Понятие и сущность развивающей среды
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации».
«Понятие и сущность развивающей среды»
Работу выполнила:
Павлова Августина Федоровна
Курс переподготовки ДО «Воспитатель детей дошкольного возраста»
IV группа
Якутск 2014
- Дать определение понятию «развивающая среда»
В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.
Развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
- Охарактеризовать структурные компоненты развивающей среды.
Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно – экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.
В состав предметно – игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.
- Выделить характеристики образовательного пространства.
Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства: гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;
непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;
вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;
интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;
открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;
- Выделить основные параметры развивающей среды.
Л.Н. Седова выделяет три основных параметра значимости развивающей образовательной среды для процесса становления личности.
Во-первых, это параметр целеполагания, ориентирующий педагога дошкольного образования на понимание развивающей образовательной среды как специально организованного пространства, предоставляющее каждому включенному в нее субъекту широкий простор для оптимального развития и адекватной самореализации разных видов активности как базового основания личности.
Второй параметр осмысления развивающей образовательной среды как педагогического явления, выступающего условием становления личности, связан с современными поисками в области нового содержания образования.
Третий параметр в рассмотрении развивающей среды с позиций педагогической науки определяется поиском результативных способов и методов формирования познавательной активности. В этой связи требует специального педагогического осмысления технологии создания развивающей среды в рамках различных типов образовательных учреждений, равно как и технологии создания специальных педагогических ситуаций, позволяющих стимулировать психическое развитие ребенка.
- Назвать принципы построения развивающей среды в условиях ДОУ.
- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
- Принцип активности.
- Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.
- Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.
- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
- Принцип открытости – закрытости.
- Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Таким образом, развивающая среда – это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.
- Составить схему развивающей среды в ДОУ.