Коррекционно-развивающая деятельность.
-коррекционно-развивающая деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
речевая разминка на занятиях и уроках чтения | 37.5 КБ |
упражнения на развитие внимания | 130.5 КБ |
речевые разминки | 86.5 КБ |
звукобуквенный анализ слов | 900.5 КБ |
Методические рекомендации: "Ошибки на письме, их причины и коррекция" | 92 КБ |
игра "какого фрагмента не хватает" | 1.06 МБ |
игра"какого фрагмента не хватает" | 1.43 МБ |
игра "четвертый лишний" | 895 КБ |
загадки | 1.04 МБ |
игра"что не так на картинке" | 879.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая зарядка на уроках чтения
Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава.
Нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста.
Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка. Это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста.
Речевая разминка помогает решать коррекционные задачи обучения в классе для детей с нарушениями речи, так одним упражнения по технике речи помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки и всем – подготовить речевой аппарат к говорению.
Задачи речевой зарядки:
- установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов;
- дифференциация сходных единиц чтения;
- накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу, без побуквенного чтения;
- слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова;
- совершенствование произносительных навыков, так как прочтение слогов предполагает четкость их артикулирования.
Коррекция личности:
- осознают частью коллектива;
- замкнутые, мало общительные дети в совместной деятельности ведут себя более расковано, свободно;
- регулярное проведение речевой зарядки воспитывает в детях убеждение, что любые трудности, связанные с чтением, могут быть преодолены.
Каждый комплекс упражнений для речевой разминки на уроке состоит из 4 этапов:
I этап – «Подышим, подышим...»
- Постарайтесь перечислить буквы алфавита на одном дыхании.
- «Сколько слов мы произнесем на одном вдохе.
- «Посчитаем Егорок» (не делать ни вдоха, ни добора воздуха).
«Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки»: выдохнуть остаток воздуха, сделать новый вдох и считать Егорок.
- Транспорт: поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ; ... – постепенно наращиваем темп.
- Выдох через соломинку.
- Посчитайте от 1 до 10 с постепенным увеличением (замедлением) темпа.
- Ножницы – указательный и средний пальцы рук превратились в ножницы. Звук «чик».
- Пушинка.
II этап – «Разомнем язычок» (артикуляционные упражнения)
- Колечко – загнуть кончик языка так, чтобы он «заглянул» вам в гортань. При этом уздечка языка у вас растянется до боли. 2-3 секунды подержите в таком положении, а затем расслабьте.
- Язык змеи – высунуть язык, сделать его кончиком 2-3 движения вверх-вниз и быстро убрать.
- Хоботок – губы сжать в кружок так, чтобы между ними осталось небольшое пространство и выпятить их.
- Покажи зубки.
- Самый длинный язык.
- Грустно-весело – сжимать и растягивать губы 3-4 раза, постепенно увеличивая темп.
- Трубочка.
- Проколю щечку.
- У меня губы краснее.
- Ежик – «пых-пых».
III этап – «Не запутайтесь в звуках!»
Виды упражнений, используемые на III этапе речевой зарядки:
- Дифференциация сходных слогов и слов:
ла – ра ма – мя дом - том
ло – ро мо – ме Дима - Тима
лу – ру му – мю кадушка – катушка
- Чтение слогов по подобию (см. Таблицу слогов):
а о у
ма мо му
са со су
ла ло лу
Предлагая упражнения, сходные с №2, учитель обращает внимание на то, как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одной и той же гласной, то есть положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.
- Чтение слов по подобию:
сом Маша шапка
лом Даша лапка
ком Паша папка
В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу, с одного взгляда.
- Чтение слогов и слов с подготовкой:
о – то – сто – стол с – то – сто – ит
у – ту – сту – стул с – та – ста – ли
а – ра – вра – враг с – ня – сня – ли
Прочитывая данные строки, ученик повторяет весь процесс образования слова путем наращивания букв в слогах.
- Чтение слов, отличающихся одной – двумя буквами или порядком их расположения:
кто – кот следы – слезы мука – муха лыжи – ложись
- Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:
лес – лесок шел – пошел
трава – травка нырял – нырнул
решила – решала увидел – увиделся
- Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные корни:
прошел увял
проделал увел
просмотрел увез
Выполнение упражнений №5, 6, 7 предупреждает ошибку читать слово с ориентацией только на его формальные признаки, а не на смысл. Предварительное чтение слов текста, имеющих буквенное сходство, приучает детей внимательно вглядываться в слово, прочитывать правильно.
На заключительном этапе «Не сломайте язык!» - проговариваем чистоговорку с постановкой логического ударения.
- Чтение скороговорок, двустиший с отработанными слоговыми структурами:
Был у бабушки баран
Бил он бойко в барабан.
Задания подобного рода закрепляют чтение слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость артикуляций.
Упражнения выбираются с учетом общего состояния навыка чтения у детей и характера их ошибок, а так же в связи с особенностями структуры слов изучаемого текста.
Речевая зарядка проходит с наибольшим эффектом, если она непосредственно предшествует чтению текста самими детьми. К этому моменту содержание произведения ученикам уже знакомо из чтения учителя. Слова, отобранные для речевой зарядки, легче осмысливаются детьми, поскольку ранее они были восприняты в контексте. На речевую зарядку отводится 4-5 минут в зависимости от объема материала.
Предварительный просмотр:
Комплекс психокоррекционных упражнений
по развитию внимания
Свойства внимания | Упражнения и игры |
Развитие объёма внимания на математическом материале | 1. Игра «Вспышка» (карточки показать на 1 сек., затем закрыть. Ребёнок должен назвать то, что успел запомнить). Оборудование: 15-20 карточек с изображением букв, цифр, геометрических фигур и различных предметов. 2. Игра «Отыскивание чисел» (показать и назвать все числа от 1 до 25 а) в порядке возрастания; б) в порядке убывания). Оборудование: таблицы Шульте с числами. 3. Игра «Пропущенные цифры». (Найти все цифры а) в порядке возрастания; б) в порядке убывания; в) назвать пропущенные цифры). Оборудование: таблицы с цифрами. 24 19 6 11 20 1 37 17 28 5 30 10 32 2 34 27 3 15 38 14 12 39 22 40 8 4. Игра «Расстановка чисел» (расставить в клетках пустого квадрата числа в возрастающем (убывающем) порядке. Которые расположены случайно в заполненном квадрате). Оборудование: таблица с цифрами. 5. «Королевский пирог». Оборудование: рисунок. 6. «Посмотри, запомни, нарисуй» (карточки предъявляются последовательно; учащийся должен посмотреть, что нарисовано и зарисовать в тетради; расставить точки в квадратах). Оборудование: карточки, размером 6х9. 7. «Игра для внимательных». 2-6-3-4-5-8=12 (Правильный ответ: 2+6-3+4-5+8=12). 9-8-1-3-5-2=12 (Правильный ответ: 9+8+1-3-5+2=12). 8-6-1-7-9-5=12 (Правильный ответ: 8-6-1+7+9-5=12). 3-2-1-4-5-3=12 (Правильный ответ: 3-2-1+4+5+3=12). 7-9-8-4-3-5=12 (Правильный ответ: 7+9+8-4-3-5=12). 1) между цифрами расставить знаки «+», «-» так, чтобы получилось число 12; 2) каких знаков, «+» или «-», было больше? 3) какие цифры встречались чаще? 4) сколько действий в каждом примере? 8. Задачи-шутки. (Слушаем внимательно и считаем. Устный счёт). 9. Игра «Сделай так же» (предлагаются образцы фигур, их соединения, которые необходимо воспроизвести). Оборудование: рисунки. 10. «Сколько и какие геометрические фигуры на чертеже?» Оборудование: чертежи. 11. «Сколько предметов изображено на рисунке?» Оборудование: рисунки. 12. Игра «Кто внимательный?» (найти сходство и отличие). Оборудование: рисунки. 13. Игра «Что изменилось?» «Чего не стало?» Оборудование: предметы, картинки, карточки. 14. Физкультминутка «Живые картинки» (учащиеся замирают в заданной позе, затем в скульптурную группу вносятся изменения (3, 5). Ведущий должен восстановить первоначальную картину). 15. Физкультминутка «Будь наблюдательным» (ведущий запоминает внешний вид детей, затем выходит, дети вносят 5 изменений во внешний вид (можно поменяться местами), ведущий их обнаруживает). 16. Физкультминутка «Кто самый быстрый и ловкий?» (команда: «Все в домики», учащиеся должны занять стульчики, которых меньше, чем участников). |
Развитие объёма внимания на программном материале по русскому языку | 1. Игра «Весёлые буквы». (Посмотри на эту странную надпись и скажи на каком языке она написана? (Надпись показать не более 1 сек.) Сколько слов содержится в этой фразе?) 2. «Ералаш». Злой кабан сидел на ветке. Пароход томился в клетке. Соловей точил клыки. Дикобраз давал гудки. (Расставьте всё по своим местам). 3. «Корректурная проба». Оборудование: бланк с буквами. 4. «Зашифруй слово цифрами». С И Р У Л Т З А Б 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Арбуз – 83947 Оборудование: таблица. 5. «Найди слова» (Из буквенного текста вычленять слова РЮКЛБЮСРАДОСТЬФРКНП 6. «Добавь слово» (один ученик называет слово, второй называет это слово и добавляет своё, третий – повторяет первые два слова по порядку и называет своё и т.д.). Например: 1-ый учащийся – «солнце»; 2-ой – «солнце светит»; 3-ий «солнце светит ярко»… 7. «Угадай!» (1-ый ученик выходит за дверь, остальные получаю карточки со словами предложения (правила), которое произносится хором одновременно. Задача вошедшего учащегося понять и произнести предложение целиком). Оборудование: карточки со словами. 8. «Сколько предметов (слов) ты заметил?» (Предъявляется лист с изображением 4-10 предметов (слов), затем он убирается, дети называют предметы (слова), которые увидели). Оборудование: рисунок. 9. «Предметы сюжетной картинки». (Рассмотреть сюжетную картинку (1 мин.) и по памяти написать названия отдельных предметов, изображённых на картинке, дополнительно ответы на вопросы по картинке). Оборудование: сюжетная картинка. 10. «Соединение частей разорванных предложений». 11. «Выделение слов и предложений в слитном тексте». 12. «Посмотри вокруг» (назвать предметы в комнате:
13. «Что изменилось?» «Чего не стало?» Оборудование: предметы-карточки, слова-карточки. 14. «Лабиринты». (Проследить путь от одного объекта к другому, усложнение: проследить путь мысленно). Оборудование: лабиринты. 15. Игра «Переделай смысл стихотворения». (Учитель построчно одновременно читает каждому ребёнку четверостишие; ребёнок должен передать смысл своего четверостишия). Я люблю свою лошадку, Причешу ей шёрстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. Тут зайчиха выходила И медведю говорила: «Стыдно старому реветь, Ты не заяц, а медведь». Побежала мышка-мать Тётю лошадь в няньки звать: «Приходи к нам, тётя лошадь. Нашу детку покачать». |
Развитие устойчивости и концентрации внимания на математическом материале | 1.«Корректурная проба». Оборудование: таблица чисел. 2. «Цифры в кривом зеркале». В таблице в случайном порядке располагаются цифры от1 до 55 разной формы, величины и с разной штриховкой. А) Отыскать и назвать числа в порядке возрастания, указывая на них указкой. Б) ) Отыскать и назвать числа в порядке убывания, указывая на них указкой. В) Найти только все чётные или нечётные цифры. Оборудование: таблица-рисунок. 3. «Запретный номер. Выбирается «запретная цифра», при счёте вместо неё делается хлопок. (Например, число 4 и числа, заканчивающиеся на 4 – 24, 24, 84, ). Можно увеличить число «Запретных цифр». 4. «Перебивалки». 2 игрока одновременно считают вслух: один называет только чётные цифры от 1 до 100, другой – нечётные. 5. «Считаем вместе». Участники игры по очереди должны выполнять сложение или вычитание однозначных чисел. 1-й называет число, например, 9; 2-ой называет знак, например, +; 3-ий называет число:… 3; 4-ый называет знак: =; 5-ый называет сумму; 6-ой называет знак, «+» или «-» и т.д. 6. «Игра для внимательных». Между числам расставить знаки «+» и «-» так, чтобы получилось заданное число. 7. «Сколько раз?». У каждого карточка с цифрой; следует встать тому, у кого цифра соответствует количеству ударов. Оборудование: карточки с цифрами. 8. «Счёт по командам». Группа делится на две команды. Заранее оговаривается порядок цифр (в пределах 10, в пределах 20) и используемые арифметические операции (+; -; х). Затем дети 1-ой команды называют по очереди цифры, ведущий или кто-то из детей называет арифметические действия. Дети 2-ой команды следят за этим рядом и в уме производят операции. 9. «Забавная арифметика». Вариант 1. Ведущий называет ряд из 3-ёх цифр, например: 4, 7, 1. Ребёнок называет цифры в обратном порядке (1,7,4). Вариант 2. Назвать числа, а не цифры (273 - 372). Вариант 3. Цифры называются не в обратном порядке, а в возрастающем (убывающем). (2714 – 1247 (7421) Вариант 4. Состав числа: ведущий называет любое однозначное число (от1 до 9), а игрок должен назвать число, недостающее до 10 (т.е. разность между 10 и названным числом. Например: 6 – 4 (10). Вариант 5. Перейти к двузначным числам (усложнение). Вариант 6. Игрок должен назвать число в 2 (3, 4) раза больше, чем назвал его ведущий. 10. «Ошибки-невидимки». 11. «Какой пример решён правильно?» 12. «Сделай также». Предлагаются образцы фигур, их соединения, которые необходимо воспроизвести. Оборудование: рисунок. 13. Игра «Неразбериха». Сложить из частей геометрическую фигуру. Оборудование: фигура, разрезанная на части. 14. «Какие числа пропущены?» Оборудование: таблица с цифрами. 15. «Найди такую же фигуру». «Найди одинаковые фигуры». Оборудование: рисунок. 16. «Найди отличия». Оборудование: рисунок. 17. «Подбери предметы к форме». Рассмотреть нарисованные предметы и геометрические формы. Закрыть глаза и назвать предметы, похожие на треугольник, квадрат, круг и т.д. Открыть глаза и проверить себя. Сосчитать предметы, напоминающие прямоугольник, треугольник и т.д. Оборудование: рисунок. 18. «Найди место фишке». (Слуховой диктант, графический диктант). Сравнение своего орнамента с образцом, нахождение ошибок. 19. «Выложи по образцу» (по памяти). Оборудование: палочки. 20. Физкультминутка «Слушай хлопки». Ведущий хлопает в ладоши определённое количество раз, дети принимают соответствующую позу на 10-20 секунд. 1 хлопок – «аист»; 2 хлопка – «лягушка»; 3 хлопка – возобновит ходьбу. 21. Физкультминутка «Слушаем тишину». В течение 3-ёх минут слушать тишину. Рассказать, кто что услышал и в каком порядке. 22. Физкультминутка «Что слышно?». Вариант 1. Учитель предлагает учащимся послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем рассказать, что они слышали. Вариант 2. По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребёнок должен рассказать, что за ними происходило. 23. Физкультминутка «Минутка». Внутренне измерить время, равное одной минуте. Проверка секундомером. Оборудование: секундомер. 24. «Улавливай шёпот». Учитель шёпотом подаёт команды, а учащиеся их выполняют. |
