Системность профессионального развития
В данном разделе представлены документы, отражающие системность профессионального развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Личный перспективный план самообразования
учителя начальных классов Рафальской Виктории Васильевны
на 2020-2024 г. МАОУ СОШ №1
Тема самообразования: «Развитие самостоятельности младших школьников как условие успешного формирования универсальных учебных действий»
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Задача современной начальной школы научить не столько читать, считать и писать, сколько научить учиться. Для этого надо сформировать 3 вида результатов: предметные, метапредметные (универсальные способы деятельности и способы регуляции своей деятельности) и личностные (развитие мотивации и системы ценностных ориентаций школьников).
Актуальным становится разработка и внедрение системы работы по развитию самостоятельности младших школьников, так как опыт работы в начальной школе и подтверждающие диагностики показали, что дети, которые обучаются только по традиционным методикам, испытывают немалые затруднения в обучении, становятся пассивными слушателями – ждут подсказки, боятся принимать решения самостоятельно, не достаточно владеют навыками самостоятельного труда.
Развитие самостоятельности становится востребованным в педагогической практике, так как является одним из условий обучения, побуждающим ученика занять активную, субъектную позицию, самостоятельно добывать, применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и её результаты, формировать адекватную самооценку.
Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», поэтому развитие творческих способностей учащихся, формирование их социальной, информационной, мыслительной, деятельностной, коммуникативной компетенции на первой ступени образования становится актуальным и основополагающим. Именно в начальной школе ученик должен стать самостоятельным, инициативным, ответственным участником совместной учебной деятельности.
Цель: создание условий для саморазвития личности, повышения уровня образованности через единое развивающее образовательное пространство (ЕРОП)
Цель заключается в том, чтобы теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность влияния системы работы по развитию самостоятельности на успешное обучение младших школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом, были сформулированы следующие
задачи:
- На основе научно-педагогического и теоретического анализа определить понятие
«самостоятельность», критерии сформированности уровня самостоятельности младших школьников.
- Создать организационно-методическую систему работы по развитию самостоятельности ученика - единое развивающее образовательное пространство.
- Обосновать и экспериментально проверить эффективность системы работы по развитию самостоятельности учащихся и формированию УУД.
- Разработать методические рекомендации для педагогов, учащихся, родителей по развитию и стимулированию самостоятельности детей младшего школьного возраста.
- Обобщить и распространить свой педагогический опыт.
Принципы профессионального самообразования: непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер.
Источники самообразования: СМИ, специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, школьные научно-практические конференции, вебинары.
Формы самообразования:
Индивидуальная:
- посещение уроков коллег;
- участие в педагогических советах школы;
- изучение научно – методической и учебной литературы.
- участие в работе методического объединения школы,города.
Групповая:
- участие в педагогических советах школы;
- участие в работе методического объединения школы;
- курсовая подготовка, участие в вебинарах и других методических онлайн мероприятиях.
- изучение научно – методической и учебной литературы;
- обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования.
- обобщение и распространение опыта, через проведение семинаров, мастер-классов, публикаций
Ожидаемый результат самообразования: повышение уровня профессиональной компетенции, разработка единых подходов к работе по формированию общей стратегии смыслового чтения и работы с текстом в разных предметных областях и их систематическое применение , повышение качества образования школьников.
Планируемые результаты самообразования:
- выступление на педагогических советах школы;
- участие в работе педагогического сообщества;
- создание банка статей по данной теме;
- создание банка заданий;
- выступления по теме самообразования на научно-практических конференциях различного уровня;
- разработка рекомендаций ,памяток для учащихся и родителей по теме самообразования;
- создание банка проектных и исследовательских работ учащихся.
Развитие самостоятельной деятельности обучающихся - гибкая система - проходит несколько уровней, где основой преемственности являются сквозные образовательные результаты. Задача начальной школы – научить учиться.
Формирование самостоятельной деятельности осуществляется при следующих условиях:
№ пп | Организационно – педагогические условия | Стимулирующее воздействие |
1 | Конструирование стимульных ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным решениям и действиям: к свободному выбору заданий, к поиску разных путей решения заданий, к творческой деятельности, к самопроверке и самоанализу, к возможности высказать свои суждения. | Развитие самостоятельной деятельности |
2 | Использование в учебной и внеурочной деятельности школьников сюжетно-ролевых игр, игр-загадок и игр - путешествий. | Приобщают к решению практических задач, способствуют накоплению жизненного опыта, стимулируют активность |
3 | Создание ситуаций, в которых ученик определяет цели своих действий: «Для чего я это делаю? Что я хочу узнать? Что должно получиться? и т.д.». | Повышают уровень притязаний, стимулируют процесс осмысления своей деятельности. |
4 | Использование при организации самостоятельной | Способствует формированию |
деятельности школьников различных инструкций, памяток, схем, образцов рассуждений (Приложение 6). | умения осуществлять целеобразование, планировать свою деятельность при овладении новым приёмом получения знаний, стимулирует самостоятельные действия. | |
5 | Включение учеников в продуктивную самостоятельную деятельность через использование различных приёмов: систему дифференцированных заданий, анализа практических задач, актуализации опыта учащихся, совместного решения проблемных ситуаций (Приложение 7). | Формирует умения контролировать свою деятельность; такие качества самостоятельной деятельности как ответственность и организованность. |
Ожидаемые краткосрочные результаты
Критерий | Показатели | Методики оценивания (инструментарий) | Ожидаемые результаты |
Повышение уровня качества обучения | Качество знаний Участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах, состязаниях различного уровня. | Мониторинг обученности по годам, по предметам, результаты муниципальных работ Мониторинг участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах, состязаниях различного уровня. Анкетирование родителей. | Рост (стабильность) качества знаний Увеличение количества участников Повышение результативности участия Рост удовлетворённости родителей обучением у педагога. |
Повышение уровня самостоятельност и учащихся | Инициативность Предвидение Самооценка Самоконтроль Творчество | Наблюдение, опрос. Диагностика уровней сформированности самостоятельности (по Т.И. Шамовой) | Рост уровня сформированности самостоятельности |
Успешное формирование УУД | Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативн ые | Контрольно- измерительные материалы «Диагостика метапредметных и личностных результатов начального образования 1- 4 классы» | Рост сформированности соответствующих групп результатов УУД |
Доступность, открытость методической системы | Обобщение педагогического опыта по развитию самостоятельнос ти | Наличие разработанных методических рекомендаций для учителей, родителей и учащихся. Выступления, публикации. Участие в профессиональных конкурсах. | Наличие системы работы по развитию самостоятельности, представленной на различных уровнях |
Диагностический этап- 2020-2021:
осуществлялись анализ литературы, изучение новых педагогических технологий, определялся выбор темы, актуальность, новизна, гипотеза, практическая значимость проекта,
подбор диагностического инструментария и выявление уровня сформированности развития самостоятельности у учащихся, проводилась диагностика, планирование результатов.
Прогностический этап- 2021-2022:
происходило планирование этапов работы над проектом, определялись пути создания системы работы по развитию самостоятельности и её влияния на успешность обучения младших школьников. Проводилась первичная апробация экспериментальных планов, сбор и обработка информации, наблюдения и анализ, корректировка цели, задач, оценивались промежуточные результаты работы.
Практический этап- 2022-2023:
внедрялись намеченные организационно-педагогические условия в учебно-воспитательном процессе, реализовывалась система работы по развитию самостоятельности младших школьников, оценивались промежуточные результаты работы по проекту и проводилась коррекционная работа.
Обобщающий этап- 2023-2024:
анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования, обобщение и распространение опыта работы, разработка методических рекомендаций по развитию самостоятельности младших школьников, оценивание результатов: уровень эффективности разработанной системы работы.
План-график реализации профессионального самообразования
Наименование мероприятия | Место проведение/ ответствен- ный за выполнение | Предполагаемая дата проведения | ||||
2020 -2021 | 2021 -2022 | 2022-2023 | 2023-2024 | |||
Первое направление «Развитие самостоятельности через урочную деятельность» |
Проведение диагностики. Анкетирование, беседы с учащимися и родителями с целью поиска наиболее результативных образовательных технологий, средств, форм и методов. | МАОУ СОШ №1 Педагог- психолог; Учитель. | + | + | + | + | |
Накопление и систематизация учебно- методических материалов для проведения уроков и для организации деятельности учащихся во внеурочное время. | Учитель Учителя – предметники | + | + | + | + | |
Проведение уроков с использованием различных форм, методов, приёмов, влияющих на развитие самостоятельности | Учитель Учителя – предметники | + | + | + | + |
Второе направление « Профориентационная деятельность»
Разработка и реализация программы «Первые шаги к выбору профессии»
Подбор содержания, проведение занятий в урочное и внеурочное время по плану.
Почтовое отделение
Учитель Учителя – предметники родители
+ | + | |||
+ | + | |||
+ | + | + | + | |
+ | + | + | + | |
+ | + | + | + | |
+ | + | + | + | |
+ |
Учитель, методисты по
МАО КДК «Янтарь»
МАО КДК «Метро»
Пожарная часть №74
ОМВД России по г. Когалыму
Проведение экскурсий, участие в социально- значимых акциях, мероприятиях по учебно- воспитательному плану.
