Конкурсное испытание " Я учитель" на региональный этап Всероссийского конкурса "Учитель года России"
Эссе "Гражданская позиция современного учителя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdanskaya_pozitsiya_sovremennogo_uchitelya.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя школа»
Конкурсное испытание «Я – учитель»
Эссе «Гражданская позиция современного учителя»
Краснова Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
г. Первомайск
2018 г
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Н.А.Некрасов
Я учитель. Все сказанное и сделанное мной для моих учеников найдет в них отражение. Пусть не сразу. Пусть немножко позже.
Я учитель начальных классов. Это еще большая ответственность, потому что вера детей в меня безгранична. Поэтому все слова и поступки должны быть максимально честными. Дети сразу почувствуют фальшь.
Я мать, у которой сердце болит за всех своих детей: и уже вылетевших из родного гнезда, и тех, кого ещё учу летать.
Я человек. Стремлюсь к стабильности и процветанию во всех сферах жизни.
Я гражданин. От меня, в том числе, зависит, какой будет жизнь в нашем государстве уже сегодня.
Я учитель-гражданин. Поэтому ответственность перед страной, перед моими детьми возрастает.
Моя гражданская позиция заключается в том, что нельзя стоять в стороне и ждать, когда кто-то сделает за тебя жизнь вокруг лучше. Нужно быть активным и стремиться приносить пользу. Кто, если не мы, может изменить мир и его отношение к нам? Кто, если не мы, достоин самого лучшего?
Своим девизом по жизни я взяла слова американского поэта Дугласа Мэллока:
«Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь маленьким деревцем в долине, но только самым лучшим деревцем.
Будь кустиком, если не можешь быть деревом.
Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,
Если не можешь быть кустиком.
Если ты не можешь быть китом, будь самым красивым окунем в озере!
Все мы не можем быть капитанами, кто-то должен быть и матросом.
Для всех найдется работа на корабле жизни, только найди свое дело.
Работа может быть большой и малой.
Мы должны делать то, что неотложно.
Если ты не можешь быть широкой дорогой, будь узенькой тропинкой.
Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе.
Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим!
Проявляй лучшее, что в тебе есть».
К этому призываю я и моих учеников.
Современная система образования направлена на становление активной гражданской личности, конкурентоспособной в стремительно изменяющемся мире. В рамках урочной и внеурочной деятельности мы на ярких примерах учимся этому.
Свою трудовую деятельность я начинала в качестве пионервожатой, поэтому всегда готова пройти этот путь вместе с моими детьми. Традиционным делом нашего класса является взаимодействие с домом милосердия. Несколько раз в год мы навещаем пожилых людей, дарим им концертные номера и маленькие сюрпризы, сделанные своими руками. Ведь одиноким людям нужна наша забота. Иногда достаточно даже одного доброго слова, чтобы поддержать человека.
Не забываем мы и про детей дошкольного возраста. Со своими учениками проводили для воспитанников детского сада мероприятие по правилам дорожного движения, дарили кормушки для птиц, валентинки и многое другое.
Много внимания уделяется краеведению, где ребята узнают историю родного края, учатся гордиться своей малой родиной и людьми, живущими рядом. Большим подспорьем здесь являются экскурсии, встречи с интересными людьми. С трепетом и замиранием сердца знакомятся они с событиями Великой Отечественной войны, принимают участие в акциях «Бессмертный полк», «Письмо ветерану», «Подарок ветерану», «Журавлик мира», в демонстрации ко Дню Победы, в проекте «Мой родной край. Герои-земляки».
Очень важным направлением в развитии гражданской активности считаю экологическое воспитание. Уроки и мероприятия по данной теме плавно перетекают в акции и проекты. Например, «Ёлочка, живи!», «Покорми птиц зимой!», сбор макулатуры, «Подари книге вторую жизнь», «Цветы для школьной клумбы», «Чистый двор, чистая школа» и многое другое. Уже в юном возрасте дети начинают осознавать свою ответственность перед планетой, Родиной, городом за каждый свой шаг.
«Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца!», - писал В. Маяковский. И мои ученики, как маленькие лучики солнца, пытаются осветить окружающим жизнь, внести в неё новые краски. С этой целью ребята в рамках различных акций с удовольствием готовят и раздают жителям города информационные буклеты, открытки, приятные сюрпризы, изготовленные своими руками.
Например, валентинки, куклы-мартинички, записочки с добрыми пожеланиями и высказываниями знаменитых людей.
Настоящий гражданин сознательно должен относиться к своему здоровью и здоровью окружающих. Мы являемся активными участниками спортивных игр и состязаний, проводим различные квесты, игры, проекты, мастер-классы по формированию здорового образа жизни. Например, «Откуда берутся грязнули?», «Планета Здоровейка», «Правильное питание - великое подспорье для нашего здоровья», «Вкусные истории» и многое другое. Вместе с родителями организуем однодневные походы, где с пользой для нашего здоровья весело проводим время. Большинство ребят в моем классе занимаются в различных спортивных секциях.
Постепенно дети приучаются к самостоятельности, предлагая все новые и новые формы проявления доброй воли и гражданской активности. Например, в проведении игр и мастер-классов для ровесников.
А я, как мать, учитель-гражданин и просто человек, всегда рядом, учусь жить, творить и летать вместе с моими детьми. Ведь только все вместе – мы сила.
Мне очень нравится притча про маяк.
Наступал вечер. Некий человек взял маленькую свечку и начал взбираться с ней по длинной винтовой лестнице.
- Куда мы идем? - спросила свечка.
- Мы взбираемся на башню, чтобы осветить кораблям путь в гавань.
- Но ни один корабль в гавани не сможет увидеть мой свет, - возразила свеча.
- Хоть твой огонек и невелик, - сказал человек, - все же продолжай гореть так ярко, как сможешь, остальное же оставь за мной.
Так беседуя, они достигли вершины лестницы, и подошли к большой лампе. Человек зажег лампу при помощи маленькой свечки, и вскоре, большие отполированные зеркала за лампой отразили лучи от маленькой свечки, и свет ее распространился на мили окрест и вглубь моря, освещая путь кораблям и путешественникам.
Как маленькая свечка или даже спичка могут разжечь огромный костер и указать путь сотням людей, так и малое пламя твоего душевного тепла сможет в принципе изменить жизнь, мировоззрение и судьбу людей, даже если ты сам этого еще и не осознаешь в полной мере.
Просто будь светом для окружающих тебя людей, как тот маячок, который радостно направлял корабли в безопасный путь.
Я очень надеюсь, что моя гражданская активность для ребят такой маячок, который поможет найти им свой путь в этом мире и стать настоящими людьми и гражданами нашей великой России. За нами будущее. Ведь кто, если не мы?