защитникам Родины.

Масленица «Где тепло там и добро»

Создание условий для формирования у обучающихся правил поведения при проведении мероприятий, ценностного

отношения к народным традициям.

Февраль

Ежегодно в течение реализации

программы

Обучающиеся ознакомлены с народными

традициями и проявили культуру поведения на празднике.

Праздничная программа, посвященная 8 Марта

Создание условий для формирования у обучающихся заботливого отношения к матери, бабушке, сестре, девочке.

Март Ежегодно в течение

реализации программы

Проявление обучающимися заботливого отношения к мамам, бабушке, сестре, девочке проявление творческих способностей.

Праздник Букваря

Создание условий для формирования у

Апрель

Обучающиеся проявили навыки социального

«Букварь наш добрый друг»

обучающихся знаний этических норм и правил поведения, нравственных качеств.

Ежегодно в течение реализации

программы

поведения.

КТД «Никто не забыт, ничто не забыто»

Способствовать формированию патриотических качеств.

Май

Ежегодно в течение реализации

программы

У большинства обучающихся сформированы любовь к Родине, гордость за героев Отечества, уважение к памяти павших в годы Великой

Отечественной войны.

Интеллектуальное воспитание.

Проектная деятельность

Создание        условий        для        формирования любви к школе, осознание социального

статуса школьника.

Октябрь

Ежегодно в течение реализ. программы

Большинство первоклассников успешно прошли адаптацию.

Предметные недели

Создание условий для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии, формирование культуры умственного труда.

Ноябрь Ежегодно в течение

реализации программы

Сотрудничество с внешкольными

учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.

Организация коррекционной работы

Программа внеурочной

деятельности «Умники и умницы»

Развитие познавательных способностей

учащихся на основе системы развивающих занятий.

Ежегодно в течение реализации

программы

Повышение мотивации к обучению. Получение опыта самостоятельного общественного

действия.

Участие в предметных

олимпиадах разного уровня

Выявление одаренных учащихся

Ежегодно в течение реализации

программы

Повышение мотивации к обучению. Развитие интеллектуальных способностей.

Участие в творческих конкурсах разного уровня

Выявление одаренных учащихся

Ежегодно в течение реализации

программы

Повышение мотивации. Овладение прочными знаниями в процессе собственной активной

деятельности.

Оформление «Портфолио»

Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения,

радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи

Ежегодно в течение реализации

программы

Демонстрация достижений учащихся. Конкурс

«Лучшее портфолио ученика начальной школы»

Валеологическое воспитание

День Здоровья

Способствовать формированию

Сентябрь,

Обучающиеся приобретут потребность в

потребности в здоровом образе жизни.

апрель

здоровом образе жизни.

Подвижные игры, прогулки, динамические перемены в рамках

внеурочной деятельности

Восстановления умственной работоспособности, снятие

эмоционального и умственного

напряжения полученных обучающимися на урока

Постоянно в период реализации программы

Сохранение и укрепление физического здоровья

КТД «Здоровому все здорово»

Формировать у обучающихся знания санитарно-гигиенических правил, понимание важности физической

культуры и спорта для здоровья человека.

Сентябрь

Ежегодно в течение реализации

программы

Реализован план КТД, в достаточной мере сформированы у обучающихся знания санитарно-гигиенических правил, понимание важности физической культуры и спорта для

здоровья человека

Социально-педагогич. сопровождение по медицинским кабинетам в

рамках профилактики

Создание условий организации

образовательного процесса с учётом санитарно-гигиенических требований.

Постоянно в период реализации программы

Сохранение и укрепление физического здоровья

Веселые старты

Формирование у обучающихся понимания важности физической

культуры и спорта для здоровья человека, максимальное вовлечение обучающихся в спортивные соревнования.

Октябрь, апрель Ежегодно в течение

реализации программы

Обучающиеся получили положительные эмоции, заряд энергии, бодрости, максимально вовлечены в спортивные соревнования, сформировано понимание важности физической

культуры и спорта для здоровья человека.

Акция «Спорт против наркотиков»

Формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровью.

Ноябрь

Ежегодно в течение реализ. программы

У большинства обучающихся сформировано ценностное отношение к здоровью.

Мероприятия в рамках реализации программы

«Разговор о правильном питании!»

Развитие у обучающихся представлений и навыков правильного питания, сохранения и укрепления здоровья

Ежегодно в течение реализации

программы

Большинство обучающиеся приобретут потребность в здоровом образе жизни,

разработаны буклеты и памятки, призывающие к здоровому питанию.

Губернаторские состязания

Формирование у обучающихся понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека.

Март

Ежегодно в течение реализации

программы

Выявлены лучшие результаты у обучающихся по физическим показателям. Сформировано у

обучающихся понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека

Акция «За здоровый образ жизни»

Соблюдение обучающимися здоровьесберегающего режима дня; формирование первоначальных

представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Апрель

Ежегодно в течение реализации

программы

большинство обучающихся соблюдают здоровьесберегающий режим дня, изготовлены и распространены буклеты о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения,

рекламы на здоровье человека.

Спортивный праздник в

День семьи «Мама, папа, я – Спортивная семья».

Сплочение классного коллектива, формированию у обучающихся ценностного отношения к своему

здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

Май

Ежегодно в течение реализации

программы

Достигнут достаточный уровень сплочения классного коллектива, сформировано положительное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи,

педагогов, сверстников, организован совместный досуг с родителями.

Экологическое воспитание

Акция «Росток»

Благоустройство пришкольной территории

Октябрь, апрель Ежегодно в течение

реализ.программы

Благоустроена пришкольная территория.

КТД «День Земли»

Способствовать развитию у обучающихся интереса к природе, природным явлениям

и понимания активной роли человека в природе;

Апрель

Ежегодно в течение реализации

программы

Реализован план мероприятий КТД, сформированы у обучающихся интерес к

природе, природным явлениям и понимание активной роли человека в природе.

Акция «Экология и мы» («Спасти и сохранить!»

Формировать у обучающихся ценностное отношение к природе, элементарный опыт природоохранной деятельности.

Май

Ежегодно в течение реализации

программы

Реализован план мероприятий Акции, выпущены газеты, организованна

фотовыставка, подготовлен видеоотчет. Сформировано у обучающихся ценностное отношение к природе, приобретен

элементарный опыт природоохранной деятельности.

Досуг

Трудовой десант по

благоустройству территории школы (акция

Благоустройство школьной территории, способствовать формированию у

обучающихся первоначальных навыков

Сентябрь, май

Ежегодно в течение реализации

Очищена школьная территория, у большинства

обучающихся сформированы первоначальные навыки коллективной работы.

«Чистый класс, уютная

школа, цветущий двор»).

коллективной работы

программы

Просвещение и консультация в выборе кружков, клубов, секций,

обществ

Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.

Сентябрь

Ежегодно в течение реализации

программы

Дополнительное образование. Запись в кружки и секции в школе и вне школы.

Мастерская Деда Мороза

Способствовать формированию у обучающихся умений проявлять дисциплинированность,

последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий.

Декабрь

Ежегодно в течение реализации

программы

У большинства обучающихся сформировано умение настойчиво выполнять трудовые

задания, построен ледовый городок,

изготовлены новогодние игрушки, поделки.

Приключения у новогодней елки» - утренник

Создание условий для формирования у обучающихся правил и культуры

поведения при проведении массовых мероприятий.

Декабрь

Ежегодно в течение реализации

программы

Проявление учащимися культуры поведения на новогоднем утреннике

Экскурсии

Объединение урочной и внеурочной деятельности, расширение кругозора,

знакомство с профессиями.

Согласно графику в период реализации

программы

У большинства                обучающихся        сформированы элементарные        представления         об        основных

профессиях.

Оформление выставок и стенгазет к праздникам

Использование досуговой деятельности как средства развития эстетических умений учащихся и становление этических

понятий.

Постоянно в период реализации программы

У большинства        обучающихся        сформированы элементарные эстетические умения

Подпрограмма «Первые шаги к выбору

профессии»

Сформировать у обучающихся

элементарные представления об основных профессиях.

В течение

реализации программы

У большинства        обучающихся        сформированы

элементарные        представления        об        основных профессиях.

Организация дежурства в классе

Создание условий для формирования у

обучающихся сознательного отношения к труду и первоначальных навыков самоуправления.

Постоянно в период реализации

программы

У большинства обучающихся сформированы сознательное отношение к труду и первоначальные навыки самоуправления.

Семья

Организация работы

классных родительских комитетов

Создание условий для эффективной работы        классных        родительских комитетов.

Постоянно в период реализации программы

Созданы эффективно работающие классные родительские комитеты.

Уточнение банка данных

семей.

Создание условий для формирования

банка данных семей (паспорт класса)

Сентябрь

Ежегодно

Создан банк данных семей.

День семьи

Привлечение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности школы;

Май

Ежегодно

Большинство родителей участвуют в

совместных мероприятиях, посещают открытые уроки.

Проведение

педагогического всеобуча.

Способствовать        повышению педагогической культуры родителей.

Постоянно в

период реализации программы

Родители получили знания о воспитании детей, памятки, буклеты.

Классные родительские собрания

Способствовать повышению

педагогической культуры родителей

1 раз в четверть в

течение реализации программы

Родители получили знания о воспитании детей, памятки, буклеты, реальное повышение

педагогической культуры

Общешкольные родительские собрания

Способствовать повышению

педагогической культуры родителей

1 раз в четверть в течение реализации

программы

Родители получили знания о воспитании детей, памятки, буклеты, реальное повышение

педагогической культуры

Выявление семей, нуждающихся в психологической и

социальной поддержке.

Выявить семьи, нуждающиеся в психологической и социальной поддержке.

В течение года в период реализации программы

Выявлены семьи, нуждающиеся в психологической и социальной поддержке.

Работа родительского патруля

Совместное решение проблем,

способствующих правонарушениям и антиобщественному поведению

В течение года в

период реализации программы

Организована работа родительского патруля, позитивная динамика в статистике

правонарушений

Индивидуальные

консультации с родителями.

Создание условий для оказания

консультативной помощи родителям в решении проблемы.

В течение года в

период реализации программы

Организована консультативная помощь в решении проблем.

Привлечение родителей к

проведению        классных        и общешкольн.мероприятий.

Привлечение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности школы;

В течение года в

период реализации программы

Большинство родителей участвуют в

совместных мероприятиях, посещают открытые уроки.

РАЗДЕЛ III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Этапы и сроки реализации Программы

  1. Подготовительный этап – август (ежегодно) Деятельностью этого этапа является:
  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по разработке и утверждению данной программы;
  • подготовка методического материала для проведения мероприятий;
  • работа        с        кадрами        составлению        необходимой        документации,        форм планирования
  • проведение психодиагностической работы.
  • запуск программы «Раз ступенька, два ступенька…»
  1. Основной этап – сентябрь. – май (ежегодно)
  • реализация программы;
  • вовлечение детей в различные виды коллективно - творческих дел;
  • формирование        инициативных        групп,        корректировка        годового общешкольного плана работы.
  1. Заключительный этап – июнь (ежегодно) Основной идеей этого этапа является:
  • подведение итогов в соответствии с заявленными целями, задачами и разработанными планами;
  • выработка перспектив деятельности;
  • психолого-социально-педагогический анализ результатов: анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по итогам реализации программы.

Программа реализуется на первой ступени школы.

  1. Условия реализации Программы

  1. Кадровое обеспечение
  • Заместитель директора по ВР;
  • педагог-организатор;
  • педагог психолог;
  • социальный педагог;
  • классные руководители;
  • педагог - библиотекарь;
  • учителя физического воспитания;
  • педагоги дополнительного образования;
  • медицинские работники.
  1. Организационное обеспечение Управление Программой

В процессе управления Программой осуществляется взаимодействие администрации, педагогов, школы.

Взаимодействие в реализации Программы

Реализация Программы осуществляется через творческое взаимодействие администрации, педагогов школы, обучающихся, родителей, учреждений дополнительного образования, органов профилактики, общественности согласно модели.

  1. Научно-методическое обеспечение

Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Конвенция о правах ребёнка
  3. Семейный кодекс РФ
  4. Федеральный государственный стандарт общего образования (ФГОС)
  5. . Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.- 24 с.(Стандарты второго поколения)

  1. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО
  2. Закон РФ «Об образовании».
  3. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» .
  4. Постановления, Распоряжения Губернатора, Правительства ХМАО: «О дополнительных мерах по улучшению условий жизни, развитию и

воспитанию детей», «О спортивно-оздоровительной программе для детей ХМАО «Губернаторские состязания», «О комиссиях по делам

несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве ХМАО», «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей» и др.

  1. Окружная программа «Дети Югры»,
  2. Концепция развития воспитания в системе общего образования Ханты- Мансийского автономного округа – Югры
  3. Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Новая школа Югры на 2010-2013 годы»

  1. Нормативно-правовые акты Департамента образования и науки округа
  2. Устав школы.
  3. Программа воспитания и социализации муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная

школа №10»

  1. Положение об Управляющем совете школы.
  2. Положение о родительском патруле.
  3. Положение о классном родительском комитете.
  4. Положение о классном руководителе.
  1. Материально – техническое обеспечение

Для реализации Программы воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов в образовательном учреждении имеется :

  • библиотека;
  • актовый зал;
  • фито-бар;
  • интерактивная доска, компьютер;
  • медицинские кабинеты;
  • столовая;
  • место для проведения динамических перемен оборудованное компьютером и экраном;
  • компьютерный класс;
  • спортивный        зал:        канат,        «шведская        стенка»,        тренажер,        обручи,        лыжи, скакалки, мячи, маты, воротца для подлезания и прыжков.
  • игровое оборудование настольные игры: «Хоккей», «Морской бой», «В мире загадок», «Мир зверей и птиц», «Футбол», «Шахматы, шашки, нарды,

домино», конструкторы, пазлы, мозаика, дартц, набор для большого тенниса, мячи, скакалки, обручи, бадминтон.

  1. Информационные ресурсы

  • Информационная база школы оснащена: электронной почтой, локальной сетью, выходом в Интернет.
  • Творческой группой разработан и введен в действие школьный сайт.
  • Авторский сайт классного руководителя
  • Нормативно-правовое (издание сборника материалов, содержащего нормативные документы по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений, защите прав несовершеннолетних).
  • Программно-методическое (методические материалы и рекомендации).
  1. Финансовое обеспечение

Реализация данной Программы предполагает использование средств бюджета образовательного учреждения и привлечение спонсорских средств.

РАЗДЕЛ IV. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Планируемые результаты

Для оценки эффективности результатов реализации программы «Раз ступенька, два ступенька…» для обучающихся 1-4 классов определены следующие качественные и количественные показатели:

Планируемые результаты

Качественные изменения

Количественные изменения

У        учащихся

сформированы основы культуры                общения, знания        нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско- патриотические качества;

80% обучающихся на достаточно высоком уровне сформированы

основы культуры общения и навыки здорового образа жизни,

Не        менее        50% обучающихся соблюдают правила поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;

Не        менее        60% обучающихся проявляют уважительное отношение к родителям, к старшим, к

сверстникам и младшим, бережно ко всему живому;

Повысился уровень

воспитанности на 10%: Снижен процент заболеваемости

обучающихся на 2%.

У большинства детей сформированы умения ориентироваться        в социальной, культурной жизни социума.

Не менее 50%

обучающихся проявляют умения ориентироваться в социальной и культурной жизни социума.

Реализованы 100% мероприятий, направленных на

формирование умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума.

Достигнуто

взаимодействие классных коллективов с субъектами образовательного процесса в решении задач воспитания детей;

Повышение

удовлетворенности родителей и педагогов воспитательным процессом и его

результатами.

Увеличение на 10%, количества мероприятий по проблемам воспитания детей с участием

родителей, специалистов школы

Достигнуто эффективное взаимодействие с

общественностью, позитивная динамика посещаемости родительских собраний

Повышение

педагогической культуры родителей, активное участие представителей

общественности в мероприятиях школы .

Позитивная динамика посещения родителями родительских собраний, клуба родительских

встреч, увеличение количества мероприятий по проблемам семейного воспитания с участием представителей

общественности.

Обеспечена успешная адаптация школьников при переходе в начальное, среднее звенья

80% обучающихся успешно адаптированы в новых условиях обучения, 20% обучающихся имеют достаточный уровень

школьной адаптации.

Отсутствие обучающихся с низким уровнем

школьной адаптации

У большинства учащихся сформировано уважительное отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным

традициям.

Проявление уважения к людям другой национальности (на

высоком уровне у 80% обучающихся, на

достаточном уровне у 20% обучающихся)

Положительная динамика уровня толерантности у

обучающихся.

  1. Контроль за реализацией Программы

Оценка эффективности реализации Программы «Раз ступенька, два ступенька…» для обучающихся 1 – 4 классов осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность процесса воспитания, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

  1. Критериями оценки эффективности реализации программы являются:

  • количественные и качественные показатели вовлеченности детей в разнообразные виды деятельности, количественные и качественные показатели проведенных дел;
  • динамика развития способностей и личностных качеств обучающихся;
  • результаты творческой деятельности (поделки, рисунки, листовки, плакаты, сценарии, концертные и театральные постановки, творческие, исследовательские проекты и др.);
  • личностные достижения детей, выраженные в новых знаниях, умениях, навыках, победах в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях, умении конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • наличие фото, видеоматериалов;
  • наличие законов, традиций;
  • наличие методических материалов педагогов;
  • удовлетворённость детей, родителей организацией работы школы.
  1. Орган, осуществляющий контроль

Управляющий совет школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Барышников, Е. Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения [Текст] : Учебно-методическое пособие/ Е.Н. Барышников. - СПб.: СПбАППО, 2005. - 242с.
  2. Барышников, Е.Н. Актуальные задачи воспитания в социально-культурном пространстве Санкт-Петербурга [Текст]/ Е.Н. Барышников //Социальная педагогика. Журнал для социальных работников и педагогов. - 2006. - №2. – С.36 – 38.
  3. Козлова, Г.В. Диагностика воспитательного процесса [Текст]/ Г.В. Козлова

//Научно-методический журнал. Классный руководитель. – 2000. - №4. – С.73 – 106.

  1. Козлова, Г.В. Программа воспитательной работы [Текст]/ Г.В. Козлова

//Научно-методический журнал. Классный руководитель. – 2000. - №4. – С.19 – 31.

  1. Нечаев, М.П. Управление воспитательным процессом в классе. [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов / М.П. Нечаев. – М.: «% за знания», 2006. – 176 с.
  2. Олиференко, Л.Я. Работа классного руководителя в системе воспитания школьника [Текст]/ Л.Я. Олиференко, М.И. Мухин //Справочник классного руководителя. – 2007. - №1. – С.74 – 79.
  3. Сибирцова, Г.И. Настольная книга заместителя директора по воспитательной работе [Текст]/ Г.И. Сибирцова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 384с.
  4. Степанов, Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе [Текст]: Методическое пособие/ Е.Н. Степанов. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.
  5. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст]/ Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
  6. Стрекозова, З.М. Создание и развитие воспитательной среды [Текст]/З.М. Стрекозова, О.С. Казаева //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №3. – С.24 – 37.
  7. Хиврич,  Е.В.  План  воспитательной  работы  класса  [Текст]/Е.В.  Хиврич

//Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №1. – С.19 – 24.

  1. Хиврич,  Е.В.  Программа  воспитательной  работы  [Текст]/Е.В.  Хиврич

//Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №1. – С.49 – 60.

  1. Шишов, А.Н. Совершенствование планирования воспитательной работы в школе [Текст] / А.Н. Шишов//Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №3. – С.122 – 139.
  2. Григорьев Д.В., Степанов В.П. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение,2010.-223с.- (Стандарты второго поколения).
  3. Рожков М.И.,Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос, 2001.
  4. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно- методическое пособие для учителей и классных руководителей. - Воронеж, ЧП Лакоцение С. С. - 2006.
  5. . Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХ1 в. -//Классный руководитель -2000 -№ 3. С. 6 - 33.
  6. Губаревич Н. Я., Меликова А. Е. Школа социальной защиты-//Открытая школа. 2000,№ 2. С. 19 - 23.
  7. Поляков С. Д. Технология КТД-//Классный руководитель
  8. Волкова        Л.М.        Гражданская        культура        школьника:        классные        часы        и родительские собрания. - Минск. 2001.
  9. Пономарева М.В. «Система воспитания толерантности в школе» - 2011.


Предварительный просмотр:

Направление «Семья»

Подпрограмма «Семья и школа» по работе с родителями (законными представителями) в рамках реализации программы воспитательной деятельности «Раз ступенька, два ступенька…» на 2024-2028гг. Автор: классный руководитель Рафальская В.В.

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

1. Организация и совместное проведение досуга детей родителей.

2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно- воспитательного процесса –

педагогов, детей и родителей.

4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Направления и формы взаимодействия семьи и школы.

1. Психолого-педагогическое

просвещение родителей.

2. Совместная деятельность

родителей и учащихся:

3. Мониторинг

Критерии: Качество успеваемости.

Межличностные взаимоотношения в классе.

Улучшение взаимоотношений ребенок-родитель, ребенок- учитель, ребенок- ребенок Повышение уровня

воспитанности обучающихся. Удовлетворенность родителей совместной деятельностью в школе.

  •         Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
  •         Консультативная – совместный психолого-

педагогический поиск методов эффективного воздействия на

ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

  • Коммуникативная

обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия

  • ребенка и родителей

умственное развитие

воспитание нравственной культуры

воспитание эстетической культуры

воспитание физической культуры и здорового образа жизни

воспитание трудолюбия и профориентация

  • анкетирование
  • изучение

межличностных отношений в классе

  •         изучение уровня воспитанности

обучающихся

  •         изучение взаимоотношений ребенок- родитель, ребенок-учитель, ребенок- ребенок.

Основные понятия направления «Семья»:

-семья,

-уклад жизни и традиции семей,

-семейные корни,

-родительский дом,

-родословная,

-авторитет отца и матери,

-традиции отношения к старшим в семье,

-взаимоотношения,

-духовное  общение в семье,

-братья и сестры в семье

-положение ребенка в семье.

-младшие и старшие дети,

Сроки и этапы реализации Программы

1 этап реализации Программы – ориентировочный (2024-2025гг.)

На данном этапе будет

2 этап – основной (2025-2027гг)

На данном этапе будет производиться педагогическое и психологическое просвещение родителей, работа с проблемными

3 этап - обобщающий (2025 –

2028 гг.)

Подведение итогов совместной

производиться анализ и изучение

семей учащихся класса и создание условий для участия семей в

воспитательном процессе

семьями, сотрудничество учителя и родителей в организации воспитательной работы в классе.

деятельности классного руководителя, родителей и учащихся за 4 года.

Условия организации и успешного осуществления сотрудничества

1. Обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого

ребенка

2.Взаимное уважение.

3.Справедливость по отношению к детям и родителям.

4.Повышение авторитета родителей.

Содержание программы

Изучение семей

Работа с родителями

Работа с

Сотрудничество

Работа с семьей в

Сотрудничество с

Сотрудничество с

учащихся

проблемными

классного

системе

Психологической службой

общественными и

семьями

руководителя и

дополнительного

школы, организующей

правовыми

родителей в

образования

консультативную

организациями

организации

индивидуальную и

воспитательной

групповую работу с

работы в классе

Родителями и детьми.

Цель: ближе

Цель: Повышения

Цель: Оказание

Цель: создание единого

Цель: развитие

Цель: вовлечение

Цель:

познакомиться с

педагогической культуры

помощи проблемным

воспитательного

творческих

сотрудников

формирование знаний о

самим учеником,

родителей, пополнение

семьям, устранение

пространства

способностей

психологической службы

праве, правовых нормах

понять уклад жизни

арсенала их знаний по

злоупотреблений со

«родители – дети –

учащихся.

в воспитательный

как регуляторах

семьи, её традиции и

конкретному вопросу

стороны

классный

процесс класса.

поведения человека в

обычаи,духовные

воспитания ребенка в

недобросовестных

руководитель»

обществе и отношений

ценности, стиль

семье и школе.

родителей,

между личностью и

взаимоотношений

уменьшение

государством

родителей и детей.

количества

проблемных семей

Предусматриваются:

Предусматриваются:

Предусматриваются:

Предусматриваются:

Предусматриваются:

Предусматриваются:

Предусматриваются:

- изучение семей

- классные родительские

- регулярное

- работа родительского

- оказание помощи в

- консультации психолога

-встречи с

учащихся;

собрания; совместные с

посещение

комитета;

устройстве учащихся в

,соц.педагога и логопеда

представителями

- создание банка

детьми родительские

проблемных семей;

- организация и

кружки и  спортивные

для детей и родителей;

правовых структур;

данных;

собрание

- проведение малых

проведение классных

секции;

- оказание помощи

-встречи с интересными

-формирование

- занятия для родителей

педсоветов;

внеклассных

- привлечение

психологу и логопеду в

людьми;

единых

(Круглые столы «Вечер

- совместная

мероприятий;

родителей для ведения

организации

- совместные конкурсы,

педагогических

трудных вопросов»).

профилактическая

- помощь родителей в

мини-кружков по

индивидуальной и

викторины по правовой

требований;

-консультации

работа с Советом

приучении детей к

интересам;

групповой работы с

тематике

- составление

- дни «открытых

профилактики

выполнению режима

-походы в кинотеатр,

учащимися класса

-экскурсии на

социальных

уроков»;

правонарушений;

дня и правил для

совместное посещение

-встреча с

предприятия города

паспортов семей;

-педагогический

- индивидуальные

учащихся.

соревнований,

администрацией школы и

- посещение семей;

лекторий;

беседы и

- организация и

отчетных концертов

социально-

- обследование

- тематические собрания

консультации;

проведение экскурсий

психологической

бытовых условий уч-

с привлечением

- изучение данных о

-совместное участие в

службой.

ся и т.д.

специалистов

занятости учащихся в

конкурсах        -

-экскурсия – знакомство

-анкетирование

- индивидуальная работа

кружках и секциях;

со школой и школьными

с родителями;

- составление банка

службами.

-внеклассные

данных.

мероприятия с

привлечением родителей


Предварительный просмотр: