Понятие и сущность развивающей среды

Павлова Августина Федоровна

Описание развивающей среды в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razviv._sreda.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации».

 «Понятие и сущность развивающей среды»

Работу выполнила:

Павлова Августина Федоровна

Курс переподготовки ДО «Воспитатель детей   дошкольного возраста»

IV группа

                                                      Якутск 2014

  1. Дать определение понятию «развивающая среда»

        В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.

Развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

  1. Охарактеризовать структурные компоненты развивающей среды.

       Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно – экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.

В состав предметно – игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

  1. Выделить характеристики образовательного пространства.

        Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства: гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;

непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;

вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;

открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;

  1. Выделить основные параметры развивающей среды.

           Л.Н. Седова выделяет три основных параметра значимости развивающей образовательной среды для процесса становления личности.

Во-первых, это параметр целеполагания, ориентирующий педагога дошкольного образования на понимание развивающей образовательной среды как специально организованного пространства, предоставляющее каждому включенному в нее субъекту широкий простор для оптимального развития и адекватной самореализации разных видов активности как базового основания личности.

Второй параметр осмысления развивающей образовательной среды как педагогического явления, выступающего условием становления личности, связан с современными поисками в области нового содержания образования.

 Третий параметр в рассмотрении развивающей среды с позиций педагогической науки определяется поиском результативных способов и методов формирования познавательной активности. В этой связи требует специального педагогического осмысления технологии создания развивающей среды в рамках различных типов образовательных учреждений, равно как и технологии создания специальных педагогических ситуаций, позволяющих стимулировать психическое развитие ребенка.

  1. Назвать принципы построения развивающей среды в условиях ДОУ.
  • Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
  • Принцип активности.
  • Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.
  • Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.
  • Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
  • Принцип открытости – закрытости.
  • Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Таким образом, развивающая среда – это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

  1. Составить схему развивающей среды в ДОУ.