Развитие устойчивости и концентрации внимания на программном материале по русскому языку | 1. «Корректурная проба». Оборудование: таблицы с текстом. 2. «Слова-невидимки». Ведущий пишет на доске (на стене, в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения на бумаге или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. 3. «Невидимые слова». Аналогичное задание, только слова записываются не по буквам, а целиком. 4. «Синтез слов из звуков». Ведущий произносит слово по отдельным звукам. Дети синтезируют эти звуки в слово. 2 параметра усложнения: длина слова и темп произнесения звуков. Далее дети сами могут загадывать слова из звуков. 5. «Зашифруй слово цифрами». (Арбуз – 83947). Оборудование: таблица. 6. Преобразование слов в указанном порядке. 5 4 1 2 3 с о к о л (колос). 7. «Каждой букве своё место». Запомнить, какие буквы соответствуют фигурам, затем закрыть их. По памяти вписать соответствующие буквы. Оборудование: таблица. К Г С Т Р 8. «Прочти слово». Расшифровать пословицы, используя план. Оборудование: таблица букв, чертёж. 9. «Тайнопись». «Рассекретить» строчки стихотворения. я Л я У ф Ч А т М И (лучам). 10. Игра «Алфавит». Между детьми распределяются буквы алфавита. Ведущий диктует какую-либо фразу. Учащиеся, как на пишущей машинке, должны «распечатать» эту фразу. Каждый свою букву обозначает хлопком в ладоши. 11. «Пишущая машинка». Ведущий предлагает напечатать интересную поговорку, считалку и т.д. Например: «Не говори не умею, а говори научусь». Фраза написана на доске. («Чтение – вот лучшее учение»). Учащиеся должны по очереди называть буквы. Каждая буква обозначается хлопком в ладоши. Когда слово кончается, все должны встать. Знак препинания – все топают ногой. Конец строки – все хлопают в ладоши. Буквы можно разделять на гласные и согласные (гласная – хлопок в ладоши, согласная – хлопок рукой по столу). Усложнение: фраза читается учителем, ученики воспроизводят её в уме и «печатают» по памяти как описано выше. 12. «Спрятанное слово». ЗПСБТКУЫШЭДЯЖЬФЮЭ ФТШВЗЧПКРСАГПОМЫСЫ ЭЛЮЕКНШЖИТЯЧЗ Зачеркнуть буквы, встречающиеся более чем один раз и прочитать оставшиеся буквы. (Будь врагом лени). 13. Игра «Страна Наоборотия». Мод дом; сон нос; кос сок; топ нот; Ток кот. 14. «Из какой сказки?» (шагать фишкой по плану). Оборудование: таблица букв. 15. «Запомни и покажи». Учитель быстро показывает ребёнку 2-3 картинки (названия) из общей стопки. Затем раскладывает все приготовленные картинки (названия), а ребёнок должен показать и назвать те картинки, которые ему были предъявлены вначале. Оборудование: предметные картинки, слова-карточки. 16. «Выбери звуки». Учитель называет слово, учащиеся записывают только гласные буквы (рука – уа); можно только согласные (только звонки, только глухие и т.д.). 17. «Какое слово спряталось?» Из каждого слова исключить по одному звуку так, чтобы получилось новое слово: хлев, уточка. 18. Чтение текста или его прослушивание с последующим выделением из текста предложений с определённым количеством слов (2,3,4); слов, с определённым количеством слогов (звуков); слов на определённое правило, заданную часть речи, на заданную букву, с заданным звуком и т.д. 19. «Чем отличаются?» Нахождение сходств и различий в расположении элементов печатных букв.
20. Назвать правильные и указать на неправильные начертания букв печатных и прописных. Оборудование: рисунок. 21. Нахождение букв (слова, предмета) среди других. Оборудование: рисунок. 22. Игра «Телеграф». Узнавание слов по их ритмическому рисунку. Учитель отстукивает слоговую структуру слова, учащиеся должны догадаться, какое это может быть слово. 23. «Строгий учитель». Предлагается 2 текста: один правильный, второй со смысловыми ошибками (пропуски, перестановка, удвоение, подмена слов, слогов, букв). Задача учащихся найти и исправить все ошибки. На верхушки каланчи Ден и ночь кричат врачи. Старые лебеди склонили горые шеи. Летом выпал снег. Зимой в саду расцвели яблони. Как нет на свете бес ножек столов.. Давайте, ребята, учится считат…, Делит , умножат… 24. «Пишем предложение». Кто-то из игроков играет роль подлежащего, кто-то – сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства, кто-то – предлога, запятой, точки и т.д. Исполняемая роль записывается на карточке и прикрепляется к одежде. Затем ведущий диктует предложение, учащиеся изображают его. Оборудование: слова-карточки. 25. «Вслушиваемся в ритм поэтических представлений». Дописать строфы стихотворений. 26. Игра «Передай смысл стихотворения». 27. «Волшебный город». Одновременно слушать стихотворение и дорисовывать незаконченную картинку. Оборудование: рисунок. 28. «Знаете ли вы пословицы?». Каждому предлагается пословица: изменённая или правильный её вариант. Ребёнок должен произнести пословицу правильно. Без труда выловишь рыбку из пруда. Сначала начинай, потом подумай. Семь раз отрежь, один раз примерь. Дело мастера не боится. 29. «Кто больше заметит небылиц?». Учитель читает стихотворение, учащиеся должны заметить нелогичные ситуации и объяснить их. 30. «Подумай и скажи». Выделить в стихотворении одинаковые слова, объяснить их значение. Собирала Маргаритка Маргаритки на горе. Растеряла Маргаритка Маргаритки во дворе. 31. «Найди слова». ( Карточки со словами, входящими в заданные тексты, но расположены в случайном порядке). Оборудование: карточки со словами. 32. Диктанты (графический, зрительный, зрительно-слуховой, картинный, словарный, выборочный) комментирует письмо. 33. «Бабушкина вышивка». Рассказать и показать, что вышить на скатерти. Оборудование: рисунок. 34. Лабиринты. Проследить путь от одного объекта к другому. Оборудование: лабиринты. |
Развитие переключаемости внимания на математическом материале | 1. «Корректурная проба». На двух строчках вычеркнуть треугольники и квадраты (цифры 3 и 6), а на третьей – ромбы и овалы (цифры 4 и 7). Затем опять вычеркнуть на двух строчках треугольники и квадраты, а на третьей - ромбы и овалы и т.д. Оборудование: таблица с геометрическими фигурами, цифрами. 2. «Отметь знаки» * : ! + = − > < ! = − = * : < = * + : > : + = ! * − : ! + * Вариант 1. Последовательно просматривать каждую строчку и как можно быстрее отмечать карандашом разными способами три, а затем четыре указанных знака (например, *- обвести в кружочек, ! – зачеркнуть одной чертой, = - обвести квадратиком. Оборудование: таблица с изображением 8-ми видов знаков. Вариант 2. Зачеркнуть все имеющиеся в таблице следующие пары знаков «–« и «>» одной чертой, а пары знаков «:» и «+» - двумя. Затем ребёнок должен проверить, сколько нужных знаков он пропустил и сколько знаков зачёркнуто неправильно. 3. «Расставь значки». Можно проводить с учётом времени. Игра «Кто быстрее?».
4. «Отыскивание чисел». Показать и назвать все числа от 1 до 25 в порядке возрастания/убывания. Оборудование: таблицы Шульте с числами. 5. Работа с двухцветной цифровой таблицей. Необходимо поочерёдно показывать и называть то чёрные, то красные цифры, причём чёрные надо показывать и называть в возрастающей последовательности от 1 до 24, а красные – в убывающей от 25 до 1. Оборудование: 49-тизначная двухцветная цифровая таблица. (Цифры, выделенные жирным шрифтом, должны быть красными). 8 9 24 20 15 6 19 4 5 12 1 24 13 23 14 18 17 22 2 11 6 22 11 7 21 8 3 9 2 7 16 23 19 16 3 13 1 21 5 10 25 17 15 10 18 20 4 14 12 6. «Арабские и римские цифры» (описание смотри выше). 7. Игра «Прочти написанное» (описание смотри выше). 8. Задача-шутка «Кто получил двойку?». Учитель читает стихотворение, учащиеся должны успеть сосчитать, сколько учеников в классе. В нашем классе два Ивана, Две Татьяны, две Светланы, Три Катюши, три Галины, Пять Андреев, три Полины, Восемь Львов, четыре Саши, Пять Ирин и две Наташи. И всего один Виталий, Сколько всех вы насчитали? Далее учитель читает продолжение стихотворения, учащиеся должны сказать, сколько ребят получили «пятёрки»? Вот отметки по контрольной: Получили «пять» все Саши, Иры, Кати и Наташи. Сколько ребят получили «четыре»? По «четвёрке» Тани, Гали, Львы, Полины и Виталий. Сколько ребят получили «три»? Остальные все Иваны, все Андреи и Светланы Получили только «тройки». А кому достались «двойки»? 9. Одновременно рассматривать картинку и слушать стихотворение. После прочтения стихотворения картинка убирается, учащиеся отвечают на вопросы. Сидят рыбаки, стерегут поплавки. Рыбак Корней поймал 13 окуней. Рыбак Евсей – четырёх карасей. А рыбак Михаил двух сомов изловил. Сколько рыб рыбаки Натаскали из реки? -О чём говорится в стихотворении? -Как звали рыбаков? -Каких рыб поймал Корней? И сколько? -Каких рыб изловил Евсей? Сколько? -Какого удалось поймать Михаилу и сколько? -Сколько рыб все вместе рыбаки натаскали из реки? Оборудование: сюжетная картинка. 10. «Расшифруй слово». Решить примеры, соотнести ответ с буквой и прочитать полученное слово. Оборудование: таблица. 11. «Строители». Рассмотреть рисунок и сказать, что надо дорисовать к каждому из них, чтобы все они были одинаковыми. Оборудование: рисунок. 12. «Найди отличия». Оборудование: рисунок. 13. Упражнение «Ромашки, колокольчики…» Необходимо как можно быстрее сосчитать сначала ромашки, затем колокольчики. Насчитать 5 цветков, остановиться, прочесть четверостишие, затем продолжать работу. По окончании ответить на вопросы. Оборудование: рисунок. 14. Физкультминутка «Наоборот». Ведущий показывает движения, учащиеся должны делать наоборот. Если ведущий поднимает руки, ребята должны их опускать. Если ведущий сложит ладони в кулак, дети должны разжат ладони. 15. Физкультминутка «Нос – ухо – нос». (Учитель говорит «ухо» показывает на подбородок). | ||||||||
Развитие переключаемости внимания на программном материале по русскому языку | 1. «Корректурная проба». Например, на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», на третьей – «к» и «ч». Затем опять на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», на третьей – «к» и «ч» и т.д. 2. «Зашифруй слово цифрами». с и р у л т з а б 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Арбуз – 83947. Оборудование: таблица. 3. «Буква-таблица». Вариант 1. Последовательно найти и показать все буквы и цифры, следуя таким правилам: а)цифры называются в порядке возрастания, буквы – в алфавитном порядке; б) называние цифр и букв обязательно чередуется («1», «А», «2», «Б» и т.д.). Можно пользоваться карточкой, на которой написана последовательность букв алфавита. 11 4 3 9 Б 2 В Р 15 М 13 Е Л 17 1 19 И 7 6 8 Д 16 П 10 14 О С А Н 5 Ж З К 12 18 Г Вариант 2. Найти и показать цифры и буквы по порядку, но а) цифры должны называться в порядке убывания (начиная с 19), а буквы – по алфавиту; б) задание аналогично 1 варианту («19», «А», «18», «Б», и т.д.). Игру можно проводить с учётом времени, а также в условиях соревнования. Оборудование: таблица, в которой в случайном порядке расположены набор цифр от 1 до 19 и набор букв от А до С (пропущены буквы Е и Й). 4. «Разноцветные буквы». -Найти все жёлтые гласные. Сколько их? -Сколько синих согласных? -Сколько красных гласных? и т.д. Ответ дети показывают молча, подняв руки, числом пальцев. Затем один ученик показывает найденные буквы указкой в большой таблице, а остальные хором проговаривают звуки вместе с ним. Оборудование: таблица с изображением гласных и согласных букв разного цвета (использовать от 3 до 5 цветов). 5. «Сюжетная картинка». После демонстрации картинка убирается, ребёнок описывает по вопросам всё, что он увидел и запомнил. Оборудование: сюжетная картинка. 6. Игра «передай смысл стихотворения» (описание смотри выше). 7. Физкультминутка «Летает – не летает». Если учитель называет летающий предмет, учащиеся машут руками и говорят «летает», если не летающий – движение не выполняется. 8. Физкультминутка «Четыре стихии». Если ведущий скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз; «вода» - вытянуть руки вперёд; «воздух» - поднять руки вверх; «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. 9. Физкультминутка «Запретные движения». Дети стоят в кругу, ведущий – в центре. Он показывает несколько движение, одно из которых (например, приседание) «запретное». Дети должны повторить все действия ведущего, кроме запретного. 10. Физкультминутка «Повтори- отличись». По команде «повтори!» нужно повторить действия учителя. По команде «отличись!» - показать совершенно другое движение. |
Развитие наблюдательности, произвольности и избирательности внимания | 1. Игра «Что изменилось?» «Чего не стало?» Оборудование: предметы, картинки, карточки. 2. «Чего не хватает на этих рисунках? Скажи, что не нарисовано?» Оборудование: рисунок с отсутствующими деталями. 3. «Зоопарк». Найти зверей зоопарка. Оборудование: рисунок. 4. «Заколдованные цифры». Нужно кидать друг другу мячик и одновременно называть цифры по порядку. Но при этом нельзя называть цифры 3, 5, 8, а также любые другие (двузначные) цифры, содержащие 3, 5, 8 (13, 15, 18 и т.д.). Вместо них делается хлопок. Следует заранее договориться, до какой цифры идёт игра (30, 100). Оборудование: мяч. 5. «Подчеркни слова». Предлагается буквенный текст, в котором «спрятаны» разные слова. Ребёнку необходимо как можно быстрее прочитать этот текст, найти и подчеркнуть имеющиеся слова. Необходимо научить детей анализировать строку по частям. ЫРКУЖВШЭЕЖЙФЪЯДНЮСУПТРОВРЧАЙЛИЩУХО ЮЬЯТАЗУГЕКН ФЫЯЙЦОМАЮНЕБОЖХЕМУХАТОЪЛЫЖИПЮНАИСТ ГУВАЗАМРОЗА 6. «Спрятанные слова». Обнаружить в этом «хаосе» букв спрятанные слова. Слова могут читаться по вертикали, по горизонтали и по диагонали в любом направлении (снизу вверх, слева направо и т.д.). В данной таблице «спряталось» 16 слов (пар, сад, кора, кол, бак, лак, бор, ус, рука, бык, мак, жук, дом, рис, лев, кок). Оборудование: таблица, содержащая 10-15 слов из 3-4 букв. Й П А Р Е Д К Я К О Р А О А Ш О У С Л Ф Б Ы К Р Е Ж У К А И В Ы Д О М С 7. «Грибной кузовок». Учащийся записывает в тетради следующие слоги: ка-ро-мас-лё-сы-еж-вик-нок-под-оси-вик-ры—ка-жик-ка-сич-ли-под-ре-бе-зо-но-нуш-ик-ка-ин-пе-мок-вол-ов-о. По тропинке во весь дух Мчится из лесу петух! Он кричит: ку-ка-ре-ку! Честь и слава грибнику. Я наполнил кузов мой И бегу скорей домой! Из-под ёлки фыркнул ёж -Все грибы ты растрясёшь! Ёжик прав: у Петуха В кузовке одна труха. Чтоб узнать, какие грибы собрал Петух, нужно подобрать так слоги друг к другу, чтобы получились названия грибов. Какие же грибы были у петуха? (Маслёнок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберёзовик, рыжик, опёнок, лисичка). 8. «Запретные слова». Ведущий задаёт вопрос, а игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить 2 «запретных» слова, например, «да» и «зелёный». Вопросы ведущего: -Ты любишь бананы? -Какая трава летом? -Ты когда-нибудь ел торт? -Какого цвета иголки на ёлке? -Ты умеешь писать? -Какие бывают листочки на деревьях весной? Ты живёшь с мамой? -Ты сам носишь портфель в школу? т.д. Ребёнок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. Можно поменяться ролями: ученик задаёт вопросы, учитель отвечает. Усложнение: ввести большее количество запретных слов; ограничить такими словами игрока, задающего вопросы (например, запретить использовать в вопросах слова «какой», «какая» «какие», «ты» и т.д.). 9. «Зайчата». Ребёнок должен подчеркнуть всех зайчиков с заданными признаками, например: -с прямыми ушками; -с двумя усиками; -с закрытым глазами и т.д. В данной игре в качестве объектов можно избрать схематические изображения человека, животных, игрушек. Оборудование: таблица с изображением 60 зайчиков, которые отличаются положением ушек (3 вида), глаз (2 вида) и количеством усиков. 10. Физкультминутка «Шерлок Холмс». Ведущий рассматривает внешний вид игроков и выходит из комнаты. Игроки меняют некоторые детали своего внешнего вида – «сыщик» их обнаруживает. Можно вносить 3-4 (и более) изменений в расположение предметов в комнате, мелких деталей на рисунке и т.д. 11. «Исследователь». Нужно называть все окружающие предметы, для которых характерен заранее выбранный признак (форма, цвет, материал, называется на определённую букву и т.д.). Можно задавать сочетание нескольких признаков. Например, назвать как можно больше предметов: а) зелёного цвета; б) зелёного цвета и круглых; в) деревянных, начинающихся с буквы «с»; г) каменных, жёлтых, прямоугольных и т.д. 12. «Пантомима для наблюдательных». Учитель показывает пантомимы, ученик должен угадать, что данное действие означает («ем фрукты», «наливаю чай», «играю в футбол», «накрываю на стол», «гуляю по пляжу», «делаю уборку в квартире», «кого-то ругаю или хвалю» и т.д.). 13. «Зеркало». «Зеркало» должно внимательно следить за всеми жестами, мимикой, позами артиста и повторять их. 14. Игра «Два мяча». Правила: большой мяч надо ловить всегда, а маленький – только если его кидают молча. Если игрок, бросающий мяч, крикнет «Лови!» - ловить такой мяч нельзя. (Мячи лучше кидать по очереди). Оборудование: мячи разного цвета или размера. |
Предварительный просмотр:
Речевые разминки для уроков литературного чтения
2-4 классы
- РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Упражнения для дыхания:
а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;
б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;
в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».
( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).
Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.
Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.
2. Слоги:
он ан ун ын
на ня нё ню
нан нон нун нен
нте нты нтя нту
III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.
на – на – на – во дворе растет сосна;
но – но – но – завтра мы пойдем в кино;
ан – ан – ан – собери свой чемодан;
ин – ин – ин – вы ходили в магазин?
IY.Упражнения для интонации:
Соня Зине принесла малину в корзине.
Y. Упражнения развивающие скорость чтения вслух и молча,
умение угадывать последующий текст.
Пош__ Му__ на ба__
И купи__ само__:
Приходи__ тарака__
Я вас чаем уго__ !
II. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;
б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;
в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».
( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).
Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.
Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.
2. Слоги:
та то ту тя
тё ты от ыт
ет ит ут ют
тат тнэ тну тны
III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.
та – та – та – у нас дома чистота;
ты – ты – ты – сметану съели все коты;
ти – ти – ти – съели кашу всю почти:
тё – тё – тё – отложили мы шитьё;
то – то – то – стали мы играть в лото;
ат – ат – ат – берём с собою самокат.
IY.Упражнения для интонации:
Ткет ткач ткани на платье Тане.
III. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
А – О – У – Ы – И – Е – Ю
_______ _______
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
2. Слоги:
ар ор ур ыр
ра ро ре ря
рар рир рок рер
тыр сар рян рюн
рты рсю рлы лрю
III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.
ра – ра – ра –Кате спать пора;
ро – ро – ро – на полу стоит ведро;
ры – ры – ры – летают комары;
ор – ор – ор – подмели мы двор;
арь – арь – арь – на стене висит фонарь.
IY.Упражнения для интонации:
Испугался Рома грома,
Заревел он громче грома.
Y. Упражнения развивающие скорость чтения вслух и молча,
умение угадывать последующий текст.
Надо, надо умывать____
По ут____ и вече____
Я сего____ сби___ с ног –
У меня про____ ще____.
Два часа его зва____
Два ча___ его жда___.
IY. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
А – О – У – Ы – И – Е – Ю
_______ _______
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
2. Слоги:
аг ог иг ге
гаг гок гос ган
лаг ляг бяг губ
гюп зёг газ выг
гно гка гсы сгя
III. Упражнения для интонации:
1.Произнеси, выделяя голосом звук (г).
Раз в галошу села Лошадь
И сказала: «Я – Галошадь,
На гитаре, на гармошке
Буду делать иго – гошки!»
2.Загадай загадку.
Произнеси её медленно, отчётливо, подчеркивая голосом выделенные слова.
Под гору – коняшка,
В гору – деревяшка.
Y. Упражнения развивающие скорость чтения вслух и молча,
умение угадывать последующий текст.
Мы не замети___ жу___
И ра___ зим___ закры___ .
Y. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
вдох – выдох
вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш
вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва
вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
2. Слоги:
ас ос ус юс ис
са сэ ся сы со
сос сук син тос тес
стя тси тсо сне скё
3. Произнеси отчетливо, выделяя голосом звук (с).
АСЯ тесто ананас
САНЯ сито аисты
КОСТЯ санки институт
СОНЯ носик танкист
СЕНЯ сынок таксист
III. Упражнения для развития речевого аппарата. Чистоговорки.
Са – са – са – в лсу бегает ___________ ;
Со – со – со – у Вовы ____________ ;
Ос – ос – ос – на поляне много ________ ;
Су – су – су – было холодно в _____ ;
Усь – усь – усь – на лугу пасётся _____ .
IY.Упражнения для интонации:
Купила бабуся бусы Марусе.
YI. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
вдох – выдох
вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш
вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва
вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
2. Слоги:
ач оч уч ыч ич
ча чу че чо че
чач чук чон чуд деч
соч мяч нча кчу чня
III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки;
ча – ча – ча – горит в комнате ________ ;
чу – чу – чу – молоточком я _________ ;
оч – оч – оч – наступила ________ .
IY.Упражнения для интонации:
Часовщик, прищурив глаз
Чинит часики для нас.
Произнести с чувством радости.
Произнести с чувством огорчения.
Произнеси с чувством обиды.
YII. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
А – О – У – Ы – И – Е – Ю
_______ _______
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
2. Слоги:
аж ож уж иж эж
жи жу жа жё жо
жаж жиж жин жиж жан
жир меж чуж важ вюж
III. Упражнения для развития речевого аппарата. Чистоговорки.
Жу – жу – жу - молоко дадим _________ ;
Жа – жа – жа – есть иголки у _________ ;
Жи – жи – жи – здесь живут ________ ;
Же – же – же – дождь пошел ________ ;
Жо – жо – жо – лужок, творожок, снежок, _________ .
IY.Упражнения для интонации.
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши.
Y. Допиши загадку в рифму.
Удивительный ребенок!
Только вышел из ________
Может плавать и нырять,
Как его родная ________ .
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по _______
Рыжий _________ .
YIII. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;
б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;
в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».
( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).
Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.
Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.
2. Слоги:
ак ок ук ык
ко кя ку кю
кик кан кын ник
кит так ткы кне
III. Упражнения для развития речевого аппарата. Тараторки.
Не хочет косой
Косить косой.
Говорит: «Коса, коса».
IY.Упражнения для интонации:
Скороговорки:
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
IX. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
вдох – выдох
вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш
вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва
вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
2. Слоги:
ал ол ыл эл
ля ли ле лу
лал лук лос лын
лну лко лтю лся
III. Упражнения для развития речевого аппарата.
Ло – ло – ло - на улице тепло.
Лу – лу – лу - стол стоит в углу.
Ул – ул – ул – у нас сломался стул.
Оль – оль – оль – мы купили соль.
IY.Упражнения для интонации:
Лара и Валя играют на рояле.
X. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
А – О – У – Ы – И – Е – Ю
_______ _______
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
2. АОУ ОИА АЫИ УАИ
ОИЭЯ АЮОЕ ЁИЯО
О. О! О? У. У! У?
Ия. Ия! Ия?
3. Произнеси отчетливо, выделяя голосом звук ( Й ).
МАЙ ЛАЙ ВОЙ САРАЙ
СТОЙ ПРЫГАЙ БЕГАЙ
ЗАЙКА ЗМЕЙКА ЛАЙКА
УРОЖАЙ ЙОГУРТ ТАЙНА
III. Упражнения для развития речевого аппарата.
ОЙ – ОЙ – ОЙ –это ластик твой?
АЙ – АЙ – АЙ – наступил теплый май.
ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ – приходи скорей.
IY.Упражнения для интонации:
ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГВОЗДЕЙ,
ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГРУЗДЕЙ.
АВДЕЙ ГОРДЕЮ ДАЛ ГВОЗДЕЙ.
ГОРДЕЙ АВДЕЮ ДАЛ ГРУЗДЕЙ.
XI . Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
А – О – У – Ы – И – Е – Ю
_______ _______
II. Упражнения для дикции:
- И – Э – А – О – У – Ы
- Слоги:
Аф оф уф ыф
Фа фо фу фы
Фон фин фен фас
Фич люф кеф фро
III. Упражнения для развития речевого аппарата.
Фон – фон – фон – мы купили телефон.
Фе - фе – фе – скоро мы пойдем в кафе.
Фет – фет – фет – съели килограмм конфет.
IY.Упражнения для интонации:
У Фили были,
У Фили жили,
Филю же и побили.
XII. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
А – О – У – Ы – И – Е – Ю
_______ _______
II. Упражнения для дикции:
1.И – Э – А – О – У – Ы
2. Слоги:
АВ ОВ УВ ЫВ
ВА ВО ВУ ВЯ
ЛОВ ЛЕВ ВОЛ СОВ
ВЛУ ЛВЫ РВЫ ВРО
III. Упражнения для развития речевого аппарата.
ВА – ВА – ВА – БУДЕМ МЫ ИГРАТЬ В СЛОВА
ВАР – ВАР – ВАР – СЕГОДНЯ ПИЛИ МЫ ОТВАР
АВ – АВ – АВ – ЗАШИВАЛИ МЫ РУКАВ
IY.Упражнения для интонации:
В зимний холод всякий молод.
Произнести с чувством радости;
с чувством огорчения;
с удивлением.
XIII. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
А – О – У – Ы – И – Е – Ю
_______ _______
II. Упражнения для дикции:
И – Э – А – О – У – Ы
III. Озвучь!
Произнеси скороговорку, делая ударение каждый раз на другом слоге.
Не руби дрова
На траве двора.
IY. Озвучь и изобрази!
Серый волк в густом лесу - Сколько взяли?
Встретил рыжую лису. – Шерсти клок.
- Лизавета, здравствуй! Ободрали правый бок,
- Как дела, зубастый? Хвост отгрызли
- Ничего идут дела. В драке.
- Голова ещё цела. – Кто отгрыз?
- Где ты был? - Собаки.
- На рынке. – Сыт ли, милый куманек?
- Что купил? - Еле ноги уволок!
- Свининки.
XIV. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
вдох – выдох
вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш
вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва
вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
2. Слоги:
ащ ощ ищ ющ
щу ща щи ще
щащ щок щус щан
кыщ лащ лщи щпе щза
III. Упражнения для развития речевого аппарата.
Ща – ща – ща – мы несем домой леща,
Ащ – ащ – ащ – мы надеемся на плащ.
Щит – щит – шит – птенец в гнезде пищит.
Щик – щик – щик – ящик, выдумщик, сыщик.
IY.Упражнения для интонации:
Два щенка, щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
XV. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
вдох – выдох
вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш
вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва
вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
2. Слоги:
аш ош уш ыш
шу ши ше шо
шош шуш нош душ
што шти тша шва
III. Упражнения для развития речевого аппарата.
Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Шу – шу – шу – я письмо пишу.
Аш – аш – аш – у Марины карандаш.
IY.Упражнения для интонации:
Саша шапкой шишки сшиб.
Прочитай с чувством радости,
с чувством огорчения,
с удивлением.
- Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;
б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;
в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».
( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).
Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.
Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.
2. Слоги:
ам ом ым ям
мё мю му ме
мим мат мёт кям
мев кми мну рмя
III. Упражнения для развития речевого аппарата.
Ма – ма – ма – дома я сама.
Му – му – му – молоко кому?
Мо – мо – мо – едим эскимо.
Мы – мы – мы – прочитали мы.
Ми – ми – ми – поем ноту «ми».
IY.Упражнения для интонации:
Мед в лесу медведь нашел,
Мало меду, много пчёл.
XVII. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;
б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;
в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».
( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).
Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.
Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.
2. Слоги:
аз оз из уз
яз зу зы зе
заз зын нуз каз
зюр зты сзо зло
III. Упражнения для развития речевого аппарата.
За – за – за – уходи домой коза.
Зу – зу – зу – моем Катю мы в тазу.
Зок – зок – зок – мы споем ещё разок.
IY.Упражнения для интонации:
Скороговорки
У зайки Бубы заболели зубы.
XVIII. Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;
б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;
в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».
( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).
Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – Ы
Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.
Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.
2. Слоги:
од уд ид ед
дё де ди дю
дыл дид дол дас
сад пуд нду кдо
III. Упражнения для развития речевого аппарата.
Ду – до – да – гудят провода.
Док – док – док – любим мы поесть медок.
Вод – вод – вод – тётя Люда – садовод.
IY.Упражнения для интонации:
Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.
Предварительный просмотр:
Звукобуквенный анализ и синтез слов
1. Игра «Дождик».
- Назови буквы. Обведи в кружок гласные. ♪
- Составь и запиши слоги, подходящие к схемам:
○○, ○○, ○○, ○○○, ○○○, ○○○
- Расставь цифры под буквами так,
чтобы сложилось слово: кивал, слива, ослик
2. По первым звукам названий картинок составь и запиши слово.
3. Зачеркните цифру, соответствующую месту буквы в названии картинки.
1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5
4. Вставьте гласные буквы, чтобы получились разные слова.
П __Р С __Н Д __М Л __К
П __Р С __Н Д __М Л __К
П __Р __ С __Н __ Д __М __ Л __К __
5. Вставьте согласные буквы, чтобы получились разные слова.
СО __ __ ИЛ РО __А __ ОСТ __АША
СО __ __ ИЛ РО __А __ ОСТ __АША
СО __ __ ИЛ РО __А __ ОСТ __АША
6. Зачеркни букву, которой нет в названии картинки. Запиши слова.
М, З, К, Т, О, А Д, З, В, Н, Е, З, А, О, Л, К, О, М, Р, Т, О Г, Ы, Л, У, Ш, Я, К, А
7. Какой буквы не хватает, чтобы составить слово - название картинки?
Я, Б, Ш, А О, А, Р, В, К Л, О, С, Б, Г А, Т, У, В, С, Б
- Добавь в слово заданную букву, чтобы получилось новое слово.
сон(л) река (п) стол (в) свет (о) ученик (б)
кот (р) сова (л) слон (к) вход (ы) дворик (н)
зал (в) кони (р) гость (р) рвёт (е) кассы (л)
рад (г) соня (т) шесть (р) срок (ы) стоит (р)
они (к) раки (м) клад (с) вчера (е) бедный (л)
сор (п) пары (т) сорт (п) мена (е) просил (т)
- Образуй новое слово, убирая одну букву из данного слова
Из начала слова Из середины слова Из конца слова
бусы __________ седло ____________ зубр ____________
щель __________ ветер ____________ борщ____________
мрак __________ крошка __________ рыбак __________
гроза __________ проезд ___________ банка ___________
марка _________ мысли ___________ пенал ___________
- Замени подчёркнутую букву на другую, чтобы получилось новое слово.
мука чашка горки перец чихать позвал
мука чашка хобот заход больной метель
печка мышка халат повар яблони сказка
печка мышка танец мешок спелый кожура
11. Прочитай и отгадай загадки. Назови слова, которые различаются одной буквой.
- Маленький шарик под лавкой шарит.
- Через поля, через луга встала яркая дуга.
- Гладит всё, чего касается, а дотронешься – кусается.
- Под крышей четыре ножки, а на крыше – суп да ложки.
- Прочитай предложения. Исправь смысловые ошибки. Какую букву нужно заменить в подчёркнутом слове?
yè Посадил дед кепку. yè Какая свежая белка!
yè На небе полная лужа. yè Поджарь на завтрак грелки.
yè Займи своё тесто. yè Мы собирали сонные фрукты.
13. Расставляя буквы, как показывают цифры, образуй новые слова
П И Л А С Т У К Л И С А П И О Н Р И Г А
3 2 1 4 3 4 2 1 3 2 1 4 1 4 2 3 3 1 2 4
14.. Зачеркни цифру, показывающую количество букв в названии картинки.
1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
15. Соедини слова каждого столбика с подходящими схемами. Найди лишнее слово в каждом столбике.
АИСТ ○○○○ РУЧКА ○○○○○
ЛИСА ○○○ ПАРТА ○○○○○
ВОЛК ○○○○ ПЕНАЛ ○○○○○
РЫСЬ ○○○○ КНИГА ○○○○○
16. Прочитай слова. Вставь пропущенные согласные.
т _ ава го _ ка свё _ ла с _ акан ка _ тон
з _ уки бу _ка гре _ ка п _ аток ка _ тан
б _ ови ку _ ты бро _ ка г _ афин ба _ кон
17. Прочитай слова, вставь пропущенные гласные. Найди лишнее слово в каждом столбике.
кр _ сн _й р _ б _ шка в _ ногр _ д к _ к _шк _
с _н _й в _ ленк _ к _ п _ ста с _ лов _й
р _зов_ й ф _ тб _ лка петр _ шк _ с _ н _ ца
18. Внимательно прочитай слова, найди допущенные ошибки. Напиши правильно.
иглка молотк карадаш бегемот авгутс
телефн барбан порфель ркапива гводзика скоровода чемодн хлебнца ластилин тумбокча кбулника кукурза мхомор сетричка коркодил
СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ
1. Рассмотрите картинки, закрасьте красным цветом квадратики, соответствующие гласным звукам в названиях картинок. Сделайте вывод о количестве слогов в словах.
|
- Вставьте пропущенный слог в данные слова. В каждой группе пропущен один и тот же слог.
кни _____ шу ______ нос ______ клю _____ ста _______
ду_______ Лю ______ брю _____ мя ______ кап _______
слу ______ из _______ оч _______ маль _____ тара ______
вью _____ тум ______ сут ______ зай ______ вели ______
пур ______ борь _____ тап ______ пер ______ пели ______
тай ______ клум _____ поч ______ лёт ______ Пол _______
_____ нал _____ лет ______ лет _____ рай ______ ток
_____ тух _____ шня ______ чей _____ чок ______ тил
_____ сня _____ ран ______ кав _____ лат ______ вал
_____ рец _____ тон ______ жьё ______ ды ______ мя
_____ карь _____ гаж ______ бит _____ жал ______ ка
3. Запиши 5 слов, которые начинаются на каждый из слогов:
Ло …, ку …, фа …, ры …, кра …, ста …, при …, гру …
4. Составь слова из слогов. Найди лишнее слово в каждом столбике.
ло, мо, ток ло, ко, яб ка, фу, раж ро, во, бей ко, стре, за
зо, вик, гру но, ви, град ра, фан, са ло, вей, со не, куз, чик
ка, жов, но син, а, пель бол, ка, фут точ, ка, лас гуш, ля, ка
- Соедини слоги на одинаковых фигурах так, чтобы получились слова из двух слогов.
6. Составь слова, двигаясь по стрелкам. Что общего у слов каждого столбика?
на ка бо
сте кло ар буз пы лит ток
бель хив хва
лить тист ру
7. Разделите вертикальными чертами на слоги слова в стихотворениях.
- Доктор, доктор, как нам быть: - На прививку, первый класс!
Уши мыть или не мыть? Вы слыхали? Это нас!
Если мыть, то как нам быть: Я прививок не боюсь,
Часто мыть или пореже? Если надо, уколюсь.
Отвечает доктор: Ну подумаешь, укол -
- Еже! – Укололи, - и пошёл!
Отвечает доктор гневно: Почему я стал у стенки?
- Еже-еже-ежедневно! У меня дрожат коленки …
Э. Мошковская А.Барто
- Зачеркните цифру, соответствующую количеству слогов в названии картинки.
1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4
1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4
Предварительный просмотр:
- Методические рекомендации: "Ошибки на письме, их причины и коррекция"
Педагогическая симптоматика трудностей | Причины |
Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв (напр. “зуки” вместо “жуки”, “шапоги” вместо “сапоги”, “панка” вместо “банка”) | Недоразвитие фанетико-фонематического анализа |
Недостатки в развитии процессов произвольного внимания | |
Несформированность звукобуквенных ассоциаций | |
Недостатки в произношении | |
Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (напр. “трва” вместо “трава”, “кродил” вместо “крокодил”) | Недостаточность звукобуквенного анализа |
Неустойчивость внимания | |
Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных (напр. “васелки” вместо “васельки”, “кон” вместо “конь”, “смали” вместо “смяли”) | Недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа |
Не развито умение дифференцировать мышечные усилия | |
Неусвоены правила правописания | |
Ошибки на определении места звука в слове, на выделении звука из слова. | Несформированность фонетико-фонематического анализа. |
Недостаточность развития анализа пространственных отношений | |
Трудности при выделении слова из предложения, при определении количества названных слов. | Недостатки в развитии вербального анализа. |
Неразличие звуков в слове, выделение только акустически сильных | Недоразвитие фонетико-фонематического анализа |
Недостаточность звукового анализа | |
Затруднение при определении последовательности звуков в слове | Недостатки в развитии звукового анализа |
Слабое развитие слуховой памяти | |
Неразличение при письме сходных по начертанию букв (б-в, н-п, м-л, ш-т, б-д и др.) | Недостаточность зрительного анализа |
Несформированность анализа пространственных отношений | |
Недоговаривание, добавление звуков | Недоразвитие фонетико-фонематического анализа |
Недостаточность процессов звукового анализа | |
Недостатки в артикулировании |
Педагогическая симптоматика трудностей | Психологические и другие причины |
Добавление гласных букв, (напр. “галака” вместо “галка”, “тарава” вместо “трава”, “клюкива” вместо “клюка”, “кувашин” вместо “кувшин”) | Несформированность звукобуквенного анализа |
Неустойчивость произвольного внимания | |
Перестановка букв и слогов в словах, (напр. “звял” вместо “взял”, “пеперисал” вместо “переписал”, “уманя” вместо “умная”) | Недостаточность зрительного анализа |
Недостаточность звукобуквенного анализа | |
Неустойчивость произвольного внимания | |
При письме сращивание и расщепление слов; слитное написание с предлогами; раздельное написание приставок; (напр. “виситнастне”, “подорожке”, “при летели”, “в зела” вместо “взяла”, “жи вёт” вместо “живёт”, “жвлсу” вместо “живёт в лесу”, “послдаж” вместо “после дождя”) | Несформированность вербального анализа |
Недостатки в развитии процессов зрительного анализа и синтеза | |
Недостаточность развития анализа пространственных отношений | |
“Зеркальное” написание букв, не узнавание букв в перевёрнутом виде | Недостаточность зрительного анализа |
Недостаточность развития анализа пространственных отношений | |
Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы | |
Замена букв по пространственному сходству (с-е, б-д, и-п, н-п) | Недостаточность развития анализа пространственных отношений |
Недостаточность зрительного анализа | |
Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки | Слабо развита тонкая моторика руки |
Не сформированы зрительно-двигательные координации | |
Недостаточность развития анализа пространственных отношений | |
Не усвоено понятие “рабочая строка” |
Педагогическая симптоматика трудностей | Психологические и другие причины |
Расположение букв при списывании в обратной последовательности; копия располагается слева от образца | Не сформирована одноправленность считывания слева на право |
Недостаточность развития анализа пространственных отношений | |
Расположение учебного материала на строках страницы снизу вверх (продолжение текста расположено на строчке, находящейся выше его начала; копия располагается на строчке, находящейся выше образца; продолжение учебного материала располагается за границей рабочей строчки) | Недостаточность развития анализа пространственных отношений |
Не отработанно правило размещения учебного материала в направлении сверху в низ | |
Затруднения при усвоении правильного начертания букв, затруднения при написании закруглённых деталей букв и цифр | Недостаточность зрительного анализа |
Недоразвитие микромоторики | |
Несформированность зрительно-двигательных координаций | |
Несформированность дифференцированных зрительных образов букв | |
Неправильный выбор образца при написании буквы (цифры) | |
Неряшливое письмо, грязь в тетради, не умение правильно “надавливать” на ручку или карандаш | Недоразвитие макро- и микро- моторики |
Неумение дифференцировать мышечные усилия | |
Не сформированы зрительно-двигательные координации | |
Несформированность личностных качеств аккуратности и прилежности | |
Очень медленный темп письма | Не сформированы зрительно-двигательные координации |
Недоразвитие микромоторики | |
Трудности в произвольном управлении движениями | |
Несформированность прочных ассоциативных связей между звуковой и графической формами букв | |
Затруднения в осуществлении звукобуквенного анализа |
Педагогическая симптоматика трудностей | Психологические и другие причины |
С ошибками списывает с доски | Несформированность процессов зрительного анализа |
Неустойчивость произвольного внимания | |
Неумение поэлементно воспроизводить образец | |
Слабое развитие кратковременной зрительной памяти | |
Сложности при переводе звука в букву и наоборот | Несформированность звукобуквенного анализа |
Не выработаны прочные ассоциативные связи между звуковой и графической формами буквы | |
Не усвоены понятия “звук” и “буква” и их соотношение | |
Трудности в удержании и воспроизведении элементов речи (звуков, слов, предложений) | Недостатки в развитии непосредственной кратковременной памяти |
Поверхностная смысловая обработка материала при запоминании | |
Недостатки в развитии произвольного внимания | |
Сложности при переводе печатной графемы в письменную и наоборот (смещение печатных и письменных букв) | Недостаточность развития процессов зрительного анализа |
Недостаточная отдифференцированность зрительных образов печатных и письменных букв | |
Недостаточное развитие зрительной памяти | |
Тремор (дрожание руки) при письме | Трудности в произвольном управлении микромоторикой |
Неумение дифференцировать мышечные усилия | |
Недостатки в сформированности зрительно-двигательных координаций | |
Появление или возрастание ошибок к концу работы | Постепенное ослабление самоконтроля |
Недостаточный уровень развития процессов саморегуляции | |
Ослабление процессов произвольного внимания |
Педагогическая симптоматика трудностей | Психологические и другие причины |
Количественные ошибки (преувеличение или преуменьшение количества букв, слогов и элементов букв; напр. “бабабушка”, “ш” вместо “и”, “п” вместо “т”, “ т” вместо “т”) | Недостаточность зрительного анализа |
Индивидуально-типологические особенности (инерция возбудительного процесса или преждевременное торможение) | |
Плохо ориентируется в пространстве листая тетради | Недостаточность развития анализа пространственных отношений (право – лево, верх - низ) |
Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля | |
Трудности в усвоении алфавита | Недостатки в развитии непосредственной произвольной памяти |
Недостаточная дифференциация букв, сходных по написанию или близких по звучанию | |
Несформированность звукобуквенного анализа | |
Затруднения в употреблении заглавных букв | Недостатки в развитии вербального анализа. |
Недостаточная гибкость мыслительной деятельности | |
Не усвоено соответствующее правило | |
Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений | Несформированность вербального анализа |
Недостаточное развитие процессов зрительного анализа (синкретичность восприятия) | |
Трудности при определении слова как части речи. (напр. “бег”, “пение” называет глаголами, “лежать”, “молчать” - не глаголами, т.к. не обозначает действие) | Конкретность мышления (не может отделить слово от обозначаемого содержания) |
Недостаточность операции абстрагирования | |
Затруднения при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня. (напр. часы – часовой, жарко – жаркий, светает - свечка) | Конкретность мышления |
Недостаточность мыслительной операции обобщения |
Педагогическая симптоматика трудностей | Психологические и другие причины |
Неумение применять правила в конкретной ситуации (напр. зная, что “жи – ши” пишется с буквой “и”, пишет “сидел на крышы”) | Недостаточность операции абстрагирования |
Несформированность операции сравнения | |
Недостатки в развитии мыслительной операции анализа | |
Отсутствует “орфографическая зоркость” (не умеет найти орфограмму) | Недостатки в развитии слухового вербального анализа |
Недостатки в развитии зрительного анализа вербального материала | |
Несформированность звукового анализа | |
Недоразвитие зрительной памяти | |
Недостаточность звукобуквенного анализа | |
Недостатки в развитии самоконтроля | |
Несформированность двигательных образов слов | |
Недостаточное артикулирование слов при письме | |
Неотработанна связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой | |
Недостатки в развитии фонематического восприятия | |
Недостаточность развития процессов произвольного внимания | |
Неправильная постановка точки при письме | Недостатки в развитии вербально-смыслового анализа (не умеет выделить законченную мысль) |
Недостаточность развития мышления (не понимает предложенный текст) | |
Несформированность мыслительной операции синтеза (не умеет найти связи в нутрии смыслового |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рыжая, пушистая На ёлочке живёт. Крепкими зубками Орешки грызёт.( белка ) ?
Не боится волка Маленькая кроха. Острые иголки Защитят надолго.( ежик) ?
Скачет по болоту Зелёная квакушка. Зелёненькие ножки, Зовут её ...(лягушка) ?
Лапу кто зимой сосёт? А ещё он любит мёд. Может громко зареветь, Как зовут его? ...(медведь) ?
Пи, пи, пи - она сказала, Сразу в норку убежала. Что же это за малышка? Это маленькая ...(мышка) ?
У этой малышки Твёрдая рубашка. Знаю я из книжки, Это - ...(черепашка) ?
На диванчике лежит, Только "мяу" говорит. Молочко пьёт в миске, Знаю, это - ...(киска) ?
Дружбу водит он с лисой, Для других ужасно злой. Всё зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый ...(волк) ?
Домик мой всегда при мне и ношу я на спине (улитка) ?
Сидит девица в темнице - Коса на улице. (морковка) ?
Сто одёжек - Все без застёжек. (капуста) ?
Зимой и летом одним цветом (ёлка) ?
Маленький, удаленький. Сквозь землю прошел - Красную шапочку нашел. (гриб) ?
Не лает, не кусает, и в дом не пускает. (замок) ?
КОНЕЦ Viki.rdf.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Корова
Мишка
Мяч
Носки
Лошадь
Ботинок
Перчатки
Велосипед
Гусь
Глаз на лбу
Яйца
Куртка
Кукла
Душ
Зубная щетка
Половая тряпка
Верблюд
Ящерица
Перо
Сапоги
Часы