Здоровьесберегающие технологии
«Здоровье человека – важный показатель его личного успеха», - утверждает Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». ФГОС второго поколения определяют в качестве сквозной задачи на весь период обучения - обеспечение формирования у школьников культуры здорового и безопасного образа жизни. Поэтому я работаю над созданием здоровьесберегающей среды в классном коллективе, а это:
*мониторинг различных показателей, связанных со здоровьем ребёнка
*соблюдение САНиПИН
*введение двигательного компонента в урочную и внеурочную деятельность (программы «Национальные игры во время перемены», «Тропинка здоровья»)
*создание « зоны отдыха» в кабинете
*подготовка и выступление с учениками на НПК разного уровня
«Тропинка здоровья» - одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью ФГОС нового поколения. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы. Целями программы являются создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха, а также научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tropinka_zdorovya.docx | 41.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению, как одной из приоритетных задач ФГОС нового поколения , - это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно- психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные - значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное - приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью ФГОС нового поколения.
- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
- Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
- Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
- Профилактика вредных привычек.
- Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
- Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
- Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Основные направления реализации программы:
- организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
- организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
- организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
- активное использование спортивных площадок города (футбольная, баскетбольная, волейбольная, хоккейная коробка) в рамках работы программы
- проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
- организация питания учащихся;
- проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
- организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
- организация и проведение профилактической работы с родителями;
- организация встреч родителей с медицинскими работниками;
- организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностноориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Формы организации внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению.
учебного дня. Выходные. | самостоятельная двигательная деятельность. | |
Учреждения дополнительного образования. | Вторая половина учебного дня. Выходные. | Занятия в ДЭЦ «Юктэ» |
Школьные оздоровительные лагеря. | Каникулы. | Разные виды спортивно- оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря. |
учебного дня. Выходные. | самостоятельная двигательная деятельность. | |
Учреждения дополнительного образования. | Вторая половина учебного дня. Выходные. | Занятия в ДЭЦ «Юктэ» |
Школьные оздоровительные лагеря. | Каникулы. | Разные виды спортивно - оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря. |
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе.
Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.
Формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников
Методы | Формы |
Методы формирования сознания. |
|
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения. |
|
Методы стимулирования поведения и деятельности. |
|
определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения. | |
Метод проектов. |
|
Календарно-тематическое планирование.
Планирование составлялось из расчета 2 часа в неделю. 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий на формирование здорового образа жизни.
№ | Форма работы | Тема беседы | Место проведения | Ответствен ные | ||
Сентябрь | 1 | Родительское собрание. | Ребёнок пришёл в школу. Составление безопасного маршрута следования от дома до школы. | Школа | Кл. рук. Родители. | |
2 | Беседа, экскурсия по школе и прилегающей к ней территории. | «Поведение в школе», ознакомление с опасными местами в здании школы и вокруг него. | Школа, территория вокруг школы. | Кл. рук. | ||
3 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Спортивная площадка школы | Кл. рук. | |||
4 | Беседа, конкурс рисунков, работа с дневниками здоровья | «Твой новый режим дня» | Кабинет 1 класса | Кл. рук. | ||
5 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Спортивная площадка | Кл. рук. | |||
6 | Экскурсия в осенний лес, конкурс рисунков «Мой двор осенью» | «Красота осенней природы». | Окрестности вокруг школы | Родители Вожатый | ||
7 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Спортивная площадка | Кл. рук. | |||
8 | Динамическая прогулка. | «В гости к берёзкам». | Территория «Аллинские Куйтуны» | Кл. рук. | ||
Октябрь | 1 | Подготовка к школьному празднику | Праздник «Золотой осени» | Кабинет 1 класса | Кл. рук. | |
2 | Внеклассное мероприятие, конкурс плакатов | «Волшебница Гигиена» | Кабинет 1 класса | Кл. рук. | ||
3 | Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма. | «Уроки осторожности». | Кабинет 1 класса | Кл. рук. | ||
4 | Знакомство с настольными играми. | Шашки, шахматы | Кабинет 1 класса | Кл. рук., Рук. шахматного кружка | ||
5 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Спортивная площадка. | Кл. рук. | |||
6 | Беседа | «Сменная обувь. Зачем она?» | Кабинет | Кл. рук. | ||
7 | Конкурс поделок из природного материала | «Подарки осени» | Кабинет 1 класса | Кл. рук. | ||
8 | Беседа, конкурс стихов | «Осторожно - тонкий лёд!» | Кабинет | Кл. рук. | ||
Ноябрь | 1 | Родительское собрание « Проблемы школьной адаптации» | Инструктаж по ТБ во время каникул. | Кабинет | Школьный психолог | |
2 | Подвижные игры и упражнения со скакалками. | Спортивный зал | Кл. рук. | |||
3 | Беседа, подготовка буклетов для учащихся начальной школы | «Учимся не болеть» | Кабинет | Кл. рук. | ||
4 | Настольные игры, соревнование | Шашки, шахматы | Кабинет | Кл. рук. | ||
5 | Инструктаж по ТБ | «Осторожно - гололёд!» | Кабинет | Кл. рук. | ||
6 | Подготовка к внеклассному мероприятию | Изготовление буклетов, презентаций | Кабинет | Кл. рук. | ||
7 | Внеклассное мероприятие | Проект «Советы Айболита» | Кабинет | Кл. рук. | ||
Декабрь | 1 | Подвижные игры на свежем воздухе. | «Строим снежную крепость» | Спортивная площадка | Кл. рук. | |
2 | Инструктаж по ТБ | «Осторожно - Мороз!» | Кабинет | Кл.рук. | ||
3 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Катание на санках. Игра в снежки. | Спортивная площадка | Кл. рук. | ||
4 | Беседа, подготовка к проекту | «Польза и вред воды» | Кабинет | Кл.рук. | ||
5 | Украшение школьного двора к празднику. | Лепка и оформление снежных фигур. | Спортивная площадка | Кл. рук. | ||
6 | Спортивные соревнования | Эстафета на санках. | Спортивная площадка | Вожатый | ||
7 | Экскурсия | «Здравствуй, гостья Зима!» | Территория «Гахан» | Кл. рук. Родители | ||
Январь | 1 4 | Зимние каникулы разнообразные игры на свежем воздухе, прогулки и поездки совместно с родителями. Занятия в кружках дополнительного образования. | Окрестности вокруг села Школьный спортивный зал | Кл. рук. Родители Педагоги дополнительного образования | ||
5 | Беседа, проект «Витамины» | «Грипп и другие инфекции. Как с ними бороться» | Кабинет | Кл. рук. Медработ ник | ||
6 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Катание на санках. Игра в снежки. | Спортивная площадка | Кл. рук. | ||
7 | Праздник с родителями | «В гостях у Мойдодыра» | Кабинет | Кл. рук., | ||
Февраль | 1 | Практическая работа | Здоровое питание. Примерное меню на день | Кабинет, родители, детский врач | Кл. рук. родители, детский врач | |
2 | Подготовка и участие в общешкольных мероприятиях в рамках месячника по военно- патриотическому воспитанию | Готовимся к эстафете на санках. | Спортивная площадка | Кл. рук. | ||
3 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | Спортивная площадка. | Кл. рук. | |||
4 | Беседа, работа с дневниками здоровья | «Твои шаги к здоровью» | Кабинет | Кл. рук. | ||
5 | Просмотр и обсуждение мультфильмов на спортивную тему. | «Внимание дорога!» | Кабинет | Кл. рук. | ||
6 | Участие в общешкольном «Дне Здоровья» | Соревнования на санках и лыжах | Спортивная площадка | Уч-ль ф-ры, кл. рук. | ||
7 | Практическая работа | «Законы закаливания» | Кабинет | Кл. рук. | ||
Март | 1 | Беседа | «Наступает весна. Как ваше здоровье?» | Кабинет | Кл. рук. | |
2 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | Спортивная площадка | Кл. рук | |||
3 | Эстафеты с мячом | Спортивный зал | Кл. рук. | |||
4 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | Спортивная площадка | Кл. рук. | |||
5 | Родительское собрание | «Гиперактивные дети» | Кабинет | Кл. рук. психолог | ||
6 7 | Весенние каникулы разнообразные игры на свежем воздухе, прогулки и поездки совместно с родителями. Занятия в кружках дополнительного образования. | Окрестности вокруг села Школьный спортивный зал | Кл. рук. Родители Педагоги дополнительного образования. | |||
Апрель | 1 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | Спортивная площадка | Кл. рук. | ||
2 | Практическая работа | «Несчастные случаи. Первая помощь» | Кабинет | Приглашён ный медработ ник | ||
3 | Беседа, конкурс поделок Разучиваем новую физкультминутку | «Как стать космонавтом?» «Инопланетяне» | Кабинет | Кл. рук. | ||
4 | Экологический марафон | «Защитим землю от мусора» | Территория вокруг школы | Кл. рук. | ||
5 | Беседа, проект | «Правильное питание - залог здоровья» | Кабинет | Приглашён ный медработ ник | ||
6 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | Спортивная площадка | Кл. рук. | |||
7 | Беседа, сбор пословиц и поговорок | «Сон - лучшее лекарство» | Кабинет | Кл. рук. | ||
Май | 1 | Гимнастика для глаз | «Глаза - главные помощники» | Кабинет | Кл. рук. | |
2 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | Эстафеты | Спорт. площадка | Кл. рук. | ||
3 | Анкета, конкурс фото | «Хороший ли я Друг?» | Кабинет | Кл. рук. | ||
4 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | Эстафеты с мячом | Спорт. площадка | Кл. рук. | ||
5 | Спортивные соревнования | «Папа, мама, я - спортивная семья» | Спорт, зал | Кл. рук. Родители | ||
6 | Экскурсия в весенний лес. | Наблюдения за весенними изменениями в природе. Подвижные игры. | Аллинское озеро | Кл. рук. Родители | ||
7 | Беседа, проект | «Впереди лето - возможности для отдыха в летнее время» | Кабинет | Кл. рук. | ||
8 | Родительское собрание | «Детский отдых в летнее время » | Кабинет | Кл. рук., школ. психолог |
Учебно-тематическое планирование
№ | Месяц | Всего часов | Теоретических | Практических | Примечания |
1 | Сентябрь | 8 | 3 | 5 | |
2 | Октябрь | 8 | 5 | 3 | |
3 | Ноябрь | 7 | 5 | 2 | |
4 | Декабрь | 7 | 3 | 4 | |
5 [ | Январь | 7 | 2 | 5 | |
6 | Февраль | 7 | 2 | 5 | |
7 | Март | 7 | 3 | 4 | |
8 | Апрель | 7 | 2 | .... 5 | |
9 | Май | 8 | 2 | 6 | |
Итого: | 66 | 27 | 39 |
Результатом практической деятельности по программе «Тропинка здоровья »» можно считать следующее:
- Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни. Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района. ^ Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления, конкурсы, защиту проектных работ, презентации.
- Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
- Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья. Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.
- 100% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Литература
- ФГОС Примерные программы начального образования. «Просвещение», Москва, 2011.
- ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. - «Просвещение», Москва. 2011.
- Электронный журнал «Учительская» ИРО-РТ , июль 2014.
- ОУО «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
- БУТ «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2014.
- «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П.Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2013.
- «Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс 2, Санкт-Петербург 2010.
- «365 уроков безопасности» Л.Логинова, Айрис Пресс. Москва. 2010.
- «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры - Мир Книги, Москва. 2013.
- «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва.