Здоровьесберегающие технологии

«Здоровье человека – важный показатель его личного успеха», - утверждает Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». ФГОС второго поколения определяют в качестве сквозной задачи на весь период обучения -  обеспечение формирования у школьников культуры здорового и безопасного образа жизни. Поэтому я работаю над созданием здоровьесберегающей среды в классном коллективе, а это:

*мониторинг различных показателей, связанных со здоровьем ребёнка

*соблюдение САНиПИН

*введение двигательного компонента в урочную и внеурочную деятельность (программы  «Национальные игры во время перемены»,  «Тропинка здоровья»)

*создание « зоны отдыха» в кабинете

*подготовка и выступление  с учениками на НПК разного уровня

«Тропинка здоровья» - одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью ФГОС нового поколения. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы. Целями программы являются создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха, а также научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tropinka_zdorovya.docx41.41 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению, как одной из приоритетных задач ФГОС нового поколения , - это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно- психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные - значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное - приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью ФГОС нового поколения.

Цели программы:

  • Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
  • Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
  2. Профилактика вредных привычек.
  3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
  4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
  5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
  6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Основные направления реализации программы:

  • организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
  • организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
  • организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
  • активное использование спортивных площадок города (футбольная, баскетбольная, волейбольная, хоккейная коробка) в рамках работы программы
  • проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
  • организация питания учащихся;
  • проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
  • организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
  • организация и проведение профилактической работы с родителями;
  • организация встреч родителей с медицинскими работниками;
  • организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся.

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностноориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

Формы организации внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению.

учебного дня. Выходные.

самостоятельная двигательная деятельность.

Учреждения

дополнительного

образования.

Вторая половина учебного дня. Выходные.

Занятия в ДЭЦ «Юктэ»

Школьные

оздоровительные

лагеря.

Каникулы.

Разные виды спортивно- оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря.

учебного дня. Выходные.

самостоятельная двигательная деятельность.

Учреждения

дополнительного

образования.

Вторая половина учебного дня. Выходные.

Занятия в ДЭЦ «Юктэ»

Школьные

оздоровительные

лагеря.

Каникулы.

Разные виды спортивно -  оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря.

Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе.

Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.

Формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников

Методы

Формы

Методы

формирования

сознания.

  • Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы;
  • Беседы и диспуты с классом или индивидуально; читка статей, газетных материалов, просмотр видеороликов, презентаций
  • Мини-лекции, как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10-15 мин.;

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

  • Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков;
  • Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни;
  • Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях;
  • Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом;
  • Круглый стол с родителями ( данную форму можно применить для формирования чётких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни)

Методы стимулирования поведения и деятельности.

  • Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение;
  • Наказание состоит в лишении или ограничении

определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения.

Метод проектов.

  • Исследовательские проекты, организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе, подготовка презентаций, сообщений, защита работ
  • Творческие проекты - санитарные бюллетени о здоровом образе жизни, конкурсы рисунков, плакатов, поделок, открыток

Календарно-тематическое планирование.

Планирование составлялось из расчета 2 часа в неделю. 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий на формирование здорового образа жизни.

Форма работы

Тема беседы

Место

проведения

Ответствен

ные

Сентябрь

1

Родительское

собрание.

Ребёнок пришёл в школу. Составление безопасного маршрута следования от дома до школы.

Школа

Кл. рук. Родители.

2

Беседа, экскурсия по школе и прилегающей к ней территории.

«Поведение в школе», ознакомление с опасными местами в здании школы и вокруг него.

Школа, территория вокруг школы.

Кл. рук.

3

Подвижные игры на свежем воздухе.

Спортивная

площадка

школы

Кл. рук.

4

Беседа, конкурс рисунков, работа с дневниками здоровья

«Твой новый режим дня»

Кабинет 1 класса

Кл. рук.

5

Подвижные игры на свежем воздухе.

Спортивная

площадка

Кл. рук.

6

Экскурсия в осенний лес, конкурс рисунков «Мой двор осенью»

«Красота осенней природы».

Окрестности

вокруг

школы

Родители

Вожатый

7

Подвижные игры на свежем воздухе.

Спортивная

площадка

Кл. рук.

8

Динамическая

прогулка.

«В гости к берёзкам».

Территория

«Аллинские

Куйтуны»

Кл. рук.

Октябрь

1

Подготовка к

школьному

празднику

Праздник «Золотой осени»

Кабинет 1 класса

Кл. рук.

2

Внеклассное мероприятие, конкурс плакатов

«Волшебница Гигиена»

Кабинет 1 класса

Кл. рук.

3

Просмотр и

обсуждение

фрагмента

обучающего

фильма.

«Уроки

осторожности».

Кабинет 1 класса

Кл. рук.

4

Знакомство с настольными играми.

Шашки, шахматы

Кабинет 1 класса

Кл. рук., Рук.

шахматного

кружка

5

Подвижные игры на свежем воздухе.

Спортивная

площадка.

Кл. рук.

6

Беседа

«Сменная обувь. Зачем она?»

Кабинет

Кл. рук.

7

Конкурс поделок из природного материала

«Подарки осени»

Кабинет 1 класса

Кл. рук.

8

Беседа, конкурс стихов

«Осторожно - тонкий лёд!»

Кабинет

Кл. рук.

Ноябрь

1

Родительское собрание « Проблемы школьной адаптации»

Инструктаж по ТБ во время каникул.

Кабинет

Школьный

психолог

2

Подвижные игры и упражнения со скакалками.

Спортивный

зал

Кл. рук.

3

Беседа, подготовка буклетов для учащихся начальной школы

«Учимся не болеть»

Кабинет

Кл. рук.

4

Настольные игры, соревнование

Шашки, шахматы

Кабинет

Кл. рук.

5

Инструктаж по ТБ

«Осторожно - гололёд!»

Кабинет

Кл. рук.

6

Подготовка к внеклассному мероприятию

Изготовление

буклетов,

презентаций

Кабинет

Кл. рук.

7

Внеклассное

мероприятие

Проект «Советы Айболита»

Кабинет

Кл. рук.

Декабрь

1

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Строим снежную крепость»

Спортивная

площадка

Кл. рук.

2

Инструктаж по ТБ

«Осторожно - Мороз!»

Кабинет

Кл.рук.

3

Подвижные игры на свежем воздухе.

Катание на санках. Игра в снежки.

Спортивная площадка

Кл. рук.

4

Беседа, подготовка к проекту

«Польза и вред воды»

Кабинет

Кл.рук.

5

Украшение школьного двора к празднику.

Лепка и оформление снежных фигур.

Спортивная

площадка

Кл. рук.

6

Спортивные

соревнования

Эстафета на санках.

Спортивная

площадка

Вожатый

7

Экскурсия

«Здравствуй, гостья Зима!»

Территория

«Гахан»

Кл. рук. Родители

Январь

1

4

Зимние каникулы разнообразные игры на свежем воздухе, прогулки и поездки совместно с родителями. Занятия в кружках дополнительного образования.

Окрестности вокруг села Школьный спортивный зал

Кл. рук.

Родители

Педагоги

дополнительного

образования

5

Беседа, проект «Витамины»

«Грипп и другие инфекции. Как с ними бороться»

Кабинет

Кл. рук. Медработ

ник

6

Подвижные игры на свежем воздухе.

Катание на санках. Игра в снежки.

Спортивная

площадка

Кл. рук.

7

Праздник с родителями

«В гостях у Мойдодыра»

Кабинет

Кл. рук.,

Февраль

1

Практическая

работа

Здоровое питание. Примерное меню на день

Кабинет, родители, детский врач

Кл. рук. родители, детский врач

2

Подготовка и участие в общешкольных мероприятиях в рамках месячника по военно- патриотическому воспитанию

Готовимся к эстафете на санках.

Спортивная

площадка

Кл. рук.

3

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Спортивная

площадка.

Кл. рук.

4

Беседа, работа с

дневниками

здоровья

«Твои шаги к здоровью»

Кабинет

Кл. рук.

5

Просмотр и обсуждение мультфильмов на спортивную тему.

«Внимание дорога!»

Кабинет

Кл. рук.

6

Участие в общешкольном «Дне Здоровья»

Соревнования на санках и лыжах

Спортивная

площадка

Уч-ль ф-ры, кл. рук.

7

Практическая

работа

«Законы

закаливания»

Кабинет

Кл. рук.

Март

1

Беседа

«Наступает весна. Как ваше здоровье?»

Кабинет

Кл. рук.

2

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Спортивная

площадка

Кл. рук

3

Эстафеты с мячом

Спортивный

зал

Кл. рук.

4

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Спортивная

площадка

Кл. рук.

5

Родительское

собрание

«Гиперактивные дети»

Кабинет

Кл. рук. психолог

6

7

Весенние каникулы разнообразные игры на свежем воздухе, прогулки и поездки совместно с родителями. Занятия в кружках дополнительного образования.

Окрестности вокруг села Школьный спортивный зал

Кл. рук.

Родители

Педагоги

дополнительного

образования.

Апрель

1

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Спортивная

площадка

Кл. рук.

2

Практическая

работа

«Несчастные случаи. Первая помощь»

Кабинет

Приглашён

ный  медработ

ник

3

Беседа, конкурс поделок

Разучиваем новую физкультминутку

«Как стать

космонавтом?»

«Инопланетяне»

Кабинет

Кл. рук.

4

Экологический

марафон

«Защитим землю от мусора»

Территория

вокруг

школы

Кл. рук.

5

Беседа, проект

«Правильное питание - залог здоровья»

Кабинет

Приглашён

ный

медработ

ник

6

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Спортивная

площадка

Кл. рук.

7

Беседа, сбор пословиц и поговорок

«Сон - лучшее лекарство»

Кабинет

Кл. рук.

Май

1

Гимнастика для глаз

«Глаза - главные помощники»

Кабинет

Кл. рук.

2

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Эстафеты

Спорт.

площадка

Кл. рук.

3

Анкета, конкурс фото

«Хороший ли я Друг?»

Кабинет

Кл. рук.

4

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Эстафеты с мячом

Спорт.

площадка

Кл. рук.

5

Спортивные

соревнования

«Папа, мама, я - спортивная семья»

Спорт, зал

Кл. рук. Родители

6

Экскурсия в весенний лес.

Наблюдения за весенними изменениями в природе. Подвижные игры.

Аллинское

озеро

Кл. рук. Родители

7

Беседа, проект

«Впереди лето - возможности для отдыха в летнее время»

Кабинет

Кл. рук.

8

Родительское

собрание

«Детский отдых в летнее время »

Кабинет

Кл. рук.,

школ.

психолог

Учебно-тематическое планирование

Месяц

Всего

часов

Теоретических

Практических

Примечания

1

Сентябрь

8

3

5

2

Октябрь

8

5

3

3

Ноябрь

7

5

2

4

Декабрь

7

3

4

5

[

Январь

7

2

5

6

Февраль

7

2

5

7

Март

7

3

4

8

Апрель

7

2

....

5

9

Май

8

2

6

Итого:

66

27

39

Результатом практической деятельности по программе «Тропинка здоровья »» можно считать следующее:

  • Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни. Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района. ^ Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления, конкурсы, защиту проектных работ, презентации.
  • Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
  • Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья. Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.
  •  100% учащихся класса заняты во внеурочной  деятельности

Предполагаемый результат:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Литература

  1. ФГОС Примерные программы начального образования. «Просвещение», Москва, 2011.
  2. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. - «Просвещение», Москва. 2011.
  3. Электронный журнал «Учительская» ИРО-РТ , июль 2014.
  4. ОУО «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
  5. БУТ «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2014.
  6. «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П.Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2013.
  7. «Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс 2, Санкт-Петербург 2010.
  8. «365 уроков безопасности» Л.Логинова, Айрис Пресс. Москва. 2010.
  9. «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры - Мир Книги, Москва. 2013.
  10. «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва.