Методическая копилка. Конспекты уроков
урок по рассказу А.П.Чехова "Толстый и тонкий". (ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по ФГОС | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий» (ФГОС)
Предварительное домашнее задание
1) для всех: прочитать рассказ. Ответить на вопрос: «Почему он так называется?»
2) по группам: 1 ряд: найти в словаре толкование непонятных слов. Составить словарную карточку. 2 ряд: выписать из словаря С.И.Ожегова различные значения слов тонкий и толстый. Составить словарную карточку.
3)3 ряд: Составить по 3 «тонких» вопроса по тексту произведения для викторины.
Ход урока
1 этап. Мотивация учебной деятельности. Проверка домашнего задания.
Представьте себе ситуацию, описанную в рассказе, применительно к себе лет через 10-15.Что вы представили? (Случайно встретились на вокзале с другом детства). Как прошла бы ваша встреча? О чём бы вы говорили? как бы называли друг друга? как расстались? Какое впечатление осталось бы от этой встречи?
2 этап. Актуализация знаний
А какие впечатления остались у героев рассказа от этой случайной встречи? Как вы думаете, принесла ли эта встреча радость героям? Как бы толстый рассказывал об этой встрече дома своей жене? А как бы тонкий рассказывал об этом, например, своим сослуживцам? (Импровизация учащихся)
3 этап. Постановка проблемы.
Проблемный вопрос: А почему герои рассказа радости от встречи не испытали? Какую мысль пытается донести до нас автор?
Сможем ли мы ответить на эти вопросы? Что нужно, чтобы найти ответы на них?
(Хорошо знать и понимать текст).
4 этап. Самостоятельная работа и первичное закрепление
Для этого мы используем приём «погружение в текст», первые два этапа погружения вы сделали дома самостоятельно, обсудим результаты, а потом, чтобы работа шла продуктивнее, будем работать в четвёрках.
В этом нам помогут товарищи, которые дома выполнили лексическую работу по тексту.
1 группа.( херес, флёрдоранж, тайный советник, коллежский асессор).
Почему нам важно знать значение этих слов? ( Они характеризуют героев). Какие слова раскрывают образ толстого, а какие тонкого?
2. Викторина, которую приготовила 3 группа.
Викторина.( Конкурс на самый интересный вопрос и на самый развёрнутый ответ)
3. Многозначность слов «тонкий» и «толстый».
2 –ой проблемный вопрос: «В каком значении Чехов использовал эти слова, выведя их в название рассказа?»
Ребята выдвигают гипотезы.
Прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте создадим разноаспектную характеристику героев. Для этого поработаем в группах и выполним блиц-задания. Исследуем рассказ с разных позиций. Что нам уже известно о героях?
Толстый – чиновник 4 класса (генерал), имеет 2 звезды
Тонкий – чиновник 8 класса (капитан), имеет орден святого Станислава
Почему лаконичный Чехов выделяет именно эти характеристики героев? Чин важен для понимания сути рассказа, ведь поведение и психологическое состояние тонкого изменилось именно после того, как он узнал о том, что толстый имеет высокий чин.
В качестве образца создаётся простейший кластер.( опережающее задание: дома вы оформите результаты своего микро-исследования в виде кластера, рисунка или таблицы – кому как удобно.
На что нужно обратить внимание в литературном произведении, чтобы понять авторский замысел?
1 группа: композиция рассказа. Группа решает: будет ли она пользоваться подсказками. (Карточка «Структура рассказа: завязка, кульминация, развязка». Вопрос: в чём особенность композиции? ( нет развития действия).
2 группа: Принцип построения рассказа. (Подсказка: см заглавие). Антитеза.
3. Какие приём использует автор, чтобы раскрыть образы героев? Какой из них является основным? Как с помощью этих приёмов раскрываются образы героев?( Подсказка: описание героев, диалог.) какие детали в описании героев использует автор? Почему нет подробных характеристик персонажей?
3. Речь персонажей. (Подсказка: синтаксис(какие предложения употребляют герои в речи, как обращаются друг к другу? Какие знаки препинания используются в речи каждого персонажа? Есть ли различие в пунктуационном оформлении речи каждого персонажа? ) Почему автор остановился именно на этих синтаксических средствах выразительности?
6. Диалог с точки зрения авторских ремарок. Какими словами автор сопровождает реплики персонажей? Как эти ремарки характеризуют героев?
5. Морфология. С помощью каких глаголов выражается внутренне состояние героев? Как состояние героя выражается в мимике? Попробуйте изобразить в лицах внутренне состояние героев в процессе диалога.
6. Есть ли в рассказе эпитеты? Какой эпитет повторяется? Какой из эпитетов хотелось бы выделить особо? Одинаково ли звучит фраза «оба были приятно ошеломлены» в начале и финале рассказа?
Ответы на блиц вопросы.
4 этап. Итоги урока. Рефлексия деятельности
Почему рассказ является юмористическим? Какие приёмы и средства использует автор для создания комического эффекта? Можно ли, используя чеховские приёмы создания комического эффекта, написать свой юмористический рассказ?
Возвращаемся к проблемным вопросам и пытаемся вновь на них ответить. Сравниваем гипотезы до «погружения в текст» и после, проводим рефлексию.
Изменилось или не изменилось понимание текста? Что показалось интересным? Что стало для вас открытием? Какие вопросы вы хотели бы задать? Чьё выступление вам особенно понравилось?
Почему рассказ является юмористическим? Какие приёмы и средства использует автор для создания комического эффекта? Можно ли, используя чеховские приёмы создания комического эффекта, написать свой юмористический рассказ?
5 этап. Домашняя работа. Самостоятельное закрепление. Творческие задания по желанию учащегося.
- Оформить результаты своей групповой работы в виде схемы, кластера, таблицы.
- Создать иллюстрацию к рассказу или попытаться написать свой юмористический рассказ по аналогии.