работе с детьми; специалисты по работе с общественнос
-тью; родительский
Хлебозавод | комитет | + | ||||
Городская типография | + | |||||
Учитель, | ||||||
Музейно-выставочный Образовательные | работники | |||||
центр программы музея, | музейно- | + | + | |||
мероприятия по запросу. | выставочного | |||||
зала | ||||||
Образовательные | Учитель, работники | + | + | |||
СКК «Галактика» программы, мастер- | ||||||
классы, экскурсии | СКК | |||||
«Галактика» | ||||||
Третье направление «Развитие самостоятельности через внеурочную деятельность» | ||||||
Городская детская Совместные | Педагог- психолог; педагоги организаторы; педагоги дополнитель- ного образования; педагог- библиотекарь; работники музейно- выставочного зала; учителя- предметники; методисты по работе с детьми; специалисты по работе с общественнос- тью; родитель- ский комитет. Учитель Педагоги- организаторы Согласно положению. | + | + | |||
библиотека тематические | ||||||
мероприятия, Школьная библиотека консультации, поиск и | + | + | + | + | ||
сбор информации, | ||||||
Поселковая участие в социально | ||||||
библиотека значимых акциях. | + | + | + | + | ||
МБОУ ДОД «Дом Посещение кружков, | ||||||
детского творчества» участие в тематических мероприятиях | + | + | + | + | ||
Дворец спорта Посещение секций, | ||||||
участие в спортивных | ||||||
мероприятиях. | + | + | + | + | ||
Проведение занятий в рамках внеурочной | ||||||
деятельности по программам: | + | + | ||||
«Мастерок» | ||||||
«Мир и Человек» | + | + | + | + | ||
«Умники и умницы» | + | + | ||||
«Социокультурные истоки» | + | + | ||||
«Шахматы» | + | + | ||||
«Дорогою добра» | ||||||
Активное участие учащихся в проведении | ||||||
общешкольных мероприятий, тематических | + | + | + | + | ||
классных часов, конкурсов. | ||||||
Участие учащихся в проектной деятельности | + | + | + | + | ||
различного уровня |
Участие учащихся в предметных олимпиадах, творческих конкурсах различного уровня
Проведение лекций, родительских собраний, посвященных возрастным особенностям обучающихся согласно плану воспитательной работы. Индивидуальные беседы с родителями.
Учитель, родители
+ | + | + | + | |
+ | + | + | + | |
+ | + | |||
+ | + | |||
+ | + | + | + |
Учитель, учителя –
предметники; педагог- психолог
Кружок «ЮИД
«Автостоп»
Кружок «Школьное TV»
Музей истории школы
Участие в подготовке и проведение акций по ПДД.
Подбор материалов, участие в мероприятиях
Подготовка и проведение тематических экскурсий, классных часов
исследовательская деятельность «История школы»
Педагоги организаторы; педагоги дополнитель- ного
образования; родители.
Эффекты от реализации
№ | Прямые | Непрямые |
1. | Создание ЕРОП для развития самостоятельной деятельности младших школьников | Повышение статусности учащихся с высокой мотивацией обучения в детском коллективе |
2. | Повышение уровня познавательных способностей, мотивационного и деятельностного критериев | Возможность выявления скрытых лидеров с высокой мотивацией |
3. | Повышение уровня активности и эффективности участия учащихся в интеллектуально-творческих конкурсах различного уровня | Развитие навыков самопрезентации, повышение внутренней самооценки. Изменение отношения к окружающей действительности, отсутствие страха перед неизвестностью. |
4. | Повышение качества знаний | Влияние на выбор дальнейшей профессии обучающихся. Улучшение отношений между участниками образовательного процесса. Ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя |
5. | Создан и функционирует сайт класса | Новый уровень общения, статус |
6. | Подготовлен методический материал для учащихся, родителей и учителей | Повысилась активность участия родителей в жизни обучащихся, школы. |
Перспективы
Тема профессионального самообразования достаточно устойчиво вписывается в процесс обучения начальной школы, выстраивается полноценная система обучения и воспитания учащихся на основе индивидуального подхода, творческой и исследовательской деятельности, происходит социальная адаптация, успешная организация собственной жизнедеятельности.
В перспективе планируется:
- планирование и разработка индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся;
- совершенствование системы работы по развитию самостоятельности;
- организация работы с учащимися по развитию сайта класса, с использованием самостоятельно разработанных работ;
- обобщение педагогического опыта.
Исходя из мониторинга результатов работы, можно сделать вывод о том, что при четко спланированной и обоснованной деятельности по внедрению системы работы по развитию самостоятельности младших школьников через единое развивающее образовательное пространство, можно ожидать повышение качества обученности школьников, уровня сформированности самостоятельности, как условие успешного формирования универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС.
Перспективный план развития педагогической деятельности на 2024-2028 учебный год
- Повышение уровня профессиональной компетентности, через участие в работе школьного и городского методического объединения учителей начальных классов.
- Участие в открытых мероприятиях в рамках предметной недели начальных классов, преемственности с детским садом «Берёзка».
- Разработка методических рекомендаций по работе с детьми с низкой учебной мотивацией в учебном процессе, с детьми слабовладеющими русским языком.
- Методическая поддержка молодых специалистов.
- Обновление и пополнение методических материалов в социальной сети работников образования:
- Прохождение курсов повышения квалификации по теме «Работа с детьми с низкой учебной мотивацией в учебном процессе в аспекте реализации ФГОС» с целью освоения способов формирования и развития УУД через исследовательскую и проектную деятельность учащихся первой образовательной ступени.
- Участие в вебинарах, педагогических проектах, мастер-классах, городском методическом объединение учителей начальных классов.
- Взаимодействие с социальными партнёрами города.