Проект "Я и мое тело"
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 3 «Чуораанчык»
Муниципального района «Таттинский улус» Республика Саха (Якутия)
ПРОЕКТ
Образовательно-воспитательной работы
дошкольного образовательного учреждения «Чуораанчык»
Тема: «Я и мое тело».
Авторы-составители:
воспитатели ЦРР детский сад «Чуораанчык»:
Сунхалырова Валентина Васильевна,
Иванова Мария Аркадьевна.
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Время реализации: в течение 1 месяца.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатель, родители воспитанников, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, медсестра.
Возраст участников: дети дошкольного возраста (5-6 лет)
Образовательная область: проект реализуется в рамках программы «От рождения до школы», раздел «Здоровье».
Актуальность темы:
Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. В дошкольном возрасте закладываются основы не только миропонимания, но и самопознания. В это время происходит переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В это время у детей начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, поэтому так важно поощрять познавательную активность, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию. Первым объектом для исследования часто становится сам ребенок и его окружение – взрослые и сверстники. Самое интересное и непонятное для ребенка – это он сам. Ребенок очень рано начинает стремиться к познанию строения своего тела, сравнивает себя с другими, находит сходства и отличия. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Зачем нужны глаза, уши? ... - это только небольшая часть вопросов, которые задает ребенок, и ответить на которые самостоятельно он не может. И тут главная задача взрослого – поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить их помогать себе, научить их бережно относиться к своему организму. Усвоение ребенком знаний о человеческом теле и организме будет способствовать лучшему самопознанию, пониманию зависимости совей жизни от окружающей действительности, от умения ориентироваться в ней. Эти знания помогут детям осмыслить собственное существование среди других детей, осознать свою неповторимость и одновременно сходство со сверстниками. Все, что будут учить дети, они станут применять в реальной жизни, на практике.
Мы хотим видеть наших детей активными, любознательными, умеющими ориентироваться в окружающем мире, решать возникающие проблемы, самостоятельными личностями. Ведь именно с дошкольного возраста закладывается заинтересованность в здоровом образе жизни, и эта проблема ЗОЖ является особенно актуальной в наше время.
Таким образом, можно заключить, что тема самопознания является актуальной для изучения с детьми дошкольного возраста, а использование технологии проектирования позволяет детям стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, а также создает условия для привлечения в образовательно-воспитательный процесс и их родителей.
Цели проекта:
1. пробуждать у детей интерес к изучению своего тела, его возможностей; развивать творческие способности;
2. формировать у детей основы гигиенической культуры;
3. разработать наглядные материалы и пособия, оказывающие развивающее воздействие на детей дошкольного возраста.
4. развитие свободной творческой личности ребёнка.
Задачи проекта:
- Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности.
- Разработать перспективное тематическое планирование по теме «Я и мое тело»
- Подобрать методы педагогической диагностики. В процессе диагностики выявить уровень знаний и представлений детей об организме человека.
- Разработать циклы игр-занятий по разделам проекта, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов деятельности
- Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, опыты и эксперименты, литературный материал согласно задачам разделов проекта
- Включить в практическую деятельность с детьми разнообразные материалы, нетрадиционные техники.
- Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию проекта.
- Обогатить игровую среду дидактическим материалом.
- Разработать консультативного материала для родителей и педагогов ДОУ по темам разделов проекта
- Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма
- Учить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста
- Дать элементарные представления о значении органов чувств
- Приобщать детей к процессу познания через вовлечение их в разные виды практической и игровой деятельности
- Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, развлечений, организацию совместной с детьми деятельности
- Развивать воображение и творческие способности детей
Гипотеза образовательного проекта.
В результате целенаправленной и системной работы с детьми дошкольного возраста по теме «Я и мое тело» возможно, у детей будут сформированы простейшие представления о человеческом организме и его возможностях, о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья, а также повыситься уровень познавательного развития.
Принципы реализации проекта:
1. доступность:
· учет возрастных особенностей детей
· адаптированность материала
2. систематичность и последовательность:
· постепенная подача материала от простого к сложному
· частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
3. наглядность и занимательность:
· предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
4. динамичность:
· интеграция проекта в разные виды деятельности
5. дифференциация:
· создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком
Этапы работы над проектом
Направление деятельности, её этапы. Сроки реализации. | Задачи | Содержание |
I этап – информационно-аналитическое. методическое обеспечение проекта.
Срок: 1-4 апреля
| Задача: Сбор и анализ информации, оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса | 1.Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности. 2.Изучение педагогического опыта работы по развитию представлений детей о человеческом организме и его возможностях. 3.Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения уровня знаний по разделам программы). 4. Составить перспективный тематический план по теме проекта «Что я знаю о себе?» 5. Разработка цикла игр-занятий в рамках проектной деятельности. 6. Согласно задачам и содержанию определить формы организации 7. Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, опыты и эксперименты, литературный материал согласно задачам. |
II этап – работа с детьми Срок: 5-8 апреля
| Задачи: 1. Формировать у детей простейшие представления о человеческом организме и его возможностях 1. Формировать у детей представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья 2. Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, творческая активность; снижение напряженности, скованности. | 1. Проведение педагогической диагностики через беседы, наблюдения, игру, с целью выяснения уровня знаний по разделам программы. 2. Создание ситуации вовлечения детей 3. Реализация цикла игр - занятий 4. Создание условий для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу (при необходимости оказание помощи) 5. Создание условий для проведения опытов, экспериментов и наблюдений 6. Создание таких условий, при которых дети могут самостоятельно делать выводы и заключения, опираясь на прошлый опыт, и опыт, полученный в ходе проведения экспериментов |
III этап – работа с родителями. Срок: 11-15 апреля | Задача: вовлечение родителей в проектную деятельность. | 1. Подготовка консультативного материала для родителей. 2. Создание рисунков воспитанников. 3. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности. |
IV этап – работа с педагогическим коллективомСрок: 18-22 апреля | Задача: вовлечение педагогов в проектную деятельность. | 1. Подготовка информационного и консультативного материала для педагогов.2. Привлечение специалистов ДОУ и родителей, работников ЦРБ к участию в мероприятиях в рамках проекта.3. Проведение совместно с медсестрой недели «Европейская иммунизация». |
V этап – подготовка к презентации и презентация проекта Срок: 25-29 апреля | Задача: демонстрация опыта работы | 1. Обобщить опыт работы и оформить в виде папки, материал представить в методический кабинет ДОУ. 2. Создание выставки рисунков к неделе «Европейская иммунизация». |
Ожидаемый результат проектной деятельности:
- повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост.
- повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.
- сформированы простейшие представления о человеческом организме и его возможностях, о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья
- повысился уровень познавательного развития
- развитие творческих способностей
- партнерские отношения родителей, работников ЦРБ и педагогов в совместной организации жизни группы.
Результаты:
- создание информационного материала для детей по разделам проекта.
- консультация и информация для родителей.
- участие в выставке рисунков детей «Европейская иммунизация».
- применение на учебной практике правил созданных совместно с детьми.
- чтение художественной литературы.
- Встреча со специалистом ЦРБ
- Беседа с последующим анализом «Спички детям не игрушки».
-
- повышение интереса к собственному телу и организму..
- дети знают и применяют на практике правила для ЗОЖ.
.
Перспективный план проекта «ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ»
Разделы проекта | Задачи | Содержание работы |
1. «Я и мое тело» - «Вот я какой» - «Мои ручки» - «Мои ножки» - «Я – девочка, я - мальчик» - «Я расту»
| Познакомить детей с внешним строением тела, возможностями тела. Вызвать интерес к дальнейшему познанию. | - игры-занятия для детей по разделу - консультация для родителей «Объем валеологических знаний детей 5-6 лет»; - ознакомление с результатами антропометрии; - консультация инструктором по физической культуре по циклу упражнений по закреплению основных видов движений. - привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (сбор иллюстративного материала по темам раздела); - Дидактические игры: «Чем похожи», «Умею – не умею», «Чудесный мешочек», «На что похоже», «Кто быстрее достигнет цели», «Чем похожи, чем отличаются», «На что похоже», «Найди пару», «Угадай, кто это?», «Составь фигуру девочки (мальчика)», «Подбери одежду», «Кто больше знает о себе».
|
3. «Окошки в мир» - «Глаза» - «Уши» - «Нос» - «Язык» - «Кожа» | Познакомить детей с органами чувств. Расширить представление о том, что все они могут сделать. | - игры-занятия для детей по разделу - информация для родителей: «Зарядка для глаз», «Поиграем с ушками» (массаж ушей). - привлечение специалиста – медицинский работник проводит с детьми беседы о необходимости соблюдения правил гигиены «Чистота – залог здоровья». - создание рисунков с детьми. Дидактические игры: 1. «Найди такого же цвета (размера, формы)», «Узнай мое настроение по глазам», «Составь загадку», «Хорошо – плохо» 2. «Узнай по голосу», «Какой музыкальный инструмент звучит», «Определи по звуку», «Хорошо – плохо» 3. «Угадай по запаху», «Хорошо – плохо» 4. «Съедобное – несъедобное» 5. «Найди на ощупь», «Найди пару»
Опыты, эксперименты, наблюдения: 1. «Я назову, а ты покажи» 2. «Слышу – не слышу» 3. «Значение носа для речи» 4. «Определи на вкус» 5. «Какая вода в стакане», «Как передаются микробы от человека к человеку», «Как микробы боятся мыла» |
4. Внутренние органы - «Мое сердце». - «Пищеварение».
| Продолжать формировать у детей элементарные представления об организме человека, о внутренних органах и их значении. | - игры-занятия для детей по разделу. - физкультурный досуг на улице по плану инструктора по физической культуре. - привлечение родителей в проведении недели «Европейская иммунизация». - информационный материал для родителей. - создание совместно с детьми «Правила здорового питания» Дидактические игры: «Умею – не умею», «Послушаем свой организм», |
4. Презентация проекта «Что я знаю о себе» |
| - привлечь родителей для участия в обобщенном занятии «Я и мое тело». - обобщенная беседа «Здоровье- главное богатство» - обобщить опыт работы и оформить в виде стенда; - оформление выставки детских работ |
Приложение 7
Массаж «Поиграем с ушками».
Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
а) «Найдем и покажем ушки» - дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).
б) «Похлопаем ушками» - ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
в) «Потянем ушки» - малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
г) «Покрутим козелком» - ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелком – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.
д) «Погреем ушки» - ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
Приложение 8
Беседа «Здоровье –главное богатство».
1. Вопросы:
- Кого называют богатыми людьми?
- Если у человека много денег, красивых вещей и других ценностей, но у него что-нибудь болит, что для него будет важнее: иметь все эти вещи или выздороветь и больше не болеть?
2. Подвести к пониманию пословицы: «Здоровье дороже богатства».
3. Вспомнить, что нужно делать, чтобы быть здоровым, обобщая ответы, привести соответствующие четверостишия:
Завтрак, полдник, днем обед
И вечерний ужин
Кушай правильно, дружок,
Вовремя и в меру.
Умывать лицо и руки,
Шею непременно
Надо по два раза в сутки,
Снижая постепенно
У воды температуру, чтобы не глотать микстуру.
Со здоровьем дружит спорт:
Стадион, бассейн и корт,
Зал каток – везде нам рады,
Будут кубки нам в награду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1.docx | 582.63 КБ |
prilozhenie_2.docx | 758.14 КБ |
prilozhenie_3.docx | 676.38 КБ |
prilozhenie_4.docx | 733.55 КБ |
prilozhenie_5.docx | 562.89 КБ |
prilozhenie_6.docx | 713.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Встреча с Турниной Анной Павловной, детским педиатором Таттинской ЦРБ
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Предварительный просмотр:
Приложение 5
Предварительный просмотр:
Приложение 6